Рабочим органом вегетативного рефлекса является. Регуляция работы внутренних органов вегетативными рефлексами

Рабочим органом вегетативного рефлекса является. Регуляция работы внутренних органов вегетативными рефлексами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет

по физической культуре

на тему: ”Лечебная физкультура при черепно-мозговых травмах”

студента 1го курса

группы 0503Б

Козявкина Евгения

Преподаватель:

Бятенко С.А.

Донецк 2013

4. Общие основы методики проведения занятий при повреждениях головного мозга

Список литературы

1. Краткая история развития лечебной физической культуры

лечебный травма мозг физический

Физические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебном действии движений, найдены в Китае. Они относятся к 2000-3000 г.г. до н.э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу, но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения, пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).

О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н.э.) говорится о роли пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении различных болезней.

В древней Греции лечебная гимнастика достигла особенно высокого развития в период освобождения науки от религии и развития естествознания. Широко пропагандировали лечебную гимнастику философы Платон и Аристотель.

Основоположник клинической медицины Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 г.г. до н.э.) большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике. Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ подробно описывал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.

В Риме лечебная гимнастика также занимала большое место. Своими работами в этой области был известен Гален (130- 200 г.г. н.э). Он использовал опыт греков, широко применяя не только лечебную гимнастику, но и трудотерапию. Большое значение придавал лечебной гимнастике и массажу Целий, применяя их при параличах с использованием специальных аппаратов (механотерапия) для пассивного сгибания и разгибания конечностей.

В средние века, в период господства церкви, наука находилась в упадке, резко замедлилось и развитие медицины, в том числе и лечебной гимнастики.

В IX - X в.в. произошел некоторый сдвиг в медицине. Выдающийся врач и ученый Авиценна (980-1037 г.г.) в своем труде « Канон медицинских наук» отразил все достижения среднеазиатской, иранской, арабской медицины. В одной из своих книг он теоретически обосновал значение солнечной и воздушных ванн, режима питания и использования физических упражнений, пешеходных прогулок, занятий гимнастикой. Он подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений.

Эпоха Возрождения (XV- XVII в.в.) характеризуется расцветом наук и искусств, освобождением естествознания от теологии, развитием анатомии, физиологии. К наиболее значимым работам того времени относятся:

«Искусство гимнастики» Меркуриалиса, «Врачебная гимнастика» Тиссо.

В XVIII и особенно в XIX в.в появляется много работ о лечебном значении физических упражнений. В начале XIX века получила распространение шведская « система врачебной гимнастики», основателем которой был П. Линг. Эта система оказала значительное влияние на развитие лечебной гимнастики в Европе.

В России начали применять движение с лечебной целью в XVI-XVII веках, причем уже в те времена использовали сочетание движений с тепловыми процедурами при травматических повреждениях. Среди ученых в это время были хорошо известны: М. В.Ломоносов, А.П. Протасов, С.Г. Забелин.

В конце XIX века создаются частные врачебно-механические институты в Петербурге и Москве под руководством иностранных ученых.

Материалистические взгляды в понимании лечебной гимнастики отражены в работах П.Ф. Лесгафта, А.П. Полунина, С.П. Боткина и др. Их работы основаны на переводах философских идей революционных демократов: А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.

Великая Октябрьская Революция 1917 г. в России создала все условия для всестороннего развития духовных и физических способностей человека.

Появились реальные возможности для организации научно обоснованной лечебной физической культуры (ЛФК), призванной служить интересам народа. В 1921 г. В.И Лениным было подписано постановление Совета народных комиссаров о домах отдыха. В постановлении указывалось на необходимость физических упражнений с оздоровительной целью. В 1923 г. вышло в свет первое руководство «Физическая культура на курортах», а в 1926 было издано руководство под названием «Физическая культура как лечебный метод».

Лечебная физическая культура стала широко применяться и в Красной Армии. Инициатором был начальник Военно-Санитарного управления Красной армии - З.П. Соловьев. В 1925 г. в институтах физической культуры в Москве и Ленинграде были открыты кафедры лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура начинает применяться в стационарах, поликлиниках, акушерстве и гинекологии. В 1934 г. под редакцией Б.А. Ивановского вышел сборник «Физическая культура как лечебный фактор».

Особенно широко лечебная физическая культура применялась во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. при повреждениях опорно- двигательного аппарата, ранениях грудной клетки, черепа, брюшной полости.

Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.

В послевоенный период расширилась сфера применения лечебной физической культуры.

Сейчас физические упражнения как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах. Ведутся углубленные исследования роли физических упражнений в клиническом лечении при оперативных вмешательствах на сердце, легких, а также при многих других заболеваниях.

2. Особенности метода лечебной физической культуры

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма - движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма - может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения (режимов активности). Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей (например, посторонние разговоры и т.п.).

Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.

Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться повышение тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается.

