В российской империи главой всех казачьих войск. Внешние общие характеристики казаков

В российской империи главой всех казачьих войск. Внешние общие характеристики казаков

Развития любого народа возникали моменты, когда определённая этническая группа отделялась и тем самым создавала отдельную культурную прослойку. В одних случаях такие культурные элементы сосуществовали мирно со своей нацией и миром в целом, в других - боролись за равное место под солнцем. Примером подобного воинственного этноса можно считать такую прослойку общества, как казаки. Представители данной культурной группы всегда отличались особым мировосприятием и очень острой религиозностью. На сегодняшний день учёные не могут разобраться, является ли эта этническая прослойка славянского народа отдельной нацией. История казачества восходит к далёкому XV столетию, когда государства Европы погрязли в междоусобных войнах и династических переворотах.

Этимология слова «казак»

Множество современных людей имеет общее представление о том, что казак - это воин или же тип воинов, которые жили в определённый исторический период и сражались за свою свободу. Однако подобная трактовка достаточно суха и далека от истины, если учитывать ещё и этимологию термина «казак». Существует несколько основных теорий происхождения этого слова, например:

Тюркская («казак» - это вольный человек);

Слово происходит от косогов;

Турецкая («каз», «казак» означает «гусь»);

Слово исходит от термина «козары»;

Монгольская теория;

Туркестанская теория - о том, что это название кочевых племён;

В татарском языке «казак» - это воин авангарда в армии.

Существуют и другие теории, каждая из которых совершенно по-разному объясняет данное слово, однако можно выделить наиболее рациональное зерно из всех определений. Самая распространённая теория гласит, что казаком являлся человек вольный, но вооружённый, готовый к нападению и бою.

Историческое происхождение

История казачества начинается в XV веке, а именно с 1489 года - момента первого упоминания термина «казак». Исторической родиной казачества является Восточная Европа, а точнее, территория так называемого Дикого поля (современная Украина). Следует отметить тот факт, что в XV веке названная территория была нейтральной и не относилась как к Русскому Царству, так и к Польше.

В основном территория «Дикого поля» подвергалась постоянным набегам Постепенное заселение на эти земли выходцев как из Польши, так и из Русского Царства повлияло на развитие нового сословия - казаков. По сути, история казачества начинается с момента, когда обычные люди, крестьяне, начинают обживать земли Дикого поля, при этом создавая собственные самоуправленческие военные формирования, дабы отбиваться от набегов татар и других народностей. Уже к началу XVI века казацкие полки превратились в мощную военную силу, которая создавала большие трудности соседним государствам.

Создание Запорожской Сечи

Согласно историческим данным, которые известны на сегодняшний день, первая попытка самоорганизации казаками была предпринята в 1552 году князем волынским Вишневецким, более известным как Байда.

Он за свои средства создал военную базу, Запорожскую Сечь, которая располагалась на На ней протекала вся жизнь казаков. Расположение являлось стратегически удобным, так как Сечь перекрывала проход татарам с Крыма, а также находилась в непосредственной близости к границе Польши. Более того, территориальная расположенность на острове создавала большие трудности для штурма Сечи. Хортицкая Сечь просуществовала недолго, потому что в 1557 году её разрушили, однако вплоть до 1775 года подобные укрепления строились по одному и тому же типу - на речных островах.

Попытки подчинить казачество

В 1569 году образовывается новое литовско-польское государство - Речь Посполитая. Естественно, этот долгожданный союз как для Польши, так и для Литвы был очень важен, а вольные казаки на границах нового государства действовали вразрез с интересами Речи Посполитой. Конечно, подобные укрепления служили отличным щитом от татарских набегов, однако они были совершенно не контролированы и не считались с авторитетом короны. Таким образом, в 1572 году король Речи Посполитой издаёт универсал, которым регламентировал найм на службу короны 300 казаков. Они были записаны в список, реестр, что обусловило их название, - реестровые казаки. Подобные подразделения всегда находились в полной боевой готовности, чтобы максимально быстро отбивать набеги татар на границы Речи Посполитой, а также подавлять периодически возникающие восстания крестьян.

Казацкие восстания за религиозно-национальную независимость

С 1583 по 1657 год некоторые казацкие предводители поднимали восстания, дабы освободиться от влияния Речи Посполитой и других государств, которые пытались подчинить земли ещё не сформировавшейся Украины.

Наиболее сильная тяга к независимости начала проявляться среди казацкого сословия после 1620 года, когда гетман Сагайдачный вместе со всем запорожским войском вступил в Киевское братство. Подобное действие ознаменовало сплочённость казацких традиций с православной верой.

С этого момента битвы казаков несли не только освободительный, но ещё и религиозный характер. Возрастающее напряжение между казацтвом и Польшей привело к знаменитой национально-освободительной войне 1648 - 1654 годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий. Помимо этого, следует выделить не менее значительные восстания, а именно: восстание Наливайко, Косинского, Сулимы, Павлюка и др.

Расказачивание во времена Российской Империи

После неудачной национально-освободительной войны в XVII веке, а также начавшейся смуты военная мощь казаков была существенно подорвана. К тому же казаки потеряли поддержку со стороны Российской Империи после перехода на сторону Швеции в битве под Полтавой, в которой армию казаков возглавил

Вследствие данной череды исторических событий в XVIII веке начинается динамический процесс расказачивания, который достиг своего пика во времена императрицы Екатерины II. В 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. Однако казакам был предоставлен выбор: идти своей дорогой (жить обычной крестьянской жизнью) или же вступить в гусарские, чем многие и воспользовались. Тем не менее оставалась существенная часть казацкого войска (около 12 000 человек), которая не принимала предложение Российской Империи. Чтобы обеспечить былую сохранность границ, а также каким-либо образом узаконить «казацкие остатки», по инициативе Александра Суворова было создано Черноморское казачье войско в 1790 году.

