Синдром страхов у детей психиатрия. Синдром детских патологических страхов

Синдром страхов у детей психиатрия. Синдром детских патологических страхов

Психопатологические знаки

Настроение

Сужение, неуверенность, беспокойство, заброшенность в узкое — место — бытия, стеснение духа, боязнь, забота о здоровье тела (ипохондрия), совести (вина), экзистенции (страх жизни) и т. д. (переход к депрессивному синдрому сопровождается страхом).

Побуждения

Напряжение, беспокойство, возбуждение, паника, «застывание».

Сознание, восприятие, мышление

Ограничение осмотрительности, кругозора, способности к прогнозированию, сужено поле восприятия.

Телесные симптомы

Головные боли, сердцебиение, комок в горле, сердечные боли (дискардия), дрожь, головокружение, нарушение дыхания, импотенция, фригидность.

«Вегетативные» симптомы

Симпатическое возбуждение: широкие зрачки, учащение пульса, подъем АД, сухость во рту, пот, повышенный мышечный тонус.

Парасимпатическое возбуждение: тошнота, рвота, мочеиспускание, понос.

Синдром страха как таковой достаточно типичен, но подвержен индивидуальным колебаниям.

Встречаемость

У здоровых людей: страх перед действительно опасной ситуацией, при заболеваниях сердца, легких и т. д. Может быть страх на почве философских и религиозных сомнений.

Невротический страх (см. невроз страха, Фрейд). Страх «свободно витающий», без определенного повода или в отношении предметов и ситуаций, которые по общему мнению не опасны (фобии). Область психотерапии и применения (анксиолитиков).

Страх при т. н. эндогенных психозах имеет глубокие корни:ечь идет о сохранении жизни (девитализация), о Я — активности, консистенции, демаркации, идентичности.

Этот страх уже не купируется малыми . Успеха можно добиться применением нейролептиков и .

Страх при психических нарушениях в связи с телесными болезнями, острыми (напр. делирий, алкогольный ) и хроническими (деменция). Во многих случаях при нарушениях обмена веществ и эндокринных нарушениях: гипогликемия, гипертиреоз, феохромоцитома.

, дисфорический синдром, Moros

Психопатологические знаки

Недовольные, угрюмые, раздражительные, гневливые, печальные, озлобленные, «сумасбродная ярость». Иногда недоверчиво — враждебны.

Восприимчивы к любому раздражению (шум, разговоры), во многих случаях озлобленно — пессимистичны, брюзгливы, все видят в черном цвете.

Иногда бранчливы, вспыльчивы, «ядовиты», критичны, временами крикливы, способны к угрозам, нападкам.

Чаще обвиняют других, чем себя, периоды отупения сменяются взрывами раздражения, агрессивны, иногда склонны к бродяжничеству, пароксизмам брани, насилия (бессмысленные разрушения).

Встречается:

  • повседневные расстройства настроения на фоне волнения и напряжения;
  • как вариант депрессивного расстройства настроения в предменструальном периоде;
  • как особенность личности (буяны и т. д.);
  • под влиянием препаратов, напр. в алкогольном опьянении или под действием амфетаминов;
  • при диффузных или локальных заболеваниях мозга (напр. атеросклероз, черепно — мозговая травма);
  • у эпилептиков как спонтанное или реактивное расстройство настроения;
  • у олигофренов;
  • как вариант депрессивного расстройства настроения различного рода;
  • у шизофреников с , воздействия, галлюцинациями (мучительство).

ТЕМА 6

СИНДРОМЫ СТРАХОВ: ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИИ

1. Понятие про синдромы страхов, их виды.

2. Школьная фобия как проявление страха разлуки.

3. Формы уклонения от школы и критерии их различения.

4. Причины возникновения школьной фобии.

5. Особенности терапии школьной фобии.

Понятие про синдромы страхов, их виды

Под названием «синдромы страхов» объединяются различные клинические варианты нарушений, для которых характерны два признака : необычайно интенсивный, ситуационно спровоцированный страх и столь же выражен­ное избегающее поведение.