3. ЧМТ с медицинской точки зрения

Повреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее вследствие травмы головы. При сотрясении мозга нет грубых структурных изменений в мозгу. Одни исследователи считают, что при сотрясении мозга возникают изменения в области связей нервных клеток, другие находят сосудистые расстройства в мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в оболочках и веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, отёк, набухание мозга и связанное с этим повышение внутричерепного давления.

При сотрясении мозга наступает разлитое охранительное торможение в коре головного мозга; оно может распространиться и на подкорку мозга.

Основными признаками черепно-мозговой травмы являются: потеря сознания (различной продолжительности, от нескольких минут до нескольких часов), замедленный пульс, тошнота, нередко рвота, ретроградная амнезия (больной не помнит о происшедшем и о периоде, предшествующем травме). В первые дни отмечаются головная боль, головокружение, шум, звон в ушах, общая слабость. Иногда наблюдается ригидность мышц затылка и др.; может быть небольшое повышение температуры. Давление спинномозговой жидкости обычно повышено

(250-300 мм). Случаи смерти редки. Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую форму сотрясения мозга. После тяжёлой сотрясения мозга иногда надолго остаются головная боль, головокружение, нервно-сосудистые нарушения, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, снижение памяти и работоспособности; больные не переносят жары, шума, даже малых доз алкоголя.

Степень и длительность нарушений зависят от тяжести травмы, возрастных, типовых и индивидуальных особенностей пострадавшего, общего состояния организма и т.д. Клиническая картина сотрясения мозга сходна с контузией мозга, при которой имеются очаговые симптомы (парезы и параличи). Лечение с точки зрения традиционной медицины: госпитализация, постельный режим, холод на голову, внутривенные вливания глюкозы и хлористого натрия в виде гипертонических растворов, а также сернокислой магнезии, которую можно вводить и внутримышечно; при повышенном внутричерепном давлении делают поясничный прокол.

4. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга

К повреждениям головного мозга относятся: острое поражение мозгового кровообращения (инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и опухоли.

При поражениях головного мозга, выражающихся в парезах или параличах любой этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе - вначале с опорой, ходилками - четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам.

Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению всемирной организации здравоохранения принято различать два периода реабилитации - больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды.

Период ЛФК - это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом.

В лечебной физической культуре различают три периода:

Первый период (вводный) - острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации. Анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в первом периоде имеются анатомические нарушения целостности костей и внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного органа, а также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью головного мозга.

В этом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных общеразвивающих упражнений к специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 13 времени всего занятия.

Второй период (основной) - функциональный, период восстановления функций. Анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята, костное повреждение устранено, но функции головного мозга ограничены. Во втором периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 12 времени всего занятия.

Третий период (заключительный) - тренировочный, период окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние органа приблизилось к норме, но большие физические нагрузки -висы, упоры, поднятие тяжестей - больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3 или по мере необходимости. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 23 времени всего занятия.

В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течение короткого времени несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.

Во втором периоде продолжительность занятий составляет около получаса. Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без.

В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный. Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта - волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др.

5. Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах

Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику - за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

Существует система - целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом.

В начальном периоде - (первые сутки) - черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.

В раннем периоде (I) - (2-5-е сутки) - применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по

2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин.

В промежуточном периоде (II) - (5-30-е сутки) - стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере - это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической - астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций. В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания.

Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки).

Занятия во II периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин. При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного.

Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств (в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными.

В позднем восстановительном периоде (III) - (4-5-я неделя после тяжёлой травмы) - при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения.

Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой - в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия.

Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать эпилептоидные приступы и усиливать опасность возникновения поздних эпилептических припадков.

Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.

В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений. Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе - первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий (в разные сроки - от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению.

Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания - наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д.

Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др.

В резидуальном периоде - проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно- компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.

В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии - все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.

Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений. Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере Улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.

Примерная схема проведения лечебной гимнастики при заболеваниях головного мозга, в том числе травматического характера.

1. Ознакомление с самочувствием больного и правильностью положения, определение пульса.

2. Упражнение для здоровой руки (4-5 раз) с вовлечением (круговые) лучезапястного и локтевого суставов.

3. Упражнения в сгибании и (3-4 раза). Разгибание с помощью выпрямлении больной руки в здоровой руки локте.

4. Дыхательные упражнения (3-4 раза) Вдох, выдох.

5. Упражнение для здоровой ноги (4-5 раз) Круговые, пассивные.

6.Упражнение в приподнимании и (3-4 раза) Поочерёдно; вариант: опускании плеч, сведение и разведение, руки пассивны. Сочетать сфазами дыхания.

7. Пассивные движения в суставах(3-5 минут)Ритмично, с возрастающей кисти и стопы (круговые, амплитудой вверх-вниз и др.). Сочетать с поглаживанием и растиранием.

8. Ротация здоровой ногой (4-6 раз). Активно с большой амплитудой.

