Синдром страха у взрослых чем лечить. Презентация "синдром детских патологических страхов" презентация на тему

Синдром страха у взрослых чем лечить. Презентация

Страхи живут в каждом человеке. Но боязнь своего страха вызывает панику и становится заболеванием, фобией. Взрослые и детские страхи отличаются их осознанием, причинами и синдромами.

Если малыш неосознанно боится одиночества, края, высоты, темноты, то это вложено в него природой для выживания и частично проходит по мере взросления и изучения мира.

Взрослый человек получает свои фобии в зрелом возрасте. Они являются наложением неправильного воспитания в детстве на стрессовую ситуацию в настоящем времени.

Например , страх сексуальной неудачи сеется на заре мальчишеской юности, когда ребенок получает неадекватный «урок», заставляющий его усомниться в своей полноценности, акцентирует именно сексуальную сторону жизни.

Все эти разговоры, анекдоты, статьи вокруг размеров мужских достоинств, количеств актов поставили в сознании данного человека проблему на пьедестал, сделали ее главной в жизни. Естественно, для каждого из нас не состояться в том, что считаешь главным, смерти подобно.

Только для одного это научное открытие, для другого дети и внуки, а для бедолаги со страхом сексуальной неудачи количество половых актов за ночь. Глупо и смешно? Увы, только тем, кто смотрит на это со стороны.

Паническая атака

Внезапный безотчетный панический страх, вызываемый не каким-либо воздействием извне, а исключительно внутренними переживаниями, называется панической атакой.

В большей или меньшей степени этим недугом подвержено более половины населения земного шара. У женщин этот синдром развивается чаще, чем у мужчин. Слабый пол вообще более чувствителен. И если тревога возникает по невидимой для посторонних причине, это еще не значит, что она необоснованна.

Есть такое понятие, как чутье. Однако пугает как раз не предчувствие беды, а невозможность понять, откуда она, что делать и вообще, что происходит.

Страх объяснимый и имеющий точку отсчета легко преодолевается действиями:

  • Вы можете посмотреть под кровать и убедиться, что бабайки там нет.
  • Вы можете принять бой и наподдавать противнику, которого боитесь, вы, в конце концов, просто можете убежать от опасности.

Но, когда страх есть, а видимой опасности нет, начинается паника.

Пример. Вас поместили в абсолютную темноту и объявили, что где-то там есть смертельная опасность. Хотя и в этой ситуации многие начнут просто непрерывно махать кулаками в пустоте. Но у некоторых начнется ПА.

Следовательно, главное лечение ПА – определение нахождения опасности. Невозможно включить свет, но можно проконтролировать жизнь своих близких, свою и принять необходимые меры предосторожности. Даже если они не спасут от несчастья, они спасут вас от панической атаки.

Синдромы страхов

У взрослых

Иногда панический страх вызывает физическую реакцию организма в виде:

  • головокружения;
  • тошноты;
  • дрожания рук;
  • заикания;
  • головной боли и тому подобное.

Когда эти симптомы начинают проявляться регулярно с появлением тревоги, у человека возникает дополнительный источник страха – сами симптомы. Он начинает их бояться и круг замыкается.

Медицине известен цефалгический синдром (головные боли), возникающий при появлении чувства опасности у пациента. И наоборот, при любых головных болях он начинает бояться, что эти ощущения вызывают страх.

Круг разорвать поможет лечение не страха, а именно цефалгического синдрома:

  1. Ликвидация причины, если они кроятся в серьезных системных заболеваниях.
  2. Прием обычных хороших обезболивающих медикаментов.
  3. Изменение образа жизни.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, крепкий кофе и т.п.)
  5. Массаж головы во время приступа.

Часто страх приходит в сопровождении параксизмального головокружения. Его еще называют доброкачественным, потому что голова кружится не от какой-либо физической или биологической патологии в организме, а вследствие психологических причин.

Как правило, доброкачественное позиционное параксизмальное головокружение появляется у людей с отклонениями, смещениями отолитов в головном мозге. Соответственно и лечение предлагается позиционными маневрами.

Пример. Анекдот из жизни врачей. Старушка пришла на прием к доктору.
— Милый, спина у меня болит.
— Нагнитесь, бабушка. Болит?
— Болит.
— Еще больше нагнитесь. Болит?
— Нет, не болит!
— Вот так и ходите, бабушка.

