Шахматное обучение для начинающих. Как научиться играть в шахматы — пошаговый план, описание фигур, советы

Шахматное обучение для начинающих. Как научиться играть в шахматы — пошаговый план, описание фигур, советы

Шахматная доска-поле боя или волшебный мир приключений.

Ах , этот упоите л ьный мир шахматных турниров. Где в воздухе в и тает сосредоточенность, то восхитительное место, где кажется , сама мысль , концентрируясь , руководит игрок ами , передвигая фигуры на поле.

В 80-е года великие шахматисты не уступали по свое й популярности известным актерам. В стране было , буквально , поголовное увлечение шахматами от мала до велика. Сегодня интерес к шахматам не менее велик . Ничего удивительного я в этом не нахожу, поскольку шахматы одна из немногих настольных игр, уходящая своими корнями в средн е вековый мудрейший мир востока, способствует развитию логиче с кого мышления, синхронизации левого и правого полушария головного мозга, вниман и я, памяти, воображения, словом практически всех психических пр о цессов.

Уровень развития психических процессов у ребенка прямо пропорцеонален уровню его успеваемости в школе и при да л ьнейшем его обучении. Поэтому шахматы , как инструмент развития психических п р оце с сов у ребенка рассматривается весьма положительно.

И если вы настроены научить ребенка играть в шахматы, то это весьма разумно с вашей стороны. Логич н о , тут же у в ас возникнет вопрос, - как? Каким образом кроху научить такой сложной игре ? Без паники, все решаемо. Ниже мы р а ссмотрим , каким образом ваше чадо может не в таком уж д алеком будущем составить вам партию в шахматы. 1. Не все возрасты одинаково полезны.
2. Умеешь сам научи другого , не умеешь, обратись к тому, кто знает .
3. Задачи обучения и их решения .
4. Задача №1. Как пробудить интерес?
5. Задача №2. Как помочь познать, но не запутать?
6. Задача №3. Как научить ходить?
7. Задача №4. Как об ъя снять правила игры?
8. Если ребенку уже 10 лет, используем те же решения?
9. Видеоуроки по шахматам для начинающих

Не все возрасты одинаково полезны

Давайте начнем с малого , но гл а вного . С какого возраста можно обучать ребенка шахматам ? Не сочтите меня вульгарной, но мне на ум так и просятся слова одной героини фильм ,- «В принципе , и зайца можно научить курить».

Так я отвечу родителям , желающим обучать ребенка этой игре с двух лет (хотя , таких при м еров множество и весьма ус пешных). Здесь есть одно большое НО . Я вас просто прошу и умоляю , в погоне за , так называемым развитием ребенка со всех сторон и во что бы то ни стало, ради хвальбы перед знакомыми, компенсации своих нереализованных планов, не л и шайте ребенка детства, этого мимолет н ого счастл и вого момента жизни. Пусть учится в простых , доступных его возрасту вещах.

Поверьте , в песочнице тоже много всего интересного, ваши совм е стные выходы на природу и рассказы сказок на ночь, го ра здо больше принесут пол ь зы развити ю вашего малыша, чем сложная, треб у ющая больших умственных затрат игра. Решать , конечно , вам , но я посчитала нужным ва м об этом сказать.
10 лет - это оптимальный возраст для н ача ла обучени я шахматам детей, ребенок уже немного окреп и физически и психологически , в поле его интересов с успехом можно уже добавить шахматы.
5-6 лет - если вам уж си л ьно хочется, то можно попробовать, но т о гда усилий с ваше й сто р оны потребуется гораздо больше.

Умеешь сам - научи другого , не умеешь - обратись к тому, кто знает

Есть два варианта развития событий.

Если вы ребенка настроены обучать сами, то есте с т в енно , вы должны уметь играть в шахматы . А иначе , как можно научить другого тому, ч то не умеешь и не пони м аешь сам, согласитесь - н е логично. Следовательно , если вы не умеете играть в шахматы - обратитесь в детские центры , где такие услуги предоставляют, но опять , если вы загорелись этой идеей , то и сами учитесь. Это же не одноразовая акция.

Пр о шел курс обучения , и до свидания . З ачем учили, куда деньги выкинули непонятно. Естественно , что любой приобретенный ребенком навык , необходимо закреплять , в том числе и умение играть в шахматы. Ну , разве не чудесно провести вечер не у телевизора, а сразиться с ребенком в шахматы. Вы не находите?

