Тургенев про воробья. Тургенев «Воробей

Тургенев про воробья. Тургенев «Воробей

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

По уровню интеллектуального развития;

По типу мышления;

По темпераменту;

По интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

Повышение качества учебного процесса.

Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

Выявление одаренных учеников.

Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.

Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.

Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.

Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.

Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.

Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.

Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.

Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

Основные трудности для учителя

Отсутствие дидактических материалов.

Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.

2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.

3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:

Проблемная ситуация,

Составление алгоритма действий,

Анализ опорной схемы,

Изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.

4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.

5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).

7. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. В результате школу не любят не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.

Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е.дифференцированное обучение.

Понятие “Дифференцированное обучение”

в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Как бы хорошо ни было поставлено обучение, оно не может обеспечить единого темпа продвижения всех учащихся класса.

Эффективность усвоения учащимися приемов умственной деятельности зависит не только от качества, но и от индивидуально- психологических особенностей детей, от их способности к обучению.

Как учитель- практик, я неплохо знаю индивидуальные особенности своих учеников в каждом классе. Поэтому разбиваю класс на группы в соответствии с уровнем сформированности их умению по решению задач. Чаще всего выделяю в классе три группы учащихся.

Учащиеся первой группы и меют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один-два шага, не умеют вести поиск решения. Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей учащихся, входящих в первую группу. Здесь могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу плохой систематической подготовки к урокам. Вместе с тем эту группу составляют учащиеся, относящиеся к разным уровням, обучаемости. Те из них, кто имеет высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении обычно быстро переходят на более высокий уровень развития.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач. У этих учащихся не сформированы эвристические приемы мышления.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия.

Зная уровень сформированности у школьников умений по решению различных задач позволяет мне при подготовке к уроку заранее спланировать все виды дифференцированного воздействия, подобрать задачи, продумать формы помощи для каждой группы учащихся.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.

Дифференцированный подход осуществляю на определенных этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия, свойства, алгоритма работаю со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, ученики приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Для этого имею и постоянно пополняю свою математическую копилку различной математической литературой, дидактическим материалом, содержащим разноуровневые задания. Но очень важное значение имеет то, как преподнести ученикам эти задания, как заинтересовать их и получить наивысший результат.

Уровень "3" - это задания репродуктивного характера . Выполняя эти задания, ученик усваивает материал на уровне Госстандарта.

Уровень "4" - задания этого уровня направлены на усложнение работы с текстом и носят проблемный характер.

Уровень "5" - эти задания творческого типа.

Показатели сложности заданий:

1. Проблемность задания (творческие или проблемные задания сложнее, чем репродуктивные);

2. Расстояние от условия и вопроса до ответа (по числу звеньев в цепи рассуждения – чем оно больше, тем задание сложнее);

3. По числу причин или следствий, которые надо установить (чем больше причин или следствий надо найти, тем задание сложнее);

4. По количеству используемых источников (чем больше источников, тем задание сложнее).
В практике своей работы часто использую уроки- консультации. Для таких уроков готовлю разно уровневые карточки с заданиями на «3»; на «4»; на «5».На обратной стороне карточки записаны ответы. Ученики выполняют задания, сверяются с ответами. Если ответы совпадают, то и консультация им не нужна. Если ученику, что-то не понятно, то он просит консультацию у учителя. Работы оцениваются с учетом полученных консультаций. Поло- жильные результаты таких уроков- консультаций на лицо: не только исчезают пробелы знаниях учеников, но и способствуют мыслительной деятельности учащихся. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, иногда рисковать. Уроки- консультации позволяют работать индивидуально с каждым учеником.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь,доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения:

организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: у

Остановимся на внутриклассной дифференциации .

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Мы считаем, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами,сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности . Ее характерными чертами являются: открытость требований,предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:


  • Выявление отставаний в ЗУН;

  • Ликвидацию их пробелов;

  • Устранение причин неуспеваемости;

  • Формирование интереса и мотивация к учебе;

  • Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

  • по уровню умственного развития (уровню достижений);

  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания,мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты,дополняет картину.

В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе,которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка. Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования детей при поступлении их в школу. Из всего разнообразия тестовых методик приоритет был отдан методикам, предлагающим изучить уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека, Векслера, по корректурным пробам памяти, внимания, мышления.

Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка. Особенно актуально это сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика. Выявление уровня сформированности психологических процессов у младших школьников, позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения и оказать ребенку необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Данные обследования в течение последних пяти лет детей , поступивших в 1 класс, позволяют утверждать, что они характеризуются рядом особенностей.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%)поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные)отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом.У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.

Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход,учителя, руководствуется следующими требованиями:


  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

  • активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

  • Альтернативные задания для добровольного выполнения

  • Задания, содержание которых найдено учеником

  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала;дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы;организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

1-ая группа

, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями,показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием,при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа

- учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы,но с помощью учителя по опорным схемам),показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией,интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения.Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа

- учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий , большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения,показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд“слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности,выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет нам адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на“зону ближайшего развитии” каждого школьника,что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся,формирования положительной мотивации учения,адекватности самооценки.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

Русский язык

В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания

Поворот школ в России к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности.

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно- ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств. Личностно- ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

  • построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
  • обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
  • только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е.
  • в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.

Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся,
абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.

Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • определение критериев деления учащихся на группы;
  • умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.

Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную. А более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только тогда когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.

Принимая это во внимание, необходимо отчётливо представлять, в чём состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастания возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи учащимся.

Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышения качества образовании. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей. Создание условий для развития личности. Умелое применение приёмов и способов внутренней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик стал подлинным субъектом учения, желающим учиться. Обучение, по выражению Ш.А.Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников».Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении
Учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выработанному критерию.
3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Для организации дифференцированного обучения я в своих классах на протяжении многих лет использую групповую форму. В группы детей формирую по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также я включила сюда и учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываю индивидуальные задания и упражнения.

Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.

Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.

Осуществляя групповую дифференциацию, я руководствуюсь следующими требованиями: создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того,чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два основных критерия дифференциации: «обученность» и «обучаемость». По мнению психологов, обученность – это определённый итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.

Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Важными показателями высокого уровня являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и т.д.

Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное, поэтому на своих уроках, вводя элементы дифференциации, я придерживаюсь в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы. Т.е. я исходила из того, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математике на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности.

Используя различные способы организации деятельности детей и единые задания, я дифференцирую по:

1. Степени самостоятельности учащихся;
2. Характеру помощи учащихся;
3. Форме учебных заданий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯУЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:

  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости (3 группа) предлагают репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (1 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 3-й группы – однозначные);
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 4 действия);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе даётся задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
  • использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 1-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными).

3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы, т.е. школьники, с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАДОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).

Изучив опыт И.И.Аргинской, которая предлагает в данном случае использовать стимулирующую, направляющую обучающую помощь.

Предлагаю особенности работы с карточками-помощницами. Учащимся 1-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 2-й и 3-й группы оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
  • справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.;
  • наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)
  • дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
  • вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
  • начало решения или частично выполненное решение.

Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.

Приведу пример самостоятельной работы над задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающей помощи.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют мне течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.
Изучив опыт работы учителей-новаторов, считаю, что большие возможности для учета индивидуальных особенностей учащихся предоставляют современные программы и УМК по математике для начальных классов. Программы Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон, В. Н. Рудницкой, И. И. Аргинской являются разноуровневыми, в них дифференцируются требования к математической подготовке школьников по каждому году обучения. Материал учебников математики позволяют мне применять различные способы дифференциации. Например, в учебниках В. Н. Рудницкой номера заданий, относящихся к разным уровням сложности, обозначены разным цветом, а к некоторым упражнениям даются карточки – помощницы. В своей работе используют тетради на печатной основе, для дифференцированных заданий.
Используя изученный опыт в своей работе, отслеживаю качество знаний и % успеваемости по предметам. Так по математике % успеваемости ежегодно возрастает от 1,5% до 1,8%. Качество знаний соответственно от 1,2% до 1,5%.

Сборник заданий на тему «Использование дифференцированной технологии в начальной школе»

Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сборник, где раскрывается принцип дифференцированной технологии. Цель: обучение каждого ребенка на уровне его возможностей, способностей и особенностей.

Сборник заданий на тему
«Использование дифференцированной технологии в начальной школе»

Пояснительная записка
Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.
Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная пед. технология преследует?
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его особенности? Каждый учитель может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на различных уроках или внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.
Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.
Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.
А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век. Для достижения поставленных задач и целей является не назидательное, насильное обучение, а как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».
Данный сборник предназначен как для учителей начальных классов, так и для студентов-практикантов, обучающихся в педагогических заведениях.

