Вертиго, буллет-тайм и другие спецэффекты. Как создать “Эффект Вертиго” без увеличительной линзы? Вертиго — что это такое? Симптомы и причины

Вертиго, буллет-тайм и другие спецэффекты. Как создать “Эффект Вертиго” без увеличительной линзы? Вертиго — что это такое? Симптомы и причины

При снижении pCO 2 в альвеолярном воздухе и крови сродство кислорода к гемоглобину повышается, что затрудняет переход кислорода из капилляров в ткани (см. Газообмен). Этот эффект был отмечен двумя исследователями независимо друг от друга: рус. физиологом Б. Ф. Вериго (1898) и дат. физиологом Бором (Ch. Bohr, 1904), поэтому правильнее называть его эффектом Вериго. В статьях, публикуемых за рубежом, большинство авторов обозначает это явление как эффект Бора, т. к. работа Б. Ф. Вериго мало кому была известна. О ней упоминают только Дж. Холдейн и Пристли (J. Priestley). В дальнейшем В. э. был исследован Дж. Баркрофтом (1910- 1929), который установил определенную зависимость величины сдвигов кривой диссоциации оксигемоглобина от величины pCO 2 и pH крови.

Физиол, значение В. э. отмечено многими исследователями. Так, П. М. Альбицкий (1911) выдвинул гипотезу, согласно к-рой pCO 2 в крови является важнейшим регулятором интенсивности окислительных процессов в тканях. При снижении pCO 2 скорость обменных процессов возрастает, а при увеличении - понижается. Этим, в частности, может быть объяснено наркотическое действие высоких концентраций углекислоты во вдыхаемом воздухе.

В случае развития гипоксии (см.) возникающая гипервентиляция приводит, с одной стороны, к повышению содержания кислорода в крови, а с другой - к снижению поступления его в ткани. Повышенное содержание кислорода в крови уменьшает возникающий при гипоксии цианоз кожи и слизистых оболочек, однако не улучшает состояние организма. При этом необходимо иметь в виду, что гипервентиляция приводит не только к В. э., но и к сужению кровеносных сосудов, преимущественно сосудов головного мозга, что само по себе может быть причиной кислородного голодания.

По мнению Холдейна, терапевтическое действие от добавления углекислоты к вдыхаемой газовой смеси при гипоксии также в определенной степени связано с В. э.

Биохим, механизм, определяющий развитие В. э., долгое время оставался недостаточно изученным. Л. А. Орбели и Баркрофт в 1910 г. установили, что сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина зависит как от изменений pH среды, так и от специфического действия углекислоты. Рерт (М. Rorth, 1968) и Бауэр (Ch. Bauer, 1969) показали, что на кривую диссоциации оксигемоглобина влияет и дифосфоглицериновая к-та. Благодаря присутствию последней кривая диссоциации оксигемоглобина приобретает S-образную форму. Установлено, что дифосфоглицериновая к-та присоединяется между X-концам и бета-цепей дезоксиформы гемоглобина электростатической связью, прочность к-рой зависит от pH и ионной силы среды. При оксигенации расстояние между концами двух (3-цепей гемоглобина увеличивается и происходит разрыв связи между гемоглобином и дифосфоглицериновой к-той. Одновременно два Н-завитка сближаются и выталкивают молекулу дифосфоглицериновой к-ты, что приводит к снижению pH. При появлении повышенного количества углекислоты в крови оксигенация сопровождается отщеплением протона и изменением pH. Совокупность этих процессов выражается в форме В. э.

ЭФФЕКТ ВЕРИГО-БОРА

При снижении парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и крови сродство кислорода к гемоглобину повышается, что затрудняет переход кислорода из капилляров в ткани. Это явление сегодня известно как эффект Вериго-Бора . Эффект этот был открыт независимо друг от друга Вериго (1898г.) и датским физиологом Ч. Бором (1904г.) .

ЭФФЕКТ ВЕРИГО-БОРА

Основу разработки проблемы гипоксии заложил русский ученый-физиолог И. М. Сеченов фундаментальными работами по физиологии дыхания и газообменной функции крови. Большое значение имеют также исследования русского физиолога Б. Ф. Вериго по физиологии газообмена в легких и тканях. Опираясь на идеи И. М. Сеченова о сложных формах взаимодействия между двуокисью углерода и кислородом в крови (Вериго работал в лабораториях И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и И. Мечникова), он впервые установил зависимость степени диссоциации оксигемоглобина от величины парциального давления углекислоты в крови.

При снижении парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и крови сродство кислорода к гемоглобину повышается, что затрудняет переход кислорода из капилляров в ткани. Это явление сегодня известно как эффект Вериго-Бора. Эффект этот был открыт независимо друг от друга Вериго (1898г.) и датским физиологом Ч. Бором (1904г.).

Здесь я хочу ненадолго задержать внимание читателей на том, как гемоглобин крови связывает атмосферный кислород и как передает его тканям организма. При большом парциальном давлении кислорода гемоглобин (НЬ) соединяется с кислородом, образуя оксигемоглобин (НЬО 2), а при низком парциальном давлении кислорода гемоглобин отдает присоединенный ранее кислород. Всю эту цепочку можно записать в виде обратимой химической реакции:

При каждом данном парциальном давлении кислорода существует определенное количественное соотношение между гемоглобином и оксигемоглобином. Если построить график зависимости количества оксигемоглобина от парциального давления кислорода, то мы получим кривую кислородной диссоциации, которая будет показывать каким образом эта реакция зависит от парциального давления кислорода. Более подробно о самом парциальном давлении говорится чуть ниже в этой главе.

Но на кривую кислородной диссоциации оказывает влияние не только парциальное давление кислорода. Существенное влияние оказывает и рН крови, то есть тот самый эффект Вериго-Бора, речь о котором шла чуть выше.

Рис 2.2. Кривые кислородной диссоциации для крови голубя (по Лутцу и др., 1973.)

I - кривая, полученная при нормальных для организма птицы условиях при рН 7,5;

II - кривая, полученная при всех тех же условиях, но со сдвигом рН с 7,5 до 7,2.

