Социальное действие по М. Веберу

  Социальное действие по М. Веберу

Понятие и классификация действий человека - предмет изучения, в первую очередь психологии и социологии. Действие - это элемент деятельности . Оно, в свою очередь, состоит из движений. Однако бездействие - это тоже действие. Например, если вы никак не отреагировали на чей-то поступок, это тоже вид реакции, а реакция - это ответное действие. Казалось бы, при таком несложном определении, классификация действий не должна представлять из себя что-то сложное, но это не так. Для обществознания, как науки о человеке и обществе, важны и психологическая классификация действий, и социологическая. А вот они как раз практически не пересекаются.

Психологическая классификация действий.

Эта классификация попроще. Любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:

  1. Инстинктивные действия. Они заложены генетически и практически не имеют отношения к сознательной деятельности , например, хватательный и сосательный импульсы у новорожденного. Однако они могут повлиять на сознательные действия, например, инстинкт самосохранения или инстинкт размножения может вызвать цепочку осознанных действий.
  2. Рефлекторные действия. Также не имеют отношения к сознательной деятельности и больше представляют интерес для биологии. Все знают, что чихание - это ответная реакция на раздражение носовой полости, не контролируемая человеком осознанно; но это не имеет ценности для обществознания.
  3. Импульсивные действия. Они бывают двух типов - бессознательного и частично-сознательного характера. Пример: испугавшись чего-либо (нестандартный раздражитель), человек может отреагировать возгласом, восклицанием в виде междометия, или же нецензурно охарактеризовать (причем иногда - очень детально) причину своего испуга. Второй вариант - это реакция частично осознанного характера; примеры приводить не буду по причине цензуры, но вы уже и так мысленно себе их нарисовали.
  4. Волевые действия. Это действия полностью осознанны , основные действия, изучаемые науками об обществе. Примеров море: от «почистить зубы» до «перевести старушку через дорогу». Интересен тот факт, что волевые действия могут переходить в импульсивные. Например, вы долго слушали как на вас кричит начальник, сдерживались (волевое действие), а потом не выдержали и сказали все, что о нем думаете (импульсивное).

Социологическая классификация действий.

В социологической классификации действий ключевое понятие - социальное действие. Социальное действие - это действие человека или группы людей, которое ориентируется на другого человека (или группу людей). Проще говоря, это действие имеет какое-нибудь отношение к действию других людей. Решение выйти на митинг с какой-то группой - это социальное действие, которое имеет связь с их решением организовать митинг.

Наибольший интерес для обществознания представляют классификации действия немецкого социолога Макса Вебера и немецкого социолога-философа Юргена Хабермаса.

Классификация по Веберу.

Макс Вебер был первым, кто разработал классификацию социальных действий. За основу он взял степень осознанности поведения человека и выделил четыре вида социальных действий:

  1. Целерациональное действие. В основе этого действия лежит заранее поставленная и продуманная цель. Ключевой момент - ожидание, ожидание какого-то конкретного поведения людей или объектов, на которые и направленно это действие. То есть задать вопрос на интернет-форуме - это целенаправленное действие.
  2. Ценностно-рациональное действие. Действие, основанное на вере в какую-либо ценность - моральную, религиозную, эстетическую и т.д. При этом момент ожидания здесь не является ключевым или отсутствует вообще. Вы ведь не ожидаете чего-то особенного, кроме благодарности от старушки, которой помогли перейти через дорогу, верно?
  3. Аффективное действие (эмоциональное действие). То же, что и импульсивное действие с частично-осознанным характером в психологии. Подробнее - смотреть выше.
  4. Традиционное действие. То же, что и бессознательное импульсивное действие в психологии, иногда также - инстинктивное действие.

В понятии социального действия Вебер обозначил два типа мотивации :

  • субъективная мотивация (личная мотивация конкретного человека или группы);
  • ориентация на поведение (ожидание реакции другого человека или группы).

Классификация по Ха бермасу.

Юрген Хабермас изучил классификацию Вебера, переосмыслил ее и обозначил четыре своих типа социальных действий.

  1. Стратегическое действие. Личные или эгоистические действия с субъективной мотивацией. Эгоистические, в данном случае, не означает негативные по отношению к другим, так как эти действия могут не иметь отношения к другим членам общества. Например, желание сделать себе утром кофе, чтобы привести мысли в порядок, не делает вас эгоистом.
  2. Нормативное действие. Действие, опирающиеся на систему правил и ценностей , действующих в каком-то конкретном сообществе. По сути - то же, что и ценностно-рациональное действие у Макса Вебера.
  3. Драматургическое действие. Главная цель этого действия - самовыражение, раскрытие своей индивидуальности, самопрезентация, то есть, попросту говоря, - это создание собственного имиджа или авторитета. Когда утром девушка открывает шкаф и начинает выбирать платье, подбирая под него сумочку и обувь - это драматургическое действие. Такой тип действия направлен на других членов общества и имеет момент ожидания.
  4. Коммуникативное действие. Это совместное действие двух и более субъектов, направленное на достижение какой-либо общей цели. К коммуникативным действиям относятся и обычное общение , и работа целого предприятия. Главный инструмент этого действия - язык и речь.

