Психологические методы оценки работоспособности. Методы изучения работоспособности человека

Психологические методы оценки работоспособности. Методы изучения работоспособности человека

В связи с ростом популярности спортивного плавания в ряды постоянно тренирующихся пловцов с каждым годом вливаются все новые и новые спортсмены. Постоянное повышение рекордных достижений, стремление к победам на различных международных и всесоюзных соревнованиях по заставляет спортсменов и их тренеров искать все более совершенные средства и методы тренировки. Еще не достигнув зрелого возраста, спортсмены тренируются по 3 - 4 часа в день, проплывая за это время по 15 - 16 км, интенсивно занимаются не только в воде, но и на суше, в гимнастических залах. При этом нередко тренировка ведется на грани физиологических возможностей человека. Иные спортсмены не выдерживают предельных физических и психических нагрузок, преждевременно бросают .

Вот тут-то и проявляется роль врача, стоящего на страже здоровья пловцов, роль профилактической медицины, предупреждающей заболевания и преждевременное спортивное увядание. По этим вопросам, связывающим медицину и плавание, в последнее время публикуется в специальных изданиях много статей, авторы которых - ученые, врачи, тренеры.

В ряде заслушанных и обсужденных на конгрессе докладов было со всей очевидностью доказано, что правильно построенная современная тренировка пловцов, с постепенно возрастающими физическими и психическими нагрузками, укрепляет здоровье, поднимает общую работоспособность организма, совершенствует слаженность и эффективность деятельности внутренних органов и систем человека.

Интенсивная же тренировка с предельными нагрузками, продолжающаяся длительные периоды (месяцы, годы) и превышающая физиологические возможности организма, ослабляет его защитные свойства и, образно говоря, открывает ворота для многих болезней, особенно тех, которые вызываются инфекциями.

В одной из статей И. Гетц подчеркивает, что существующее утверждение, будто сопротивляемость организма спортсмена болезням сама по себе достаточно высокая, легко опровержимо, потому что на практике часто встречается совсем обратное положение. В сборной команде ГДР по плаванию, готовившейся к Мюнхенской и Монреальской олимпиадам, имело место немало пропусков тренировок из-за различных заболеваний пловцов. Так, в период подготовки к мюнхенским соревнованиям более 70% всех пропусков тренировок из-за болезней обусловливались не травматическими, а простудными заболеваниями, причем в большинстве случаев инфекционного характера. Автор отмечает, что особо ответственные и интенсивные периоды тренировки вызывают высокую степень физического истощения, повышая восприимчивость организма к инфекции, особенно в тех случаях, если тренировка строится неправильно и в неблагоприятных погодных условиях.

Американский ученый, профессор Р. Доминго в своем докладе на IV конгрессе МК ФИНА сообщил, что в течение ряда лет он наблюдал за состоянием здоровья 144 юных пловцов - участников первенств США в плавании баттерфляем в различных возрастных группах - от 9 до 18-летнего возраста. Он подметил, что по мере, роста в этих группах физических нагрузок (9 - 10-летние пловцы проплывают за день в среднем 800 - 1000 м, 11 - 12 летние - 1500- 1800, 13 - 18-летние - до 9000) увеличивалось количество заболеваний, особенно травматологического характера - болевые явления в позвоночнике, причем у 9 - 10-летних пловцов этих болезненных явлений совсем не было, у 11 - 12-летних они встречались в единичных случаях, а у 13 - 18-летних - примерно у каждого третьего пловца.

Важно, чтобы о любом болезненном состоянии пловца было немедленно сообщено врачу. Диагноз болезни и назначение лечения целиком входят в компетенцию врача. Он определяет характер заболевания, назначает лечение, контролирует ход болезни, определяет сроки возобновления тренировок в бассейне, прерванных из-за болезни, регулирует тренировочные нагрузки до полного выздоровления пловца.


Однако почти любую болезнь спортсмена можно предупредить или с помощью определенных мероприятий ослабить ее течение и последствия. Й вот тут главная роль принадлежит самому спортсмену или его тренеру. О том, как это сделать, довольно полно рассказывается в уже опубликованных в прессе статьях. Об этом шла речь и на IV конгрессе МК ФИНА. В данном кратком обзоре нет возможности рассмотреть все специфические заболевания и травматические повреждения пловцов. Да это было бы и преждевременным, потому что только во время IV конгресса в Стокгольме МК ФИНА принял решение создать специальные подкомитеты: один - для разработки классификации травматических повреждений в бассейнах, 2й - для определения причин их возникновения и профилактических мероприятий; другой - для решения тех же задач, но связанных со специфическими заболеваниями пловцов. Свои предложения по этим вопросам подкомитеты МК ФИНА представят на утверждение конгресса ФИНА лишь в дни Московской олимпиады.

В настоящее время из различных характерных заболеваний и травм у пловцов выделяют 2 группы: простудные болезни верхних дыхательных путей и травматические заболевания суставных сумок, связок, и сухожилий плечевого и коленного суставов. О них и будет продолжен ниже обзор зарубежных источников.

Простудные заболевания. Спортсмены, занимающиеся в группах спортивного совершенствования ДЮСШ плавания, обычно находятся в одинаковых условиях одного и того же бассейна, а те, кто учится в спецклассах при об щеобразовательных школах, имеют еще и однотипный распорядок всего дня. И тем не менее даже в периоды гриппозных эпидемий заболевают не все из этих спортсменов. Чем же это объясняется? Дело в том, что грипп вызывается определенными вирусами, которые попадают из окружающей среды в организм каждого пловца данной школы. Но у одних побеждают защитные свойства организма, и болезнь отступает, а у других победителями становятся вирусы, вызывая заболевание с характерными для него симптомами - повышением температуры тела, недомоганием, головными болями, отсутствием аппетита, в ряде случаев еще и кашлем, насморком, болями при глотании, как результат воспалительных процессов слизистых оболочек носоглотки и всей верхней части дыхательных путей.

Чтобы предупредить болезнь, нужно прежде всего знать причины создания в организме спортсмена благоприятных условий для активизации вирусов, микробов. Перечислим основные из этих причин:

1. Снижение сопротивляемости (резистентности) организма, вызываемое чрезмерными физическими нагрузками (т. е. такими по объему и интенсивности, к которым пловец еще не подготовлен всей предыдущей тренировкой); нарушениями режима дня, недосыпанием, неправильно построенным и неполноценным питанием, отсутствием в дневном распорядке достаточного времени для активного отдыха, прогулок, игр и развлечений; нарушением гигиенических требований к условиям тренировки (например, перехлорированная вода бассейна, отсутствие необходимого отдыха между тренировками).

2. Частые переохлаждения организма, вызываемые длительной тренировкой в прохладной воде (ниже 24 - 25?), пребывание в раздетом виде в холодном помещении со сквозным ветром, в плохую погоду - на воздухе; незакаленные к стойкому перенесению низких температур кожный покров и слизистые оболочки носоглотки; невозможность приема теплого душа после продолжительной тренировки в воде.

3. Курение и другие вредные привычки. Естественно, усилить сопротивляемость организма болезнетворным вирусам, т. е. повысить его резистентность, можно прежде всего путем устранения всех перечисленных выше причин. Для этого необходимо:

1) строить тренировки в соответствии с возрастными и половыми особенностями организма, с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и спортивного стажа;

2) систематически углублять у спортсменов знание и понимание всей важности пра- вильного построения режима дня (особенно чередования в нем учебы в школе, тренировок в бассейне и отдыха).

Это целый комплекс организационных мероприятий, направленных на то, чтобы обеспечить самые благоприятные условия для полноценных занятий в бассейне: создание в одной из близрасположенных к бассейну школ специализированных классов, благодаря чему можно проводить две полноценные тренировки в бассейне (утром - до учебы в школе и во второй половине дня); организация в школе или в бассейне питания; выделение в бассейне специальных комнат для подготовки к школьным урокам и для отдыха; создание нормальных условий для тренировки в бассейне (контроль за хлорированием воды в ванне бассейна, температурой воздуха и воды, вентиляцией в помещениях бассейна и гимнастическом зале); наличие у пловцов тренировочных костюмов или халатов для тех случаев, когда им приходится долго ожидать входа в воду, находясь в условиях прохладного воздуха, при ветре и сквозняке;

3) обеспечивать нормальное пловца: не только достаточную калорийность (это легко устанавливается систематическим, не реже одного раза в неделю взвешиванием спортсменов), но и необходимое качество продуктов питания, с обязательным включением в ежедневное меню до 500 г свежих овощей, фруктов (или соответствующих соков, витаминов).

