Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива. Образец Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) Основные разделы и срок формирования ипр

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива. Образец Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) Основные разделы и срок формирования ипр

12 августа 2017 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.

Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис.

Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА :

1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.

Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;

2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.

Это – существенное изменение прежних положений. Ранее ИПРА можно было разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей – до 18 лет), срок этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года. Это объяснялось меняющимися реабилитационными потребностями инвалида и необходимостью составления актуальных рекомендаций о реабилитационных мероприятиях. Теперь же это невозможно. Учитывая выраженную формальность ИПРА как документа, ухудшить положение граждан с инвалидностью это нововведение не может, скорее, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем, необходимо внимательно относиться к возможным изменениям реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия которой не истек. Это важно, если мероприятия или технические средства реабилитации (ТСР) предоставляются на льготных условиях только при включении их в ИПРА. Изменения ИПРА, касающиеся антропометрических данных инвалида, уточнения ранее данных рекомендаций производятся по заявлению в бюро МСЭ без направления из поликлиники; если же речь идет о новых реабилитационных мероприятиях или ТСР, то необходимо новое направление на МСЭ из поликлиники и прохождение медико-социальной экспертизы;

3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Юристу сложно понять правовую обоснованность такой нормы. Единственное последствие такого отказа, указанное в Порядке, – бюро МСЭ не обязано в этом случае посылать выписки из ИПРА указанным в ИПРА исполнителям для ее реализации. Другие последствия – под вопросом: остается ли ИПРА действительной; что делать, если гражданин отказывался под влиянием эмоций, а потом передумал. Мы бы рекомендовали гражданам получать ИПРА в любом случае – собираются они ее реализовывать или нет, понравилось ее содержание или нет. Гражданин может отказаться от реализации полученной ИПРА в любой момент, даже после начала ее реализации, – поскольку ИПРА для него по закону имеет рекомендательный характер. Согласно Порядку, исполнитель приступает к реализации ИПРА только после обращения к нему гражданина – поэтому последний может не обращаться к указанному в ИПРА исполнителю (исполнителям), если не желает ее реализовывать. Если гражданин не согласен с ее содержанием, он вправе его обжаловать. Легко предположить, что на практике граждане отказываются подписывать ИПРА (по старому порядку) или получать ее (по новому порядку), потому что она «пустая» – отсутствуют рекомендации по реабилитации. Настоятельно рекомендуем обжаловать «пустые» ИПРА, иначе ситуация с их разработкой не изменится.

4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА, указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю, указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.

По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность исполнителей по реализации ИПРА, содействовать инвалиду в ее реализации. Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий – без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях, исполнителях – реабилитационных организациях.

К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории России говорить не приходится – каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество - заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это уполномоченные органы власти и организации) об особенностях межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА – нет…

5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРА специалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов – с правом совещательного голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть приглашен и работодатель. Это важное уточнение, т.к. для определения «показаний» к трудовой и профессиональной деятельности важно знать мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться предоставленным правом и делиться опытом его использования.

Нововведения в формах ИПРА

1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными. Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.

2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.

Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов :

1) к сожалению, традиционный для российского законодательства подход «может сам – или не может сам» – не отвечает современным требованиям к помощи гражданам с инвалидностью. Градация заключения в соответствии с этими требованиями должна иметь по крайней мере такие же ступени, как и заключения о выраженности ограничений категорий жизнедеятельности в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В пункте 21 форм ИПРА имеется табличка, в которой должна указываться одна из ТРЕХ степеней ограничения способности к самообслуживанию – в соответствии с указанным актом. Как вариант заключение о возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни могло бы также иметь 3 вывода: возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни, возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц и невозможность того и другого (нуждаемость в постоянной помощи). Пока остается только надеяться на то, что бюро МСЭ будут тщательно исследовать способности и возможности гражданина и не будут давать заключение о невозможности ведения самостоятельного образа жизни, если при регулярной частичной помощи со стороны социальных служб, родных и близких (т.е. не полностью самостоятельно) он сможет жить в собственной квартире;