Кубанские казаки

Кубанское казачество, или же русские казаки, появилось в 1860 году. Оно было сформировано из нескольких военных казацких формирований, существовавших на тот момент. После нескольких периодов расказачивания эти военные формирования стали профессиональной частью вооружённых сил Российской Империи.

Базировались казаки Кубани в районе Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края). Основой кубанского казачества стало Черноморское казачье войско и Кавказское казачье войско, которое было упразднено вследствие окончания кавказской войны. Это военное формирование было создано как пограничные силы для контроля ситуации на Кавказе.

Война на этой территории была окончена, но стабильность постоянно находилась под угрозой. Русские казаки стали отличным буфером между Кавказом и Российской Империей. Помимо того, представители этого войска были задействованы во времена Великой Отечественной войны. На сегодняшний день быт казаков Кубани, их традиции и культура сохранились благодаря сформированному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Донские казаки

Донское казачество является наиболее древней казацкой культурой, которая возникла параллельно с запорожским казачеством в середине XV века. Донские казаки располагались на территории Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название войска исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донского казачества от других казацких формирований в том, что оно развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности.

Донские казаки активно сотрудничали с запорожскими во многих битвах. Во время Октябрьской революции донское войско основало своё собственное государство, но централизация на его территории «Белого движения» привела к разгрому и последующим репрессиям. Отсюда следует, что донской казак - это человек, который принадлежит к особому социальному формированию, основанному на этническом факторе. Культура донских казаков сохранилась и в наше время. На территории современной Российской Федерации проживает около 140 тысяч человек, которые записывают свою национальность как «казак».

Роль казачества в мировой культуре

На сегодняшний день история, быт казаков, их военные традиции и культура активно изучаются учёными всего мира. Бесспорно, казаки являются не просто военными формированиями, а отдельным этносом, который несколько веков подряд строил свою особую культуру. Современные историки работают над воссозданием мельчайших фрагментов истории казачества, дабы увековечить память этого великого источника особенной восточноевропейской культуры.

По неподтвержденным данным (в годы революции и Гражданской войны точного учета населения не производилось) численность российского казачества варьировалась от 4 до 6 миллионов. Наиболее многочисленным среди российский казаков, согласно переписи 1897 года, было Войско Донское – свыше миллиона человек (порядка трети от общего количества казаков того времени). С учетом директивы Л. Д. Троцкого о казаках, как о единственном народонаселении, способном к самоорганизации и потому подлежащем поголовному уничтожению, «донцы» в конечном итоге больше остальных и хлебнули от Советов.
Поначалу большевики пытались заигрывать с казачеством, издав буквально в первые дни после утверждения своей власти, 7 декабря 1917 года, «Обращение к трудовому казачеству». В царской России казаки служили государю 20 лет, и полная экипировка перед отправкой в армию (вооружение, обмундирование, конь и т.д.) должна была быть подготовлена самим военнообязанным. Советская власть, согласно декрету, вводила для военнообязанных казаков обязательную воинскую службу взамен долгосрочной, полную экипировку, вооружение и другое обеспечение за счет государства, свободу передвижения.
Однако уже в апреле 1919 года, после того как стало понятно, что казаки в большинстве своем советскую власть, мягко говоря, активно не приветствуют, Донское бюро РКП(б) принимает решение, согласно которому само существование донского казачества представляет собой контрреволюционную угрозу и «величайшую опасность» для советской власти. В решении ясно сказано о необходимости «быстрой и решительной» нейтрализации самоорганизующегося казачества. Репрессии, массовый террор – самые эффективные для этого методы. Плюс обезземеливание, конфискация рыболовных средств, грабительское налогообложение.
Согласно исследованию доктора исторических наук историка казачества Л. И. Футурянского, начавшееся в 1919 году расказачивание как процесс стартовало именно с Войска Донского и привело к расколу в казачьем войске. Историки приводят разные данные о жертвах этого противостояния. Автором книги «Миронов» Евгением Федоровичем Лосевым приводится цифра, превышающая тысячу человек, ставшими жертвами красного террора, развязанного Советами против донских казаков. Доцент РГУ Р. Г. Бабичев (потомственный казак) в своем историческом исследовании утверждает, что войска белого генерала Краснова во время своего пребывания на Дону расстреляли и повесили 45 тысяч казаков, принявших советскую власть.
По данным историков, большинство казачий войск долгое время старались придерживаться нейтралитета при выборе между белым и красным движением, но яростный красный террор побудил казачество примкнуть к активным противникам советской власти.

КАЗАЧЕСТВО (от тюркского казак, козак — удалец, вольный человек), социально-этнические и исторические общности людей, сложившиеся на южных окраинах русских земель в 14 веке.

С начала 15 века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. По мере создания на южных, юго-восточных и восточных границах Русского государства засечных черт и пограничных укреплённых линий оформлялись категории городовых казаков и станичных (сторожевых) казаков (смотри Станичная и сторожевая служба). С 16 века казачество находилось в ведении Разрядного приказа, а затем Казачьего приказа (17 век). В 1-й половине 16 века на Украине образовалась Запорожская Сечь, во 2-й половине 16 века — общины терских казаков и служилое сибирское казачество, а на границе с Речью Посполитой — особая категория украинских казаков, состоявших на службе у польского правительства, так называемые реестровые казаки. В середине 17 века на территории Восточной Украины образовалось слободское казачество (смотри Слободские казаки). Казачество активно участвовало в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока (В. В. Атласов, И. Ю. Москвитин, И. И. Камчатой, И. А. Ребров, М. В. Стадухин и др.).