На рис 2.2 изображены две кривые кислородной диссоциации, которые получены для одной и той же крови и при нормальных условиях по парциальному давлению, но при разных значениях рН крови. Первое, на что я хочу обратить внимание читателей при анализе рис. 2.2 - это на то обстоятельство, что при различных значениях рН полное насыщение крови кислородом происходит при значительно меньшем парциальном давлении кислорода, чем оно реально существует на уровне моря или просто на равнинной местности.

А это означает, что нас не должна особенно волновать проблема насыщения нашей крови кислородом, по сути мы всегда имеем полное насыщение крови кислородом, если только мы не живем высоко в горах. А вот другая проблема - отдача кислорода тканям - нас должна особенно беспокоить. Очень часто наша кровь возвращается в легкие, не истратив даже 50% запасенного в ней кислорода. И в таком случае нам может помочь эффект Вериго-Бора. Например, при парциальном давлении кислорода в крови равном 40 мм. рт.ст. с рН 7,2 (по рис. 2.2) кровь может отдать 60% связанного кислорода, а та же кровь с рН 7,5 только 30%. Ясно, что для организма более благоприятна кровь с рН 7,2, чем с рН 7,5.

Физиологическое значение эффекта Вериго-Бора было отмечено многими исследователями. А упоминавшийся уже в этой главе русский ученый П. М. Альбицкий выдвинул даже гипотезу (1911г.), согласно которой парциальное давление углекислого газа в крови является важнейшим регулятором интенсивности окислительных процессов в тканях. Отсюда легко вытекает вывод, что при снижении в крови парциального давления углекислого газа нам следует ожидать нарушения обменных функций в организме и последующих всевозможных болезней.

Как видим, автор метода ВЛГД через полвека повторил гипотезу Альбицкого, но в то же время и предложил способ удержания углекислого газа в организме, чего не сделал Альбицкий. Конечно, самое интенсивное вымывание углекислого газа из организма происходит при глубоком дыхании. Поэтому Бутейко и решил волевым методом воспрепятствовать такому дыханию.

Многое мы делаем волевыми усилиями: и бегаем мы благодаря волевому преодолению своей лени, и физзарядкой мы занимаемся тоже благодаря волевому воздействию на самого себя, и точно так же мы обливаемся холодной водой, и точно так же мы достигаем волевыми усилиями всего и вся, чего хотим, поэтому нет ничего удивительного и в волевом управлении своим дыханием. Другое дело - многое ли нам дает такое волевое воздействие на дыхание? Возможно, все же следует найти причину самого глубокого дыхания и воздействовать на нее? Объяснение Бутейко причины глубокого дыхания нас не устраивает, так как оно бездоказательно. Как, например, связать переедание мяса или молока с глубоким дыханием? Или как леность, продолжительный сон или привычка к алкоголю приводят к глубокому дыханию? А что у детей считать причиной того же глубокого дыхания?

Вопросы эти не праздные уже потому, что если знать истинную причину глубокого дыхания, то тогда можно воздействовать на нее и в результате дыхание нормализуется. А если причина такого дыхания нам неизвестна, то тогда мы не в состоянии будем ее устранить и вынуждены будем прибегнуть к воздействию на само дыхание, что нам и предлагает Бутейко. Глубокое дыхание по его мнению является причиной многих болезней. Но мы не можем определить причину самого глубокого дыхания, а поэтому волевыми усилиями гасим глубину дыхания. Так родился метод волевой ликвидации глубокого дыхания. Ничего предосудительного в нем нет - не так быстро нам удается найти причину того или иного явления.

И по-прежнему у нас нет ответа и на вопрос - в чем причина глубокого дыхания, и на вопрос - почему мы испытываем кислородное голодание при нормальном насыщении крови кислородом? Ответом на последний вопрос может служить эффект Вериго-Бора, согласно которому при снижении концентрации углекислого газа в крови возрастает сродство кислорода с гемоглобином, что затрудняет переход кислорода в ткани организма. Но такой ответ будет не совсем точным, так как сродство гемоглобина с кислородом зависит не просто от концентрации углекислого газа в крови, а от концентрации ионов водорода в ней. Поэтому следует считать, что только недостаточное подкисление крови может быть причиной гипоксии всего организма при полном насыщении гемоглобина кислородом.

И если причиной гипоксии всего организма может быть относительно высокая щелочность крови, то и причиной глубокого дыхания тоже может быть испытываемое организмом кислородное голодание. Но более подробно все детали этого явления мы рассмотрим немного позже.

5. Эффект плацебо

5. Эффект плацебо Из всех опасностей альтернативной медицины для меня наибольшим разочарованием является то, что она дает искаженное понимание нашего организма. Так же как теория большого взрыва интереснее креационизма, то, что наука может рассказать нам об окружающем

Косметический эффект

Косметический эффект Помимо лечебных свойств, березовый деготь обладает облагораживающим и украшающим действием. Настоянная на нем вода (2 ст. л. дегтя на 1/2 л воды) используется во многих народных

Эффект плацебо

Эффект плацебо Сегодня в России и за ее пределами весьма широко применяются в лечебных и иных целях так называемые «пустышки». Применение «пустышек» повсеместно приносит колоссальную прибыль их производителям и распространителям, особенно мелким бизнесменам,

Энергетический эффект

Энергетический эффект Обливание холодной водой издавна использовалось в целях закалки организма. Знающие люди черпают энергию из этих процедур и добиваются удивительных результатов. Очень широко обливание практиковал Порфирий Иванов.Главный эффект холодных, а лучше

Стимулирующий эффект

Стимулирующий эффект Поскольку кожа – это периферический мозг, все сигналы с нее идут в центральную нервную систему. Там они попадают в «стыковочный узел» между внутренней и внешней средой – гипоталамус. Гипоталамус на это реагирует активизацией эндокринной системы, а

Побочный эффект

Побочный эффект В медицине побочным эффектом называется нежелательный, отрицательный результат от приема медикамента, возникающий наряду с ожидаемым «лечебным» эффектом.В этом смысле применение комплекса «Самоздрав» не имеет побочных эффектов, поскольку процедура

