Верую, господи, помоги моему неверию.

 Верую, господи, помоги моему неверию.

13 августа, в предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка поздравил верующих с наступлением Успенского поста:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня последний день в нашей подготовке к Успенскому посту, который считается одним из самых строгих. Ведь только твердая вера в Бога позволяет человеку пройти жизненный путь, не заблудившись в темени грехов. Свет Божий верующих людей озаряет и указывает истинную дорогу ко спасению души через разные препятствия: скорби и радости, болезни и искушения. Чтобы все это пройти, необходимо верить во Христа и не отступать ни на шаг от заповедей Спасителя. Для этого мы и должны встать на путь покаяния, как это сделал отец бесноватого юноши, о котором сегодня повествует Евангельское чтение. Апостол Матфей говорит, что к Спасителю подошел человек, который начал просить об исцелении своего сына. Отец сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 15). Даже апостолы не могли изгнать нечистого духа. И вот у мужчины осталась последняя надежда только на Христа. Апостол Марк более подробно освещает данный момент встречи человека с Господом. Отец много страдал и очень сильно переживал за своего бесноватого сына, но в нем не хватало веры. Поэтому Господь и говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). В этих словах заключается главное условие нашего спасения - мы должны хотя бы с горчичное зерно иметь веру в Бога, как отмечено в Евангелии от апостола Матфея. Самый важный момент во всей этой истории с бесноватым юношей наступает тогда, когда отец проникся словами Господа о силе веры и воскликнул со слезами, раскаиваясь в своем маловерии: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Только после этих слов Христос исцеляет бесноватого отрока. Если бы мы имели такой же порыв глубокой веры, как этот несчастный отец, то в нашей душе тоже произошли бы коренные изменения и мы совсем другими глазами увидели бы нашу реальность. «Верую, Господи! помоги моему неверию», - слова, которые грешная наша сущность взывает к Божиему милосердию. Мы немощны и слабы, мы понимаем, что в нас мало веры и стремления обрести Божию благодать, и от этой безысходности мы просим Господа помочь избавиться от одержимости грехом, чтобы прозреть и уверовать в Бога с еще большей силой. Поэтому Святая Церковь перед началом Успенского поста напоминает нам о нашем маловерии. В прошлое воскресенье мы слушали Евангельское повествование о том, как апостол Петр пошел по воде к Спасителю, но он усомнился в вере и начал тонуть. И сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как апостолы не могли понять, почему им не удалось изгнать беса из отрока. Христос сказал: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

На этих Евангельских примерах мы, дорогие братья и сестры, учимся понимать, какую мощь имеют сила молитвы и сила веры во Христа. Ведь снискав Божественную благодать, человек сможет пройти различные испытания. Поэтому любой пост - это не только воздержание в пище, но и великая брань со своими грехами. Пусть же Успенский пост послужит всем нам для нашего спасения! Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 9, ст. 17 - 31.

17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22. и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.

24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

(Мк. 9, 17-31)

Исцеление, о котором повествуется в сегодняшнем евангельском чтении, было совершено Господом сразу после схождения с горы Фавор. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы. И вот некий человек обратился ко Господу с просьбой исцелить его сына, говоря: я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет (Мк. 9, 17-18).

При этом отец мальчика добавил, что уже приводил его к ученикам Христовым, но те не смогли помочь ему. Услышав, что ученики не смогли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мк. 9, 19). И этот упрек Господа относится не только к ученикам, по недостатку веры своей бывшим не в состоянии исцелить бесноватого, но и ко всему иудейскому народу, который оказался неспособен узнать и принять своего долгожданного Помазанника.

Когда же к Господу, по Его повелению, привели отрока, Он спросил отца, как давно продолжаются с ним страшные припадки.Александр Павлович Лопухин пишет: «Подобно врачу, Христос спрашивает отца о том, как долго болеет его сын. Это делает Господь с той целью, чтобы привести отца к сознанию того, как тяжко положение его сына и как беспомощен он был доселе».

