Уверенное и неуверенное поведение в новом коллективе. Чем отличаются между собой уверенное, неуверенное и агрессивное поведение? Насколько Вы уверены в себе

Уверенное и неуверенное поведение в новом коллективе. Чем отличаются между собой уверенное, неуверенное и агрессивное поведение? Насколько Вы уверены в себе

Традиционно в психологии личности выделяют 3 типа поведения: неуверенное, агрессивное и уверенное (ассертивное).

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, постоянное игнорирование своих потребностей.

Агрессивное поведение – это попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям, удовлетворение своих потребностей происходит за счет других.

Ассертивное (уверенное) поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей (или большинства из них), душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. При этом достижение своих целей идет без ущерба для других.

При работе с данной проблемой очень важно найти те особенности поведения человека, которые отличают его неуверенное поведение, ставшего уже привычным, от ассертивного. И сосредоточиться на развитии навыков подлинной уверенности в себе.

В чем же суть такого поведения? Термин «ассертивность» происходит от английского assert , что в переводе означает «отвоевывать свои права», придерживаясь при этом вежливого тона в общении. Быть ассертивным – это значит оставаться уверенным и спокойным в трудной и конфликтной ситуации, значит быть настойчивым и умеющим настоять на своем. Данный навык является важнейшим элементом при проведении любых переговоров, решении конфликтов, при отстаивании своих собственный границ личности. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, добиваться удовлетворения своих потребностей, сохраняя при этом уважение и к себе и к партнеру, не нарушая границы личности другого. И делает он это уверенно, открыто и целеустремленно.

Что и говорить, такой собеседник может вызвать у многих бурю негодования, разжечь искру зависти, и, в то же время, – стать объектом для подражания среди окружающих. И далеко не всегда его волевые качества находят поощрение среди друзей и знакомых, но, тем не менее, он все же продолжает настойчиво вести собственную линию поведения. Такой человек часто использует такие фразы, как: «вот что я думаю», «я считаю» или: «я уверен в своих словах, но если вы не согласны, я выслушаю ваше мнение, и, возможно, мы придем к компромиссу».

Ассертивное поведение кардинально отличается от агрессивного или пассивного поведения. И если, к примеру, на работе возникают конфликтные ситуации, уверенный в себе сотрудник вряд ли позволит себе проявить всплеск негативных эмоции или оскорбить своего оппонента, будь то начальник или уборщица. Он будет отстаивать свое мнение, опираясь на аргументы, факты и логику. И не отступит до тех пор, пока его точка зрения будет не только учтена, но и, хотя бы отчасти, разделена в процессе спора. Ведь ясность и прямота собственных высказываний являются его главным оружием в ходе любой дискуссии. Такое поведение нельзя назвать хладнокровным или расчетливыми, а скорее – уверенным и волевым. В отличие от конфликтных или, наоборот, мягкосердечных и пассивных людей, ассертивные люди открыто говорят о своем недовольстве и не носят в себе груз отрицательных эмоций, при этом умея не переходить на личности. И что очень важно – не испытывают за свое поведение ни капли вины, тревоги или застенчивости. Ассертивное поведение не возникает само по себе, оно формируется в процессе воспитания. Его также можно приобрести или усилить в течение жизни, формируя навыки уверенности в себе, в своих силах.

Сейчас проводится огромное количество тренингов по развитию уверенного поведения, но необходимо помнить, что на тренинге отрабатываются всего лишь поведенческие навыки без их глубинной проработки. А так как в основе любого неуверенного поведения лежит какой – либо страх, повышенная тревожность, а может быть даже базовое недоверие к миру, поэтому очевидно, что для действенного решения данной проблемы наиболее эффективно будет сочетание отработки необходимых поведенческих навыков с более глубинной индивидуальной психологической проработкой личности. В этом случае индивидуальная психологическая работа ведётся в техниках гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, НЛП, символдрамы, экзистенциальной терапии .

Развитие навыков уверенного поведения в своей основе предполагает:

– глубинная психологическая проработка страхов;
– развитие и удержание навыка внутреннего состояния уверенности;
– тренировку модели уверенного поведения;
– спокойное и адекватное принятие критики в виде получения обратной связи от другого человека;
– осознание и принятие жизненных правил уверенного в себе человека.

В ходе индивидуальной психологической работы клиент получит новый опыт по всем вышеперечисленным позициям.