Так что , тем , кто пойдет к специалистам мы говорим в этой статье до свидания с настойчивым пожеланием обучиться игре самим. А с играющими родителями ведем разговор дальше. Понятно , если вы умеете играть, то вам не нужно объяснять правила. Но , очень часто бывает такое, - могу, и г раю , а научить не знаю как.

Т ак вот , мы п о стараемся дать вам решения к каждой из поставленных вами задач , при обучении ребенка игре в шахматы.

Задачи обучения и их решения

Задача №1 . К ак пробудить интерес ?

Решение:

Здесь все зависит от вашей фантазии . Я могу предложить следующий вариант .

Ну , куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь.

Как бы , ненароком , случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики» , как ва риант .

Смотрите вместе , иногда комментируя .

После просмотра мультика , случайно в с помните , что где-то у вас есть настоящие шахматы, кот о рые вам подарил ваш пр а-пра дедушка , или бабушка, не принципиальный момент. Главное загадочности побольше . Достаете с дальней полки ваш « рояль в кустах » - шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет.

Вместе с ребенком откройте коробку и дост а ньте фигуры, де лайте это таинственно , попросите малыша обр а щаться с ними аккуратно, пос к ольку шахматы это великое сокровище семьи , если обращаться с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнут ь. Р асставьте их на доске , очень обзорно расскажите , что это за фигуры. На пример: слуги , короли, кони , д ва враждующих войска , м ожете придумать им названия.

Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. П редложите ребенку все у брать под предлогом подготовки ко сну.

Идеально , конечно на ночь рассказать малышу сказку про двух про шахматы (ваша фантазия д о лжна работать по полной) . Дальше следите за ре а кцие й ребенка . Е сли ему одновалентно , и он перебивает вас вопросами про то , когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приост а н о вите позна ние шахмат .

Д озир о ванно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем - либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь , что бы ребенок непременно был рядом. Н ичего не моти в ирует детей лучше , чем яркий пример своих родителей! Е сли и это не работает , тогда отложите обучение на неопределенн ы й срок. Возможно , ребенку необходимо повзрослеть.

Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше.

Задача №2 К ак помочь познать, но не запутать!

Решение:

Договоримся сразу , в се ваши уроки не должны пр е вышать максимум 30 минут, если видите , что интерес теряется, прекращайте занятия !

Сохраняя всю ту же т а инственность , что и при первом знакомстве , н ачните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем , не надо консперации, дав а ть им вымышленные имена. Н азывайте всех сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница. Единственное , что вы можете использовать метод ассоциаций.

Н апример:

Король - потому что на голове корона и он один , в стране не может быть двух королей .

Ферзь - пусть будет королевой , это , думаю , не будет великая ошибка , то - же одн а , то - ж е в короне, гл а вная помощница короля .

Ладья – их двое, они мужественные , мощные офицеры, они достойны защищать короля.
Слон - т о - же защитник короля, но более тайный, можно провести п а ралел л ь, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный.

Конь - ну тут все понятно (не промахнешься).

Пешки это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие.

Ну , вот как-то так.

Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки , повторяя ее название, старайтесь сразу , что бы каждая фигура становилась на свое место.

В завершении занятия п оиграйте с ребенком в игру «У гадай что пропало? »

Ребенок отворачивается , а вы убираете любую фигуру с доски , повернувшись , о н должен назвать , что вы убрали. Потом поменяйтесь рол я ми. В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске.

Думаю , с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. С разу скажу, что вам необходимо на с т р оится на длительны курс обучения (хотя , каждый ребенок индивидуален, у кого - то быстрее пойдет, кому - то потребуется времени больше) .

П ри необходимости с м отрите сами , занятие следует повторить еще раз.
В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего.

Задача №3 . Как научить ходить ?

Решение:

Изучайте ходы поочередно с каждой фигурой, не месите все сразу.

Сначала устройте прогулку пешкам. С олдаты идут в поход. Здесь вам пригодится миф «О живой доске » . После того , как вы объяснили ребенку , как ходит пешка , вместе с ним прогуля йтесь несколько раз ими по доске. Попросите малыша самому по очереди походит ь каждой пешкой.

Если он делает неправильно доска вдруг «о живает » и начинается « земл я тр я сение » и л и она по дает « сигнал тревоги » (здесь все за висит ваших артистических способностей). Д етям это нравится , они смеются, исправляя свои ошибки. Согласитесь, что это лучше, чем ваши монотонные замечания: неправильно , так не ходят.


Этот прием вы можете применять и при начальной расстановке ф иг ур, если ребенок ошибается , доска может реагировать бурно.