Кумулятивный эффект

Кумулятивный эффект Отвлечемся от непосредственных результатов недостаточности рациона в период беременности и кормления грудным молоком.Крайне необходимо начинать правильное питание до родов, даже до зачатия. Многие опыты с животными и большое количество наблюдений

Омолаживающий эффект

Омолаживающий эффект 17. «В мае месяце 1996 года я увидела Вашу книгу „Уринотерапия“ и сразу купила. Прочитала и сразу начала с уриновых клизм и пить 1…З глотка рано утром. Через неделю на икрах ног, а потом и на пятках потрескалась кожа. Трещины были глубокие и очень

12. Эффект «плато»

12. Эффект «плато» МарлаДо недавнего времени мне, несмотря на все старания, не удавалось сколько-нибудь значительно похудеть. Сказать по правде, я не очень-то и старалась, опасаясь неудачи. Теперь, приняв решение лучше заботиться о себе, то есть правильно питаться и

Оздоровительный эффект

Оздоровительный эффект Оздоровительный эффект – вот основная причина высокой оценки людьми системы цигун и желания ее изучать. Основным принципом цигун является «спокойное, безмятежное сердце плюс сосредоточенный ум», что дает нервной системе возможность отдыха,

Оздоровительный эффект

Оздоровительный эффект Оздоровительный эффект – вот основная причина высокой оценки людьми системы цигун и желания ее изучать. Основным принципом цигун является «спокойное безмятежное сердце плюс сосредоточенный ум», что дает нервной системе возможность отдыха и, как

Эффект молодости

Эффект молодости Но давайте и дальше проследим за воздействием банного жара. Как уже было сказано, затруднение теплоотдачи вызывает активность кровообращения. Усиление кровообращения, в свою очередь, приводит к повышению температуры тела. А в итоге активнее так

Эффект Кирлиана

Эффект Кирлиана Исследования воздействия структурированной воды включают в себя исследования воздействия такой воды на человека. И здесь неоценимую помощь исследователю оказывает эффект Кирлиана. В тридцатые годы краснодарский механик Семен Давидович Кирлиан

Обратный эффект

Обратный эффект Снижение веса способствует улучшению качества секса – это доказано! И причин тому несколько Во-первых, психологическая. Наша культура воспитала в нас неприятие полноты. С этим связаны множественные комплексы людей, имеющих лишний вес. Психологи из

Косметический эффект

Косметический эффект В последнее время ипликатор Кузнецова стали широко применять в косметологии. Воздействие прибора приводит к улучшению тканевой микроциркуляции, в разультате возрастает метаболизм, клетки эпидермиса начинают активно восстанавливаваться. В

The Vertigo Effect / Dolly Zoom / Hitchcock shot / etc.

Мол очень драматический эффект, буууууууу!

Эффект был придуман оператором второго плана Ирмином Робертсом, который снимал фильм «Vertigo» («Головокружение») в 1958 году. Режиссером же фильма был Альфред Хочкок, тот ещё перец!

Приём основан на изменении масштаба/перспективы заднего плана, когда объекты переднего плана остаются прежними.

  • Добавить комментарий
  • 9 комментариев

Выбрать язык Текущая версия v.234.1

Национальный кинопортал Film.ru - все о кино

Вертиго, буллет-тайм и другие спецэффекты

Vertigo effect (он же dolly zoom, он же «эффект тромбона») – оптический эффект, при котором предметы на переднем плане остаются на месте, а задний фон стремительно начинает отодвигаться назад. Эффект был впервые применен в художественном кино в ленте Альфреда Хичкока «Головокружение» (Vertigo, 1959). Дабы передать боязнь высоты одного из персонажей, кадру была придана «засасывающая» глубина, произведшая эффект на многих зрителей (интересно, что автора этого приема – оператора второй съемочной группы Ирмина Робертса – Хичкок забыл даже упомянуть в титрах). С тех пор «эффект “Вертиго”» использовали многие постановщики, поскольку никакого специального оборудования для этого не требуется – только широкоугольная линза и тележка.

Сделать кадр наподобие того, что использован Стивеном Спилбергом в «Челюстях», при наличии фотокамеры может любой желающий. Технология состоит в том, что объектив подкручивается для увеличения находящегося в кадре объекта, а сама камера в это же время пятится от объекта назад (либо наоборот, используется обратный зум и наезд на объект). При таком одновременном действии меняется только глубина кадра, а сам предмет остается относительно зрителя неподвижным. Необязательно даже иметь под рукой специальную тележку для камеры, можно поставить закрепленный на треноге фотоаппарат на скейтборд или на магазинную тележку, и после нескольких тренировок у вас получится не хуже, чем у Спилберга. Главное – не забыть отключить автофокус, в данном случае он совершенно излишен.

В 2002 году перед режиссером Дагом Лайманом встала практически неразрешимая задача: как заставить зрителя поверить, что Мэтт Дэймон способен драться, как Брюс Ли? Ответ был найден, и мы можем наблюдать его в «Идентификации Борна»: все драки сняты несколькими трясущимися ручными камерами, причем зритель видит только отдельные части дерущихся людей, а не бой в полный рост. Все это нарезано клиповой лапшой, получившей название «склеек Дэймона» и с тех пор изрядно распространившейся по Голливуду. Теперь для создания ощущения плотного экшена, реально горячей перестрелки, драки или напряженной автомобильной погони (как, например, в фильме «Неизвестный») фильммейкеру достаточно помахать парой камер, накрошить получившийся футадж монтажными ножницами и склеить изсекундных кусочков сцену, которая будет производить впечатление реально захватывающей – если только от мельтешения на экране вас не стошнит.

Режиссеры обнаружили, что новая техника съемки дает возможность значительно экономить на стоимости трюков, так как позволяет разбивать сложнопостановочные кадры на отдельные элементы, а воображение мувигоера потом само склеивает из этих пазлов общую картину. Так что если лет через 10 все файтинги будут выглядеть «в духе Борна», фанаты Чака, Брюса и Жан-Клода, вы знаете, чья в этом вина!

