Резчик по дереву как профессия. Есть такая профессия: резчик по дереву

Резчик по дереву как профессия. Есть такая профессия: резчик по дереву

Резчиков сейчас становится меньше - молодежи это неинтересно, констатирует Алексей Сидоров, член творческого Союза художников России, член амурской изостудии им. Верещагина, член академии новой эры New Era Academy.

- Вы отдельно учились на художника по дереву?

Правильно мое занятие называется - рельефная резьба по дереву. То есть создание полуобъемных картин. Хотя иногда бывает полный объем - это уже фигура.

Липовый - оптимальный

У меня была общая специализация «Живопись, рисунок», дерево шло как дополнительная специальность. И со временем я полностью переключился на дерево - как-то руки сами потянулись. Это дело более живое, что ли. Хотя временами пишу и живопись (показывает на пейзаж на стене мастерской - Авт.).

- И как долго вы занимаетесь деревом?

Вообще с 1995 года начал этому обучаться. А профессионально, в смысле создания работ на продажу, - с 1999 года.

- Как именно вы учились искусству работы с деревом?

Практически полностью самостоятельно. На худграфе преподавали, в основном, живопись и рисунок. Дерева очень мало было в программе - раз или два в неделю.

Но рисунок мне все-таки сильно помог и помогает. Ведь не значит, что взял деревяшку и пошел резать. Основа всего - рисунок, без него нет ни живописи, ни скульптуры , ни резьбы. А в скульптуре надо будущий облик твоей идеи еще и из пластилина вылепить. Так что вначале рисуем то, что мы хотим увидеть, показать людям. Можно набрасывать отдельными частями, эскизами. Набросок занимает от 5 до 20 минут.

- Вы режете едиными композициями или приходится что-то скреплять, склеивать?

Существует и цельная резьба - из одного куска. Но в большинстве случаев все складывается из частей. Вот рельеф - всадник на коне - сложен из задней, передней части коня, всадника и щита.

- Насколько все это сложно?

Это действительно сложно и тяжело, поэтому, наверное, мало кто этим занимается. Что-то мелкое смогут даже женщины делать. А вот что-то большое - громоздко, тяжело, да и вообще не женское это дело.

Алексей создает уникальные работы в своей мастерской. Главное, говорит мастер, надо чувствовать материал.

- То есть это самое сложное в деревянном художестве?

Дерево нужно чувствовать - руками, головой. Даже образование здесь не обязательно. Я знаю людей, которые без специальных знаний брали и делали - на своем интересе. Чтобы сделать ладью (снимает с подоконника - Авт.), не надо быть семи пядей во лбу. Вот обычный кусок шпалы. Берем полукруглый резак и выдалбливаем сверху ложе для гребцов. Потом со всех концов отрубаем все лишнее. А дальше художественная часть пошла - «голова» и «хвост» ладьи.

- Почему вообще вы выбрали именно дерево?

Ну, во-первых, так совпало. Во-вторых, к примеру, по камню другие технологии и инструменты нужны. Да и у нас не особо обучали по камню. Я, кстати, еще до училища немного корнепластикой занимался; даже по кости резал (показывает ручку от ножа - Авт.). Приходится и по льду резать. На мне, кстати, все снежные и ледовые фигуры на площади к Новому году.

- Какие породы дерева вы используете для работы?

Разнообразные, но сейчас, в основном, липа. В последнее время понемногу металл стал применять. К примеру, поталь (листы сплавов и металлов) по виду напоминает сусальное золото.

Липу использую в силу того, что ее у меня очень много и она мягкая, податливая. Поэтому из нее можно делать более пластичные вещи. И потом липа не дает текстуры. Видите на изделиях множество всяких прожилок, полос, волокон... Из-за этого и тяжелее режется. Вот у лиственницы есть такое качество. Сейчас я с таким не вожусь, только если заказ поступит. Та же лиственница очень тяжелая для резьбы, только кувалдой ее долбить. Очень твердая порода - клен, а также груша, абрикос и вообще все плодово-ягодные деревья. А неплохо работать с осиной, хотя, как мне показалось, она тверже липы. Ну и кто-то говорит, что осина отнимает энергию, когда ее режешь.

- А откуда берется материал?