В 16-17 веках казачество пользовалось широкой автономией. Все важнейшие дела решались на войсковом круге. Во главе общин стояли выборные атаманы. Правительство постепенно ограничивало автономию казачьих областей, стремясь к полному подчинению казачества. В 17-18 веках казаки упорно отстаивали свою свободу и активно участвовали в восстаниях 17-18 века; из их среды вышли С. Т. Разин, К. А. Булавин и Е. И. Пугачёв. Часть донских казаков после разгрома Булавина восстания 1707-09 годов ушла на Кубань и затем в Османскую империю (смотри Некрасовцы). В начале 18 века казачьи общины были преобразованы в казачьи иррегулярные войска, а казаки стали военным сословием Российской империи. В 1723 ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством и называться наказными (назначенными). После подавления Пугачёва восстания 1773-75 была упразднена Запорожская Сечь. Во 2-й половине 18 — 19 веках был упразднён ряд казачьих войск и созданы новые, полностью подчинённые правительству: Астраханское (1750), Оренбургское (1755), Черноморское (1787-1860), Сибирское (1808), Кавказское линейное (1832-60), Забайкальское (1851), Амурское (1858), Кубанское (1860), Терское (1860), Семиреченское (1867), Уссурийское (1889). Положение казачества как замкнутого сословия было закреплено при императоре Николае I. Казакам было запрещено вступать в брак с представителями неказачьего населения, был воспрещён выход из войскового сословия (разрешён в 1869). Казачество получило ряд привилегий: освобождение от подушной подати и земского сбора, право беспошлинной торговли в пределах войсковой территории, особые права на пользование казёнными землями и угодьями (ловля рыбы, добыча соли и т.п.). В основе экономического положения казачества лежала сложившаяся в 19 веке система казачьего землевладения (смотри Казачьи земли).

К началу 20 века в Российской империи существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское); общая численность казачества превышала 4,4 миллиона человек, в том числе около 480 тысяч человек служилого состава (1916). В 1917 году из красноярских и иркутских казаков было образовано Енисейское казачье войско. Все казачьи войска в военном и административном отношении были подчинены Военному министерству через Главное управление казачьих войск (с 1879), а с 1910 — через Казачий отдел Главного штаба. В ведении МВД находился Якутский казачий полк. Атаманом казачьих войск с 1827 являлся наследник престола. В Донском казачьем войске должность наказного атамана была самостоятельной, в других войсках наказным атаманом по должности являлся генерал-губернаторили командующий войсками ВО. При атамане существовал войсковой штаб, управлявший делами войска через атаманов отделов или округов. Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах.

Казаки с 18 лет были обязаны нести военную службу, продолжавшуюся 20 лет [по Уставу о воинской повинности от 17(29).4.1875 для Донского войска, распространённому позже на другие войска]: первые 3 года в приготовительном разряде, затем 12 лет в строевом , 5 лет в запасе, после чего казаки зачислялись на 10 лет в ополчение. В 1909 году срок службы сокращён до 18 лет за счёт сокращения приготовительного разряда до 1 года. На военную службу казак был обязан являться со своим обмундированием и снаряжением. Казачество участвовало во всех военных кампаниях России 18-20 века. Отличилось в войнах: Семилетней 1756-1763, Отечественной 1812, Кавказской 1817-64, Крымской 1853-56, русско-турецких. В конце 19 — начале 20 века казачество широко использовалось для обеспечения государственной безопасности и правопорядка. С эпохи императора Николая I государственная власть взяла курс на унификацию казачьих войск. В 1875 году при императоре Александре II казачьи полки включили в состав дивизий регулярной кавалерии. К концу 19 века значительно возросли требования к строевой подготовке казаков, качеству их вооружения и снаряжения, уровню мобилизационной готовности казачьих частей, что привело к росту затрат казаков на самоснаряжение (покупку строевого коня и мундира) и обеднению казачества. Исчезновение непосредственной военной угрозы вело к окрестьяниванию казачества — так называемому естественноисторическому расказачиванию.

После Февральской революции 1917 на территории войск были созданы выборные органы власти, начался процесс автономизации казачьих войск, что усиливало сословную обособленность и замкнутость казачества. В ходе Гражданской войны 1917-22 казачество раскололось на два непримиримых лагеря. Абсолютное большинство казачества оказалось в рядах белых армий и воевало под командованием А. П. Богаевского, А. И. Дутова, А. М. Каледина, П. Н. Краснова, К. К. Мамонтова, Г. М. Семёнова, А. Г. Шкуро. В рядах РККА казаки сражались под командованием С. М. Будённого, Б. М. Думенко, Н. Д. Каширина, Ф. К. Миронова. В качестве органа управления «красным» казачеством при ВЦИК был создан Казачий отдел. В некоторых войсках (Донское, Кубанское, Уральское, Оренбургское) появились собственные казачьи армии, государственная символика, законодательные акты, закреплявшие войсковую автономию. После поражения белых армий десятки тысяч казаков были вынуждены эмигрировать (смотри Казачьи союзы). Казачество являлось единственной организованной многочисленной социальной группой, представители которой были настроены в целом антибольшевистски, обладали боевым опытом и организацией, поэтому оно подверглось массовому террору, принудительным депортациям. В 1920 году постановлением ВЦИК законоположения РСФСР о земле распространены на казачьи земли, что явилось законодательным упразднением казачества.

