Святейший патриарх сербский павел. Патриарх сербский павел

Святейший патриарх сербский павел. Патриарх сербский павел

Патриарх Павел (в миру Гойко Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоана Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия).

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево. Затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде.

Во время Второй мировой войны Гойко Стойчевич в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником. В монастыре будущий предстоятель Сербской церкви преподавал Закон Божий детям беженцев. После окончания войны Гойко стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году на престольный праздник принял монашеский постриг и был рукоположен в чин иеродиакона.

C 1949 по 1955 иеродиакон Павел состоял в братиии монастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, а в 1957 возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах. 29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского.

В качестве главы Рашко-Призренской епархии активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии. Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом епископ Павел не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

В ноябре 1990 года по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел (Стойчевич) был избран предстотелем Сербской Церкви, вместо заболевшего патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха Сербской Православной Церкви состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

За время своего первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии СПЦ как на территории бывшей Югославии, так и заграницей. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

Святейший Патриарх Павел является автором нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике Сербской Православной Церкви» печатаются его исследования по литургике. Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета.

Святейший патриарх Павел - это явление уникальное для нашего времени и потому, конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт планкой для других патриархов, точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия, Человека Божия делать планкой для большинства современных мирян. У каждого своя мера и свой образ подвига. Мне кажется, можно просто порадоваться, что при нашей жизни был и есть такой человек в Православной Церкви.


Известно, что Сербский патриарх и будучи наделён столь высоким саном, продолжал аскетические подвиги, и старался держаться очень скромно, причём это у него выходило очень естественно, без какого-либо нарочито показного оттенка. Он ходил по городу пешком или ездил на обычном транспорте, среди людской давки, был нестяжательным, и питался так мало, как древние отцы-пустынники, - просто потому, что он был таков. На первом фото, к слову, фотограф как раз запечатлел его на обычной белградской улице.

1. Госпожа Яня Тодорович рассказывала мне историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?" Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они ещё долго смогут послужить".

2. С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра", - отвечает патриарх, - "И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

3. Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?"

4. Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня".

Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем:
«По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…

Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком - это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания».

При этом патриарх Павел является доктором богословия (это звание ему было присвоено ещё до патриаршества), он автор нескольких книг - монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского и трехтомника «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры», некоторые выдержки из которого недавно были опубликованы в переводе на русский язык.

Сейчас патриарху Павлу идёт 95-й год. Из-за слабого здоровья он уже давно находится в больнице. Функции по церковному управлению исполняет Синод Сербской Православной Церкви. Патриарх Павел уже неоднократно просил отправить его "на покой" (то есть, в отставку) по состоянию здоровья, но на минувшем Архиерейском Соборе было решено, что он останется духовным главой Сербской Церкви до самой смерти. Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит. Его фигура уникальна даже для Сербской Церкви и следующий патриарх, конечно, будет уже другим.

Новая книга «Будем слушать Бога!» (Поучения и наставления патриарха Сербского Павла) продолжает выпущенную издательством ПСТГУ в 2010 году биографию Святейшего Патриарха Павла «Будем людьми!» (автор — Йован Янич). В книге собраны краткие афористические наставления и поучения почившего святителя, распределенные по тематическим разделам.

Живые, меткие, доступные каждым слова человеческой и пастырской заботы, слова «небесного отзвука на земле» в тяжелейшие и скорбные для сербского народа годы, на которые пришлось патриаршество Святейшего Павла, возвращали людей к жизни и придавали силы.

Предлагаем читателям ознакомиться с вступительной статьей составителя и одним из разделов книги.

Живое слово патриарха Павла

Благое слово патриарха Павла созвучно одному из самых тяжелых периодов в истории сербского народа, времени на рубеже второго и третьего тысячелетий. Потому оно и останется в памяти как время патриарха Павла.

Никто тогда не произносил слов более точных и более соответствующих обстоятельствам, чем патриарх Сербский Павел. Всегда и везде, при всяком удобном случае, говорил он по меркам Неба. «По правде Бога истинного», как говорится в сербской народной песне.

Как он думал, так и говорил. Как говорил, так и делал. Жизнью своей свидетельствовал слово, которое говорил людям. Слово Божье. Делал он так потому, что Евангелие принял как программу своей жизни.

Поэтому, будучи избран патриархом Сербским, в своем слове во время интронизации он скажет: «Вступая в качестве сорок четвертого сербского патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем никакой своей отдельной программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас — насколько мы его верой и любовью приемлем». Живя по Евангелию, он стал духовным ориентиром для своих современников, равно как и для тех, кому было суждено прийти после него. Он был «ходячим Евангелием». И глядя на него, многие прозревали.

Сам жизненный путь патриарха Павла — поучительная притча. Из нее видно, как достичь смирения и как следует преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Как стяжать добродетели. Конкретный пример показывает нам, как слабый здоровьем мальчик из скромной крестьянской семьи, в три года оставшийся сиротой, борется в течение всей своей жизни и возрастает до положения одного из величайших людей своего времени.

Мир, в котором родился и жил будущий патриарх, он принимал таким, каким тот был. Не стремился подвизаться где-нибудь в уединении. Был активным участником всех событий, в гуще которых оказывался. Смиренно переживал тяготы этого мира.

