Тема судьбы поколения в поэзии лермонтова. Судьба поколения в лирике Лермонтова

Тема судьбы поколения в поэзии лермонтова. Судьба поколения в лирике Лермонтова

Даже далекий от искусства человек, обладающий критическим мышлением, рано или поздно размышляет о судьбе своего поколения. Для М.Ю.Лермонтов этот вопрос стоял особенно остро.

В «Монологе» юный поэт выразил свои мысли о поколении современников. Говоря о молодых аристократах-ровесниках, Лермонтов отмечает однообразие их жизни, бесцельность и безрадостность существования.

Такой образ жизни становится причиной разочарований.

Молодые люди теряют веру в дружбу, в любовь, у них нет желания наслаждаться простыми человеческими радостями. В то же время автор подчеркивает: есть в его ровесниках «глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы». Но эти достоинства не востребованы обществом, в котором царит жестокость, насилие и пустота. В «Монологе» Лермонтов сочувствует своему поколению, ведь оно не виновно в драматическом финале восстания декабристов, после которого в России началась политическая реакция.

Другие настроения поэт вложил в «Думу». Здесь автор нещадно судит сверстников за равнодушие к будущему Отчизны и собственной судьбе.

В 30-х годах XIX столетия дворяне имели блестящее образование, обладали богатым запасом знаний, которым, увы, не находили применения. Аристократы тяготились этим бременем, но выхода не видели.

В начале жизненного пути ровесники Лермонтова стали свидетелями неудачной попытки первых революционеров сменить государственной устройство России. Несколько заговорщиков поплатились жизнью, другие – свободой. Были и такие, кто не выдержал тюрьмы, сибирской каторги и отрекся от собственных убеждений. Таким образом, они обогатили последующее поколение «ошибками отцов и поздним их умом». В итоге пришедшие на смену стали все подвергать сомнению. Чужой опыт стал причиной неверия в перемены, в тщетность попыток что-либо изменить в самодержавной власти. Главным пороком современников Лермонтов считал отказ от борьбы и равнодушие к делам общества.

Безразличие лермонтовского поколения отразилось на неспособности к самопожертвованию во имя любви или ненависти. Молодые дворяне стали равнодушны к настоящему, скептически относились к будущему, не уважали прошлое.

Мне кажется, великий поэт излишне сурово относился к поколению современников. Все же они оставили свой след в истории, о чем свидетельствует поэзия самого Лермонтова – проникнутая духом мятежности и стремлением к высокому идеалу.

Обновлено: 2017-01-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Лермонтовское поколение в стихотворении «Дума» и романе «Герой нашего времени»

Страницы: (сочинение разбито на страницы)

Поколение - общность людей, объединённых общими идеями и стремлениями. Каждый художник является неотъемлемой частью своего поколения, и его творчество обязательно отражает черты эпохи, в которой он жил.

30-40-е годы XIX века - это время, характеризующееся жестокой николаевской реакцией, наступившей после восстания декабристов. Именно М. Ю. Лермонтовым впервые в русской литературе была глубоко осмыслена проблема потерянного поколения. Писатель раскрыл трагическую неоднозначность человека той поры, его силу и слабость, при этом коснулся этой темы и в личном, и в социальном плане. Он показал, как гордое неприятие преобразований, происходящих в обществе, порождает горькое одиночество, а в результате - душевную пустоту.

В стихотворении «Дума», написанном в 1838 году, М. Ю. Лермонтов перечисляет пороки и потери общества такие, как отсутствие мужества и гордости:

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы,

усталость от бездеятельной жизни, равнодушие к добру и злу, причём поэт везде пишет «мы», не отделяя себя от современников. Начало стихотворения напоминает элегию: это грустное размышление о бренности бытия. Однако затем сатирические мотивы усиливаются, «Дума» всё более напоминает гражданскую сатиру, что, в свою очередь, показывает полный разворот проблемы. В чём же беда и вина поколения? По лермонтовской мысли, главное несчастье его современников в том, что им в наследство достались «ошибки отцов», предавших идеалы верности и дружбы. (Вспомним, что говорит Обломов, герой одноименного романа: «...жизнь моя началась с погасанья».) «Ошибки отцов» - крах декабристов, которые лишили следующее поколение возможности протеста при свирепствовавшей в России политической реакции, когда существовал строгий запрет на свободолюбие и свободу действий.