Вопросам питания пловцов было уделено на IV конгрессе МК ФИНА немало внимания. В докладе австралийского ученого К. Фитча подчеркивалось, что специфические условия тренировки (плавание в воде), большие физические нагрузки для несформировавшегося еще организма юного пловца требуют, чтобы в рацион питания обязательно входили как различные витамины, так и некоторые минеральные вещества (например, фосфор, железо, ферратин и др.), назначаемые врачами;

4) систематически осуществлять различные мероприятия, повышающие уровень закаленности и устойчивости организма пловца к охлаждению кожных покровов и слизистых оболочек:

Ежедневное применение температурных и механических раздражений кожи в рамках личной гигиены (прохладный душ после утренней зарядки, растирание тела холодной водой, растирание кожных покровов сухой щеткой, полоскания полости рта и носа холодной водой, воздушные ванны, приучение к легкой одежде и др.);
- применение сауны, но в разумных рамках, щадя сердечно-сосудистую систему пловца.

На протяжении последних 5 - 6 лет сауна нашла прочное место в режиме тренирующихся пловцов, и это приносит им большую пользу. Но чрезмерное увлечение сауной нередко дает и отрицательные результаты. Вот почему, пользуясь ею, надо строго соблюдать определенные правила: применять саун у не чаще 2 - 3 раз в неделю (для хорошо тренированных взрослых пловцов - 3 - 4 раза) с сеансами продолжительностью не более 8 - 10 мин. при максимальной температуре в помещении сауны 80?, - внимательное отношение к подбору повседневной одежды, особенно в местах с быстроменяющимся климатом, с частыми дождями и вечерними похолоданиями. Особенно нужно беречь от переохлаждения ноги и голову. Вот почему так важно после тренировки в бассейне, особенно в холодную погоду, насухо обтереться и как следует высушить волосяной покров головы. Если спортсмен все-таки переохладится, то необходимо как можно скорее принять согревающую ванну продолжительностью 15 - 20 мин. при температуре воды 39 - 40?, - ингаляции (вдыхание, полоскание) специальных веществ, обладающих способностью препятствовать активизации инфекции и анти- септическим воздействием (проводятся по указанию и под наблюдением врачей); применение с целью профилактики по назначению врачей антибиотиков, бронхоспазматиков и других медикаментозных средств. Профилактические ингаляции имеют особенно важное значение осенью и зимой. В то же время можно проводить и ежедневное (2 - 3 раза в день) полоскание полости рта и носа физиологическим раствором поваренной соли с добавлением на стакан воды чайной ложки соды; - применение световых камер для головы и всего тела в среднем 3 раза в неделю продолжительностью по 10 мин., а также ультрафиолетовые облучения, способствующие повышенному образованию в организме защитных ферментов, противостоящих инфекции. Особенно полезны подобные облучения поздней осенью и ранней весной продолжительностью каждый раз до 6 недель. Они проводятся 3 раза в неделю сеансами от 2 мин. с прибавлением на каждом последующем сеансе 1 мин. (предельно - до 15 мин.);

5) немедленная изоляция обнаруженного источника инфекции, чтобы воспрепятствовать широкому распространению вирусов. Если обнаруженный больной находился в последние перед заболеванием дни в группе спортсменов и, таким образом, явился источником распространения среди них инфекции, то крайне необходимо произвести им санацию полости рта. В дни эпидемии каждый спортсмен должен в общественных местах надевать защитную марлевую сетку на лицо;

6) категорическое запрещение курения, так как никотин поддерживает и активизирует инфекцию, ослабляет защитные свойства организма. И конечно же, ни один спортсмен не должен уклоняться от противогриппозных прививок, назначаемых врачом, даже если они вызывают временные болезненные явления (легкое повышение температуры, головокружение, слабость, головную боль).

Всякая болезнь тем легче поддается лечению, чем она раньше будет опознана. Вот почему при малейших признаках заболевания спортсмен должен тотчас же измерить у себя температуру и обратиться к врачу. При обнаружении повышенной температуры необходимо прекратить тренировку в бассейне. Все клинические средства мобилизуются для быстрого излечения пловца, с тем чтобы как можно скорее он мог возобновить спортивную тренировку. В первые дни после снижения температуры осторожное плавание выступает как лечебное клиническое средство, позволяющее больному быстро восстановиться и укрепить свои силы. Вот почему в первые дни занятий на водных дорожках плавание должно носить чисто оздоровительный характер, плавательные упражнения ограничиваются по продолжительности (30 мин. 1 раз в день или по 20 мин. 2 раза в день), объему (1 - 1,5 км) и интенсивности (только спокойное плавание). Тренировочные нагрузки не должны вызывать большую частоту сердцебиений (110 - 120 уд. в 1 мин., не больше). И лишь после 3 - 4 дней такого оздоровительного плавания, при наличии хорошего самочувствия спортсмен постепенно (в течение 4 - 5 дней) переходит к своей обычной тренировке в бассейне и гимнастическом зале. При этом вначале осваиваются прежние объемы плавания, затем и интенсивность. Но это лишь общие указания. Они корректируются тренером в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена.

Травматологические заболевания. На IV конгрессе МК ФИНА подчеркивалось, что отклонения от оптимальных нагрузок и рациональных форм техники плавания приводят при длительной тренировке пловцов к болезненным явлениям: у кролистов - в плечевом суставе, у брассистов - в коленном, у баттерфляистов в позвоночнике. И если пловец жалуется на боли в этих местах, виноват тренер, допускающий систематические перегрузки и прививший своему ученику неправильную технику плавания. Это доказали своими научными трудами Д Кеннеди (Канада), Э. Эрикссон (Швеция), Р. Доминго (США) и другие ученые, поделившиеся на IV конгрессе МК ФИНА интересными результатами своих многолетних наблюдений.

Особенно большой интерес для тренеров-практиков и спортивных врачей представлял доклад доктора медицины Д. Кеннеди из Онтарио (Канада), в котором были сообщены результаты длительного изучения им проблемы ортопедических проявлений и заболеваний у пловцов. Целенаправленное изучение данной проблемы было начато ученым во время Мюнхенской олимпиады и продолжалось все последующие годы, включая период подготовки сильнейших канадских пловцов к Олимпийским играм в Монреале и их участия в олимпийских соревнованиях. Как известный в своей стране ортопед, Д. Кеннеди был включен в качестве врача-консультанта в состав олимпийской спортивной делегации Канады, выезжавшей в 1972 г. в Мюнхен. Эта делегация насчитывала 296 спортсменов, в том числе 35 пловцов (примерно 12%). За дни мюнхенских олимпийских соревнований им было зарегистрировано 127 обращений канадских спортсменов с жалобами на боли в суставах и мышцах или за получением различных консультаций по поводу ортопедических и травматологических недугов. Тогда же Д. Кеннеди обратил внимание на то, что больше всего (почти 34%) таких обращений приходилось на долю пловцов. Они жаловались на болевые явления в плечевом суставе (16 случаев), коленном (12), в икроножных мышцах и ступне (8), в различных других частях тела (7). Такое массовое распространение у сильнейших канадских пловцов подобных явлений побудило Д. Кеннеди провести у себя на родине тщательное специальное исследование почти во всех плавательных клубах Канады.

Основное внимание было обращено им не только на распространение ортопедических проявлений и заболеваний, но и на их связь с методами тренировки, возрастом и спортивным стажем пловцов. Ему удалось обследовать 2496 спортсменов-пловцов, имевших какие-либо жалобы ортопедического характера. 90% из них приходились на те же анатомические области, что и у участников Мюнхенской олимпиады, с явным преобладанием болезненных явлений в плечевом суставе. В число обследованных входили те пловцы, которые из-за болезней суставов вынуждены были прекратить регулярные тренировки по плаванию. Интересно отметить, что осуществление позже Канадской федерацией плавания рекомендованных доктором Кеннеди мероприятий по борьбе с таким массовым распространением ортопедических заболеваний привело к тому, что в олимпийской команде Канады по плаванию, выступавшей на Монреальской олимпиаде, число болезненных проявлений в суставах сократилось по сравнению с Мюнхеном более чем в 2 раза. Во всех случаях изучения данной проблемы неизменно первое место по числу ортопедических жалоб пловцов занимал плечевой сустав. При этом выявлялась довольно характерная картина развития болезни этого сустава. Вначале боли в нем возникали только после плавания, причем чаще всего после плавания вольным стилем и баттерфляем. Это дало основание доктору Д. Кеннеди считать болезнь плечевого сустава специфическим заболеванием кролистов и баттерфляистов. Во второй фазе развития этого заболевания болевые явления возникали уже во время тренировки и продолжались некоторое время после плавания. При этом ощущаемые пловцом боли были еще не настолько сильны, чтобы преждевременно прекращать тренировку или ограничивать движения. Наконец, третья фаза болезни приводила к ограничению гребковых движений и вынуждала пловца преждевременно заканчивать плавательную тренировку (боли оказывались особенно ощутимыми при отведении плеча в сторону до угла от 60 до 120?).