9. Ротация больной ноги (4-6 раз). При необходимости помогать и усиливать внутреннюю ротацию.

10. Дыхательное упражнение (3-4 раза) Вдох, выдох средней глубины.

Примечания: 1. Во время процедуры делать паузы для отдыха продолжительностью 1-2 минуты.

2. После процедуры обеспечить правильное положение конечностей.

В позднем периоде лечения комплекс физических упражнений усложняется.

Лечебная физическая культура даётся в положении сидя и стоя. Включается ходьба в различных вариантах (ходьба с постепенным ускорением и замедлением), обучение самообслуживанию. Упражнения с предметами, элементы игр.

Список литературы

1) «Лечебная физическая культура», В.А. Епифанов и др. Москва, Медицина 1987г.

2) «Справочник по детской лечебной физкультуре», М. Фонарёв Ленинград, Медицина 1983

3) «Физическое воспитание в специальных медицинских группах» Э.Г. Булич

Москва 1986

4) «ЛФК и массаж», П.И. Готовцев Москва, Медицина 1987

5) «Лечебная физическая культура», С.Н. Попов, И.С. Дамскер Москва, Физкультура и спорт 1988

6) «Спортивная медицина, лечебная физическая культура» Н.Д. Граевская, С.Н. Попов Москва, Физкультура и спорт 1985

7) «Физическое воспитание и реабилитация студентов с ослабленным здоровьем» А.В. Чоговидзе Москва, Высшая школа 1986

8) «Большая советская энциклопедия» (том 40, 43) Б.А. Введенский Москва, 1957

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Черепно-мозговые повреждения, их распространенность и основные причины. Классификация черепно-мозговых травм. Открытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга, его клинические симптомы. Степени ушибов головного мозга. Переломы костей черепа.

    презентация , добавлен 05.03.2017

    Повреждения черепа и головного мозга. Летальность, средний возраст большинства пострадавших. Критерии классификации черепно-мозговых травм, ее клинические формы. Сотрясение и ушиб головного мозга. Диффузное аксональное повреждение головного мозга.

    презентация , добавлен 12.12.2016

    Общее понятие о сотрясении мозга и черепно-мозговой травме. Явные признаки ушиба головного мозга. Порядок действий по оказанию помощи жертве дорожно-транспортного происшествия. Характеристика правил транспортировки пострадавших в лечебное учреждение.

    презентация , добавлен 13.11.2014

    Принципы диагностики и лечения, а также организация сестринского процесса при черепно-мозговых травмах и коме. Реаниматология и ее задачи. Порядок оказания первой помощи больному с сотрясением мозга. Терапия при токсических и гиперлактацидемических комах.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Понятие черепно-мозговой травмы как повреждения механической энергией черепа и внутричерепного содержимого. Основные причины возникновения черепно-мозговых травм: бытовой и дорожно-транспортный травматизм. Механизм повреждений, их клиническая картина.

    презентация , добавлен 17.04.2015

    Патофизиологические изменения при черепно-мозговых травмах: механизмы повреждения, нарушение сознания и дыхания, синдромы внутричерепной гипертензии и гипотензии. Контроль внутричерепного давления, применение респираторной и нейротропной терапии.

    реферат , добавлен 07.12.2012

    Черепно-мозговая травма как механическое повреждение черепа, головного мозга и его оболочек. Отличительные особенности закрытой и открытой черепно-мозговой травмы. Клиника и методы лечения сотрясения, ушиба, сдавления мозга, перелома костей черепа.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Этиология и патогенез травм головного мозга, классификация и формы, клинические проявления и методы лечения. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений при травмах головного мозга, использования массажных технологий.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2014

    Классификация по степени тяжести черепно-мозговых травм. Симптомы и причины механических повреждений костей черепа. Первая помощь пострадавшим с тяжёлой черепно-мозговой травмой. Гнойно-воспалительные осложнения. Стационарное лечение пострадавших.

    реферат , добавлен 09.05.2012

    Тяжесть общего состояния ребенка при черепно-мозговой травме. Особенности клинического течения травмы головного мозга в детском возрасте. Клиническая симптоматика закрытой и открытой черепно-мозговой травмы. Сотрясение, ушиб и гематомы головного мозга.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Реферат по физической культуре

Тема: ЛФК (формы, средства и методы) при

сотрясениях головного мозга

Выполнила:

Проверил:

1. Лечебная физкультура………………………………………….. стр. 3

2. Питание…………………………………………………………… ..стр.10

3. Двигательная активность……………………………………….. стр.10

4. Вредные привычки……………………………………………….. стр.11

5. Народные средства………………………………………………... стр.12

6. Используемая литература………………………………………... стр.13

1. Лечебная физкультура

а).Особенности метода ЛФК

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения(режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей (например, посторонние разговоры и т.п.).

Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.

Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться повышение тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается.