Отец отрока, отвечая на вопрос Господа, добавляет: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). Таким образом, несмотря на то, что он молит о помощи, в его словах уже заложены сомнения в безграничности сил Христа. В ответ на это Спаситель преподает отчаявшемуся отцу урок веры, говоря: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23). Господь говорит о такой вере, которая подразумевает полное доверие и преданность Богу. Понимая это, отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). И это смиренное исповедание было вознаграждено: отрок освободился от нечистого духа.

На вопрос учеников, почему они не смогли изгнать беса, Господь сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). Борис Ильич Гладков замечает: «Продолжая объяснение Апостолам причин постигшей их неудачи, Иисус сказал, что, кроме сильной веры, необходимы пост и молитва: пост - чтобы отрешиться от всего земного, молитва - чтобы призвать особую помощь Бога».

Вера, дорогие братья и сестры, является необходимым условием, при котором действует всемогущество Божие. Но истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста, которые в свою очередь содействуют еще большему укреплению веры и являются обоюдоострым оружием против бесов и страстей. Совершая духовные усилия, мы полагаем благое начало нашему восхождению по лестнице духовной жизни, ведущей от земли к небу. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

«Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» Деян. 3:3-8.

В данном отрывке Священного Писания мы прочли о том, как произошло чудо Божье. В Евангелии от Марка можно найти историю о том, как один отец привел к ученикам Иисуса своего сына, с детства одержимого немым духом, чтобы те помогли ему. Но ученики ничего не смогли сделать. Тогда отец пришел ко Христу, и Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» Мар. 9:23 . Отец отрока тотчас воскликнул со слезами: «верую, Господи!» , и далее последовала еще одна его фраза: « помоги моему неверию» Мар. 9:24 . Несмотря на то, что отец отрока ответил Господу весьма странно: с одной стороны – «верую» , а с другой стороны – « помоги моему неверию» , тем не менее чудо Божье совершилось и в этом случае.

Эти два места из Библии имеют между собой некую связь. И суть вот в чем: и в одной, и в другой ситуации люди получили ответ, получили переживание действия любви Иисуса Христа. Произошло Божье чудо, и нужда разрешилась.

А какое представление о вере имеем мы? В евангельском мире, в евангельских церквах учат о том, что вера должна быть серьезная, основательная, очень твердая, так как: «без веры угодить Богу невозможно» Евр. 11:6 . Мы часто слышали такое понятие, как: «мужи веры» , и представляли, как крепкие седовласые мужи, закаленные в вере, передвигают горы. Ведь Слово Божье говорит: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» Мф. 21:22 .

Человек имеет образное мышление и когда слышит подобные вещи, то в его сознании возникают различные образы. Например, многие считают, что библейский герой Самсон имел атлетическое телосложение, хотя Библия ничего об этом не говорит. Его сила заключалась вовсе не в мышцах. Но когда речь идет о силе, в нашем сознании неизбежно рисуется картина крепкого атлета с большими мышцами. А если человеку подвластно изменение ландшафта, где горы передвигаются, деревья засыхают, море раздвигается, то это вообще – «суперлюди».

Поэтому, когда мы читаем о вере нечто подобное, то мы и представляем себе таких мудрых, сильных верующих, которые прямо «горят». Они приходят, повелевают стихиям, запрещают и так далее. Наше воображение рисует, что хороший верующий – это такой человек, который никогда ни в чем не сомневаются, не грешит и всегда поступает правильно. Может быть именно так и выглядит вера Божья? Бог же всемогущий, а значит и слуги Божьи всемогущие и какие-то особенные.

Если это действительно так, то каждый человек, хорошо зная себя, зная все свои недостатки, немощи, может сделать вывод, что ему очень и очень далеко до хорошего и сильного верующего. Но это не так. Бог принимает нас такими, какими мы являемся. В Слове Божьем Господь открывает нам жизни многих Своих верных слуг. Все они были разными и каждый из них имел свои недостатки. Да, они совершали чудеса, сила Божья являлась через них, но на самом деле, в жизни они были обычными людьми, как и мы с вами.

