Страхи психопатологические варианты страхов у детей. Синдром страхов в раннем детском возрасте

Страхи психопатологические варианты страхов у детей. Синдром страхов в раннем детском возрасте

Синдром уходов из дома и бродяжничества наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и выражается в повторяющихся уходах из дома, из дошкольных и школьных учреждений, из интернатов и сопровождается бродяжничеством. Выделяют несколько причин уходов из дома и бродяжничества.

К первой группе синдрома уходов из дома и бродяжничества относятся реактивные состояния, состояния эмансипации, сенсорной жажды.

Ко второй группе уходов из дому и бродяжничества относятся безмотивные случаи, наблюдающиеся у больных шизофренией и эпилепсией.

В ряде случаев уходы из дома связаны с сугубо психическими заболеваниями типа шизофрении и эпилепсии, при которых больные не знают причин уходов и объяснить их не могут, так называемые «беспричинные» или безмотивные уходы.

Независимо от характера первых уходов, за исключением варианта «безмотивных», сформированный синдром уходов выражается в более или менее стойком стремлении к бродяжничеству, при котором дети уходят одни, лишь на короткое время, вступая в случайные, иногда вынужденные контакты.

Синдром уходов из дому и бродяжничество нередко возникает у детей и подростков на фоне задержанного интеллектуального развития. Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей ролью изменений элементарной аффективности, тесно связанной с влечениями, происхождение синдрома уходов и бродяжничества рассматривается как выражение аффективного уровня нервно психического реагирования, относительно близкого, к психомоторному уровню.

4. Синдром страхов

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

Навязчивые страхи;

Страхи со сверхценным содержанием;

Недифференцированные, бессодержательные страхи;

Страхи бредового характера;

Ночные страхи.

5. Синдром патологического фантазирования

Патологическое фантазирование встречается как у детей, так и у подростков, в связи с чем оно не может быть отнесено к проявлению какого либо одного уровня нервно психического реагирования.

В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка, патологические фантазии характеризуются необычайной стойкостью, малой подвижностью, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушением поведения и явлениями дезадаптации. Возникновение патологического фантазирования можно наблюдать уже у детей 3-5 летнего возраста. В этих случаях оно выражается в виде своеобразной, необычной для здоровых детей игровой деятельностью, которая в зависимости от характера заболевания, особенностей личности ребенка и среды, в которой он растет, может проявляться в разных формах.

Наиболее распространенной формой патологического фантазирования является перевоплощение. При этом ребенок перевоплощается в тот или иной образ. В этом случае резко меняется поведение ребенка в соответствии с его представлениями об облике и образе жизни данного существа. Игровое перевоплощение может наблюдаться также при психогенных расстройствах.

Другой формой патологической игровой деятельности представляют однообразные, стереотипные игры, имеющие сверхценный характер . Эта форма нарушения может наблюдаться у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников и характеризуется однообразными действиями с различными предметами, нередко не имеющими игрового значения: открывают и закрывают краны, стучат крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки, раскладывают на полу веревочки и провода. Стереотипные игры наблюдаются при вялотекущей шизофрении и при синдроме раннего детского аутизма.

Страх – это сильная эмоциональная реакция на воздействие окружающей среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема его восприятия обусловлена богатым детским воображением.

В определенные периоды развития страхи могут быть вариантом нормального психического развития . Такие проявления страха, как крик, плач в сочетании с дрожью тела, учащения сердцебиения, задержки дыхания, расширения глазных щелей, изменение черт лица, отмечаются уже в первые месяцы жизни и могут быть вызваны громкими резкими звуками, приближением крупных предметов. В 2-3 месяца жизни подобные реакции могут отмечаться в новой обстановке и в отсутствии матери. В 7 месяцев жизни отмечаются максимальные проявления страха в отсутствии матери. Опыт потери связи с окружающим миром, воплощенном в лице матери, переживается как беспокойство при разлуке с ней. Если же имеет место в этом возрасте частое перенапряжение эмоциональной сферы в связи с непредсказуемым поведением матери или длительным ожиданием ее возвращения, происходит развитие тревожного типа реакций, которые являются предпосылкой для развития страхов одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом. Также страхи в раннем возрасте подразделяются на:

– примитивную реактивность – в первые месяцы;

– страх разлуки с матерью – в 7 месяцев;

– страх чужих – в 7-8 месяцев;

– страх определенных событий и объектов – старше года.