Каков же выбор возможен для мыслящего человека, обречённого на поражение? Ответ Лермонтова - уход в себя, в личностный мир. Его эгоистическое «я» становится мерилом жизни, а эгоистическое отношение к жизни - знамением времени. Но и тут не наступает желаемой гармонии, Лермонтов говорит о диссонансе в душе современников:

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

По мысли поэта, трагедия поколения в том, что, впитав мёртвый сок прошлого, оно не способно что-либо оставить будущему, за что его ждёт историческое возмездие (осуждение потомка):

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

В финале стихотворения автор «Думы» говорит о потомке, который будет высмеивать его поколение, при этом важно решить проблему: входит ли поэт в эту толпу, считает ли он себя неотъемлемой частью поколения. Обратимся к начальным строкам произведения: «Печально я гляжу на наше поколенье!» - одновременно выделяя своё «я», он признает, что это его поколение. Поэт оказался и судьей, и подсудимым. Показывая пороки окружающего мира, он осуждает и себя.

Проблема поколения раскрывается и в романе «Герой нашего времени», в образе Печорина- главного героя произведения. Выявляя в романе важность среды и обстоятельств в формировании характера, М. Ю. Лермонтов в образе своего героя сосредотачивает внимание не на этом процессе, а на конечном итоге и причинах развития человеческой личности.

Печорин сформировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления бескорыстной человечности как романтические. И это наложило отпечаток на его развитие, искалечило его морально, убило в нём все благородные порывы. В своей исповеди герой рассказывает о своей «бесцветной молодости», которая «протекла в борьбе с собой и светом»: «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял... Я говорил правду, - мне не верили... Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли...» И тогда Печорин надел маску любезности и добродушия, хотя в груди родилось и царствовало «холодное, бессильное отчаяние». Сходный мотив «маски» звучит и в «Думе».

Сочетание имен Пушкин и Лермонтов очень привычно для всех читателей, которые любят и знают русскую литературу. Между тем это довольно разные поэты. Темы и мотивы лирики Лермонтова своеобразны и неповторимы, чтобы говорить о схожести этих творцов. Каждый поэт остается в своем творчестве индивидуальной личностью.

Одно из самых известных произведений

Поэтическая биография Михаила Юрьевича началась в тот момент, когда Александра Сергеевича не стало. Буквально через несколько дней после смерти гения, в трагическом январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года, по рукам стали ходить листочки со стихотворением Лермонтова, которое называлось "На смерть поэта". Эта дата стала стартовой в поэтической биографии Михаила Юрьевича.

В сорок первом году он сам гибнет на дуэли. Таким образом, трагически мал оказался его литературный путь. Это всего чуть больше четырех лет. И насколько несоразмерен этот срок со значением этого творца в российской литературе.

Лермонтов написал много стихотворений, однако очень небольшая их часть при его жизни стала известна читателю. Для этого были свои причины. Дело в том, что Михаил Юрьевич не принадлежал к литературному кругу. Этот поэт всю жизнь держался особняком.

Безумная жажда к творчеству, но не к славе

Он учился в Московском университетском благородном пансионе, затем некоторое время в университете и, переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Все эти заведения были центром литературного общения.

Но Лермонтов какое-то время даже не помышлял о том, чтобы сделать карьеру в этой области, несмотря на то, что в этот период пишет он увлеченно и страстно. Были созданы сотни стихов, поэмы и драмы, которые Михаил Юрьевич даже не пытался опубликовать.