Личные жизненные правила уверенного человека:

1. Живите по своим правилам.
2. Стремитесь к осуществлению своих желаний.
3. Не оправдывайтесь.
4. Не бойтесь просить.
5. Не бойтесь говорить «нет», когда это вам необходимо.
6. Помните: вы, как и все люди, имеете право на ошибку.
7. Не бойтесь, когда необходимо, говорить громко и твёрдо, при этом не впадать в гнев, оставаясь внутренне спокойным.
8. Приучайте других общаться с вами так, как вы того хотите.
9. Чаще улыбайтесь. Улыбка – признак уверенного в себе человека.
10. Помните: только тогда вы сможете помочь другим, когда сами станете сильным.
11. Умейте выдерживать неопределённость.
12. Не забывайте: свобода других заканчивается там, где начинается ваша свобода, и ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ:
КРУТАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО АГРЕССИИ
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО ПОДДЕРЖКИ ДРУГИМ

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.

Наиболее детально в современной психологии исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. Причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие названных навыков является необходимой, но еще не достаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью.

Некоторые, как Вольпе, вообще не видели разницы между ними. Более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (как, например, А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к невротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Но большинство авторов считают, агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе.

Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна, наряду с уверенностью, индивидуальная черта личности. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли.

На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица (6).

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами.. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

Причины возникновения неуверенного поведения.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новые репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования (11).

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды.

Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия).

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей.

Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе.

Фрагмент книги Ром Н. В. Как выработать здоровый пофигизм, или 12 шагов к уверенности в себе. М.: Питер, 2010

Как стать уверенным в себе человеком? Разве можно этому научиться? Да! Хорошая новость: вы уже сделали первый шаг к уверенности в себе! Вы признались себе, что готовы измениться, и взяли ответственность за эти изменения на себя. Сделайте следующий шаг - меняйтесь и идите вперед к своей уверенности!

Что такое уверенность в себе? Как отличить уверенного в себе человека? Что необходимо для развития уверенности в себе? На эти вопросы нам необходимо ответить, прежде чем мы пойдем дальше. Психологический словарь дает такое определение:

Уверенность в себе - готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи.

На мой взгляд, определение весьма удачное и емкое. Главными в нем являются два ключевых признака.

Первый - это готовность решать сложные задачи, то есть состояние внутренней психологической мобилизации. Если проще - правильный настрой, образ мыслей.

Второй - устойчивость этого качества, не смотря на возможность неудачи. То есть, по словам Уинстона Черчилля «способность идти от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом».

Однако в определении не отражено то, в чем проявляется уверенность. А именно - уверенное поведение, набор определенных поведенческих навыков. Уверенное поведение выражает отношение человека к самому себе и к окружающим его людям.

Мы будем понимать под уверенностью в себе и внутреннюю установку человека, и его поведение. Учитывая эти две составные части уверенности, будем работать по двум направлениям.

Первое - изменяем свой образ мышления, жизненную философию и самоооценку.

Второе - изменяем свое поведение, вырабатываем ряд конкретных навыков, выражающих уверенность в себе.

Сейчас я перечислю основные навыки уверенного поведения. Запишите их алмазным резцом сознания на золотых скрижалях своей памяти - или хотя бы ручкой в блокноте!

  • Использование местоимения «я», отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
  • Прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих. Например: «Я думаю, что это плохая идея», «Я считаю, что это незаконно».
  • Способность отказывать и говорить «нет», когда это необходимо. Например: «Нет. Мне это не подходит», «Я не хочу делать это».
  • Открытость в выражении чувств и требований. Например: «Я зол», «Я хочу, чтобы вы говорили тише».
  • Способность устанавливать контакты, инициировать, начинать и оканчивать беседу и др. Например: «Здравствуйте, давайте познакомимся, меня зовут…»

Приобретая уверенность в себе, вы также приобретаете определенные внешние данные.

  • Меняется даже ваша мимика и жестикуляция!
  • Вы уверенно смотрите в глаза собеседнику.
  • Вы приобретаете царственную осанку.
  • Ваш голос становится ярче.
  • Ваши слова становятся весомее.

Как вы думаете, какие из вышеперечисленных качеств являются для вас наиболее значимыми? И дефицит каких качеств вы ощущаете наиболее остро?

Цели

Возьмите листок бумаги, ручку и запишите, каких изменений вы хотите добиться, что вам необходимо, чтобы приобрести уверенность в себе? Пожалуйста, не читайте дальше, пока не ответите на этот простой вопрос. Вопрос далеко не праздный. Чтобы двигаться дальше, необходимо понимание процесса.

Теперь вы знаете, что для вас означает уверенность в себе. Сохраните этот листок: это ваши цели на данный момент. На месяц уберите его с глаз долой, а потом достаньте и проверьте, что произошло с вашей уверенностью и с вашими целями? Желаю приятных открытий!

Психологическая наука утверждает: «Уверенность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности». Это значит, что главное - ваши мысли и отношение к себе. Самооценка - вот ключ к уверенности в себе! Это намного более важно, чем отсутствие каких-то практических поведенческих навыков.