В Священном Писании говорится: Иак. 5:17 . Пророк Илия, через которого Бог совершал великие чудеса, был подобен нам. То есть, он был подобен каждому, который читает Библию. Любой человек, который откроет Писание, поймет, что это говорится о нем лично. Ведь, посмотрев внимательно на жизнь Илии, мы видим, что он, действительно такой, как и мы. Он полон страха, бежит, прячется, и сомневается, и смерти у Бога просит. Но, при всех его недостатках и несовершенстве, он повелевает небу закрыться и три с половиной года на земле нет дождя. Затем повелевает пойти дождю и начинается дождь. Чудеса, однозначно, происходят через его жизнь, но, при этом, он не похож на такого, наполненного силой и уверенного героя веры. Он, действительно: « человек, подобный нам» и Бог действует в его жизни.

Писание говорит о людях, что все мы обложены немощами и несовершенны. Кто же тогда такие эти – «мужи веры»? И что представляет собой призыв, повелевающий иметь веру Божью? Ранее, мы обратили внимание на одну историю из Евангелия от Марка, в которой отец имел проблемы с сыном. Когда он пришел ко Христу, то Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать » . Господь не потребовал от него много, лишь самую малость. И этот человек воскликнул со слезами: «верую, Господи!» , и сразу же: «помоги моему неверию» Мар. 9:24 . После чего происходит удивительное чудо, сын этого человека получает полное освобождение.

Там, где в Писании говорится о вере, при помощи которой можно горы переставлять, какое требование предъявляется к этой самой вере? Написано: « если вы будете иметь веру с горчичное зерно » Мф. 17:20 . А что представляет из себя горчичное зерно? Это самое маленькое по величине зерно из всех остальных. Иными словами, имея лишь самую малую частицу веры, можно горы переставлять. Оказывается, что Божья вера – это вовсе не то, что мы рисуем себе в голове. Вовсе не обязательно быть таким «героем» и примером для всех. Илия был подобен нам с вами, и Бог действовал через него.

Вера – это, когда ты имеешь в себе нечто совсем маленькое, и ты это маленькое высвобождаешь . Но есть и то, что мешает нам высвободить это, мешает водительству Божьему, которое имеет каждый из нас, так как Бог коснулся каждого и объединил нас в одно Тело Христово. Нам мешает высвободить это малое, нечто очень огромное, а именно: наше «я», наша плоть. Плоть рождает сомнения в разуме человека: стоит ли свидетельствовать, стоит ли молиться, что скажут люди, как отреагируют знакомые…?! Мысли обрушиваются на нас, рождая сомнения в наших сердцах. Именно плоть сдерживает человека Божьего, являясь мощным и сильным оружием против духа. Но ведь спасение , от начала и до конца – это дело только Самого Бога, и человек к нему вообще не имеет никакого отношения. Сомневаемся мы или нет – Бог спасает!

То же касается и исцеления. Какое отношение любой из нас может иметь к исцелению? Вообще никакого, потому что исцеляет Бог! И Он Своей славы людям не дает: «Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному » Ис. 42:8 . И вот, этот несчастный отец, имеющий нужду, придя к Иисусу за помощью для своего сына, исповедует свою немощь, но при этом, в этой немощи он обращается к Самому Христу. Потому, что Тот, Кто производит чудо – это не человек, это – Господь Иисус! Через малое Бог силен сделать великое.

Теперь обратите внимание на тот отрывок Священного Писания, который мы сегодня взяли за основу. Это место в Библии, где Петр и Иоанн в час молитвы идут в храм, обычно, в церквах приводится, как показатель «великой» веры у Апостолов: « что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» . Нам неоднократно доводилось слышать о том, что Петр и Иоанн имели «огромную» веру, поэтому взяли хромого за руку, поставили на ноги и тот пошел.