Наверняка вы не раз задумывались над тем, что же это за прием из «Матрицы», позволивший камере неспешно облететь вокруг зависшей в прыжке Тринити. Технология эта называется «полет пули», он же bullet time (название впервые встречается в сценарии «Матрицы», так что братьев Вачовски можно считать его авторами), а реализуется такой эффект с помощью большого количества камер, размещенных вокруг снимаемого объекта: сделав серию одновременных фотографий, на которых повисший в воздухе объект виден с разных сторон, и склеив их в серию, можно добиться эффекта «облета». Если камеры не расположены по периметру, а выстроены в ряд, достигается схожий эффект: снимаемый объект замирает, а взгляд зрителя «движется» вдоль него. Возможность делать 24 кадра в секунду или более расширяет творческую палитру монтажера, т.к. позволяет пользоваться не только «одновременными» снимками – имея под рукой кадры, сделанные с разницей в доли секунды, он может подбирать их таким образом, что при «облете» камеры замерший в прыжке объект не просто висит в воздухе, а продолжает двигаться с небольшой скоростью. В некоторых фильмах можно наблюдать «фальшивый» bullet time, целиком нарисованный на компьютере (см., например, «Пароль “Рыба-меч”»), но даже в таком виде он смотрится впечатляюще, поскольку замедлившееся время, совмещенное с круговым парением камеры (т.н. orbital shot), – это всегда красиво.

Первый кирпич в фундамент технологии «полета пули» был заложен еще до изобретения кинематографа, когда английский фотограф Эдвард Майбридж научился делать серию одновременных снимков галопирующей лошади с помощью набора фотографических аппаратов, срабатывающих одновременно. Целью эксперимента Майбриджа было победить в споре с губернатором Калифорнии и выяснить, действительно ли все четыре ноги лошади отрываются от земли при галопе. Считается, что это невинное пари, результатом которого стала сконструированная Эдвардом игрушка под названием «зоопраксископ», подсказало Томасу Эдисону идею насчет его «кинетоскопа» – первого коммерческого киноаппарата. «Фотографические истоки» технологии «буллет-тайм» неслучайны – ведь, по сути, в знаменитой сцене из «Матрицы» мы наблюдаем не видео как таковое, а замаскированный под видео набор отдельных фотографий, склеенных прихотливым образом. Что, конечно, не мешает «полету пули» оставаться одним из самых ярких и впечатляющих спецэффектов, взятых кинематографом на вооружение в последние годы.

Специалист по спецэффектам Джон Гаэта, заставивший камеру огибать повисшую в воздухе Тринити, говорит, что вдохновлялся клипами Мишеля Гондри (такими, например, как Midnight Mover для группы Accept), у которого, как сейчас видно, еще в 80-е годы имелись отличные идеи насчет bullet time, но не было достаточной финансово-технической базы для их реализации. Братья Вачовски, которых похожий эффект привлек в анимационной «Акире», сошлись с Гаэтой на том, что потенциал технологии нуждается в раскрытии, сделали ставку на «полет пули» – и выиграли. А сегодня все то же самое доступно любому энтузиасту, наскребшему денег на 50 камер GoPro. Не верите – поройтесь в YouTube.

Не только slow motion пленяет зрителей – на ускорение очень медленных процессов тоже бывает интересно посмотреть. Кадры со стремительно укатывающимся за горизонт солнцем, расцветающими бутонами или, пардон, ускоренно разлагающейся пищей (как в фильме «Господин Никто») сегодня встречаются во многих художественных и документальных лентах. Чтобы достичь такого эффекта, камера делает одиночные снимки движущегося объекта каждую секунду (либо каждую минуту, либо каждый час – в зависимости от того, какой темп процесса вам нужен), в результате получается «разогнанное» видео, на котором облака скользят по небу со скоростью курьерских поездов. Когда-то для цейтраферной съемки выпускались специальные кинокамеры, сегодня она отдана на откуп цифровым фотоаппаратам – в конце концов речь идет об анимированной серии фотографий, а не о видео как таковом. Цейтрафер (zeitraffer – от нем. слов «время» и «собирать»), бывший когда-то специальным устройством, в наши дни превратился просто в одну из автоматических функций фотокамеры.

Традиционно цейтраферная съемка делалась с помощью плотно закрепленной на одном месте кинокамеры. Но с годами прием эволюционировал: в новых фильмах часто можно наблюдать, что положение меняют не только снимаемые объекты, но одновременно с этим куда-то «плывет» и сама камера – такой себе «bullet time наоборот». Сам эффект этот, прозванный «таймлапсом» (англ. – time lapse), или, если по-русски, «интервальной съемкой», долгое врем считался уделом профессионалов. В наши дни он доступен не только обладателям продвинутых фотоаппаратов, но и простым пользователям с GoPro в кармане: в Сети можно встретить разнообразные советы на тему того, как с помощью напильника и суперклея превратить обычный заводной таймер во вращающуюся платформу для панорамных оборотов камеры в стиле time lapse. Главное, отправляясь в ближайший лес запечатлевать для YouTube рост опят или ползучую виноградную лозу, не забудьте запастись выносливыми аккумуляторами.

Если вам нравятся фильмы Квентина Тарантино, наверняка в каждом из них вы видели «визитную карточку» режиссера – кадр, снятый из багажника автомобиля. Данный прием носит название trunk shot (от слова trunk – багажник), и он применялся кинематографами задолго до Тарантино: одно из первых его появлений замечено еще в нуаре Энтони Манна «Он бродил по ночам» (1948), также «транк-шот» успешно использовался в знаменитом детективе Ричарда Брукса «Хладнокровное убийство» (1967). Но Тарантино упорным трудом добился того, что trunk shot стал ассоциироваться именно с его киноработами. И поскольку все, чего касается Квентин, превращается в золото, после выхода «Бешеных псов» и «Криминального чтива» у подобного метода съемки сразу нашлась масса поклонников: сегодня транк-шоты можно встретить не только во многих кинофильмах, но и в сериалах, и в видеоклипах.