2) нуждаемость в постоянной помощи сама по себе не может являться основанием для того, чтобы человек всю жизнь жил в психоневрологическом интернате (а именно для этого сейчас и требуется соответствующее заключение в ИПРА). Такое положение дел прямо противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов и нормам российского законодательства. Конечно, это более широкая проблема, и обязанность МСЭ дать в ИПРА указанное заключение – лишь одно из ее проявлений. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть подходы к обеспечению жильем граждан, закончивших пребывание в стационарном учреждении социального обслуживания или желающих выписаться из него, признать необходимость разнообразия форм жизнеустройства даже для граждан с самой тяжелой инвалидностью. Активно обсуждающейся в настоящее время формой жизнеустройства является сопровождаемое проживание инвалидов малочисленной группой в обычных квартирах и домах. Такая форма жизнеустройства могла бы стать выходом для лиц, которые постоянно нуждаются в посторонней помощи, из незаконной ситуации ограничения их прав проживать в обычных местах проживания, а не в огромных учреждениях с палатами больничного типа;

3) очень смущают формулировки заключения в «детской» ИПРА. Указано, что заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание или вести самостоятельный образ жизни заполняется в отношении ребенка-инвалида «по достижении им возраста 18 лет». Как такое может быть? По достижении возраста 18 лет ребенок перестает быть ребенком-инвалидом, а его ИПРА перестает быть действительной! Гражданин должен пройти новое освидетельствование, ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается «взрослая» ИПРА. При этом в «детской» ИПРА отсутствуют какие-либо пояснения о правилах вынесения заключения: может ли, например, быть дано заключение на будущее – ведь нельзя его дать ребенку в возрасте до 18 лет, поскольку на момент совершеннолетия ситуация может существенно измениться. А в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственные органы формируют списки детей для предоставления жилья, в которые включаются лица, достигшие 14 лет. Тем самым возникает много вопросов к порядку вынесения заключения.

3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.

4. Сокращен раздел, посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом. Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.

5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, в том числе ребенком-инвалидом, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Изменился раздел, посвященный видам помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Поскольку такой раздел изначально появился в ИПРА только с 1 января 2016 года, трудно предположить плюсы и минусы его изменения. Призываем всех ознакомиться с формами ИПРА, чтобы понять, какие виды помощи необходимы для включения в ИПРА.

7. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию», в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения, если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.

8. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования, что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.

9. В форме ИПРА ребенка-инвалида появилось новшество, крайне важное для родителей: раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида. Таким образом, родители, имеющие право на средства материнского капитала, должны заранее подготовиться и подать соответствующее заявление в бюро МСЭ.

Это очень неоднозначное новшество. Само по себе заявление не является заявлением о распоряжении средствами, которое подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по факту приобретения соответствующих товаров и услуг (Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 № 380). Получается, что это, скорее, заявление о намерении: гражданин не против возможности использовать средства материнского капитала на эти цели в будущем. Такое заявление не обязывает родителей потом это делать, они могут передумать без извещения кого бы то ни было. Вместе с тем, заполнение этого раздела в дальнейшем обязывает бюро МСЭ послать выписку из ИПРА в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств материнского капитала, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения – в части выполнения мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.

Считаем, что родителям, имеющим право на средства материнского капитала, независимо от того, думают они о возможности их использования на указанные цели или нет, целесообразно подать в бюро МСЭ заявление о желании направить средства, чтобы соответствующий раздел ИПРА был заполнен (без указания товаров и услуг в ИПРА средства материнского капитала невозможно будет на них использовать). Желание использовать средства материнского капитала на эти товары и услуги может возникнуть позже, могут измениться обстоятельства; но заполненный раздел даст возможность своевременно получить компенсацию, а не проходить вновь МСЭ для разработки новой ИПРА и заполнения этого раздела.

10. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами :

– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;

– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.

Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.

Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).

Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.

Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.

Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.

Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.

Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.

По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Инвалида, образец которой будет описан далее, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию утраченных либо нарушенных функций организма, а также способностей к осуществлению некоторых видов деятельности. Она формируется в соответствии с решением уполномоченного органа Министерства здравоохранения. В ИПР включаются отдельные формы, виды, объемы, порядок и сроки профессиональных, оздоровительных и иных мер. Рассмотрим далее, как осуществляется разработка программы реабилитации инвалидов, какие мероприятия в нее могут входить. В статье будут описаны и некоторые нюансы, связанные с исполнением ИПР.

