Тайна запечатанной двери индийского храма Падманабхасвами.

 Тайна запечатанной двери индийского храма Падманабхасвами.


В окружающем нас мире существует много таинственного – это и древние пирамиды Египта, и Стоунхендж в Англии... Не менее загадочен и древний индийский храм ШРИ ПАДМАНАБХАСВАМИ, скрывающий за своей запечатанной дверью нераскрытую доселе тайну.

Немного истории…


История этого храма, сооруженного в честь бога Вишну, насчитывает не одну тысячу лет и восходит к 4 веку до н э. За это время храм неоднократно разрушался и заново отстраивался. В том виде, в котором мы знаем его сейчас, храм существует с 1731 года.
Главную его башню высотой 30,5 метров, имеющую семь уровней, украшает множество великолепных статуй и скульптур. Входить в храм могут только индуисты в соответствующих одеждах.




В главном зале храма находится его святыня - статуя Верховного бога Вишну высотой 5,5 м. Бог возлежит на ложе из гигантского тысячеголового змея.


Статуя видна из всех трех ворот. Но через одни ворота можно увидеть лишь ее стопы, через другие - живот, а через третьи – голову и руки.


Этот индийский храм заслужил славу самого богатого храма в мире. Да, все его стены снаружи покрыты золотом, но дело не только в этом. Не так давно в его подземных хранилищах обнаружили клад, самый крупный из всех, когда-либо найденных.

Не счесть алмазов в каменных пещерах…

Через княжество Траванкор, в котором находился этот величественный храм, с давних пор проходил довольно оживленный торговый путь, по которому купцы чаще всего приезжали закупать специи. И все они делали щедрые подношения божеству этого храма Вишну. Также здесь хранилось то золото, которым торговцы расплачивались за пряности. Кроме того, по разным торжественным случаям жертвовали храму свои драгоценности и члены богатых семей Индии. На протяжении столетий жрецы храма собирали эти пожертвования и передавали их на хранение в подземный тайник.

Долгое время в народе была жива легенда о том, что в подземных кладовых храма спрятаны несметные богатства. И действительно, в 2011 году эта легенда обрела реальные очертания. Оказалось, что помимо видимой части величественного храма, в Падманабхасвами скрыты и огромные невидимые богатства.

Началось все с того, что в 2009 году адвокат Сундара Раджан обратился в Верховный суд Индии с петицией. В ней он потребовал вскрыть подземные кладовые храма и произвести должный учет хранящихся там сокровищ, иначе они будут попросту разграблены. Имелись подозрения, что и сами жрецы время от времени запускают в кладовые свои руки. Судьи поддержали обеспокоенность адвоката, и вскоре одно из хранилищ было вскрыто для того, чтобы убедиться, что в нем действительно хранятся сокровища.

И вот что предстало перед глазами присутствующих:
«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак - его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел ».


Несмотря на недовольство местных жителей, считающих, что притрагиваться к богатству богов недопустимо, пять из шести расположенных под храмом хранилищ по решению суда были вскрыты, и то, что в них обнаружили, оказалось настоящим шоком. Около тонны золотых монет, еще тонна золотых слитков, сундуки со сверкающими бриллиантами, изумрудами, рубинами…


Кроме того - золотая статуя бога Вишну, трон, усыпанный драгоценными камнями, золотое полотно весом 36 кг, огромная цепь длиной 5, 5 метров, 500-килограммовый золотой сноп и много чего другого…






Сейчас храм круглосуточно охраняют более 200 полицейских, установлены камеры видеонаблюдения, металлоискатели, есть даже пулеметчики. Но этого, конечно же, недостаточно. Полный учет драгоценностей так и не провели, и они по-прежнему потихоньку растаскиваются и исчезают.

Тайна шестого хранилища


Итак, с пятью хранилищами частично разобрались, но шестое так и остается запечатанным. Его дверь герметично закрыта, хотя непонятно, каким образом – на ней нет ни замков, ни защелок, ни отверстий для ключа. На двери изображена огромная кобра с несколькими головами - запрещающий «знак змеи». Согласно легенде, за этой дверью хранится неприкосновенный запас бога Вишну, и трогать его запрещено.