Некоторые формы страха носят патологический характер , являясь предпосылками развития психических расстройств, что требует обращения к детскому психологу или психиатру. На патологический характер страха указывают его:

– крайняя степень выраженности (ужас, шок, потрясение), ее несоответствие реальной угрозе;

– затяжное трудно обратимое течение;

– непроизвольность (полное отсутствия контроля со стороны сознания);

– неблагоприятное воздействие на личность, социализацию.

В отдельных случаях страх может быть проявлением нервно-психического расстройства , что требует незамедлительного обращения к детскому психиатру.

Например, при раннем шизофреническом процессе, в основе страхов лежат галлюцинаторные явления. Их содержание не связано с образами реального мира и отражает расстройство мышления. Чаще галлюцинации появляются в момент засыпания или при пробуждении. При этом дети уединяются, не ищут помощи. О переживании страха можно судить по выражению лица, оборонительным действиям (кого-то гонит, прячется под кровать).

У младенцев из группы высокого риска по шизофрении были описаны частые страхи прикосновения и связанные с ними страхи стрижки ногтей, волос, душа, купания, воды. У них же в возрасте старше 1 года отмечались нелепые по содержанию страх новых предметов и страх хорошо знакомых – кроватки, горшка, цветка, ковра, маленьких детей, колеса, своих ручек, шума ветра, воды в трубах. С возраста 2 лет отмечались страхи закрытых или открытых дверей, «страшного волка» (прячется за ковром), электрички (заедет в дом), дивана (засосет, когда уснешь), куклы (мишка задушит). По степени выраженности страхи в ряде случаев могли достигать реакции паники с нарушением сознания и бурными протестными и защитными действиями. Страхи, основанные на бредовых переживаниях, можно заподозрить в случаях ярко выраженного неадекватного страха к конкретному, до этого знакомому лицу – матери, отцу, другим близким или неодушевленному предмету. При этом, дети вдруг начинали бояться до того привычных предметов: зажженной лампочки, одеяла, бутылочки с молоком, рисунка на обоях, старой знакомой игрушки, дерева, своего дедушки, знакомых людей. Реакции тревоги и страха достигали при этом состояния паники. Дети подолгу не успокаивались, часами кричали, метались, обнаруживая бурный негативизм и защитное поведение. Спустя короткое время (часов, 1-2 дней), реже спустя неделю такие страхи могут полностью прекратиться, и дети могут вернуться к общению с лицами, ранее вызывающими страх, не обращая внимания на прежде пугающие предметы. Предполагать бредовые расстройства в виде их прообразов можно начиная с 2-летнего возраста, а в некоторых случаях и в 1,5 года. Например, мальчик 1,5 лет начал упорно отказываться принимать пищу из рук бабушки, отталкивал еду, отмахивал, сбрасывал со стола. В некоторых случаях дети или отказывались принимать пищу определенного цвета (например, белого или красного), или боялись предметов определенной окраски. Так, например, мальчик 2-х лет обнюхивал игрушки и предметы черного цвета, выбрасывал их в окно.

