Синдром детских патологических страхов. Диагноз: панический синдром

Синдром детских патологических страхов. Диагноз: панический синдром

Страхи живут в каждом человеке. Но боязнь своего страха вызывает панику и становится заболеванием, фобией. Взрослые и детские страхи отличаются их осознанием, причинами и синдромами.

Если малыш неосознанно боится одиночества, края, высоты, темноты, то это вложено в него природой для выживания и частично проходит по мере взросления и изучения мира.

Взрослый человек получает свои фобии в зрелом возрасте. Они являются наложением неправильного воспитания в детстве на стрессовую ситуацию в настоящем времени.

Например , страх сексуальной неудачи сеется на заре мальчишеской юности, когда ребенок получает неадекватный «урок», заставляющий его усомниться в своей полноценности, акцентирует именно сексуальную сторону жизни.

Все эти разговоры, анекдоты, статьи вокруг размеров мужских достоинств, количеств актов поставили в сознании данного человека проблему на пьедестал, сделали ее главной в жизни. Естественно, для каждого из нас не состояться в том, что считаешь главным, смерти подобно.

Только для одного это научное открытие, для другого дети и внуки, а для бедолаги со страхом сексуальной неудачи количество половых актов за ночь. Глупо и смешно? Увы, только тем, кто смотрит на это со стороны.

Паническая атака

Внезапный безотчетный панический страх, вызываемый не каким-либо воздействием извне, а исключительно внутренними переживаниями, называется панической атакой.

В большей или меньшей степени этим недугом подвержено более половины населения земного шара. У женщин этот синдром развивается чаще, чем у мужчин. Слабый пол вообще более чувствителен. И если тревога возникает по невидимой для посторонних причине, это еще не значит, что она необоснованна.

Есть такое понятие, как чутье. Однако пугает как раз не предчувствие беды, а невозможность понять, откуда она, что делать и вообще, что происходит.

Страх объяснимый и имеющий точку отсчета легко преодолевается действиями:

  • Вы можете посмотреть под кровать и убедиться, что бабайки там нет.
  • Вы можете принять бой и наподдавать противнику, которого боитесь, вы, в конце концов, просто можете убежать от опасности.

Но, когда страх есть, а видимой опасности нет, начинается паника.

Пример. Вас поместили в абсолютную темноту и объявили, что где-то там есть смертельная опасность. Хотя и в этой ситуации многие начнут просто непрерывно махать кулаками в пустоте. Но у некоторых начнется ПА.

Следовательно, главное лечение ПА – определение нахождения опасности. Невозможно включить свет, но можно проконтролировать жизнь своих близких, свою и принять необходимые меры предосторожности. Даже если они не спасут от несчастья, они спасут вас от панической атаки.

Синдромы страхов

У взрослых

Иногда панический страх вызывает физическую реакцию организма в виде:

  • головокружения;
  • тошноты;
  • дрожания рук;
  • заикания;
  • головной боли и тому подобное.

Когда эти симптомы начинают проявляться регулярно с появлением тревоги, у человека возникает дополнительный источник страха – сами симптомы. Он начинает их бояться и круг замыкается.

Медицине известен цефалгический синдром (головные боли), возникающий при появлении чувства опасности у пациента. И наоборот, при любых головных болях он начинает бояться, что эти ощущения вызывают страх.

Круг разорвать поможет лечение не страха, а именно цефалгического синдрома:

  1. Ликвидация причины, если они кроятся в серьезных системных заболеваниях.
  2. Прием обычных хороших обезболивающих медикаментов.
  3. Изменение образа жизни.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, крепкий кофе и т.п.)
  5. Массаж головы во время приступа.

Часто страх приходит в сопровождении параксизмального головокружения. Его еще называют доброкачественным, потому что голова кружится не от какой-либо физической или биологической патологии в организме, а вследствие психологических причин.

Как правило, доброкачественное позиционное параксизмальное головокружение появляется у людей с отклонениями, смещениями отолитов в головном мозге. Соответственно и лечение предлагается позиционными маневрами.

Пример. Анекдот из жизни врачей. Старушка пришла на прием к доктору.
— Милый, спина у меня болит.
— Нагнитесь, бабушка. Болит?
— Болит.
— Еще больше нагнитесь. Болит?
— Нет, не болит!
— Вот так и ходите, бабушка.

Снятие параксизмального головокружения позиционными маневрами и заключается в том, чтобы найти позу, наклон головы, положение тела, в котором головокружение прекращается.

В детском возрасте

До 5-6 лет психика ребенка подвергается активной деформации извне. Он живет с рождения со страхами, подаренными ему природой:

  • громкие звуки;
  • резкие движения;
  • страх падения;
  • неизвестность (а это практически все, кроме мамы);
  • темнота;
  • разлука (потеря защиты);
  • чужой человек, незнакомый предмет (опасность!).

Представьте, что вас сейчас вынули из-за стола и мгновенно перенесли на солнечную полянку в дремучие африканские джунгли. Примерно такие же страхи будут у вас. Все они служат ребенку для выживания.

Неправильное поведение взрослых, наказания, крики могут создать условия для появления психологического сдвига в сознании. И нормальный хороший страх превратится в патологический синдром:

  1. Навязчивые страхи . Нозофобия. Пример. «Заболеешь и умрешь, и не будет тебя» или «Будешь болеть, я тебя бабайке отдам» и т.п. В результате у ребенка развилась нозофобия – боязнь заболеть. Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Наверняка малыша запирали в тесном темном пространстве. И другие фобии, вызванные стрессовыми ситуациями в раннем детстве.
  2. Сверхценные . За эти фобии юный человечек чаще всего тоже должен сказать «спасибо» взрослым. Боязнь Бармалея, собаки, пьяного дядьки, черной руки и т.д. это нормально до определенного пика эмоции. Детские страхи еще не переросли в заболевания. Это как бы незавершенные фобии. И дальнейший процесс завершения или излечения зависит полностью от взрослых людей, окружающих юную особу.
  3. Бредовые . От всех других этот страх отличается опасностью причины. Это может быть серьезное заболевание, чаще всего шизофрения.
  4. Недифференцированные страхи или ПА . Это такие синдромы страхов у детей, которые сопровождаются параксизмальными головокружениями, потливостью, цефалгическим синдромом.

Отсутствие страха

Никто не хочет, чтобы его ребенок был очень толстым или сильно худым. Даже красота – это эталон усредненности. Также и со страхами. Патологически трусливый человек так же ненормален, как и тот у которого есть синдром отсутствия страха.

Поэтому молодым родителям не стоит сильно усердствовать, добиваясь того, чтобы малыш не боялся ходить по крыше, заплывать на середину озера или гулять по ночам. Все хорошо в меру.