Менялись границы государственных образований, менялись и общественно-политические отношения в них, что сказывалось на обстоятельствах жизни Павла Сербского. Родился Гойко Стойчевич, будущий патриарх, в 1914 году, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в тогдашней Австро-Венгрии (в селе Кучанцы в Славонии, области, населенной преимущественно сербами). Рос и учился в королевской Югославии. Пережил Голгофу оккупации в годы Второй мировой войны.

Как монах, подвизался во времена, когда силой принуждали к безверию, а затем, как епископ, в обстоятельствах, когда в коммунистической Югославии по отношению к Церкви допускались самые разные неблаговидные действия, более трех десятков лет пекся о сербских святынях там, где это было труднее всего — в Косово и Метохии.

Предстоятелем Церкви, патриархом Сербским, он стал во время распада тогдашнего государства (СФРЮ), гражданских войн и внешней (со стороны НАТО) агрессии против сербского народа, когда все ценности были поставлены под прямой удар. А жизнь свою в этом мире он завершил в независимой Сербии, измученной бесчисленными невзгодами, но и духовно обновившейся и укрепившейся — во многом благодаря ему.

Святость свою он стяжал среди народа. Был одним из нас. Ни в чем не хотел отличаться от других, за исключением разве что одного — величия служения. Он определил для себя, что служит Богу и людям.

Всегда имея перед глазами лик Господа, следовал серб Павел и примеру святых Его, особенно — того, именем которого был назван — апостола Павла, неутомимого миссионера, величайшего проповедника христианства. Равнялся он, разумеется, и на тех, кто был ему ближе всего — святителей из рода сербского. Прежде всего речь идет о святом Савве, «который всегда пекся, чтобы истиной Христовой просветить весь род свой». Укреплялся он и примером святого князя Лазаря, который «боролся и завоевал в той страшной и славной духовной битве Царствие Небесное».

Учился он и на примерах подвижничества святого Василия, Острожского чудотворца, духовной доблести святого Петра Цетиньского, непреклонной духовной и жизненной стойкости святого владыки Николая, чей миссионерский путь он продолжил — и именно из той (Жичской) епархии, что некогда принадлежала Николаю Сербскому. Указывал он часто, как на пример, и на других святых и достойных предков наших, «которые», как он говорил, «когда требовалось, умели и жизнью пожертвовать за душу свою».

Учился он и у своих современников, у тех «обычных» богобоязненных, заботливых и смиренных людей, среди которых рос и вместе с которыми жил. Напитался патриарх Павел животворными соками святости предков своих (наших), и сам стал источником духовной премудрости. Учился он у наилучших из предков наших, а мы учимся у него. Свой духовный опыт он соединил с опытом жизненным. Отсюда и практичность, простота его поучений и наставлений на самые разные случаи жизни. В виду он имел всех людей, но обращался к каждому по отдельности.

Подчеркивал, что Бог — Творец и Промыслитель мира, а человек — «венец творения Божьего», и что каждый из нас представляет собой «единственную и неповторимую личность». Поэтому, говорил он, каждый человек, как таковой, «призван в общении с Богом и с ближними до бесконечности совершенствовать свою уникальность».

Напоминал, что требуется от нас и то, чтобы мы были соработниками у Бога (1 Кор. 3:9), и чтобы, как христиане, «излагали эти вечные истины, когда того потребует время, при помощи современных слов и примеров».

Его Святейшество по-родительски дает советы, относящиеся как ко всей жизни человеческой, так и к одной какой-нибудь, отдельно взятой характерной ситуации. Каждого он напутствует узнать смысл и цель своей жизни, чтобы понять, в чем состоит его долг, и тогда стремиться его исполнить. А цель и смысл жизни человеческой, говорит он, составляет «спасение души, вхождение в непреходящее блаженство Царствия Небесного». И так да «приобретем блаженство уже здесь, на этом свете, и продолжим пребывать в нем на том свете непреходящем, в Царствии Небесном».

Он побуждает людей понять, какова их миссия на земле, чтобы «знать, для чего посланы в этот мир», и чтобы каждый работал над этим по своим возможностям.

Одним из самых частых его наставлений было, чтобы каждый из нас сделал столько, сколько в его силах. А то, что мы, люди, не можем, сделает Он — Всемогущий Бог. При этом не отступается он и от тех, кто не готов к подобному труду, и призывает их: «Если мы не в состоянии сделать больше, тогда сделаем хотя бы то, что обязаны». Советует нам действовать так, чтобы наше дело шло в трех направлениях: ввысь, вширь и вглубь. Во славу Богу, на пользу роду и себе во спасение.

Для него всякое время — время спасения. Ибо, в сущности, все зависит от нас самих. «И в лучшие времена можем потерять и достоинство, и душу, а и в худшее время и в самых тяжелых обстоятельствах можем сохранить и достоинство, и душу».

Напутствует он, чтобы каждый начинал с себя, вел непрестанную борьбу с самим собой. Его рецепт преодоления собственных слабостей таков: «одолевать один грех за другим и порок за пороком». Преподает науку, и как возрастать в добродетелях. Смирение обозначает как основу добродетелей и потому призывает, чтобы каждый старался прежде построить мир в самом себе, а после созидать его и вокруг себя. Предостерегает людей, чтобы не возгордились, ибо именно гордость есть «тот грех, который ангела обратил в дьявола». Также предостерегает, чтобы избегали мы суеты, а были бы «возвышенны в милосердии», возрастали бы в любви, в этой величайшей добродетели христианской.