Как предотвратить детские страхи

  • Заботиться о психическом здоровье нужно начинать задолго до рождения ребенка. Ученые вывили закономерность: чем спокойнее проходила беременность, тем устойчивее была психика ребенка к появлению фобий. Поэтому простейшая рекомендация о том, что не нужно нервничать во время беременности, является очень грамотной и верной.
  • Многим родителям, особенно занимающим высокие должности, нужно помнить, что ребенок не является подчиненным. Это маленькая развивающаяся личность, которая нуждается в любви и ласке больше, чем в указаниях и воспитательных воздействиях.
  • Не допускайте появления у ребенка суицидальных наклонностей. К ним относятся даже пустые разговоры и просто мысли.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенок ощущал себя брошенным или ненужным. Не позволяйте себе при ребенке обсуждать ситуации того, что вы не может пойти куда-либо по причине болезни ребенка или просто необходимости присмотра за ним. Ребенок не должен ощущать себя лишним и мешающим.
  • Не стоит также прививать ребенку мысль о собственной исключительности. Иначе это станет навязчивой идеей, и может привести к тому, что ребенок будет бояться проявления неуважения к себе.
  • Не ограничивайте круг общения ребенка. Это поможет ему легче адаптироваться.
  • Не пугайте ребенка животными, другими людьми, несуществующими персонажами.

И главное, при появлении страхов не пытайтесь их игнорировать или бороться с ними самостоятельно. Обратитесь за помощью к специалисту.

Помните, что от психического благополучия протекания детства во многом зависит будущее ребенка.

Статью подготовила Ольга Митрофанова

… детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов .

Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами (в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления), возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины .

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6 – 7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и проявлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Выделяют пять форм страхов: навязчивые, сверхценные, бредовые, ночные, недифференцированные.

НАВЯЗЧИВЫЕ СТИРАХИ

Навязчивые страхи возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни (нозофобия), острых предметов, высоты, закрытых помещений (клаустрофобия), заражения, загрязнения (мизофобия), смущения (эрейтрофобия) и т.п.

Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

СВЕРХЦЕННЫЕ СТРАХИ

Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например, собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы.

Встречаются в рамках невротических расстройств, реже - при шизофрении.

БРЕДОВЫЕ СТРАХИ

Бредовые страхи возникают, как правило, независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим лицам, ощущением опасности для себя и близких в действиях предполагаемых врагов. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями.

Встречаются при шизофрении, реже - как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах.

НОЧНЫЕ СТРАХИ

Ночные страхи возникают при пробуждении во время ночного сна в просоночном суженном сознании. пи этом дети в испуге дрожат, кричат, что-то отгоняют от себя, на лице у них – выражение ужаса, страха. Обычно утром наблюдается амнезия – дети ничего о приступах ночного страха не помнят.

Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.

НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СТРАХИ

Недифференцированные страхи – беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

______________________________________________________________________________

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ

Возраст: 0 – 6 месяцев ; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки.

Возраст 7 – 12 месяцев ; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Возраст 1 – 2 года ; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

Возраст 2 – 2,5 года ; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.).

Возраст 2 – 3 года ; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет ; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников.

Возраст 6 – 7 лет ; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие.

Возраст 7 – 8 лет ; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;
физическое наказание и непринятие в школе.

Возраст 8 – 9 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря.

Возраст 9 – 11 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

Возраст 11 – 13 лет ; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.

Страх - чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонительный реф­лекс. Повышенная физиологическая и психологическая го­товность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблю­дающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопа­тологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возрас­та преимущественно в ночное время, их не следует рассмат­ривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятель­ность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их бес­причинность или явное несоответствие выраженности стра­хов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение об­щего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различ­ных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассмат­ривать как синдром страхов и относить к проявлениям пре­имущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики за­трудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп син­дрома страха в детском и подростковом возрасте:

Навязчивые страхи;

Страхи со сверхценным содержанием;

Недифференцированные, бессодержательные страхи;

Страхи бредового характера;

Ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы , который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относи­тельной простотой, более или менее отчетливой связью с содер­жанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными пе­реживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подрост­ков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, фи­зических недостатков (прыщи на лице, недостаточно пря­мые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т. п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятель­ности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной пси­хотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблю­даться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вы­звавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обосно­ванности этих страхов и не пытается их преодолевать в от­личие от навязчивых страхов.