И так , по очереди , шаг за шагом , вы объясняете , по каким « тропинкам » ходят фигуры. Здесь коней не гоните. Превращайте каждое заняти е в путешествие по шахматной стране сказочных героев. Кстати , таинственность никто не отменял. Не забывайте извлекать и убирать шахматы очень бережно. Пусть это будет своеобразный ритуал нача л а и конца занятия.

Задача №4 . Как об ъя снять правила игры ?

Р ешение

Только после того, как ваш реб е нок у в еренно называет фигуры, на зыва ет их место расположение , куда и как они могут передвигаться , вы можете начать объ я снять правила игры.

Не делайте это заумными словами.

Условно - две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна , которая захвати т короля. Н ачинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял , как это происходит . П отом м о тивируйте на успех вашего будущего грос с мейстера.

И так , шаг за шагом , игру за и г рой , ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.
Помните, никакого насилия !! Только жи в ой интерес . Р ебенок д о лжен сам теребить вас достать шахматы из тайного места. Игра может стать серьезной м о тивацией - сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

Если ребенку уже 10 лет используем те же решения?

Все эти решения описаны , конечно , для деток 5 -7 лет.

Они , конечно , подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме.

Здесь можно ставить четкие задачи ну , в обще м, более по-взрослому. Хотя , десятилетние - еще дети и так же любят играть.


Самый лучший и опти м альный вариант обучения повзрослевших детей - это наглядный п риме р . Если в доме заведена традиция играть в шахматы , и ребенок привлекается , вначале в качестве зрителя , а пот о м и уча с тн и ка , процесс обучения будет очень органичным, как само собой разуме ю ще е ся.

Когда я готовила эту статью, просто рад и интереса , я спросила у своих взрослых сыновей , умеют ли они играть в шахмат ы (просто в нашей семье это был не принято) . И, о боже, они оба умеют !! . На вопрос откуда – о тветом было - прадед научил. Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке . И гры в шахматы, лото с соседями у них во дворе были заведены. Д ети были непременными участниками этих посиделок , было им тогда примерно от 7-12 ле т . Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение.

Периодически , играя в шахматы , ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки. Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то , что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение – это совершенно точно .

Поэтому , дорогие родители , садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовью и тогда у вас все получится!

Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).


Легенда о появлении шахмат

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.


А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.


Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.


Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.


Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.


Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.


Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.


Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.


Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.


Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.


Необычные ходы в шахматах

Рокировка

Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.


Взятие на проходе

Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.


В этой статье мы постараемся разобрать и дать план как научиться играть в шахматы с нуля? Если вы только начинаете свой путь шахматиста, то очень важно последовательно начать погружение с основ. Сейчас мы приведем небольшой план по изучению начальных навыков. Если Вы освоите эти навыки, то уже через несколько дней сможете сыграть свою первую партию.

И так, начнем, что нужно новичку:

1. Расставляем шахматы в начальной позиции. Подробнее смотрите в статье как правильно расставить фигуры на доске . Мы приведем ниже начальную позицию в шахматной партии. Запомните два основных правила:

  • Белые фигуры ставятся по первой вертикали (сбоку на доске все вертикали подписаны с 1й до 8й)
  • Когда расставляете - помните, что Ферзь любит свой цвет. Белый ферзь ставится на белую клетку. Черный ферзь ставится на черную.


2. Необходимо запомнить, как ходят шахматы. На это нужно потратить совсем немного времени. Мы подробно разобрали это в статье как ходят шахматные фигуры . Очень важно запомнить, что пешка, которая дошла до конца доски превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего вместо пешки на доску ставят Ферзя (королеву). Потому что это дает большое преимущество в партии и, как правило, ведет к победе.

3. Нужно запомнить, как рубят фигуры. Главное правило такое: если Ваша фигура рубит вражескую фигуру, то вражеская фигура убирается с доски, а вместо нее (на эту же клетку) ставится Ваша фигура.

4. Необходимо разобраться что такое Шах. Шах - это нападение фигуры на вражеского короля . Важно запомнить одно из основных правил шахмат: если королю объявлен шах, то Вы обязаны убрать короля из-под нападения следующим Вашим ходом. Если королю объявлен шах, то ходить другими фигурами нельзя (пока король не уйдет из-под шаха).

5. Важно разобраться, что такое Мат. Мат - это разновидность шаха, от которого невозможно скрыться, то есть куда бы не отошел король ему также будет объявлен шах, или отходить будет некуда. Мат – это цель партии . Тот, кто объявил Мат в шахматной партии является победителем. Мат – это обязательное условие для победы. Также, Вы можете победить, если Ваш соперник признает поражение, то есть скажет Вам, что он сдается.