Жрецы храма категорически не разрешают открывать эту дверь, утверждая, что это сулит неисчислимые беды. Многие прислушиваются к ним, особенно после таинственной смерти Сундар Раджана, затеявшего всю эту эпопею с драгоценностями. Случилось это спустя неделю после вскрытия хранилищ. Согласно официальной версии, умер он от лихорадки, хотя на здоровье не жаловался и долгое время ничем не болел. Но люди считают иначе. Вскрытие не позволило установить причину смерти.

Говорят, однажды, конце 19 века, все же была предпринята попытка открыть эту дверь. На это отважились англичане. Но когда смельчаки вошли в подземелье, на них накинулись полчища невесть откуда выползших огромных змей, отбиться от которых им не удалось ни саблями, ни огнестрельным оружием. Англичане в ужасе бежали, а те из них, кого змеи покусали, скончались в тяжелых муках.

Так что дверь в шестое хранилище остается закрытой, и интрига вокруг драгоценностей храма Падманабхасвами продолжается.

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы. Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности. В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729- 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам - столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами. Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам - главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром. Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов. Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами - формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне. Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше - царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви. Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма - через одни видны стопы, через другие - тело, а через третьи - грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну. Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура - лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие. Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма. Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», - сообщил офицер полиции. В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм. Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии. Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей. То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 т золотых монет, 1 т золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями. В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели! По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения. После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы - вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался. Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ - верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома. В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада. Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства. Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии - от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон. Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся. Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать. Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть. Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями. В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую. Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя - это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам - должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства. А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это - уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет. «А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей. А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться - судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность. Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности. «Являются ли найденные сокровища наказанием или благословением для одного из самых бедных индийских штатов, покажет время. С определенностью можно сказать одно: для властей штата Керала деньги были бы точно не лишними», - отметил германский еженедельник «Der Spiegel». При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать. Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма. С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы. Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора. «Мы лишь удивлены тому, что этому так удивились, - сказал в одном интервью Мартханада Варма. - Все знали, что наша семья богата и много веков дарила золото храму». При этом князь ушел от ответа на вопрос, готова ли его семья передать часть найденных сокровищ на общественные нужды: «Все ответы должен дать Верховный суд. Мы ждем его решения». А пока суд тянет время, драгоценности лежат в старинных храмах. Никем не учтенные, они потихоньку растаскиваются, исчезают. Нередко артефакты подменяются новоделами, а оригиналы оседают где-то в частных коллекциях. Единственный путь прекратить это - поставить храмовые памятники и сокровищницы под контроль центральных властей, считают в Индии многие. Собственно, об этом и говорил юрист и бывший полицейский Сундара Раджан, который затеял историю со вскрытием храмовых тайников и умер то ли от лихорадки, то ли от гнева Вишну.

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729- 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам - столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам - главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.

Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами - формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.

Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше - царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма - через одни видны стопы, через другие - тело, а через третьи - грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.

Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура - лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», - сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм.




Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии.

Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей.

То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 т золотых монет, 1 т золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями.

В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы - вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.

Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ - верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии - от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя - это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам - должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это - уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться - судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

«Являются ли найденные сокровища наказанием или благословением для одного из самых бедных индийских штатов, покажет время. С определенностью можно сказать одно: для властей штата Керала деньги были бы точно не лишними», - отметил германский еженедельник «Der Spiegel».

При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.

«Мы лишь удивлены тому, что этому так удивились, - сказал в одном интервью Мартханада Варма. - Все знали, что наша семья богата и много веков дарила золото храму». При этом князь ушел от ответа на вопрос, готова ли его семья передать часть найденных сокровищ на общественные нужды: «Все ответы должен дать Верховный суд. Мы ждем его решения».

А пока суд тянет время, драгоценности лежат в старинных храмах. Никем не учтенные, они потихоньку растаскиваются, исчезают. Нередко артефакты подменяются новоделами, а оригиналы оседают где-то в частных коллекциях.

Единственный путь прекратить это - поставить храмовые памятники и сокровищницы под контроль центральных властей, считают в Индии многие. Собственно, об этом и говорил юрист и бывший полицейский Сундара Раджан, который затеял историю со вскрытием храмовых тайников и умер то ли от лихорадки, то ли от гнева Вишну.