Как пишет В.В. Ковалев, при невротических страхах страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в ви­де различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасностей, которые подстерегают его в отсутствии родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Та­кие представления преобладают в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разго­воров окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тре­вожно-мнительными чертами характера, психическим инфан­тилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространять­ся на целую группу вещей или животных, вызвавших первона­чальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у де­тей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспева­емости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших род­ственников. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особен­но, когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их пре­одолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстрой­ствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержа­ния чаще встречается в форме ипохондрических опасений , которые сопровождаются не только выраженными вегета­тивными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

Психопатологические недифференцированные, бессо­держательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двига­тельным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятные соматические ощущения (сдавливание и зами­рание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощуще­ний с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной при­чины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут но­сить приступообразный характер и наблюдаться при невро­зах и вяло текущей шизофрении.

Страхи бредового характера отличаются переживани­ями скрытой угрозы со стороны людей и животных , сопро­вождаются постоянной тревогой, настороженностью, подо­зрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от воз­раста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, хо­лодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображае­мых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся об­манами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают ха­рактер бредовых страхов, которые не удается снять убежде­нием. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении (В.В. Ковалев).

Ночные страхи - это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени изменен­ного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного рас­стройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошко­льном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испыты­вает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня» и т. п., которые ука­зывают на наличие устрашающих переживаний типа снови­дений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ниче­го не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойствен­на определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987; Н.М. Жариков, 1989; В.Н. Мамцева, 1991; А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательно­го наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сом­намбулизмом) и сноговорением , характер которых часто име­ет эпилептическую основу.

Наличие страхов у детей, посещающих дошкольные учреж­дения, должны вызывать обеспокоенность, необходимость собеседования, успокоения, совместной проверки комнаты, в которой спит ребенок. Воспитатели и родители должны знать, что перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, пугать детей:

Необходимо создать обстановку, чтобы ребенок мог рас­сказать, что его тревожит;

Зарисовать видение («страшилище») и порвать рисунок, как бы изгоняя его;

Не фиксировать внимание на том, что пугает ребенка;

В присутствии ребенка не стоит говорить о боязни собак, о различных заболеваниях;

Расширять круг интересов ребенка и запас знаний, чи­тать книги или рассказывать о геройских поступках детей и подростков.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите об особенностях проявления страхов в детском возрасте. Чем страх отличается от тревоги?

2. Какую роль играют страхи в жизни человека? Когда страхи полезны, а когда - губительны?

3. Как вы себе представляете возникновение страха? С ка­кими эмоциями может взаимодействовать страх?

4. Объясните значение возраста для возникновения стра­хов.

5. Назовите различные формы страхов.

6. Чем характеризуются навязчивые страхи?

7. Какие особенности страхов со сверхценным содержа­нием?

8. Какие страхи называются «бессодержательными»?

9. Чем отличаются страхи бредового характера?

10. Как проявляются «ночные страхи»?

11. Медицинская и педагогическая помощь при страхах в детском возрасте. Какие задания педагог может предложить ребенку для преодоления чувства страха?

12. Назовите профилактические мероприятия при детских страхах.

Характерная особенность детского возраста. Страхи под влиянием различных внешних, ситуационных воздействий возникают тем легче, чем меньше возраст ребенка. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведение ребенка под влиянием страхов.

Пять основных групп синдромов страха в детском и подростковом возрасте: 1) навязчивые страхи; 2) страхи со сверхценным содержанием; 3) недифференцированные бессодержательные страхи; 4) страхи бредового характера; 5) ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии). Уже у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом, может возникать навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление этого навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуации. Чаще всего это страхи заражения, загрязнения, острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, транспорта, страх смерти от удушья во сне, от остановки сердца. У подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, а также того, что окружающие могут заметить тот или иной физический недостаток (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, узкие плечи и т. п.).