Изучите эти пять пунктов, и Вы сможете сыграть Вашу первую партию.

В нашем видео вы узнаете все основные правила шахмат всего за 5 минут.

Как научить ребенка играть в шахматы?

Есть только один способ, как научить ребенка играть в шахматы - нужно вызвать у него интерес.

Сделать это достаточно просто, вам нужно регулярно играть при ребенке в шахматы, то есть - своим примером. Играть нужно так, чтобы он видел, как Вам нравится игра. Он обязательно подойдет и спросит, что это за игра и попросит Вас научить его. Дальше Вам нужно поддаться Вашему любимому чаду, чтобы вызвать у него азарт. Главное играть с ребенком так, чтобы победы доставались не слишком легко, а иногда лучше даже выиграть. Важно поддерживать у ребенка интерес к игре.

Если Вы поняли, что у вашего чада есть талант и сильное желание расти, то обязательно начните обучать его либо у хорошего тренера, либо в онлайн-школе. Талантливому ребенку необходима точная методология в обучении. Шахматы раскрывают интеллектуальный потенциал ребенка очень быстро.

Как научиться играть в шахматы взрослому человеку?

Чтобы научиться играть в шахматы взрослому человеку легче всего найти наставника или пройти курсы с четко выстроенной методологией. Это позволит Вам быстро понять основы шахмат. Если Вы будете учиться по конкретной методологии, то тут без вариантов - побеждать Вы начнете очень быстро. План по изучению мы написали выше. Начинайте играть.

Вы получите огромное удовольствие от шахмат, когда выиграете свою первую партию.

Как научиться хорошо играть в шахматы?

Важно понимать, что шахматы - это спорт, а чтобы преуспеть в любом виде спорта очень важны систематические тренировки. Поэтому играть надо регулярно. Хотя бы несколько раз в неделю. Если Вы просто будете много играть, то очень быстро станете играть сильно.

Чтобы хорошо играть в шахматы, так же очень важно решать шахматные задачи . Они развивают скорость расчета вариантов. Вы начнете видеть на много ходов вперед и сможете очень легко ориентироваться в любой шахматной позиции.

Многие новички ошибочно считают, что в игре в шахматы нет ничего сложно. На деле же, чтобы научиться более-менее хорошо играть, недостаточно просто выучить правила и запомнить ходы фигур. Так как научиться играть в шахматы и в чем секрет успешного обучения?

Для начала следует отметить, что в данной настольной игре огромную роль играют тактика и стратегия, умение рассчитывать и обдумывать все ходы, планомерно и логично мыслить. Кроме того, крайне важно быть предельно внимательным, точным и терпеливым. Не зря шахматы относят не только к категории простых настольных игр, они еще и являются одним из видов спорта.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Учимся играть в шахматы

«Хочу научиться играть в шахматы», «Как научиться хорошо играть в шахматы» – именно так звучат желания и вопросы тех людей, которые хотят попробовать сделать эту игру своим хобби, но никогда в нее не играли. С чего же начать обучение?

Для начала выберете себе шахматную доску и фигуры. После этого можно приступать к изучению:

  • (нажмите по ссылке, чтобы перейти к изучению);

Эти знания являются базовыми, без них даже при большом желании участвовать в шахматных партиях у вас не получится.

  • Выучить все правила шахматных партий;
  • Узнать о возможностях специфических ходов (взятие на проходе, рокировка);
  • Узнать, что такое шах, мат, пат в шахматах;
  • Узнать об этапах шахматной партии и многих других нюансах.

Обучение игры в шахматы для начинающих: где взять информацию?

Где же взять информацию для обучения шахматам с нуля? Существует множество способов. Вы можете купить специализированную литературу либо найти необходимую информацию в интернете. Многие ресурсы предлагают обучение игре в , также при большом желании можно научиться играть в шахматы по видео. Очень многое зависит от того, в какой форме вы лучше усваиваете информацию – это могут быть письменные инструкции, устные указания, либо партии и ходы, записанные на видео.

Главная рекомендация при обучении игре в шахматы – ни в коем случае не спешить, внимательно и тщательно проходить и изучать каждый урок. Только в этом случае можно добиться хороших результатов. Самостоятельное обучение шахматам – отличное решение для взрослых и детей, которые хотят сделать эту игру своим хобби и просто получать удовольствие от нее удовольствие, посвящая ей регулярно определенную часть своего свободного времени. Для этих целей может также подойти обучение игре в шахматам по видео либо обучение шахматам онлайн.