Снятие параксизмального головокружения позиционными маневрами и заключается в том, чтобы найти позу, наклон головы, положение тела, в котором головокружение прекращается.

В детском возрасте

До 5-6 лет психика ребенка подвергается активной деформации извне. Он живет с рождения со страхами, подаренными ему природой:

  • громкие звуки;
  • резкие движения;
  • страх падения;
  • неизвестность (а это практически все, кроме мамы);
  • темнота;
  • разлука (потеря защиты);
  • чужой человек, незнакомый предмет (опасность!).

Представьте, что вас сейчас вынули из-за стола и мгновенно перенесли на солнечную полянку в дремучие африканские джунгли. Примерно такие же страхи будут у вас. Все они служат ребенку для выживания.

Неправильное поведение взрослых, наказания, крики могут создать условия для появления психологического сдвига в сознании. И нормальный хороший страх превратится в патологический синдром:

  1. Навязчивые страхи . Нозофобия. Пример. «Заболеешь и умрешь, и не будет тебя» или «Будешь болеть, я тебя бабайке отдам» и т.п. В результате у ребенка развилась нозофобия – боязнь заболеть. Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Наверняка малыша запирали в тесном темном пространстве. И другие фобии, вызванные стрессовыми ситуациями в раннем детстве.
  2. Сверхценные . За эти фобии юный человечек чаще всего тоже должен сказать «спасибо» взрослым. Боязнь Бармалея, собаки, пьяного дядьки, черной руки и т.д. это нормально до определенного пика эмоции. Детские страхи еще не переросли в заболевания. Это как бы незавершенные фобии. И дальнейший процесс завершения или излечения зависит полностью от взрослых людей, окружающих юную особу.
  3. Бредовые . От всех других этот страх отличается опасностью причины. Это может быть серьезное заболевание, чаще всего шизофрения.
  4. Недифференцированные страхи или ПА . Это такие синдромы страхов у детей, которые сопровождаются параксизмальными головокружениями, потливостью, цефалгическим синдромом.

Отсутствие страха

Никто не хочет, чтобы его ребенок был очень толстым или сильно худым. Даже красота – это эталон усредненности. Также и со страхами. Патологически трусливый человек так же ненормален, как и тот у которого есть синдром отсутствия страха.

Поэтому молодым родителям не стоит сильно усердствовать, добиваясь того, чтобы малыш не боялся ходить по крыше, заплывать на середину озера или гулять по ночам. Все хорошо в меру.

Что делать?

Все фобии имеют первопричины. Половина решения проблемы – нахождения этих истоков. Далее может помочь популярная ныне когнитивно-поведенческая терапия.

Психологические проблемы возникают в результате поступления в мозг человека информации в некорректной переработке. В результате мозг оценивает ошибочные данные и делает неправильные умозаключения. Это приводит к отклонениям в поведении.

Лечение построено на проецировании прошлых событий на сегодняшнюю ситуацию.

Человеку предоставляется возможность:

  • проанализировать ошибки поведения;
  • посмотреть на них со стороны глазами других людей;
  • поверив в свои силы, спрогнозировать, спланировать дальнейшее свое поведение.

Что мы в общем-то и попытались сделать в этой статье.

Видео: Новый взгляд на ПА

Повышенная готовность к аффекту страха - характерная особенность детского возраста, обусловленная относительной легкостью растормаживания пассивно-оборонительного рефлекса, который, по И. П. Павлову, составляет физиологическую основу страха. В связи с этим разграничить психологические и патологические страхи у детей не всегда легко. Критериями патологических страхов являются их беспричинность или явное несоответствие интенсивности страха силе вызвавшего его ситуационного воздействия, затяжной характер, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов [Сухарева Г. Е., 1959; Ковалев В. В., 1979; G.Nissen, 1980]. Патологические страхи могут входить в структуру различных психопатологических синдромов, прежде всего невротических, аффективных и аффективно-бредовых, но нередко выступают как относительно самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдромы страхов [Сухарева Г. Е., 1955]. Эти синдромы мы относим к проявлениям преимущественно аффективного возрастного уровня нервно-психического реагирования [Ковалев В. В., 1969, 1979].