Социальное действие является системой поступков, направленных на изменение действий, поступков, мнения или взглядов другого человека или социальной группы.

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них.

Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

3) наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя:

1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

2) объект – цель, на которую направлено действие;

3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Любое социальное действие имеет свой механизм совершения.

Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

1) социально-экономические. В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

3) оптимизация жизненного цикла. В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.

Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

Некоторые исследователи отождествляют социальное действие с социальным взаимодействием. Так, Ю.Е. Волков считает, что социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Такое утверждение является неверным. Социальное действие предполагает социальное взаимодействие, но оно может быть и односторонним, т. е. остаться без ответного действия. Например, человек, попавший в беду и зовущий на помощь других людей, надеется, что он будет услышан, и ему помогут, т. е. ждет взаимодействия. Но он может быть не услышан, и его социальное действие останется односторонним актом.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй – М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1) целерациональное – это осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;

2) ценностно-рациональное – это действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);

3) традиционное – это действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо перестанавливать свои ноги. Мышление подключается лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;

4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.

Т. Парсонс предложил свою «общую систему человеческого действия», которая включает в себя «социальную систему», «систему личности», «систему культуры». Каждая из перечисленных подсистем имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система – сохранения и воспроизводства образов: личностная система – исполнение целедостиженческих функций.

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П.Л. Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действия, а так же новейшие научно-технические достижения и реальные изменения произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.

17. В чем суть социального взаимодействия?

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более акторами. Социальное взаимодействие – одно из ключевых понятий в социологической теории, так как все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других – «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли такие ученые-социологи как М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества как осознанность, рациональность и ориентированность на других.

По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х годов XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.

Дальнейшее развитие теория социального взаимодействия и интерпретация через концепцию социального обмена получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Понятие «социальное действие (деятельность)»свойственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие - проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса. Живя в обществе подобных себе, соответственно имеющих свои интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В этом случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае - жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир, который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;

социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным, т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова являются социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, - судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:

субъект - актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;

ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор - это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;

совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;

система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции. Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии. Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию.

Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций - накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной.

Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других, их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься эти две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды:

материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);

познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);

ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;

художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);

спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Анализируемая теория представляет собой "ядро" социологии М. Вебера. По его мнению, социология должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы "клеточкой" социологии, ее "атомом", тем простейшим единством, которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению.

Вебер четко связывает предмет этой науки с изучением социального действия: "Социология... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие" [Вебер. 1990. С. 602]. Далее, правда, ученый утверждает, что "социология занимается отнюдь не одним "социальным действием", но оно являет собой (во всяком случае, для той социологии, которой мы здесь занимаемся) ее центральную проблему, конститутивную для нее как для науки" [Там же. С. 627].

Понятие "социальное действие" в трактовке Вебера производно от действия вообще, под которым понимается такое человеческое поведение, в процессе которого действующий индивид связывает с ним или, точнее, вкладывает в него субъективный смысл. Стало быть, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.

Вслед за этим суждением сразу же следует разъяснение того, что такое социальное действие: ""Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" [Там же. С. 603]. Значит, социальное действие не просто "самоориентировано", оно ориентировано, прежде всего, на других. Ориентацию на других Вебер называет "ожиданием", без которого действие не может считаться социальным. Здесь важно уточнить, кого следует относить к "другим". Конечно, это индивиды, но не только. Под "другими" понимаются "социально общие" структуры, такие как государство, право, организации, союзы и т.д., т.е. те, на кого может и реально ориентируется индивид в своих действиях, рассчитывая на их определенную реакцию по отношению к ним.

Всякое ли действие является социальным? Нет, утверждает Вебер и приводит ряд конкретных ситуаций, убеждающих читателя в справедливости его отрицательного ответа. Например, не является социальным действием молитва (поскольку она не рассчитана на ее восприятие другим человеком и его ответное действие). Если на улице идет дождь, приводит еще один пример "несоциального" действия Вебер, и люди одновременно раскрывают зонты, то это вовсе не означает, что индивиды ориентируют свои поступки на действия других людей, просто их поведение в равной мере вызвано потребностью спрятаться от дождя. Значит, нельзя считать социальным действие, если оно определяется ориентацией на какое-либо природное явление. Вебер не считает социальным и чисто подражательное действие, совершаемое индивидом в толпе как ее "атомом". Еще один образец "несоциального" действия, который он приводит, касается действия, ориентированного на ожидание определенного "поведения" со стороны не других индивидов, а вещественных предметов (явлений природы, машин и др.).

Понятно, следовательно, что социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы людей); б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет "ожиданием" и без чего действие не может рассматриваться как социальное. Его основным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их и иди видов. Они (коллективы, группы) представляют собой не самостоятельные реальности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов.

Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном. Целерациональное действие - это действие, в основе которого "лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели" [Вебер. 1990. С. 628]. Рациональное по отношению к цели, целерациональное действие - это действия: инженера, который строит мост, спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать военную победу. Во всех этих случаях целерациональное поведение определяется тем, что его субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения.

Ценностно-рациональное действие основано "на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет" [Там же. С. 628]. Рациональный по отношению к ценности, ценностно-рациональный поступок совершил, например, капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении, или немецкий социалист Ф. Лассаль, убитый на дуэли. Оба этих поступка оказались ценности о - рациональными не потому, что были направлены на достижение определенной, внешне фиксированной цели, а вследствие того, что покинуть тонущий корабль или не принять вызова на дуэль было бы бесчестием (ценностью здесь выступает честь). Субъект поступает рационально, идя на риск не ради достижения внешне фиксированного результата, а из верности собственному представлению о чести.

Аффективное действие - это действие, обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Как считает Вебер, эффективное действие "находится на границе и часто за пределом того, что "осмысленно", осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение" [Там же. С. 628]. Действие, поведение, поступок, которые Вебер называет аффективными, обусловлены исключительно душевным состоянием или настроением индивида. Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет. В этом случае поступок определяется не целью или системой ценностей, а эмоциональной реакцией субъекта в определенных обстоятельствах.

И наконец, традиционное действие - это действие, основанное на длительной привычке. Вебер пишет: "Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения..." [Там же. С. 628]. Традиционное поведение диктуется обычаями, верованиями, привычками, ставшими второй натурой. Субъект действия поступает по традиции, ему нет нужды ни ставить перед собой цель, ни определять ценности, ни испытывать эмоциональное возбуждение, он просто подчиняется укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам.

Рассматривая веберовские четыре типа действия, необходимо отметить, что последние два из них не являются в строгом смысле слова социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанным смыслом аффективного и традиционного поведения. Вебер говорит, что они находятся "на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо "осмысленно" ориентированным действием".

Приведенная классификация типов социального действия оказалась "сквозной" для всего творчества Вебера. Ее можно рассматривать применительно к анализу современности, а можно использовать для трактовки исторического процесса. Основным направлением последнего является рационализация социального действия. Вебер доказывает, что роль первого типа - целерационального действия - непрерывно усиливается. Это проявляется в рациональной организации хозяйства, управления, образа жизни в целом. Возрастает социальная роль науки, представляющей наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Все прежние, докапиталистические, типы обществ Вебер считает традиционными, поскольку в них отсутствует формально-рациональное начало. Его наличие связано с веберовским пониманием капитализма с тем, что поддается точному и строгому учету и исчерпывается количественной характеристикой.

Вместе с тем Вебер понимает, что его классификация типов поведения в определенной степени ограниченна и не исчерпывает всех вариантов и видов действия. В этой связи он пишет: "Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или - что встречается значительно чаще - из которых оно состоит" [Там же. С. 630].

Степень распространенности каждого из названных выше типов социального действия в эмпирической реальности ясна не в полной мере. Понятно, что целерациональный тип не является преобладающим, равно как и то, что традиционный встречается повсеместно и постоянно. Однако выявление соотношения, пропорций всех четырех типов между собой в конкретном обществе - задача социологического исследования. "Для нас доказательством их целесообразности, - как считает Вебер, - может служить только результат исследования" [Там же. С. 630].

Социальное действие

Социа́льное де́йствие - "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него" . Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер . Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков: нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) наличие знаковых механизмов регуляции. Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы: субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения. Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели - изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть (по Веберу):

1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели,

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционным; то есть основанным на длительной привычке. 1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени (об этом ниже). В ряде случаев этот тип приближается к типу № 2. 2. Чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому. 3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были. Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них - что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, - можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия. 4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально - тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели - без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» - просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждения. красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже в сущности лишь пограничный случай. 5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или - что встречается значительно чаще - из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.

Примечания

Литература

  • Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  • Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3.
  • Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.
  • Эфендиев "Общая социология"

Смотри также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальное действие" в других словарях:

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д.… … Философская энциклопедия

    См. Действие социальное. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М. Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а социальным поскольку по… … Новейший философский словарь

    Социальное действие - (см. Действие социальное) … Экология человека

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410) … Большая советская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ … Социология: Энциклопедия

    Социальное действие - поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированный на другого человека … Социология: словарь

    Социальное действие - ♦ (ENG social action) корпоративная деятельность в целях социальных перемен. Индивиды и церкви часто вовлекаются в С. д. в попытках сохранения справедливости, мира или чего то еще, что исходит из христианской благой вести … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ - (meaningful social action or meaningful action) см. Действие или деятельность, Интерпретация; Verstehen; Герменевтика; Интерпретативная социология … Большой толковый социологический словарь

    См. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top