Многогранный и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Сохранилось много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Блестяще играл на фортепьяно, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова зачастую отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую сеть набросков, сделанную пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть преследующие его образы. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лирики Лермонтова, показывают, как сталкивается земное и небесное, ангельское и демоническое, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонию счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Смена эпох и основные мотивы лирики Лермонтова

Времена тысяча восемьсот тридцатого года были связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия уходит в прошлое, и Михаил Юрьевич, как творец, появился в неподходящую эпоху. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто отжившее. На смену одной эпохе шла другая.

В это сложное время и узнали читатели о творчестве этого поэта. Его стихи были восприняты по-разному. Для этого были свои причины. Михаил Юрьевич не только в жизни, но в произведениях человек, который придерживается крайних, радикальных убеждений. Взять, например, "Смерть поэта". Образ мученика, нарисованный в нем, принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, который призван к бескомпромиссной борьбе с целым миром.

Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич пытается уделить внимание не крайностям, а найти золотую середину. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, безысходную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина - "светлая печаль".

Терзания творческой личности

Основная характеристика лирики Лермонтова - это элемент отрицания, который присутствует практически во всех произведениях Михаила Юрьевича. Перед читателем постоянно возникает образ человека, который не согласен ни на какую гармонию или половинчатые решения, подвергает сомнению абсолютно все основания бытия.

Судьба поколения в лирике Лермонтова занимает значительное место. Произведения с таким мотивом наполнены особыми терзаниями. Тревога главного героя вечна. И поэт все эти свои ощущения гонимого одинокого человека, для которого нет и не может быть в жизни никакой позитивной цели, переносит на все современное потомство.

Здесь необходимо вспомнить стих "Дума", где описывается поколение, так и не сумевшее приобщить себя к реальному делу. Произведение "И скучно и грустно". В центре находится человек, который и рад бы подать своему ближнему руку, но он одинок, и причины этого одиночества лежат в состоянии мира, каким он является с точки зрения героя. Именно так выражена судьба поколения в лирике Лермонтова. Жизнь полна смятения, одиночества и изгнания.

Отличие двух поколений творцов

Дух лермонтовского поколения резко отличался от пушкинского. Между ними пролегло декабристское восстание, которое произошло в тысяча восемьсот двадцать пятом году. После его разгрома воцарилась совершенно другая атмосфера. Исчезли люди, принадлежавшие к предыдущей оппозиции, появилась новая, постулаты которой и отразились в творчестве Михаила Юрьевича.

Это тоже была молодежь, в основном гвардейская, которая была очень вольнолюбивой, но не надеющаяся на какие-то немедленные благие преобразования. Это оппозиционеры другого типа - рефлексирующие герои. И судьба поколения в лирике Лермонтова раскрывается именно при помощи таких образов. Например, всем известный Печорин. Это герой, который все время защищает себя, он не видит гармонии в мире, но ищет ее и страстно тоскует по ней.

Борьба с фальшивыми чувствами и ненавистное отношение ко лжи

Но, кроме эпохального и национального, судьба поколения в лирике Лермонтова имеет значение вечное и вселенское. И в одном из стихов Михаила Юрьевича встречаются такие слова: "Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно…". Если думать о том, чем дорог для русской литературы этот великий поэт и прозаик, то, конечно, это то, что он смог передать новому поколению чувство правды.

Страстная жажда правды, ненависть ко всякой фальши, мучительное ощущение одиночества, разъедающий душу скептицизм и в тоже время безумное желание жизни, гармонии, неповторимым образом отразились в характерах и судьбах героев поэта и прозаика. Любые темы лирики Лермонтова полны образов, которые стремятся еще при жизни вместить в свое сознание весь мир, переступить грань между жизнью и смертью.

Образы в известных произведениях

Герой драмы "Маскарад" жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Губит его самого. Гибнет и главный образ поэмы "Мцыри", готовый рай и вечность променять на свободу.