У детей и подростков можно выделить 5 основных групп синдромов или симптомов страха: 1) навязчивые страхи, 2) страхи со сверхценным содержанием, 3) бредовые страхи, 4) психопатологически недифференцированные и 5) ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии от греч. fobos - страх), т. е. неотступно, вопреки желанию возникающие переживания страха, которые осознаются как чуждые, необоснованные, нередко встречаются у детей школьного возраста (чаще после 10 лет) и подростков. Рудиментарные, незавершенные фобии (страх ходьбы после падения и ушиба и даже страх загрязнения) описаны у детей раннего и преддошкольного возраста [Симеон Т. П., 1958]. Однако в этих случаях в связи с незрелостью самосознания отсутствуют переживание чуждости, чувство внутренней несвободы, активное стремление к преодолению страхов.

Что такое страх для взрослого человека, почему он возникает и чем может быть опасен. Причины и разновидности фобий, влияние их на жизнь. Как побороть свой страх.

Влияние страхов и фобий на жизнь


Сам по себе страх у взрослых - нормальная реакция человеческой психики на фактор опасности, он очень часто играет защитную роль. Иногда заложенные в психике рефлексы могут спасти жизнь как самому человеку, так и людям, которые вокруг.

Вместе с тем страх - это один из симптомов тревожно-депрессивных и панических расстройств, разных фобий. Эти нозологии представляют собой патологические реакции на причинные факторы и способны значительным образом влиять на качество жизни человека. Когда страхи устойчивы, человек ограничивает из-за них свою жизнь, отказывается от многих возможностей.

Невротический страх, который находит привязку во времени, к ситуации или предмету, обретает форму фобии. Она может постоянно заставлять человека ощущать симптомы страха, или это может выражаться в виде приступов. Независимо от этого, фобия значительно ухудшает нормальный режим жизни человека, влияет на рабочие взаимоотношения, понимание в семье.

Мир человека со страхом значительно сужается и ограничивается. Обыватель сам ставит рамки, запрещая себе что-либо. Например, страх выйти на улицу (агорафобия), ездить в лифте (клаустрофобия), находиться на высоте (акрофобия) и другие фобии значительно ограничивают возможности людей.

Не привязанный к конкретной ситуации страх представляет собой постоянное ощущение тревоги. Человек находится в ожидании неминуемой опасности все время. Естественно, что при таком раскладе о качестве жизни и говорить не стоит, так как жизнь находится полностью во власти тревожных ощущений.

Основные причины страхов у взрослых


В современном мире рассматривается мультифакторная теория происхождения страхов. Это значит, что несколько причин могут сообща вызывать формирование той или иной фобии. Не исключается и возникновение подобных расстройств только из-за одной причины, но это бывает значительно реже.

Причины страхов у взрослых могут быть такими:

  • Органическая патология . Разного рода травмы, инфекции и повреждения головного мозга, которые привели к изменению его структуры и видимые на томографических снимках, могут вызвать формирование фобии у человека.
  • Генетический фактор . Страхи, несомненно, передаются по наследству. Это было неоднократно доказано исследователями в этой области. Если в роду наблюдались характерные неврозы страха, значит, у младшего поколения есть склонность к развитию фобий, как в детском, так и во взрослом возрасте.
  • Мощный стрессовый фактор . Однократная ситуация, которая имела значительное влияние на человека, может спровоцировать формирование страха. Длительные стрессы, которые сопровождались страхом, тоже могут привести к формированию стойкого расстройства.
Модели формирования страха или фобии отличаются в зависимости от течения психического заболевания, которое объясняет этот процесс. Если рассматривать нейрофизиологическую модель, следует указать, что причиной развития страха является возбуждение некоторых нейронных центров в головном мозге. Затем активируется ретикулярная формация, которая передает волокнами информацию коре головного мозга.

Любая мотивация организма в порядке очереди удовлетворяется корой головного мозга. Страх же способен блокировать эту очередность. Он становится единственным переживанием человека, полностью охватывая сознание. В таких случаях описывается ступор или наоборот паническая реакция.

Саму стрессовую реакцию способны вызывать колебания гормонов в крови. Выброс катехоламинов провоцирует соматическую реакцию на стресс в виде страха. Непосредственно при воспоминании или наличии стрессового фактора гипоталамус выбрасывает в кровь гормон кортикотропин. Он способствует активации надпочечников, выбросу норадреналина и адреналина. Эти гормоны могут сужать сосуды, повышать уровень артериального давления, вызывать дрожь конечностей.

Признаки развития страхов и фобий


Психическая и физическая составляющая синдрома страха у взрослых вместе дают довольно подробную картину. Чего бы ни боялся человек, эти признаки похожи между собой. Самыми схожими считают физические проявления, их нельзя контролировать, и они возникают вне зависимости от желания человека.