Напоминает при этом, что «человек не может сразу достигнуть добродетели любви, он должен возрастать, пока не дойдет до этой величайшей добродетели». А дела любви непреходящи, они, по словам сербского первоиерарха, «остаются и превосходят время, в которое мы призваны свидетельствовать, каждый по своему призванию». Более того, из любви исходит новая, преумноженная любовь. Или, как часто подчеркивает патриарх Павел, на этом свете все, что разделяется, уменьшается, и только любовь, когда разделяется, все возрастает!

Его Святейшество особо подчеркивает дар свободы, которую Бог дал людям, без которой человек и не был бы личностью. Однако указывает, что свобода подразумевает и ответственность. Говорит так: «Человек — существо свободное, может так, как Бог хочет (для чего Он нас и создал), а может и наоборот». И как кто будет поступать, используя этот дар, зависит от него самого.

В мире, в котором мы живем, ведется вечная борьба, величайшая и важнейшая из всех. Борьба между добром и злом, между Богом и дьяволом, Христом и Антихристом. Борьба эта не минует никого, в ней каждый должен оказаться на той или иной стороне. Патриарх Павел разъясняет суть этой борьбы и громогласно призывает встать на сторону добра, на сторону Христа. Он требует занять активную позицию в борьбе добра со злом, так, чтобы победить зло добром. Провозглашает, что человек не может быть пассивным, когда речь идет о защите истины, правды и свободы. Говорит, что «нужно бороться, но в борьбе этой нельзя забывать о чести и достоинстве». Недопустимо преступлением отвечать на преступление.

От человека требуется, чтобы он работал не только над своим спасением, но и над спасением всех других людей. А спасение, по словам этого великого духовного отца, дается «только тем, кто признает достижимость Бога и Его правды». Достигается это тем, говорит он, чтобы в совершении добрых дел, в прощении и в молитве быть упорными, а во всех бедствиях, что нас постигают, претерпеть до конца.

Патриарх Павел требует, чтобы мы не только знали, для чего посланы в этот мир, но и почему нас «на пути спасения ждут нас муки и тяготы». Объясняет он, что «Господь попускает искушения и бедствия, но и дает силы их превозмочь». Поэтому и призывает достойно переносить все тяготы. Ибо претерпевший до конца спасется (Мф. 10:22 и 24:13; Мк. 13:13).

Ни один другой человек ни в его, ни в наше время не напоминал, не призывал и не просил столько же, сколько он: «Будем людьми!» Столько, что эти два слова стали его вторым, неофициальным именем. Два простых слова, но исполненных таким содержанием! Будем людьми — по образу и подобию Божию. Богоподобными существами. Он призывал: «Будем людьми, всегда и везде», — чтобы нас, на что он часто обращал внимание, «признал Своими Бог, посчитали своими предки и узнали современники». Но и подчеркивал, что «у человека нет таких обязательств ни перед собой, ни перед ближними, ни пред Богом, которые могли бы освободить его от обязанности быть человеком и дать ему право поступать не по-людски».

От этой обязанности, говорит он, не освобождается никто: от всех требуется и все призваны поступать «всегда как люди и никогда — как нелюди». Из этого-то и исходит его предостережение, что «лучше мертвый человек, чем живой нелюдь». Ибо, согласно Евангелию, мучитель и невинный мученик за правду, за истину, за Христа, суть антиподы, так что «мученик возносится к свету Царствия Небесного, а мучитель осуждается — точнее, сам себя осуждает — на муки вечные в аду». Отсюда и следующее его предельно ясное и краткое наставление: «Или будем как люди, или пусть нас не будет!»

Он требует, чтобы с людьми поступали мы по-людски, напоминая, что «не можем мы искать для себя мира, правды и свободы, которых не предполагали бы и для других». Говорит, что если не можем жить совершенно как братья, тогда — хотя бы с братским терпением. А «земля Божья достаточно широка и протяженна, и, если будем людьми, на ней для всех хватит места».

В центр этого земного мира патриарх Павел помещает человека. В этом контексте он часто цитирует известного сербского философа Божу Кнежевича, который говорил, что человек есть существо, которому и Бог может возрадоваться, но «которого и дьявол может постыдиться».

Все идет от человека. Отсюда и слова, что «причина всех зол лежит в нас самих». Причиняем зло другим, а тем самым в действительности наносим величайший вред самим себе. Причиняя зло другим, совершаем преступление над собственной душой!

Патриарх Павел ободряет человека, чтобы тот прямо шел по жизни, чтобы никого и ничего не боялся."Бояться лишь греха, лишь того, что отдаляет нас от Бога и от Царствия Небесного", — так говорит он. Не нужно бояться какого бы то ни было унижения, потому что, как он утверждает, «могут нас унижать, но унизить не могут». Унизить себя можем только мы сами. Унижает нас грех, а потому он и предостерегает, что «всегда нужно помнить, что стыд — в совершении греха, а не в исповеди и исправлении жизни». А кроме того, нужно иметь в виду, что «болезни и остальные несчастья», что нас постигают, «суть последствия греха».