Традиционно отличают страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию, от генерализованно­го, неспецифического, «свободно плавающего» страха. Первый вариант страха соответствует клинической картине фобии, второй - неврозу страха. Это разделение в последние годы было дифференцировано далее, что, од­нако, не привело к более четкой классификации состояний страха. Часто это даже не­возможно, так как различные формы страхов могут комбинироваться друг с другом. Принципиально можно выделить три вида страхов:

1) фобические страхи, вызываемые определенными объектами и ситуациями; к ним относятся агорафобия, социальные и моносимптомные фо­бии (называемые также специфическими или изолированными фобиями);

2) флюктуирующие страхи (приступы страхов), не связанные с определенными объектами или ситуациями и возникающие в виде паники; к ним относятся панические расстройства или панические атаки;

3) генерализованные страхи єто не приступы, а длительные переживания, не связанные с определенными ситуациями или объектами; эту форму страха называют также «свободно плавающей».

При всех видах страхов возможны изменения на трех уровнях , которые могут быть выражены в разной степени.

1.На уровне переживаний. Опасения, ощущение причиняемого ущерба, мысли о том, как избежать определенных угрожающих ситуаций.

2.На уровне поведения . Стратегии избегания, такие, как бегство, уклонение, уход из дома, уход от ситуации, а также «сигналы безопасности», ассоциируемые с определенной ситуацией, устраняющей страх. Под этим понимают объекты или ситуации, которые как бы страхуют от экстремальных угроз, поскольку позволяют быстро прибегнуть к помощи (например, те­лефон для вызова терапевта, присутствие определенного лица, таблетка в сумке).

3.На физиологическом уровне. Общеизвестные физиологические проявления, сопровождающие страх, такие как учащение пульса, потливость, учащенное дыхание и т. п.

Разделение на эти три уровня имеет большое значение, как для диагно­стики, так и для терапии. Различные диагностические критерии постоянно используются с учетом этих трех уровней. Существуют также методы лечения состояний страха, охватывающие все три уровня.

Для клинициста это разделение уровней очень важно в тех случаях, ко­гда состояние страха носит патологический характер и когда его еще мож­но отнести к физиологическим отклонениям. Такое разделение не всегда абсолютно однозначно, однако есть критерии, которые в известной степе­ни могут считаться надежными. О патологическом страхе можно говорить при наличии следующих проявлений (Marks, 1969; Remschmidt, 1973, 1978):

1) чрезмерная интенсивность страха (количественный аспект);

2) необычное содержание страхов и необычность объектов, вызываю­щих эти состояния (качественный аспект);

3) несоразмерность реакции страха с ситуацией, в которой он возни­кает;

4) хронификация реакции страха;

5) отсутствие у индивида возможностей для ослабления или преодоле­ния страха;

6) существенный ущерб, наносимый состоянием страха, качеству жиз­ни, обычному для данного возраста.

Важным для понимания феноменом является типичная возрастная динамика страха в процессе развития индивида. В соответствии с изме­нением потенциальных опасностей в детском и подростковом возрасте изменяются и объекты страха. В то время как у детей младшего возрас­та (до 8 лет) преобладают страхи, связанные с воображением (например, страх перед ведьмами, чертями, привидениями), и некоторые реальные страхи, с началом пубертатного периода на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями (Remschmidt, 1973).

Далее следует отметить высокую корреляцию между страхами родителей и их детей, а также определенные стили взаимоотношений в семье (напри­мер, гиперпротекция, симбиотические отношения между матерью и ребен­ком), способствующие возникновению выраженных состояний страха.

У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвер­жены лица женского пола; эти половые различия становятся более отчетли­выми с наступлением пубертатного возраста.

Что касается начала заболевания, то многие моносимптомные (специфические) фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными), тогда как социальные фобии чаще всего начинаются в пубер­татном периоде и в раннем подростковом возрасте. Это связано и со специ­фическими возрастными изменениями в содержании страхов, которое с началом пубертатного периода резко изменяется в направлении социальных ситуаций.

Следует различать четыре группы синдромов страха, ко­торые выделяются и в современных классификационных схемах. Это сле­дующие группы:

1) страх разлуки и школьная фобия;

2) фобические синдромы;

3) панические атаки и агорафобия;

4) генерализованное тревожное расстройство (синдром страха, ран­ний невроз страха).

Мы подробнее остановимся на первой из этих групп ввиду ее важности для понимания интерактивных процессов в семьях.

