Вакцины: от дженнера и пастера до наших дней. Иммунология на службе здоровья — Гипермаркет знаний В бой идет днк

Вакцины: от дженнера и пастера до наших дней. Иммунология на службе здоровья — Гипермаркет знаний В бой идет днк

Виталий Зверев,
академик РАМН, директор НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН
«Наука и жизнь» №3, 2006

Инфекционные болезни во все времена были главными врагами человека. История знает множество примеров опустошительных последствий оспы, чумы, холеры, тифа, дизентерии, кори, гриппа. Достаточно вспомнить, что упадок Древней Греции и Рима связан не столько с войнами, которые они вели, сколько с чудовищными эпидемиями чумы, уничтожившими большую часть населения. В XIV веке чума погубила треть населения Европы. Из-за эпидемии натуральной оспы через 15 лет после нашествия Кортеса от 30-миллионной империи инков осталось менее 3 млн человек. Пандемия гриппа (так называемой «испанки») в 1918–20 годах унесла жизни около 40 млн человек, а число заболевших составило около 500 млн человек. Это больше, чем потери на полях сражений Первой мировой войны, где погибли 8 млн 400 тыс. и были ранены 17 млн человек.

В поисках средств против инфекционных заболеваний люди испробовали многое - от заклинаний и заговоров до дезинфицирующих средств и карантинных мер. Однако только с появлением вакцин началась новая эра борьбы с инфекциями. В состав вакцин входят микроорганизмы целиком (ослабленные или убитые) либо отдельные их компоненты. Они не способны вызвать заболевание и служат своеобразным учебным «муляжом». Благодаря вакцине иммунная система запоминает характерные признаки врага и при встрече с живым возбудителем немедленно узнает его и уничтожает.

Термин «вакцина» произошел от латинского слова vacca - корова. Его ввел Луи Пастер в честь английского врача Эдварда Дженнера, которого, несомненно, можно считать пионером в области вакцинопрофилактики. В 1796 году во время практики в деревне Дженнер обратил внимание, что фермеры, работающие с коровами, инфицированными коровьей оспой, не болеют натуральной оспой. Он привил коровью оспу мальчику и доказал, что тот стал невосприимчивым к натуральной оспе. Этот метод, придуманный во времена, когда еще не были открыты ни бактерии, ни вирусы, получил широкое распространение в Европе, а в дальнейшем лег в основу ликвидации оспы во всем мире. Однако лишь спустя столетие был предложен научный подход к вакцинации. Его автором стал Луи Пастер, применивший свою концепцию инфекционных возбудителей для создания вакцины против бешенства.

Разработка новых вакцин пошла полным ходом в начале XX века, когда появились методы стабильной аттенуации (ослабления) микроорганизмов, исключающие риск развития болезни, и была открыта возможность использовать для вакцинации обезвреженные бактериальные токсины.

С тех пор появилось более 100 различных вакцин, которые защищают от сорока с лишним инфекций, вызываемых бактериями, вирусами, простейшими.

Классические вакцинные препараты можно разделить на три группы:

1. Живые вакцины. Действующим началом в них служат ослабленные микроорганизмы, потерявшие способность вызывать заболевание, но стимулирующие иммунный ответ. К этой группе относятся вакцины против кори, краснухи, полиомиелита, эпидемического паротита и гриппа.
2. Инактивированные вакцины. Они содержат убитые патогенные микроорганизмы или их фрагменты. Примером служат вакцины против гриппа, клещевого энцефалита, бешенства, брюшного тифа.
3. Анатоксины (токсоиды) - бактериальные токсины в измененной безвредной форме. К ним относятся известные и широко применяемые вакцины против дифтерии, столбняка, коклюша.

С началом бурного развития молекулярной биологии, генетики и методов генной инженерии появился новый класс вакцин - молекулярные вакцины. В них используются рекомбинантные белки или фрагменты белков патогенных микробов, синтезированные в клетках лабораторных штаммов бактерий, вирусов, дрожжей. В практику пока вошли только три таких препарата: рекомбинантная вакцина против гепатита B, вакцина против болезни Лайма и детоксицированный коклюшный токсин, который включен в состав АКДС-вакцины, применяемой в Италии.

Вакцины позволили человечеству достичь невероятных результатов в борьбе с инфекциями. В мире полностью ликвидирована натуральная оспа - заболевание, ежегодно уносившее жизни миллионов человек. Это одно из самых выдающихся событий ХХ века, которое по значимости стоит в одном ряду с полетом человека в космос. Практически исчез полиомиелит, продолжается глобальная ликвидация кори. В сотни и даже тысячи раз снижена заболеваемость дифтерией, краснухой, коклюшем, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом B и многими другими опасными инфекционными заболеваниями.