Презирай грех, но не грешника. А чтобы человек был упорнее в том, чтобы избегнуть греха, патриарх Павел советует особенно остерегаться ненависти, ибо «от ненависти дичает у людей совесть и помрачается ум». Призывает к прощению, «ибо и Христос простил». Но предупреждает, что не следует быть пассивными перед злом и перед преступниками. Бороться нужно, но — по-людски. В борьбе этой не исключено и страдание: «Если должно нам погибнуть, погибнем как люди. Как нелюдям, не должно нам ни жить, ни существовать!» При этом он часто ссылается на примеры предков, которые гибли за свою веру, за правду и свободу, защищая своих ближних.

Говорит так: «Наши предки веками знали, что лучше головы лишиться, нежели взять грех на душу, ибо приняли и сердцем, и умом слово Христово: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26)».

Патриарх Павел признает реальность смерти, он прямо указывает на нее, опять-таки обращая внимание на то, чтобы человек думал, какой след после себя оставит. И с таким объяснением: «Человек рождается, чтобы на земле умереть, но, когда он уже совсем умирает, лучше ему умереть за правду и по правде Бога, нежели причиняя неправду другим и оставляя злые следы за собой».

Но и смерть человек превосходит, если твердо верит в воскресение, что Господь Иисус Христос Своим воскресением обеспечил «достоинство бессмертия и душам нашим». Его Святейшество печется о всяком человеке и обращается к каждому по отдельности, но предостерегает и весь народ. Потому что каждый из нас — это особенный тон в голосе всего народа, а коль скоро никто не стоит вне этого мира, то и судьба народа, к которому мы принадлежим, оказывает влияние на наши личные судьбы. Поэтому говорит он: «Будущее нашего народа зависит от того, будем мы или не будем держаться всего того, что свято и порядочно, человечно и по-евангельски. И настоящее, и будущее могут строиться только на истине, правде и свободе. А истина — это Живой Бог и живой Богоподобный человек, две величайшие ценности и этого, и того света и века».

Жизнь патриарха Павла проходит под знаком молитвы. Молитва, говорит он, «благочестивое устремление души человеческой к Богу», «ею человек воспаряет к ангелам истановится участником их блаженства». «Молитва — ладан, самый приятный Богу, надежнейший мост для перехода через искушения волн житейских». Потому и молится он за всех людей, но просит, чтобы и другие за него молились. Так, будучи уже патриархом Сербским, он приезжает в Призрен (где перед тем как епископ Рашско-Призренский провел больше трех десятков лет), чтобы уверить свою прежнюю паству в том, что, хотя он и переходит к новым обязанностям, они останутся вместе — в молитвах и во всем другом, как одна семья, как «одно стадо и один пастырь» (Ин. 10:16). Он служит святую литургию в соборной церкви Святого Георгия, а затем в проповеди, обращаясь к верующим, наряду с прочим, просит их о следующем: «Прошу вас, да имеете и меня в молитве пред Богом. Когда молитесь за себя, за своих домашних и своих ближних, не забудьте меня и помолитесь Господу: „Господи, помяни служителя СвоегоПавла“».

Для него молитва — это и совершение добрых дел, следование заповедям Божьим. Так можно было бы объяснить и его обращение к верующим Сербской Православной Церкви в конце 2005 года в связи с попытками албанских сепаратистов и некоторых могущественных государств мира во главе с США отторгнуть Косово и Метохию от Сербии. Святой Архиерейский собор СПЦ под председательством патриарха Павла направил призыв ко всем, кто принимал участие в решении вопроса о статусе этой окраинной сербской области, чтобы они «приняли во внимание интересы всех граждан», проживающих на этой территории.

А от Скупщины Сербии собор потребовал, чтобы в случае принятия навязанного силой решения она «оповестила весь народ о том, что осуществлена нелегитимная и беззаконная оккупация одной из частей нашей национальной территории». К общественности по этому случаю обратился и лично патриарх Павел. В конце своего обращения он особо призвал своих духовных чад, верующих Сербской Православной Церкви: «Будьте верны, храбры и едины! Да сбережем свою душу и совесть! Так сохранена будет и святая, мученическая земля наших честных предков».

Многократно патриарх призывал верный народ и к внеочередным постам, чтобы избежать бедствий, которые ему угрожают, или, если они уже наступили, смягчить их последствия. Были то слова человеческой и пастырской заботы, слова небесного отзвука на земле. Слово патриарха Павла возвращало к жизни, придавало силы, руководило. Творило.

Йован Янич

Соработники у Бога

ОТКРОВЕННЫЕ ВЕЧНЫЕ, НЕИЗМЕННЫЕ ИСТИНЫ

Человек — существо, способное осознать вечные, неизменные истины, открытые ему Богом, насколько может их понять его ум и насколько это необходимо ему для спасения. Человек не должен тратить время и силы, чтобы их исследовать и отыскивать, они даны ему в готовом виде. В то время как в других областях: математике, технике, медицине и т. д. — он постепенно открывает нечто новое, лучшее и более точное, в науке евангельской человек этим заниматься не должен, эти истины ему уже открыты.