Что делать?

Все фобии имеют первопричины. Половина решения проблемы – нахождения этих истоков. Далее может помочь популярная ныне когнитивно-поведенческая терапия.

Психологические проблемы возникают в результате поступления в мозг человека информации в некорректной переработке. В результате мозг оценивает ошибочные данные и делает неправильные умозаключения. Это приводит к отклонениям в поведении.

Лечение построено на проецировании прошлых событий на сегодняшнюю ситуацию.

Человеку предоставляется возможность:

  • проанализировать ошибки поведения;
  • посмотреть на них со стороны глазами других людей;
  • поверив в свои силы, спрогнозировать, спланировать дальнейшее свое поведение.

Что мы в общем-то и попытались сделать в этой статье.

Видео: Новый взгляд на ПА

Страх - чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонительный реф­лекс. Повышенная физиологическая и психологическая го­товность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблю­дающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопа­тологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возрас­та преимущественно в ночное время, их не следует рассмат­ривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятель­ность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их бес­причинность или явное несоответствие выраженности стра­хов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение об­щего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различ­ных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассмат­ривать как синдром страхов и относить к проявлениям пре­имущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики за­трудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп син­дрома страха в детском и подростковом возрасте:

Навязчивые страхи;

Страхи со сверхценным содержанием;

Недифференцированные, бессодержательные страхи;

Страхи бредового характера;

Ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы , который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относи­тельной простотой, более или менее отчетливой связью с содер­жанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными пе­реживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подрост­ков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, фи­зических недостатков (прыщи на лице, недостаточно пря­мые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т. п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятель­ности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной пси­хотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблю­даться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вы­звавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обосно­ванности этих страхов и не пытается их преодолевать в от­личие от навязчивых страхов.

Как пишет В.В. Ковалев, при невротических страхах страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в ви­де различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасностей, которые подстерегают его в отсутствии родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Та­кие представления преобладают в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разго­воров окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тре­вожно-мнительными чертами характера, психическим инфан­тилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространять­ся на целую группу вещей или животных, вызвавших первона­чальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у де­тей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспева­емости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших род­ственников. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особен­но, когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их пре­одолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстрой­ствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержа­ния чаще встречается в форме ипохондрических опасений , которые сопровождаются не только выраженными вегета­тивными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

Психопатологические недифференцированные, бессо­держательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двига­тельным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятные соматические ощущения (сдавливание и зами­рание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощуще­ний с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной при­чины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут но­сить приступообразный характер и наблюдаться при невро­зах и вяло текущей шизофрении.

Страхи бредового характера отличаются переживани­ями скрытой угрозы со стороны людей и животных , сопро­вождаются постоянной тревогой, настороженностью, подо­зрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от воз­раста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, хо­лодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображае­мых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся об­манами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают ха­рактер бредовых страхов, которые не удается снять убежде­нием. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении (В.В. Ковалев).

Ночные страхи - это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени изменен­ного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного рас­стройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошко­льном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испыты­вает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня» и т. п., которые ука­зывают на наличие устрашающих переживаний типа снови­дений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ниче­го не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойствен­на определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987; Н.М. Жариков, 1989; В.Н. Мамцева, 1991; А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательно­го наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сом­намбулизмом) и сноговорением , характер которых часто име­ет эпилептическую основу.

Наличие страхов у детей, посещающих дошкольные учреж­дения, должны вызывать обеспокоенность, необходимость собеседования, успокоения, совместной проверки комнаты, в которой спит ребенок. Воспитатели и родители должны знать, что перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, пугать детей:

Необходимо создать обстановку, чтобы ребенок мог рас­сказать, что его тревожит;

Зарисовать видение («страшилище») и порвать рисунок, как бы изгоняя его;

Не фиксировать внимание на том, что пугает ребенка;

В присутствии ребенка не стоит говорить о боязни собак, о различных заболеваниях;

Расширять круг интересов ребенка и запас знаний, чи­тать книги или рассказывать о геройских поступках детей и подростков.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите об особенностях проявления страхов в детском возрасте. Чем страх отличается от тревоги?

2. Какую роль играют страхи в жизни человека? Когда страхи полезны, а когда - губительны?

3. Как вы себе представляете возникновение страха? С ка­кими эмоциями может взаимодействовать страх?

4. Объясните значение возраста для возникновения стра­хов.

5. Назовите различные формы страхов.

6. Чем характеризуются навязчивые страхи?

7. Какие особенности страхов со сверхценным содержа­нием?

8. Какие страхи называются «бессодержательными»?

9. Чем отличаются страхи бредового характера?

10. Как проявляются «ночные страхи»?

11. Медицинская и педагогическая помощь при страхах в детском возрасте. Какие задания педагог может предложить ребенку для преодоления чувства страха?

12. Назовите профилактические мероприятия при детских страхах.

ТЕМА 6

СИНДРОМЫ СТРАХОВ: ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИИ

1. Понятие про синдромы страхов, их виды.

2. Школьная фобия как проявление страха разлуки.

3. Формы уклонения от школы и критерии их различения.

4. Причины возникновения школьной фобии.

5. Особенности терапии школьной фобии.

Понятие про синдромы страхов, их виды

Под названием «синдромы страхов» объединяются различные клинические варианты нарушений, для которых характерны два признака : необычайно интенсивный, ситуационно спровоцированный страх и столь же выражен­ное избегающее поведение.

Традиционно отличают страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию, от генерализованно­го, неспецифического, «свободно плавающего» страха. Первый вариант страха соответствует клинической картине фобии, второй - неврозу страха. Это разделение в последние годы было дифференцировано далее, что, од­нако, не привело к более четкой классификации состояний страха. Часто это даже не­возможно, так как различные формы страхов могут комбинироваться друг с другом. Принципиально можно выделить три вида страхов:

1) фобические страхи, вызываемые определенными объектами и ситуациями; к ним относятся агорафобия, социальные и моносимптомные фо­бии (называемые также специфическими или изолированными фобиями);

2) флюктуирующие страхи (приступы страхов), не связанные с определенными объектами или ситуациями и возникающие в виде паники; к ним относятся панические расстройства или панические атаки;

3) генерализованные страхи єто не приступы, а длительные переживания, не связанные с определенными ситуациями или объектами; эту форму страха называют также «свободно плавающей».

При всех видах страхов возможны изменения на трех уровнях , которые могут быть выражены в разной степени.

1.На уровне переживаний. Опасения, ощущение причиняемого ущерба, мысли о том, как избежать определенных угрожающих ситуаций.