Формат карты

С 2005 г. на территории России программа реабилитации инвалида составляется по единой форме. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития № 287 от 29.11.2004 г. Карта состоит из нескольких частей. Программа реабилитации инвалида формируется с учетом сведений о гражданине. Соответственно, в первой части подробно указывается информация о нем. Кроме анкетных данных, в этом разделе содержатся сведения:

  1. Об образовательном уровне (профессиональном и общем).
  2. Специальностях, квалификации и исполняемых на момент освидетельствования трудовых функциях (если они есть).
  3. степени ограничения трудоспособности.

Основные мероприятия

Что содержит образец программы? Реабилитация инвалидов включает в себя ключевые восстановительные и компенсационные меры. Среди них присутствуют и врачебные мероприятия. В рамках медицинской реабилитации осуществляются:

  1. Восстановительная терапия.
  2. Реконструктивная хирургия.
  3. Ортезирование и протезирование.
  4. Обеспечение техническими приспособлениями и средствами.
  5. Санаторно-курортное лечение (для неработающих граждан).

Программа медико-социальной реабилитации инвалидов включает в себя:

  1. Консультирование и информирование по комплексу предпринимаемых мер.
  2. Юридическое сопровождение.
  3. Патронаж семьи.
  4. Реабилитация с использованием средств спорта и физкультуры.
  5. Адаптационное обучение.
  6. Обеспечение техническими приспособлениями для осуществления общественной и бытовой деятельности.
  7. Психологическая помощь.
  8. Социокультурная реабилитация.

Восстановление трудоспособности

Профессиональная программа реабилитации инвалида представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение трудоспособности гражданина. Она включает в себя:

  1. Выработку рекомендаций о противопоказаниях и допустимых видах и условиях деятельности.
  2. Профориентацию.
  3. Профессиональное обучение или переобучение.
  4. Содействие в поиске работы.
  5. Предоставление технических средств.

Работа с несовершеннолетними гражданами

Программа реабилитации ребенка-инвалида включает в себя психолого-педагогические мероприятия. К ним относят:

  1. Получение дошкольного и школьного образования и воспитания.
  2. Психолого-педагогическую коррекционную работу.
  3. Предоставление технических средств для обучения.

Кроме этого, программа реабилитации ребенка-инвалида предусматривает патронаж семьи, в которой он находится. Специалисты проводят консультации, оказывают психологическую помощь родителям.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида: образец

Самыми важными разделами ИПР считаются те, в которых указаны психолого-педагогические, лечебные мероприятия, а также услуги, предусматривающие содействие в восстановлении профессиональной конкурентоспособности гражданина на рынке труда. В каждом из них присутствует две части. В первой указываются конкретные мероприятия, технические средства, которые будут необходимы человеку. Во второй части присутствует информация об исполнителях, формах, сроках, порядке, в котором будет осуществляться реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также о полученных результатах или о причинах их неполучения. Образец бланка приведен в статье.

Где оформить карту?

Программа реабилитации инвалида составляется в соответствии с решением федерального учреждения МСЭ. В этой связи обращаться для получения карты необходимо в ту организацию, которая выдает свидетельство. Ею, как правило, является местное подразделение Бюро по медико-социальной экспертизе (БМСЭ).

Назначение ИПР

Программы социальной реабилитации инвалидов представляют собой ключевой механизм обеспечения учета личных потребностей граждан и адресность поддержки. На сегодняшний день наличие карты ИПР позволяет эффективно решать многие вопросы, касающиеся осуществления компенсационных и восстановительных мероприятий. При этом результативность взаимодействия с представителями власти повышается на всех уровнях. Так, например, высшие учебные заведения при приеме на обучение требуют ИПР. Ни один гражданин, имеющий инвалидность, не сможет не имея соответствующего документа. Следовательно, без ИПР нельзя получить образование, устроиться на работу, получить новую специальность.

За оформлением карты можно обратиться не только во время переосвидетельствования. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов, а также взрослых с ограниченными возможностями, составляется каждый год, даже если группа установлена без срока повторной экспертизы.