Физические или соматические признаки страха:

  1. учащенное сердцебиение;
  2. комок в горле или сухость;
  3. постоянное двигательное беспокойство;
  4. кожа покрыта холодным потом;
  5. дрожь;
  6. частые позывы к мочеиспусканию;
  7. диарея.
Эти признаки могут проявляться частично или полностью в зависимости от организма человека и особенностей его реагирования на стрессовые факторы.

Психические проявления страха разнообразны и могут принимать различные формы. В зависимости от того, реальный страх или невротический (нет видимой причины), симптомы наблюдаются либо в конкретной ситуации, либо постоянно.

В первом случае человек испытывает неприятные соматические проявления и психологическое напряжение, ощущение приближения чего-то плохого практически сразу после столкновения с фактором воздействия или даже при воспоминании о нем. Например, страх перед выступлениями на публике проявляется как при воспоминании, что предстоит выйти на сцену, так и непосредственно перед выходом.

Во втором случае невротический страх не привязан к какому-либо месту или ситуации, но от этого он не легче. Такие люди испытывают постоянное ощущение опасности, живут в тревоге и ожидают неминуемого. Знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд называл это состояние «неврозом страха».

Также проявить себя страх может в разнообразных кратковременных реакциях. Чаще всего это панический синдром, который развивается за считанные секунды. На некоторое время человек принимает необратимость происходящего и неминуемый фатальный исход. Потере самоконтроля и чувству беспомощности на смену приходят мобилизация внутренних ресурсов и ускоренная двигательная реакция. Человек пытается как можно скорее оградить себя от возникшей ситуации, если она есть.

Вторым вариантом кратковременной реакции страха является аффективный ступор. Это эмоциональное притупление всех возможностей человека двигаться или предпринимать какие-либо действия из-за эмоциональной встряски. Проявляется это ощущением «ватных ног» и невозможностью пошевелиться.

Разновидности страхов и фобий у взрослых


В зависимости от возникновения и характера представляемой угрозы различают три виды страхов:
  • Экзистенциальный страх . Боязнь человека кроется в его внутренних переживаниях, отражающих мир. В зависимости от того, как он воспринимает реальность, будут формироваться те или иные страхи. К экзистенциальным относят страх смерти, неминуемости времени и другие подобные фобии.
  • Социальный страх . Он связан с отражением и реакцией общества на самого человека. Если он боится быть непринятым, испортить себе репутацию, значит, он расположен к формированию социального страха. К наиболее ярким примерам социальных фобий относят страх сцены, эрейтофобию, скоптофобию.
  • Биологический страх . Этот вид базируется на боязни физического поражения или угрозы для жизни человека. Сюда относят все категории страха перед болезнями (ипохондрические фобии), те фобии, которые предусматривают боль, страдания или соматические повреждения. Примерами этой группы служат кардиофобии и канцерофобии.
В каждом отдельном случае страх рассматривается индивидуально с учетом характерологических особенностей личности, генетических факторов и условий внешней среды. Именно поэтому одна фобия может проявляться по-разному у разных людей.

Следует рассмотреть подробней несколько самых распространенных фобий, которые развиваются во взрослом возрасте:

  1. Страх перед открытым пространством (агорафобия) . Это довольно распространенная фобия, принцип которой лежит в патологической боязни открытых пространств и мест, где есть большое скопление народа. Это своеобразный защитный механизм, который позволяет пациенту отгородиться от возможных негативных последствий контакта с публикой. Проявления в случае пребывания в открытом пространстве чаще всего ограничиваются панической атакой.
  2. Страх перед закрытым пространством (клаустрофобия) . Это противоположная предыдущей фобия. Человек ощущает дискомфорт и даже невозможность дышать в закрытом помещении, выказываются и другие соматические проявления страха. Чаще всего симптомы обнаруживаются в маленьких помещениях, кабинках, примерочных, лифтах. Человек испытывает значительное облегчение, если просто открыть дверь. Страх включает саму перспективу быть запертым одному.
  3. Страх смерти (танатофобия) . Может касаться как самого человека, так и его знакомых и близких. Часто развивается у матерей, дети которых серьезно болеют или болели. Проявляется в навязчивой и неконтролируемой боязни внезапно умереть, даже если на это нет никаких причин. Может быть связан с религиозными убеждениями или просто боязнью неизвестности, которая не поддается контролю.
  4. Страх выступать на публике (глоссофобия) . Это расстройство довольно распространено среди взрослого населения. В большинстве случаев объясняется низкой самооценкой, страхом быть непонятым аудиторией и строгим воспитанием. Так снижается уверенность в себе, и человек панически боится выступить перед публикой.
  5. Страх покраснеть перед людьми (эритрофобия) . Это боязнь возникновения красных пятен на лице вследствие стрессовой ситуации. По своей сути, это замкнутый круг для человека, который стесняется и смущается при людях. Он боится покраснеть потому, что боится быть перед публикой, потому что боится покраснеть.
  6. Страх остаться одному (аутофобия) . Проявляется в патологической боязни человека остаться наедине с собой. Страх связан с боязнью вероятности совершения суицида. Следует сказать, что статистика показывает негативную динамику суицидов среди аутофобов. Проявляется беспокойством, потоотделением и приступами паники, если человека оставили одного в помещении.
  7. Боязнь заболевания сердца (кардиофобия) . Это патологическое состояние, которое предусматривает соматические проявления без наличия самого заболевания. Человек жалуется на неприятные ощущения в области сердца, сильное сердцебиение, тошноту. Часто эти симптомы способны мешать тому, чем он занимается, и воспринимаются врачами как болезнь сердца, но после необходимых обследований она не обнаруживается.
  8. Боязнь заболеть раком (канцерофобия) . Это панический страх заболеть злокачественными онкологическими нозологиями. По своей природе он тесно связан со страхом смерти и развивается вследствие стрессовой ситуации. Это может быть заболевание кого-то из близких, знакомых или же просто увиденные проявления рака на незнакомых людях. Огромную роль может сыграть наличие ипохондрической личности и присутствие пары косвенных симптомов.
  9. Страх испытать боль (алгофобия) . Основополагающий для многих других видов фобий, включая визиты к врачу и даже медицинские манипуляции. Человек под любым предлогом пытается избежать малейших проявлений физической боли, иногда злоупотребляет болеутоляющими. Проявляется беспокойством и опасениями касательно предстоящего испытания болевых ощущений.

Важно! Чувство страха сковывает человека и может привести к фатальным последствиям, как для себя, так и для окружающих.

Как побороть страхи у взрослого человека


Страхи могут быть составляющей гораздо большего синдрома или нозологии, которую может диагностировать только специалист. Именно поэтому при наличии симптомов страха следует обратиться к врачу. Болезнь, проявлением которой он выступает, может быть как из психиатрического регистра, так и из соматического.

Страхи часто входят в структуру шизофрении, тревожных и невротических расстройств, панических атак, ипохондрии, депрессии. Часто он наблюдается при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых заболеваниях, сопровождающихся стенокардией. Правильно поставленный диагноз будет диктовать тактику лечения. Именно поэтому только врач компетентен в вопросе, как лечить страхи у взрослых.

Каждому человеку, который боится чего-либо, нужно осознать, что страх - это далеко не навсегда. Существует множество приемов и методов психотерапии, которые смогут помочь с этой проблемой. Препятствием на пути к выздоровлению стоит человеческая реакция - стыд за свои фобии. Обычно в обществе не принято говорить о своих страхах, признание в ущербности и уязвимости задевает человека за живое. Но смело взглянув своим фобиям в лицо и приняв необходимые меры, можно избавиться от них раз и навсегда.

Одним из самых распространенных методов, как вылечить страхи у взрослых, является смирение. Никто не заставляет человека бороться со своими фобиями или отрицать их, убеждать в их несущественности - бесполезно. Поэтому психологи рекомендуют не стыдиться своих ощущений и параллельно делать то, что необходимо, даже если страшно. Человек, который осознает, что он боится (ведь такова его сущность), но все равно должен сделать что-то, легко преодолеет этот барьер со временем.

Например, страх выступлений на публике часто приводит в ужас тех, кто должен сейчас выйти на сцену. Человек, который уверенно решил избавиться от своей фобии, должен выйти вместе со своим страхом. Бояться и выступать одновременно - вот настоящее решение для этого случая.

Также хороший эффект лечения страхов у взрослых может дать визуализация достигаемого результата. Если фобия мешает добиться высокого роста карьеры или семейному благополучию, следует представить себе жизнь без нее, каково было бы не бояться. Затем преодолеть свои страхи будет гораздо легче, ведь зная, за что боретесь, легче сражаться.