Навязчивые страхи наиболее часто встречаются при неврозе навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении, при которой они иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны и даже нелепы. Так, один из наблюдавшихся больных испытывал навязчивый страх, что «мать во время еды может сесть ему на голову, что его голова может отвалиться и упасть в мусоропровод».

Наиболее распространенную группу страхов у детей и подростков составляют страхи сверхценного содержания. Страхи грозы, темноты, одиночества, привидений. Среди этих страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг - ребенка (различные животные, «черный дядька» и т.п.). Ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолеть в отличие от навязчивых страхов. При этом страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в виде различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т.е. мнимых опасностей, которые подстерегают в отсутствие родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Такие представления доминируют в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разубеждений окружающих, т.е. приобретают сверхценный характер. Такие страхи возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Компонент сверхценности в данной группе страхов часто проявляется в виде стойко измененного отношения (особая боязливость, возникновение тревожного опасения, чувства отвращения и т.п.) к определенным объектам или явлениям, которые первоначально вызвали испуг ребенка. Подобное, болезненно измененное отношение при повторном столкновении с объектом или явлением, вызвавшим испуг, обнаруживается не только на высоте страхов вскоре после пережитого испуга, но и в спокойном эмоциональном состоянии спустя долгое время (иногда годы) после испуга

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей младшего возраста (7-9 лет) представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией; страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

Начиная с препубертатного возраста (10-11 лет) в тематике сверхценных страхов на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Подобные страхи всегда связаны с той пли иной конкретной психотравмирующей ситуацией: устрашающими рассказами товарищей или родственников, испугом при встрече с пьяным, болезнью или смертью близкого пли знакомого человека.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще выступают в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями давления, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела). При этом нередко речь идет о превращении синдрома страхов свехценного содержания в ипохондрически-сенестопатический синдром.

Страхи сверхценного содержания в данном случае возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные; отсутствует стремление к их преодолению, что отличает их от навязчивых страхов. Кроме того, данное наблюдение иллюстрирует такую особенность страхов сверхценного содержания, как сочетание их с соматовегетативными расстройствами, выраженность которых зависит от интенсивности страха.



Психопатологически недифференцированные, бессодержательные страхи проявляются в форме приступов витального, протопатического страха, т. е. страха с переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость и т. п.) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливы крови к лицу, похолодание в животе, стеснение в груди и др.). Осознание причин страха, конкретное содержание его, психологически понятная связь с психотравмирующей ситуацией, как правило, отсутствуют. Больной не может рассказать о своих переживаниях, ограничиваясь лаконичными высказываниями типа «Страшно!», «Боюсь!» и т. п. В случаях длительного существования таких страхов они могут приобретать (у детей школьного возраста и подростков) неразвернутое, обычно сверхценное содержание. Чаще это страх смерти вообще или от какой-то конкретной причины: «Задохнуться боюсь», «Сердце вот-вот остановится» и т. д.

Страхи бредового характера (бредовые страхи) отличаются переживанием скрытой, угрозы как со стороны людей и животных, так и со стороны неодушевленных объектов и явлений; имеют диффузный характер, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, боязливостью, подозрительностью к окружающим, стремлением усматривать какую-то опасность в их действиях. Этим страхам свойственно определенное постоянство, однако временами они могут значительно усиливаться, сопровождаясь беспокойством и соматовегетативными проявлениями (сердцебиение, побледнение или покраснение кожных покровов, неприятные ощущения в эпигастральной области, отсутствие аппетита, общее недомогание, бессонница и т. д.).

Тематика бредовых страхов имеет определенные возрастные различия. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней, ветра, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводных кранов, электрических ламп), любых работающих машин и механизмов, незнакомых людей, персонажей из детских книг, сказок, телевизионных передач. Ко всем этим объектам и явлениям ребенок относится как к враждебным, угрожающим его благополучию, таящим в себе какую-то опасность. Он старается избегать контакта с ними, требует от окружающих не упоминать о них в разговоре, загораживает лицо или прячется от реальных или воображаемых объектов.