1. Чем занимается иммунология?
2. Как появились вакцины и лечебные сыворотки?
3. Чем искусственный иммунитет отличается от естественного?
4. Отчего бывает аллергия?
5. Что такое совместимость тканей и почему при переливании крови надо учитывать группу крови донора и больного?

В настоящее время изучением иммунитета занимается наука - иммунология.

Ее вклад в медицину, животноводство и другие отрасли народного хозяйства огромен, а начиналась она с довольно скромного эпизода.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы.

Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822-1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в легкой форме, то человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным от микробов, вызывающих то же натуральное заболевание. Опыты подтвердили эту мысль.

Препараты из ослабленных микробов Луи Пастер (или их ядов) стали называть вакцинами, (1822-1895) Что в переводе означает «коровьи», в память о первой вакцине, созданной Э. Дженнером. Процедура введения вакцины получила название прививка. После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца.
Лечебные сыворотки. При введении вакцины организм самостоятельно вырабатывает антитела. При введении сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Особенно важно это в том случае, если заражение уже произошло.

Кровь для лечебной сыворотки берут либо у человека, перенесшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют (рис. 48), вводя возбудителя инфекционного заболевания или же его токсин (яд). В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела – или антимикробные, или антитоксические. Например, противодифтерийная сыворотка - антитоксин. Ее получают путем введения в организм животного дифтерийного токсина.

Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия (например, антидифтерийная сыворотка не предохранит от других инфекционных заболеваний).

Естественный и искусственный иммунитет.

Иммунитет может быть природный - естественный и искусственно созданный. Естественный иммунитет может быть подразделен на видовой, наследственный и приобретенный. Например, человек никогда не заболевает чумкой собак, потому что в человеческом организме нет условий для жизнедеятельности возбудителя этого заболевания. Это видовой иммунитет. Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это наследственный иммунитет. Наконец, есть иммунитет, приобретенный в результате перенесенного заболевания или же полученный грудным ребенком с молоком матери.

Искусственный иммунитет может быть только приобретенным.

Он активный, когда вводится вакцина и организм сам вырабатывает антитела, или пассивный, когда человеку вводят лечебную сыворотку, содержащую уже готовые антитела (см. схему).


Аллергия.

Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды, например к продуктам питания, пахучим веществам, медицинским препаратам, предметам бытовой химии, называется аллергией.

Вещество, вызывающее аллергию, называется аллергеном. Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию. Антитела прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов. При вторичном попадании аллергена в организм эти антитела образуют с ним комплексы антиген-антитело. При этом выделяются вещества, повреждающие клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Возникают покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведет к насморку и чиханию, раздражение слизистой бронхов - к кашлю и усиленному выделению мокроты.

Аллергеном может быть цветочная пыльца, комнатная пыль, стиральные порошки, корм для рыб, шерсть собаки или кошки, антибиотики, выбросы городских и сельских предприятий.

Тканевая совместимость.

Попытки пересадить ткань от одного человека другому предпринимались давно. Однако даже при удачно сделанной операции пересаженная ткань через некоторое время отторгалась. Причиной была иммунная реакция. Чужая ткань по биохимическому составу несколько отличалась от ткани пациента, которому ее пересаживали. Этого было достаточно, чтобы некоторые химические соединения ткани воспринимались в организме как антигены.
Чем меньше пересаживаемая ткань содержит антигенов, тем больше шансов, что она приживется. Поэтому первая задача хирургов - отыскать таких людей, у которых ткани были бы совместимы. Другой путь пересадки тканей заключается в подавлении иммунной реакции, используя специальные препараты.

Переливание крови.

С проблемой тканевой совместимости медики столкнулись и при переливании крови, так как содержащиеся в эритроцитах чужой крови антигены разрушались антителами плазмы больного, если их кровь была несовместимой.

Люди, дающие кровь, называются донорами, а получающие ее - реципиентами. Когда наследственный иммунитет реципиента и донора не совпадал, вводимые в организм больного эритроциты донорской крови разрушались и это приводило больного к гибели. Изучение переливания крови позволило открыть четыре группы крови. Они были обозначены римскими цифрами I, II, III, IV. Кровь разных людей одной группы крови всегда совместима. Кроме того, кровь I группы можно было переливать всем остальным группам без неблагоприятных последствий. Люди с I группой крови являются универсальными донорами, но им самим можно переливать кровь только их группы. Наряду с универсальными донорами имеются и универсальные реципиенты. Это люди, кровь которых принадлежит к IV группе. Им можно переливать кровь любой группы. Людям, имеющим кровь II и III групп, можно переливать кровь I группы и их собственной.