Энергию же эту, сбереженную таким образом, нужно ему употребить на то, чтобы истины эти претворить в жизнь, ибо наука евангельская состоит не только в познании ее истин разумом, но и в ежедневном и ежечасном действии, жизни по ним. Кроме того, необходимо, чтобы христиане, как соработники у Бога (1 Кор. 3:9), излагали эти вечные истины, когда того потребует время, при помощи современных слов и примеров. Всесторонне освещать их так, чтобы они были ближе, яснее современному миру, легче для понимания и претворения в жизнь.

НА НАС ВОЗЛОЖЕНО СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ

На нас возложено в свое время сделать то, что мы можем. То, что не можем, сделает Бог, если будет иметь для кого. Это от нас зависит. В нашем народе достаточно примеров и учителей того, как спасать душу, достоинство рода и всего человечества. Если будем держаться этого, Бог будет с нами.

ТРУД НА ПОЛЬЗУ ЦЕЛОГО

Как существует в теле множество органов, которые исполняют каждый свою функцию на общую пользу, пользу целого, так нужно и всем нам, каждому на своем месте и на своей должности, действовать ради всеобщего блага.

СОРАБОТНИКИ У БОГА

Мы, православные верующие, веруем слову Христову, которое гласит: нет ничего тайного, что не стало бы явным, ни скрытого, что не открылось бы (Ср.: Мф. 10:26; Лк. 8:17 и 12:2). Веруем, что око Его все видит, что Он все знает и что все мы предстанем пред Судом Его, чтобы дать ответ, на что употребили Его дары. Пред Судом Его никто не сможет оправдаться ложью, неправдой и ненавистью, соответственно — преступлениями. Именно это и дает нам силу держаться. Но нам не следует ожидать, что Бог откроет это. Апостол Павел говорит, что мы Его соработники, и далее, что мы обязаны участвовать в процессе провозглашения истины (См.: Еф. 6:14-17). Если же мир не желает слышать истину, однажды все мы отойдем пред Лице Божье, и, думаю, Он скажет, что мы добры насколько мы добры (Ср.: Еф. 6:8).

БУДЕМ ЛЮДЬМИ, ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Никто нас прежде нашего рождения, как известно, не спрашивал, хотим ли мы родиться в этом или том народе, от тех или других родителей, в том или ином духовном окружении. Во всем этом нет ни нашей заслуги, ни нашей вины. Но то, будем ли мы жить и поступать как люди или как нелюди, поверьте, зависит от нас. Это и есть единственное, что придает нам цену и в глазах всех людей доброй воли. Так будем же всегдаи везде людьми, чтобы нас — как людей — признал Своими Бог, посчитали своими предки и узнали современники.

ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ЛЮДЬМИ

Вера наша всегда учила нас, что Бог нас высоко поднял, сотворив людьми, и что поэтому обязаны мы быть людьми и поступать как люди. Учила нас, что мы сможем еще выше подняться, стать сынами Божьими — при условии, что будем предстателями мира, миротворцами. Предостерегала нас, что у человека нет таких обязательств ни перед собой, ни перед ближними, ни пред Богом, которые могли бы его освободить от обязанности быть человеком и дать ему право поступать не по-людски. Вот такого понимания и такого действия Бог милости, истины и правды с полным основанием ожидает и от нас, и от всех людей.

КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ ЛЮДИ…

Всегда и во всех обстоятельствах жизни, даже и в самых тяжелых, нужно иметь в виду святое наставление Христово: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

ПУСТЬ КАЖДЫЙ СОВЕРШИТ ТО, ЧТО НА ПОЛЬЗУ И ЕМУ, И НАРОДУ

Братья и сестры, чтобы нам быть воистину людьми Божьими, потомками наших святых предков, все мы, каждый на своем месте, прежде всего должен совершить то, что может, на благо своего народа, своей Святой Церкви, на благо и врагов наших, и всего мира. Тогда и Господь будет с нами и пошлет мир многострадальному народу нашему и, говорю я, всем другим людям. Этого нельзя упускать из виду. Надо иметь это в виду и оставить мелочи, и различия, и то, что уже было. Было и прошло. Перед нами будущее, в котором всякий да совершит то, что и ему на пользу, и на пользу всему народу нашему.

РАБОТНИКИ В ВЕРТОГРАДЕ ГОСПОДНЕМ

В работе и служении на ниве этого мира, в этом вертограде Господнем, наше дело — взрыхлить землю, посеять здоровое семя, обрабатывать и поливать что посадили. Это мы можем. Но выше наших сил сделать так, чтобы семя взошло, выросло и принесло плод; это может сделать только Бог, что Он и совершает по святой Своей воле. Наше полное доверие к воле Божьей не обесценивает, не стесняет нашей свободы и наших подвигов, но придает им смысл и наполняет их содержанием вечным.

НАШЕ ДЕЛО — ТОЛЬКО ПОСАДИТЬ И ПОЛИВАТЬ

Наше дело — только посадить и поливать рассаду, если начнем тащить ее, чтобы росла быстрее, только повыдергаем.

БУДЕМ ПРИМЕРОМ ВО ВСЕМ

Будьте полезными работниками в делах, которые делаете, добрыми соседями для своих соседей, исполняйте честно гражданские обязанности и законы, которые действуют в стране… Не допускайте, чтобы каким-нибудь непредумышленным поступком или непристойным словом была унижена честь вашей семьи, вашего народа и вашей Церкви.