Бог использует то малое, что мы имеем и производит великое. А это малое имеем все мы. Мы часто слышим побуждение в сердце от Духа Святого: «Скажи, сделай, помолись!» И все это простое. Но, в это же время приходит и нечто гигантское, плотское: «А что скажут? А вдруг нет? А что подумают? Замолчи! Не делай!» И вот в этом мы имеем поразительное сходство с человеком, который сказал: « верую, Господи! помоги моему неверию» , соверши Господи! Если хоть сколько-нибудь можете верить – верьте. Бог будет использовать это горчичное зерно.

И через эту Работу будет прославлено не твое, но Божье имя. Когда хромой вскочил на ноги, народ увидел это, и все сбежались к Петру и Иоанну в изумлении, но: «Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его» Деян. 3:12-13 . Петр стал объяснять людям, что не человек это сделал, а имя Христа поставило хромого перед всеми здоровым.

Какая слава Богу будет от того, что какой-то «муж веры» изменил ландшафт местности, передвинув пару гор? Человек не способен даже на локоть рост себе прибавить не то, что слепому открыть глаза, или хромому восстановить ноги. Мы сами не в состоянии спасти своего ближнего, чтобы его жизнь полностью изменилась в лучшую сторону. Для этого необходимо Божье чудо. Сердце человеческое в руках Бога. Можешь сколько-нибудь, имеешь побуждение – верь!

С этой стороны все Писание смотрится по-другому. Все герои веры, жизнь которых описана в Библии – это были люди, подобные нам, со всех сторон обложенные немощами, как и все мы. Но при этом сила Божья являлась через них. Очень важно понять, что мы не говорим здесь о том, что: «Живи, как хочешь и Бог будет через тебя прославляться» . Нет! Мы говорим о смиренности сердца: «Господи! Мы – ничто, но Ты – все!» Если ты имеешь откровение или побуждение делать – делай. Твое малое горчичное зерно Бог будет использовать, чтобы растопить большие айсберги непонимания и разрушить громадные горы человеческих твердынь.

Это и есть вера Божья, которая исходит не от нас, не от нашего разума. Каждый из нас – это лишь драгоценный сосуд в руках Божьих. Доверяйте наполнению: Божьему водительству, Его Слову, которое живет в нас. Чтобы исполнить волю Божью необходимо быть послушным Господу и исполнять не то, что тебе хочется, а то, чего от тебя ожидает Господь.

Бог не создал нас способными летать или ходить по воде. Поэтому, когда Петр пошел по воде, то начал тонуть. Хождение человека по воде не является проектом Бога. А как часто это место из Библии преподносится в том плане, что Петр – это герой веры, который идет по воде. Это не так. На самом деле мы очень часто просим Бога о каких-либо глупых, не имеющих смысла вещах. И, даже, видя нашу глупость, Он, как любящий Бог, желая научить нас, позволяет нам делать многие вещи. Разве не так? Сколько глупостей мы делаем ежедневно?! И Бог позволяет. Так и Петр изъявил желание ходить по воде. Пару шагов сделал и начал тонуть. Иисус больше ни о чем не спрашивал Петра, а просто взял и поставил его в лодку, где тот ранее находился и где должен был находиться. Воду Петр должен был преодолевать в лодке. Лодка является образом Ноева ковчега, образом Церкви, где мы все вместе находимся в одном Теле. Только в этом «ковчеге» мы сможем добраться до точки нашего назначения. Иисус отнюдь не ободрял Петра, а упрекнул его, что он усомнился в том, что его место в лодке, решив, что сможет сам ходить по воде. Господь вернул его в лодку: «Здесь твое место, человек» .

Тот, Кто может ходить по воде, Кто может исцелить калеку, изменить жизнь человека – это Господь Иисус. Не я, не ты, не все мы вместе взятые. Действует Иисус, Который и бури останавливает, и ветрам повелевает, и спасение осуществляет, и славы Своей людям не дает. «Илия был человек, подобный нам» , но помолился и затворилось небо, снова помолился и отворилось небо. По его молитве и огонь сходил с неба. Он не был всесильным, но, как и любой из нас, он был немощным, поэтому Господь действовал в его жизни.

Апостол Павел делится своим свидетельством: «Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» 2 Кор. 12:9 .