б).Периоды общей ЛФК

Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению всемирной организации здравоохранения принято различать два периода реабилитации – больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды.

Период ЛФК – это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом.

В лечебной физической культуре различают три периода:

 Первый период (вводный) – острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации. Анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в первом периоде имеются анатомические нарушения целостности костей и внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного органа, а также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью головного мозга.

В этом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных общеразвивающих упражнений к специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 1\3 времени всего занятия.

 Второй период (основной) – функциональный, период восстановления функций. Анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята, костное повреждение устранено, но функции головного мозга ограничены.

Во втором периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 1\2 времени всего занятия.

 Третий период (заключительный) – тренировочный, период окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние органа приблизилось к норме, но большие физические нагрузки –висы, упоры, поднятие тяжестей - больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3 или по мере необходимости. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 2\3 времени всего занятия.

в).Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.

К повреждениям головного мозга относятся: острое поражение мозгового кровообращения (инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и опухоли.

При поражениях головного мозга, выражающихся в парезах или параличах любой этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе - вначале с опорой-с костылями, ходилками - четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам.

~В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течении короткого времени несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.

~ Во втором периоде продолжительность занятий составляет около получаса. Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без.

~ В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный. Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта – волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др.

г).Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.

Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику – за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

Существует система - целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом.

 В начальном периоде – (первые сутки) - черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.

 В раннем периоде (I) – (2-5-е сутки) – применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин.

 В промежуточном периоде (II) – (5-30-е сутки) – стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере – это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической – астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций.

В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания. Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки). При порезах и параличах больные выполняют упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах пострадавшего обучают самостоятельному расслаблению мышц. Занятия во II периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин.

При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного. Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств (в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными.

 В позднем восстановительном периоде (III) – (4-5-я неделя после тяжёлой травмы) – при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения. Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой- в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия.

Краткое описание

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса.

Введение. 2

Этиология и патогенез. 3

Лечение и методы физической терапии 3

Комплекс упражнений лечебной гимнастики. 7

Литература. 9

Введение.

В настоящее время в связи с урбанизацией, техиетизацией увеличилось число больных с черепно-мозговыми травмами. Достигнуты определенные успехи в лечении острого периода заболевания, однако нередко после травмы длительное время остаются органические и функциональные расстройства, которые ведут если не к полной потере трудоспособности, то к длительным ограничениям деятельности больных. Многие больные в дальнейшем требуют постоянного внимания в плане проведения мероприятий с целью сохранения трудоспособности.

Травмы головного мозга составляют по некоторым данным до 41,4% (в большинстве своем от уличного и бытового травматизма) .

Целью данной работы является ознакомление с наиболее эффективными методами физической терапии после черепно-мозговых травм.

Этиология и патогенез.

Общим для всех травм черепа является внезапное повышение внутричерепного давления в момент удара. Возникающее в этот момент движение мозга с нарушением гемо- и ликвороциркуляции ведет в последующем к макро-и микроскопическим изменениям клеточных элементов мозга, независимо от повышения внутричерепного давления.

Различают закрытые и открытые повреждения головного мозга. В клинике сотрясения мозга имеют место головные боли, головокружения, функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, стойкие вегетативные нарушения (акроцианоз, потливость, нарушение терморегуляции). В отличие от сотрясения при ушибе мозга остаточные явления заключаются в наличии очаговых симптомов выпадения или раздражения (парезы нижних конечностей, трипарезы или гемипарезы), расстройстве чувствительности, нарушении рефлексов, появлении эпилептических припадков. При проникающих повреждениях с кровоизлиянием в подкорковые узлы может развиться паркинсонизм с гиперкинезом, безынициативностью, нарушением психики.

При хроническом гипертензионном синдроме имеют место диффузные головные боли, усиливающиеся при утомлении, наклоне головы и изменении атмосферного давления. Они сопровождаются головокружением, шумом в голове, тяжестью в ней, понижением работоспособности. Наиболее часто наблюдаются различные вазомоторные, вегетативные и обменные нарушения.

Лечение и методы физической терапии

При травме мозга все больные подлежат госпитализации с применением реанимационных мер по сохранению жизни (борьба с расстройством дыхания, травматическим шоком, хирургическое вмешательство в виде обработки раны, удаления интракраниальной гематомы и т.д.).

При гипертензионном синдроме рекомендуются бромиды, инъекции сульфата магния, препараты стрихнина, глутаминовая кислота, медикаментозный сон, дегидратационная терапия- фуросемид (лазикс). Рентгеновское облучение проводят через день, разовая доза на поле 50-100 К (облучают 4 поля), каждое поле облучают 3 раза.

Методы физической терапии применяют в ранние сроки, так, например, при коматозном состоянии, когда частым осложнением является пневмония, с целью ее профилактики вместо традиционных банок рекомендуется ежечасно проводить массаж {Лебедев В. В., Горенштейн Д. Я., 1977].