2.На уровне поведения . Стратегии избегания, такие, как бегство, уклонение, уход из дома, уход от ситуации, а также «сигналы безопасности», ассоциируемые с определенной ситуацией, устраняющей страх. Под этим понимают объекты или ситуации, которые как бы страхуют от экстремальных угроз, поскольку позволяют быстро прибегнуть к помощи (например, те­лефон для вызова терапевта, присутствие определенного лица, таблетка в сумке).

3.На физиологическом уровне. Общеизвестные физиологические проявления, сопровождающие страх, такие как учащение пульса, потливость, учащенное дыхание и т. п.

Разделение на эти три уровня имеет большое значение, как для диагно­стики, так и для терапии. Различные диагностические критерии постоянно используются с учетом этих трех уровней. Существуют также методы лечения состояний страха, охватывающие все три уровня.

Для клинициста это разделение уровней очень важно в тех случаях, ко­гда состояние страха носит патологический характер и когда его еще мож­но отнести к физиологическим отклонениям. Такое разделение не всегда абсолютно однозначно, однако есть критерии, которые в известной степе­ни могут считаться надежными. О патологическом страхе можно говорить при наличии следующих проявлений (Marks, 1969; Remschmidt, 1973, 1978):

1) чрезмерная интенсивность страха (количественный аспект);

2) необычное содержание страхов и необычность объектов, вызываю­щих эти состояния (качественный аспект);

3) несоразмерность реакции страха с ситуацией, в которой он возни­кает;

4) хронификация реакции страха;

5) отсутствие у индивида возможностей для ослабления или преодоле­ния страха;

6) существенный ущерб, наносимый состоянием страха, качеству жиз­ни, обычному для данного возраста.

Важным для понимания феноменом является типичная возрастная динамика страха в процессе развития индивида. В соответствии с изме­нением потенциальных опасностей в детском и подростковом возрасте изменяются и объекты страха. В то время как у детей младшего возрас­та (до 8 лет) преобладают страхи, связанные с воображением (например, страх перед ведьмами, чертями, привидениями), и некоторые реальные страхи, с началом пубертатного периода на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями (Remschmidt, 1973).

Далее следует отметить высокую корреляцию между страхами родителей и их детей, а также определенные стили взаимоотношений в семье (напри­мер, гиперпротекция, симбиотические отношения между матерью и ребен­ком), способствующие возникновению выраженных состояний страха.

У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвер­жены лица женского пола; эти половые различия становятся более отчетли­выми с наступлением пубертатного возраста.

Что касается начала заболевания, то многие моносимптомные (специфические) фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными), тогда как социальные фобии чаще всего начинаются в пубер­татном периоде и в раннем подростковом возрасте. Это связано и со специ­фическими возрастными изменениями в содержании страхов, которое с началом пубертатного периода резко изменяется в направлении социальных ситуаций.

Следует различать четыре группы синдромов страха, ко­торые выделяются и в современных классификационных схемах. Это сле­дующие группы:

1) страх разлуки и школьная фобия;

2) фобические синдромы;

3) панические атаки и агорафобия;

4) генерализованное тревожное расстройство (синдром страха, ран­ний невроз страха).

Мы подробнее остановимся на первой из этих групп ввиду ее важности для понимания интерактивных процессов в семьях.

Страхи живут в каждом человеке. Но боязнь своего страха вызывает панику и становится заболеванием, фобией. Взрослые и детские страхи отличаются их осознанием, причинами и синдромами.

Большие и маленькие фобии

Если малыш неосознанно боится одиночества, края, высоты, темноты, то это вложено в него природой для выживания и частично проходит по мере взросления и изучения мира.

Взрослый человек получает свои фобии в зрелом возрасте. Они являются наложением неправильного воспитания в детстве на стрессовую ситуацию в настоящем времени.

Например, страх сексуальной неудачи сеется на заре мальчишеской юности, когда ребенок получает неадекватный «урок», заставляющий его усомниться в своей полноценности, акцентирует именно сексуальную сторону жизни.

Все эти разговоры, анекдоты, статьи вокруг размеров мужских достоинств, количеств актов поставили в сознании данного человека проблему на пьедестал, сделали ее главной в жизни. Естественно, для каждого из нас не состояться в том, что считаешь главным, смерти подобно.

Только для одного это научное открытие, для другого дети и внуки, а для бедолаги со страхом сексуальной неудачи количество половых актов за ночь. Глупо и смешно? Увы, только тем, кто смотрит на это со стороны.

Паническая атака

Внезапный безотчетный панический страх, вызываемый не каким-либо воздействием извне, а исключительно внутренними переживаниями, называется панической атакой.

В большей или меньшей степени этим недугом подвержено более половины населения земного шара. У женщин этот синдром развивается чаще, чем у мужчин. Слабый пол вообще более чувствителен. И если тревога возникает по невидимой для посторонних причине, это еще не значит, что она необоснованна.

Есть такое понятие, как чутье. Однако пугает как раз не предчувствие беды, а невозможность понять, откуда она, что делать и вообще, что происходит.

Страх объяснимый и имеющий точку отсчета легко преодолевается действиями:

  • Вы можете посмотреть под кровать и убедиться, что бабайки там нет.
  • Вы можете принять бой и наподдавать противнику, которого боитесь, вы, в конце концов, просто можете убежать от опасности.

Но, когда страх есть, а видимой опасности нет, начинается паника.

Пример. Вас поместили в абсолютную темноту и объявили, что где-то там есть смертельная опасность. Хотя и в этой ситуации многие начнут просто непрерывно махать кулаками в пустоте. Но у некоторых начнется ПА.

Что порождает чувство страха? Читай статью.

Следовательно, главное лечение ПА – определение нахождения опасности. Невозможно включить свет, но можно проконтролировать жизнь своих близких, свою и принять необходимые меры предосторожности. Даже если они не спасут от несчастья, они спасут вас от панической атаки.

Синдромы страхов

У взрослых

Иногда панический страх вызывает физическую реакцию организма в виде:

Когда эти симптомы начинают проявляться регулярно с появлением тревоги, у человека возникает дополнительный источник страха – сами симптомы. Он начинает их бояться и круг замыкается.

Медицине известен цефалгический синдром (головные боли), возникающий при появлении чувства опасности у пациента. И наоборот, при любых головных болях он начинает бояться, что эти ощущения вызывают страх.

Круг разорвать поможет лечение не страха, а именно цефалгического синдрома:

  1. Ликвидация причины, если они кроятся в серьезных системных заболеваниях.
  2. Прием обычных хороших обезболивающих медикаментов.
  3. Изменение образа жизни.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, крепкий кофе и т.п.)
  5. Массаж головы во время приступа.