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Вся предстоящая седмица посвящена воспоминаю этого удивительного угодника Божия и мыслям о спасении человеческой души, которые преподобный Иоанн изложил в своей книги и назвал её «Лествица, возводящая на небо». И по названию этой книги он теперь сам именуется Лествичником, т.е строителем той самой лестницы спасения, по которой можно от ступени к ступени, поднимаясь все выше, от земли подняться к небесам.

Не за то будем осуждены мы с вами на Страшном суде, - восклицает преподобный Иоанн в своей книге, - что не совершали чудес, не богословствовали, а будем осуждены за то, что не плакали о грехах своих.

Первая ступень, к которой подводит нас преподобный Иоанн в этой книге, первая ступень совершенства добродетелей на первый взгляд кажется нам с вами, живущим в миру, неисполнимой, поскольку ступень эта именуется отречением от мира. Конечно, эту книгу он писал преимущественно для монашествующих, которые отреклись от мира, приняв ангельский образ и живущих как бы уже вне этого мира. Но если мы с вами вдумаемся в смысл этих слов и представим себе, от какого мира мы бы могли с вами отречься, живя в миру, то станет очевидным, что эта ступень и для нас тоже.

Отречение от мира, по мысли преподобного Иоанна, – это, прежде всего, весь свой строй мыслей направить к небесам. Конечно, живущим в пустыне монахам это в прямом смысле слова необходимо сделать. А нам с вами, живущим в миру, необходимо отречься от того зла, в котором этот мир лежит и от которого гибнет. Мир, в котором мы живем сейчас, он временный, и мы в нем временные: впереди нас ожидает вечность. Мы не должны забывать о том, что будет потом, за гробом. В этом смысле бегство из этого мира для нас вполне допустимо и приемлемо.

Не бежать от проблем этого мира, не отворачиваться от него, но не принадлежать этому миру, не принадлежать порокам и страстям, которые пронизывают этот мир. Не жить по законам этого мира, когда все кругом говорят: «все так делают и ты такой же, чем ты отличаешься?». Задавали такой вопрос христианам и язычники: да, соглашались христиане, мы такие же грешники, но мы не согласны с нынешним своим положением. Мы каемся и плачем о своих грехах и стараемся бороться с ними, измениться, а вас всё устраивает. и вы в этих пороках погрязаете, а если бы и желали измениться, то не в состоянии это сделать.

Рабство миру – вот что страшно, рабство греху. И от этого рабства призывает нас бежать преподобный Иоанн. Плач о своих грехах – это необходимое условие и одна из первых ступеней совершенства. Это очень важная мысль: покаянные слезы, сокрушение сердечное. Именно при таком состоянии души и сердца человек способен бежать от мира, живя в миру, не принадлежать ему.

Когда человек плачет? Когда какое-то чувство особенно остро касается его. Это может быть и радость, это может быть и горе, это может быть и восторг или ужас – такое сильное чувство, которое подобно копью пронзает сердце человека и из сердца исторгаются слезы. Когда мы говорим о покаянии, о покаянных слезах и чувствуем, что в нашем сердце такие чувства бывают крайне редко, то стоит задуматься: почему этих слез нет. Потому что наше сердце черствое, потому что мы не чувствуем боли от наносимых себе нашими грехами ран.

Нам кажется, что всё нормально. И только какое-нибудь особо сильное потрясение, или особо тяжкий грех, или прозрение, когда Господь благодатью Своей касается сердца и исторгаются слезы. И часто они переходят в горечь - от уныния, от отчаяния, от безысходности. Но у христианина не должно быть таких слез. Не должно быть слез саможаления. Но когда он видит, что его душа погибает, и он мало на что способен сам без Господа, вот эти слёзы спасительны. Только когда во имя Божие мы что-то делаем, с призыванием Его святого имени, тогда это становится спасительным для нас.