20.4.1936 ЦИК СССР отменил существовавшие с 1922 для казачества ограничения в отношении службы в РККА, были созданы казачьи кавалерийские дивизии. В Великую Отечественную войну 1941-45 на фронтах сражались казачьи соединения — в апреле 1942 из казаков-добровольцев Дона и Кубани был сформирован 17-й (с 27 августа — 4-й гвардейский) казачий кавалерийский корпус, который 20.11.1942 разделён на 4-й гвардейский Кубанский казачий и 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийские корпуса (расформированы в 1947). С начала 1990-х годов началось возрождение казачества в России на основе Закона РСФСР от 26.4.1991 «О реабилитации репрессированных народов» и Указа Президента Российской Федерации от 15.6.1992 о мерах по реализации этого закона в отношении казачества. В январе 1996 было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 году преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

Лит.: Хорошхин М. П. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. СПб., 1881; McNeal R. Н. Tsar and cossack, 1855-1914. L.; Oxf., 1987; История казачества азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 1-3; Holquist Р. Making war, forging revolution. Russia’s continuum of crisis, 1914-1921. Camb.; L., 2002; Российское казачество / Отв. редактор Т. В. Таболина. М., 2003.

А. В. Ганин.

1. Казаки, род войск, специализация.

Происхождение слова "КАЗАК" и его значение.

По-монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, живущий обособленно в палатке, или, по другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж.

Только после покорения монголами русских княжеств и образования Золотой Орды название «казаки» установились за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы.

ЗОЛОТАЯ ОРДА — УЛУС МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ

Хан Батый

особые условия несения службы в мирное и военное время, русские усваивали навыки и сноровку ведения боя «действий в конном строю по-«казачьи», превращались в казаков и принимали их название.

Они расселены были в пограничных районах, где для службы требовалось зоркость, внимание, подвижность и инициатива. Они обслуживали пути сообщения, обеспечивали безопасное и непрерывное движение в стране.

Расселены национальными группами, имели право иметь скот, заниматься огородничеством, рыбной ловлей и охотой. Расселены они были на землях исключительно плодородных, богатейших всеми природными дарами, за которые Русь в течение веков вела безуспешную борьбу с кочевниками.

Частная жизнь казака была связана с непрерывной службой по охране границ, на которых они были расселены: то была «дозорная служба — дальняя и ближняя».

Постоянной службой донских казаков для Москвы было сопровождение послов и охраны безопасного движения официальных путешественников, проезжавших по землям, занимаемым казаками.

Знамя Золотой Орды

2. Метрополит. Религиозное государство.

"Один Бог на небе, и один властелин на земле", — говорил Чингиз-Хан, который дал правосланому метрополиту наивысшую власть и влияние среди русского народа. Так православие стало основой национальной самоиндификации казачества, объединяющим началом для них служила религия и язык. В ставке хана с первых дней образования Орды — был построен православный храм.

История, культура и обряды российского казачества

С образованием военных поселений в пределах Орды начали строиться повсюду храмы, призываться духовенство и налаживаться церковная иерархия. Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена Митрополия Всея Руси.

В жизни русского народа начинает подниматься авторитет Митрополита. Митрополит пользовался со стороны власти монгол значительными льготами; власть, его, по сравнению с княжеской, была обширной.

Митрополиты и высшие Церковные иерархи пользовались значительными льготами.

Местное управление оставалось в руках русских князей, не нарушены были и церковные порядки, церковная иерархия имела перед княжеской властью преимущества, и имела ханские ярлыки, освобождавшие церковное имущество от дани.

Монета Золотой Орды

В 1261 году в Ставке хана Золотой Орды, была открыта епархия, во главе которой был поставлен епископ.

Митрополит Всея Руси пользовался под властью монгол известной свободой. Перенеся митрополию в Киев, Митрополит Кирилл ездил в Константинополь и присутствовал при открытии Епархии в Сарае.

Во-первых, власть Епископа объединяла народ, и связывала его с общей церковной организацией всей Руси, так как Епископ был подчинен митрополиту всея Руси. Кроме того, церковная организация пробуждала в народе сознание единства он являлся уже не безличной массой,

Под властью монгол церковная организация имела довольно сложную иерархию: кроме Митрополита и епископов, имелись: духовный судья, книжник, законоведец, наставник, настоятель, отшельник, выдатель метрик и благочинный. После открытия Епархии повсюду стали строиться храмы, монастыри, ставилось духовенство, налаживалась Церковная жизнь.

После гибели хана Берке ханом Золотой Орды стал внук Батыя — Менгу-Тимур. В военных походах и продолжавшихся войнах, во внутренней жизни казаков, принимавших участие в походах и сражениях, происходили изменения: за войсками стало прочно укрепляться название «казаки» и их военачальники, вместо темников, стали называться атаманами.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "АТАМАН"

Происхождение звания АТАМАН (отец-командир, вместо темника) (10 000 человек = 1 дивизия 20 века, командир дивизии).

Исследования современных историков о происхождении слова атаман дают совершенно новое объяснение и производят его от монгольского слова, существовавшего в их военном обиходе — отец-командир.