Да отовсюду. Пособирайте на улице (к примеру, тополя сколько после распилки на месте бросают), посмотрите на своих дачах. Можно и покупать, но я в этом смысла пока не вижу. Куски липы мне подарили друзья-коллеги, а так это очень дорогое дерево . Можно купить в магазине стройматериалов. Можно еще проще поступить - работайте с елкой. И материал для работы отличный, и достать его можно на любой лесопилке, пилораме. После коробов - форм для будущих снежных и ледовых фигур - много дерева остается. Можно его добыть каким-то образом - все равно это все сжигается.

Основное место работы Алексея Сидорова уже 14 лет - пожарная часть № 12 Благовещенска. Работает Алексей в дежурной смене, прапорщик внутренней службы. 12-я часть - специализированная, то есть по тушению крупных пожаров по области, в том числе лесных.

Нарасхват

- А насколько прибыльно быть резчиком по дереву?

Я могу чисто на продажу работать, и заказы у меня всегда будут. Одно время я торговал на Амурской ярмарке. Там на цену, которую я назначал сам, накручивали 40%.Сейчас я работы переношу больше в благовещенский выставочный зал. Спрос есть - работы назад практически не возвращаются. В Китай возил - все там осталось, даже живопись моя.

- Как вам работы китайских резчиков?

Конечно, в своем национальном стиле они работают. Но в последнее время они стали больше с камнем работать, с корнепластикой. А вообще, смотришь, резчиков стало мало. Молодежь уже не хочет этим заниматься, больше в электронику идут.

- Советы для начинающих резчиков…

Перед началом работы, повторюсь, попробуйте порисовать или хотя бы перерисовать. Бывает, что уже в куске дерева сразу видна какая-то фигура - это в корнепластике больше актуально. Вот фигура спящего богатыря (показывает - Авт.) - и у меня идея такая была, и кусок дерева подходящий попался - фигура самой природой была прорисована. Правда, первоначально кусок втрое больше был - это уже его попилили. Это у меня самая большая на сегодняшний день фигура.

«На мой взгляд, дерево – самый теплый материал во всех смыслах этого слова и самый могущественный», — признается Богдан Грицак. Сегодня он один из самых известных резчиков в России и на Украине, владелец собственной мастерской Artwoodbg. Его изделия знает каждый, кто ценит эксклюзивную ручную работу, высокое качество и эстетику древесины.

Дерево во всех его проявлениях околдовывало его всегда: он не мог без замирания сердца смотреть на стройные стволы сосен, а текстуры дуба и груши будоражили его воображение. Невозможно поверить своим глазам: вещи, которые создает Богдан, эти изящные шкафы на ножках с завитками, вырезанными ягодами и волосинками волчьей шерсти, сделаны из куска дерева. Того самого куска, мимо которого любой пройдет, не дрогнув. А вот Богдан способен чувствовать его тепло и мощь, дать жизнь в новой форме.

Богдан Грицак согласился рассказать нам о своей профессии во всех деталях.

Что это за профессия? Какую цель ставит резчик?

То, чем я занимаюсь, называется художественная обработка древесины. Это вид декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сама профессия довольно редкая на сегодняшний день. Компьютерный прогресс, повлиявший на распространение ЧПУ-станков, сократил появление на свет настоящих шедевров, ведь они, как мне кажется, создаются только руками! Для меня резьба по дереву – это путь к счастью через духовность творчества. Чем больше отдаю красоты, тем больше заряжаюсь позитивной энергией. Искреннее и честное искусство – это мощно и навсегда. Это вдохновляет!

Что делать человеку, который решил стать резчиком? С чего начать?

Как минимум – прочитать ознакомительную книгу о резьбе по дереву. Посмотреть на то, как работают мастера. После чего нужно обзавестись стамеской «нож-косяк» и липовой дощечкой. Начинать нужно с геометрической резьбы… это идеальное и простое знакомство с режущим инструментом и древесиной. В этом стиле резьбы тоже есть профессиональные виртуозы, которые могут вдохновить. Если знакомство прошло успешно, и вы подружились с этим прекрасным искусством, можно обзаводиться минимальным набором стамесок для художественной резьбы по дереву. И покорять новые вершины. Идеально, конечно, иметь за плечами художественную школу или уметь рисовать!

Где можно научиться резьбе?

