Взносы на травматизм – это денежные средства, направленные через Фонд социального страхования сотруднику в качестве компенсации за вред здоровью, причиненный при выполнении их своих трудовых функций.
Работодатель обязан ежемесячно начислять их определенную сумму в отношении поступающих подчиненному трудовых доходов. На нее влияет множество факторов, в числе которых:
- наличие льготы по страховым взносам на травматизм;
- вид деятельности;
- утвержденные тарифы по страховым взносам на травматизм.
Несмотря на передачу основной части взносов налоговикам, в 2019 году курированием рассматриваемых отчислений продолжает заниматься ФСС. Поэтому некоторые изменения есть.
Напомним, что особенности и правила по отчислениям на травматизм регулирует Закон 1998-го года № 125-ФЗ.
Какой объект обложения
Рассматриваемые отчисления делают при условии, что с сотрудником заключен:
- трудовой контракт (всегда);
- гражданско-правовой договор (когда оговаривает такое условие).
Работодатель отчисляет с траховые взносы на травматизм в 2019 году независимо от наличия или отсутствия у подчиненных гражданства нашей страны.
В рамках рассматриваемых отношений страховщиком выступает Фонд соцстраха, а страхователем:
- юридические лица (независимо от типа собственности);
- владелец собственного бизнеса;
- физическое лицо, подписавшее трудовое соглашение с другим человеком.
Отчисления в ФСС по травмам идут с разных видов поступлений: зарплат, надбавок, премий, компенсаций за невостребованный отпуск, а также при выдаче зарплаты продукцией. Исключение из объект обложения по травмам составляют:
- государственные пособия;
- выплаты, положенные при ликвидации предприятия или сокращении персонала;
- средства, получаемые за трудовую деятельность в особо тяжелых или опасных для здоровья условиях;
- материальная помощь, оказываемая при возникновении форс-мажора;
- плата за прохождение обучения или курсов повышения квалификации и др.
Какие тарифы по страховым взносам на травматизм
Ставка на страхование сотрудников от несчастных случаев и профессиональных недугов, связанных с производственной деятельностью, установлена в диапазоне 0,2 – 8,5%. Она возрастает пропорционально повышению степени риска, к которому отнесена основная деятельность предприятия. Все эти параметры установлены законодательством.
Всего есть 32 тарифа, сформированных с учетом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ 2005-го года). Они характеризуют разные степени риска и соответствующий процент взносов. Тарифы по страховым взносам на травматизм, действующие в 2019 году, представлены ниже в таблице (в %).
Определить класс, к которому относится деятельность предприятия, можно по 2-м нормативным документам:
- ОКВЭД;
- Классификации видов деятельности по риску (утв. приказом Минтруда № 625-н).
Эти сведения отражают в регистрационных документах, получаемых при обращении в ФСС.
Сколько перечислять
Работодатели должны ежемесячно рассчитывать страховые взносы на травматизм в 2019 году , учитывая начисления за прошедшие 30 (31) дней. Делать это можно по формуле:
ВЗНОСЫ = Б х ТАРИФ Где:
Б – база по взносам на травмы. Это размер полученных сотрудником денежных средств, на основании которых идет расчет искомой величины. Законодательство не предусматривает для нее ограничений по сумме. Расчет производят так:
Б = Выплаты тд/гпд – Выплаты н/о Где:
Выплаты тд/гпд – денежные средства, выплаченные физлицу согласно трудовому (гражданско-правовому) договору.
Выплаты н/о – необлагаемые взносами выплаты.
На заметку: когда расчет с человеком ведут в натуральной форме, взносы начисляют на денежную сумму, указанную в договоре. НДС и акцизы тоже учитывают.
ПРИМЕР
Турагентство «Престиж» предлагает отдыхающим экскурсионные билеты, а также места для проживания и транспортные средства. ОКВЭД – 63.30.2. В феврале 2019 года сотрудникам была начислена зарплата в общей сумме – 3 млн 500 тыс. руб., в том числе материальная помощь 32 тыс. руб. Определить размер страховых взносов в ФСС.
Читайте также Страховые взносы при реорганизации в форме преобразования
- Рассчитаем базу для начисления взносов:
Б = 3 500 000-32 000 = 3 468 000 руб.