С целью помочь тренеру, врачу и самому спортсмену эффективнее бороться с нарастанием подобных болезненных явлений доктор Д. Кеннеди тщательно изучил происходящие в суставе болезненные изменения, их происхождение, развитие и причины. При этом он воспользовался оригинальными исследованиями своего соотечественника из Торонто доктора М. Нэба, который проводил многократные темноокрашенные микроинъекции в артериальные сосуды, питающие кровью область плечевого сустава, охватывающие его мышечно-вращательную манжету. Полученная этим ученым серия микро-ангиограмм позволила установить своеобразные модели сосудистой ткани плечевого сустава при различном характере вращательных движений, в различных стадиях развития болезни. Эти исследования своего коллеги доктор Д. Кеннеди дополнил целым рядом личных наблюдений, проведенных над спортсменами-пловцами и на анатомических вскрытиях трупов, таким образом ученым удалось определить причины заболевания и характер нарастающих в суставе изменений под влиянием прогрессирующей болезни. Дело в том, что тренировка в плавании вольным стилем или баттерфляем связана с многократным (исчисляемым многими тысячами раз за одну тренировку) повторением движений в плечевом суставе, характеризующихся максимальной амплитудой вращения и крайними позициями плеча. Эти часто повторяющиеся движения дают колоссальную нагрузку на плечевой сустав (особенно на сухожилия тех мышц, которые выполняют характерные для пловцов вращения плеча).

Нагрузка эта, по выражению доктора Д. Кеннеди, во много раз превышает созданные природой возможности плечевого сустава. Сухожилия мышц, выполняющих вращательные движения плеча, проходят в непосредственной близости от головки плечевой кости. В отдельные моменты вращения сухожилия сдавливаются; в них нарушается кровообращение, и при неподготовленности к таким большим напряжениям это ведет к локальному отмиранию некоторой части сухожильных клеток. Они и вызывают болезненные явления. Если вовремя, т. е. при первых симптомах болезни, прекратить или сократить нагрузки, то омертвевшие клетки успевают рассосаться и замениться новыми. Но если нагрузки продолжаются в нарастающей степени, то отмирание клеток прогрессирует, вследствие чего развивается воспалительный процесс, охватывающий иногда не только внутрисуставные сухожилия, но и всю суставную сумку.

Так рождаются характерные для спортсменов, плавающих вольным стилем и баттерфляем, болезни - тендит (воспаление сухожилий) и бурсит (воспаление суставной сумки). А это может закончиться заболеванием всей мышечно-вращательной манжеты плеча, с разрывами мышечных волокон, нередко вынуждающим спортсмена навсегда оставить плавательный спорт. Что же делать тренеру и спортсмену при появлении болезненных явлений в плечевом суставе и как предупредить их нарастание? Прежде всего принимать профилактические меры, а именно: - последовательно и постепенно повышать нагрузки на плечевой сустав. В первые годы тренировки (это особенно важно для детей: у них суставы еще не окрепли) не давать больших объемов плавания с высокой интенсивностью преодоления длинных дистанций. Переходить к современным нагрузкам (15 - 20 км в сутки) лишь после 4 - 5-летней предварительной плавательной подготовки; - с детских лет в умеренных дозах применять специальные гимнастические упражнения, развивающие мышечно-связочный аппарат и увеличивающие силу, выносливость и гибкость суставов; - не допускать перерастания первой фазы заболевания во вторую и тем более в третью. Для этого тренер или врач должен провести среди пловцов разъяснительную работу, потребовать, чтобы при появлении первых признаков заболевания (боли в суставе после тренировки) они не скрывали их, сразу сообщали об этом тренеру и врачу. При появлении таких жалоб тренер должен снизить общую нагрузку плавательной тренировки, сократить длину дистанции в упражнениях, увеличить интервалы при выполнении различных серий упражнений. Хорошие результаты дает временное переключение такого пловца на плавание брассом, с резким сокращением плавания кролем и баттерфляем. Если же болезнь все-таки переходит во вторую фазу и пловец начинает жаловаться на постоянные (не прекращающиеся от месяца к месяцу) боли в плечевом суставе, то тренеру, если эти стойкие явления появляются у пловца в детском возрасте, стоит подумать о переключении его на другую специализацию, т. е. на постоянное плавание брассом или кролем и баттерфляем только на спринтерские дистанции, что позволит несколько сократить общие тренировочные объемы. При полном устранении болезненных явлений можно вернуться к прежней программе. Но если и такое изменение плавательной специализации не устранит болезнь и она станет переходить в третью фазу (боли в суставе, ограничивающие амплитуду и качество гребковых движений), то следует либо временно (на несколько месяцев), либо вовсе прекратить плавательную тренировку, переключив пловца на другой вид спорта.

В своих исследованиях доктор Д. Кеннеди заметил, что чем выше общий объем плавания, применяемый в среднем за один день тренировки, тем ортопедические проявления у пловцов более стойкие. У начинающих пловцов, тренирующихся с малыми объемами плавания, жалобы на боли в суставах встречаются очень редко. Они нарастают с увеличением спортивного стажа и объемов плавания; чаще всего встречаются у спортсменов, проплывающих за одну тренировку, до 5000 метров и больше. Конечно, не у всех пловцов, а только у тех, кто бурно форсировал повышение нагрузок.

Полученные доктором Д. Кеннеди результаты исследований согласуются с выводами его коллеги по ортопедии проф. Р. Доминго, о котором упоминалось в начале настоящего обзора. Это и позволило ученым сделать вывод, что болезнь плечевого сустава - продукт неправильно построенной тренировки. Естественно, могут быть и исключения из этого правила, например пловцы с природной слабостью суставов. В таких случаях тренер должен не допустить перерастания болезни во вторую фазу, прекратив плавание тем способом, который вызывает болезненные явления. Иногда одно переключение с кроля на баттерфляй или наоборот (не говоря уже о переключении с кроля на брасс) дает, по заверению доктора Д. Кеннеди, отличные результаты (полное прекращение болевых ощущений при плавании).

Таким образом, умело регулируемое содержание плавательной тренировки может способствовать предупреждению болезненных явлений в плечевых суставах пловцов, а при наличии соответствующих жалоб - полному их устранению или прекращению развития болезни.

Остановившись подробно на профилактических мерах, доктор Д. Кеннеди дал в своем докладе и ряд рекомендаций по лечению болезни средствами терапии, хирургии, физиотерапии и лечебной гимнастики. Они не рассматриваются в данном обзоре, потому что в большинстве своем общеизвестны во врачебной практике. Отметим лишь то, что в качестве «самолечения» доктор Д. Кеннеди рекомендовал пловцам применять после разминки и после полного завершения плавательной тренировки 5 - 6-минутные охлаждения болезненной области плечевого сустава - локальными подушечками со льдом.

Хорошие результаты может дать также нервная стимуляция болезненного участка игольчатыми электродами, проводимая в течение 30 мин. до начала разминки.

Болезни коленного сустава выявлены у брассистов доктором Кеннеди значительно в меньшем числе случаев, чем заболевания плечевого сустава у кролистов и баттерфляистов. И здесь было установлено, что главная причина возникновения болезненных явлений - систематические перенапряжения сустава. Они вызываются характерной для многих брассистов техникой движений, связанной с максимальными по амплитуде сгибаниями, разгибаниями и внешними вращениями бедра и голени. Быстрый, захлестывающий толчок с вращением, с которого начинается у брассистов гребок ногами, связан с мгновенным распрямлением ног в коленях, что вызывает предельное напряжение связок. Проплывая за тренировку 8 - 10 тысяч метров брассом, спортсмен успевает за это время сделать до 5000 гребков ногами. Без надлежащей подготовки в течение нескольких лет он не выдерживает таких нагрузок, и это проявляется в возникновении болей в коленных суставах. Избавиться от таких болей можно различными путями: - изменением характера движений ногами брассом, облегчая внешние вращения бедром и большеберцовой костью; - уменьшением специальной работы над совершенствованием хлыстообразного толчка ногами; - уменьшением в одной тренировке плавания брассом, заменяя его плаванием другими способами. Если и после этих мер боли не прекращаются, можно делать на область коленного сустава местные 5 - б-минутные компрессы со льдом после разминки (если после нее появляются боли) или после тренировки. Многие врачи лечат заболевание коленного сустава у брассистов ультразвуком и инъекциями стероидов.