В самом начале восемнадцатого столетия на территории полуострова Индостан образовалось княжество Траванкор. В последующие годы данное княжество было часто посещаемым местом, через которое постоянно проходили торговцы специй. Обычно они оставляли щедрые дары богу Вишну, которого местные жители особенно сильно уважали и считали своим основным покровителем. В 1731 году могущественный правитель Траванкора М. Варма распорядился соорудить на территории княжества величайший и прекрасный храм Падманабхасвами.

Основная достопримечательность храма

Получившийся храм «гопурам» состоял из семи ярусов, которые формировали цельное здание высотой больше тридцати метров. Каждый ярус был украшен великолепными скульптурами, лепниной и росписью. Не менее прекрасным был интерьер храма Падманабхасвами. При входе в него располагались 365 колон, которые изготавливались из гранита. Они формируют протяженный коридор, ведущий к основной зале. Основное помещение, в свою очередь, мастера украсили фресками, изображениями религиозных различных событий и мистических историй. Кроме этого, там установили самую величественную и драгоценную статую бога Вишну, который пребывает в позе «ананантхасаянам» - волшебном сне, о котором рассказывают легенды.

Вишну дремлет на особом ложе, произведенном ним же из Мирового Змея, которого он якобы победил. Этого змея величают Ананта-Шеше, и он в свое время являлся правителем всех нагов – змеевидных существ, которые могли перевоплощаться в людей, и были развитой, предшествующей нам цивилизацией.

Из пупка бога Вишну прорастает лотос, на котором сидит Брахма. Под левой рукой Вишну находится камень-лингам, считающийся важнейшим атрибутом Шивы. К слову, у Вишну было две жены: покровительница Земли Бхудеви и богиня процветания по имени Шридеви.

Высота вышеописанной статуи составляет пять с половиной метров. Ее создали из дорогих святых камней «Шалаграмашил», после чего покрыли толстым слоем золота и украсили драгоценными кристаллами. Из 3-х входов храма можно лицезреть это произведение искусства, но только частично. К примеру, через одни ворота можно видеть только живот Вишну, через вторые – стопы.

Древнее проклятие Траванкора

Если пообщаться с местными жителями, то можно узнать, что храм с его всемирно известной статуей являются лишь частью сокровищ.

Все началось в 2009 году, когда адвокат С. Раджан обратился в суд с требованием открыть погреба храма Падманабхасвами. Болеее 130 лет назад их запечатали, чтобы злоумышленники не прикоснулись к имуществу Вишну. Юрист имел добрые намерения: он считал, что без должной охраны сокровища разграбят «черные копатели», которые рано или поздно могут до них добраться. К слову, храм Падманабхасвами охранялся некачественно. Местная современная власть не могла снарядить охрану необходимыми приспособлениями, а также не желала нанимать большое количество людей. Конечно же, в храме не было современных автоматизированных охранных систем: камер видеонаблюдения, лазерной сигнализации и прочего. Раджан добился своего, несмотря на недовольство местных жителей, которые считали, что имущество бога не должно принадлежать государству. Спустя некоторое время погреба храма Падманабхасвами вскрыли, так как собирались провести инвентаризацию их содержимого.

Находка потрясшая весь мир

Под величественным храмом хранилось огромное состояние: сундуки с тоннами золотых и серебряных монет, золотые слитки, общий вес которых составлял несколько тонн, мешки с драгоценными камнями. Кроме всего ранее перечисленного, в погребах хранились древнейшие короны, различная атрибутика правителей, украшения, ценные монеты других стран, золотые полотна и статуя бога Вишну в классической позе высотой не менее 1,2 метра. Самое интересное, что вся она была изготовлена из золота высочайшей пробы.

После инвентаризации выяснилось, что эти драгоценности имеют немыслимую стоимость – более триллиона рупий Индии, либо более двадцати миллиардов американских долларов. Данная сумма перекрыла даже бюджет всего округа Дели. Исследователи никогда не задумывались о том, что под каким-либо храмом на протяжении сотен лет могли храниться такие объемы богатства, которое никто не тронул и не разграбил. Найденные сокровища решили максимально обезопасить: установили в храме камеры, посадили за мониторы полицейских, которые следили за происходящим в храме круглосуточно, оснастили все помещения самой современной сигнализацией.