Понаблюдайте, как вы разговариваете сами с собой.

Какие слова говорите себе, совершая важные поступки или готовясь их совершить?

Что вы при этом чувствуете?

Как вы оцениваете себя и других людей?

Как воспринимаете и преодолеваете трудности?

Ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, насколько успешно управляете своими мыслями и чувствами.

Изменение вашего поведения будет эффективным только в том случае, если при этом изменится ваш внутренний диалог и отношение к самому себе. Между установками «Я ни на что не способен» и «Я сделаю это» разница, как между льдом и пламенем!

Изменение внутренних установок, которые мешают двигаться вперед и успешно действовать, - это решающий шаг на пути к уверенности.

Такие установки и мысли, как: «У меня ничего не получится», «Я не достоин уважения», «Я - тупица», - крайне вредны и просто недопустимы. Нельзя позволять себе мыслить подобным образом! С такими мыслями трудно стать уверенным в себе человеком.

Ваши мысли должны помогать вам действовать. Они должны стать вашими друзьями! Поэтому почаще говорите самому себе, мысленно или даже вслух, ободряющие слова.

У меня все получится!

Я способен (способна) это сделать.

Я могу и добьюсь успеха!

Я сделаю это!

Открою вам еще один небольшой секрет. Уверенность - это не обязательно успех ваших действий. Уверенность заключается просто в уверенном участии в ситуации!

Предлагаю два простых упражнения для осознания того, как работают наши мысли. Сделайте их прямо сейчас - они не займут много времени.

Внутренний обвинитель

Запишите три-пять отрицательных мыслей, которые чаще всего используете. Это мысли, отнимающие у вас силу. Мысли, выражающие ваши сомнения. Может быть, это негативные оценки других людей. Может быть, самообвинения.

Вот несколько примеров: «У меня ничего не получится», «Я неинтересный собеседник», «Все мужики - сволочи». Зафиксировали? Теперь задайте себе несколько вопросов.

Помогают ли мне эти мысли в жизни и как именно?

Помогает ли хоть одна из этих мыслей сделать что-нибудь хорошее?

К чему приводит подобный образ мыслей?

В каких ситуациях я применяю эти мысли?

Какая польза мне от этих мыслей?

Вопросы очень похожие, но имеют разные оттенки. Если вам сложно ответить на эти вопросы сейчас, подумайте над ними завтра. Взгляните на них незамыленным взглядом. Уверяю вас, завтра эти утверждения будут казаться вам чужими!

У каждого человека свой набор «любимых» ограничивающих установок. Многим из нас удается с легкостью критиковать и обвинять себя за малейшую «провинность». Одно могу сказать наверняка: подобные мысли - путь в никуда.

Негативные мысли отбивают всякое желание действовать. Вы привыкаете замечать только плохое, хорошее постепенно тускнеет. Вы устаете, нервничаете, злитесь и погружаетесь в депрессию. Вы сами создаете себе проблемы…

Остановитесь! Забудьте о том, что вы когда-то так думали! Все это происходило не с вами! Теперь пора поменять внутреннего обвинителя на внутреннего защитника. Станьте для себя лучшим другом! Дарите себе хорошие перспективные мысли. Идите к своей уверенности. Настраивайтесь на успех!

Внутренний защитник

Возьмите бумагу и ручку. В течение минуты не задумываясь записывайте все свои положительные качества, навыки и умения. Те качества, которые вы сами или окружающие люди ценят и считают положительными. Каждую фразу начинайте с местоимения «я»! Можете использовать выражения «Я могу»,«Я умею»,«Я считаю» и т. д.

Я добрый отзывчивый человек.

Я умею всегда быть в форме.

Я пеку вкуснейшие блинчики…

Все, что угодно, и в любой последовательности. Отбросьте ложную скромность, не сдерживайте полет мысли. Если не хватило минуты, возьмите еще одну. Это только приветствуется!

Теперь выберите из этих качеств, навыков и умений то, которое вам нравится больше всего. Выбрали? Засеките десять минут и напишите небольшое сочинение об этом качестве или навыке.

Не скромничайте, описывайте себя с любовью, нежностью, уважением, заботой и теплотой! Начните сочинение со слов «Я горд, что…» Не думайте долго над словами и выражениями. Десять минут пролетят быстро! Главное - пишите от души.

Наконец прочитайте свое сочинение вслух. Читайте бодро, громко и с выражением! Осознайте: это все вы!!!

Обязательно перечитайте это сочинение на следующий день. Можете начинать с воодушевляющего чтения каждое утро. Это простое средство мощнее любого допинга!