Важный момент

Инвалида, заполнение бланка которой должно осуществляться с учетом не только рекомендаций экспертов, но и пожеланий самого гражданина, передается ему на подпись. Он должен поставить свой автограф в каждом разделе карты. Так он выражает свое согласие с указанными в ней мероприятиями.

Однако не исключены и противоречия. В таких случаях гражданин в поле для подписи пишет, что с содержанием карты он не согласен, и указывает причины. Решения и действия сотрудников БМСЭ лицо вправе оспорить. Жалоба подается в главное Бюро региона. К ней следует приложить копию карты. После этого выполняется обследование, проводятся беседы с гражданином. По их результатам выносится заключение по оспариваемым моментам. Если претензии гражданина будут признаны обоснованными, составляется новая программа. Она подписывается председателем комиссии и удостоверяется печатью ГБМСЭ. Принятое решение также может быть оспорено в федеральном бюро в месячный срок. Кроме этого, гражданин имеет право обратиться в судебную инстанцию.

Нюансы

Объем предусмотренных в ИПР мероприятий не может быть больше Федерального перечня технических средств и услуг. Гражданин либо его представитель могут частично или полностью от них отказаться. В этом случае госорганы, местные структуры, а также иные организации будут освобождены от ответственности за выполнение программы. Кроме этого, гражданин будет лишен права на получение компенсации.

Специалисты, однако, призывают не спешить с отказом. Федеральная программа реабилитации инвалидов носит рекомендательный, а не обязательный характер. После подписания карты гражданин вправе не обращаться в соответствующие органы и структуры для получения тех или иных средств или услуг. В таком случае есть возможность на протяжении всего срока ее действия изменить первоначальное решение и воспользоваться господдержкой.

Выбор исполнителя

Определение субъектов, ответственных за реализацию тех или иных пунктов программы, считается одним из ключевых моментов оформления карты. Исполнитель должен быть указан напротив каждого предусмотренного мероприятия. Новая форма ИПР предполагает особый порядок их определения. Ранее исполнителей указывала БМСЭ. В настоящее время бюро включает в карту только некоторых из них. К примеру, в разделе по обеспечению техническими средствами исполнитель указывается органом ФСС. Субъекты могут указываться и местной структурой соцзащиты.

Необходимо помнить, что ключевая задача реабилитации состоит в устранении либо, насколько это возможно, полной компенсации возникших вследствие инвалидности ограничений жизнедеятельности. В этой связи исполнителями следует выбирать тех лиц или организации, которые смогут справиться с поставленными задачами. Это могут быть как государственные, так и частные структуры любой формы собственности.

Расходы

В ФЗ, регламентирующем социальную защиту инвалидов в РФ, установлено, что если услуга либо техническое средство, предусмотренные в программе реабилитации, не могут быть предоставлены гражданину или он осуществил их оплату собственными средствами, ему полагается компенсация затрат в полной мере. В ИПР могут включаться мероприятия как финансируемые бюджетом, так и те, расходы на которые несет само лицо.

В соответствии с законом, бесплатно могут предоставляться только те услуги и средства, которые присутствуют в соответствующем перечне. Он утвержден правительственным постановлением и включает в себя не так много позиций. Государство, таким образом, принимает на себя обязательства оплатить минимальный набор услуг и тех. средств.

Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ действуют региональные нормативные акты, существенно расширяющие перечень. Возмещение расходов должно осуществляться территориальными подразделениями ФСС. При этом необходимо учитывать, что право на компенсацию дают только подтвержденные документально договорные отношения с действительными исполнителями ИПР. Гражданину следует предоставить доказательства оплаты услуги или тех. средства. В ФСС подается соответствующее заявление, к которому прилагаются копии карты ИПР и прочих документов.

Возможные сложности

Заявление на компенсацию затрат и приложенные к нему документы рассматриваются не больше месяца. Если по окончании этого периода гражданин не получил ответ либо ему было отказано в возмещении, он может обратиться в вышестоящую структуру ФСС. Если и в этом случае его просьба не была удовлетворена, он вправе обратиться в суд. Специалисты заостряют внимание граждан на том, что подача иска не будет указывать на то, что гражданин стремится усугубить конфликт. В данном случае такая реакция на несправедливость позволит задействовать госорганы в решении проблемы, а ответственным лицам - осознать свои обязанности. Вместе с этим следует быть готовым к любому исходу дела.