Физические методы лечения широко назначаются в восстановительном периоде черепно-мозговых травм, при хроническом гипертензионном синдроме, параличах и парезах, посттравматическом паркинсонизме. При двигательных нарушениях как можно раньше следует проводить мероприятия по профилактике контрактур, для чего необходимо следить за укладкой больного, рано начинать пассивные движения с переходом на активные, массаж парализованных конечностей.

В зависимости от тяжести сотрясения или ушиба мозга через несколько дней (4-12) рекомендуется электрофорез таких лекарственных средств, как бром, магний, эуфиллин по воротниковой методике воздействия, а также кальция, йода по методу Бургипьона {Куликов Д. В. и др., 1974]. При поражении глазо-двигательного, отводящего нервов можно рекомендовать электростимуляцию их (12-14 процедур) [Король А. П. и др., 1974]. При сотрясении головного мозга через 2-3 дня после травмы применяется трансцеребрально по Бургиньону электрофорез ноотропного препарата-пирацетама (анод-обл. глазницы) при плотности тока 0,01-0,02 мА/см 2 в течение 10 мин (3 процедуры), затем-0,04-0,05 мА/см 2 15-20 мин, всего 10-12 процедур. Метод оказался более эффективным, чем гальванизация; происходило уменьшение головных болей, слабости, тяжести в голове, восстановление интеллектуальных и операторских функций [Лукомский И. В., 1989].

Имеется опыт по применению электростимуляции кисти и пальцев рук у больных с гемиплегией после черепно-мозговых травм через 6 нед и более. Электростимуляция разгибателей пальцев и кисти проводилась ежедневно, до 3 раз в день, сначала в стационаре, а затем на дому, что вело к уменьшению контрактур.

В восстановительном периоде через 3-4 нед после нетяжелой травмы и в позднем резидуальном периоде при отсутствии прогредиентного течения рекомендуется УФ-облучение позвоночника отдельными полями (3 поля), каждое поле облучают 3-4 раза 4-5 биодозами, ежедневно или через день. При преобладании вегетативных, сосудистых и обменных нарушений рекомендуется УФ-облучение воротниковой зоны (3-4 биодозы), а также электрофорез новокаина в чередовании с магнием. Показан также электрофорез брома по глазнично-затылочной методике или по методике общего воздействия Вермеля, а также гальванизация по воротниковому методу с кальцием (по Щербаку). На область шейных симпатических узлов показано э. п. УВЧ в атермической дозе (по 5-10 мин, на курс 8-10 процедур). Применяются импульсные токи по методике электро-сна, частота 10 Гц, сила тока 2-3 мА, продолжительность импульса 0,2-0,3 мс, по 30-60 мин, на курс 10-15 процедур.

При гипоталамических проявлениях рекомендуются эндоназальный электрофорез витамина В, кальция, новокаина, массаж воротниковой зоны. При эпилепсии показано общее УФ-об-лучение (и позвоночника-эритемными дозами), электрофорез йода, кальция по воротниковой методике, назальный электрофорез седуксена, ДДТ или СМТ области шейных симпатических узлов, иногда нейрохирургическая помощь. При гемиплегии вследствие черепно-мозговой травмы большое значение имеют физические тренировки в виде укрепляющих физических упражнений, ходьбы, упражнения на тренажерах.

При двигательных нарушениях важно использовать лечебную гимнастику, особенно в теплой ванне, бассейне, массаж, электрофорез брома или йода по глазнично-затылочной или лобно-затылочной методике либо электрофорез йода в области рубца (плотность тока 0,03-0,05 мА/см 2 по 20-60 мин, ежедневно, на курс 30 процедур). При болях применяют местную дарсонвализацию, ДДТ или СМТ, на пораженные конечности- парафин.

После тяжелой открытой и закрытой (включая и состояние после удаления интракраниальной гематомы) черепно-мозговой травмы с двигательными нарушениями (гемипарезы) у лиц в возрасте до 40 лет в сроки от 4 нед до 3 лет после травмы нами в условиях клиники применялся метод воздействия ДМВ на область очага поражения (выходная мощность 20 Вт), ежедневно, по 10-12 мин, на курс 10-15 процедур. При наличии эпилептических припадков, даже если они только в анамнезе, припадок можно спровоцировать. В этих случаях нами применялся метод воздействия на воротниковую область.

Одним из патогенетических механизмов травмы головного мозга является нарушение церебрального кровообращения, сопровождающееся развитием тканевой гипоксии [Угрюмов В. М. и др., 1972]. Как показали исследования, аноксемия в эпилептическом очаге не развивается. Наоборот, при этом обнаружено увеличение кровенаполнения. Таким образом, для реализации эпилептического припадка необходимы достаточное кровоснабжение и высокий уровень окислительно-восстановительных процессов [Коровин А. М. и др., 1973, 1979]. Распространенная гипоксия мозга не способствует судорожным разрядам и генерализации судорожного припадка.