Считается, что сделать такой кадр довольно просто: если вы хотите снять сцену глазами человека, лежащего в багажнике, вам нужно просто засунуть туда оператора месте с камерой (на съемках «От заката до рассвета» Тарантино, выступавший на проекте сценаристом и актером, уговорил режиссера Роберта Родригеса попробовать, и тот, к счастью, туда поместился). Однако багажники часто бывают слишком тесными, а операторы чересчур длинноногими, поэтому им приходится идти на хитрость: снаружи снимать одну машину, а изнутри – совсем другую, убрав стенку багажника и задние сиденья и устроившись на полу внутри салона. Если подлог слишком заметен, но авторы обязательно хотят иметь в своем фильме «транк-шот» и в связи с этим готовы пустить по ветру энную сумму бюджетных средств, то задник машины вовсе отпиливается и снимается отдельно от нее, так что оператор может расположить камеру под любым углом. Желаете снять нечто подобное? Главное, не ставьте свое авто багажником к солнцу, не то получите лишь темные силуэты вместо тех, кто стоит у багажника (или просто снимайте нужную сцену после наступления темноты, как сделал Тарантино в первой части «Убить Билла»).

В последние десятилетия в Голливуде вошли в моду высокие скорости. Неудивительно, что очень востребованным оказался спецэффект под названием «эрроу-кам» (arrow cam – «камера-стрела»), позволяющий зрителю проследить не только за натягиванием тетивы, но и за полетом стрелы до самого ее соприкосновения с целью. Как вариант, это может быть и полет пули, но принцип везде один и тот же: стремительное движение камеры навстречу объекту.

В качестве одного из ранних и самых известных примеров использования приема можно рассматривать ленту «Робин Гуд: Принц воров» (1991). Забавно, что изначально использованный в ней кадр с летящей стрелой предназначался только для трейлера, в первой монтажной сборке он отсутствовал – но зрителям находка так понравилась, что «полет стрелы» оперативно добавили в фильм перед самым выходом ленты в прокат. Для Голливуда это было откровение сродни «буллет-тайму» из «Матрицы» – в последующие годы кадр из «Робин Гуда» не пародировал только ленивый (достаточно вспомнить «Горячие головы 2», где была использована аналогичная техника съемки, только протагонист за неимением стрел зарядил лук… живой курицей). В 90-е годы стрела традиционно крепилась к объективу, так что наконечник торчал вперед, создавая иллюзию полета. Позже к кадру с приближающимся объектом стали добавлять еще один – со стрелком, от которого стремительно отдалялась камера. Прием прижился на Голливудских холмах: его можно увидеть в «Быстром и мертвом», «Спасти рядового Райана», «Перл-Харборе» (в последнем случае вместо стрелы была использована торпеда) и десятках других лент.

Сегодня, когда компьютерная анимация заняла в Голливуде главенствующее место, стрелы уже не крепят к камере, а пририсовывают к нужным кадрам после съемок, на постпродакшене (см., например, комическую сцену «Хоукай против Локи» во «Мстителях»), но сам способ съемки ускоренного движения остался прежним. В Голливуде его внедрил в конце 70-х годов изобретатель стабилизационной системы «Стэдикам» Гаррет Браун. До тех пор плавный кадр кинематографистам удавалось получить только на тех локациях, где можно было проложить рельсы для тележки. Во всех остальных случаях приходилось использовать ручную камеру, которая давала слишком тряскую картинку. Молодой оператор-экспериментатор Браун придумал систему противовесов, которая гасила все вибрации камеры и давала эффект плавного парения даже тогда, когда оператор бежал по пересеченной местности. Знаменитый кадр, в котором камера «летит» за Сильвестром Сталлоне вверх по ступенькам длинной лестницы в фильме «Рокки», стал лучшей рекламой для изобретения – и вскоре к Гаррету обратился продюсер Джордж Лукас, которому нужно было снять погоню на спидерах для шестого эпизода «Звездных войн». Как изобразить бреющий полет над лесными полянами? Для «Возвращения джедая» Гаррет снова напряг творческо-техническую мысль и оснастил свое устройство двумя дополнительными гироскопами. Локацией стал калифорнийский секвойный лес, на время съемок превратившийся в чащу Эндора. С камерой VistaVision, делающей один кадр в секунду, Браун прошел по запланированному маршруту, двигаясь со скоростью около 8 км/ч. Когда отснятый материал позже был разогнан до привычных глазу 24 кадров в секунду, создался эффект полета камеры со скоростью в 200 км/ч. По словам оператора, это было одно из самых трудных заданий в его карьере, «настоящая потогонка», поскольку для съемки трехминутной сцены потребовалось сделать несколько сотен дублей. Браун мог пройти полкилометра, стараясь не запутаться в тропинках, держа камеру на одном и том же расстоянии до земли и стараясь целиться в одну и ту же условную точку на уровне горизонта (корректирующие команды ему подавали два помощника), потом допустить маленькую ошибку, отвлекшись и вильнув камерой в сторону, и кадр был испорчен – все приходилось начинать заново. Пиротехнические эффекты, так же как и актеры, якобы едущие верхом на спидере, снимались отдельно и были добавлены в сцену уже на стадии постпродакшена. Результатом стала одна из самых захватывающих погонь в истории кинематографа.

Эффект быстрого скольжения быстро стал модным: годом позже Майкл Крайтон, снимавший фантастический экшен «Охоте на роботов», аналогичным способом изобразил полет самонаводящейся мини-ракеты. «Зарядить» камеру стрелой догадались лишь несколькими годами позже, но именно стрела в итоге дала название спецэффекту. А сегодня, когда в продаже появились дешевые «Стэдикамы», повторить этот трюк при определенной сноровке может любой желающий (можно, конечно, сделать еще проще и купить китайскую микрокамеру, которая легко крепится прямо на стрелу, но полученное таким образом изображение сильно проигрывает по эффектности брауновским наработкам). Вы готовы немного напрячься, снимая короткометражку с эффектом «эрроу-кама»? Тогда вперед!

Вертиго

Vertigo effect (он же dolly zoom, он же «эффект тромбона») - оптический эффект, при котором предметы на переднем плане остаются на месте, а задний фон стремительно начинает отодвигаться назад. Эффект был впервые применен в художественном кино в ленте Альфреда Хичкока «Головокружение » (Vertigo, 1959). Дабы передать боязнь высоты одного из персонажей, кадру была придана «засасывающая» глубина, произведшая эффект на многих зрителей (интересно, что автора этого приема - оператора второй съемочной группы Ирмина Робертса - Хичкок забыл даже упомянуть в титрах). С тех пор «эффект “Вертиго”» использовали многие постановщики, поскольку никакого специального оборудования для этого не требуется - только широкоугольная линза и тележка.