Нормативное обеспечение

В РФ действуют следующие законодательные акты, регламентирующие вопросы составления и исполнения ИПР:

  1. ФЗ № 181. Ст. 11 указанного закона полностью посвящается индивидуальной реабилитационной программе. Кроме этого, ИПР указывается в ст. 8, 18, 19, 23, 29, 25, 32.
  2. ФЗ "О соцзащите инвалидов". В этом нормативном акте приводится определение ИПР, называются органы, ответственные за ее составление, указываются основные права людей с ограниченными возможностями. В законе установлено, что инвалида нельзя признать безработным без оформления на него индивидуальной реабилитационной программы. В нормативном акте зафиксирована обязанность ответственных органов исполнять ИПР, а также возможность гражданина обращаться в суд при ее невыполнении.
  3. Положение о признании человека инвалидом.
  4. Правительственное Постановление № 805 от 16.12.2004. Оно регламентирует деятельность ФГУ МСЭ.
  5. Приказ Минздравсоцразвития от 29.11.2004 г.
  6. Правительственное Распоряжение № 1343-р от 21.10.2004 г.

Заключение

После оформления карты индивидуальной реабилитационной программы гражданин либо его представитель по закону обращаются за помощью к самым разным организациям для реализации предусмотренных мероприятий и получения необходимых тех. средств.

Следует сказать, что в настоящее время механизм исполнения ИПР нельзя назвать идеальным. В самой программе господдержки существует множество пробелов. В этой связи на практике у граждан очень часто возникают всевозможные препятствия. Проблемы могут появиться на разных этапах - и в момент составления реабилитационной программы, и в ходе выполнения намеченных в ней мероприятий.

Особая сложность возникает в процессе осуществления права на возмещение понесенных расходов. В этом случае целесообразно заручиться поддержкой квалифицированного юриста. Немаловажно и иметь все документы, доказывающие факт оплаты услуги или технического средства за свои деньги. Конфликты, связанные с реализацией реабилитационной программы, могут разрешаться как в претензионном, так и в судебном порядке. Первый предполагает обращение в вышестоящие инстанции. Что касается судебного обжалования, практика по такого рода делам недостаточно обширна на сегодняшний день. Однако и в ней есть прецеденты выигранных споров о возмещении расходов, понесенных гражданином и его родственниками на реабилитационные мероприятия.

Необходимо учитывать, что оформление карты ИПР в настоящее время является обязательным. Другой вопрос заключается в том, что в ней прописываются зачастую далеко не все услуги и тех. средства, которые необходимы гражданину, а только те, которые включены в бесплатный перечень. Перед правительством, таким образом, стоит задача по усовершенствованию механизма исполнения реабилитационных программ.

ИПР должна быть эффективной для человека. Реабилитационная программа станет полезной только в том случае, когда за ее основу будут приниматься не возможности государства, а действительные потребности каждого инвалида.

2.2 Структура ИПР

2.3 Выбор исполнителя ИПР

1. Индивидуальная программа социальной реабилитации инвалида

В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и нуждается в мерах социальной защиты.

Социальная реабилитация инвалидов регламентируется многочисленными законодательными актами, на одном из которых, регламентирующим мероприятия по индивидуальной реабилитации инвалида, остановимся в данной работе более подробно.

Статья 11 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается определение: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности».

Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем - восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых участвует либо сам инвалид, либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Если предусмотренное программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Основные принципы формирования ИПР: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.

Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.

Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учёте конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Основные этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация ИПР, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д.

ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования. ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования, исполнения, организации контроля исполнения индивидуальной программы реабилитации, а также на этапе совместной деятельности с общественными организациями.

Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации систематически предоставляют информацию подведомственным учреждениям - исполнителям конкретных видов реабилитации и учреждениям МСЭ об осуществляемых ими реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах.

2. Карта индивидуальной реабилитации инвалида

С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР. Она разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где инвалид получает или будет получать свидетельство об инвалидности.

2.1 Что даёт инвалиду заполнение карты ИПР?

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки. В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации.

Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.

В общем, сформированная для вас ИПР - это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.