Вы чувствуете уважение к себе? Вам хочется меняться и учиться, расти и совершенствоваться? Вам хочется добиться цели? Если да, поздравляю - вы успешно справились с упражнением!

Это упражнение можно проделывать с любым положительным качеством из вашего списка. Не забывайте регулярно пополнять свой список положительных качеств и навыков. Ведь ваша цель - научиться относиться к себе как можно лучше!

Важнейший принцип самостоятельной работы: лишь активная тренировка ведет к успеху. Успех - это всегда включение в ситуацию. Неуспех - избегание ситуации!

Уважайте и любите себя. Вы - самое ценное, что у вас есть! Не будет вас - не будет ничего! Осознавая это, вы делаете еще один шаг к своей уверенности.

© Н.В. Ром, 2010 г.
© Публикуется с разрешения издательства

1. Характеристики уверенного поведения

Уверенное поведение Неуверенное поведение
· Легко высказывает и отстаивает свою точку зрения, даже если она конфликтует с мнением окружающих;
· Открыто говорит о позитивных и негативных чувствах;
· Легко устанавливает контакты, начинает и заканчивает беседу;
· Ориентация на свои потребности, желания;
· Легко принимает решение;
· Признает свою уникальность;
· Готовность и способность к импровизации;
· Знает и стремится к достижению своих целей и ориентируется на ценности
· Предпочитает промолчать, даже если не согласен, ищет одобрения окружающих;
· Затрудняется говорить о чувствах;
· Трудно входит в контакт с незнакомыми людьми;
· Ориентация на потребности окружения;
· Трудно принимает решения;
· Сравнивает себя с другими;
· Шаблонность поведения;
· Живет без понимания собственных целей, ценностей.
· Страх и тревожность

Поведение характеризуется невербальными проявлениями:
1) мимикой, жестикуляцией (интенсивность, органичность, закрытость, открытость);
2) зрительным контактом;
3) осанкой (прямая, сутулая);
4) характеристики речи (темп, интонация, громкость, экспрессивность).

В поле обсуждения и рассмотрения хотелось бы еще внести слова «самоуверенный», «сомневающийся», «в чем то (не)уверенный». «социально гибкий». Еще есть ряд прилагательных описывающих грани уверенного / неуверенного поведения – «хамский», «наглый», «мягкий», «лояльный», «толерантный», «целеустремленный», «пассивный», «активный», «проактивный», «инициативный» и т.п.

Всем вышесказанным я хотел проиллюстрировать не чёрно-белую парадигму уверен/не уверен, а цветную палитру этой темы.


2. Причины возникновения неуверенности в себе:

  • Альберт Бандура

В соответствии с теорией Альберта Бандуры новый репертуар агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания – копирования ребенком тех стереотипов, которые он наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат «моделями» для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий «слепок» образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

  • Джозеф Вольпе
Страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Основные страхи - критики, быть отвергнутым, оказаться в центре внимания, показаться неполноценным; начальства, новых ситуаций, предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, не суметь сказать "нет".

  • Мартин Селигман
На формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире – всей окружающей социальной среды – на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. В зависимости от качества обратной связи ребенок может ощущать «выученную беспомощность». Например, если ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную («все равно накажут») или однообразную позитивную («маменькин сынок») обратную связь. Здесь может формироваться недостаток веры в эффективность собственных действий и как следствие низкая самооценка.

3. Помощь психолога в развитии уверенности в себе:

Социального успеха, на мой взгляд, достигает не тот человек, который самозабвенно уверен в себе, а социально гибкий. Понимающий, где и какое поведение можно и нужно демонстрировать. Именно в развитии такого рода понимания я вижу свою роль. Когда клиенты приходят ко мне с темой неуверенности в себе, я пытаюсь в диалоге с ним определить, какие грани уверенности мы будем укреплять. Что являет собой клиентский «идеал» уверенности в себе, какое поведение и в каких ситуациях проявляется сейчас.

Психодрама, как метод действия позволяет не просто обсудить ситуации вызывающие дискомфорт, жалобы клиента, а увидеть их вживую, в ролях, «здесь и теперь».

У клиента есть возможность побыть, прожить в разных ролях:
– себя в различных жизненных ситуациях, проявлениях, возрасте и «Я-состояниях» (стыд, страх, печаль), интроетов (мыслей чувств других людей, воспринимаемые как свои собственные);
– своих оппонентов, зрителей наблюдающих его выступление, девушки с которой хочется познакомиться;
– в разном времени (настоящее, прошлое, будущее) и пространстве (вымышленное и настоящее);

Это позволяет опробовать (натренировать) новые модели поведения, осознать первопричины своей неуверенности и выйти из привычной культурной консервы, добавить в свою жизнь спонтанность.


Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top