- Согласно Классификации видов деятельности по риску, турагентство «Престиж» отнесено к I классу профессионального риска, которому соответствует тариф 0,2%. В итоге, отчисления по травмам равны:
ВЗНОСЫ = 3 468 000 х 0,2 = 6936 руб.
ФСС делает надбавки или скидки для некоторых предприятий. Поэтому размер итоговых взносов может быть дополнительно увеличен либо снижен.
Новые данные для скидок и надбавок в 2019 году
Работодатели вносят взносы «на травматизм» в соответствии со страховыми тарифами. Однако к тарифу может быть применена скидка или надбавка (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Размер скидки (надбавки) определяется по формуле, в которой участвуют три показателя:
- Соотношение расходов ФСС на выплату обеспечений по всем страховым случаям у страхователя и общей суммы начисленных взносов;
- Количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;
- Количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай (исключая случаи со смертельным исходом).
Средние значения данных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год утверждены постановлением ФСС РФ от 31.05.17 № 67. Например, для торговли розничной пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах указанные значения равны 0,07, 0,46 и 48.67 соответственно.
Какие есть льготы по страховым взносам на травматизм
Организации, которые своевременно отчисляют взносы в ФСС и не допускают несчастных случаев или возникновение профессиональных недугов, могут претендовать на получение скидки по взносам на травмы.
Заметим, что получить льготу на 2019-й год уже невозможно, так как заявление нужно было подавать до 1 ноября 2017 года. Но она будет действовать и в дальнейшем.
Размер скидки зависит от разных факторов: количества травм на 1000 сотрудников, дней нетрудоспособности при одном случае получения травмы и др. Ее максимальная величина – 40%.
При начислении взносов по работникам-инвалидам I, II, III групп скидка вырастает до 60%. Документального подтверждения прав на ее получение закон не требует.
ПРИМЕР
ООО «Империал-Строй» предлагает услуги в области инженерно-технического проектирования (ОКВЭД 74.20). Предприятию была предоставлена скидка по взносам в ФСС – 25%. В марте 2019 года компания начислила сотрудникам зарплату в размере 320 000 руб., а также инвалидам I и II групп – 73 000 руб. Определить величину взносов.
Деятельность компании ООО «Империал-Строй» относится к I классу профессионального риска, для которого установлен тариф 0,2%. Учитывая скидку 25%, ставка понизится до 0,15% (0,2 – 0,2 × 25%).
Взносы на страхование по несчастным случаям составят:
- для основных сотрудников ООО:
320 000 × 0,15% = 480 руб.
- для работников-инвалидов (0,2 – 0,2 × 60% = 0,08%):
73 000 × 0,08% = 58,4 руб.
- общая величина:
480 + 58,4 = 538,4 руб.
Бухгалтер компании «Империал-Строй» должен начислить за март взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 538,4 руб.
Итак, то, о чем последнее время много говорили, свершилось: администрирование обязательных страховых взносов отобрали у фондов и передали в ведение ФНС. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" подписан Президентом РФ и опубликован 4 июля 2016 г.
Однако взносы единым налогом все-таки не стали, оставшись взносами. В этой статье мы расскажем вам, что же ожидает страхователей в 2017 году.
Какие именно взносы передаются в ведение ФНС:
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы на обязательное медицинское страхование.Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний администрировать по-прежнему будет ФСС РФ.
Какие нормативные документы меняются:
Прежде всего, большие изменения претерпел Налоговый кодекс. В часть первую везде к налогам и сборам приписали «страховые взносы», некоторые статьи переписали. Во второй части добавился новый раздел «РАЗДЕЛ XI. Страховые взносы в Российской Федерации» и в нем новая глава 34 «Страховые взносы».Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» полностью утрачивает силу с 1 января 2017 года.
Изменения также внесены в следующие нормативные акты:
- Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (добавлены функции администрирования страховых взносов);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (закон почти полностью переписан, туда добавлены практически все нормы, содержавшиеся в законе 212-ФЗ);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (внесены изменения в статьи 15.5, 15.8, 15.9, 15.33, 15.33.1);
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
- и другие.