Часто страх приходит в сопровождении параксизмального головокружения. Его еще называют доброкачественным, потому что голова кружится не от какой-либо физической или биологической патологии в организме, а вследствие психологических причин.

Как правило, доброкачественное позиционное параксизмальное головокружение появляется у людей с отклонениями, смещениями отолитов в головном мозге. Соответственно и лечение предлагается позиционными маневрами.

Пример. Анекдот из жизни врачей. Старушка пришла на прием к доктору.

Милый, спина у меня болит.

Нагнитесь, бабушка. Болит?

Еще больше нагнитесь. Болит?

Вот так и ходите, бабушка.

Снятие параксизмального головокружения позиционными маневрами и заключается в том, чтобы найти позу, наклон головы, положение тела, в котором головокружение прекращается.

В детском возрасте

До 5-6 лет психика ребенка подвергается активной деформации извне. Он живет с рождения со страхами, подаренными ему природой:

  • громкие звуки;
  • резкие движения;
  • страх падения;
  • неизвестность (а это практически все, кроме мамы);
  • темнота;
  • разлука (потеря защиты);
  • чужой человек, незнакомый предмет (опасность!).

Представьте, что вас сейчас вынули из-за стола и мгновенно перенесли на солнечную полянку в дремучие африканские джунгли. Примерно такие же страхи будут у вас. Все они служат ребенку для выживания.

Неправильное поведение взрослых, наказания, крики могут создать условия для появления психологического сдвига в сознании. И нормальный хороший страх превратится в патологический синдром:

  1. Навязчивые страхи. Нозофобия. Пример. «Заболеешь и умрешь, и не будет тебя» или «Будешь болеть, я тебя бабайке отдам» и т.п. В результате у ребенка развилась нозофобия – боязнь заболеть. Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Наверняка малыша запирали в тесном темном пространстве. И другие фобии, вызванные стрессовыми ситуациями в раннем детстве.
  2. Сверхценные. За эти фобии юный человечек чаще всего тоже должен сказать «спасибо» взрослым. Боязнь Бармалея, собаки, пьяного дядьки, черной руки и т.д. это нормально до определенного пика эмоции. Детские страхи еще не переросли в заболевания. Это как бы незавершенные фобии. И дальнейший процесс завершения или излечения зависит полностью от взрослых людей, окружающих юную особу.
  3. Бредовые. От всех других этот страх отличается опасностью причины. Это может быть серьезное заболевание, чаще всего шизофрения.
  4. Недифференцированные страхи или ПА. Это такие синдромы страхов у детей, которые сопровождаются параксизмальными головокружениями, потливостью, цефалгическим синдромом.

Отсутствие страха

Никто не хочет, чтобы его ребенок был очень толстым или сильно худым. Даже красота – это эталон усредненности. Также и со страхами. Патологически трусливый человек так же ненормален, как и тот у которого есть синдром отсутствия страха.

О том, как справиться со страхами и тревогой, читай здесь.

Как убрать страх из головы? Уникальная техника далее в статье.

Поэтому молодым родителям не стоит сильно усердствовать, добиваясь того, чтобы малыш не боялся ходить по крыше, заплывать на середину озера или гулять по ночам. Все хорошо в меру.

Что делать?

Все фобии имеют первопричины. Половина решения проблемы – нахождения этих истоков. Далее может помочь популярная ныне когнитивно-поведенческая терапия.

Психологические проблемы возникают в результате поступления в мозг человека информации в некорректной переработке. В результате мозг оценивает ошибочные данные и делает неправильные умозаключения. Это приводит к отклонениям в поведении.

Лечение построено на проецировании прошлых событий на сегодняшнюю ситуацию.

Человеку предоставляется возможность:

  • проанализировать ошибки поведения;
  • посмотреть на них со стороны глазами других людей;
  • поверив в свои силы, спрогнозировать, спланировать дальнейшее свое поведение.

Что мы в общем-то и попытались сделать в этой статье.

Видео: Новый взгляд на ПА

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Диагноз: панический синдром.

Страхи и социальные фобии

«Пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности и ни одного предмета, которые не могли бы внезапно стать предметом иррационального страха». Роджер Каллаган, психолог (США)

Страх - нормальная и здоровая эмоция, однако многие люди боятся, в сущности, совершенно безобидных вещей. Сейчас все больше распространяются социальные фобии, например страх оказаться неудачником или потерять работу; они превращают в мучение жизнь миллионов людей.

Когда 11 сентября 2001 года обрушился Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, многие люди, находившиеся в это время на улицах, бежали подальше оттуда в паническом страхе за свою жизнь. Что в этом плохого? Ничего! Ведь страх уводит нас подальше от опасности и гарантирует наше выживание. Если бы прохожие остались там, снедаемые любопытством, они могли бы задохнуться от пыли или попасть под каменный дождь.

Наиболее частые фобии - боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), открытых пространств (агорафобия) и страх перед ситуациями, в которых ты беспомощен. Последний часто связан со страхом перед скоплением людей.

Чувство страха - совершенно естественная вещь и так же неотъемлемо входит в пашу жизнь, как радость и гнев, любовь и печаль. Страх высвобождает энергию: ровно столько, сколько необходимо, чтобы мы могли разумно действовать и убежать от опасности.

Управляет этим сложным процессом эмоциональная память, которая находится в промежуточном мозге. Если она распознает опасность, биохимические «вестники» подстегивают дыхание и кровообращение, мускулатуру и обмен веществ. Сердце быстрее накачивает в артерии кровь - а с ней сахар и кислород, так что мышцы могут работать с большей скоростью. Одновременно мозговой слой надпочечника увеличивает выработку стрессового гормона адреналина. Можно начинать борьбу за выживание. или разговор с шефом о повышении зарплаты.

Для 25 млн. немцев и еще большего числа американцев страх превратился в настоящую проблему: каждый одиннадцатый из них даже стал из-за страха хронически больным. По данным американских властей, 12% всех жителей США регулярно глотают лекарства от страха.

Чем же люди, страдающие приступами страха, отличаются от остальных? Ведь они выделяют гормоны стресса, как и каждый из нас. С одной разницей: у них нет для этого ясной причины. Либо повод настолько незначителен, что стресс с его неприятными сопутствующими явлениями несоразмерно силен.