Могу сказать точно – научить может только профессиональный мастер. Мне в свое время хватало и просто понаблюдать за тем, как работают мастера. Это было бесценно. Я собирал всевозможную информацию с миру по нитке. Помню, как попал в резную мастерскую проходить практику после училища. Можно было посмотреть, как работает не один мастер. У всех разные стили и методы работы. Нужно не просто перенимать знания, а стараться превзойти. У меня это получалось. Я считаю, что именно в такой среде можно научиться создавать профессионально – то есть стать настоящим творцом и дальше строить собственный путь.

Конкретно я на резчика в учебных заведениях не учился. Я туда уже пришел с опытом. Вот только имею красный диплом «столяра-обивщика мебели» и диплом «технолог деревообрабатывающей промышленности» после техникума. Это, конечно, не резьба по дереву… но полученные профессии прекрасно дополняют мой творческий путь. Уверен, что самообразование куда сильнее и важнее, чем то, чему учат в учебных заведениях. Главное – желание.

Проводите ли вы мастер-классы?

Мастер-классы провожу крайне редко. На это не хватает времени – много своих проектов, которые нужно реализовать. Я планирую построить творческий фундамент, который в дальнейшем, думаю, даст возможность более основательно подойти к обучению!

Какие сложности вы бы отметили на этом профессиональном пути?

Наличие правильной комфортной мастерской со всем инструментом. Это достаточно затратная часть. Но все реально, если есть твердая цель. Второй момент – умение продавать и находить клиентов. Иногда это бывает довольно сложно. Главное – создавать честные, эксклюзивные и новые изделия с любовью! Рано или поздно это заметят! Такие вещи не остаются без внимания.

Кто ваши клиенты?

Настоящие ценители ручной работы. Люди, которые любят качественный эксклюзив. Коллекционеры.

Без чего не обойтись резчику?

Без хорошей атмосферной мастерской. Но если речь идет о мелких изделиях, достаточно маленького стола и набора инструментов в уголке квартиры. Также не обойтись без вдохновения, нужно уметь черпать его из правильных источников перед каждым проектом. Расти духовно! Обязательно приступать к работе только в хорошем настроении и с любовью! Это важно.

Дерево – уникальный дар природы, нечто живое и удивительное. Говорить с ним и слышать его, преобразуя в новые формы – безусловно, вот задача резчика. И от того, насколько чутким мастером он является, зависит чистота, тепло и красота будущих творений.

Узнать больше о работе Богдана Грицака можно здесь:
https://vk.com/artwoodbg
(@artwoodbg)

Резьба по дереву – занятие тонкое, требующее от человека и творчества, и терпения, и, конечно, наличия «золотых рук». Поэтому в сельской местности мастера, которые водят дружбу с деревом, – личности известные. Можно сказать, они – «штучные экземпляры» в общей «палитре» местного населения. Поэтому когда с председателем сельсовета Леонидом Карповичем зашел разговор о людях творческих, неординарных – он сразу же назвал имя Михаила Малыщика, проживающего в соседнем Завелевье.

Заглянув в гости к мужчине, корреспонденты «ДВ» разузнали о его деятельности и смогли воочию лицезреть его работы. Их у Михаила Николаевича немало. Большие зубры и миниатюрные зубрята, карниз с величественными рогами лося, медведи… Все эти экспонаты – дело умелых рук Михаила Малыщика. Он трудится на дому, являясь при этом работником Брестской фабрики сувениров «Славянка». Причем творения мастера можно приобрести в магазинах по всей стране или, например, в Беловежской пуще, куда приезжает немало туристов.

– Расскажите, что привело вас к увлечению резьбой по дереву? – спрашиваю у собеседника.

Он на пару мгновений задумывается. А потом скромно отвечает:

– Помню, в детстве я очень любил мастерить разные кораблики, поделки. В школе уроки труда нравились. Поэтому мечтал связать свою жизнь именно с резьбой по дереву.

После окончания школы Михаил по совету двоюродного брата поступил в Кобринское училище. Там он и постигал все премудрости и секреты своей нынешней профессии.

О тогдашнем выборе, спустя время, мужчина ни капли не жалеет.

– Знаете, ни разу такого не было, чтобы я разочаровался в профессии. Почему? Ведь это для меня одновременно и хобби, и работа! Согласитесь, большая удача, когда труд приносит удовольствие и душевный комфорт! – восклицает М.Н. Малыщик.