По данным реоэнцефалографии, после ДМВ отмечалось увеличение кровенаполнения сосудов головного мозга на стороне поражения, уменьшение межполушарных асимметрий, улучшение венозного оттока (рис. 2). Наряду с этим происходило улучшение функциональной лабильности мозговых структур, повышалась амплитуда альфа- и бета-волн, уменьшалась амплитуда медленных волн, появлялась реакция усвоения ритма на раздражители, на которые прежде ее не было (ЭЭГ). По данным ЭМГ, происходило нарастание биопотенциалов при максимальном мышечном сокращении как парализованных, так и паретичных мышц [Гаврилков А. Т., 1980, 1987]. Данные УЗ-доп-плерографии отражали увеличение коллатерального кровообращения и линейной скорости кровотока по глазничным артериям, появление перетока по передним соединительным артериям. По данным термографии, отмечалось уменьшение термоасимметрии в области лица и головы. При воздействии же ДМВ на воротниковую область достаточно хорошо выраженное кровоснабжение мозга в области поражения снижалось с повышением его в других системах (рис. 3).

Таким образом, увеличение кровенаполнения при воздействии ДМВ на очаг поражения приводило к еще большей интенсивности окислительно-восстановительных процессов, что могло провоцировать судорожные припадки при травмах. В этом случае применение ДМВ на воротниковую область являлось более обоснованным, ибо при наблюдении ни в одном случае не провоцировались эпилептические припадки.

В комплекс лечебных мероприятий входили также лечебная гимнастика, массаж, общие или местные сульфидные ванны, электростимуляция, что повышало эффективность лечения, способствовало возвращению больных к труду, к самообслуживанию.

При посттравматическом паркинсонизме рекомендуются все те же мероприятия, которые применяются и при постэнцефали-тическом паркинсонизме.

Очень важно в общем комплексе лечебных мероприятий использовать лечебный массаж и лечебную физическую культуру; занятия лечебной гимнастикой следует вначале применять осторожно, с паузами, не утомляя больного. Назначаются также хвойные ванны, циркулярный душ (при астеническом состоянии и нарушении сна). Разработан метод электрофореза оксибутирата натрия по глазнично-затылочной методике, оказывающей седативное, мио-релаксационное, аналгозирующее действие при черепно-мозговой травме с синдромом травматической энцефалопатии и церебрастении. При неврозоподобном, депрессивно-ипохондрическом, психоподобном синдроме вследствие нейроинфекции разработан электрофорез окснбутнрата натрия по методике электросна (при силе импульсного тока до 0,8 мЛ, частоте импульсов 5-10-20 Гц, длительности 0,5 мс) продолжительностью 20- 40 мин, ежедневно, в течение 10-12 мин [Улащик В. С., 1986].

В местных санаториях больные с травмами головного мозга лечатся в раннем, позднем и резидуальном периодах при регре-диеитном течении заболевания. При преобладании в клинической картине двигательных, вегетативно-сосудистых и обменных нарушений можно использовать грязевые аппликации на воротниковую область, а также в виде «носков», «перчаток», на позвоночник, при эпилепсии-на фоне противосудорожных средств. Температура лечебной грязи не должна быть выше 37-38°С, по 15-20 мин, через день, на курс 10-12 процедур.

Важным моментом лечения является направление больных на санаторно-курортное лечение со сменой климатических условий, с учетом ранимости и метеолабильности их. В настоящее время ряд авторов сообщают о положительном влиянии лечения на приморских и других курортах (Одесса, Сухуми, Цхал-тубо, Сочи и др.). Как известно, санаторно-курортное лечение влияет на компенсаторные функции мозга и всего организма.

Под нашим руководством в условиях курорта Сочи проведено {Глыбин Н. Ф., 1976] наблюдение за 300 больными с черепно-мозговой травмой. Возраст больных 30-50 лет, давность травмы более одного года (у 93% до 5 лет) с легкой и средней степенью тяжести заболевания. Адаптация больных к условиям курорта была неодинаковой. У больных с астеническим синдромом отмечались слабо выраженные метеореакции и они быстрее адаптировались к местным условиям; у больных с ведущим вегетативно-сосудистым синдромом и посттравматическим арахно-идитом период адаптации протекал более длительно, у них отмечались выраженные метеореакции, особенно у лиц, прибывших из контрастных климатических условий. Лучшими месяцами пребывания больных с повышенной метеочувствительностью на курорте были май-июнь, сентябрь-октябрь.

При обострении заболевания, прогредиентном его течении, у больных вегетативно-сосудистым синдромом и церебральным арахноидитом с явлениями гипертензии солнечные и сульфидные ванны вызвали ухудшение самочувствия, при этом, по данным реоэнцефалографии, отмечалось снижение мозгового кровообращения. Этим больным не рекомендовано курортное лечение в Сочи.