В течение всей жизни человека его группа крови не меняется: антигены, присутствующие в эритроцитах, и антитела, находящиеся в плазме, постоянны в течение всей жизни.

Резус-фактор.

У многих людей в эритроцитах имеется белок, который получил название резус-фактор. Он обозначается символом Rh+. Впервые этот белок был обнаружен у обезьян вида макака-резус. Кровь людей, которые имеют его, называют резус-положительной, а кровь людей, в эритроцитах которых он отсутствует, - резус-отрицательной.

Если человеку с резус-отрицательной кровью перелить резус-положительную кровь, в его организме начнется выработка антител против резус-фактора. При вторичном переливании резус-положительной крови человеку с резус-отрицательной кровью наступает иммунологический конфликт, возникают реакции несовместимости.

Резус-конфликт может произойти и в том случае, когда мать резус-отрицательна, а отец резус-положителен. Если плод будет резус-положительным, то в организме матери начнут вырабатываться антитела, разрушающие резус-белок Rh+. При первой беременности может накопиться немного этих антител, и тогда родится нормальный ребенок. Но при повторной беременности, когда антител накопится много, про¬исходит резус-конфликт, сопровождающийся разрушением эритроцитов ребенка. Развивается гемолитическая болезнь, опасная для жизни новорожденного. С целью ее предупреждения всем беременным с резус-отрицательной кровью делают анализы для выявления антител к резус-фактору. В случае их наличия сразу же после рождения ребенку делают обменное переливание крови.

Иммунология, лечебные сыворотки, предупредительные прививки (вакцины), антитела, антитоксины, естественный иммунитет: видовой, наследственный, приобретенный; искусственный иммунитет: пассивный, активный; аллергия, аллерген, тканевая совместимость, 1, II, III и IV группы крови, резус-фактор, донор, реципиент.

1. Какова заслуга Э. Дженнера и Л. Пастера в изобретении вакцины?
2. Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку?
3. Что такое аллергия и как она возникает?
4. Почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов?
5. Какие группы крови имеются у человека?

Как можно объяснить конфликт между резус-положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом?

1. На рисунке 48 показан процесс приготовления противодифтерийного антитоксина, состоящего из антител, нейтрализующих дифтерийный яд.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что находится в колбе, содержимое которой вводят лошади несколько раз, постепенно увеличивая дозу?
Что происходит в организме лошади в ответ на введение этого вещества?
Как обрабатывают кровь лошади, чтобы получить антидифтерийный антитоксин?
В каких случаях применяют антидифтерийный антитоксин?
Какой тип иммунитета вырабатывается у больного, которому ввели антидифтерийный антитоксин?

Перепишите схему в тетрадь.

Пометьте стрелочками, кому можно переливать кровь I, II, III и IV группы.

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Чем занимается иммунология?

Иммунология - наука, которая занимается изучением иммунитета.

Вопрос 2. Как появились вакцины и лечебные сыворотки?

Вопрос 3. Чем искусственный иммунитет отличается от естественного?

Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (введение сыворотки).Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания). А также пассивный при передаче антител ребёнку от матери.

Вопрос 4. Отчего бывает аллергия?

Возникновению аллергической реакции может способствовать множество причин, главными из которых являются: вдыхание аллергических веществ, чаще всего пыли, растительной пыльцы; контакт с шерстью животных; продукты питания (яйца, сладкая вода, фрукты, овощи, рыба, молоко, химические вещества и др.); медикаментозные средства (в основном антибактериальные препараты пенициллинового и цефтриаксонового ряда); тополиный пух; очень часто встречается аллергия на солнце, которая проявляется достаточно обширной, одиночной либо множественной сыпью, напоминающая крапивницу, которая имеет ярко – красный оттенок; психоэмоциональное расстройство либо сильный стресс; укусы насекомых (мошки, комары, клещ, мухи и др.); цветы.

Вопрос 5. Что такое совместимость тканей и почему при переливании крови надо учитывать группу крови донора и больного?

Попытки пересадить ткань от одного человека другому предпринимались давно. Однако даже при удачно сделанной операции пересаженная ткань через некоторое время отторгалась. Причиной была иммунная реакция. Чужая ткань по биохимическому составу несколько отличалась от ткани пациента, которому ее пересаживали. Этого было достаточно, чтобы некоторые химические соединения ткани воспринимались в организме как антигены.