Что меняется для плательщиков-работодателей по исчислению взносов:
База для расчета взносов, льготы и тарифы остаются прежними. Практически все нормы закона 212-ФЗ перекочевали в новую главу 34, включая установление предельной величины базы для начисления страховых взносов. Но есть пара нововведений, связанных с тем, что некоторые налоговые нормы распространили на взносы.При выплате дохода в натуральной форме база для исчисления страховых взносов будет определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном статье 105.3 НК. При этом НДС включается в стоимость товаров (работ, услуг).
В необлагаемых взносами доходах появился лимит по суточным, аналогичный лимиту по НДФЛ. Т.е. суточные будут облагаться взносами, если превышают 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России.
Порядок расчета взносов остается прежним, сроки уплаты тоже не меняются.
Что будет с расходами по социальному страхованию в регионах, не присоединившихся к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам пособий:
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по-прежнему может быть уменьшена на сумму произведенных расходов на выплату пособий.Данные о расходах на пособия, если они будут указаны в отчетности, будут передаваться ИФНС в органы ФСС. На основании этих данных ФСС будет проводить камеральные и выездные проверки (выездные только раз в три года, как и раньше). В случае, если ФСС не подтверждает указанные расходы, фонд в течение трех дней направляет страхователю решение о непринятии к зачету расходов и копия этого решения уходит в ИФНС.
Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов ФСС подтверждает ИФНС расходы и налоговая инспекция либо производит зачет в счет следующих периодов, либо возвращает переплату страхователю.
Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ИФНС и отделение ФСС.
В принятом законе указано, что пункт 2 статьи 431 (дающий право уменьшать взносы по соц.страхованию на расходы), действует до 31 декабря 2018 года. К этому сроку планируется перевести все регионы на прямые выплаты пособий из ФСС.
Что будет с отчетностью:
Отчетность по страховым взносам, за исключением взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, будет представляться каждый квартал в налоговые органы не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Плательщики взносов со среднесписочной численностью свыше 25 человек, обязаны представлять расчет только в электронном виде через ТКС.Обратите внимание на появление в кодексе абсолютно нового повода для непринятия расчетов:
«В случае, если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.»В Пенсионный фонд данные о стаже застрахованных лиц будут передаваться раз в год - в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (за исключением некоторых ситуаций).
Ежемесячная отчетность в виде СЗВ-М сохраняется, ее все так же надо будет представлять в отделения Пенсионного фонда, однако изменился срок сдачи - вместо 10 числа стало 15 число месяца, следующего за отчетным.
Однако в части персонифицированной отчетности еще могут быть изменения, поскольку в Госдуме лежит законопроект, который был подготовлен Минтрудом до внесения на рассмотрение депутатам проекта передачи администрирования взносов ФНС. В этом проекте, кроме замены карточек СНИЛС на электронный вариант, значится и ежемесячная отчетность в виде РСВ-1 в Пенсионный фонд. Эту ежемесячную отчетность министерство и ПФ уже несколько лет пытаются ввести, поэтому не исключен вариант, что они таки добьются своего.
Останется отчетность в ФСС , в урезанном виде, только по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Срок ее представления не меняется.
Что будет с фиксированными взносами самозанятых лиц:
Принципиальных изменений в расчете и уплате фиксированных взносов не произошло. Текст в статьях 430 и 432 Налогового кодекса практически полностью переписан из закона 212-ФЗ. Но есть и нововведения, в том числе и приятные. Индивидуальным предпринимателям, не подавшим налоговые декларации, не будет угрожать начисление фиксированных взносов в максимальном размере. Эта норма не перенесена в НК. Зато появилась новая - если предприниматель не уплатил положенные взносы, но отчетность сдал, налоговая сама определит задолженность по взносам по данным налоговых деклараций (или имеющихся патентов).Изменяется дата подачи расчетов по фиксированным взносам у глав крестьянско-фермерских хозяйств - отчетность представляется не позднее 30 января (вместо последнего дня февраля). Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные самозанятые лица никакой отчетности по своим взносам по-прежнему сдавать не будут.