По его словам, одно из основополагающих качеств резчика по дереву – терпение.

– А сколько времени вы тратите на «рождение» нового зубра? – интересуюсь у Михаила Николаевича.

– На большого зверя потребуется дня четыре, не меньше. К слову, моя месячная норма, установленная фабрикой – 3 зубра в месяц. Раньше больше времени тратил на один экспонат, но с годами, как известно, приобретается и опыт. Набил уже руку! – смеется Михаил.

Материал для своих будущих творений мужчина ищет самостоятельно.

– Я работаю с такой породой дерева, как липа. Порой беру материал и в нашем Брашевичском лесничестве,– говорит М.Н. Малыщик.

Рассказывая о творческом пути Михаила, необходимо упомянуть и о его самых близких людях. Семья у М.Н. Малыщика большая. Жена Наталья подарила ему троих сыновей –Марка, Илью, Давида и дочь Яну.

Дети с интересом наблюдают за занятием отца.

– Они уже пытаются помогать мне. Часто сидят и завороженно смотрят, как я работаю с деревом. Так что растет достойная смена отцу! – улыбается М.Н. Малыщик.

Нам же остается пожелать ему семейного благополучия и успехов на ниве творчества. Творчества, которое радует глаз и приносит удовольствие самому Михаилу!..

Алексей НАУМОВЕЦ

Фото Анна ГОЛЁТА

Художественная обработка изделия из древесины. Резьба по дереву.

Профессии.

научить составлять технологическую карту и по ней изготовлять изделие. Закрепить технику владения резцом.

развить пространственное мышление при составлении модуля.

воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.

Оборудование: образец резьбы, технологическая карта, циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.

Технические средства: видео.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.

^ ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Теоретическая часть.

– Что вы знаете о художественной обработке изделий из древесины?

– Резьба - это один из видов художественной обработки древесины. Техника выполнения резьбы требует от исполнителя большого внимания, пространственного мышления, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса. Существует много видов резьбы по дереву. Их можно разделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная). При работе со своим модулем (деталью) предлагаю применить сквозную геометрическую резьбу, которая относится к прорезной.

^ III. Ситуация успеха.

Учащимся предлагается вспомнить что происходит с древесиной при выполнении любой резьбы резцом.

Ученик. При выполнении любой резьбы древесина срезается резцом, а не откалывается.

Учитель. Какие есть правила техники безопасности при выполнении работы резцом?

Ученик. Не касаться руками кромки лезвия резца. При работе резец водить медленно и уверенно, придерживая его свободной рукой. Работу выполнять хорошо заточенным инструментом.

Учитель. Чем необходимо пользоваться при выполнении работы и зачем?

Ученик. Для правильного и последовательного изготовления деталей и изделий с применением нужного инструмента в каждом технологическом переходе необходимо пользоваться технологической картой.

Учитель. Почему образец на технологической карте является геометрической резьбой?

Ученик. Потому что в основе данного образца лежит геометрическая фигура – окружность.

^ IV. Проблемная ситуация.

Учитель. Нам предстоит узнать какой формы и каких размеров следует выполнить модель. Для решения возникшей задачи, выполнения модуля, первый этап мы определили. Что необходимо знать ещё для выполнения модуля?

^ Ученик. Надо мысленно создать изделие, выделить модуль и изобразить его на бумаге в виде эскиза.

Учитель. Каких размеров могут быть выполнены детали?

Ученик. Размерность модулям подсказывает различное сечение заготовки, а количество элементов и модулей будет зависеть от выбора изделий.

^ V. Открытие новых знаний.

Учитель. Необходимо составить технологическую карту своего модуля, соблюдая размерность по образцу.

Ученики выполняют эскизы своих модулей и составляют технологическую карту по изготовлению детали, проставляя размеры и проявляя своё творчество. Учитель проверяет выполнение технологической карты и размеры деталей.

Немного из истории профессии... Красивая современная мебель и старинные деревянные ткацкие станки, резные наличники деревянных домов и отделка деревом современных гостиных, резная мебель старых мастеров и современные деревянные шкатулки, художественные панно и т. д. - всё этo творения рук мастеров, кoтopых мы называем столярами..

СТОЛЯР- профессия многогранная, включающая самые разнообразные виды профессионального умения.