Конспект урока математики с использованием дифференцированной технологии «Решение задач»
Класс: 2
Тема: «Решение задач».
Цель: Закрепление умения решать текстовые задачи.
Задачи:
1. Закрепить умения решать уравнения; повторить знания о периметре, формуле его нахождения;
2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и умение рассуждать; логические действия анализа, синтеза, обобщения; развивать познавательную сферу: долговременную память, произвольное внимание.
3. Воспитывать самоконтроль, самостоятельность.
Ход урока
1. Орг. момент
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- О каком времени года говорится в загадке?
- Вместе с осенью мы отправимся по её владениям. А полетим мы на листиках и понесёт их ветер. (Берёзовый лист – высокий уровень, кленовый – средний уровень, дубовый – низкий уровень)
2. Устный счёт
1. “Собери грибы”.
Ср.ур. 40:5 9 3 8 4 35:7 27:9
Н.ур. 6 3 5 5 24:4 15: 3 6 4
(Дети высокого уровня проверяют правильность ответов )
Задание на внимание
Вот забавная таблица,
На таблице только листья.
Повнимательней взгляни:
Очень строгому закону подчиняются они.
Присмотрись, довольно просто
До конца распутать нить,
И листок – где знак вопроса, -
Поразмыслив начертить.

А какой бы ответ получился, если это были бы не цепочки, а числовые выражения?
(Дети низкого уровня сначала повторяют правило порядка действий)
Физкультминутка.
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
3. Закрепление пройденного материала.
- Заглянем в осенний сад и решим задачу.
1. Решение задач. (устно).
(С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй? Во сколько раз меньше …?)
- Сколько вы видите задач? (2)
- Чем отличаются эти задачи? (Вопросами)
- Как узнать “на сколько больше”? (Действием вычитания)
- Во сколько меньше? (Действием делением)
- А теперь вместе с осенью отправимся в огород.
2. Решение задач. №2,
(Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше она собрала картофеля, чем посадила? Измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.)
В.ур. - решают самостоятельно, с дополнительным заданием: измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.
Ср.ур . – решают задачу самостоятельно.
Н.ур. – решают задачу с учителем.

4. Повторение пройденного материала.
- Полетим в осенний лес и посмотрим, как лесные жители готовятся к зиме.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в лесу орешки прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка)
“В гостях у белочки” - решаем уравнения.
Н.ур. - Реши уравнение: х +5= 15
Ср.ур . – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.
73 – х = 40
50 – х = 64
х + 25 =50
В.ур. - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.
72 – х = 40
х + 35 =60
х -24 = 46
25: х = 5
9 + х = 59
“В гостях у пчёлки”.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

Расстояние между двумя муравейниками 12 метров. Муравей выполз из одного муравейника и направился к другому. Преодолев половину всего пути, он нашёл соломинку, взял её и возвратился в свой муравейник. На каком расстоянии от муравейника он нашёл соломинку? Сколько метров прополз муравей?
“В гостях у медведя”.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Мишка задумал строить берлогу. Длина берлоги 5 см, а ширина 3 см. Но вот беда: не может он найти периметр.
Н.ур. - найти периметр самым простым способом.
Ср.ур. – найти периметр разными способами.
В.ур. – найти периметр. Начертите квадрат с таким же периметром.
“В гостях у ёжика”.
Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?..
Хозяин предлагает вам решить примеры. (Самостоятельная работа: кто больше решит примеров за 5 минут)
15 + 76
93 – 38
47 +29
71 – 5
5. Итог урока.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии.
- Какие были трудности?
- Что вам больше всего удалось?

Задания, основанные на характеристике таксономии целей Б. Блума
***
Класс: 4.
Тип урока: изучение нового
Тема: Начало истории человечества.
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о первобытном этапе в развитии человечества.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о зарождении человеческого общества;
2. Развивать умение делать обобщающие выводы;
развивать умения выделять общие и существенные признаки;
3. Воспитывать взаимоуважение (умение работать в паре);
воспитывать положительную мотивацию к предмету.

Задания:
Знание:

Что вы знаете о первобытном периоде?
Понимание:
Расскажи своими словами о жизни первобытных людей.
Применение:
Найди одно неверное утверждение о первобытном периоде и отметь его знаком «-». Дай объяснение.
Анализ:
Прочитай о внешности первобытного человека в учебнике.
Синтез:
Найди сходства и отличия первобытного человека от современного.
Оценка:
Оцени свою работу во время урока.

***
Предмет: Математика
Класс: 4 б
Тип урока: закрепление изученного
Тема урока: «Решение задач на движение»
Цель урока: Закрепление знаний учащихся связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием) с помощью решения задач на движение.
Задачи урока:
1) Знать формулы нахождения величин при решении задач на движение;
отрабатывать вычислительные навыки;
2) Развивать умение решать задачи на движение;
развивать умение работать со схемами;
развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
3) Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.