Но доктор Д. Кеннеди, опробовавший эти средства лечения, не рекомендует ими пользоваться, так как они лишь на время приглушают болевые явления, но не устраняют их радикально. Вот почему он советует при стойких болевых ощущениях у брассистов полностью прекращать плавание этим способом - вначале время от времени (на несколько недель каждый раз), а при непрекращающихся жалобах - на 2 - 3 месяца и больше. Иногда же болезненность колена брассиста становится хронической, и пловец, несмотря на все виды лечения, вынужден оставить плавательный спорт. Среди девушек и юношей такой нежелательный конец невозможен, так как уровень квалификации тренеров стал настолько высоким, что всегда можно вовремя обнаружить болезнь и с помощью перечисленных выше профилактических мер устранить ее. Заканчивая свой доклад, доктор Д. Кеннеди присоединился к большинству делегатов IV конгресса МК ФИНА, высказавших уверенность в том, что в настоящее время происхождение заболеваний коленных и плечевых суставов у пловцов и профилактические мероприятия изучены настолько, что эти болезни могут и должны быть исключены полностью.

Дети, которые занимаются плаванием на международном уровне, могут проплывать до 8 километров в качестве самой обычной тренировки. Такие физические нагрузки нередко сопровождаются самыми разными травмами у ребенка. Самые распространенные из них: всевозможные травмы плеча, коленей, бедер и спины.

Что является причиной травм?

Сверхнагрузки – источник всех болезней в любом виде спорта, но, пожалуй, только в плавании этот факт может привести к завершению карьеры. Люди, активно занимающиеся плаванием, должны уметь рассчитывать свои силы, чтобы в любой момент, когда они почувствуют усталость, могли прекратить свою тренировку. Любые травмы , даже самые незначительные, могут привести к серьезным последствиям. Второй причиной получения травм является неумение самостоятельно анализировать свое физическое состояние. Если спортсмен чувствует у себя в плечах некоторые боли и выходит на соревнование, то велики шансы получить серьезную травму плеча .

Травмы плеча

Травмы плеча одни из самых распространенных в данном виде спорта. Чаще всего встречаются: субакромиальный импинджмент синдром сухожилия надостной мышцы и травмы двуглавой мышцы плеча. Субакромиальный импинджмент сопровождается характерным давлением со стороны акромиального отростка лопатки на сухожилие надостной мышцы, что часто любят игнорировать спортсмены в своей повседневной жизни. А вот травмы двуглавой мышцы плеча – это последствия чрезмерных сверхнагрузок, когда сухожилие перетружено, воспаляется в межбугорковой ямке головки плеча и сопровождается постоянной болью в передней зоне плечевого сустава.

Травмы нижних конечностей и спины

Нередко объектом травмы оказываются сухожилия и связки ног спортсмена. Чаще всего эти травмы возникают в результате плавания “брассом”, когда нагрузка на ноги особенно велика. В результате плавания “брассом” спортсмен может часто испытывать боли в бедре. Связано это с воспалением сухожилий и мышц бедра, которое появляется в результате сверхнагрузок. В результате возникают и очень неприятные травмы на стыке бедра таза. Проявляются такие травмы болью в передней зоне тазобедренного сустава при сильном сгибании бедра, в положении сидя, при наружной ротации (разведении) согнутых ног. Это клиническая картина феморо-ацетабулярного импинджмента, состояния, которое требует оперативного лечения.

Профилактика травматизма

  • Обследования у специализированных врачей – главная составляющая в профилактике травматизма у пловцов .
  • Прежде чем пробовать новый стиль плавания, изучите все аспекты техники движений в зале, без воды.
  • Обязательно разминайтесь перед тем, как зайти в воду.
  • Не забывайте про отдых, следите за своим физическим состоянием.
  • Концентрируйте свое внимание на то, как вы работаете руками и ногами.
  • Не забывайте советоваться со своим тренером.
  • Возвращаться к тренировкам можно только после того, как вы перестанете чувствовать любой дискомфорт.

Работоспособность человека является функцией многих переменных, зависит от исходного функционального состояния человека и действия факторов окружающей среды вообще и производственного - в частности. В связи с этим для ее оценки используется система показателей, которые характеризуют как количественные и качественные результаты работы, так и функциональные состояния работника. Методика оценки работоспособности предусматривает обязательное соблюдение определенных правил:

● в каждом конкретном случае следует опираться на показатели, наиболее адекватные для данного вида труда;

● не ограничиваться одним показателем, а использовать комплекс их;

● при анализе показателей учитывать нормальные сдвиги их в связи с суточной периодикой;

● количественные показатели необходимо обязательно дополнять качественными.

Для оценки работоспособности применяются три группы показателей, которые характеризуют результаты производственной деятельности, физиологические сдвиги и изменения в психических функциях человека в процессе труда. Это производственные, физиологические и психологические показатели.

В производственных показателей относятся:

● производительность труда - выработка продукции за единицу времени;

● трудоемкость работы - затраты времени на производственную операцию;

● качество работы (продукции) - наличие брака;

● потери рабочего времени и простои оборудования по вине работника.

Отметим, что качественные показатели работы более информативны для оценки работоспособности, поскольку они в большой степени зависят от функционального состояния работника и раньше снижаются в связи с усталостью, чем количественные показатели.

К физиологическим показателям относятся:

● величина энергозатрат;

● частота пульса, ударный и минутный объем крови;

● мышечная сила;

● мышечная выносливость;

● время сенсомоторных реакций;

● частота дыханий, легочная вентиляция, коэффициент потребления кислорода;



● сила, подвижность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

● критическая частота слияния мигтінь;

● тремор (дрожание двигательной звена);

● температура кожи.

Кроме оценки динамики этих показателей в течение рабочего дня следует дать качественную оценку, критериями которой могут быть:

● показатели работы при максимальном напряжении;

● величина физиологических затрат на единицу работы в динамике рабочего дня, то есть своеобразные коэффициенты полезного действия работника.

К психологическим показателям относятся:

● внимание (концентрация, переключение, распределение);

● мышления;

● память;

● восприятия;

● эмоционально-волевое напряжение.

Оценка работоспособности по производственным показателям базируется на применении экономико-статистических методов, хронометражных наблюдений, фотографии рабочего дня и использования оборудования, фотохрометражі, самофотографії.

Производственные показатели характеризуют эффективность работы и косвенно - уровень работоспособности. Это обусловлено тем, что производительность труда и функциональное состояние работника в течение смены изменяется разнонаправлено. Так, производительность труда в конце смены может повыситься или сохраняться на высоком уровне, в то время как функциональное состояние постепенно ухудшается. Производительность труда начинает снижаться при значительном развитии усталости, поскольку на начальных ее стадиях имеет место компенсация за счет резервных возможностей организма. В связи с этим особое значение имеет изучение динамики функционального состояния с помощью физиологических методов. При этом необходимо исследовать не менее трех физиологические системы или функции:

● центральную нервную систему, в частности динамику корковых процессов;

● ключевые физиологические функции для данного вида труда;

● функции, которые наименее нагружены.

Для оценки таких свойств центральной нервной системы, как возбудимость, сила и подвижность нервных процессов необходимо изучение:

● состояния анализаторов методом определения критической частоты слияния мерцаний (КЧЗМ);

● времени сенсомоторной реакции методом рефлексометрии.

Применение метода определения критической частоты слияния мерцаний основывается на том, что зрительный анализатор характеризуется определенным уровнем функциональной подвижности. Этот уровень измеряется той предельной частотой вспышек света, при которой они уже не отличаются как отдельные вспышки, а возникает ощущение непрерывного света. В случае усталости эта граничная частота уменьшается и человек воспринимает как непрерывное свет такие мерцания, которые раньше она четко воспринимала как перервне свет. Измеряется частота слияния мерцаний в герцах.

Метод рефлексометрии заключается в том, что работник нажимает на ключ прибора (или отпускает нажатую кнопку) в ответ на действие определенного раздражителя (свет, звук). Время от начала действия раздражителя до ответной реакции регистрируется електросекундоміром и характеризует состояние возбуждения высших отделов мозга.

Изучают время простой реакции и время реакции распознавания и выбора. Простая реакция - это реакция на один известный сигнал. Реакция выбора - это реакция на один из двух или нескольких сигналов. При этом на каждый сигнал человек должен реагировать определенным действием.

Время реакции на раздражитель колеблется в течение рабочей смены и является статистической величиной. Увеличение его свидетельствует о снижении работоспособности, а в состоянии высокой работоспособности он уменьшается, однако никогда не может быть меньшим за определенную физиологическую границу.

