Тема революции в произведениях блока. Сочинение: Тема Революции в Творчестве Блока

Тема революции в произведениях блока. Сочинение: Тема Революции в Творчестве Блока

Тема: Революция в творчестве А. А. Блока


Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении «Фабрика» он рассказывает о том, как «недвижный кто-то, черный кто-то» «медным голосом завет».

Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год («Сытые»), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - «сытые» - «скучали и не жили», в то время как кругом слышались «мольбы о хлебе». Но вот началась революция, слышен «красный смех… знамен, и

Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев! »

Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:

Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средствам поэмы о революции «Двенадцать». Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа…

Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется «первый революционер на земле» Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, «Революция и интеллигенция» Блок призывал: » Слушайте революцию! «. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:

Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: «Кругом - огни, огни, огни… Оплечь - ружейные ремни… », то натуралистично: » В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз! » (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей. Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это «человек бесстрашной искренности», и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже «не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок».

Революция пробудила Блока от мистических снов, столкнула с жизнью, ее земными делами и заботами. Период между 1905 и 1918 годами был самым плодотворным в его творчестве. В эти годы расширяется тематика поэзии Блока, в ней вызревают и утверждаются элементы реализма, углубляется связь с реалистическими традициями русской классической литературы. На протяжении этих лет Блок пересматривает свои взгляды на искусство.

Одной из важных тем его творчества в период революции становится тема города. Стихотворения этой тематики собраны в цикле «Город» (1904-1908). Здесь показаны страдания обездоленных людей, обреченных на «тяжкий труд проклятья», на нищету («Из газет», «Повесть»), создан образ неудачника, «чердачного жителя», от имени которого написаны стихотворения «На чердаке», «В октябре», «Окна во двор», «Хожу, брожу понурый...», «Холодный день» и др.

В стихотворениях о маленьких людях и их заботах Блок продолжил некрасовскую демократическую традицию. В ряде стихотворений, посвященных Петербургу, он обнажил социальные противоречия и контрасты капиталистического города. Городская тема трактуется им отчасти как тема серого и скучного обывательского существования, которому противопоставляется романтическая мечта, природа, вольная стихия. Это ощущается в цикле стихотворений «Вольные мысли» (1907), содержащих философские раздумья о жизни и смерти, сатирические характеристики обывателей, прекрасные пейзажные зарисовки, в которых звучит «высокий гимн о том, как ясны зори, как стройны сосны, как вольна душа». Написан цикл широко, свободно, превосходным белым стихом. В нем проявилась удивительная наблюдательность и зоркость поэта. В поле его зрения и погибший на скачках жокей и работающие на набережной грузчики, и играющие дети, и прогуливающиеся по берегу озера пары, и «затянутый в китель офицер», и праздные дачники на морском побережье.

В стихотворении «В северном море» скопищу «гуляющих модниц и франтов», прозаичности их облика противопоставлена величественная и тревожная картина заката над морем:

А там -закат из неба сотворил

Глубокий многоцветный кубок.

Руки Одна заря закинула к другой,

И сестры двух небес прядут один -

То розовый, то голубой туман.

И в море утопающая туча

В предсмертном гневе мечет из очей

То красные, то синие огни.

Моторная лодка проносится мимо человеческого муравейника и вырывается на вольный морской простор. И здесь, и в ряде других стихотворений («Голос в тучах», «Оставь меня в моей дали», «Крылья», «Уже над морем вечереет...», «Ты помнишь? В нашей бухте сон-ной...») морская стихия, образы кораблей, горящих маяков противопоставляются серым будням. Поэт стремится преобразить низменный быт силой возвышенной романтической мечты.

Источники:

  • Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.
  • Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

    Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт...», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»).

Сочинение

Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Всё это — реальные вехи путей России, важные моменты её истории, на которые живо откликнулись эти поэты.

«О, четырежды славься, благословенная!» -- такими словами Маяковский встретил Великую Октябрьскую революцию. С октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде всего, изменением действительности. Резко меняется тональность его стихов. Пафос, решительное отрицание враждебной человеку реальности, гротескное её изображение (персонажи сатирических гимнов, образ Повелителя Всего), мрачные картины людского горя уступают место мажорному утверждению начавшихся в стране коренных перемен.

«Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — эти первые образцы социалистического искусства захватывают своей искренностью, верой в прекрасное будущее, открывшееся перед человечеством. В неискренности поэта не могли упрекнуть даже его враги. Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей обстановкой. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти «сытых». Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены, —

Не остановить в его неслышном карьере.

Республик и царств беря барьеры.