Бредовые страхи наиболее часты в инициальной стадии приступообразно-прогредиентной шизофрении, а также при непрерывной вялотекущей шизофрении. В случаях экзогенно-органических (главным образом инфекционных) психозов бредовые страхи имеют преимущественно ипохондрическое содержание и сочетаются с массивным сенестопатическим компонентом. Как правило, отсутствует бредовая настроенность к окружающим. При реактивных психозах бредовые страхи тесно связаны с психотравмирующей ситуацией, психологически понятны, не склонны к генерализации.

Ночные страхи - сборная группа состояний страха, общими признаками которых, являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного помрачения). Наблюдаются они преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится двигательно-беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, плачет, произносит отдельные слова: «Боюсь, прогони его, он хватает меня» и т.п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений или галлюцинаций. Часто при этом ребенок зовет мать, хотя, как правило, не узнает ее и не отвечает на ее расспросы. Спустя несколько минут он успокаивается, а утром при пробуждении обычно ничего не помнит о случившемся или же дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился. Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность.

Ночные страхи сверхценного содержания связаны с психотравмирующими ситуациями, пережитыми ребенком в дневное время (ссоры, конфликты между родителями, физическое наказание, получение плохой оценки в школе, просмотр страшного фильма и т.п.).

Ночные страхи бредового характера встречаются значительно реже. По содержанию они часто аналогичны дневным страхам, но обычно не связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего при этом дети боятся персонажей сказок - фантастических чудовищ, диких зверей, страшных людей. Как правило, они сопровождаются зрительными гипнагогическими или истинными галлюцинациями устрашающего характера («видятся горящие глаза», «черная рука», «что-то страшное в белом» и т. п.). Иногда отмечается недоверчивое, враждебное и даже бредовое отношение к близким ребенок отталкивает мать, говорит ей: «Уйди, колдунья!». Воспоминания о страхах неполные, как воспоминания о сновидении. Наблюдаются они в основном в начальной стадии шизофрении.

Недифференцированные (бессодержательные) ночные страхи - эпизодически возникающие интенсивные страхи с плачем, криками, возбуждением, вегетативными расстройствами, но без какого-либо содержания, без обманов восприятия и без связи со сновидениями. Сознание при них довольно глубоко помрачено, в связи, с чем даже частичный контакт с ребенком невозможен. Страхи этого типа кратковременны. По пробуждении отмечается их полная амнезия. Встречаются они в основном при соматических заболеваниях (особенно с токсикозом и гипертермией), а также в подостром и отдаленном периодах мозговых инфекций и травм.

Особое положение, среди ночных страхов занимают пароксизмальные ночные страхи. Их главные признаки - внезапность возникновения и прекращения, приуроченность к определенному времени ночного сна, склонность к повторению через одни и те же промежутки времени, стереотипность проявлений, сочетание с однообразными автоматизированными движениями, действиями и отрывочными, обычно бессвязными высказываниями. Сознание при этом относительно глубоко помрачено по типу сумеречного. Эти страхи могут сопровождаться устрашающими зрительными галлюцинациями («мохнатое чудовище», «человек в черном», «пламя» и т. п.). Часто наблюдаются застывшее выражение лица, фиксированный в одном направлении взгляд, однообразные движения рук (поглаживание, перебирание постельного белья, стряхивание), туловища (раскачивание), автоматизированная ходьба, выкрики или бормотание отдельных слов или их обрывков. В отдельных случаях отмечается непроизвольное упускание мочи, а иногда - дефекация. Контакт с детьми невозможен. Состояние полностью амнезируется.

Пароксизмальные ночные страхи считаются одним из проявлений так называемой психомоторной (или височной) эпилепсии, обычно они сочетаются с такими пароксизмальными автоматизмами, как снохождение и сноговорение. Пароксизмальные ночные страхи редуцируются и исчезают к пубертатному возрасту.

Ночные страхи любого типа могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых отличается в зависимости от типа страхов.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top