А "Герой нашего времени" - первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как о главной ценности, Печорин спрашивает себя: "От чего я так дорожу ею?" Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других людей, сеет вокруг себя гибель и страдания. Обрекает себя на трагическое одиночество и холодное ожесточение.

Фаталист намеренно испытывает судьбу и остается жив. Но это лишь временная отсрочка. А "Песня про купца Калашникова"? Герой этой поэмы своей смертью утверждает человека. Обращаясь к народным истокам поэзии, Лермонтов страстно искал ответы на кардинальные вопросы жизни и смерти.

Все, связанное с памятью Михаила Юрьевича Лермонтова - бесценное достояние не только русской, но и всей мировой культуры. Память о гении никогда не умрет в душах потомков. Она служит неиссякаемым источником вдохновения, веры в жизнь и любви к родной земле.

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.

Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать«Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:

Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.

Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» .- и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке.. В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о егонебезразличии и о желании изменить людей.

Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» ( « И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»

Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

Великого русского поэта Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоящего. Историческая тема, тема смены поколений, нравов, традиций, устоев является одной из важнейших в его творчестве, И если в представителях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотизма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколения вызывали у него сомнения и грусть.

К исторической тематике Лермонтова приводят частые и неутешительные размышления о судьбе своего поколения. Поэта зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков: - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Но автор вовсе не ставит в вину молодому поколению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После поражения декабристов стала невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется естественное стремление замкнуться в себе, уйти от реальной жизни в мир грез и фантазий. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего - не рассуждения стороннего наблюдателя, а откровения человека, на себе испытывающего все противоречия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермонтова - это в основном умные, образованные, талантливые люди, обладающие горячим сердцем, стремлением к свободе и счастью. Но в стихотворении«Монолог» поэт пишет, как все их благородные порывы гаснут под бременем жестокой жизни, жестокого века:

К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

Образ тех, чья юность томилась «средь бурь пустых», чья недолгая однообразная и пасмурная жизнь подобна «солнцу зимнему на, сером небосклоне», служит укором не только поколению современников поэта, но и самой существующей действительности , убивающейлюбые высокие стремления и мечты .

В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения - высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:

Поэта также волновало то, что в этом бездушном мире утрачивается высокое назначение поэзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонимание и забвение

В своих стихотворениях, посвященных судьбе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожалеет о том, что гибнут лучшие силы современников. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение

На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.

В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта» , явившееся своеобразным поминальным откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина. Лермонтов смело, без двусмысленных намёков высказывает своё мнение о светской «толпе» , о её страстях и желаниях; по сути он обвиняет её в убийстве великого поэта:

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабского поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!

В этом и других и других своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете:

Для лирического героя Лермонтова нет счастья и в любви. Через все его произведения, посвященные этой вечной теме, неразрывно следует мотив одиночества. Лирическому герою поэта в любви сопутствует, по большей части, измена, обман, предательство и горькое разочарование:

Одиночество не оставляет поэта даже когда он влюблён и его чувство взаимно. В этом заключается его трагедия. Мотив одиночества присутствует и в изображении Лермонтовым окружающего его поколения: «печально я гляжу на наше поколенье!» ; так говорит о нём лирический герой поэта. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках» , карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому по духу ему человеку.

Примерный текст сочинения

Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим "союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как "Дума" и "Монолог".

Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В "Монологе" выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана "Дума", духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает "ни любви, ни дружбы сладкой". Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и "глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы". Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. "Мы их употребить не можем", - говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: "Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете". Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения "мы". В "Монологе" звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.

Иными настроениями проникнута "Дума". В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим - жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь "ошибками отцов и поздним их умом". Отсюда и особенность нового поколения - все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию - самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.

Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение - это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию "иссушило ум наукою бесплодной", желание любви и страстей привело к пресыщению - "из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли". Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром "толпой угрюмою и скоро позабытой", ничего не оставив людям, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века "насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом".

Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому - удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки "Думы".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top