ПОДАДИМ ПРИМЕР ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Подадим пример людям в этой благословенной стране (в Австралии), тем, кто не принадлежит к нашей вере и нашему народу, чтобы видели они, как нужно жить в мире, правде, любви братской. Живя таким образом, поможете вы и себе, и своей семье, своему народу и всем людям доброй воли в мире.

ОПОРА ВО ВСЕХ ТРУДНОСТЯХ

Та вера и то убеждение, что Он от нас никогда не отступится, если и мы не отступим с пути Его, должна быть нам опорой во всех трудностях, которые ставит перед нами это нелегкое время.

С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ ВСЕ ЛЕГЧЕ

Часто то, что кажется нам невозможным, с Божьей помощью бывает легче и проще.

НЕ СМОТРИТ, КТО ЕСТЬ КТО

По Священному Писанию, Бог не смотрит, кто есть кто (Ср.: Втор. 10:17), но все народы и всех людей любит одинаково и всех призывает к спасению и вечной жизни в общении любви Божьей. Смеем ли мы, люди, притязать на то, что лучше Всеблагого Бога знаем, что лучше для всех и для каждого или, проще говоря, что нам всем одинаково необходимо?

БОГ ЧИТАЕТ НАШИ МЫСЛИ

Знаем мы, что Бог нас видит, читает мысли наши, что мы не можем пред Ним укрыться и ничто не может.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО

Нужно быть искренним пред всевидящим оком Божьим, от которого ничто не может укрыться.

ЗЕМЛЯ ДОСТАТОЧНО ШИРОКА ДЛЯ ВСЕХ

Земля Божья достаточно широка и протяженна, и, если будем людьми, на ней для всех хватит места. Если же будем нелюди, будет она нам тесна, даже если будет нас всего четверо, как было во времена Адама и Евы, Каина и Авеля, когда Авель напал на брата и убил его. Чего ему было мало, когда их всего-то было четверо?!

МОЛЬБЫ НАШИ БОГУ

Бог правды и мира услышит мольбы наши, если и мы по-людски, как соработники Его, сделаем то, что можем, для мира, для правды, для согласия между нами и нашими ближними.

Павел Патриарх Сербский

Памяти предстоятеля Сербской православной церкви (СПЦ)

«Будем защищать себя от бесчеловечности, но будем еще сильнее защищаться от бесчеловечности в себе» - Патриарх Павел.

Зимой 1913-1914 года, когда был зачат человек, назначенный судьбой стать 44-м Патриархом Сербской Православной Церкви, жизнь приводили в движение лошади и паровые двигатели. Мир казался упорядоченным и стабильным. Бедствий ХХ века – двух мировых войн, революций, гражданских войн, геноцидов, изгнаний, страданий 10 миллионов новых христианских мучеников - ничто не предвещало. В том старом мире сербская нация, хотя и разделенная двумя маленькими царствами и двумя могущественными империями – Оттоманской и Габсбургской, казалось, была сильна и полна надежд на будущее.

Вскоре после начала «европейского пожарища», 11 сентября 1914 г., в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, в семье Стойчевичей в деревне Кучанцы, что находится сегодня в восточной Хорватии, родился мальчик. Предки этой семьи пришли на разоренную турками границу Габсбургской империи во время Великого переселения сербов в 1690 г. из Косова, сербской провинции, откуда они были изгнаны – с этим краем Патриарху суждено было связать свою жизнь.

Дни после начала Первой мировой войны были тяжелым временем для сербов Автро-Венгрии: именно на них возложили коллективную вину за убийство в Сараево эрцгерцога Франса Фердинанда. Они стали объектами нападок толпы и преследований полиции. Для матери же новорожденного Гойко Анны, главными заботами были набирающая обороты война, стремительный рост цен и отсутствие мужа Стефана: несколько месяцев назад он отправился в Америку в поисках работы.

В начале 1917 года, незадолго до того, как в бой вступили США, превратив войну в поистине мировую, Стефан Стойчевич вернулся домой – без пени в кармане – чтобы умереть от туберкулеза, который он подхватил в цехах и съемных комнатах западной Пенсильвании. Год спустя Анна снова вышла замуж, но вскоре умерла при родах. Гойко и его старший брат Душан остались на попечении тетки, которая воспитывала их, как собственных детей. Гойко был слабым ребенком, непригодным для сельских работ, но, разглядев в нем способности к обучению, его тетка, несмотря на бедность, сделала все, чтобы дать ему хорошее образование.

После окончания Четвертой гимназии в Белграде юный Гойко поступил в православную духовную семинарию в Сараево. Во время Второй мировой войны, страдая от туберкулеза, он нашел убежище в Троицком монастыре на Овчаре, в центральной части Сербии. В 1944-м году ему предрекали не более трех месяцев жизни. Его выздоровление, во времена, когда пенициллин еще не изобрели, казавшееся чудом, подвигло его принять монашеский постриг в 1946-м году и взять имя его любимого святого Павла.

Сербская Православная Церковь, потерявшая за годы Второй мировой войны четверть своих святынь и пятую часть духовенства, была оставлена на милость воинствующей атеистической клики Тито.