Также вы можете попросить знакомого, друга или родственника, играющего в шахматы (если такой имеется) разъяснить вам правила и принципы. Здесь есть свои преимущества – многим людям проще воспринимать информацию не посредством чтения, просматривания или прослушивания теории, а сразу через человека с опытом. Ведь он способен не только рассказать об элементарных правилах игры, но параллельно поведать о различных нюансах, возможных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе шахматной партии.

После освоения теории можно начать практику – реальные шахматные партии. Для начала могут подойти компьютерные программы, которые можно найти в интернете, но все же лучше, чтобы соперник был реальным и играл лучше вас. Это даст вам возможность стремиться улучшить свои навыки и поднять уровень. Другое преимущество – более опытный игрок всегда может дать полезные рекомендации, указать на ваши неточности и ошибки.

Преимущества различных способов обучения шахматам

Если вы сами хотите стать профессиональным игроком, потребуется обучение в специализированных школах и постоянные тренировки у гроссмейстеров. Данный метод может также подойти, если целью является научить ребенка играть в шахматы, так как подавляющее большинство детей недостаточно усидчивы, чтобы самостоятельно вникать в суть игры, тогда как в школе с хорошими преподавателями возможностей постичь азы игры в шахматы намного больше. У каждого из описанных способов есть как свои преимущества, так и недостатки.

К примеру, самостоятельное обучение при помощи литературы и информации в интернете, будет вам стоить абсолютно бесплатно, при этом от ученика потребуется некоторая усидчивость, а главное желание самостоятельно усваивать материал.

Обучение в специализированных школах или у тренеров подразумевает определенные затраты, но в этом случае есть возможность больше узнать о нюансах игры и заодно попрактиковаться с «коллегами по цеху».

В любом случае, основными условиями для обучения игры в шахматы, какой бы способ вы не выбрали, является терпение будущего шахматиста, способность сосредотачиваться и последовательно действовать. И самое главное при этом иметь большое желание научиться играть в шахматы и идти к своей цели день за днем.

Видео как играть в шахматы

На просторах интернета очень много видео курсов о том, как играть в шахматы. Мы подобрали самое популярное, с которого вы сможете начать свою шахматную карьеру.

Шахматы - это невероятно интересная и притягательная игра, которая требует мастерства и стратегического мышления. На протяжении столетий она была популярна среди интеллектуалов и ученых. Тем не менее, чтобы играть в шахматы, не нужно быть гением: даже дети умеют играть и нередко побеждают взрослых. Прочтите данную статью и научитесь играть в шахматы - одну из самых лучших настольных игр.

Шаги

Часть 1

Понимание игры, доски и фигур
  1. Изучите виды фигур и то, как каждая из них ходит. Каждая фигура перемещается по доске по-своему. Ниже перечислены названия фигур и то, как каждая из них ходит (не считая пары исключений, к которым мы еще вернемся).

    • Пешка : самая базовая фигура в игре (их 8 у каждого игрока). Своим первым ходом она может пойти вперед на одну или две клетки, но после этого может ходить вперед только по одной клетке. Пешки могут бить фигуры, которые находятся перед ними на соседней клетке по диагонали. Пешка не может ходить назад и является единственной фигурой, которая ходит и бьет по-разному.
    • Ладья выглядит как крепостная башня. Она ходит по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток. При этом ладья может бить фигуры противника в конце своего хода.
    • Конь выглядит в соответствии со своим названием и является самой хитроумной фигурой. Он ходит буквой “Г” на две клетки по горизонтали и затем одну по вертикали или на одну клетку по горизонтали и две по вертикали в любом направлении. Конь - это единственная фигура, которая может “прыгать” через другие фигуры, как свои, так и чужие. Взять он может только те фигуры противника, которые находятся на последней клетке его хода.
    • Слон ходит только по диагонали и может передвигаться на любое количество клеток. В конце хода он может бить фигуры соперника.
    • Ферзь : самая сильная фигура (обычно с более женственной короной, чем у короля). Может ходить на любое количество клеток по горизонтали, вертикали или диагонали и брать фигуры противника в любом из этих направлений.
    • Король может ходить или брать фигуры на одну клетку от себя в любом направлении. Эту фигуру нельзя отдавать ни за какую цену, так как это будет означать проигрыш партии. Короля нельзя ставить под шах. Если в результате хода противника король попал под шах, его необходимо сразу же отвести или прикрыть. Если один из игроков ставит мат королю, он выигрывает партию.
    • Помните, что у каждой фигуры есть относительная ценность.
      • Король наиболее ценен, его необходимо защищать.
      • Ферзь - самая разноплановая фигура, которая отлично подходит для атаки и двойных ударов. Ферзь сочетает силу слона и ладьи. Он считается самой ценной фигурой после короля.
      • Кони отлично подходят для внезапных атак и “вилок”. Их необычная манера ходить часто оказывается неожиданностью для новичков.
      • Слоны прекрасно проявляют свою силу в открытых позициях. Новички часто недооценивают слонов и не используют все их возможности.
      • Ладьи являются сильными дальнобойными фигурами. Они проявляют свою полную силу на открытых вертикалях.
      • Пешки могут показаться чем-то незначительным, но они отлично подходят для того, чтобы пожертвовать ими ради захвата более сильной фигуры. Иногда пешка может поставить мат самому королю!
  2. Узнайте, что такое “шах”. Если короля атакует одна из фигур соперника, то говорят, что он находится под шахом. Если королю поставили шах, он ДОЛЖЕН немедленно уйти из-под шаха. Это можно сделать одним из трех способов:

    • походить королем на ту клетку, где его никто не атакует, то есть туда, где он не находится под шахом;
    • побить объявившую шах фигуру;
    • закрыться от шаха одной из своих фигур - этот способ не годится в том случае, если шах объявлен пешкой или конем;
    • если король не может своим ближайшим ходом уйти от шаха, то ему мат - в этом случае партия завершается, и побеждает тот, кто поставил мат.
  3. Поймите основной принцип шахматной игры. В шахматах вы пытаетесь поставить мат королю оппонента, а он - вашему. Это основная цель, а вторая по важности, очевидно, заключается в том, чтобы защитить своего короля от мата. Для этого нужно уничтожить как можно больше фигур оппонента и при этом постараться сохранить свои фигуры.

    • Шахматы - интеллектуальная стратегическая игра. Есть много ходов и правил, которые новички не смогут сразу предусмотреть и понять. Будьте терпеливы! Самое интересное начинается с практикой.
  4. Расставьте фигуры. Теперь, когда вы знаете, как ходит каждая фигура, можно расставить их на шахматной доске. Расположите ее так, чтобы у каждого игрока справа внизу была белая клетка. Ниже описано, как следует расставлять фигуры.

    • Расположите все пешки на втором ряду перед вами так, чтобы вас отделяла от соперника стена из пешек.
    • Поставьте каждую ладью в угол на вашей стороне доски.
    • Расположите коня рядом с каждой ладьей и слона рядом с каждым конем.
    • Поставьте ферзя на левую клетку из оставшихся двух в соответствии с его цветом (черный ферзь должен стоять на черной клетке, белый - на белой).
    • Наконец, поставьте короля на последнее оставшееся поле. Убедитесь, что у вашего партнера такая же расстановка фигур. Ферзи и короли должны стоять напротив друг друга.
  5. Если вы настроены всерьез, изучите шахматную нотацию. Каждому полю на доске соответствует буква и цифра. Если кто-то говорит "конь на с3", с3 означает конкретную клетку на доске. Это упрощает запись шахматных партий. Шахматная нотация описана в данной статье .

    Часть 2

    Процесс игры
    1. Белые ходят первыми. Они выбирают фигуру, которой хотят походить, и приступают к розыгрышу дебюта. Белые делают первый ход, а черные отвечают. Дебют - одна из важнейших стадий игры. Не существует единственно “правильного” способа разыграть его, так как у каждого свой стиль. Найдете свой стиль и вы. Тем не менее есть несколько вещей, о которых следует помнить.

      • Не спешите немедленно атаковать. В дебюте вы просто ищете для своих фигур наиболее удобные позиции. Следует размещать их на выгодных и безопасных позициях.
      • Как правило, в самом начале партии не стоит делать больше двух ходов пешками. Далее обратите внимание на более сильные фигуры - слонов, коней, ферзя и ладьи. “Развивайте” фигуры до тех пор, пока они не займут выгодные позиции (например, в центре доски).
      • Многое в дебюте зависит от ходов соперника - необходимо внимательно присматриваться к его игре. Следите за ходами противника и пытайтесь понять, чего он хочет. В шахматах, как ни в какой другой игре, важно уметь разгадать замыслы соперника.
    2. Помните о правиле взятия на проходе. Многие новички забывают об этом правиле. Однако если вы хотите научиться лучше играть в шахматы, запомните следующее правило:

      • Как вы помните, своим первым ходом ваша пешка может пойти на два поля вперед. Предположим, что вы так и делаете, и ваша пешка останавливается рядом (то есть на той же горизонтали) с пешкой соперника. Следующим и только следующим ходом ваш противник может взять вашу пешку на проходе . Обычно пешка бьет только наискосок, и в этой ситуации она может побить пешку противника на проходе и продвинуться при этом на одну клетку по диагонали, как обычно.
      • Опять-таки, это может произойти только сразу же после того, как пешка первым ходом походила на две клетки. Через ход такая возможность теряется. Бить на проходе могут только пешки. Другие фигуры не могут бить пешку на проходе.
    3. Ходите по очереди. И да будет игра! Чередуйте ходы со своим оппонентом, пытайтесь добраться до вражеского короля и устранить стоящие на вашем пути фигуры. В первую очередь старайтесь атаковать ферзя и короля вашего оппонента, хотя есть и много других возможностей для победы.