Кроме того, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона.

2.2 Структура ИПР

Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

об образовательном уровне (общем и профессиональном);

о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Форма ИПР содержит: программу медицинской реабилитации; программу профессиональной реабилитации; программу социальной реабилитации; программу психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет).

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека. Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

Программа социальной реабилитации в рамках ИПР включает:

информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;

обучение самообслуживанию, в том числе информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой, одеванию, приёму пищи и т.д.;

адаптационное обучение семьи инвалида, обеспечивающее информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам;

обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

организацию жизни инвалида в быту;

обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, включая подбор, доставку технического средства, его сервисное обслуживание;

обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортном, лекарствами и др.;

обучение социальным навыкам;

обучение социальному общению;

обучение социальной независимости;

оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей и др.;

консультирование по правовым вопросам;

обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Программа профессиональной реабилитации включает следующие мероприятия и услуги:

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. содействие в трудоустройстве,

5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программапсихолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. получение дошкольного воспитания и обучения,

2. получение общего образования,

3. психолого-педагогическая коррекционная работа,

4. технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения).

При формировании программы социальной реабилитации необходимо определить:

исполнителя (учреждение);

форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат, отделение дневного пребывания, реабилитационная квартира, клубная);

сроки выполнения;

прогнозируемый результат (возможность компенсации, достижение самообслуживания, самостоятельного проживания или интеграции в общество).

2.3 Выбор исполнителя ИПР

Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия.

Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей, например при обеспечении техническими средствами реабилитации исполнителя указывает исполнительный орган фонда социального страхования, также исполнителей некоторых мероприятий указывает местный орган социальной защиты.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст.9 ФЗ «О социальной защите инвалидов», является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности. Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.

1. Исполнители ИПР - конкретные государственные учреждения. Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР. Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно. Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.

2. Исполнители ИПР - не конкретные организации, а учреждения определённого типа. Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, «центр социального обслуживания» или «школа ___ вида»). На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач.

Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме). При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.

3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР. Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст.11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации». Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению.

Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПР.

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР. Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации. Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Выбор реабилитационных учреждений для реализации ИПР осуществляется:

1) с учётом территориальной близости реабилитационных услуг к потребителю;

2) гарантии высокого качества реабилитационных услуг;

3) обеспечения комплексности реабилитационных услуг, многообразия форм и методов реабилитации на основе системного подхода к их реализации.

В учреждениях, реализующих индивидуальные программы реабилитации инвалидов, выделяется специалист - организатор выполнения ИПР, который:

ведёт первичный приём инвалида;

осуществляет контроль над выполнением реабилитационных мероприятий соответствующими специалистами;

организует коллегиальное обсуждение эффективности реабилитационных мероприятий и необходимость её корректировки.

Органы социальной защиты населения выполняют как функции управления реабилитацией, так и функции исполнения ИПР инвалидов.

Контроль над реализацией ИПР осуществляет бюро МСЭ, утвердившее программу, и органы социальной защиты по месту жительства инвалида.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995 (с изменениями на 14.08.08). Действующая редакция.

2. Декларация ООН о правах инвалидов / Права и возможности инвалидов в Российской Федерации: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Р.Ф. - М.: Юридическая литература, 2001. - С.55-60.

3. К независимой жизни. Пособие для инвалидов. - М.: РООИ «Перспектива», 2000. - 277 с.

4. Малеева, Т. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем / Т.В. Малева, С.А. Васин // Человек в социальном государстве. - 2001. - №6. - С.22.

5. Мигуренко, Р.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Р.А. Мигуренко. - Томск: изд-во ТПУ, 2005. - 160 с.

6. Первые шаги. Начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие. - Ростов-н/Дону: Центр ГО и ПП, 2005. - 195 с.

7. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами: Учеб. Пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. - 224 с.

Подробности Опубликовано: 30.09.2012 22:15 Просмотров: 41583

Что такое ИПРА?

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится путем комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя бюро (главного либо Федерального). Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации и абилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни.