Большая часть церковного имущества была конфискована сразу по окончании войны, церковное образование было фактически запрещено, участие в церковной службе строго наказывалось, а часто и вовсе запрещалось. Однако монах Павел за эти годы достиг существенного интеллектуального и духовного прогресса. В 1954 году он был рукоположен в иеромонаха. После окончания аспирантуры в Афинах Павел стал архимандритом, а всего несколько месяцев спустя был хиротонисан во епископа Рашко-Призренского. Епископ Павел оставался главой этой древней епархии, в состав которой входили Косово и Метохия, в течение 33-х лет, до 1990-го года, когда он был избран Патриархом.

Долгие годы авторитарного правления Тито были нелегким временем для Сербской Православной Церкви. Патриарх Герман, избранный в 1958 году, должен был балансировать на тонкой линии между задачей сохранения Сербской Православной Церкви в условиях враждебной политической среды и необходимостью налаживать рабочие отношения с коммунистическим режимом. Эта дилемма, так хорошо знакомая русским, имела для Сербской Церкви схожие последствия – то, что ошибочно называют «Американским расколом». Раскол быстро вышел за границы Америки, вызвал глубокие расхождения и оставил след в сербских общинах по всему миру. Сегодня известно, что белградский режим тайно поддерживал разделение церкви, разжигая рознь с помощью внедренных в эмигрантские круги агентов.

Будучи епископом Косова, Павел постоянно сталкивался с бедствиями, различными по своей природе, но сходными по размерам. Во время Второй мировой войны, пытаясь одержать победу над косовскими албанцами в битве за власть, Тито пообещал им автономию и изменение положения края в их пользу после окончания войны. Во время войны албанские коллаборационисты изгнали из Косова более 100 000 сербов. В это трудно поверить, однако после 1945 года сербам не позволено было вернуться домой. С конца 50-х до начала 80-х годов край покинуло еще 200 000 сербов, в основном, не по своей воле. На землях, покинутых сербами поселилось 200 000 албанцев. Албанские «кадры» получили контроль над местными коммунистическими органами. В 1948 году албанское население составляло около половины населения Косова, к 1981 году – 78%, сегодня – 90%.

В 70-х годах православные священники подвергались в Косове ежедневным нападкам. Павел и сам становился жертвой насилия: один раз албанец напал на него, когда епископ шел к почтовому отделению Призрена, другой раз Павла ударили по лицу на главной городской автобусной станции. Власти, разумеется, «не смогли» найти преступников, не говоря уже о том, чтобы предъявить им обвинения. Монастырское имущество было испорчено или конфисковано задолго до волны разрушений 1999-го года, когда НАТО развязало руки Армии освобождения Косова. Крупнейшая церковь Метохии в Дьяковице была разрушена властями, чтобы освободить пространство для массивного монумента в честь «партизанского движения». Албанское сепаратистское движение в Косове, закономерное следствие титовского порядка, подготовило почву для прихода Слободана Милошевича, неокоммуниста и квазинационалиста. Кровавый распад Югославии, длившийся с 1991 по 1999 год, стал запоздалой расплатой для Тито и его идеологических последователей

Павел был избран Патриархом в декабре 1990 года, накануне распада страны. Сам он не претендовал на этот пост, однако был избран, как компромиссная фигура, так как ни один из двух лидеров голосования не смог собрать необходимого большинства голосов.

В течение последующих безрадостных лет он не уставал повторять, что «никакими интересами, ни личными, ни государственными, нельзя оправдать бесчеловечность».

Когда в бывшей Югославии лились реки крови, он призывал верующих молиться не только за своих союзников, но и за врагов, так как «они гораздо больше нуждаются в спасении».

Во время встречи с американским послом Уорреном Циммерманом в 1991 году на вопрос посла о том, чем Америка могла бы помочь Патриарху и церкви, Павел, не моргнув глазом, ответил: «Ваше превосходительство, самое большее, что вы могли бы сделать, это не делать ничего, чтобы нам навредить».

Этому не суждено было сбыться. В государственном устройстве Югославии было слишком много трещин, поэтому не могло быть серьезных возражений против того, чтобы хорваты и боснийские мусульмане создали свои национальные государства. Но не было также и оправдания тому, что 2 миллиона сербов, живущих западнее реки Дрина, были силой присоединены к этим государствам, не получив при этом никаких гарантированных прав. Югославия была образована в 1918 году, как союз южнославянских народов, а не государств. И распад этого союза должен был происходить по тому же принципу. Это было и остается настоящим основанием югославского конфликта с того момента, когда прозвучали первые выстрелы в 1991 году. Политическая суть этой войны в западном мире, и в особенности в США, всячески замалчивалась. Вместо этого создавался образ сербов, как примитивных ультранационалистов, жаждущих занять чужие земли. Самые резкие из подобных обвинений разом перекочевали из мусульманских и хорватских источников в средства массовой информации, резолюции конгресса, псевдоправовые бессмысленные выводы Гаагского трибунала и, в конечном итоге, в боевые приказы НАТО.

К сожалению, многие сербы не последовали призыву Патриарха Павла: «Если мы будем жить, как божьи люди, на Балканах и в мире хватит места всем народам. Если же мы уподобимся Каину, весь мир будет слишком мал и для двоих». Но постоянное изображение сербов в обличии демонов, а косовских и боснийских мусульман - в образе невинных жертв этнической и культурной нетерпимости подготовило почву для построения постмодернистской квазиреальности. Патриарх Павел, к своему огорчению, прекрасно понимал это, однако воздерживался от заявлений, которые могли счесть политическими. Он промолчал даже тогда, когда хорватские власти разрушили православную церковь в его родной деревне, в которой его крестили в 1914 году. Западная пресса часто критиковала его за появление на официальных мероприятиях, которые посещал Милошевич, даже, несмотря на то, что присутствие Патриарха обусловливалось протоколом и традициями, однако в 1997 году он также молчаливо присутствовал на собрании, потребовавшем отставки Милошевича.