В основе внутренней организации монгольских улусов существовал родовой-патриархальный строй. Власть в улусах преемственно переходила от отца к сыну или старшему в роде.

Темиики, как высшие военачальники, делившие участь с подвластными им войсками в походах и боях, назывались атаманы, т. е. отцы-командиры, слово понятное для войсковых соединений всех народов.

название атаман в казачьем, быту появилось со времени их зарождения под властью монгол и прочно укрепилось в их быту и сохранилось на все время их исторического существования.

Единица измерения, 5 букв

Предлагаем вашему вниманию слова по тематике Единицы измерения, которые состоят из 5 букв.

1 . акена

2 . анкер

Казачество определение

4 . бочка

5 . ведро

6 . вельт

7 . волос

8 . грамм

9 . джилл

10 . дихас

11 . капля

12 . карат

13 . короб

14 . кэтти

15 . линия

16 . ложка

17 . марка

18 . месяц

19 . оргия

20 . пехис

21 . пинта

22 . плетр

23 . посох

24 . пункт

25 . пясть

26 . сарос

27 . стопа

28 . стоун

29 . сутки

30 . тонна

31 . унция

32 . ферми

33 . чарка

34 . чюмич

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования Ростовской Области

Ростовский Технологический Техникум Легкой Промышленности

(ГОУ СПО РО «РТТЛП»)

Курсовая работа

по дисциплине: «История Донского края»

по теме: «Происхождение казачества »

Выполнила:

студентка гр. 2-ДЭБ-25

Гончарова А.А.

Проверил преподаватель:

Литвинова И.В.

Ростов-на-Дону 2011

Введение

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

1.2 Внешние общие характеристики казаков

1.3 Характер казаков

1.4 Происхождение казачества

1.5 Казаки в истории

1.6 Казачьи войска

Глава 2. Казачество в России сегодня

3. О казачестве в заключение

3.1 Казачество в искусстве

3.2 Заповеди казаков

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о них? Откуда они появились?

Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI-XVII вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились в служивый народ. Народ этот в XIX-XX вв., забыв о прошлых конфликтах с царями, стал их надежной опорой.

Есть и другие варианты в историях происхождения казаков. Суть этих вариантов в том, что вместо беглых свободолюбивых крестьян появляются вольные душегубы – разбойники, которые со временем обзаведутся женами, хозяйством, угомонятся и вместо грабежей, займутся охраной государственных рубежей.

Точное происхождение казаков неизвестно.

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.

Казачество – (от тюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.

Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.

В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

1.2 Внешние общие характеристики казаков

Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.

1.3 Характер казаков

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

1.4 Происхождение казачества

Существует множество теорий возникновения казачества:

1.Восточная гипотеза.

По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»

Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.

В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

2. Славянская гипотеза

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.

По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба».

Казачество (Орлов, 2012)

Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.

1.5 Казаки в истории

донской казачество воинский заповедь

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

История России

На главную

История казачеста в России

Казачество не разрывно связано с историей России. Ведь казаки в славных сражениях на веки прославили и себя, и Россию.

Рождение казачества

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы учавствовали в создании казачьих отрядов.
Это обстоятельство было выгодно и Москве, и Варшаве, так как во-первых те земли были очень плодородными и соответственно с них они получали продовольствие; во-вторых они обеспечивали им защиту границ от крымских татар, за спиной которых стояло едва ли не сильнейшее государство того времени – Османская империя. Обитатели низовьев Дона образовали Донское казачество, а жители Левого берега Днепра – Запорожское. Православная Московская Русь достаточно легко нашла общий язык с казаками, чего не скажешь о католической Речи Посполитой. Конечно, не только религиозные разногласия играли здесь основную роль, так как и Донские, и Запорожские казаки были потомками жителей Киевской Руси и конечно же помнили об этом, западный мир в лице Польши был чужд им.

казачество

В итоге запорожцы легко нашли общий язык с Москвой, помогли той захватить у Польши всю восточную её территорию во главе с Киевом и затем дали присягу верности Московскому царю.

Казаки на службе государевой

Казаки были народом очень вольным и легко могли не подчиниться приказу из столицы, а царскую власть это не устраивало, и ей нередко приходилось давить на казаков. Результатом чего стали восстания казаков под предводительством Разина, Булавина и Пугачёва. После восстания последнего в 18 в. за дело очень решительно взялась императрица Екатерина II. Результатом чего стало расформирование Запорожского казачества, самого вольного. Оно в свою очередь вошло в состав вновь созданного Кубанского казачьего войска. Казаки получали от государства землю, но были обязаны верно служить ему. В свою очередь, так как в то время шёл интенсивный процесс присоединения южных земель (берега Азовского и Чёрного морей, Крыма, Кавказа) на этой территории стали формироваться части регулярных армий, приезжать государственные служащие и гражданские люди, таким образом казаки не могли себя уже столь вольно чувствовать.
Стоит отметить, что казаки внесли огромный вклад в присоединении к России её южных и восточных земель, в обороне границ, да и просто в изучении новых земель, а так же, что в истории казачества было много тяжелых и кровопролитных войн.

Особенности казаков

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале 19 в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей.
Казаки с начала 19 в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надёжностью. Не зря казаки в 19 и 20 вв. были охранным конвоем русских царей.