Как побороть страх у взрослого - смотрите на видео:


Страхи человека - его защита до тех пор, пока они не перестают действовать во благо. Фиксируясь на негативных переживаниях, они способны рушить семьи, карьеры и даже жизни, поэтому так важно вовремя осознать патологичность своих фобий.

Страх - чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонительный реф­лекс. Повышенная физиологическая и психологическая го­товность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблю­дающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопа­тологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возрас­та преимущественно в ночное время, их не следует рассмат­ривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятель­ность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их бес­причинность или явное несоответствие выраженности стра­хов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение об­щего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различ­ных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассмат­ривать как синдром страхов и относить к проявлениям пре­имущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики за­трудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп син­дрома страха в детском и подростковом возрасте:

Навязчивые страхи;

Страхи со сверхценным содержанием;

Недифференцированные, бессодержательные страхи;

Страхи бредового характера;

Ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы , который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относи­тельной простотой, более или менее отчетливой связью с содер­жанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными пе­реживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подрост­ков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, фи­зических недостатков (прыщи на лице, недостаточно пря­мые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т. п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятель­ности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной пси­хотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблю­даться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вы­звавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обосно­ванности этих страхов и не пытается их преодолевать в от­личие от навязчивых страхов.

Как пишет В.В. Ковалев, при невротических страхах страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в ви­де различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасностей, которые подстерегают его в отсутствии родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Та­кие представления преобладают в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разго­воров окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тре­вожно-мнительными чертами характера, психическим инфан­тилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространять­ся на целую группу вещей или животных, вызвавших первона­чальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у де­тей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспева­емости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших род­ственников. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особен­но, когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их пре­одолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстрой­ствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержа­ния чаще встречается в форме ипохондрических опасений , которые сопровождаются не только выраженными вегета­тивными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

Психопатологические недифференцированные, бессо­держательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двига­тельным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятные соматические ощущения (сдавливание и зами­рание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощуще­ний с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной при­чины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут но­сить приступообразный характер и наблюдаться при невро­зах и вяло текущей шизофрении.

Страхи бредового характера отличаются переживани­ями скрытой угрозы со стороны людей и животных , сопро­вождаются постоянной тревогой, настороженностью, подо­зрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от воз­раста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, хо­лодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображае­мых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся об­манами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают ха­рактер бредовых страхов, которые не удается снять убежде­нием. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении (В.В. Ковалев).

Ночные страхи - это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени изменен­ного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного рас­стройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошко­льном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испыты­вает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня» и т. п., которые ука­зывают на наличие устрашающих переживаний типа снови­дений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ниче­го не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойствен­на определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987; Н.М. Жариков, 1989; В.Н. Мамцева, 1991; А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательно­го наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сом­намбулизмом) и сноговорением , характер которых часто име­ет эпилептическую основу.

Наличие страхов у детей, посещающих дошкольные учреж­дения, должны вызывать обеспокоенность, необходимость собеседования, успокоения, совместной проверки комнаты, в которой спит ребенок. Воспитатели и родители должны знать, что перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, пугать детей:

Необходимо создать обстановку, чтобы ребенок мог рас­сказать, что его тревожит;

Зарисовать видение («страшилище») и порвать рисунок, как бы изгоняя его;

Не фиксировать внимание на том, что пугает ребенка;

В присутствии ребенка не стоит говорить о боязни собак, о различных заболеваниях;

Расширять круг интересов ребенка и запас знаний, чи­тать книги или рассказывать о геройских поступках детей и подростков.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите об особенностях проявления страхов в детском возрасте. Чем страх отличается от тревоги?

2. Какую роль играют страхи в жизни человека? Когда страхи полезны, а когда - губительны?

3. Как вы себе представляете возникновение страха? С ка­кими эмоциями может взаимодействовать страх?

4. Объясните значение возраста для возникновения стра­хов.

5. Назовите различные формы страхов.

6. Чем характеризуются навязчивые страхи?

7. Какие особенности страхов со сверхценным содержа­нием?

8. Какие страхи называются «бессодержательными»?

9. Чем отличаются страхи бредового характера?

10. Как проявляются «ночные страхи»?

11. Медицинская и педагогическая помощь при страхах в детском возрасте. Какие задания педагог может предложить ребенку для преодоления чувства страха?