«Неожиданно мне стало плохо, - рассказывает Лутц Берендс, принадлежащий к числу тех, кто воспринимает свой страх как проклятие. - Мое сердце бешено заколотилось, я стал задыхаться. По лицу заструился холодный пот, руки и ноги онемели, вокруг меня все сделалось каким-то странным, нереальным. Я решил, что схожу с ума. Я поскорей подъехал к обочине и выскочил из машины. Даже мотор не заглушил. Позвонил по мобильному телефону жене, она приехала па автобусе и отвезла меня и машину домой. На работу в этот день я гак и не вернулся».

После долгого разговора домашний врач ставит диагноз: панический синдром, необъяснимый страх. Перед чем? Лутц Берендс ведь добился в своей жизни многого: он стоит па верхней ступеньке карьерной лестницы, у него семья, дом, машина и даже небольшая яхта. Впрочем, именно в этом и кроется его проблема: что будет, если он потерпит финансовый крах или у него что-либо случится со здоровьем? Как он тогда будет жить? Все больше людей мучит страх перед крахом карьеры, перед будущим и перед другими людьми. «Социальные фобии наступают», - констатируют психологи. Они проявляются гораздо чаще, чем классическая боязнь пауков или полетов в самолете. Конкретные фобии, вызванные определенными вещами, сменяются необъяснимыми страхами.

Страх перед пауками весьма распространен, но преувеличен. Укусы пауков иногда бывают неприятными, но в большинстве случаев они не опасны.

Тест: Безобиден ли мой страх?

Согласно новейшим определениям Американского психиатрического общества, о приступе паники можно говорить тогда, когда присутствуют как минимум четыре из следующих 13 симптомов:

  • Нехватка воздуха и затрудненное дыхание
  • Головокружение или обморок
  • Учащенное сердцебиение
  • Дрожь
  • Потливость
  • Ощущение удушья
  • Тошнота или боли в животе
  • Ощущение нереальности или растворения личности
  • Глухота или мурашки по телу
  • Приступы жара или озноба
  • Боли или другие неприятные ощущения в груди
  • Страх смерти
  • Страх сойти с ума или потерять над собой контроль

«Это кроется в морали показного благополучия и демонстративной улыбки», - предполагает психоаналитик Хорст-Эберхард Рихтер, директор франкфуртского Института им. Зигмунда Фрейда. Мы обязаны быть подтянутыми, бодрыми и удачливыми. Слабые быстро оказываются на обочине жизни. Поэтому неудивительно, что нас терзает страх перед безработицей. Он так же велик, как и страх оказаться в старости беспомощным и нуждаться в постороннем уходе.

Психологи-эволюционисты объясняют эту причину так. Чем свободней и демократичней наше общество, тем больше изменяются ценности и нормы. Чем технологичней и глобальней становится наш мир, тем трудней его понять.

Современные источники для страха - это утрата ориентиров и чувство бессилия. Немецкий психолог Маркус Трейхлер замечает по этому поводу: «В страхах нашего столетия отражается характер современного человека - он свободный и неопределенный. В этом и кроется истинная причина его фобий. Ведь страх - это не что иное как родовые боли при рождении сознания свободы человека. А это не следует считать причиной для страха».

Панический страх перед школой. Страх перед посещением школы достигает своего пика обычно на втором году учебы и чаще вызывается нежеланием уходить из дома, чем боязнью находиться в школе.

Это прозвучит цинично для людей, не знакомых с проблемой. Просто пересидеть страх и избегать ситуаций, которые его вызывают? Выход довольно сомнительный, ведь тогда вы просто станете пленником в собственном доме. Тот, кто глотает лекарства, рискует стать зависимым от них. «Медикаменты следует использовать лишь в качестве временной меры, для преодоления острого состояния, пока больной не станет способным для получения терапевтического курса или для самостоятельной помощи себе», - пишут Кристина Браш и Инга-Мария Рихберг в книге «Страх среди ясного неба». Авторы этой монографии сами много лет страдали от приступов паники.

Лутц Берендс проходит в психосоматической клинике четырехнедельный курс поведенческой терапии; шансы на успех составляют около 80%. Терапевт выясняет вместе с пациентом причины страха, и шаг за шагом они разрабатывают «симптоматический менеджмент» для ситуаций, вызывающих страх.

Существуют десятки вариантов терапии, от мягкой до жесткой, традиционной и компьютерной, индивидуальной и групповой. Главное, чтобы терапевт и метод вам нравились.

Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

Назначение психологического курса - научить Вас добиваться успеха в процессе коммуникации. С помощью предложенных методик Вы сможете эффективно. »»»

СИНДРОМЫ СТРАХОВ

Относительная легкость появления аффекта страха - харак­терная особенность детского возраста. Страхи под влиянием различных внешних, ситуационных воздействий возникают тем_ легче, чем меньше возраст ребенка.

Признаками патологических страхов считаются их бес­причинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность су­ществования, склонность к генерализации, нарушение обще­го состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г. Е. Сухарева,. 1959; О. №5зеп, 1974). Патологические страхи могут возни­кать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как более или менее самостоятельные психопатологические образования, которые с известным основанием можно рас­сматривать как синдромы страхов (Г. Е. Сухарева, 1955) и относить к проявлениям преимущественно аффективного* уровня нервно-психического реагирования.

Психопатология состояний страха почти не разработана не только в детском возрасте, но и у взрослых. Между тем состояния страхов психопатологически неоднородны и их дифференциация представляет не только теоретический инте­рес, но и имеет практическое значение в дифференциальной диагностике. Среди разнообразных страхов при психических заболеваниях выделяется только одна психопатологически очерченная группа - навязчивые страхи (фобии). Прочие страхи обычно не дифференцируются, а собирательно обозна­чаются словом «страхи». Нередко ненавязчивые страхи при пограничных состояниях (прежде всего неврозах) обозначают термином «невротические страхи», который, однако, не рас­крывает их психопатологических особенностей. Невротические страхи, лишенные фабулы, не связанные психологически какой-либо конкретной психотравмирующей ситуацией, А.. М. Свядощ (1971) называет «некондициональными», счи­тая их характерными для невроза страха.

"Возрастная незрелость детской психики еще более затруд­няет психопатологическую дифференциацию различных стра­хов. Исходя из нашего опыта и данных литературы, можно выделить пять основных групп синдромов страха в детском и подростковом возрасте: 1) навязчивые страхи; 2) страхи со сверхценным содержанием; 3) недифференцированные бес­содержательные страхи; 4) страхи бредового характера;

5) ночные страхи.

Страхи со сверхценным содержанием, страхи бредового характера и ночные страхи типичны для детей и подростков, остальные группы синдромов встречаются у больных разного возраста.