О генерализованном тревожном расстройстве говорят тогда, когда и взрослые, и дети постоянно испытывают страх без какой-либо указанной причины. Часто задумываются над тем, что уже произошло или над тем, что произойдет в будущем.

Дети и молодежь более подвержены генерализованному тревожному расстройству , чем взрослые, их уровень тревожности часто не адекватен ситуации.

Причины и симптомы синдрома страха

Синдром страха с тревожным расстройством возникает примерно у 5% людей, причем в два раза чаще у женщин, чем у мужчин. Его происхождение точно не известно. Он может быть связан с несколькими факторами, например, нейротрансмиссионные нарушения (в частности, дефицит нейромедиатора GABA) или постоянное возбуждение системы торможения в головном мозге, которая отвечает за появление чувства страха в моменты опасности. Влияние имеют внутренние конфликты и генетические факторы.

Все страхи...

Влияние оказывает также частое переживание чувства страха, в результате чего нейронам требуется все меньший и меньший стимул для активации. Если речь идет о психологической, то подчеркивается, в частности, роль неадекватных ожиданий по отношению к реальности, дисфункционального представления о себе и мире, отсутствия чувства контроля и предсказуемости.

Синдром страха проявляется такими симптомами, как:

  • постоянная боязнь того, что может произойти что-то страшное; страх перед несчастьем, которое может коснуться больного человека или его близких;
  • избегание посещения школы или работы;
  • постоянное головные боли , живота, шеи, тошнота, рвота и хронические боли в желудке;
  • нарушения сна , проблемы с засыпанием, чувство постоянного недосыпа;
  • чувство перманентной усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания или чувство пустоты в голове;
  • раздражительность;
  • мышечное напряжение;
  • постоянное чувство тревожности, раздражительности.

Люди, у которых возникает генерализованное тревожное расстройство часто своё внимание направляют на поиск у близких людей симптомов болезней, а также на активное участие в поиске чувства безопасности (просят членов семьи уведомлять, что они находятся в полной безопасности, контролируют расходы, защищены от финансовых потерь).

Очень характерно, что в присутствии всех членов семьи больной расслабляется, в состоянии осуществлять социальные контакты и хорошо проводить время. А в момент исчезновения члена семьи из поля зрения появляется напряжение и страх.

Синдром страха и беспокойство

Почти каждый в состоянии вспомнить ситуацию, в которой о чем-то или о ком-то беспокоился. Иногда эти опасения могут быть оправданы, но чаще являются лишь проекцией наших фантазий.

Однако, иногда такая забота сопровождает почти все ситуации, а кроме того, не имеет рациональных оснований и серьезно усложняет повседневную жизнь. В этом случае страх становится серьезным заболеванием, которое требует лечения.

В этом случае следует проконсультироваться с психологом или врачом-психиатром, который оценит, является ли это симптомами синдрома страха или лишь временное проявление напряжения и бдительность.

Синдром страха характеризуется, в частности, чрезмерной по отношению к обстоятельствам тревожностью. Проявляется она в непрерывном прогнозировании несчастий и проблем, разработке катастрофических сценариев, своего рода «пессимизме».

Часто те или иные сценарии относятся к возможной болезни у себя или близких людей, неудачам, трудностям в различных сферах жизни. Также могут относиться к совершенно повседневным ситуациям, таким как опоздание на встречу, невозможности выполнить план на день и т.д.

Но есть важное отличие - это совершенно другой уровень тревожности. Больной принимает во внимание только наиболее пессимистический возможный ход событий (даже если он очень маловероятен) и его ожидаемые негативные последствия.

Почти в каждой ситуации человек с синдромом страха начинает размышлять о том, что может произойти худшее и какие могут быть последствия. Это очень затрудняет нормальную жизнь и не позволяет достичь состояния расслабления. Бывает, что человек ждет чего-то страшного, но не знает или не может точно определить что это должно быть. То есть имеет место только предчувствие, что произойдет что-то плохое.

Тревога и невротические расстройства

Генерализованное тревожное расстройство сопровождается напряжением, состоянием страха, являющимися основным элементом всех невротических расстройств.

Чувство тревоги в этом случае можно охарактеризовать как сохраняющееся в течение длительного времени, хроническое. Это означает, что его интенсивность меняется только в малой мере и скорее ощущается как длительное напряжение (иногда очень сильное), сменяющееся сильными приступами страха.