В дни исторического перелома Маяковский убеждённо встаёт в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс обновления жизни. Он глубоко убеждён, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтобы оно стало подлинно действенным, всё должно быть перестроенным: лирика и эпос, поэзия и драматургия. Именно поэтому Маяковский работает в «Окнах РОСТа». В желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства — источник новаторства Маяковского.

Своё восприятие новой действительности было и у Александра Блока. В январе 1918 года поэт опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передаёт поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция.

Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом изображение революции в творчестве Блока и Маяковского различно, но их роднит то, что они восторженно приняли перемены, хотя Блока и пугала их масштабность. Каждый поэт видел своё лицо революции: у Блока это был карающий меч, а у Маяковского — всепобеждающая сила.

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю

Все равно: принимаю тебя!

(Александр Блок)

У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой! Покой нам только снится”, который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А. М. Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, сказавший: “О Русь моя! Жена моя!”.

Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.

Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный смех... знамен, и Так - негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!” Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.

Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средствам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:

Утек, подлец! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.

Не ушел он от ножа...

Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “Слушайте революцию!”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови

Господи, благослови!

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи!

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь ружейные ремни... “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз!” (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.

Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А. М. Горьким, что это “человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К. Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок”.

Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге.

Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором

Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета.

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении

Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

и искуству. Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научными переводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала

тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В

1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета

будучи студентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный

эпизод из студеньческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин

В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала

«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии,

Он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог

знает что творится!» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием.

Тогда это

было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших

похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время.

Россия на рубеже XIX-XX-веков. Жизнь быстро меняется и усложняется.

Развитие промышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают

её интенсивной. Всё это сопровождается социальным кризисом, активными

поисками в философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века»

Наивный и

плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять;

«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка

и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового

направления в литературе.Это,так называемые «старшие символисты».

Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и

Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в

Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов

Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока, еще нигде не печатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев

(А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое

значение.Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока, приняли его к сердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не

как начинающий, а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с

Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией

В.С.Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий».

Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами- предшественниками-

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно

Вл.Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема: расплывчатый миф о

Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной
Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей
“о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте

сознание гражданской ответственности: покоя и счастья нет, когда мир делится на

голодных и сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая

политическая лирика: «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно-

как личную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет.

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного

с движением народа, социальных низов. В открывающем том програмном

стихотворении та, что была прекрасной Дамой, «в поля отошла без возврата» .

Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов, изображающих

город в традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского, - во всей его фабрично-

заводской и бытовой неприглядности. Постепенно из мистико- романтического

трубадура Блок превращается в поэта, которому дороги судьбы России.

Другая тема – природы, «пузырей земли» – своей материальной плоскостью

также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился со

своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым, усмотревшим здесь

измену канонам символизма.

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку

громкую известность. Здесь женщина - видение, воплощение идиала, но в отличие

от Прекрасной Дамы,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный,хотя

и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и

«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

в пути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно

любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только

датой,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве

Блока огромная тема Родины.

Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии

Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы

прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой

простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,

выражает боль, за судьбу родины, ввергнутой в мировую войну.

Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе

и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к

пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только

лирики Блока, но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.

Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его

творческогонаследия во всех жанрах.

Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с надеждой

на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе,он

писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть

одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии

проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом

работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской

власти (1921г).

К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.

В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение

дневника, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.

В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение

«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с

Западом, и статья «Интеллигенция и революция»

Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее

толкование как слева, так и справа. Сам Блок с некоторым запозданием

предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революции

не означала для поэта политической, агитационной направленности поэмы.

В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.

Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой- то мере и

присутствует в произведении, соединена Блоком с бескомпромисно- реалистическим

изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из

народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной

позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но

в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в

произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.

С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (запись

революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

революции.

Характерно,что не только писательская элитат в лице

А.Ахматовой,

Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы

Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,

тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных

органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии

имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко

временному аресту и допросу в ЧК.

Блок поверил в очистительную силу революции, вообразил себе ее

«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-

«страшного мира»

неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес

интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,

состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для психопатолога.

Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять,

какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию

революции.

Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю

в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких

подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и других.

Блок “принял “ идею революции, будучи не искушенным в реальной политике,

ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось,

что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление

“человека

артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок уповал

на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым

бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением

Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

Все последующее время,до самой кончины – стало кресным путем для
Блока.

Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,

в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно

1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный

отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в
Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек

А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top