Вот и сегодня мы с вами слышали воскресное евангельское чтение о том, как Христос исцелил больного бесноватого мальчика. И посмотрите, как это исцеление происходило. Господь только что вернулся с вершины горы Фавор. Преобразившись там перед Своими ближайшими учениками Петром и двумя братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом. Он спускался, и у подножия горы Его уже ждала толпа людей. И посреди этой толпы его ждал человек со своим сыном. Среди народа шум и волнение: апостолы не сумели помочь этому отроку, не сумели изгнать из него беса. Апостолы в недоумении: уже после они наедине они спрашивали у Христа – почему они не смогли изгнать беса? Тогда же Христос, услышав, что ученики не смогли изгнать беса, восклицает: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». (Мк.9:19)

Исцеление Христос начинает не с мальчика, а начинает с отца, поскольку отец этот тоже болен неверием. Ведь он говорит Христу: вот я привел сына своего к Твоим ученикам, а они ничего не сумели сделать, но если ты что-то можешь, помоги. И Господь говорит ему здесь очень важную мысль: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23)

Как возникает в человеке такая сила веры? Ведь Господь в другом месте говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Мф.17:20) Самое малое семя! И если в человеке было хотя бы столько же веры, гора послушалась бы! Значит мы даже такой веры в себе не имеем!..Как её в себе воспитать? Господь говорит этому отцу, приободряя его, что всё возможно!

Другой случай, тоже говорящий о силе веры, когда другой отец, начальник синагоги, у которого была тяжело больна дочь, стоял у Христа, моля об исцелении, но уже на пути к ней прибежали слуги и сказали, что она умерла. «Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк.5:36). И отец это шел дальше за Христом, может быть, так же и веря, и не веря.

Так и тут: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». (Мк.9:24-27)

Отец мальчика хотел веровать, хотя разум говорил, что это «невозможно», но душа подсказала дальнейшие правильные слова: «верую, Господи! помоги моему неверию» - слова смирения. Верую, но моя вера не такая сильная, какою она должна быть, помоги, Господи, моему неверию!

Смирение – вот чего не хватило ученикам, когда они не смогли изгнать беса. Они ведь, наверное, надеялись тогда только на свои силы. Господь, видя слезы этого отца, его слезы о своем греховном состоянии и несовершенстве, исцеляет мальчика, который падает как бы бездыханным, так, что все даже говорят, что он умер. Но Христос берет его за руку и подымает мальчика, который встает на ноги, или восстает – это прообраз грядущего воскресения.

Так Господь врачует и исцеляет: сначала душу и сердце, укрепляет в человеке веру через смирение. И когда покаянное чувство пробивает сердце человека как копье, молитва такого сердца всегда будет Господом услышана. А когда мы молимся и не слышим ответ, не получаем просимого, вспомним этого человека – как он просил. Он просил у Господа, прежде всего, укрепить собственную веру, так, чтобы ему было возможно поверить в реальность помощи от Бога. А ведь часто человек просит о чем-то у Господа, а сам не верит в то, что это возможно, что Господь поможет.

Мы не верим, как дети. А Христос говорит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». (Мф.18:3) Христос говорит о чистоте сердца, об искренности, о прямодушии. Дети так слушают нас с вами: они не испытывают наши слова – правда это или не правда, они абсолютно доверяют! Когда ребенка впервые кто-то обманул, у него недоумение, состояние шока, он не понимает, что произошло, потому что для него неправда – это неестественно. Так и мы с вами должны научиться слышать слова Христа и принимать их в свое сердце. А если не хватает веры, уподобимся отцу этого мальчика и будем вопиять из глубины души: «верую, Господи! помоги моему неверию».

«Верую, Господи, помоги моему неверию»

Как совместить написанное в Евангелии и жизнь конкретного человека, нашего современника? Порой люди могут принять христианство как набор отвлеченных идей, но совсем не готовы увидеть в нем руководство к действию. На вопросы наших читателей отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Алексей, 35 лет:

Я верю в Бога и не верю. Понимаю, что все в мире создано Творцом, но сердцем принять Христа не могу. Если Бог и милосердный, и всевидящий, то почему он допустил, что мы с братом рано осиротели? Отец погиб, мама вскоре умерла. Такими же сомнениями мучился мой отец. Помню, как в детстве он мне говорил: «Леш, если бы Бог был, твой дед вернулся бы с войны».