Производство изделий из древесины является одним из древнейших. Первые изделия появились вo времена перехода человека нa оседлый образ жизни и paз вития земледелия. Оборудование жилищ началось c изготовления примитивных рубленых табуретов, стола.

Интересна и увлекательна профессия резчика по дереву. Для нее необходимы божья искра и талант художника, умение любить и чувствовать дерево, находить красоту в неприглядной болванке. Все это помогает «оживить» деревянную заготовку, заставляет ее «говорить» и «ласкать» теплом своего рисунка. Большинство граверов-художников и сборщиков ложи получают вторую профессию – резчика по дереву, для того, чтобы ружье, созданное ими, было исполнено в единстве стиля и композиции: почерком одного мастера. Иногда гравер доверяет выполнить резьбу своему любимому ученику.

^ ОБРАБОТЧИК ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯНТАРЯ

1. Общая характеристика профессии

Янтарь - окаменелая ископаемая смола хвойных деревьев. Известны янтари черного, голубоватого, зеленоватого, вишневого цвета. Специалисты насчитывают до 350 его оттенков. Иногда в янтаре встречаются различные включения, как бы законсервированные в нем лепестки цветов, травинки, насекомые. Такой янтарь удивительно красив.

В основе своей процесс художественной обработки янтаря сводится к следующим этапам. Прежде всего производится предварительный отбор сырья по цвету, степени прозрачности, способности полироваться, то есть определяется качество янтаря по внешним признакам. Затем намытый и просушенный янтарь мастер вскрывает специальным ножом с кривым лезвием - снимает с него окисленную корочку, чтобы увидеть подлинный цвет янтаря, скрытый за ней, и раскладывает его с учетом дальнейшего применения. Иногда перед процессом резьбы янтарь обрабатывают термически - прокаливают, то есть осветляют в специальных шкафах с высокой температурой или при необходимости окрашивают в разные цвета, получая удивительно красивые цветовые гаммы. После этого в зависимости от поставленной творческой задачи выбирается соответствующее оборудование и инструменты. Вручную или на специальных камнерезных станках мастер производит подгонку - калибровку янтаря, максимально приближая заготовку к форме будущего изделия. При этом важно обработать янтарь с минимальными потерями. После предварительной калибровки изделия мастер производит вторичную отбраковку - смотрит, нет ли трещин, пустот, сколов в заготовке, определяет возможности дальнейшего использования полученного материала. При необходимости процесс резьбы может быть многооперационным, иногда же мастеру достаточно лишь подчеркнуть резцом мотив, образ, уже заложенный в янтаре самой природой.

Резчик по янтарю может выполнять сложную скульптурную, рельефную резьбу, резать сложнопрофилированные детали, то есть выполнять все работы, связанные с обработкой цветных камней. Разница заключается лишь в том, что янтарь материал мягкий, хрупкий и это надо учитывать во время работы с ним. Обработка янтаря происходит вручную и на станках с применением различных приспособлений и контрольно-измерительных приборов. После резьбы мастер шлифует и полирует изделие с помощью мелкозернистой абразивной бумаги, специальных шкурок, фетра, войлока, паст и мастик.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Тонкая ручная моторика;

Высокая концентрация и устойчивость внимания;

Наглядно-образное мышление.

3. Медицинские противопоказания

Различного рода дефекты зрения;

Заболевания легких и верхних дыхательных путей;

Препятствием к успешной работе могут быть неврозы, тремор.

4. Требования к профессиональной подготовке

Тот, кто хочет работать с янтарем должен овладеть навыками его обработки, должен знать его физические и механические свойства, способы его окраски в различные цвета. Кроме того, в училищах, готовящих обработчиков изделий из янтаря, изучаются основы пластического мастерства, много времени уделяется рисунку, живописи.

5. Пути получения профессии

Получить эту профессию можно в художественно - профессиональном училище.

^ VI. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

^ VII. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

VIII. Итог урока.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.
Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №61 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 40

Резчик по дереву и бересте

§ 16. Резчик по дереву и бересте 2-го разряда

Характеристика работ . Резьба по бересте вручную простых сюжетно-орнаментальных рисунков. Разметка основных линий, нанесение контуров рисунка и простых композиций.

Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте; приемы нанесения контуров простых рисунков; способы определения пригодности бересты по качеству и расцветке; народные художественные традиции промысла.

Примеры работ.

1. Бурачки.