Достаточно информативным для оценки работоспособности не только при физической, но и умственной и нервно-напряженной работе являются показатели мышечной силы и выносливости. Для их измерения используются методы динамометрии. Работник делает несколько максимальных нажимов на ручку динамометра и на основе этих данных определяется средняя величина мышечной силы. Время (в секундах) удержания 75% максимального усилия характеризует мышечную выносливость.

Точность и координация движений изучаются методом координометрії. Работнику предлагают быстро вести щуп прибора по определенной траектории, не отклоняясь от нее. Каждое отклонение фиксируется прибором. При этом учитываются время выполнения задания, общее количество ошибок и их суммарная продолжительность.

Аналогичным способом изучается тремор. В этом случае работнику предлагается в течение 20 сек держать штифт в круглом отверстии, не касаясь стенок. Рука ничем не фиксируется. Число прикосновений в состоянии высокой трудоспособности, как правило, не превышает 15.

Изучение состояния сердечно-сосудистой системы работников проводится методом электрокардиографии, пульсометрии и измерения артериального кровяного давления.

Во время обработки материала путем соответствующих расчетов получают данные о ударный и минутный объем крови. При усталости показатели артериального давления имеют тенденцию к снижению (не всегда). Пульсовая реакция на одно и то же нагрузка большая при значительной усталости. В этом случае замедляется и восстановление частоты пульса.

Функциональное состояние органов дыхания человека в процессе труда оценивается за ритмом, частотой и глубиной дыхательных движений, а также путем определения жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, максимальной легочной вентиляции. С этой целью используют такие методы, как пневмография и спирометрия.

Дыхательный объем, жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. Расчетным методом определяют минутный объем дыхания. По показателям газообмена и потребления кислорода можно рассчитать затраты энергии на выполнение работы. Однако эти методы достаточно сложны и на производстве почти не используются.

Самыми доступными методами изучения работоспособности человека в производственных условиях являются тестовые методики. С помощью специальных тестов изучают свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) и психические функции - показатели внимания, памяти, восприятия, эмоционального напряжения и т.д.

Кроме объективных методов оценки работоспособности, методом опроса изучается субъективное состояние работников, в процессе которого они дают оценку величины утомления в баллах: нет утомления - 0, легкая усталость - 1, средняя - 2, сильная - 3, очень сильная - 4 балла.

Полученные в динамике рабочего дня показатели имеют различные натуральные замеры и качественные характеристики. Так, в одних случаях увеличение величины показателя свидетельствует о повышении работоспособности человека, в других - о ее уменьшения. Поэтому необходима стандартизация показателей, которая проводится следующим образом.

По каждому показателю на основе полученного динамического ряда исчисляется его середньозмінне значения:

где n - количество измерений.

После этого натуральные величины показателей выражаются в стандартизированных показателях (х). Для этого каждое значение динамического ряда необходимо разделить на середньозмінну величину и умножить на 100.

Аналогично проводятся расчеты по всем другим показателям. При этом, показатели функций, которые растут при уменьшении трудоспособности, необходимо трансформировать в обратные величины. Для этого от каждого показателя необходимо вычесть 100; затем поменять знак на противоположный и снова добавить 100.

Полученные динамические ряды стандартизованных показателей характеризующих динамику отдельных функций работника в течение рабочей смены.

Для оценки интегрального показателя работоспособности в каждый момент наблюдения необходимо найти среднее арифметическое стандартизированных показателей всех функций на этот момент по формуле

Рассчитаны аналогично интегральные показатели работоспособности за каждый момент наблюдения используются для построения кривой работоспособности в течение рабочей смены.

Для оценки интегрального показателя используется также метод непараметрической статистики, который позволяет объединять показатели, полученные разными методами (например, показатель КЧЗМ, статическую мышечную выносливость, силу кисти рук, время сенсомоторной реакции и т.д.). Для этого фиксируется количество случаев, при которых не было сдвигов по сравнению с исходными показателями α, количество случаев улучшения показателей β и количество случаев ухудшения показателей γ.

Интегральный показатель работоспособности в каждый момент наблюдения вычисляется по формуле

При изучении работоспособности группы работников по приведенной формуле вычисляется показатель изменения по каждой функции в каждый момент наблюдения Ки. Интегральный показатель изменения функционального состояния работников в момент каждого наблюдения вычисляется по формуле

где n - количество исследованных функций, по которым вычислялись отдельные коэффициенты.

Значения коэффициентов Ки и Кинт изменяются от +1 до-1. Знак «минус» свидетельствует об ухудшении функционального состояния организма работника.


Гипокинезия и ее отрицательное влияние на функциональное состояние организма детей и взрослых. Физиологическое обоснование использования физических нагрузок в оздоровительных целях.

Состояние низкой двигательной активности человека, сопровождаемое ограничением амплитуды, объема и темпа движений, называют гипокинезией. Развитие заболевания возможно на фоне психических и неврологических расстройств, включая паркинсонизм, и подобных экстрапирамидных синдромов, а также кататонического, депрессивного и апатического ступора. Малоподвижный образ жизни человека или низкая трудовая деятельность напрямую влияют на развитие заболевания. Следствием работы, связанной с однообразием движений, низким уровнем затрат на мышечную работу, недостатком движения или локальным характером мышечной активности, при которой человек вынужден длительное время пребывать в фиксированной позе, зачастую является не только гипокинезия, но и гиподинамия. Заболевание может возникать и на фоне интенсивной рабочей деятельности, связанной с однообразной работой определенной группы мышц (кассиры, программисты, бухгалтера, операторы и т.д.). Для определения степени гипокинезии в медицинской практике принято брать в расчет энергозатраты пациента, исчисляемые путем определения того количества энергии, которое было затрачено на мышечную активность за короткий промежуток времени. Степень заболевания может быть различной – от незначительного ограничения физической активности до полного ее прекращения. Гипокинезия и ее последствия Гипокинезия оказывает негативное воздействие на функциональную активность внутренних органов и систем организма, у больного снижается устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды, падают силовые показатели и выносливость. Последствием гипокинезии является ухудшение здоровья человека, нарушение работы сердечно-сосудистой системы, у больного падает частота сердечных сокращений, уменьшается вентиляция легких, происходят изменения в сосудистой системе, ведущие к застою крови в капиллярах и мелких венах. В результате этих процессов возникает отечность различных частей тела, образуется застой в печени и уменьшается всасывание веществ в кишечнике. Гипокинезия и ее последствия оказывают негативное влияние и на работу суставов – они теряют свою подвижность из-за уменьшения количества суставной жидкости. Гиподинамия и гипокинезия приводят к следующим негативным последствиям со стороны различных систем организма: Снижению работоспособности и функционального состояния организма; Атрофии, снижению веса и объема мышц, ухудшению их сократительных способностей и кровоснабжения, замене мышечной ткани жировой прослойкой, а также к потере белка; Ослаблению сухожильно-связочного аппарата, нарушению осанки и развитию плоскостопия; Потере при гипокинезии межцентральных взаимосвязей в ЦНС, изменению эмоциональной и психической сфер, ухудшению функционирования сенсорных систем; Развитию гипотонии, которая значительно снижает физическую и умственную работоспособность человека; Уменьшению показателей максимальной легочной вентиляции, жизненной емкости легких, глубины и объема дыхания; Атрофии сердечной мышцы, ухудшению питания миокарда и кровотока от нижних конечностей к сердцу, уменьшению его объема, а также возрастанию времени кругооборота крови. Согласно статистическим данным, гипокинезией болеют практически 50% мужчин и 75% женщин, причем у жителей северных стран эти показатели выше, нежели в других регионах. Профилактика гипокинезии Вне зависимости от состояния здоровья, абсолютно всем людям для ведения нормального образа жизни рекомендуется соблюдать принципы правильного питания и регулярно заниматься физическими упражнениями. Для профилактики гиподинамии и гипокинезии людям, рабочая деятельность которых не связана с физическим трудом, рекомендуется ежедневно выполнять зарядку, осуществлять пешие прогулки, заниматься бегом, плаванием, ездой на велосипеде и т.д. В перерывах между работой необходимо осуществлять легкую разминку, важно усовершенствовать рабочее место, приобрести стул с фиксирующейся спинкой, при сидячей работе часто менять позу. Важно взять за правило не использовать лифт и общественный транспорт, если нужно проехать небольшое расстояние, даже такая, незначительная на первый взгляд, нагрузка будет способствовать улучшению физического состояния человека. Лечение гипокинезии При низкой степени гипокинезии человеку будет достаточно лишь повысить уровень физической активности – регулярно заниматься любым видом спорта. В более тяжелых случаях, если гипокинезия является следствием другого заболевания, необходимо устранить причину, послужившую ее появлению. В некоторых случаях лечение гипокинезии возможно лишь в сочетании физической нагрузки с медикаментозной терапией. Зачастую назначают лекарства, работающие на уровне нейротрансмиттеров, улучшающие нервно-мышечную проводимость и регулирующие мышечный тонус. На раннем этапе гипокинезии, в особенности пациентам с болезнью Паркинсона, могут назначать дофаминергические препараты, действие которых становится неэффективным по мере увеличения их потребления. Гипокинезией называют низкую физическую активность человека, которая может быть связана с ведением пассивного образа жизни или сидячей работой, либо возникает на фоне других заболеваний, включая депрессивные состояния. Гипокинезия и ее последствия негативно влияют на здоровье человека в целом, ставят под угрозу ведение им нормального образа жизни, а также влияют на психологическое состояние больного. Профилактика заболевания включает в себя как соблюдение человеком принципов здорового питания, так и регулярное выполнение аэробных и силовых физических упражнений. Лечение гипокинезии представляет собой комплексную терапию, включающую в себя постепенное увеличение физической активности пациента (ЛФК) и назначение ряда лекарственных препаратов, в зависимости от степени заболевания.