Чем меньше пересаживаемая ткань содержит антигенов, тем больше шансов, что она приживется. Поэтому первая задача хирургов - отыскать таких людей, у которых ткани были бы совместимы. Другой путь пересадки тканей заключается в подавлении иммунной реакции, используя специальные препараты.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Какова заслуга Э. Дженнера и Л. Пастера в изобретении вакцины?

Эдуард Дженнер (1749–1823) изобрел первую вакцину. Он наблюдал невосприимчивость к оспе доильщиц, переболевших коровьей оспой. Дженнер привил (14 мая 1769 г.) 8-летнему Джеймсу Фипсу коровью оспу, а через полтора месяца заразил его натуральной человеческой оспой: мальчик не заболел. Повторяя заражение Фипса через несколько месяцев и лет, Дженнер доказал возможность и высокую эффективность вакцинации против оспы.

Французский микробиолог Луи Пастер (1822–1895) первым предположил, что если удастся ослабить микроорганизмы настолько, что они смогут вызвать заболевание лишь в легкой форме, то человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным и от полноценных микробов, вызывающих то же заболевание. Опыты подтвердили эту мысль.

Вопрос 2. Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку?

Прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку, потому что все вакцины и сыворотки специфичны, т. е. обладают строгой направленностью действия.

Вопрос 3. Что такое аллергия и как она возникает?

Аллергия - это повышенная чувствительность организма к различным веществам - аллергенам, проявляющаяся симптомами аллергического заболевания. До 25% населения индустриальных районов страдает каким-либо аллергическим заболеванием. Число случаев аллергии и ее тяжести неуклонно растет во всем мире. При попадании в организм аллерген вызывает иммунную реакцию. Антитела прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов. При вторичном попадании аллергена в организм эти антитела образуют с ним комплексы антиген–антитело. При этом выделяются вещества, повреждающие клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Возникают покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведет к насморку и чиханию, раздражение слизистой бронхов - к кашлю и усиленному выделению мокроты. Аллергены бывают: бытовые (домашняя пыль, дафнии), эпидермальные (перхоть и шерсть животных, перья, чешуя рыб), аллергены яда насекомых, пищевые, лекарственные, инфекционные, промышленные, пыльцевые.

Вопрос 4. Почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов?

Причиной, служащей препятствием при пересадке органов, является тканевая несовместимость. В свою очередь, причиной тканевой несовместимости является иммунная реакция. Чужая ткань по биохимическому составу отличается от ткани пациента, которому ее пересаживали. Вследствие чего некоторые химические соединения ткани воспринимаются в организме как антигены.

Вопрос 5. Какие группы крови имеются у человека?

У человека имеется четыре группы крови: первая (I), вторая (II), третья (III), и четвертая (IV).

Вопрос 6. Как можно объяснить конфликт между резус-положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом?

Если кровь плода резус-положительная, это значит, что на его эритроцитах находится особый белок, называемый «резус-фактор» (так как он был впервые обнаружен на эритроцитах обезьян вида макака-резус). Для женщины с отрицательным резусом, у которой такого белка нет, резус-белок плода является чужеродным. Ее организм начинает вырабатывать на него антитела. При их накоплении возникает резус-конфликт, сопровождающийся разрушением эритроцитов плода.

На рисунке 48 показан процесс приготовления противодифтерийного антитоксина, состоящего из антител, нейтрализующих дифтерийный яд.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что находится в колбе, содержимое которой вводят лошади несколько раз, постепенно увеличивая дозу?

В колбе находится дифтерийный яд, который вводят лошади, постепенно увеличивая дозу.

Что происходит в организме лошади в ответ на введение этого вещества?

В организме лошади происходит образование антитоксинов – веществ против дифтерийного яда.

Как обрабатывают кровь лошади, чтобы получить антидифтерийный антитоксин?

Кровь освобождают от форменных элементов, получают плазму крови, удаляют фибриноген.

В каких случаях применяют антидифтерийный антитоксин?

Дифтерийный антитоксин применяют для борьбы с дифтерией у людей.

Какой тип иммунитета вырабатывается у больного, которому ввели антидифтерийный антитоксин?

Происходит выработка искусственного пассивного иммунитета.

Вопрос 1. Какова заслуга Э. Дженнера и Л. Пастера в изобретении вакцины?
Эдуард Дженнер (1749-1823) изобрел первую вакцину. Он наблюдал невосприимчивость к оспе доильщиц, переболевших коровьей оспой. Дженнер привил (14 мая 1769 г.) 8-летнему Джеймсу Фипсу коровью оспу, а через полтора месяца заразил его натуральной человеческой оспой: мальчик не заболел. Повторяя заражение Фипса через несколько месяцев и лет, Дженнер доказал возможность и высокую эффективность вакцинации против оспы.
Французский микробиолог Луи Пастер (1822-1895) первым предположил, что если удастся ослабить микроорганизмы настолько, что они смогут вызвать заболевание лишь в легкой форме, то человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным и от полноценных микробов, вызывающих то же заболевание. Опыты подтвердили эту мысль.