Навязчивые страхи (фобии) у детей и подростков стали предметом изучения с начала XX века (Р. Лапе!, 1909; 5. \Ргеис1, 1926). По наблюдениям Т. П. Симеон (1958), уже у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом, может возникать навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее за­крепление этого навыка. Ею же описаны случаи навязчивых страхов более отвлеченного характера, например, страха за­ражения у детей 2 ! /г-4 лет. РгапсоИез (цит. по Т. П. Сим- сон, 195&) описан ребенок 6 лет, у которого отмечался вы­раженный страх переходить мосты. Мы наблюдали девочку 6 лет, у которой в связи с рассказом матери о микробах и мерах по предупреждению заражения ими появился навязчи­вый страх заражения, сопровождавшийся постоянным мыть­ем рук, а также стремлением мыть любые пищевые продукты, включая хлеб, конфеты и т. п. Девочка понимала^необосно­ванность своих опасений и действий, но никак не могла из­бавиться от них, называя их «привычкой».

Подобные страхи и опасения у детей младшего возраста еще не обладают всеми признаками навязчивостей, в частно­сти, _они в большинстве случаев не сопровождаются осознан­ным переживанием чуждости, чувством внутренней несвобо­ды и активным стремлением к преодолению страхов. Тем не менее их неотступность, возникновение вопреки желанию ре­бенка, о чем он нередко сообщает в своих жалобах, позво­ляют считать такие страхи незавершенными фобиями. Завер­шенные навязчивые страхи наблюдаются у детей преимуще­ственно с возраста 10-12 лет.

По данным ряда авторов (Т. П. Симеон, 1958; Е. Е. Ска- нави, 1962; Н. 51;иие, 1960, и др.) и по нашим наблюдениям, навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью со­держания, относительной простотой, более или менее отчет­ливой связью с содержанием психотравмирующей ситуации. Чаще всего это страхи заражения, загрязнения, острых пред­метов (особенно иголок), закрытых помещений, транспорта, страх смерти от удушья во сне, от остановки сердца. У под­ростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, а также того, что окружающие могут заметить тот или иной физический недостаток (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, узкие плечи и т. п.).

Особую труппу навязчивых страхов составляют страхи оказаться несостоятельными во время той или иной деятель­ности, например, страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия). К этой группе навязчивых страхов близко примыкает страх подавиться твердой пищей или костью, который возникает после испуга, связанного с тем, 4то ребенок во время еды действительно подавился.

Навязчивые страхи наиболее часто встречаются при нев­розе навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении, при которой они иногда с самого начала недостаточно четко свя­заны с конкретной психотравмирующей ситуацией/ бывают необычны, вычурны и даже нелепы. Так, один из наблюдав­шихся больных испытывал навязчивый страх, что «мать во время еды может сесть ему на голову, что ег.о голова может отвалиться и упасть в мусоропровод». Та или иная степень критического отношения к подобным страхам первое время сохраняется. По мере течения шизофренического процесса навязчивые страхи становятся в^е более оторванными от ре­альности, вычурными, бледнеет их аффективный компонент*, а со временем они могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические и воздействия.

Наиболее распространенную группу страхов у детей ш подростков составляют страхи сверхценного содер­жания. Их выделение связано с психопатологической диф­ференциацией, с одной стороны, навязчивых, а с другой - так называемых невротических страхов. Мысль о необходи­мости сужения рамок навязчивых переживаний, включая на­вязчивые страхи, с выделением из их круга иных психопато­логических феноменов, впервые была высказана П. Б. Ган­нушкиным в статье ^Психастенический характер» в 1907 г. П. Б. Ганнушкин указывал, что при ряде проявлений, отно­симых обычно к числу навязчивостей, как, например, ирт ипохондрических мыслях, некоторых страхах и сомнениях, больные не относятся к ним, как к болезненным, чуждым образованиям, не борются с ними. Первое упоминание о воз­можности возникновения у детей страхов со сверхценным со­держанием принадлежит ТЬ. 21еЬеп (1926), который относил: к ним страхи грозы, темноты, одиночества, привидений. На возможность появления у детей и подростков синдрома стра­ха с характером сверхценного переживания указывала также К._А. Новлянская (1964).

Проведенный в нашей клинике психопатологический ана­лиз невротических страхов у детей и подростков (Н. С. Жу­ковская, 1972; В. В. Ковалев, 1974) показал, что в большин­стве таких случаев имеет место компонент сверхценности. Среди этих страхов у детей дошкольного и младшего школь­ного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и- страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и т. п.). Ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пыта­ется их преодолеть в отличие от навязчивых страхов. При этом страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в виде различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасно­стей, которые поДстерегают в отсутствие родителей), пред­ставлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Такие представления доминируют в сознании, со­провождаются тревогой, сводят к минимуму действие успо­каивающих разубеждений окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер. Критерии психологической мотивиро­ванности таких страхов, их реактивного происхождения, ко­торые, по мнению «I. Ьапде (1924) и В. М. Морозова (1934), свойственны сверхценным переживаниям, обычно имеются, поскольку в индивидуальном жизненном опыте ребенка тем­нота, одиночество, внезапная встреча с животными часто со­четаются с аффектом испуга.

Спаянность страхов сверхценного содержания с лично­стью, что также считают характерным для сверхценных образований (В. М. Морозов, 1934; К. \Уегшске, 1892; О. Витке, 1928), проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойст­венны повышенная боязливость и тревожность.

Девочка 2 лет во время тихого часа в яслях была напугана воспи­тательницей, которая неожиданно показала ей игрушечного цыпленка. После этого девочка долго плакала. Дома была беспокойной, долго не засыпала, кричала: «Цыпочки! Цыпочки кусают меня!» С этого време­ни стала плаксивой, грустной, часто со страхом просыпалась по ночам, говоря, что боится «цыпочек, курочек». После амбулаторного лечения страхи постепенно прошли, но спустя 2 мес, когда увидела в яслях жи­вую курицу, страхи возобновились с прежней силой, возникали в виде приступов. Вместе с тем девочка стала бояться любых птиц. Катамнез (спустя 4 года): девочка посещает детский сад, послушная, ласковая, привязана к матери, любознательная, учится игре на аккордеоне и фи­гурному катанию, впечатлительная. Выраженных страхов нет, однако по- прежнему боит, по конкретное содержание его, психологически понятная связь с психотравмирующей ситуацией, как Правило, отсут­ствуют. Больной не может рассказать о своих переживаниях, ограничиваясь лаконичными высказываниями типа «Страш­но!», «Боюсь!» и т. п. В случаях длительного существования таких страхов они могут приобретать.(у детей школьного возраста и подростков) неразвернутое, обычно сверхценное содержание. Чаще это страх смерти вообще или от какой-то конкретной причины: «Задохнуться боюсь», «Сердце вот-вот остановится» и т. д.