Страх и тревога ощущается как долгосрочные чувство внутреннего беспокойства и возбуждения, проявляющееся, например, трудностями в «поиске собственного места» или раздражительностью. Их сопровождают различные соматические симптомы (ощущаются в теле).

Хотя причины возникновения синдрома страха до конца не ясны, это расстройство можно лечить. Очень важную роль в лечении генерализованного тревожного расстройства играет психотерапия. Важно не попасть в ловушку формулы «я такой, какой есть и ничего нельзя сделать», нужно дать себе шанс и обратиться за профессиональной помощью.

Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства

Синдром страха будет диагностирован в случае, когда имеет место чрезмерный страх или опасения перед будущими событиями, касающимися повседневной активности (школа, работа и т.д.) и появятся, по крайней мере, три характерных симптома (перечисленные выше), в течение как минимум 6 месяцев. Раннее выявление генерализованного тревожного расстройства позволяет ослабить страх .

Лечение включает в себя психо – и фармакотерапию. В фармакологии нашли применение антидепрессанты SSRIS (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), анксиолитики и другие психотропные средства. Психотерапия в основном заключается в когнитивной (или когнитивно-поведенческой) и межличностной терапии.

Ранняя диагностика и быстрое принятие лечение могут значительно облегчить тяжесть страха, облегчить контакт с другими людьми и, прежде всего, улучшить качество жизни больного.

… детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов .

Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами (в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления), возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины .

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6 – 7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и проявлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Выделяют пять форм страхов: навязчивые, сверхценные, бредовые, ночные, недифференцированные.

НАВЯЗЧИВЫЕ СТИРАХИ

Навязчивые страхи возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни (нозофобия), острых предметов, высоты, закрытых помещений (клаустрофобия), заражения, загрязнения (мизофобия), смущения (эрейтрофобия) и т.п.

Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

СВЕРХЦЕННЫЕ СТРАХИ

Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например, собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы.

Встречаются в рамках невротических расстройств, реже - при шизофрении.

БРЕДОВЫЕ СТРАХИ

Бредовые страхи возникают, как правило, независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим лицам, ощущением опасности для себя и близких в действиях предполагаемых врагов. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями.

Встречаются при шизофрении, реже - как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах.

НОЧНЫЕ СТРАХИ

Ночные страхи возникают при пробуждении во время ночного сна в просоночном суженном сознании. пи этом дети в испуге дрожат, кричат, что-то отгоняют от себя, на лице у них – выражение ужаса, страха. Обычно утром наблюдается амнезия – дети ничего о приступах ночного страха не помнят.

Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.

НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СТРАХИ

Недифференцированные страхи – беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

______________________________________________________________________________

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ

Возраст: 0 – 6 месяцев ; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки.

Возраст 7 – 12 месяцев ; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Возраст 1 – 2 года ; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

Возраст 2 – 2,5 года ; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.).

Возраст 2 – 3 года ; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет ; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников.

Возраст 6 – 7 лет ; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие.

Возраст 7 – 8 лет ; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;
физическое наказание и непринятие в школе.

Возраст 8 – 9 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря.

Возраст 9 – 11 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

Возраст 11 – 13 лет ; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Синдром детских патологических страхов Подготовила: Дербилова А.В.

… детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.

Если о многих детских проблемах можно сказать, что ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше развивается его фантазия и расширяется познание о Вселенной, тем больше он осознает опасности, подстерегающие его на каждом шагу. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов. Это заставляет задуматься…

В то же время не следует думать, что если ребенок совсем ничего не боится, - то это очень хорошо. Поведение ребенка, способного на «запредельное» бесстрашие, вызывает у родителей еще большее опасение за судьбу сына или дочери. В этом смысле боязливый (точнее осторожный!) ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Но беда в том, что грань между нормальным, «охранным» страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими - вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодолимый детский страх. А под час страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.

Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами (в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления), возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины.

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6-7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и появлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Бухановский А.О. выделил пять форм страхов: навязчивые, сверхценные, бредовые, ночные, недифференцированные.

Навязчивые страхи - возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни (нозофобия), острых предметов, высоты, закрытых помещений (клаустрофобия), заражения, загрязнения (мизофобия), смущения (эрейтофобия) и т.п. Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы. Встречаются в рамках невротичесих расстройств, реже - при шизофрении.