Формат карты ИПРА

Актуальная на сегодняшний день новая форма ИПР А была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 июля 2015 г. N 528н Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации человека с инвалидностью, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм. Карта ИПРА подразделяется на несколько частей. Начинается она с основных персональных сведений о человеке с инвалидностью. Этот раздел помимо анкетных данных включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном); о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была); о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и жизнедеятельности в принципе. Также добавлены пункты для дополнительной информации, рассчитанной на неграждан и лиц без гражданства, инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, а также лиц без определенного места жительства и информация о законном (уполномоченном) представителя инвалида. Также указывается срок, на который оформлена ИПРА. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа. Карта ИПРА включает следующие разделы:

  • Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;
  • Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

В новой форме ИПРА – Индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая вступила в силу 1 января 2016 г., добавлены разделы:

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделен отдельно от социальной реабилитации);
  • ТСР, предоставляемые человеку с инвалидностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и др. источников;
  • Виды помощи, оказываемые человеку с инвалидностью в преодолении барьеров.

В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”, куда вносятся заключения об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования, и раздел “Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых могут направляться средства материнского (семейного) капитала”.

Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Раздел “Медицинская реабилитация” включает:

1. восстановительную терапию;

2. реконструктивную хирургию;

3. протезирование и ортезирование;

4. санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.


В разделе “Социальная реабилитация” предусмотрены:

1. социально-средовая реабилитация и абилитация;

2. социально-педагогическая реабилитация;

3. социально-психологическая реабилитация;

4. социокультурная реабилитация;

5. социально-бытовая адаптация;

6. физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.


Раздел “Профессиональная реабилитация” (
процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда) включает:

1. профессиональную ориентацию;

2. профессиональное обучение/переобучение;

3. содействие в трудоустройстве;

4. производственную адаптацию.


Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

2. психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации;

3. профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.

Итак, карта ИПРА включает несколько разделов. В каждом прописываются необходимые мероприятия, услуги, необходимые человеку с инвалидностью для реабилитации, а также технические средства реабилитации. Напротив каждой отметки о нуждаемости/ненуждаемости место для внесения сведений об исполнителях, и о сроках выполнения программ. В конце карты ИПРА есть место для подписи самого человека с инвалидностью и для оценки результатов реабилитации в целом.

Где оформить карту ИПРА

При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации человека с инвалидностью оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Карта ИПРА разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПРА следует обращаться в то место, где гражданин получал или будет получать справку об инвалидности, а именно в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) – структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они на данный момент подведомственны Министерству труда и социального развития РФ. Впрочем, не все люди с инвалидностью «приписаны» к местным районным бюро МСЭ. Как правило, имеющие инвалидность по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПРА именно там. Кроме того, граждане, имеющие психические и интеллектуальные особенности, также проходят через специализированные МСЭ. Такие специализированные МСЭ, как правило, находятся при психиатрических больницах.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

б) оценка реабилитационного потенциала;

в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих человеку с инвалидностью восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.

ИПРА составляется в двух экземплярах: один выдается человеку с инвалидностью или его законному, уполномоченному представителю на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй – приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

ИПРА, оформленная в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного или Федерального) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального), простой электронной подписью (при ее наличии) человека с инвалидностью/его законного или уполномоченного представителя и направляется человеку с инвалидностью/его законному или уполномоченному представителю с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При отсутствии простой электронной подписи ИПРА у человека с инвалидностью или его законного или уполномоченного представителя, оформленная в виде электронного документа подпись распечатывается на бумажном носителе.

Что дает человеку с инвалидностью заполнение ИПРА

ИПРА – это основной механизм реабилитации человека с инвалидностью. Он призван обеспечивать учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у человека с инвалидностью ИПРА. Например, сейчас вузы и ссузы при приеме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПРА; ни один человек с инвалидностью не может встать на учет на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПРА, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПРА будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПРА можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПРА могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете. В общем, сформированная ИПРА – это один из важных механизмов решения проблем гражданина и реализации его прав.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую гражданину реабилитационную услугу. ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые человеку с инвалидностью бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам человек с инвалидностью либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если гражданин уже оплатил реабилитационные услуги или приобрел технические средства реабилитации, указанные в карте ИПРА и входящие в Федеральный перечень, государство обязано возместить его затраты.