Сделать кадр наподобие того, что использован Стивеном Спилбергом в «Челюстях », при наличии фотокамеры может любой желающий. Технология состоит в том, что объектив подкручивается для увеличения находящегося в кадре объекта, а сама камера в это же время пятится от объекта назад (либо наоборот, используется обратный зум и наезд на объект). При таком одновременном действии меняется только глубина кадра, а сам предмет остается относительно зрителя неподвижным. Необязательно даже иметь под рукой специальную тележку для камеры, можно поставить закрепленный на треноге фотоаппарат на скейтборд или на магазинную тележку, и после нескольких тренировок у вас получится не хуже, чем у Спилберга. Главное - не забыть отключить автофокус, в данном случае он совершенно излишен.

Склейка Дэймона

Эрроу-кам

В последние десятилетия в Голливуде вошли в моду высокие скорости. Неудивительно, что очень востребованным оказался спецэффект под названием «эрроу-кам» (arrow cam - «камера-стрела»), позволяющий зрителю проследить не только за натягиванием тетивы, но и за полетом стрелы до самого ее соприкосновения с целью. Как вариант, это может быть и полет пули, но принцип везде один и тот же: стремительное движение камеры навстречу объекту.


В качестве одного из ранних и самых известных примеров использования приема можно рассматривать ленту «Робин Гуд: Принц воров » (1991). Забавно, что изначально использованный в ней кадр с летящей стрелой предназначался только для трейлера, в первой монтажной сборке он отсутствовал - но зрителям находка так понравилась, что «полет стрелы» оперативно добавили в фильм перед самым выходом ленты в прокат. Для Голливуда это было откровение сродни «буллет-тайму» из «Матрицы» - в последующие годы кадр из «Робин Гуда» не пародировал только ленивый (достаточно вспомнить «Горячие головы 2 », где была использована аналогичная техника съемки, только протагонист за неимением стрел зарядил лук… живой курицей). В 90-е годы стрела традиционно крепилась к объективу, так что наконечник торчал вперед, создавая иллюзию полета. Позже к кадру с приближающимся объектом стали добавлять еще один - со стрелком, от которого стремительно отдалялась камера. Прием прижился на Голливудских холмах: его можно увидеть в «Быстром и мертвом », «Спасти рядового Райана », «Перл-Харборе » (в последнем случае вместо стрелы была использована торпеда) и десятках других лент.

Сегодня, когда компьютерная анимация заняла в Голливуде главенствующее место, стрелы уже не крепят к камере, а пририсовывают к нужным кадрам после съемок, на постпродакшене (см., например, комическую сцену «Хоукай против Локи» во «Мстителях »), но сам способ съемки ускоренного движения остался прежним. В Голливуде его внедрил в конце 70-х годов изобретатель стабилизационной системы «Стэдикам» Гаррет Браун. До тех пор плавный кадр кинематографистам удавалось получить только на тех локациях, где можно было проложить рельсы для тележки. Во всех остальных случаях приходилось использовать ручную камеру, которая давала слишком тряскую картинку. Молодой оператор-экспериментатор Браун придумал систему противовесов, которая гасила все вибрации камеры и давала эффект плавного парения даже тогда, когда оператор бежал по пересеченной местности. Знаменитый кадр, в котором камера «летит» за Сильвестром Сталлоне вверх по ступенькам длинной лестницы в фильме «Рокки », стал лучшей рекламой для изобретения - и вскоре к Гаррету обратился продюсер Джордж Лукас , которому нужно было снять погоню на спидерах для шестого эпизода «Звездных войн». Как изобразить бреющий полет над лесными полянами? Для «Возвращения джедая » Гаррет снова напряг творческо-техническую мысль и оснастил свое устройство двумя дополнительными гироскопами. Локацией стал калифорнийский секвойный лес, на время съемок превратившийся в чащу Эндора. С камерой VistaVision, делающей один кадр в секунду, Браун прошел по запланированному маршруту, двигаясь со скоростью около 8 км/ч. Когда отснятый материал позже был разогнан до привычных глазу 24 кадров в секунду, создался эффект полета камеры со скоростью в 200 км/ч. По словам оператора, это было одно из самых трудных заданий в его карьере, «настоящая потогонка», поскольку для съемки трехминутной сцены потребовалось сделать несколько сотен дублей. Браун мог пройти полкилометра, стараясь не запутаться в тропинках, держа камеру на одном и том же расстоянии до земли и стараясь целиться в одну и ту же условную точку на уровне горизонта (корректирующие команды ему подавали два помощника), потом допустить маленькую ошибку, отвлекшись и вильнув камерой в сторону, и кадр был испорчен - все приходилось начинать заново. Пиротехнические эффекты, так же как и актеры, якобы едущие верхом на спидере, снимались отдельно и были добавлены в сцену уже на стадии постпродакшена. Результатом стала одна из самых захватывающих погонь в истории кинематографа.


Эффект быстрого скольжения быстро стал модным: годом позже Майкл Крайтон , снимавший фантастический экшен «Охоте на роботов », аналогичным способом изобразил полет самонаводящейся мини-ракеты. «Зарядить» камеру стрелой догадались лишь несколькими годами позже, но именно стрела в итоге дала название спецэффекту. А сегодня, когда в продаже появились дешевые «Стэдикамы», повторить этот трюк при определенной сноровке может любой желающий (можно, конечно, сделать еще проще и купить китайскую микрокамеру, которая легко крепится прямо на стрелу, но полученное таким образом изображение сильно проигрывает по эффектности брауновским наработкам). Вы готовы немного напрячься, снимая короткометражку с эффектом «эрроу-кама»? Тогда вперед!

Иллюзорное вращение пространства или даже самого человека, шаткость походки и неустойчивость - все эти признаки объединяются под одним названием - "синдром вертиго". В качестве примера данного состояния можно привести головокружение, возникающее после катания на качелях, когда из-за резких остановок появляется видение окружающей реальности относительно себя. Чем оно обусловлено? Можно ли предотвратить его развитие? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать, ознакомившись с данной статьей.