— Когда человека спрашивают: «Почему Вы верите в Бога, а я не могу в это поверить?», — то никакими доказательствами, научными доводами уверить его невозможно. Веру рождает в душе человека Сам Бог. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6 , 44), — говорит Господь. Опыт человека в познании Бога абсолютно индивидуален. Но когда человек одновременно и верит, и не верит, такое состояние в Православии называется искушением, когда враг нашего спасения искушает человека, вносит в его сердце смятение, немирное состояние. Потому что Бог — источник блага и спокойствия.

Но нельзя сказать, что если у тебя умер близкий человек, значит, Бога нет. Это не довод. А как объяснить тот факт, что кого-то смерть близких, страдания, тяжелые жизненные ситуации, наоборот, приводят к Богу, заставляют задуматься над тем, что все в этом мире суетно, не вечно? Рассуждая подобным образом, нужно сказать, что если есть Бог, то люди должны жить вечно. Но ведь Господь и сотворил человека бессмертным, а грехи людей приводят к смерти. А с другой стороны, человек, погибший на войне за свой народ, совершил подвиг, и Господь воздаст ему в жизни вечной.

Нельзя подходить к бытию Божию чисто рационалистически, потому что Бог существует вне зависимости от нашего к Нему отношения. Нельзя оценивать благость и мудрость Божию в зависимости от того, дал ли Он то, что хочется именно нам.

Николай, 29 лет:

На мой взгляд, детей в школе не надо учить религии. Вырастут — пусть сами делают выбор, какой религии они хотят отдать предпочтение.

— Тогда детей не надо учить русскому или какому-нибудь другому языку: вдруг он вырастет и скажет, что хотел говорить на английском. Он может предъявить претензию, что родился в России, а не в Китае, в вашей семье, а не в соседской. Религия — это не только сердечная вера, это еще и набор знаний, который человек получает по мере возрастания. И когда ребенку дают религиозное образование, у него в принципе воспитывается религиозное чувство. Со временем он может оценить и сделать выбор, придерживаться ли ему той или иной традиции, быть православным христианином или нет. А если он о религии вообще ничего не слышал, то ему просто не из чего выбирать.

Виктор, 52 года:

Во мне все бунтует против христианской заповеди: ударили тебя по одной щеке — подставь другую. Кто же вытерпит подобное унижение? Единицы! Тот, кто смог, тот и стал, наверное, святым. Обычному человеку это не под силу.

— А в этом как раз и заключается истинность христианской веры — религии, проповедующей абсолютного Бога. То, о чем говорит Христос, — это сверхъестественные требования, идеал, к которому человек должен стремиться. Это другой критерий суждения о жизни: не по человеческой правде, а по Божественной, предполагающей полное всепрощение, жертвенность. С Богом нельзя быть на равных, наши дела не могут равняться с Его святостью и величием.

Заповедь, о которой Вы говорите, действительно очень тяжела для исполнения, но это и есть проповедь настоящего смирения. Потому что одно дело, когда ты не можешь ответить ударом и не отвечаешь, а другое дело, когда ответить можешь и не пользуешься этой возможностью. Есть замечательный пример из «Отечника», когда у старца спросили, как поступать. Он сказал, что нужно подставить другую щеку. Вопрошающие ответили: «Это тяжело, мы так не можем». Старец ответил: «Тогда хотя бы не отвечайте ударом на удар». Мы же зачастую на слово или на взгляд отвечаем ударом, а порой и на мысль отвечаем убийством. Вот в чем беда.

Павел, 60 лет:

Начинаю читать Евангелие — ничего не понимаю. Мать верующая, жена, как внук сильно заболел, начала в храм ходить, а меня не тянет. По моему разумению, я поступаю правильно — не впадаю в лицемерие и показную набожность.