Изменения по обособленным подразделениям:
Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности. Требование к наличию отдельного баланса у обособок для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты взносов убрано. Обязанность платить взносы и представлять отчетность по месту нахождения обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц. Это же касается и постановки на учет в ФСС.Организация обязана сообщать о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями. Об обособленных подразделениях, наделенных такими полномочиями до 1 января 2017 года, сообщать не надо.
Что будет с периодами до 2017 года:
Отчетность за 2016 год будет представляться по старым правилам и формам, т.е. в ФСС и Пенсионный фонд.Контроль за правильностью исчислений взносов за периоды до 1 января 2017 года остается за фондами, однако взыскивать доначисления они уже не смогут (за некоторыми исключениями). Все данные по имеющимся недоимкам будут переданы в налоговые органы. Информация о вновь выявленных в ходе проверок недоимках так же будет передаваться в ФНС для взыскания
Так же не смогут фонды и возвращать (зачитывать) переплаты. Решение о возврате (зачете) будут выносить они, но передаваться это решение будет в налоговые органы.
На что еще обратить внимание:
Срок хранения документов для исчисления взносов составляет 6 лет.Возврат и зачет сумм излишне уплаченных страховых пенсионных взносов не производится в случае, если по сообщению Пенсионного фонда сведения о сумме этих излишне уплаченных страховых представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Неясности нового закона:
Как всегда, масштабные законы, написанные второпях, содержат в себе много неожиданностей, а местами и банальные опечатки.Так, в статье 432 НК о порядке расчета фиксированных взносов ИП, приведена ссылка на статью 429 (о тарифах взносов для летчиков) вместо статьи 430.
Одна из главных неясностей поправок - получили ли налоговые органы право блокировать расчетные счета за непредставление расчетов по страховым взносам. В статье 76 внесенные поправки плохо состыковываются друг с другом: с одной стороны, в пункт 11 добавлены плательщики страховых взносов, но они не добавлены в пункт 3, а именно пункт 3 дает право налоговикам блокировать счета за несдачу отчетности.
Возможные проблемы в начале применения:
При первом же прочтении законов создается впечатление, что фонды и налоговая будут беспрерывно обмениваться друг с другом информацией. Однако, ни для кого не секрет, как плохо налажен у нас межведомственный обмен информацией. И в начале 2017 года скорее всего нам грозит большое количество накладок в части подтверждения расходов по пособиям, не говоря уже о передаче данных о переплате или недоимке взносов.Волнует и своевременность принятия новых форм отчетности, а так же утверждения новых КБК.
Но точно можно сказать - без работы бухгалтерия по-прежнему не останется.
Добрый день, уважаемые ИП!
Еще в самом начале ведения этого блога написал небольшую статью о том, какие ИП могут временно не платить обязательные страховые взносы
Временно могут быть освобождены от уплаты взносов следующие категории:
- Прохождения ими военной службы по призыву;
- Ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- Ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- Проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- Проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- За периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
Как видите, ИП-инвалидов здесь нет. Но комментарии с таким вопросом появлялись на блоге довольно часто…
И вот читаю новое письмо МинФина от 25 мая 2017 г. N 03-15-09/32244, в котором дается позиция Министерства Финансов по этому частому вопросу, который задается снова и снова.
Не буду приводить письмо полностью, процитирую только самые важные абзацы:
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности , готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода.
Кроме того, отмена обязанности индивидуальных предпринимателей — инвалидов по уплате страховых взносов может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц , что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.
Учитывая изложенное, предложение об освобождении индивидуальных предпринимателей, получающих пенсию по инвалидности, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не поддерживается.
Если совсем кратко, то позиция МинФина по ИП-инвалидам такова:
- Человек берет все риски на себя, приобретая статус ИП;
- ИП обязан платить все налоги и взносы, так как это он решил стать ИП, а не государство (заявительный характер);
- Данная льгота может привести к злоупотреблениям. То есть, начнут массово появляться случаи, когда бизнес будут регистрировать на инвалидов (фактически на подставных лиц), что может нанести им еще больший вред.
- ИП, будучи инвалидом, все равно должен платить страховые взносы, пока он не снимется с регистрации в качестве ИП (пока не закроет ИП).
Кстати говоря, ровно такие-же опасения постоянно возникают у МинФина по отношению к ИП-пенсионерам, о которых писал вот здесь:
С уважением, Дмитрий.