Общая информация

Вертиго - это потеря равновесия, сопровождающаяся ощущением вращения тела вокруг находящихся вблизи предметов или же предметов вокруг самого себя. Такого рода состояние отличается сложной этиологией. В организме человека имеется два органа равновесия - лабиринты, локализующиеся в каждом ухе и посылающие информацию в центры равновесия, которые находятся в головном мозге. Поступающие данные весьма важны для сохранения координации. Если один из двух лабиринтов раздражается или его первичная функция ослабевает, наступает дисбаланс сигналов. У человека появляется головокружение, неуверенная походка, что нередко сопровождается тошнотой или даже рвотой.

Вертиго - это второй по распространенности симптом, с которым чаще всего и обращаются к врачу. Отметим, что первое место принадлежит головным и спинным болям. Данную патологию, особенно у пожилых людей, очень трудно диагностировать. Все дело в том, что престарелые пациенты представляют вертиго в качестве доминантного симптома иных заболеваний, к примеру, сердечно-сосудистых недугов.

Медицинские причины вертиго

  • Невринома слухового нерва. Это доброкачественное новообразование, которое вызывает проблемы с координацией. Иногда может появиться слабость или паралич лицевых мышц, даже звон в ушах.
  • Доброкачественное позиционное вертиго. Это довольно распространенная проблема, характеризующаяся головокружением после изменения положения тела. Длится не более двух минут.
  • Ишемия мозга. Данное состояние, как правило, возникает внезапно, сопровождается сильным головокружением, рвотой и повышением АД.
  • Опоясывающий лишай.
  • Болезнь Меньера. Во время приступов головокружения, которые иногда могут длиться несколько дней, также наблюдаются тошнота и рвота.
  • Морская болезнь.
  • Рассеянный склероз. Эпизодическое нарушение координации в пространстве может быть ранним признаком вертиго. Кроме того, пациенты отмечают двоение в глазах, нарушение привычной чувствительности, параличи, дрожание конечностей.
  • Вестибулярный неврит.

Иные причины вертиго

  • Прием некоторых групп лекарственных препаратов (гормональные контрацептивы, салицилаты, аминогликозидные антибиотики и т. д.).
  • Диагностические процедуры. К примеру, калорический тест (впрыскивание теплой/холодной может спровоцировать головокружение.
  • Хирургическое вмешательство.

Периферическое вертиго

Это достаточно серьезная патология, характеризующаяся острым началом и выраженной симптоматикой. Данное состояние сопровождается ухудшением слуха, сильным потоотделением, рвотой, понижением АД, частым сердцебиением.

В случае периферического вертиго врач, помимо назначения медикаментозной терапии для улучшения общего состояния, также должен отправить пациента на дополнительную консультацию к отоларингологу. Именно этот специалист занимается диагностикой патологии и выявлением ее причин.

Центральное вертиго

Что это за недуг? Он характеризуется постепенным началом и меньшей выраженностью клинических признаков. В данном случае не возникают нарушения слуха, да и вегетативные симптомы проявляются далеко не у всех пациентов. После назначения лечения улучшение состояния тоже медленное.

Сегодня многие специалисты выделяют вертиго психогенной природы. Это значит, что патология проявляется при неврозе, частых стрессах и постоянной тревоге. В такого рода ситуации требуется дополнительная консультация у невролога.

Диагностика

В настоящее время выделяется большое количество факторов, влияющих на возникновение головокружения. создает некоторые трудности во время диагностики. При частых головокружения врачи настоятельно рекомендуют пытаться самостоятельно анализировать их природу (наличие сопутствующих симптомов, при каких именно условиях возникает такое состояние). Эти данные позволят врачу максимально правильно поставить диагноз, не назначать дополнительных процедур.

Во время сбора анамнеза специалист, как правило, уточняет характер вертиго. Что это значит? К примеру, головокружения с ухудшением качества слуха указывают на проблемы периферического происхождения, а при сочетании с нарушениями чувствительности конечностей - на центральную систему.

Для подтверждения окончательно диагноза, как правило, используются следующие процедуры:

  • МРТ головного мозга.
  • Измерение АД.
  • Осмотр невролога.
  • Анализ крови.
  • Рентгенография шейного отдела.
  • Проведение тональной аудиометрии.

Какой должна быть терапия?

Идеальным лечением данной патологии считается ликвидация конкретной причины, которая и спровоцировала появление симптомов. Однако для этого необходимо проведение целого ряда диагностических исследований, которые далеко не всегда оказываются эффективными. Общепринятое правило терапии такого рода патологий - назначение таких лекарственных средств, действие которых направлено на улучшение текущего состояния пациента, его эмоционального фона, уменьшение проявления головокружения (препараты «Бетагистин», «Циннаризин»).

Помимо этого, применяются средства для улучшения кровообращения в сосудах мозга, нарушение которого нередко сопровождает вертиго. Лечение подразумевает прием (средства «Прометазин», «Меклозин»).

С положительной стороны зарекомендовали себя специальные реабилитационные упражнения для выработки силы, координации и равновесия. В особо серьезных случаях периферического варианта патологии показано оперативное вмешательство в области непосредственно самого (дренаж эндолинфы, операции на слуховом нерве и т. д.).

Возможные осложнения

Чем опасно вертиго? Как показывает практика, при отсутствии своевременного и квалифицированного лечения данная патология может повлечь за собой достаточно серьезные ограничения. Головокружение нередко провоцирует падения, чреватые травматизмом. Кроме того, увеличивается риск если приступ возникает во время вождения автомобиля. В отдаленной стадии вертиго влечет за собой развитие депрессивного состояния, выход из которого требует уже более серьезного вмешательства, квалифицированной помощи со стороны врачей и близких.

Заключение

В данной статье мы рассказали, что значит «вертиго», каковы основные причины развития данной патологии и современные методы лечения. По словам специалистов, незамедлительное обращение за помощью позволяет не только купировать дальнейшее прогрессирование недуга, но и избежать весьма неприятных последствий. Будьте здоровы!