После «Октября» 1917

Во время гражданской войны казаки стали главной опорой белого движения. Но воевать против своих так же, как они воевали с другими народами, казаки не могли. Доблестно выгнав красных со своих родных земель, казаки действовали далее не так решительно. Часть их продолжала поход на Москву, часть вернулась домой, решив задачу выполненной, часть же подумывала и о создании независимого государства. Всё это в итоге печально для них кончилось. В основном, лучшие их представители либо погибли на войне, либо иммигрировали, часть осталась на родине, но они подверглись гонениям (переселениям, арестам и расстрелам). И только к середине 30-х годов правительство СССР приняло решение о восстановлении казачества, разрешило им служить в РККА, за что те и отплатили ему, доблестно сражаясь против фашистской Германии во Второй мировой войне.
Часть казаков-иммигрантов поддерживала или даже воевала за армию вермахта.
После развала СССР казаки были уже полностью реабилитированы и по сей день идёт процесс возрождения казачества. Создаются казачьи кадетские корпуса в старых традициях Российской империи.
История казачества по праву занимает важное и достойное место в Российской истории.

Джигитовка казаков. Видео снято в 24-м, 36-м и 66-м годах ХХ в. в европейских. Засняты показательные выступления казаков-иммигрантов участвовавших в I мировой и гражданской войнах, а так же их детей и внуков.

На главную

Какие казаки были поданными Османской империи

19.03.2018

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, потом — в Турцию, где встали под турецкие стяги. Обратно они вернулись уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном - это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия - Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне.

Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам - от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы.

Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

«Заветы Игната»

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди. Например, «за брак с иноверцами - смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции - на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.

В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами.

Казачество — что это такое?

На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи - носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

CACKLE Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! — Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

Подпишись на обновления

Казаки… Совершенно особая социальная прослойка, сословие, класс. Своя, как выразились бы специалисты, субкультура: манера одеваться, говорить, вести себя. Своеобразные песни. Обостренное понятие чести и достоинства. Гордость собственной самобытностью. Отвага и лихость в самом страшном бою. История России с некоторых пор непредставима без казачества. Вот только нынешние «наследники» - по большей части, «ряженые», самозванцы. К великому прискорбию, большевики очень «постарались», чтобы выкорчевать настоящих казаков под корень еще в гражданскую войну. Тех, кто не был уничтожен, сгноили в тюрьмах и лагерях. Увы, но разрушенного не вернуть. Чтить бы традиции и не сделаться Иванами, родства не помнящими…

История донского казачества

Донские казаки Как ни странно, но известна даже точная дата рождения донского казачества. Ею стало 3 января 1570 года. Иван Грозный, разгромив татарские ханства, по сути, предоставил казакам все возможности обживать новые территории, селиться и пускать корни. Казаки гордились вольностью, хотя и приносили присягу на верность тому или иному царю. Цари же в свою очередь не торопились закабалять эту лихую ватагу окончательно.

Во времена Смуты казаки оказались весьма деятельны и активны. Впрочем, часто они принимали сторону того или иного самозванца, а отнюдь не стояли на страже государственности и закона. Один из известных казачьих атаманов - Иван Заруцкий - даже сам не прочь был воцариться на Москве. В XVII веке казаки активно осваивали Черное и Азовское моря.

В каком-то смысле они стали морскими пиратами, корсарами, наводящими ужас на купцов и негоциантов. Рядом с казаками часто оказывались и запорожцы. Петр Первый официально включил казаков в состав Российской империи, обязал их к государевой службе, отменил выборность атаманов. Казаки стали принимать самое деятельное участие во всех войнах, какие вела Россия, в частности, со Швецией и Пруссией, а также в Первой мировой.

Многие из донцов не приняли большевиков и воевали против них, а затем ушли в эмиграцию. Известные деятели казачьего движения - П.Н.Краснов и А.Г.Шкуро - активно сотрудничали с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. В эпоху горбачевской перестройки заговорили о возрождении донского казачества. Впрочем, на этой волне было много мутной пены, следования моде, откровенных спекуляций. К настоящему времени, практически никто из т.н. донских казаков и тем более атаманов по происхождению и по званиям таковыми не является.

История кубанского казачества

Кубанский казак Возникновение кубанского казачества относится к более позднему времени, нежели донского, - только ко второй половине XIX века. Местом дислокации кубанцев являлся Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Адыгея и Карачаево-Черкесия. Центром был город Екатеринодар. Старшинство принадлежало кошевым и куренным атаманам. Позднее верховных атаманов стал назначать лично тот или иной российский император.

Исторически, после расформирования Екатериной II Запорожской Сечи, несколько тысяч казаков бежали на черноморское побережье и попытались восстановить Сечь там, под покровительством турецкого султана. Позднее они вновь развернулись лицом к Отечеству, внесли существенный вклад в победу над турками, за что и были жалованы землями Тамани и Кубани, причем земли отдавались им в вечное и потомственное пользование.

Кубанцев можно охарактеризовать как свободное военизированное объединение. Население занималось сельским хозяйством, вело оседлый образ жизни, а воевало только по государственной надобности. Сюда охотно принимали пришлых и беглых из центральных районов России. Они смешивались с местным населением и становились «своими».

В огне революции и гражданской войны казаки вынуждены были постоянно лавировать между красными и белыми, искали «третий путь», пытались отстаивать свою самобытность и независимость. В 1920 году большевики окончательно упразднили как Кубанское войско, так и Республику. Последовали массовые репрессии, выселения, голод и раскулачивание. Только во второй половине 30-х гг. казачество было частично реабилитировано, восстановлен Кубанский хор. В Великую Отечественную войну казаки воевали наравне с другими, преимущественно вместе с регулярными частями Красной Армии.