1.2. Простейшие методики самооценки

работоспособности, усталости, утомления

и применения средств физической культуры

для их направленной коррекции

1.2.1. Определение понятий: работоспособность, утомление, усталость

Под работоспособностью понимается способность челове­ка выполнять в заданных параметрах и конкретных услови­ях профессиональную деятельность, сопровождающуюся об­ратимыми в сроки регламентированного отдыха функцио­нальными изменениями в организме.

Физическая работоспособность является выражением жиз­недеятельности человека, имеющим в своей основе движение. Она проявляется в различных формах мышеч­ной активности и зависит от способности и готовности человека к физической работе. Физическая работоспособность является од­ной из важнейших составляющих спортивного успеха.

С одной стороны, работоспособность отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В процессе учебной, трудовой деятельности работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на следующие группы:

1) физиологического характера - состояние здоровья студента, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем;

2) физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3) психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.;

4) социального характера - условия мест занятий, условия проживания, питания и др.

Работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состо­янию функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей.

Прямые показатели позволяют оценивать спортивную деятельность как с количественной (метры, секунды, килограммы, очки ит. д.), так и с качественной (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений) сто­роны.

К косвенным критериям работоспособности относят раз­личные физиологические, биохимические и психофизио­логические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные пока­затели представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спорт­смена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограм­мы и т.д. Установлено, что косвенные показатели работоспособно­сти в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем пря­мые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособно­сти человека, а также для выяснения механизмов адаптации.

При оценке работоспособности и функционального состо­ яния человека необходимо также учитывать его субъектив­ ное состояние (усталость) , являющееся довольно информа­тивным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает. Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем и обес­печивается возможность быстрого восстановления работоспо­собности человека. А.А. Ухтомский считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей снижения работо­способности и развития утомления.

Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть, она не может служить объективным показателем работоспособности. В основе этого несоответствия, в первую очередь, лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени. И, наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.

Поэтому субъективное ощущение усталости следует сопоставлять с показателями объективных признаков утомления (табл. 1.2.1.).

Утомление - это состояние организма, объективно возникающее под влиянием той или иной длительной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

При правильно построенном тренировочном процессе в орга­низме развивается состояние тренированности, в основе которого лежат механизмы срочной и долговременной адаптации к физи­ческим нагрузкам. С физиологической точки зрения, тренирован­ность представляет собой уровень функционального состояния организма, возникающего в процессе систематических тренировок и характеризующегося повышением функциональных резервов и готовностью к их мобилизации, что проявляется увеличением ра­ботоспособности человека. Другими словами, тренированность спортсмена характеризуется уровнем его специальной физи­ ческой работоспособности, прогнозировать которую можно по­казателями физиологических функций как в состоянии относи­тельного покоя, так и при дозированных физических нагрузках, о чем сказано выше.

Таблица 1.2.1

Внешние признаки утомления при физическом труде (по С. А. Косилову)

наблюдения

Степень утомления

Незначительнаяе

Значительная

Окраска кожи

Незначительное

покраснение

Значительное

покраснение

Резкое покраснение

побледнение,

синюшность

Потливость

Незначительная

(влажность на лбу

Значительная

(выше пояса)

Особо резкая (ниже

пояса, выступление

Учащенное ровное

(около 30 дыханий

Учащенное,

периодическое

дыхание через рот

Значительно уча-

щенное, поверхно-

стное непрерывное

дыхание через рот.

Отдельные глубокие

вдохи, сменяющиеся

беспорядочным ды-

ханием (одышкой)

Движения

Уверенные и точные

Неуверенные,

нарушения ритма

Частые перерывы

работы, замедление

движений, дрожание

конечностей

Внимание

Безошибочное вы-

полнение указаний

и правил работы

Отклонение от

правил работы,

ошибки при

новых заданиях

Замедления реакции.

неточные выполнения указаний, отсутствие

интереса, апатия

Самочувствие

Отсутствие жалоб

на усталость

Жалобы на головную

боль, слабость

Во время рационально построенных тренировочных нагрузок возможности организма не только восстанавливаются до исход­ных констант, но и закрепляются на новом уровне, обеспечивая повышение и расширение функциональных резервов организма (состояние суперкомпенсации) . Биологический смысл этого фе­номена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперком­пенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей орга­низма. В этом и состоит основной эффект систематических трени­ровок. С физиологической точки зрения, главным в тренировке является повторность и возрастание физических нагрузок. Это позволяет совершенствовать движения и энергетическое обеспечение на ос­нове механизмов саморегуляции за счет обратных биологических связей.

Высокий уровень тренированности в состоянии относительно­го покоя характеризуется функциональными и структурными из­менениями, которые отражают нарастающую экономичность фи­зиологических функций, повышение потенциальных возможнос­тей организма к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. В конечном итоге, сущность проблемы тренированности сводится к вопросу о механизмах ее развития и о преимуществах тренированного организма перед нетренированным. Эти преиму­ щества характеризуются четырьмя основными свойствами.

Во-первых, тренированный организм может выполнять физи­ческие нагрузки такой продолжительности или интенсивности, которые не под силу нетренированному.

Во-вторых, тренированный организм характеризуется более экономным функционированием различных органов и систем в покое, при умеренных физических нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках такого уровня их дея­тельности, который недоступен для нетренированного организма.

В-третьих, тренированный организм способен более совершен­но осуществлять управление двигательной деятельностью, быст­рее и полнее мобилизовать и эффективнее использовать свои резервные возможности.

В-четвертых, тренированный организм может продолжать работу при более глубоких изменениях гомеостаза и характеризу­ется более высокими функциональными резервами и эффектив­ными восстановительными процессами.

Обобщенные данные по оценке работоспособности человека с учетом его субъективного и функционального состояний, пря­мых и косвенных показателей работоспособности представлены в табл. 1.2.2.

Таблица 1.2.2

Стадии физической работоспособности

работоспособности

Субъективное

состояние

Физиологи-

показатели

физиологи-

показатели

сиональная

способность

состояние

организма

Улучшается

Улучшаются

Улучшаются

Улучшается

Нормальное

состояние

(утомление)

ная рабо-

тоспособ-

вость пока-

показателей

няется на

стабильном

Нормальное

состояние

(утомление)

работоспо-

собность

Ухудшается

правленные

сдвиги веге-

тативных

правленные

сдвиги по-

казателей

снижение

Переходное

состояние

(хроническое

утомление)

сирующее

снижение

работоспо-

собности

Постоянное ощущение усталости, не проходящее

после до-

полнитель-

ного отдыха

направлен-

ное ухуд-

шение всех

показателей

направлен-

ное ухуд-

показателей

ное сниже-

появление

Патологи-

ческое со-

(переутом-

Располагая такими данными и сопоставляя их с факти­чески наблюдаемыми сдвигами у человека в период любой его деятельности, можно с достаточной достоверностью судить о динамике работоспособности, утомления и переутомления и при необ­ходимости рекомендовать проведение соответствующих оздорови­тельных мероприятий.

1.2.2. Простейшие методы оценки физической работоспособности

Исследование функционального состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется путем использования различных функциональных проб. При функциональной пробе (тесте) изучается реакция организма на воздействие какого-либо фактора, чаще - физической нагрузки. Главным (обязательным) условием при этом должна быть строгая дозировка. Только при этом условии можно определить изменение реакции организма одного и того же лица на нагрузку при различном функциональном состоянии.

При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, затем данные этих показателей сразу (или в процессе выполнения теста) после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, после прекращения нагрузок до возвращения испытуемого к исходному состоянию. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.