Не многие слышали о таком недуге, как вертиго — что это такое, знают ещё меньше. На самом деле это обычное головокружение, выступающее частым симптомом неврологических заболеваний. Это ощущение потери пространственной ориентации, выражающееся в неприятном чувстве неустойчивости, в кажущемся движении предметов, как по часовой, так и против часовой стрелки и их колебании. Каждый пациент описывает состояние по-разному, начиная от дурноты и заканчивая признаками алкогольного опьянения. Причин и разновидностей вертиго существует великое множество. В настоящее время специалисты насчитывают более 80 факторов, провоцирующих нарушение ориентации.

Многие люди, даже будучи здоровыми, в определенных ситуациях испытывали головокружение, например, при физическом и умственном истощении, голоде, укачивании в транспорте, страхе высоты, сильном стрессе. Состояние вызывает раздражение вестибулярного аппарата, а вертиго в данном случае называют физиологическим.

К патологическим разновидностям головокружения (при отсутствии видимых раздражающих причин) относят нарушения работы следующих органов и систем:

  • вестибулярного аппарата;
  • мозгового ствола;
  • коры головного мозга;
  • мозжечка;
  • слухового нерва.

Нарушение афферентации (снижение слуха, зрения) также относят к патологическому вертиго. Но в 20% всех случаев причин существует несколько, и для лечения состояния требуется комплексный подход.

Вертиго — что это такое? Симптомы и причины.

Помимо неустойчивости окружающих предметов, проявляющейся в каждом случае по-разному, у пациента наблюдаются иные вегетативные дисфункции: чрезмерная бледность кожи, учащенное сердцебиение или, наоборот, брадикардия, скачки АД, потоотделение, гипергидроз.

Для эффективного лечения головокружения требуется комплексное обследование у терапевта, невролога, эндокринолога и отоларинголога. Терапия назначается при выявлении точных причин, вызывающих патологическое состояние.

Заболевания, провоцирующие вертиго:

  • болезнь Меньера;
  • воспалительный процесс внутреннего уха;
  • вестибулярный нейронит;
  • посттравматический синдром;
  • баротравма;
  • ДППГ (доброкачественное позиционное пароксизмальное головокружение);
  • поражение вестибулярного нерва;
  • холеастома;
  • малокровие ;
  • поражение структур задней черепной ямки;
  • пароксизмальные состояния;
  • болезни шейного отдела позвоночника, к примеру, остеохондроз и др.

Первая помощь и консервативное лечение при головокружении

Пациента требуется уложить на любую горизонтальную поверхность, чтобы он не упал, обеспечить приток кислорода, расстегнуть верхние пуговицы или освободить грудную клетку от одежды. Помогает прием 7-10 капель раствора атропина (0,1%). Для снятия нервного напряжения, вызвавшего вертиго, врачи рекомендуют прием седативных средств, к примеру, седуксена (по 0,5 мг). Помогает прием настойки валерианы или пустырника .

Игнорировать повторяющиеся приступы головокружения нельзя, поскольку таким способом организм сигнализирует о серьезной проблеме со здоровьем. После постановки диагноза врач назначает комплексное лечение, которое может включать прием транквилизаторов, антигистаминных препаратов, лекарств для нормализации функций вестибулярного аппарата и устранения тошноты. В каждом отдельном случае терапия строго индивидуальна.

Лечение вертиго народными средствами

Излечиться от приступов головокружения в домашних условиях достаточно сложно, так как пациент не может сам определить причину расстройства. Народные методы помогают лишь в комплексной терапии и требуют согласования с доктором.

Гинко билоба. Растение нормализует мозговое кровообращение и улучшает состояние сосудистой сетки головного мозга. Чаще всего назначают прием биологически активных добавок, в состав которых входит порошок гинко билоба.

Имбирь. Настой корня имбиря с медом помогает снять симптомы головокружения. Столовую ложку мелко нарезанного корня запаривают в литровом термосе на 6-7 часов (можно всю ночь) и принимают вместо чая по 2-3 чашки в день, добавляя в напиток натуральный мед.

Сокотерапия. Народные целители рекомендуют употреблять натощак свежие соки из моркови и свеклы (100 мл моркови и 50 мл свеклы каждое утро). Сок граната, как свежий, так и консервированный помогает улучшить состав крови и нормализовать работу органов кроветворения. Если головокружение вызвано анемией, то гранатовый сок следует включить в ежедневный рацион.

Мята перечная, мелисса, липовый цвет, соцветия клевера лугового. Регулярный прием чаев из этих растений благоприятствуют нормализации состояния нервной системы. Особенно полезно пить настой после приступов, для успокоения и улучшения общего самочувствия. Столовую ложку любой высушенной травы заливают стаканом кипятка, настаивают 10-12 минут, процеживают и пьют после обеда и ужина.

Душица обыкновенная. Настой ростков душицы помогает облегчить состояние при головокружении. 2 ст. ложки растения залить в полулитровом термосе, настоять 12 часов (ночь), отфильтровать и принимать по 1/2 стакана четырежды в день. Курс лечения до 21 дня, после чего необходим перерыв. Душица противопоказана при беременности и некоторых хронических заболеваниях.

Морские водоросли. В аптеке продается порошок из сушеной ламинарии и фукуса пузырчатого или биологически активные добавки на их основе. Регулярное употребление морепродуктов позволит насытить организм йодом и фосфором, которые необходимы для нормального функционирования эндокринной системы (щитовидной железы). Прием препаратов из водорослей и систематическое употребление свежей, сушеной или консервированной морской капусты в пищу позволит минимизировать проблемы с вестибулярным аппаратом.

Настойка боярышника кровавого. Спиртовую настойку ягод боярышника (продается в аптеке) назначают наружно в качестве дополнительного средства при массаже головы. Проводите растирание висков, надавливания на область затылка и массируйте волосистую часть головы 1-2 раза в сутки.

Чеснок. Употребляйте каждый день по 2-3 свежих дольки острой приправы к пище. Чеснок эффективно снижает уровень опасного холестерина в крови, обладает гипотензивным действием, повышает гемоглобин и качественно заботится о здоровье ваших сосудов.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top