Больным с регредиентным течением заболевания, в стадии ремиссии назначался комплекс лечебных мероприятий, куда входили сульфидные ванны концентрации 100-150 мг/л, массаж воротниковой области, лечебная гимнастика, климатолечение по режиму слабого или умеренно-интенсивного воздействия. В дни, свободные от ванн, назначался электрофорез йода по Бургиньону (церебральный арахноидит), общий электрофорез брома по Вермелю (при астеническом синдроме), электрофорез магния или новокаина по воротниковой методике (при вегетативно-сосудистом синдроме с наклонностью к ангиоспазмам и повышению артериального давления).

Если больным гипертензионным ликворным синдромом не показано лечение на курорте Сочи, то, целесообразно лечение больных черепно-мозговой травмой общими радоновыми ваннами концентрации 107 нКи/л в условиях высокогорного курорта Джеты-Огуз, при астеноневротическом синдроме в комплексе с электрофорезом димедрола, а при вегетативно-сосудистом и гипертензионном - с электрофорезом ганглерона на воротниковую область. Эти интересные наблюдения следует продолжить с привлечением невропатологов, работающих на различных курортах страны.

Таким образом, лечение в местных неврологических санаториях и на курортах показано больным с последствиями закрытых (через 4 мес) и открытых (через 5-6 мес) травм головного мозга, отдаленными последствиями сотрясения и контузии головного мозга, травматической энцефалопатией в восстановительном, резидуальном и позднем периодах, без резких нарушений в двигательной сфере (параличи), препятствующих самостоятельному передвижению, не сопровождающихся эпилептическими припадками и психическими расстройствами. Лечение также показано больным с астеническим, вегетативно-сосудистым, гипоталамическим синдромами без резко выраженной ликворной гипертензии.

Рекомендуются приморские, бальнеологические курорты с наличием йодобромных, хлоридных натриевых, радоновых, сульфидных вод, грязей (иловых, сапропелевых, торфяных). Однако при этом следует учитывать состояние компенсаторных возможностей организма (по данным клиники и электроэнцефалографии).

Комплекс упражнений лечебной гимнастики.

Как правило, каждая процедура лечебной гимнастики состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводный раздел, длительностью 10-20% от общего времени занятий, состоит преимущественно из элементарных упражнений и призван постепенно подготовить организм больного к возрастающей нагрузке. В основном разделе, составляющем 60-80% времени занятий, осуществляется общее и специальное тренирующее воздействие на организм. Соотношение общеразвивающих упражнений со специальными определяется индивидуально, в зависимости от стадии патологического процесса и режима двигательной активности. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наибольшей. В заключительном разделе (10-20% общего времени) путем простейших гимнастических и дыхательных упражнений нагрузка постепенно снижается.

Комплекс утренней гимнастики:

    Вращение головой. Исходное положение (И. п.) - стоя, руки на пояс. На счет 1-4 - круговое движение головой вправо. То же в другую сторону. 10--20- 30 раз.

    Повороты головы. И. п.- стоя, руки на пояс. На счет 1-2 - поворот головы вправо; 3-4 - и. п. То же в другую сторону. 6--8-10 раз в каждую сторону.

    Поднимание плеч. Может выполняться с гантелями. И. п.-стоя. На счет 1-2-поднять оба плеча вверх; 3-4 - и. п. 10-20-30 раз.

    Отведение локтей назад. И. п.- стоя, руки на пояс. На счет 1-2- отвести локти назад, стараясь соединить их за спиной, вдох; 3-4 - и. п., выдох. 8-12-16 раз.

    Соединение рук за спиной. И. п.- стоя, руки за спину (на пояснице), кисти переплетены. На счет 1-2 - вытянуть руки вниз за спиной, отводя плечи назад, выдох; 3-4 - и. п„ вдох. 8-12- 16 раз.

    Наклоны туловища вперед и назад. И. п.- стоя. руки - на пояс. На счет 1 - наклон вперед; 2-и. п.: 3- наклон назад: 4-и. п. Движения выполняются медленно и плавно. 10-20-30 раз.

    Наклоны туловища в сторону. И. п.- стоя, руки -на пояс. На счет 1 --2 - наклон туловища вправо: 3-4 - и. п.; то же - в другую сторону. Упражнение выполняется медленно, без рывков. 20-30-40 раз.

    Повороты туловища. И. п.- стоя. руки - на пояс. На счет 1-2-поворот туловища вправо; 3-4 - и. п. То же - в другую сторону. При выполнении поворотов ноги остаются неподвижными, спина прямая. 10-20-30 раз.

    Вращение туловища. И. п.- стоя, руки на пояс. На счет 1-4 - круговое движение туловища вправо: 5-8 - то же - в другую сторону. Движение начинается от тазобедренных суставов. 8-16-30 раз.