Наиболее часто в спортивной практике используют пробы с такой физической нагрузкой, как приседание, подскоки, бег, восхождение и спуск на ступеньку (степ-тест) и др. Все нагрузки дозируются как темпом, так и длительностью (продолжительностью). Кроме проб с физической нагрузкой, используют и другие, безнагрузочные пробы: ортостатическая, клиностатическая и др.

Основные требования при проведении функциональных проб

    Хорошее самочувствие.

    Установленное время - обычно это утренние часы, натощак или через час-два после завтрака.

    Подготовленное место проведения пробы.

Простейшие функциональные пробы

Ортостатическая проба - эффективный метод оценки степени восстановления после занятий физическими упражнениями. Она проводится следующим образом. Перед измерением необходимо спокойно полежать неменее 5–6 мин, затем измерить ЧСС в положении лежа и, встав, через 1 мин -в положении стоя. Нормальным является учащение пульса на 10–12 уд/мин, удовлетворительным - до 20 уд/мин, а свыше 20 уд/мин - неудовлетворительным. В последнем случае организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, что сопровождается остаточным утомлением. Если нужно характеризовать весь тренировочный день, то ортостатическая проба проводится утром и вечером.

Клиностатическая проба выполняется в обратном, относительно ортостатической пробы, порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. Она проводится так: после 3–5-минутного отдыха в положении лежа сосчитать пульс в течение одной минуты, затем медленно встать и через минуту снова сосчитать пульс. У здорового, хорошо тренированного человека разница между пульсом лежа и стоя составляет примерно 6–8 ударов, у менее тренированных - 10–14 ударов. Учащение пульса больше, чем на 20 ударов в минуту, может указывать на сниженную работоспособность сердца или на неудовлетворительное состояние регуляции сердечно-сосудистой системы со стороны ЦНС. Такое учащение может быть одним из признаков переутомления, перетренированности, а также состояния «предболезни».

Лестничная проба . Для оценки состояния тренированности (физической работоспособности) нужно подняться на 4-й этаж нормальным темпом без остановок и сосчитать пульс. Если ЧСС ниже 100 уд/мин - отличный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы, меньше 120 - хороший, меньше 140 - удовлетворительный, выше 140 - плохой.

Фунуциональная проба с 20-ю приседаниями. Подсчитывается частота пульса в покое за 10 сек (с последующим перерасчетом за 1 мин). Затем выполня­ется 20 глубоких и равномерных приседаний за 30 секунд (ноги на ширине плеч, приседая вытягивать руки вперед, вставая - опускать), подсчитывается частота пульса за первые 10 секунд. После этого определяется процент учащения пульса от исходного уровня. При учащении пульса менее чем на 50 % состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее, на 50–75 % - удовлетворительное, более чем на 75 % - неудовлетворительное.

Очень важную информацию о степени тренированности сердечно-­сосудистой системы дает время восстановления пульса до исходного уровня после приседаний. Для определения этого времени подсчет частоты пульса 10-секундными интервалами после приседаний продолжают до тех пор, пока он не вернется к исходному уровню. Время восстановления менее 60 секунд характеризуется как «отлично», от 60 до 90 секунд - «хорошо», от 90 до 120 секунд - «удовлетворительно» и более 120 секунд - «плохо».

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течении 30 сек сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5–6 см. Затем снова сосчитать пульс. Оценка результатов идентична оценкам пробы с 20-ю приседаниями: увеличение пульса на 25 % и менее - отлично, 25–50 - хорошо, 50–75 % - удовлетворительно, выше 75 % - плохо.

Специальные наблюдения показали, что функциональные пробы хорошо отражают степень тренированности человека. Чем меньше суммарный показатель пульса, тем выше уровень тре­нированности. Однако, важное значение имеет не абсолютное значение пульса, а его изменения под влия­нием систематических занятий физическими упражнениями или спортом у одного и того же человека. С этой целью функцио­нальную пробу следует проводить еженедельно. При прочих равных условиях уменьшение показателя будет свидетельство­вать об улучшении состояния здоровья, общего физического состояния и функционального состояния сердечно-сосудистой системы; увеличение показателя - об ухудшении общего со­стояния.

Физическая нагрузка в качестве функциональной пробы может быть раз­личной в зависимости от вида спорта. Так, для борцов, тяжело­атлетов и др. - 20 приседаний в течение 30 сек; для бегунов на короткие дистанции, боксеров, прыгунов - 15-секундный бег на месте с максимальной скоро­стью, высоким подниманием бедра (до горизонтального уровня) и энергичной работой рук; для бегунов на средние и длинные дистанции, пловцов, лыжников, баскетболистов, велосипеди­стов и др. - 3-минутный бег в темпе 180 шагов в 1 минуту с высоким подниманием бедра. В зависимости от состояния здо­ровья, возраста, пола, уровня тренированности, а также от вида спорта время бега можно сократить до двух или одной минуты. В этом случае при повторном проведении пробы следует при­менить ту же физическую нагрузку. В дальнейшем для динами­ческих наблюдений за состоянием тренированности следует использовать индивидуально подобранную стандартную физи­ческую нагрузку (20 приседаний за 30 сек; бег с максимальной скоростью в течение 15 сек; бег в темпе 180 шагов в 1 мин в течение 1, 2, 3 мин).

Книга: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.

6.3. Показатели и методика оценки работоспособности человека

Работоспособность человека является функцией многих переменных, зависит от исходного функционального состояния человека и действия факторов окружающей среды вообще и производственного - в частности. В связи с этим для ее оценки используется система показателей, которые характеризуют как количественные и качественные результаты работы, так и функциональные состояния работника. Методика оценки работоспособности предусматривает обязательное соблюдение определенных правил:

● в каждом конкретном случае следует опираться на показатели, наиболее адекватные для данного вида труда;

● не ограничиваться одним показателем, а использовать комплекс их;

● при анализе показателей учитывать нормальные сдвиги их в связи с суточной периодикой;

● количественные показатели необходимо обязательно дополнять качественными.

Для оценки работоспособности применяются три группы показателей, которые характеризуют результаты производственной деятельности, физиологические сдвиги и изменения в психических функциях человека в процессе труда. Это производственные, физиологические и психологические показатели.

В производственных показателей относятся:

● производительность труда - выработка продукции за единицу времени;

● трудоемкость работы - затраты времени на производственную операцию;

● качество работы (продукции) - наличие брака;

● потери рабочего времени и простои оборудования по вине работника.

Отметим, что качественные показатели работы более информативны для оценки работоспособности, поскольку они в большой степени зависят от функционального состояния работника и раньше снижаются в связи с усталостью, чем количественные показатели.

К физиологическим показателям относятся:

● величина энергозатрат;

● частота пульса, ударный и минутный объем крови;

● мышечная сила;

● мышечная выносливость;

● время сенсомоторных реакций;

● частота дыханий, легочная вентиляция, коэффициент потребления кислорода;

● сила, подвижность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

● критическая частота слияния мигтінь;

● тремор (дрожание двигательной звена);

● температура кожи.

Кроме оценки динамики этих показателей в течение рабочего дня следует дать качественную оценку, критериями которой могут быть:

● показатели работы при максимальном напряжении;

● величина физиологических затрат на единицу работы в динамике рабочего дня, то есть своеобразные коэффициенты полезного действия работника.

К психологическим показателям относятся:

● внимание (концентрация, переключение, распределение);

● мышления;

● память;

● восприятия;

● эмоционально-волевое напряжение.

Оценка работоспособности по производственным показателям базируется на применении экономико-статистических методов, хронометражных наблюдений, фотографии рабочего дня и использования оборудования, фотохрометражі, самофотографії.

Производственные показатели характеризуют эффективность работы и косвенно - уровень работоспособности. Это обусловлено тем, что производительность труда и функциональное состояние работника в течение смены изменяется разнонаправлено. Так, производительность труда в конце смены может повыситься или сохраняться на высоком уровне, в то время как функциональное состояние постепенно ухудшается. Производительность труда начинает снижаться при значительном развитии усталости, поскольку на начальных ее стадиях имеет место компенсация за счет резервных возможностей организма. В связи с этим особое значение имеет изучение динамики функционального состояния с помощью физиологических методов. При этом необходимо исследовать не менее трех физиологические системы или функции:

● центральную нервную систему, в частности динамику корковых процессов;

● ключевые физиологические функции для данного вида труда;

● функции, которые наименее нагружены.

Для оценки таких свойств центральной нервной системы, как возбудимость, сила и подвижность нервных процессов необходимо изучение:

● состояния анализаторов методом определения критической частоты слияния мерцаний (КЧЗМ);

● времени сенсомоторной реакции методом рефлексометрии.