12. Назовите профилактические мероприятия при детских страхах.

Характерная особенность детского возраста. Страхи под влиянием различных внешних, ситуационных воздействий возникают тем легче, чем меньше возраст ребенка. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведение ребенка под влиянием страхов.

Пять основных групп синдромов страха в детском и подростковом возрасте: 1) навязчивые страхи; 2) страхи со сверхценным содержанием; 3) недифференцированные бессодержательные страхи; 4) страхи бредового характера; 5) ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии). Уже у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом, может возникать навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление этого навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуации. Чаще всего это страхи заражения, загрязнения, острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, транспорта, страх смерти от удушья во сне, от остановки сердца. У подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, а также того, что окружающие могут заметить тот или иной физический недостаток (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, узкие плечи и т. п.).

Навязчивые страхи наиболее часто встречаются при неврозе навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении, при которой они иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны и даже нелепы. Так, один из наблюдавшихся больных испытывал навязчивый страх, что «мать во время еды может сесть ему на голову, что его голова может отвалиться и упасть в мусоропровод».

Наиболее распространенную группу страхов у детей и подростков составляют страхи сверхценного содержания. Страхи грозы, темноты, одиночества, привидений. Среди этих страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг - ребенка (различные животные, «черный дядька» и т.п.). Ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолеть в отличие от навязчивых страхов. При этом страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в виде различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т.е. мнимых опасностей, которые подстерегают в отсутствие родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Такие представления доминируют в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разубеждений окружающих, т.е. приобретают сверхценный характер. Такие страхи возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Компонент сверхценности в данной группе страхов часто проявляется в виде стойко измененного отношения (особая боязливость, возникновение тревожного опасения, чувства отвращения и т.п.) к определенным объектам или явлениям, которые первоначально вызвали испуг ребенка. Подобное, болезненно измененное отношение при повторном столкновении с объектом или явлением, вызвавшим испуг, обнаруживается не только на высоте страхов вскоре после пережитого испуга, но и в спокойном эмоциональном состоянии спустя долгое время (иногда годы) после испуга

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей младшего возраста (7-9 лет) представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией; страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

Начиная с препубертатного возраста (10-11 лет) в тематике сверхценных страхов на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Подобные страхи всегда связаны с той пли иной конкретной психотравмирующей ситуацией: устрашающими рассказами товарищей или родственников, испугом при встрече с пьяным, болезнью или смертью близкого пли знакомого человека.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще выступают в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями давления, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела). При этом нередко речь идет о превращении синдрома страхов свехценного содержания в ипохондрически-сенестопатический синдром.

Страхи сверхценного содержания в данном случае возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные; отсутствует стремление к их преодолению, что отличает их от навязчивых страхов. Кроме того, данное наблюдение иллюстрирует такую особенность страхов сверхценного содержания, как сочетание их с соматовегетативными расстройствами, выраженность которых зависит от интенсивности страха.



Психопатологически недифференцированные, бессодержательные страхи проявляются в форме приступов витального, протопатического страха, т. е. страха с переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость и т. п.) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливы крови к лицу, похолодание в животе, стеснение в груди и др.). Осознание причин страха, конкретное содержание его, психологически понятная связь с психотравмирующей ситуацией, как правило, отсутствуют. Больной не может рассказать о своих переживаниях, ограничиваясь лаконичными высказываниями типа «Страшно!», «Боюсь!» и т. п. В случаях длительного существования таких страхов они могут приобретать (у детей школьного возраста и подростков) неразвернутое, обычно сверхценное содержание. Чаще это страх смерти вообще или от какой-то конкретной причины: «Задохнуться боюсь», «Сердце вот-вот остановится» и т. д.

Страхи бредового характера (бредовые страхи) отличаются переживанием скрытой, угрозы как со стороны людей и животных, так и со стороны неодушевленных объектов и явлений; имеют диффузный характер, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, боязливостью, подозрительностью к окружающим, стремлением усматривать какую-то опасность в их действиях. Этим страхам свойственно определенное постоянство, однако временами они могут значительно усиливаться, сопровождаясь беспокойством и соматовегетативными проявлениями (сердцебиение, побледнение или покраснение кожных покровов, неприятные ощущения в эпигастральной области, отсутствие аппетита, общее недомогание, бессонница и т. д.).