Задания:
Знание:

Какие формулы нахождения величин при решении задач на движение вы можете назвать?
Понимание:
Я буду читать вам определения, а вы поднимать синюю карточку, если согласны, и красную, если утверждение не верно:
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время!
Чтобы найти скорость, надо из расстояния вычесть время.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделит на время.
Чтобы найти время, надо расстояние умножить на скорость.
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

Применение:
Реши задачу:
Из города одновременно в одном направлении выехали автобус со скоростью 70 км/ч и легковая машина со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа.
Анализ:
Расскажи, что означает каждое выражение к задаче.
Из города одновременно в одном направлении выехали автобус со скоростью 70 км/ч и легковая машина, скорость которой была больше скорости автобуса. Через 3 часа легковая машина опередила автобус на 60 км. С какой скоростью она ехала?
а) 70*3; б) 70*3 +60; в) (70*3+60):3; г) 60:3; д)70+60:3.
Синтез:
Составь краткую запись к задаче и составь план её решения.
Оценка:
Выполнение теста. Оцените свою работу. Если 5 верных ответов – оценка «5», если 4 верных ответа – оценка «4», если 3 – оценка «3», если менее 3 правильных ответов – оценка «2».

Тесты по уровням обучения В. П. Беспалько.
***
Класс: 2
Тема: «Живое и неживое».
Тест на узнавание
Цель:
Определите, что относится к живым организмам. Дайте один вариант ответа:
А) стол
Б) велосипед
В) гриб
Г) облако
Тест подстановка
Цель: проверка знаний по теме живое и неживое.
Вставьте пропущенные слова в следующих определениях
Камни, реки, горы, озёра существуют в природе очень давно. Гвозди, автомобили, самолёты и множество других вещей люди придумали и сделали сами. Всё это … предметы. Цветок, собака, гриб и стрекоза – … организмы, и они очень интересны.

Цель: формирование умения классифицировать живое и неживое, правильно строить высказывание.
Назовите пример живого организма и неживого предмета. Объясните свой ответ.
Тест творческого уровня
Цель: выявление и установление закономерности между живыми организмами и неживыми предметами.
Как ты думаешь могут ли живые организмы превратиться в неживые? Если да, то как это происходит (пример) и как этого избежать? Если нет, то почему?

***
Класс: 3
Тема: «Родовые окончания имён прилагательных».
Тест на узнавание
Цель: проверка знаний по теме имя существительное.
Прочитайте слова:
родной, далекий, близкий,
чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
веселый, ласковый, забавный.
Какой частью речи являются данные слова:
А) Существительным
Б) Глаголом
В) Наречием
Г) Прилагательным
Тест подстановка
Цель: проверка знаний по теме прилагательное.
Вставь пропущенные слова:
Прилагательное – это … часть речи, обозначающая … предмета и отвечающая на вопрос «… ?», «… ?»,«… ?»,«… ?», «… ?».
Тест продуктивной деятельности
Цель: формирование умения определять род имени прилагательного.
Спиши, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Укажи род.
Горяч.. топлён.. молоко (. р.), вкусн.. свеж.. хлеб (. р.), сладк.. сочн.. яблоко (. р.), ароматн.. зрел.. земляника (. р.).
Тест творческого уровня
Цель: выявление и установление закономерности родовых окончаний имён прилагательных, через конструирование словосочетании.
Придумайте к данным именам существительным прилагательное и запишите полученные словосочетания. Выделите окончание имени прилагательного и укажите род прилагательного.
Платье, туман, небо, лицо, учебник, лето, вода, костюм, лес.

Задания по показателям степени обученности по В. П. Симонову.
***
Класс: 4
Тема: «Жизнь пресного водоёма»
Различение
Цель: узнавание растений и животных, которые обитают в водоёмах.
Подпиши названия растений и животных под изображениями.
Запоминание
Цель: проверка знаний экологической грамотности учащихся.
Расскажи правила поведения у водоёма?
Понимание:
Цель: формирование умения аргументировать свой ответ.
Скажи как взрослые и школьники должны охранять водоемы? Зачем это нужно делать?
Применение:
Цель: формировать умение применить знания на практике в простейших примерах.
Что такое природное сообщество? Напишите признаки и примеры природных сообществ.
Перенос
Цель: формировать умение творчески применять полученные знания на практике.
Изобразите, как вы представляете себе природное сообщество – водоём.