Интенсивность страхов, сопутствующего двигательного беспокойства и соматовегетативных нарушений варьируют от нерезко выраженной тревоги с чувством напряжения и лег­ким моторным беспокойством до переживания ужаса с рез­ким психомоторным возбуждением, криками, плачем и бур­ными вегетативными проявлениями. Продолжительность при-, ступов - от нескольких минут до 1-2 ч. Страхи описанного^ типа могут возникать у детей любого возраста; по нашим

наблюдениям, относительно чаще они наблюдаются в млад­шем детском возрасте.

Недифференцированные страхи нозологически наименее специфичны, возникая как при неврозах, различных непро­цессуальных (соматогенных, резидуально-органических) нев­розоподобных состояниях, так и при шизофрении. При пси­хогенных (невротических) страхах.отмечаются меньшая выра­женность соматовегетативного компонента и более отчетли­вая склонность к трансформации в страхи со сверхценным содержанием, связанные с той или иной психотравмирующей ситуацией. Бессодержательные страхи могут встречаться на начальном этапе (этапе острой или подострой невротической реакции) невроза страха, а также при недифференцированных по форме неврозах, включая невротические реакции у детей раннего и дошкольного возраста. В случаях непроцессуаль­ных, особенно резидуально-органических неврозоподобных со­стояний, такие страхи отличаются более выраженной виталь­ностью, инстинктивностью, выраженными соматовегетативны- ми расстройствами, которые нередко протекают по типу ди- энцефальных кризов (К. А. Новлянская, 1961).

При шизофрении недифференцированные страхи нередко сопровождаются переживанием угрозы со стороны окружаю­щих, боязливостью, настороженностью и подозрительностью. Отчетливо выражен сенестопатический компонент (ощущения жжения, давления, переливания, зуда в разных частях тела). Страхи быстро вербализуются, могут приобретать символи­зированный характер, в высказываниях о них иногда звучит рудиментарно-бредовая интерпретация («смерть ходит по пятам», «смерть преследует», «помогите, что-то со мной стран­ное делается»).

Страхи бредового характера (бредовые страхи) отличаются переживанием скрытой угрозы как со стороны людей и животных, так и со стороны неодушевлен­ных объектов и явлений; имеют диффузный характер, сопро­вождаются постоянной тревогой, настороженностью, боязли­востью, подозрительностью к окружающим, стремлением усматривать какую-то опасность в их действиях. Этим стра­хам свойственно определенное постоянство, однако времена­ми они могут значительно усиливаться, сопровождаясь бес­покойством и сомато-вегетативными проявлениями (сердце­биение, побледнение или покраснение кожных покровов, не­приятные ощущения в эпигастральной области, отсутствие аппетита, общее недомогание, бессонница и т. д.).

Тематика бредовых страхов имеет определенные возраст­ные различия. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней, ветра, шума воды, разнообразных обыденных предме­тов (водоцроводных кранов, электрических ламп), любых работающих йашин и механизмов, незнакомых людей, пер-

сонажей из детских книг, сказок, телевизионных передач. Ко всем этим объектам и явлениям ребенок относится как к враждебным, угрожающим его благополучию, таящим в себе какую-то опасность. Он старается избегать контакта с ними, требует от окружающих не упоминать о них в разго­воре, загораживает лицо или прячется от реальных или во­ображаемых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобрета­ют более дифференцированный и в то же время более от­влеченный характер, который свидетельствует о созреваю­щем самосознании и расширении социального опыта. Неред­ко бредовые страхи сопровождаются эпизодическими обма­нами восприятия, преимущественно аффективными иллюзия­ми. Так, наблюдавшийся нами мальчик 10 лет испытывал страхи по вечерам, боясь, что в квартиру проникнут бандиты, подстерегал их, стоя с палкой у входной двери. Однажды ночью «увидел» в окне силуэт человека и решил, что «видел фашиста». В то же время стал постоянно осматривать и об­нюхивать предлагаемую ему еду, опасаясь, что его могут отравить. В этом случае страхи приобрели характер руди­ментов чувственного бреда преследования и отравления. Возрастной особенностью бредовых страхов, препубертатного и пубертатного возраста является появление более или менее выраженного ипохондрического компонента, а также враж­дебно-бредового отношения к родителям.

Девочка 11 лет после случайного отравления лимонной кислотой стала испытывать приступы страха смерти, жаловалась ра то, что «серд­це выскакивает». Спустя 2 года появился страх отравления, осматри­вала пищу. Перестала есть масло « другие жиры. Отдельно заваривала себе чай. Заявляла, что «мать плохо относится к ней, умышленно отра­вила ее лимонной кислотой». В возрасте 14 лет была фиксирована на состоянии здоровья, щупала себе пульс, временами жаловалась на не­приятные ощущения в животе, голове. Иногда становилась особенно тревожной, беспокойной, высказывала предположение, что у нее «рак в мозгах», «вены лопаются», возникал сильный страх смерти*

В данном наблюдении имеет место переход страхов бре­дового характера в довольно отчетливые, хотя и неразвер­нутые и нестойкие, бредовые идеи отравления и отрывочные ипохондрические бредовые идеи. Бредовые страхи возникают вне психотравмирующей ситуации, спонтанно, обнаруживая тенденцию к бредовой интерпретации и постепенному пере­ходу в чувственный бред. Хотя страхи описываемой группы ^ не тождественны бредовым идеям и вначале часто, особенно при возникновении их в связи с психотравмирующей ситуа­цией, обнаруживают скорее сверхценный характер, тем не менее они имеют непосредственное отношение к истокам бре- дообразования, являясь предшественниками или рудимен­тами бреда. Такие страхи можно с достаточным основанием

выделить в самостоятельную группу - синдромы страхов бре­дового характера (бредовые страхи).

Бредовые страхи наиболее часты в инициальной стадии приступообразно-прогредиентной шизофрении, а также при непрерывной вялотекущей шизофрении. В последнем случае они менее интенсивны и нечетко отграничены во времени. Значительно реже, в виде кратковременных эпизодов, бредо­вые страхи могут встречаться в начальной стадии экзогенно­органических психозов и при некоторых реактивных психо­зах (в основном при реактивном параноиде). В случаях эк­зогенно-органических (главным образом инфекционных) психозов бредовые страхи имеют преимущественно ипохонд­рическое содержание и сочетаются с массивным сенестопа- тическим компонентом,. Как правило, отсутствует бредовая настроенность к окружающим. При реактивных психозах бредовйе страхи тесно связаны с психотравмирующей ситуа­цией, психологически понятны, не склонны к генерализации.