— Мне все время странно слышать, что когда человек не ходит в храм, то он таким образом показывает свою честность, а тот, кто ходит в храм, заведомо лицемер. Это абсурдное утверждение, идущее от своего личного узкого опыта. Может, лучше допустить мысль, что человека, который ходит в храм, терзают те же сомнения, но он пытается понудить себя, совершает пусть малый, но все же подвиг. В этом он честнее человека, который и не стремится что-то делать.

И потом, что значит «ничего не понимаю в Евангелии»? Вы ведь наверняка окончили школу, читали книги, понимаете, что такое любовь и эгоизм, прощение и наказание. Скорее, не хотите понимать, вникнуть, потому что так проще. Почему так бывает, что сломается на дороге машина, мимо проезжают сотни людей, и никому нет дела? Или случается драка на улице, мимо проходят люди и делают вид, что их это не касается? Потому что так проще, не надо ступать в какие-то отношения, делиться своим временем, душевными силами. Так и с Евангелием. Тот человек, который чуть-чуть вникнет в Евангелие, прекрасно поймет, о чем там речь. Просто дальше надо принимать какие-то решения, отвечать на те вопросы, которые будет задавать собственная совесть. А на это порой нет ни сил, ни желания.

Александра, 46 лет:

Часто слышу, как школьники матом ругаются. Раньше делала замечание. Порой дети внимали словам, говорили: «Простите». А однажды на такой грубый отпор подростков нарвалась, что решила впредь ходить как стена, ничего не слышащая. Конечно, в душе все переворачивается от негодования — нецензурщина царит в обиходе, но я молчу. Молчу, но внутренне возмущаюсь и осуждаю. Объясните, где проходит граница между трусостью и смирением?

— Я думаю, что граница тонкая, но совесть подсказывает, где трусость, а где смирение. Когда дело касается непосредственно самого человека, возникает какая-то конфликтная ситуация, наверное, можно потерпеть и смириться. А когда ты идешь по улице и слышишь, что дети ругаются матом, а все взрослые проходят мимо и делают вид, что их это не касается, то это не смирение, и даже не трусость. Это полное равнодушие, медленное самоубийство народа, нации. Потому что если бы все им делали замечания, они никогда бы себе не позволили такого. А когда все проходят мимо, они воспринимают свое поведение как норму. Конечно, один человек проблему всего народа решить не может. Но поступать надо так, как подсказывает совесть, а последствия возложить на волю Божию.

Тамерлан, 30 лет:

По вероисповеданию я не православный, но как всех верующих людей меня беспокоит падение нравов повсеместно в стране, и в нашем маленьком поселке тоже. Хочется ото всех закрыться, ничего не видеть и не слышать… Живу замкнуто: дом — работа — дом. Понимаю, что это позиция страуса, спрятавшего от страха голову в песок. Да и детей, которые скоро пойдут в школу, от мира не спрячешь. Что делать? Почему православные люди не вмешиваются, не противостоят процессам деградации? На мой взгляд, общество было бы благодарно подвижникам, способным объединить усилия всех честных людей на противостояние злу.

— Такие подвижники на самом деле есть, они просто не выставляют себя напоказ, не мелькают по телевизору. Они среди нас, и таких людей достаточно много. Просто нужно понимать, что каждый человек противостоит злу исходя из тех возможностей, которые у него есть. Например, Александра, автор предыдущего вопроса, может сделать замечание ругающимся матом подросткам. Священник на приходе говорит о том, что такое добро и зло. Показывает пример нравственной жизни. А его примеру будут стараться подражать прихожане, которые, в свою очередь, станут примером для своих близких.

А лучший совет — не ждать, когда появится подвижник и начнет за собой увлекать всех честных людей, а попытаться самому им стать. Пусть это будет то первое дело, которое объединит его с православными людьми. А еще надо начать молиться Богу, как бы абсурдно ни прозвучал этот совет для человека неправославного. Когда ты находишься в безвыходной ситуации и тебе некуда обратиться, нужно просить о помощи Бога. Только нужно быть готовым услышать Его ответ и последовать за Ним.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top