Обычные индусы после такого события взялись за металлоискатели и побежали исследовать остальные храмы в надежде на то, что подобные сокровища окажутся еще где-то. Интрига вокруг вышеописанного храма продолжает разворачиваться и ныне, так как под ним вскрыли только 5 погребов. На сегодняшний день археологам удалось обнаружить шесть подобных хранилищ. Последнее планируют открыть в скором времени и надеются, что в нем находятся самые ценные изделия.

К сожалению, мало кто из правительства и исследователей обратил внимание на проклятие, которое наложили жрецы Вишну на тех, кто прикоснется к сокровищам бога. Известно, что после вскрытия скарбницы (приблизительно через неделю после этого) скоропостижно умер С. Раджан, который являлся первым инициатором. СМИ тогда заявили, что его погубила лихорадка, но после стало известно, что вскрытие так и не показало истинной причины смерти. С. Раджан никогда не жаловался на здоровье, был крепким физически и морально мужчиной. После его смерти индусы заговорили о проклятии уже в полный голос, утверждая, что так Вишну мстит за нарушенный сон.

Загадочный 6-й тайник

Один из потомков правителей Траванкора заявил, что шестой тайник храма Падманабхасвами открывать ни в коем случае нельзя. По его словам, он запечатан особым «штампом змея», который обладает магической силой. Существует легенда, что под «штампом змея» хранится самый важный запас для Вишну, который обычный человек трогать не должен. Вскрыть дверь тайника могут только жрецы в особом случае с помощью особого ритуала, который действует только один раз. Тех, кто вскроет тайник самостоятельно без особой причины, ожидает страшная смерть.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Достопримечательность

Храм Падманабхасвами
ശ്രീ പത്മനാഭസ്വാമി ക്ഷേത്രം

Страна Индия
Город Тируванантапурам
Конфессия вайшнавизм
Тип здания индуистский храм
Состояние действующий
Координаты : 8°28′58″ с. ш. 76°56′37″ в. д.  /  8.48278° с. ш. 76.94361° в. д.  / 8.48278; 76.94361 (G) (Я)

Божество

Божество внутри храма представляет собой Вишну, возлежащего на Ананта-шеше . Это фигура длиной 5,5 метров, построенная из 10 008 Шалаграма-шил , и покрытая золотом и драгоценными камнями.

Храм

Храм представляет собой 30,5 метровый семирядовый гопурам , покрытый искусной резьбой. Внутри располагается широкий коридор с 324 рельефными столбами и 24,5 метровый золотой шест с флагом. Стены храма покрыты фресками, которые изображают различные мистические истории. Архитектурный стиль, в котором выполнен храм, является смесью дравидского и керальского стилей. В своей нынешней форме храм был построен царем Мартханда Вармой (1729-1758), одним из самых могущественных правителей Траванкора . Строительство было начато в 1731 году . В 1750 году махарадж посвятил своё царство Падманабхе, главному божеству в царстве, а сам стал называться Падманабхадаса, что значит «слуга Господа Падманабхи».

Клад

В июле 2011 года в храме был обнаружен один из крупнейших кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 млрд $ . Предполагается, что сокровища на протяжении тысячелетия складировали в храме многие поколения правителей Траванкора. При вскрытии тайника присутствовал сын последнего махараджи. Богатствами сопоставимого масштаба в Индии может похвалиться только дворец Джай Сингха II в Джайпуре .

Напишите отзыв о статье "Храм Падманабхасвами"

Примечания

Отрывок, характеризующий Храм Падманабхасвами

– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n"est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j"ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
– Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула.
Князь Василий встал.
– Ma chere, je vous dirai, que c"est un moment que je n"oublrai jamais, jamais; mais, ma bonne, est ce que vous ne nous donnerez pas un peu d"esperance de toucher ce coeur si bon, si genereux. Dites, que peut etre… L"avenir est si grand. Dites: peut etre. [Моя милая, я вам скажу, что эту минуту я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду возможности тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть… Будущность так велика. Скажите: может быть.]
– Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.
– Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья.
«Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.


Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top