Бредовые страхи возникают, как правило, независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим лицам, ощущением опасности для себя и близких в действиях предполагаемых врагов. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями. Встречаются при шизофрении, реже при психогенных расстройствах.

Ночные страхи возникают при пробуждении во время ночного сна. При этом дети в испуге дрожат, кричат, что-то отгоняют от себя, на лице у них - выражение страха, ужаса. Обычно утром наблюдается амнезия - дети ничего о приступах ночного страха не помнят. Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.

Недифференцированные страхи - беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

Как возникают детские страхи? Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым.

Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение. Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д.

Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии.

Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители (и в первую очередь, папы) рассказывают детям о своих детских страхах, - это вселяет в них уверенность. Ваш авторитет от этого не пошатнется, скорее наоборот, это вас сблизит.

Рассмотрим некоторые виды страхов: Страх смерти Обычно он появляется у детей лет в шесть и не является отклонением. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, - это бывает для него серьезным потрясением. На некоторых детей это открытие производит тяжелое впечатление и долго еще не дает им покоя. Родителям стоит проанализировать свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях своих и детских, на разговорах о тяжелой и опасной жизни? Детям до девяти-десяти лет (особенно нервным и ранимым) лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Для них это непосильное переживание, которое затем может вызвать скрытые навязчивые страхи. Последствия таких психических травм порой аукаются через много лет. Это не означает, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Напротив, следует. Ведь такие разговоры выступают, как косвенное доказательство «жизни после смерти» (если человека вспоминают, он не покинул нас окончательно, а продолжает жить в наших сердцах).

Страх социальных потрясений Увы, в наше время такие страхи, в основе которых лежит все тот же страх смерти, становятся все более обоснованными. Поэтому взрослым надо постараться не повышать у ребенка чувство тревожности: не смотреть при нем новости, в которых то и дело рассказывают про катастрофы, войны, насилие, убийства и т.д. Родители могут отчасти помочь преодолеть эти страхи, если скажут: «Да, угроза существует, но это не обязательно должно случиться. Тот, кто соблюдает осторожность, - не попадает в опасные ситуации». И, конечно же, вы должны обучать ребенка тем элементарным мерам предосторожности, которые помогут избежать насилия, не запугивая и не нагнетая страха.

Страх наказания Такая форма фобии у детей совсем необязательно говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допуская возражений или предъявляя завышенные требования. В атмосфере диктата в детской душе поселяется страх - не соответствовать родительским притязаниям, и, как следствие, возникает страх стать нелюбимым, страх быть отвергнутым родителями. А ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ Возраст: 0 – 6 месяцев; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки. Возраст 7 – 12 месяцев; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией. Возраст 1 – 2 года; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями. Возраст 2 – 2,5 года; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.). Возраст 2 – 3 года; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, умывальник и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников. Возраст 6 – 7 лет; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночества (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие. Возраст 7 – 8 лет; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни; физическое наказание и непринятие в школе. Возраст 8 – 9 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря. Возраст 9 – 11 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.) Возраст 11 – 13 лет; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.

Как же помочь маленькому трусишке? Среди способов и приемов, направленных на преодоление детских страхов, в последние годы в нашу педагогику и психотерапию все более активно проникают игровые методы. В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. При проигрывании ситуаций страхов, которые тревожат ребенка, он освобождается от заблокированных негативных переживаний - в этом и состоит психотерапевтический эффект. Очень полезно, чтобы в играх, направленных на преодоление детских страхов, реальность сочеталась с вымыслом, причем с упором на положительные модели поведения. Игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность. Только не превращайте игру в унылую обязанность (не настаивайте на игре, если ребенок не хочет). Пусть ребенок с нетерпением ждет следующей игры. Поскольку страхи бывают самые разные, то, естественно, и тактика родительских действий тоже должна быть разной. Предлагайте ребенку различные варианты игр, в которых он будет «проигрывать» и преодолевать свои страхи.

Более подробно вы можете ознакомиться с различными играми в книге А.И. Захарова: «Как помочь нашим детям избавиться от страха?»

Пробуйте – и вы убедитесь, что игрой можно достичь гораздо большего, чем нравоучениями.





Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top