      • Может показаться, что пешки просто путаются под ногами, но не спешите ими жертвовать. Если одна из них пройдет до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру (кроме короля)! Обычно ставят ферзя, но можно превратить пешку и во что-то другое, например в коня, ладью или слона. Если вам удастся провести пешку до последней горизонтали, это очень сильно повлияет на ход игры.
    4. Всегда думайте на несколько ходов вперед. Если вы поставите своего коня сюда, что произойдет? Не подставите ли вы его под удар фигур оппонента? Есть ли у вас есть время на атаку, или же ваш король (или ферзь) нуждается в защите? Каким образом можно атаковать соперника? Куда повернется игра в следующие несколько ходов? Какая позиция может возникнуть через несколько ходов?

      • Это не та игра, где можно бездумно переставлять фигуры - они все влияют друг на друга тем или иным образом. Беспечность может привести к тому, что своя же пешка будет стоять на пути вашего слона, король будет защищен только конем, а ладья оппонента неожиданно атакует вашего ферзя. Поэтому планируйте свои ходы и, по возможности, предугадывайте ходы своего соперника. Чтобы выиграть, вам придется проявить все свое мастерство!
      • По возможности всегда принимайте контрмеры. Можно подставить пешку под слона противника, если следующим ходом вы заберете его конем. Иногда следует идти на хорошо спланированные жертвы.
    5. Научитесь делать рокировку. Помимо взятия пешки на проходе, есть еще один особый ход. Это рокировка, в которой участвуют король и ладья. Рокировка представляет собой единственный случай, когда одновременно перемещаются две фигуры. При рокировке король и ладья меняются местами - это позволяет укрыть короля и вывести ладью, убивая сразу двух зайцев. В результате король оказывается в надежном укрытии.

      • Для рокировки необходимы следующие условия:
        • участвующие в рокировке король и ладья еще не ходили;
        • король не находится под шахом;
        • между королем и ладьей нет других фигур;
        • при рокировке король не проходит через клетки, которые находятся под ударом фигур противника.
      • Одним движением одновременно перемещаются король и ладья. Сначала необходимо передвинуть короля на две клетки в сторону ладьи, а затем поставить ладью на клетку за королем. При рокировке вправо король двигается на две клетки вправо, а ладья - на две клетки влево. При рокировке в левую сторону король движется на два поля влево, а ладья - на три вправо.
    6. Поставьте мат королю соперника и выиграйте партию. Следует поставить шах королю противника, от которого он не сможет скрыться. Можно объявить “Мат!”, хотя это и не обязательно. В этом случае оппонент кладет своего короля на доску, что сигнализирует о его поражении.

      • Иногда получается пат, и в этом случае игра завершается вничью. При пате тот игрок, чья очередь хода, не имеет возможности походить куда-либо королем или другими фигурами, и при этом его король не находится под шахом.
      • Есть и несколько других ситуаций, в которых игра может закончиться вничью.
        • По согласию обоих игроков. Если оба игрока считают, что они не могут выиграть, они могут согласиться на ничью.
        • В результате повтора ходов. Если одна и та же позиция повторится на доске три раза, игра завершается ничьей. Например, если оба игрока игрока повторно ходят конями на одни и те же клетки, фиксируется ничья.
        • По правилу 50 ходов. Если никто из игроков не может походить пешкой или взять фигуру соперника в течение 50 ходов, игра завершается ничьей. Это предотвращает бесконечное продолжение игры и возможность взять противника “на измор”.
        • При недостаточном материале. Если у обоих соперников недостаточно фигур для того, чтобы поставить мат, игра завершается ничьей. Например, король и конь не могут поставить мат одинокому королю.
        • Если на доске остались одни короли. Это частный случай недостаточного материала, поскольку нельзя поставить мат одним королем. В таком случае игра заканчивается ничьей.