Процедура заполнения карты ИПРА

В Положении о признании лица человеком с инвалидностью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) сказано, что ИПРА должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. В более ранней версии постановления присутствовал даже срок в 30 дней с момента признания гражданина инвалидом.

Однако сейчас на практике часто бывает, что инвалидность установлена до внедрения ИПРА и бессрочно, или гражданину необходимо просто переоформить ИПРА или внести недостающие записи в нее. В этом случае для получения ИПРА необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ для оформления ИПРА, затем подать направление и заявление следующего образца в двух экземплярах в бюро МСЭ. Учтите, что за разработкой ИПРА можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПРА может составляться ежегодно, раз в два года или без указания срока (бессрочно) и до 18 лет для детей информация об этом находится в самой ИПРА. Срок действия ИПРА не обязательно привязан к сроку, на который установлена инвалидность. ИПРА должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Однако, иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей с инвалидностью или самим совершеннолетним людям с инвалидностью подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПРА. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПРА?

Человек с инвалидностью должен расписаться в самой ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПРА (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель) в графе для подписи необходимо написать: “С содержанием карты ИПРА не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ человек с инвалидностью может обжаловать путем подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. Заявление подается через районное бюро.

На основании обследования и бесед с лицом с инвалидностью делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПРА с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона. Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство труда и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств, предоставляемых человеку с инвалидностью. Эта формулировка из Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, но она не совсем корректна: имеется в виду, что предусмотренный объем должен быть предоставлен бесплатно.

Человек с инвалидностью или его законный представитель может отказаться от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение и лишает человека с инвалидностью права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Еще раз о назначении и структуре карты ИПРА

Представим себе, что сформированная для вас ИПРА отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встает вопрос, как полноценно реализовать эту программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПРА.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась либо процедура осуществления закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации (услуг), информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении гос. заказов, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие человека с инвалидностью, рассчитывающего на законную компенсацию понесенных в процессе реализации ИПРА расходов, и органов ФСС или другим уполномоченным органом должно быть аккуратным, четким и взаимно корректным. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги человеком с инвалидностью за собственный счет, а также предъявления им следующих копии документов:

  • документа, удостоверяющего личность;
  • индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;
  • копии правоподтверждающих документов исполнителя.

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

В отделение фонда социального страхования
(название города, района, области)
От _____________________,
проживающего по адресу: (указать индекс и адрес)

Заявление

На основании ст. 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ “__” ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп. Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста – реального исполнителя ИПР).

Приложения:
Дата. Подпись.

Копии право подтверждающих документов исполнителя – это разные сертификаты качества, лицензии на деятельность в определенных сферах (например, медицинские услуги) и т. п., которые подтверждают о возможности и правомерности деятельности исполнителя по надлежащему исполнению ИПРА.

Оригиналы всех документов не отправляются, но могут и должны быть предъявлены при необходимости. Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС. Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПРА может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами пытаться отстаивать свои права, политика государства и в особенности чиновников по отношению к нам не изменится.

О досрочной замене ТСР

В последнее время в адрес юристов участились вопросы со стороны родителей детей, использующих инвалидную коляску, сталкиваются с проблемой ее замены. Ребенок растет, следовательно, и коляску необходимо менять с учетом его роста и физического развития. Дети не растут «по шаблону», а значит, нельзя установить унифицированный срок замены технических средств реабилитации и ожидать, что он подойдет всем. Иногда даже одиннадцатилетнему ребенку нужна «взрослая» коляска. Также многочисленные случаи недоброкачественные ТСР или обычные поломки.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ издало Приказ от 21 августа 2008 г. N 438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий», в котором говорится о том, что уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия) и его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. То есть, можно посредством медико-технической экспертизы доказать необходимость досрочной замены технического средства реабилитации не только в случаях поломки, но и при несоответствии требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям и, следовательно, добиться ее досрочной замены.

Таким образом, для начало необходимо подать заявление, в орган, занимающийся обеспечением ТСР с просьбой досрочной замены. Этот орган в соответствии с вышеупомянутым Приказом Министерство здравоохранения и социального развития назначает медико-техническую экспертизу, которая выносит свое решение о необходимости замены. С полным текстом Приказа можно ознакомиться на нашем сайте –




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top