История терского казачества

Терские казакиТерское казачество возникло примерно тогда же, что и кубанское, - в 1859 году, по дате разгрома войск чеченского имама Шамиля. В казачьей властной иерархии терцы являлись третьими по старшинству. Они расселись вдоль таких рек, как Кура, Терек, Сунжа. Штаб терского казачьего войска - город Владикавказ. Заселение территорий началось еще с XVI века.

Казаки ведали охраной приграничных территорий, но и сами порой не гнушались набегами на владения татарских князьков. Казакам нередко приходилось обороняться от горских набегов. Впрочем, близкое соседство с горцами принесло казаком не только отрицательные эмоции. Терцы переняли от горцев некоторые языковые выражения, а в особенности реквизиты одежды и амуниции: бурки и папахи, кинжалы и сабли.

Центрами сосредоточения терских казаков стали основанные города Кизляр и Моздок. В 1917 году терцы самопровозгласили независимость и учредили республику. С окончательным установлением Советской власти терцев постигла та же драматичная участь, что кубанцев и донцов: массовые репрессии и выселение.

Интересные факты

В 1949 году на советский экран вышла лирическая комедия режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Несмотря на явную лакировку действительности и сглаживание социально-политических конфликтов, она полюбилась массовому зрителю, а песня «Каким ты был» исполняется с эстрады и по сей день.
Интересно, что само слово «казак» в переводе с тюркского языка означает человека свободного, вольнолюбивого, гордого. Так что название пристало к этим людям, знать, далеко не случайно.
Казак не склоняется ни перед какими авторитетами, он быстр и свободен, как ветер.

В древние времена на нашей земле государства не соприкасались своими границами так, как сейчас. Между ними оставались гигантские пространства, на которых никто не жил – это было или невозможно из-за отсутствия условий для жизни (нет воды, земли для посевов, нельзя охотиться, если мало дичи), или попросту опасно из-за налетов степняков-кочевников. Именно в таких местах и зародилось казачество – на окраинах русских княжеств, на границе с Великой Степью. В таких местах собирались люди, которые не боялись внезапного налета степняков, умевшие и выживать, и воевать без посторонней помощи.

Первые упоминания о казачьих отрядах относятся еще к Киевской Руси, так, например, Илью Муромца величали «старым казаком». Встречаются упоминания об участии казачьих отрядов в Куликовской битве под командой воеводы Дмитрия Боброка. К концу XIV века образовались две крупных территории в низовьях Дона и Днепра, на которых было создано множество казачьих поселений и уже неоспоримым является их участие в войнах, которые вел Иван Грозный. Казаки отличились при покорении Казанского и Астраханского ханств и в Ливонской войне. Первый русский устав станичной сторожевой службы был составлен боярином М. И. Воротынским в 1571 г. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города. В 1612 году совместно с Нижегородским ополчением донские казаки освободили Москву и изгнали поляков с Русской земли. За все эти заслуги русские цари утвердили за казаками право на владение Тихим Доном на веки веков.

Украинское казачество в то время разделилось на реестровое на службе у Польши и низовое, создавшее Запорожскую Сечь. В результате политического и религиозного давления со стороны Речи Посполитой украинское казачество стало основой освободительного движения, подняло ряд восстаний, последнее из которых во главе с Богданом Хмельницким достигло своей цели – Украина была воссоединена с Русским царством Переяславской Радой в январе 1654 года. Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси, что оправдывало титул российских царей, - государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением.

И днепровские, и донские казаки в то время находились на переднем краю борьбы с турками и татарами, которые постоянно ходили в набеги на русские земли, разоряя посевы, угоняя людей в плен и обескровливая наши земли. Неисчислимое множество подвигов было совершено казаками, но одним из самых ярких примеров героизма наших предков является Азовское сидение – восемь тысяч казаков, захватив Азов – одну из мощнейших крепостей и важный узел путей сообщения – смогли отбиться от двухсоттысячной турецкой армии. Более того, турки были вынуждены отступить, потеряв около ста тысяч солдат – половину своей армии! Но с течением времени Крым был освобожден, Турция вытеснена с берегов Черного моря далеко на юг, и Запорожская Сечь утратила свое значение передового форпоста, оказавшись на несколько сотен километров вглубь на мирной территории. 5 августа 1775-го года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» Сечь была окончательно расформирована. Запорожские казаки после этого разделились на несколько частей. Наиболее многочисленная перешла в Черноморское казачье войско, которое несло пограничную стражу на берегах Черного моря, значительная часть казаков была переселена для охраны южных рубежей России на Кубани и Азов. Пяти тысячам запорожцев, которые ушли в Турцию, Султан позволил основать Задунайскую Сечь. В 1828-м году задунайские казаки с кошевым Йосипом Гладким перешли на сторону России и были помилованы лично Императором Николаем I-м. По всей необъятной территории России казаки стали нести пограничную службу. Недаром царь-миротворец Александр III однажды метко заметил: «Границы государства Российского лежат на арчаке казачьего седла…»

Донцы, кубанцы, терцы, а позже и их братья по оружию уральцы и сибиряки были бессменным боевым авангардом во всех войнах, в которых почти без передышки веками билась Россия. Особенно отличились казаки в Отечественной войне 1812-го года. До сих пор жива память о легендарном полководце донском атамане Матвее Ивановиче Платове, который провел казачьи полки от Бородино до Парижа. Те самые полки, о которых Наполеон с завистью скажет: «Будь у меня казачья конница, я бы завоевал весь мир». Дозоры, разведка, охрана, далекие рейды – вся эта повседневная тяжелая воинская работа выполнялась казаками, а их боевой порядок – казачья лава – в той войне показал себя во всей красе.