Тематика бредовых страхов имеет определенные возрастные различия. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней, ветра, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводных кранов, электрических ламп), любых работающих машин и механизмов, незнакомых людей, персонажей из детских книг, сказок, телевизионных передач. Ко всем этим объектам и явлениям ребенок относится как к враждебным, угрожающим его благополучию, таящим в себе какую-то опасность. Он старается избегать контакта с ними, требует от окружающих не упоминать о них в разговоре, загораживает лицо или прячется от реальных или воображаемых объектов.

Бредовые страхи наиболее часты в инициальной стадии приступообразно-прогредиентной шизофрении, а также при непрерывной вялотекущей шизофрении. В случаях экзогенно-органических (главным образом инфекционных) психозов бредовые страхи имеют преимущественно ипохондрическое содержание и сочетаются с массивным сенестопатическим компонентом. Как правило, отсутствует бредовая настроенность к окружающим. При реактивных психозах бредовые страхи тесно связаны с психотравмирующей ситуацией, психологически понятны, не склонны к генерализации.

Ночные страхи - сборная группа состояний страха, общими признаками которых, являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного помрачения). Наблюдаются они преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится двигательно-беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, плачет, произносит отдельные слова: «Боюсь, прогони его, он хватает меня» и т.п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений или галлюцинаций. Часто при этом ребенок зовет мать, хотя, как правило, не узнает ее и не отвечает на ее расспросы. Спустя несколько минут он успокаивается, а утром при пробуждении обычно ничего не помнит о случившемся или же дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился. Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность.

Ночные страхи сверхценного содержания связаны с психотравмирующими ситуациями, пережитыми ребенком в дневное время (ссоры, конфликты между родителями, физическое наказание, получение плохой оценки в школе, просмотр страшного фильма и т.п.).

Ночные страхи бредового характера встречаются значительно реже. По содержанию они часто аналогичны дневным страхам, но обычно не связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего при этом дети боятся персонажей сказок - фантастических чудовищ, диких зверей, страшных людей. Как правило, они сопровождаются зрительными гипнагогическими или истинными галлюцинациями устрашающего характера («видятся горящие глаза», «черная рука», «что-то страшное в белом» и т. п.). Иногда отмечается недоверчивое, враждебное и даже бредовое отношение к близким ребенок отталкивает мать, говорит ей: «Уйди, колдунья!». Воспоминания о страхах неполные, как воспоминания о сновидении. Наблюдаются они в основном в начальной стадии шизофрении.

Недифференцированные (бессодержательные) ночные страхи - эпизодически возникающие интенсивные страхи с плачем, криками, возбуждением, вегетативными расстройствами, но без какого-либо содержания, без обманов восприятия и без связи со сновидениями. Сознание при них довольно глубоко помрачено, в связи, с чем даже частичный контакт с ребенком невозможен. Страхи этого типа кратковременны. По пробуждении отмечается их полная амнезия. Встречаются они в основном при соматических заболеваниях (особенно с токсикозом и гипертермией), а также в подостром и отдаленном периодах мозговых инфекций и травм.

Особое положение, среди ночных страхов занимают пароксизмальные ночные страхи. Их главные признаки - внезапность возникновения и прекращения, приуроченность к определенному времени ночного сна, склонность к повторению через одни и те же промежутки времени, стереотипность проявлений, сочетание с однообразными автоматизированными движениями, действиями и отрывочными, обычно бессвязными высказываниями. Сознание при этом относительно глубоко помрачено по типу сумеречного. Эти страхи могут сопровождаться устрашающими зрительными галлюцинациями («мохнатое чудовище», «человек в черном», «пламя» и т. п.). Часто наблюдаются застывшее выражение лица, фиксированный в одном направлении взгляд, однообразные движения рук (поглаживание, перебирание постельного белья, стряхивание), туловища (раскачивание), автоматизированная ходьба, выкрики или бормотание отдельных слов или их обрывков. В отдельных случаях отмечается непроизвольное упускание мочи, а иногда - дефекация. Контакт с детьми невозможен. Состояние полностью амнезируется.

Пароксизмальные ночные страхи считаются одним из проявлений так называемой психомоторной (или височной) эпилепсии, обычно они сочетаются с такими пароксизмальными автоматизмами, как снохождение и сноговорение. Пароксизмальные ночные страхи редуцируются и исчезают к пубертатному возрасту.

Ночные страхи любого типа могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых отличается в зависимости от типа страхов.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top