Патриарх Павел был крайне удручен тем, что после краха коммунистического режима Сербия попала под власть идеологии обогащения. «Я хотел бы стоять у дверей банкетных залов и других мест встреч богатых, стоять и молиться за наших бедных братьев и сестер и их детей. Мы должны яростно стыдить тех, кто столь открыто опускается до высокомерной жадности, а не возмущаться за закрытыми дверьми». Его легендарная скромность выражалась в привычке пользоваться общественным транспортом и нелюбви к автомобилям с водителями. В 2006-м году во время Священного Архиерейского Собора он проходил мимо здания Патриархата и обратил внимание на длинный ряд припаркованных «Мерседесов», «БМВ» и «Ауди». Павел поинтересовался у секретаря, чьи это машины. «Архиерев, приехавших на Собор, Ваше Святейшество». - ответил секретарь. «Интересно, - заметил Патриарх, - на чем бы они ездили, если бы не давали обет нестяжательства».

Сербии повезло: в самые тяжелые времена ей помогали политически дальновидные Патриархи, в частности, Патриарх Арсений III (Црноевич) во время турецких войн и Великого переселения сербов в 1690 году и Патриарх Гаврило (Дожич) во время Второй мировой войны.

Патриарх Павел принадлежал к другой традиции. Это был, скорее, мистически набожный монах, нежели уверенный руководитель церкви. Как Патриарх, он гармонично сочетал в себе три функции: отца, священника и пророка. Он осмыслил и принял, как жизненный принцип завещание князя Лазаря, мученически погибшего в Косове в 1389 г.: «Царствие земное мало и презренно, но Царствие небесное вечно и безгранично».

Перевод Дарьи Ванчковой

Серж Трифкович - писатель историк, специалист по международным отношениям

Специально для Столетия

Года на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия).

В качестве главы Рашко-Призренской епархии активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии . Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

За время своего первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии Сербской Православной Церкви как на территории бывшей Югославии, так и заграницей. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии , США , Канаде и Западной Европе .

13 ноября года был госпитализирован в военно-медицинскую академию Белграда, 15 мая года в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил временно передать функции предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием .

Святейший Патриарх Павел - автор нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике Сербской Православной Церкви » печатались его исследования по литургике . Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета .

Свидетельства

Отрывок из беседы с диаконом Сербской Православной Церкви Небойшей Тополичем.

Наш Первосвятитель... ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова. Однажды журналисты спросили его: «Вы вегетарианец?» Он ответил: «Я не вегетарианец - я христианин». Что он хотел сказать этими словами? Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост. Я уже говорил, что он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане.

У него такая традиция: если он рукополагает кого-то во диакона или священника, то берет его с собой в часовню, и тот служит вместе с ним сорок дней (чтобы почувствовать, что такое соборная молитва и соборная служба). А когда тот уходит на свой приход, Патриарх Павел снова служит один - без священника и без диакона (только алтарник разжигает и подает ему кадило).

Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее». Так он воспитывает своих пастырей.

Несколько историй из сетевого древника Юрия Максимова

Госпожа Яня Тодорович рассказывала мне историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к Патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги Патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "какой позор для нас, сербов, что нашему Патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?" Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в Патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они ещё долго смогут послужить".

С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в Патриархию с требованием поговорить с Патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев Патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести Патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра", - отвечает Патриарх, - "И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

Однажды, подходя к зданию Патриархии, Святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что Патриарх с улыбкой сказал: "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?"

Как-то раз Патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с Патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня".


Патриарх Сербский Павел

О том, что Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит, свидетельствуют многочисленные истории. Особенно среди них много примеров аскетизма и нестяжательства сербского Патриарха.

Так, известно, что по городу он либо ходил пешком, либо ездил на общественном транспорте - среди людской давки без охраны, без сопровождающих лиц. Каждый мог подойти к нему и поговорить с ним.

Одна из историй о нем, опубликованная в издании "Татьянин день", гласит, как однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил у входа много иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?

Известно, что предстоятель Сербской церкви всегда ходил в старых ботинках. "Татьянин день" рассказывает, как одна женщина попала на прием к патриарху. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?". Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они еще долго смогут послужить".


Другая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с предстоятелем Сербской церкви по неотложному делу. Во время аудиенции она рассказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, спросил: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырех часов утра", - ответил патриарх, - "и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

Он не только мог отремонтировать любую обувь или даже сшить себе ботинки из старых женских сапог, если он видел, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: "Принеси, я починю ее".

Он сам облачался перед службой и сам разоблачался после, сам стирал, гладил и чинил подрясник и рясу, сам исповедовал прихожан и сам причащал их. И питался так мало, как древние отцы-пустынники.

Однажды Патриарх Павел летел куда-то с визитом на самолете. Над морем самолет попал в зону турбулентности, его стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня".




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top