Я создал этот сайт для всех, кто хочет открыть свое дело в качестве ИП, но не знает с чего начать. И постараюсь рассказать о сложных вещах максимально простым и понятным языком.
Валентин
Здравствуйте, Дмитрий.
Изучив предоставленную Вами в статьях информацию о категориях граждан, которые временно могут быть освобождены от уплаты взносов согласно ст.430НК, пункт 7, и поскольку, как я понял — подпадаю под одну из представленных категорий граждан по п.3 «период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности» направился в свою ФНС (№16) по Московской области выяснять этот вопрос. В итоге там ответили, что с началом 2017г. это положение, почему то, не рассматривается. Подскажите пожалуйста, действительна ли на сегодняшний день (июнь 2017г.) эта статья 430НК, п.7 для региона Московская область, куда и с чем мне в таком случае мне обратиться?
С Уважением,
Валентин
Под инвалидом принято понимать лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Установлением инвалидности занимаются специальные федеральные учреждения — бюро медико-социальной экспертизы.
Как принять на работу сотрудника-инвалида
Компании принимают инвалидов к себе на работу в добровольном порядке, однако для некоторых организаций прием таких лиц к себе в штат обязателен в пределах установленной для них квоты.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Таким образом, государство гарантирует инвалидам право на трудоустройство. Например, в г. Москве и Московской области квота для приема на работу инвалидов составляет 2 — 4% среднесписочной численности работников. Дифференциация в процентах зависит от средней численности работников.
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты работодателя могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в размере от 5000 до 10 000 руб.
Условия труда инвалидов следующие:
- Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ). Ограничения по продолжительности ежедневной работы (смены) для инвалидов устанавливается в медицинском заключении, например в индивидуальной программе реабилитации (ст. 94 ТК РФ).
- Работника-инвалида можно привлечь к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни и ночное время только с его согласия и при условии, что такие работы ему не запрещены по состоянию здоровья. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в неурочное время. Согласие работника необходимо также получить в письменной форме. Никаких особенностей в оплате за сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные дни и ночное время не предусмотрено.
- Инвалидам предоставляется удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, он составляет не менее 30 календарных дней. Лица, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- Работникам-инвалидам по семейным обстоятельствам или иным уважительным причинам на основании письменного заявления работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).
Нарушение прав работников-инвалидов влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).
Страховые взносы с заработной платы сотрудников-инвалидов
В соответствии со ст. 427 НК РФ в 2017 г. пониженный тариф для организаций, где работают инвалиды, не предусмотрен. Тарифы страховых взносов установлены ст. 426 НК РФ и составляют:
- 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2017 г. - 876 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255, п. 3 ст. 421 НК РФ);
2) в ФСС РФ — 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ по нетрудоспособности и материнству составляет 755 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление Правительства РФ № 1255). Свыше этой величины страховые взносы в ФСС РФ не уплачиваются (п. 3 ст. 421 НК РФ);
3) в ФФОМС — 5,1%. Данные взносы организация обязана уплачивать со всей суммы вознаграждения, поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФФОМС на 2017 г. не утверждена.
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
В ПФР, ФСС, ФОМС РФ? Подлежит ли информация об инвалидах отражению в форме-4 ФСС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2015 года отменены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы. К выплатам и вознаграждениям, начисленным в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов - 30%.
Для организаций и ИП, оплачивающих труд работников, являющихся инвалидами I, II и III группы, страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона N 179-ФЗ.
Отметим, что законодательные акты РФ не обязывают работника сообщать работодателю о факте своей инвалидности и предоставлять подтверждающие этот факт документы. Если о своей инвалидности сотрудник не сообщал, то при расчете взносов на НС и ПЗ применяется общий тариф без 60% "скидки".
Информация о сотрудниках-инвалидах подлежит отражению в форме-4 ФСС.
Обоснование вывода:
1. Страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС РФ
Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).Согласно части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу, в том числе инвалиду, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в рамках трудового договора является объектом обложения страховыми взносами.
Тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ. Однако в период 2012-2017 годов при выборе тарифов нужно руководствоваться ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, из которой следует, что, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ (пониженные тарифы - ст. 58 и ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ), страховые взносы в 2015-2017 годах уплачиваются по тарифам, установленным ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, а именно:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации:
22,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
10,0% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ на переходный период 2011-2027 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Здесь обращаем Ваше внимание, что в данной статье перечислены все категории плательщиков страховых взносов, имеющих право на льготу в настоящее время или имевшие ее ранее (например только в 2011 году). То есть наличие того или иного страхователя в списке плательщиков страховых взносов, установленном данной статьей, еще не означает право указанного страхователя на применение льгот в течение всего периода 2011-2027 годов. Упоминание страхователя в ст. 58 Закона N 212-ФЗ говорит только о том, что этот страхователь имел или имеет право на применение пониженного тарифа либо в течение всего указанного периода (с 2011 года по 2027 год), либо в течение некоторого времени, приходящегося на этот период (например в течение 2012-2013 годов).
В частности, в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены льготы для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.
Для данных категорий страхователей пониженные тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Тарифы, определенные данной нормой, действовали только в течение 2012-2014 годов (что следует из прямого прочтения рассматриваемой нормы).
Право на применение пониженных тарифов страховых взносов категориями страхователей, поименованных в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в 2015 и последующих годах на сегодняшний день действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в 2015 году в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов, совокупный размер которых составляет 30% (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).
Страховые взносы от НС и ПЗ
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Федеральный закон N 179-ФЗ) для организаций любых организационно-правовых форм, оплачивающих труд работников, являющихся инвалидами I, II и III группы, установлено, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ) уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона N 179-ФЗ.В силу ст. 1 Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон N 401-ФЗ) в 2015 году применяются тот же порядок и те же тарифы страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 179-ФЗ.
Кроме того, в 2015 году указанный порядок применения тарифов взносов на НС и ПЗ (60% от размера страхового тарифа) распространяется не только на организации (юридические лица), но также и на ИП, производящие выплаты и вознаграждения инвалидам I, II или III группы (ст. 2 Закона N 401-ФЗ).
В отношении возможности применения пониженных тарифов к выплатам в пользу инвалидов плательщиками страховых взносов, исчисляемых на основании Закона N 212-ФЗ, уполномоченные органы поясняли, что право на применение пониженных тарифов возникает с 1-го числа месяца, в котором работником получена инвалидность, и утрачивается с 1-го числа месяца, в котором работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности. Смотрите п. 4 Информационного сообщения ФСС РФ от 03.02.2011, письмо Минздравсоцразвития России от 22.06.2010 N 1977-19, письма ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, от 01.12.2010 N 02-03-10/08-12891. Полагаем, что указанная логика применима и к взносам от НС и ПЗ.
Основанием для применения пониженного тарифа взносов от НС и ПЗ в отношении выплат и вознаграждений, которые выплачиваются инвалидам I, II и III группы, на наш взгляд, может являться справка, выдаваемая по результатам проведенной медико-социальной экспертизы.
В справке указывается группа инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо указываются группа инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства от 20.02.2006 N 95).
Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
При этом следует отметить, что ни ТК РФ, ни Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не обязывают работника сообщать работодателю о факте своей инвалидности и предоставлять подтверждающие этот факт документы.
Форма 4-ФСС
Информация о сотрудниках-инвалидах подлежит отражению в форме-4 ФСС (форма и порядок ее заполнения (далее - Порядок заполнения формы 4-ФСС) утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2013 N 107н). А именно:Сведения о среднесписочной численности работающих инвалидов подлежат отражению на титульном листе формы 4-ФСС;
Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II, III группы, указываются в строке 5 таблицы 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов" формы 4-ФСС;
Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II, III группы, также подлежат отражению в графе 4 таблицы 6 формы 4-ФСС.
Кроме того, форма-4 ФСС содержит таблицу 3.1 "Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ". Данная таблица заполняется плательщиками, применяющими пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, в случае, если указанный тариф ниже основного тарифа, установленного для данных плательщиков (п. 11 Порядка заполнения формы 4-ФСС).
Так как с 1 января 2015 года к выплатам и вознаграждениям, начисленным в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов, данная таблица, начиная с отчетности за I квартал 2015 года, страхователями, которые производят выплаты инвалидам, заполняться не должна.