***
Класс: 2
Тема: «Сложение и вычитание».
Различение
Цель: проверка знаний об однозначных числах и двузначных числах в пределах 20.
Назови в данном числовом ряду однозначные числа? Двухзначные числа?
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
Запоминание
Цель: проверка знаний о правилах при сложении и вычитании.
Какое правило, мы используем при решении этих математических выражений?
12 – 3 – 5; 12 – (3+5)
Понимание
Цель: формирование умения аргументировать вой ответ.
Назови изученное правило и приведи пример к данному правилу.
Применение
Цель: формирование умения решать математические выражения рациональным способом.
Реши математическое выражение удобным способом.
7 + 3 – 4 ; 7 + 3 + 4
(9 +6) – 5 ; (9 – 5) +6

Перенос
Цель: умение творчески применять полученные знания на практике.
Придумай задачу к данной схеме.

Технология дифференцированного обучения в начальной школе.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Что же надо сделать, чтобы дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно? Ведь необходимо, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Многолетняя практика убедила нас в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных способностей обучающихся при дифференцированном подходе. «Начальная школа XXI века» дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учитывать индивидуальный темп и успешность обучения каждого ученика, уровень его общего развития. Понимание того, что «пусть я не умею, но я научусь», является основным принципом деятельности учащихся. Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся. Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик, ученик-учитель, научность, ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение, психологический комфорт на уроке, системность обучения, стимулирование творческой и познавательной деятельности, учет в процессе обучения не только умственных способностей, но и эмоциональной сферы детей. Организация учебно-воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов. Определение критериев, по которым определяется несколько групп обучающихся для дифференцированной работы. Проведение диагностики, (беседы, наблюдения, тесты), разноуровневых проверочных работ. Распределение детей по группам с учетом диагностики. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. Диагностический контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. Дифференциация обучения широко применяется нами на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Используем на уроках: карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; альтернативные задания для добровольного выполнения; задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности; задания, содержание которых найдено учеником. В практике своей работы часто используем уроки- консультации. Они позволяют работать индивидуально с каждым учеником. Для таких уроков готовятся разноуровневые карточки с заданиями на «3»; на «4»; на «5». Ученики выполняют задания, сверяются с ответами. Если ответы совпадают, то и консультация им не нужна. Если ученику, что-то не понятно, то он просит консультацию у учителя. Работы оцениваются с учетом полученных консультаций. Положительные результаты таких уроков- консультаций на лицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников, но и способствуют мыслительной деятельности учащихся. Также используем карточки- помощники. Они являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающим уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. На карточках могут использоваться различные виды помощи: образец выполнения задания, показ способа решения, образец рассуждения; алгоритмы, памятки; иллюстрации, краткая запись, план решения. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться по выбору. Дифференциация применяется в различных звеньях процесса обучения. Особое внимание уделяем групповой работе. Например, взаимодиктанты на уроках русского языка и математики где учащиеся играют роли учителя и ученика. При изучении таблицы умножения: произведение чисел 2 и 8; 6 увеличить в 7 раз; уменьшаемое 28, вычитаемое 9. Найди разность; сумму чисел 32 и 18 уменьшить в 5 раз. На уроках литературного чтения предлагаем такие задания. «Вопрос другу», «Составь кроссворд», «Узнай героя». Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже - четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается постепенно на практике. Не следует переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Особенности групповой работы: Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает своё, определенное задание. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы. Состав групп меняется. Процесс групповой работы строго регламентирован во времени. Все сказанное лишь еще раз подтверждает значимость групповой формы работы на уроке в начальной школе как основы организации диалогового обучения. Так как подобная организация создает комфортные условия для общения учащихся, позволяет строить диалог между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активизирует обратную связь. Способствует развитию познавательной самостоятельности, повышению уровня самооценки, развитию творческих способностей ребёнка. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. В процессе их выполнения учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания, например, на поиск второго, третьего, способа решения задачи или её элемента. Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае используются иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат текст с некоторыми пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель - пересказ «близко к тексту». Творческими работами развивающего характера могут быть домашние работы по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, сочинение игр, сказок, спектаклей.Развивать творческие способности можем на любых предметах. На уроках возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Например, при создании ситуации выбора. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, проще средний, ещё проще маленький. Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями: − создание атмосферы, благоприятной для учащихся; − активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; − чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; − чтобы имел представление о том, чего от него ждут; − обучающимся предлагается усвоить программу соответствующую их возможностям (каждому «взять» столько, сколько он может). Дифференцированный подход к обучению школьников - это важнейший принцип обучения и воспитания. Оно означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных и творческих занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. И будем помнить, что «приемы педтехники - каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе - совершенствуется». (А. Гин).




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top