    Поднимание ног в сторону. И. п.- стоя, руки на пояс. На счет 1-2- отвести правую ногу в сторону; 3-4 - и. п. То же другой ногой. Упражнение выполняется с возможно большей амплитудой. 6-10-18 раз.

    Сгибание и разгибание ноги вперед. И. п.- стоя, руки на пояс. На счет 1 - поднять согнутую ногу коленом вверх: 2 - не опуская ноги, выпрямить ее вперед; 3 - вернуться в положение счета 1: 4-и. п. То же - другой ногой. 6-8-10 раз каждой ногой.

    Сгибание и разгибание ноги назад. И, п.- стоя, руки на пояс. На счет 1 - согнуть ногу как можно выше назад; 2 - не опуская ноги, выпрямить ее назад; 3 - вернуться в положение счета 1; 4-и. п. То же - другой ногой. 10-12-16 раз каждой ногой.

    Сгибание и разгибание стопы. И. п.- стоя, правая нога вперед - вниз, руки на пояс. На счет 1 - согнуть стопу на себя; 2-и. п. То же - другой ногой. То же с круговыми движениями стопой. 20-30-40 раз каждой ногой.

    Махи ногами вперед и назад. Вначале упражнение выполняется у опоры, затем без нее. И. п.- стоя, руки на пояс. На счет 1 - мах ногой вперед, носок на себя; 2 - вернувшись в и. п., мах ногой назад, носок на себя. 8-16-24 раза каждой ногой.

    Махи ногами в стороны. Сначала упражнение выполняется с опорой, по мере освоения - без нее. И. п.- стоя, руки на пояс, ногу вывести вперед на 45°, носок - на себя. На счет 1 - мах ногой скрестно перед опорной; 2 - мах в другую сторону. То же - другой ногой. 8-16-24 раза каждой ногой.

Дозированная ходьба

Подъем по ступенькам с частотой 1ст в секунду. Первая неделя занятий – подъем до 7 этажа 5-6 раза в день. Вторая неделя – подъем до 8 этажа 5-6 раза в день. И постепенно в таком темпе, в зависимости от состояния повышать нагрузку.

Литература.

    Иванова О.А. Комнатная гимнастика 1990 год.

    Лукомский И.В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж 1998 год.

    Стрелкова Н.И. Физические методы лечения в неврологии 1991год.

    Справочник по неврологии 1988г.

Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику - за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

Существует система - целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом.

В начальном периоде - (первые сутки) - черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.

В раннем периоде (I) - (2-5-е сутки) - применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по

2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин.

В промежуточном периоде (II) - (5-30-е сутки) - стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере - это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической - астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций. В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания.

Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки).

Занятия во II периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин. При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного.

Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств (в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными.

В позднем восстановительном периоде (III) - (4-5-я неделя после тяжёлой травмы) - при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения.

Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой - в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия.

Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать эпилептоидные приступы и усиливать опасность возникновения поздних эпилептических припадков.

Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.

В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений. Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе - первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий (в разные сроки - от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению.

Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания - наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д.

Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др.

В резидуальном периоде - проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно- компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.

В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии - все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.

Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений. Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере Улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.

Примерная схема проведения лечебной гимнастики при заболеваниях головного мозга, в том числе травматического характера.

  • 1. Ознакомление с самочувствием больного и правильностью положения, определение пульса.
  • 2. Упражнение для здоровой руки (4-5 раз) с вовлечением (круговые) лучезапястного и локтевого суставов.
  • 3. Упражнения в сгибании и (3-4 раза). Разгибание с помощью выпрямлении больной руки в здоровой руки локте.
  • 4. Дыхательные упражнения (3-4 раза) Вдох, выдох.
  • 5. Упражнение для здоровой ноги (4-5 раз) Круговые, пассивные.
  • 6. Упражнение в приподнимании и (3-4 раза) Поочерёдно; вариант: опускании плеч, сведение и разведение, руки пассивны. Сочетать сфазами дыхания.
  • 7. Пассивные движения в суставах(3-5 минут)Ритмично, с возрастающей кисти и стопы (круговые, амплитудой вверх-вниз и др.). Сочетать с поглаживанием и растиранием.
  • 8. Ротация здоровой ногой (4-6 раз). Активно с большой амплитудой.
  • 9. Ротация больной ноги (4-6 раз). При необходимости помогать и усиливать внутреннюю ротацию.
  • 10. Дыхательное упражнение (3-4 раза) Вдох, выдох средней глубины.

Примечания: 1. Во время процедуры делать паузы для отдыха продолжительностью 1-2 минуты.

2. После процедуры обеспечить правильное положение конечностей.

В позднем периоде лечения комплекс физических упражнений усложняется.

Лечебная физическая культура даётся в положении сидя и стоя. Включается ходьба в различных вариантах (ходьба с постепенным ускорением и замедлением), обучение самообслуживанию. Упражнения с предметами, элементы игр.




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top