В народном сознании сложился образ казака как природного конного воина. Но существовала и казачья пехота – пластуны – ставшие прообразом современных частей специального назначения. Зародилась она на побережье Черного моря, где пластуны несли нелегкую службу в черноморских плавнях. Позже подразделения пластунов так же успешно действовали и на Кавказе. Бесстрашию пластунов – лучших стражей кордонной линии на Кавказе – отдавали дань уважение даже их противники. Именно горцы сохранили историю о том, как осажденные на липкинском посту пластуны предпочли сгореть заживо - но не сдаться черкесам, даже обещавшим им жизнь.

Однако не только воинскими подвигами известны казаки. Не меньшую роль сыграли они в освоении новых земель и присоединении их к Российской империи. Со временем, казачье население продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственные пределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Северного Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 сибирский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697-1699 казак Владимир Васильевич Атласов исследовал Камчатку.


Казаки времен Первой Мировой войны

В первый же день Первой Мировой войны с Екатеринодарского вокзала на фронт отправились первые два полка кубанского казачества. На фронтах Первой Мировой сражались одиннадцать казачьих войск России – Донское, Уральское, Терское, Кубанское, Оренбургское, Астраханское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Семиреченское и Уссурийское - не зная трусости и дезертирства. Особенно ярко проявились их лучшие качества на Закавказском фронте, где только в ополчении было сформировано создано 11 казачьих полков третьей очереди -- из казаков старших возрастов, которые порой могли дать фору кадровой молодежи. Благодаря невероятной стойкости в тяжелых боях 1914 года именно они не допустили прорыва турецких войск – далеко не самых плохих на то время! – в наше Закавказье и совместно с прибывшими сибирскими казаками отбросили их назад. После грандиозной победы в Сарыкамышской битве Россия получила поздравления от союзных главнокомандующих, Жоффра и Френча, которые очень высоко оценили силу русского оружия. Но вершиной боевого искусства в Закавказье стало взятие горного укрепленного района Эрзерум зимой 1916 года, в штурме которого казачьи часть сыграли важную роль.

Казаки были не только самыми лихими кавалеристами, но и служили в разведке, в артиллерии, в пехоте и даже в авиации. Так, коренной кубанский казак Вячеслав Ткачев совершил первый в России дальний перелет по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст, несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия. 10 марта 1914 года откомандирован в 4-ю авиароту по её формированиии, и в тот же день подъесаул Ткачёв назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков).


Очень хорошо показали себя казаки и в Великой Отечественной войне. В это самое суровое и тяжелое время для страны казачество забыло прошлые обиды, и вместе со всем советским народом поднялось на защиту своей Родины. С честью прошли до конца войны, участвуя в крупнейших операциях, 4-ый Кубанский, 5-ый Донской добровольческие казачьи корпуса. 9-я пластунская краснознаменная Краснодарская дивизия, десятки стрелковых и кавалерийских дивизий сформированных в начале войны из казаков Дона, Кубани, Терека, Ставрополья, Оренбуржья, Урала, Семиречья, Забайкалья и Дальнего Востока. Гвардейские казачьи соединения часто выполняли очень важную задачу – в то время как механизированные соединения формировали внутреннее кольцо многочисленных «котлов», казаки в составе конно-механизированных групп вырывались на оперативный простор, нарушали работу коммуникаций противника и создавали внешнее кольцо окружения, препятствуя деблокированию вражеских войск. Кроме казачьих частей воссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во время ВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас №1, Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко - кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д.М. Карбышев - родовой уральский казак, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко - терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев - донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой СССР М.М. Попов - донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского, командир эскадрона гвардии капитан К.И. Недору́бов - Герой Советского Союза и полный Георгиевский кавалер, а также множество других казаков.

Все войны нашего времени, которые довелось вести уже Российской федерации, тоже не обошлись без казаков. Помимо конфликтов в Приднестровья и Абхазии, казаки принимали активное участие в Осетино-ингушском конфликте и в последующей охране административной границы Осетии с Чечней и Ингушетией. Во время Первой чеченской кампании из казаков – добровольцев Министерством Обороны России был сформирован мотострелковый батальон имени генерала Ермолова. Его эффективность была столь высока, что напугала прокремлевских чеченцев, усмотревших в появлении казачьих частей первый шаг по возрождению Терской области. Под их нажимом батальон был выведен из Чечни и расформирован. Во время второй кампании казаками были укомплектованы 205-я мотострелковая бригада, а также комендантские роты, несшие службу в Шелковском, Наурском и Надтеречном районах Чечни. Кроме того, значительные массы казаков, заключив контракт, воевали в «обычных», то есть неказачьих подразделениях. Более 90 человек из казачьих частей по результатам боевых действий получили правительственные награды, все казаки, участвовавшие в боевых действиях и четко выполнившие свои обязанности получили казачьи награды. Уже 13 лет казаками на юге России ежегодно проводятся учебные полевые сборы, в рамках которых организованы командно-штабные тренировки с командирами подразделений и офицерским составом, занятия по огневой, тактической, топографической, минной и медицинской подготовке. Казачьи подразделения, роты и взводы возглавляют офицеры российской армии, имеющие боевой опыт, которые принимали участие в операциях в горячих точках на Кавказе, в Афганистане и в других регионах. А казачьи конные патрули стали надежными помощниками русских пограничников и милиции.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top