Вопрос 2. Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку?
Прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку, потому что все вакцины и сыворотки специфичны, т.е. обладают строгой направленностью действия.

Вопрос 3. Что такое аллергия и как она возникает?
Аллергия - это повышенная чувствительность организма к различным веществам - аллергенам, проявляющаяся симптомами аллергического заболевания. До 25% населения индустриальных районов страдает каким-либо аллергическим заболеванием. Число случаев аллергии и ее тяжести неуклонно растет во всем мире. На организм человека, его иммунную систему действуют не только микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, но и пищевые продукты, а в большей степени - химические вещества. В наш век научно-технического прогресса синтезируется большое количество химических веществ: моющих средств, лекарственных препаратов, пищевых добавок, красителей и т. д. Попадая в организм человека даже в очень малых количествах, они могут вызывать сильные реакции. Может возникать даже аллергия на различные запахи, пыль, шерсть домашних животных, естественные пищевые продукты (земляника, апельсины, яйца, шоколад и т. д.). Она проявляется в виде чихания, сильного насморка, кашля, рвоты (защитные рефлексы), раздражения на коже, слезоточивости. Защитные силы организма, его иммунная система стараются освободиться от чужеродных веществ через кожу, слизистую оболочку и т.д.
Профилактика аллергии состоит в соблюдении правильного рационального питания. Вскармливание детей грудным молоком очень укрепляет естественный врожденный иммунитет. Полезны также здоровый образ жизни, правильный режим труда и отдыха.

Вопрос 4. Почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов?
Причиной, служащей препятствием при пересадке органов, является тканевая несовместимость. В свою очередь, причиной тканевой несовместимости является иммунная реакция. Чужая ткань по биохимическому составу отличается от ткани пациента, которому ее пересаживали. Вследствие чего некоторые химические соединения ткани воспринимаются в организме как антигены.

Вопрос 5. Какие группы крови имеются у человека?
У человека имеется четыре группы крови: первая (I), вторая (II), третья (III), и четвертая (IV). У людей с I группой крови в эритроцитах нет агглютиногенов (склеиваемых веществ), а в плазме есть оба типа агглютининов (их обозначают буквами греческого алфавита - альфа и бета; агглютинины - это склеивающие вещества). В связи с этим эту группу также обозначают как нулевую (0). Люди, имеющие 0 группу крови (таких людей около 40 %), - универсальные доноры, но им самим можно переливать кровь только 0 группы. Объясняется это тем, что кровь О группы не может «склеиться» (эта реакция называется агглютинацией): ведь в ней нет склеиваемых веществ - агглютиногенов. В эритроцитах крови II группы (группы А) содержится агглютиноген А, а в плазме - агглютинин бета. В эритроцитах III группы (группы В) - агтлютиноген В, а в плазме - агглютинин альфа. Кровь людей II и III группы можно переливать только тем людям, у кого такая же группа крови, или же людям с IV группой крови. В эритроцитах крови IV группы (группы АВ) присутствуют агглютиногены А и В; агглютининов в плазме у этой группы крови нет. Люди с IV группой крови (их около 6 %) - универсальные реципиенты, так как им можно переливать кровь всех четырех групп.
Кроме того, при переливании крови надо учитывать резус-фактор (Rh-фактор). Этот фактор содержится в эритроцитах у 86 % людей. Кровь этих людей называют резус-положительной. Если такую кровь перелить людям, кровь которых резус-отрицательна (не содержит резус-фактора), то в крови у них об¬разуются специальные агглютиногены и вещества, разрушающие эритроциты. Повторное переливание резус-положительной крови вызовет склеивание и разрушение (гемолиз) эритроцитов и может привести к смерти. Именно поэтому каждый человек должен знать свою группу крови, и какая это кровь - резус-положительная или резус-отрицательная.

Вопрос 6. Как можно объяснить конфликт между резус-положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом?
Если кровь плода резус-положительная, это значит, что на его эритроцитах находится особый белок, называемый «резус-фактор» (так как он был впервые обнаружен на эритроцитах обезьян вида макака-резус). Для женщины с отрицательным резусом, у которой такого белка нет, резус-белок плода является чужеродным. Ее организм начинает вырабатывать на него антитела. При их накоплении возникает резус-конфликт, сопровождающийся разрушением эритроцитов плода.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top