2. Коробочки.

3. Кузовки.

4. Шкатулки.

§ 17. Резчик по дереву и бересте 3-го разряда

Характеристика работ . Резьба по бересте вручную средней сложности сюжетно-орнаментальных рисунков и создание орнаментальных композиций, характерных для народных традиций промысла. Резьба контурная и объемная по дереву вручную простых рисунков, неглубоко прорезанной линии с обработкой фона. Обрубка или опиливание и шерлачение цветок, вырубка грифеля, расстановка булавок. Ремонт цветок.

Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте рисунков средней сложности и простых рисунков по дереву; приемы объемной плоскорельефной резьбы; элементы орнаментов; свойства и породы древесины и бересты; правила пользования применяемым инструментом.

Примеры работ.

1. "Белка с орехом", "Дятел на дереве", "Куры клюющие", "Птичка у кормушки" - художественная резьба.

2. Ложки разных форм - художественная резьба.

3. Солонки из бересты - художественная резьба.

4. Цветки: роза светлая, светлая голубая, светлая желтая - художественная резьба и грунтовка.

§ 18. Резчик по дереву и бересте 4-го разряда

Характеристика работ . Резьба по бересте вручную сложных сюжетно-орнаментальных рисунков с введением элементов традиций народного орнамента. Резьба по дереву вручную углубленная выемчатая, скобчато-выемчатая, объемная рисунков средней сложности.

Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте сложных рисунков и средней сложности рисунков по дереву; приемы нанесения контуров сложных рисунков на бересту; способы определения скрытых пороков бересты; сорта древесины для изготовления цветок; методы резьбы цветок в зависимости от назначения рисунка.

Примеры работ.

1. Изделия скульптурные типа "Полет на Луну", "Медведь-танцор".

2. Курочки, кукушки, цесарки, совы.

3. Рамы верхние пианино.

4. Туесок из бересты.

5. Цветки турецких и венских рисунков без набора пико, зелень темная голубая, темная желтая, светлая.

§ 19. Резчик по дереву и бересте 5-го разряда

Характеристика работ . Резьба по бересте вручную особо сложных сюжетно-орнаментальных композиций с введением изображений фигур человека, зверей, птиц и различных архитектурных мотивов. Резьба по дереву вручную выемчатая, плоскорельефная с заоваленным и с выборным фоном сложных рисунков с полной их проработкой в рельефе. Объемная резьба с тонировкой элементов. Вырезка фигур, получение щита с откопированным на нем рисунком; обрубка или спиливание цветок, вставка фигур в старые цветки или замена их новыми.

Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте особо сложных рисунков и сложных рисунков по дереву; основы построения национальных орнаментов; способы выполнения плоскорельефной и сквозной резьбы; правила построения композиционных решений; основы инкрустации; требования, предъявляемые к качеству высокохудожественных изделий из дерева с различными видами резьбы.

Примеры работ.

1. Аптечки - ажурная резьба.

2. Изделия скульптурные типа "Медведь на коляске", "Медведь у телефона", "Медведь с бочонком", "Медведь гнет дуги" - художественная объемная резьба.

3. Кистяницы - кудринская резьба.

4. Мебель кукольная, пеналы - рельефная резьба.

5. Цветки венские, украинские темные, цветки турецких рисунков с набором проволочного пика - резьба.

6. Шкатулки - геометрическая резьба, тонировка, полировка.

§ 20. Резчик по дереву и бересте 6-го разряда

Характеристика работ . Резьба по дереву вручную особо сложных орнаментальных и тематических композиций, объемная, плоскорельефная и сквозная с выбранным фоном с полной скульптурной, барельефной проработкой с сильно углубленным фоном. Мелкая геометрическая резьба, сочетание резьбы с инкрустацией. Резьба в традициях национальной резьбы. Рассадка манер по листу, скопированному с рисунка.

Должен знать: приемы художественной резьбы по дереву особо сложных рисунков; основы рисования и пластической анатомии; правила построения композиционных решений скульптуры; основы сложной инкрустации - интарсии.

Примеры работ.

1. Изделия скульптурные типа "Генерал Топтыгин", "Лыжница с собачкой", "Перевозчик в лодке", "Рыбак с удочкой", "Русская тройка" - художественная объемная резьба.

2. Шкатулки и ларцы - старорусская резьба.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top