Ноч ные страхи («рауог пос1игпиз») - сборная групца состояний страха, общими признаками, которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененнрго сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного помрачения). Ночные страхи, по данным неко­торых авторов (О. СбИшЬк, 1970), встречаются у 2-3% де­тей школьного возраста, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Наблюдаются они преимущественно в дошколь­ном и младшем школьном возрасте (

Страх: признаки, причины, симптомы, лечение, диагностика

Нормальный и биологически предопределенный страх является обычной реакцией на угрожающие, неизвестные или не поддающиеся контролю ситуации (жизненно важен с эволюционной точки зрения!).

Патологический страх - это несоразмерная относительно ситуации и чрезмерно долгая реакция страха, которую пациент не может ни объяснить, ни ослабить.

К симптоматике страха относятся:

  • Социальная фобия: страх социальных ситуаций (например, страх в специфических группах, страх говорить или есть в присутствии других лиц, страх определенных социальных ситуаций)
  • Специфическая фобия: иррациональная боязнь определенных мест, предметов, ситуаций
  • Паническое расстройство: внезапный, «приступообразно» начинающийся, неожиданный сильный страх (паническая атака) с многочисленными вегетативными и соматическими симптомами
  • Генерализованное тревожное расстройство: выраженные состояния страха, длящиеся нескольких недель (скорее непрерывный страх), обычно с двигательным напряжением (беспокойством, дрожью, невозможностью расслабиться) и вегетативной гиперреактивностью (потливостью, тахикардией, головокружением, сухостью во рту и т.п.)
  • Вторичный страх как следствие/симптом различных заболеваний или приема лекарственных препаратов.

Причины страха

Симптомы и признаки страха

Состояния страха сужают индивидуальную свободу действий и часто приводят к беспомощности, зависимости, щадящему и избегающему поведению, субъективной угрозе и социальному отчуждению.

Пациенты в состоянии страха могут реагировать неадекватно и противоречиво. Восприятие и сознание часто ограниченные. Отсутствие сотрудничества может привести к самоповреждению и ситуации, когда пациент сам подвергает себя опасности.

Пациенты (или их родственники) часто описывают следующие симптомы:

  • Симптомы страха: боязнь/страх умереть, потерять контроль, сойти с ума, неуверенность, беспомощность, беспокойство, раздражимость, пугливость, напряжение, оцепенение
  • Деперсонализация: нарушение восприятия своего тела
  • Дереализация: все представляется недействительным или измененным
  • Физические симптомы:
  • боли в груди, чувство тяжести, сердцебиение
  • дрожь, оцепенелость, головокружение, ощущение неуверенности, обморочности, нарушения чувствительности
  • затруднения при глотании, боли в животе, тошнота, понос
  • чувство стеснения, удушья
  • потливость, приливы, ощущения холода.

Диагностика страха

  • Анамнез
  • состояние страха впервые?
  • стрессовые или провоцирующие события, ситуации; направленный страх?
  • наличие «обосновывающей» страх травмы
  • Исключение органической причины -» физическое обследование, лабораторные данные, ЭКГ, рентгенография органов грудной клетки
  • Исключение интоксикации.

Дифференциальная диагностика проводится, прежде всего, с острыми и посттравматическими стрессовыми расстройствами (например, после ограбления, изнасилования, пыток, взятия в заложники, несчастного случая; смерти родственников, в частности детей и супругов).

Страх может возникать или проявляться также при аффективных психосоматических расстройствах (депрессии, галлюцинаций, бредового эпизода) или расстройствах личности, «страх преследования или отравления».

Внимание: за симптоматикой страха может скрываться угрожающее жизни заболевание.

Лечение страха

  • Устранить органические причины симптоматики страха (например, гипогликемию)
  • Создать спокойную («нераздражающую») атмосферу, без отвлекающих шумов
  • Воспринимать пациента с его страхами серьезно и позволить открыто высказаться (благодаря этому часто можно достичь ослабления напряжения и уменьшения страха)
  • Не уменьшать значимость ситуации («не так все плохо», «ничего серьезного»)
  • Побеседовать с пациентом о возможностях и необходимости специальной терапии (лекарственные пепараты, психотерапия, методики релаксации) -> ослабляет напряжение, поскольку в перспективе возможна помощь
  • Анксиолитические препараты:
  • острое состояние (кратковременная терапия, прием разовых доз):
  • бензодиазепин, например, алпразолам (Tafil) 0,5-1 мг, лоразепам (Tavor) 1-2,5 мг, диазепам 2-5 мг
  • длительная терапия: антидепрессанты, например, СИОЗС или СИОЗСН (эсциталопрам, пароксетин, венлафаксин)
  • при психотически обусловленном страхе: острое состояние - по показаниям галдол 5-10 мг, иногда плюс бензодиазепин?

В случае антипсихотической медикаментозной терапии иногда достаточным бывает дополнительное назначение слабого нейролептика (например, Neurocil, Truxal).

  • другие терапевтические возможности: оланзапин (Zyprexa), зипрасидон (Zeldox)
  • Долговременная психотерапия и по показаниям релаксационная терапия.
    • Оцените материал

    Перепечатка материалов с сайта строго запрещена!

    Информация на сайте предоставлена для образовательных целей и не предназначена в качестве медицинской консультации и лечения.


    Страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонителный рефлекс. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблюдающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопатологический характер.

    Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятельность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

    Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлениям преимущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

    Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

    · навязчивые страхи;

    · страхи со сверхценным содержанием;

    · недифференцированные, бессодержательные страхи;

    · страхи бредового характера;

    · ночные страхи.

    1) Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией.

    Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

    С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, физических недостатков (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т.п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятельности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

    Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

    2) Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблюдаться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолевать в отличие от навязчивых страхов.

    Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространяться на целую группу вещей или животных, вызвавших первоначальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

    Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т.п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

    В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших родственников. Дети бояться, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т.п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их преодолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами, что отличает их от навязчивых состояний.

    В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

    3) Психопатологические недифференцированные, бессодержательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощущений с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной причины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут носить приступообразный характер и наблюдаться при неврозах и вяло текущей шизофрении.

    4) Страхи бредового характера отличаются переживаниями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, холодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображаемых объектов.

    У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся обманами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают характер бредовых страхов, которые не удается снять убеждением. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении. (В.В. Ковалев).

    5)Ночные страхи – это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного расстройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошкольном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня » и т. п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ничего не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

    Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987, Н.М. Жариков, 1989, В.Н. Мамцева, 1991, А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательного наблюдения и обследования ребенка.

    Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых часто имеет эпилептическую основу.




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top