Применение метода определения критической частоты слияния мерцаний основывается на том, что зрительный анализатор характеризуется определенным уровнем функциональной подвижности. Этот уровень измеряется той предельной частотой вспышек света, при которой они уже не отличаются как отдельные вспышки, а возникает ощущение непрерывного света. В случае усталости эта граничная частота уменьшается и человек воспринимает как непрерывное свет такие мерцания, которые раньше она четко воспринимала как перервне свет. Измеряется частота слияния мерцаний в герцах.

Метод рефлексометрии заключается в том, что работник нажимает на ключ прибора (или отпускает нажатую кнопку) в ответ на действие определенного раздражителя (свет, звук). Время от начала действия раздражителя до ответной реакции регистрируется електросекундоміром и характеризует состояние возбуждения высших отделов мозга.

Изучают время простой реакции и время реакции распознавания и выбора. Простая реакция - это реакция на один известный сигнал. Реакция выбора - это реакция на один из двух или нескольких сигналов. При этом на каждый сигнал человек должен реагировать определенным действием.

Время реакции на раздражитель колеблется в течение рабочей смены и является статистической величиной. Увеличение его свидетельствует о снижении работоспособности, а в состоянии высокой работоспособности он уменьшается, однако никогда не может быть меньшим за определенную физиологическую границу.

Достаточно информативным для оценки работоспособности не только при физической, но и умственной и нервно-напряженной работе являются показатели мышечной силы и выносливости. Для их измерения используются методы динамометрии. Работник делает несколько максимальных нажимов на ручку динамометра и на основе этих данных определяется средняя величина мышечной силы. Время (в секундах) удержания 75% максимального усилия характеризует мышечную выносливость.

Точность и координация движений изучаются методом координометрії. Работнику предлагают быстро вести щуп прибора по определенной траектории, не отклоняясь от нее. Каждое отклонение фиксируется прибором. При этом учитываются время выполнения задания, общее количество ошибок и их суммарная продолжительность.

Аналогичным способом изучается тремор. В этом случае работнику предлагается в течение 20 сек держать штифт в круглом отверстии, не касаясь стенок. Рука ничем не фиксируется. Число прикосновений в состоянии высокой трудоспособности, как правило, не превышает 15.

Изучение состояния сердечно-сосудистой системы работников проводится методом электрокардиографии, пульсометрии и измерения артериального кровяного давления.

Во время обработки материала путем соответствующих расчетов получают данные о ударный и минутный объем крови. При усталости показатели артериального давления имеют тенденцию к снижению (не всегда). Пульсовая реакция на одно и то же нагрузка большая при значительной усталости. В этом случае замедляется и восстановление частоты пульса.

Функциональное состояние органов дыхания человека в процессе труда оценивается за ритмом, частотой и глубиной дыхательных движений, а также путем определения жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, максимальной легочной вентиляции. С этой целью используют такие методы, как пневмография и спирометрия.

Дыхательный объем, жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. Расчетным методом определяют минутный объем дыхания. По показателям газообмена и потребления кислорода можно рассчитать затраты энергии на выполнение работы. Однако эти методы достаточно сложны и на производстве почти не используются.

Самыми доступными методами изучения работоспособности человека в производственных условиях являются тестовые методики. С помощью специальных тестов изучают свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) и психические функции - показатели внимания, памяти, восприятия, эмоционального напряжения и т.д.

Кроме объективных методов оценки работоспособности, методом опроса изучается субъективное состояние работников, в процессе которого они дают оценку величины утомления в баллах: нет утомления - 0, легкая усталость - 1, средняя - 2, сильная - 3, очень сильная - 4 балла.

Полученные в динамике рабочего дня показатели имеют различные натуральные замеры и качественные характеристики. Так, в одних случаях увеличение величины показателя свидетельствует о повышении работоспособности человека, в других - о ее уменьшения. Поэтому необходима стандартизация показателей, которая проводится следующим образом.

По каждому показателю на основе полученного динамического ряда исчисляется его середньозмінне значения:

где n - количество измерений.

После этого натуральные величины показателей выражаются в стандартизированных показателях (х). Для этого каждое значение динамического ряда необходимо разделить на середньозмінну величину и умножить на 100.

Аналогично проводятся расчеты по всем другим показателям. При этом, показатели функций, которые растут при уменьшении трудоспособности, необходимо трансформировать в обратные величины. Для этого от каждого показателя необходимо вычесть 100; затем поменять знак на противоположный и снова добавить 100.

Полученные динамические ряды стандартизованных показателей характеризующих динамику отдельных функций работника в течение рабочей смены.

Для оценки интегрального показателя работоспособности в каждый момент наблюдения необходимо найти среднее арифметическое стандартизированных показателей всех функций на этот момент по формуле

Рассчитаны аналогично интегральные показатели работоспособности за каждый момент наблюдения используются для построения кривой работоспособности в течение рабочей смены.

Для оценки интегрального показателя используется также метод непараметрической статистики, который позволяет объединять показатели, полученные разными методами (например, показатель КЧЗМ, статическую мышечную выносливость, силу кисти рук, время сенсомоторной реакции и т.д.). Для этого фиксируется количество случаев, при которых не было сдвигов по сравнению с исходными показателями α, количество случаев улучшения показателей β и количество случаев ухудшения показателей γ.

Интегральный показатель работоспособности в каждый момент наблюдения вычисляется по формуле

При изучении работоспособности группы работников по приведенной формуле вычисляется показатель изменения по каждой функции в каждый момент наблюдения Ки. Интегральный показатель изменения функционального состояния работников в момент каждого наблюдения вычисляется по формуле

где n - количество исследованных функций, по которым вычислялись отдельные коэффициенты.

Значения коэффициентов Ки и Кинт изменяются от +1 до-1. Знак «минус» свидетельствует об ухудшении функционального состояния организма работника.

1. ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.
2. 1.2. Предмет, методологические принципы и методы исследования в физиологии и психологии труда
3. 1.3. История развития и современные проблемы физиологии и психологии труда
4. РАЗДЕЛ 2. ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 2. ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Общие сведения о строении нервной системы человека
5. 2.2. Нервные процессы и их динамика
6. 2.3. Основные принципы деятельности нервной системы человека
7. 2.4. Функции центральной нервной системы в процессе труда 2.4. Функции центральной нервной системы в процессе труда 2.4.1. Рефлекторная функция
8. 2.4.2. Интегративная функция
9. 2.4.3. Координационная функция
10. РАЗДЕЛ 3. ФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
11. 3.1. Общие сведения о строении двигательного аппарата человека и его функции
12. 3.2. Мышечная сила и выносливость
13. 3.3. Мышечная деятельность и рабочая поза работника
14. 3.4. Физиологические принципы рационализации трудовых процессов
15. РАЗДЕЛ 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА НА ТРУДОВЫЕ НАГРУЗКИ И УСЛОВИЯ ТРУДА
16. 4.1. Понятие об адаптации и физиологические резервы организма человека
17. 4.2. Биохимические процессы и энергетика трудовой деятельности
18. 4.3. Закономерности функционирования дыхательной системы человека в процессе труда
19. 4.4. Реакции сердечно-сосудистой системы работника на трудовые нагрузки
20. 4.5. Терморегуляция организма человека в процессе труда
21. 4.6. Особенности восстановительных процессов в организме работника после работы
22. РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Психика человека и ее функции в процессе труда
23. 5.2. Закономерности активизации психических процессов человека в трудовой деятельности 5.2. Закономерности активизации психических процессов человека в трудовой деятельности 5.2.1. Ощущения и восприятия в процессе труда
24. 5.2.2. Мышления в процессе труда
25. 5.2.3. Память в процессе труда
26. 5.2.4. Внимание и воля в процессе труда
27. 5.3. Эмоции и чувства в процессе труда
28. 5.4. Психические свойства личности, их развитие и проявления в трудовой деятельности 5.4.1. Личность и ее структура
29. 5.4.2. Темперамент и характер
30. 5.4.3. Способности
31. 5.4.4. Мотивы и мотивация
32. РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ДИНАМИКИ РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ДИНАМИКИ 6.1. Суть и факторы работоспособности человека
33. 6.2. Предел работоспособности и функциональные состояния организма человека в процессе труда
34. 6.3. Показатели и методика оценки работоспособности человека
35. 6.4. Динамика работоспособности и характеристика его фаз
36. РАЗДЕЛ 7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УСТАЛОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ РАБОТНИКОВ РАЗДЕЛ 7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УСТАЛОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ РАБОТНИКОВ 7.1. Суть, причины и общий механизм развития усталости
37.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top