    Часть 3

    Стратегия игры
    1. Используйте все фигуры. Например, не ходите слишком долго одним конем лишь потому, что им можно ставить шахи. Используйте все свое войско! Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, что они используют лишь некоторые из своих фигур. При этом остальные фигуры отстают в развитии и становятся легкой добычей для соперника. Оживляйте игру и заставляйте своего оппонента быть настороже.

      • В дебюте продвиньте несколько пешек на одну-две клетки вперед, а затем начните ходить другими фигурами. Это позволит вывести больше фигур с первой горизонтали, они легко войдут в игру и усилят ваш атакующий потенциал.
    2. Контролируйте центр. Поскольку оттуда фигуры могут двигаться в разных направлениях, контроль центра важнее, чем флангов. Когда вы доминируете в центре, ваши фигуры обладают большей подвижностью, чем на краях и в углах доски. Например, если конь стоит в углу, он может сделать лишь два разных хода, в то время как в центре количество ходов увеличивается до восьми ! Постарайтесь как можно скорее установить контроль над центром доски.

      • Именно поэтому многие начинают партию ходами центральных пешек. Только следите, чтобы вы не подставили своего короля под мат от удачно расположенного слона или ферзя!
    3. Не отдавайте свои фигуры без причин. Хотя это довольно очевидно, многие игроки (даже гроссмейстеры!) иногда теряют свои фигуры. Если вы должны отдать фигуру, постарайтесь обменять ее на что-то. Никогда не отдавайте фигуры бездумно - они все ценны, от пешки до ферзя. Значимость каждой фигуры можно примерно оценить в баллах. Чем ценнее фигура, тем в большее количество баллов она оценивается:

      • пешка - 1 балл;
      • конь - 3 балла;
      • слон - 3 балла;
      • ладья - 5 баллов;
      • ферзь - 9 баллов;
      • король бесценен, так как его потеря означает проигрыш партии.
    4. Защищайте своего короля. Этому следует уделять особое внимание. Даже если вы не делаете ничего другого и не очень любите атаковать, то просто обязаны защищать своего короля. Спрячьте его в угол с помощью рокировки, прикройте его несколькими пешками и предусмотрите пути отступления на тот случай, если соперник поставит шах. После этого атакуйте сами, чтобы ваш оппонент начал подумывать о бегстве, а не об атаке, и чем скорее, тем лучше.

      • В начале и середине партии сам по себе король мало что может сделать. На этих стадиях игры королю почти всегда требуется прикрытие от шахов в виде нескольких фигур. Однако в конце игры, когда на доске остается мало фигур и немного пешек, король превращается в полноценную боевую единицу, и его следует вывести в центр доски.
    • Внимательно следите за ходами соперника. Они повлияют на ваши ходы, но не на план, который вы хотите реализовать.
    • Учитесь на ошибках. Будучи новичком, вы просто обречены на ошибки. Даже гроссмейстеры “зевают” и проигрывают.
    • Вы можете считать, что полностью развили свои фигуры, когда ваш король сделал рокировку, слоны и кони выведены с начальных позиций, и пространство между ладьями свободно.
    • Старайтесь держать в центре доски большое количество фигур. Чем больше пешек вы оставите позади, тем лучше они прикроют вашего короля.
    • Не расстраивайтесь из-за частых проигрышей. Чтобы как следует научиться играть в шахматы, требуется определенное время - многим мастерам понадобилось для этого больше 10 лет!
    • Выучите несколько шахматных ловушек, чтобы использовать их самим и не попадаться на уловки соперника.
    • Обдуманно ходите пешками. В отличие от других фигур пешки не могут вернуться на то поле, с которого они ушли. Они довольно неповоротливы, и расположение пешек во многом определяет ход шахматной партии.
    • Не пытайтесь поставить быстрый мат. Если вы сосредоточите все свои усилия на попытках поставить быстрый мат, ваш соперник может наказать вас за это.
    • Никто не знает рецепта 100-процентного выигрыша. В шахматах нет метода, который позволял бы наверняка выиграть партию.
    • Лучше всего располагать фигуры на четырех центральных клетках, поскольку здесь их подвижность максимальна. Таким образом вы увеличите количество своих возможных ходов и сократите выбор соперника.
    • Иногда рокировка опасна и может привести к проигрышу. В других случаях путем рокировки можно даже поставить мат королю соперника! Принимайте решение исходя из конкретной позиции на доске.

    Предупреждения

    • Быстрые шахматы не для начинающих. Они сложны, располагают к конкуренции и создают неуверенность в своих силах у новичков.
    • Шахматные фигуры могут быть опасны для маленьких детей - они могут проглотить их.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top