Значение кошки в древнем египте. Кошка — священное животное

Значение кошки в древнем египте. Кошка — священное животное

На протяжении нескольких веков археологи находят в Египте наскальные рисунки, вазы, статуэтки с изображением кошек. И это уже может быть признаком того, что еще в древности египтяне почитали и уважали этих животных. Кошек украшали, воздавали им разные дары и поклонялись им. По мнению ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое место в истории народов, заселявщих долину Нила. Именно в Египте кошка была впервые приручена и одомашнена. К кошкам, которые жили во дворцах, фараоны относились ещё более почитаемо. В день, когда кошка умирала, фараоны устраивали семидесятидневный траур. Почему же египтянам полюбились именно кошки? Есть несколько версий.

Отличный борец с грызунами

Самым основным и массовым продуктом питания в Древнем Египте были различные злаковые культуры (ячмень, пшеница). Грызуны были настоящим бедствием для людей. Даже небольшое поголовье мышей могли уничтожить все запасы зерновых у семьи, тем самым эта семья была обречена на голодную смерть. Египтянам нужно было сохранить свой урожай, и кошки могли быть хорошими защитниками. Так же кошки могли быть хорошими охотниками, ловить не только грызунов, но и птиц, которые так же наносили большой урон посевам.

Особенности религии Древнего Египта

Изначально, до формирования религии с Пантеоном Богов, в Египте существовал Культ животных. Люди преклонялись различным животным и почитали их за мощь и силу. Египтяне просто обожали кошек. Они настолько поклонялись этому животному, что практически сделали их богами. Светящиеся в темноте глаза кошки заставляли испытывать трепетный страх у древних египтян. Способность кошки бесшумно появляться и так же бесшумно исчезать вызывали уважение вперемешку с ужасом, приписывая это к магическим свойствам доступным только Богам. Египтяне восхищались этими мягкими и пушистыми существами. В исторической литературе есть свидетельства, что когда римский повозчик, случайно переехал священное животное, то был сразу же убит налетевшей на него разъяренной толпой. Если в Египте кошка была кем-то убита, то это считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью. Так же, под страхом смерти, был запрещен вывоз кошек из страны.

богиня Бастет

Именно в Египте кошка одаривалась разными подарками. Тому есть много примеров: бога Ра изображали как рыжего кота. Повелительница домашнего очага, женской красоты и плодородия богиня Бастет (Баст) изображалась в виде женщины с лицом кошки. В честь этой богини строились храмы и проводились ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и жившим при храмах кошкам. Кошку любили за ее чистоплотность и безмерную заботу о своем потомстве. И эти свойства так же приписывали богине Бастет.

Если в доме вдруг случался пожар – люди бросались в огонь, чтобы убедиться, что там не осталось кошек. Умершие кошки мумифицировались и хоронились с особыми почестями, а семья сбривала себе брови в знак скорби. Культ Бастет был официально запрещён фараонским указом в 390 году н.э. Таким образом, религиозный интерес к кошкам в Египте стал сходить на нет, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами преклонения в храмах.

Любовь сыграла злую шутку

Но такая огромная любовь к кошкам однажды обернулась египтянам другой стороной. В 525 году до н.э. Египет подвергся нападению персов. Персидский царь, Камбиз II, решился на коварную, подлую хитрость. Используя знания об огромной любви и о религиозности египтян к кошкам, он приказал своим воинам прикрепить к их щитам кошек. Таким образом, египтяне встали перед тяжелым выбором – нарушить закон и убить священное животное или сдаться практически без боя. В итоге выбрали второе. Так, Камбиз II благодаря своей изощренной жестокости и знанию законов другой страны смог завоевать Египет.

Держать кошку у себя в доме могли только обеспеченные люди, так как за кошкой требовался особый уход, который обходился не очень дёшево. Кошки питались не только мышами. Кошкам давали самые лучшие кусочки мяса или рыбы.

Кошки в Египте сегодня

Кошки и люди проживают совместно уже более 6000 лет. Не смотря на это, в отличии от других домашних животных (коров, лошадей, собак), кошка удалось сохранить свою первобытную независимость и вольный характер. На сегодняшний день в Египте кошка такое же обычное домашнее животное, как и во многих других странах. Кто-то является заядлым кошатником, а кто-то на дух не переносит этих пушистиков. Но, тем не менее, столь долгое проживание под одной крышей не могло не оставить свой след в поведении как людей так и кошек. Кошек, как и раньше, стараются не обижать (чтобы не навлечь гнев Богов). Человек, в своем творчестве постоянно использует кошачьи мотивы, будь то изобразительное искусство, скульптура или кинематограф. Любовь и уважение к кошке, похоже, уже заложено у египтян в генах.

Сфинкс – самая известная кошка Египта

Сфинкс это мифическое существо с телом льва (представитель семейства кошачьих) и головой человека, сокола или барана. Само слово греческого происхождения и переводится как «душительница». Древнеегипетское название этого существа установить не удалось. Подобные статуи олицетворяли фараона, побеждающего врагов. Статую сфинксов устанавливали в храмах и возле погребальниц. Самый известный Большой Сфинкс – одна из древнейших скульптур на Земле – расположена в г. Гизе, на западном берегу Нила, около пирамиды Хеопса.

В настоящее время так же существует порода кошек Сфинкс, которая в свою очередь делится на:

– Канадский сфинкс;

– Петербургский сфинкс или петерболд.

Мифы, легенды и реальные истории, покрытые вековой пылью лишь подтверждают, что кошки – священные животные, настолько древние, что сложно определить начало истории их происхождения.

За века к этим животным относились по-разному, сами животные претерпели изменения, но все они обладают ловкостью, хитростью во взгляде, тайной, которая так притягивает, но остаётся непостижимой для человека.

Полубоги Египта

Древние египтяне почтительно относились к кошкам, разделяющих их мир и мир богов. Сами животные считались полубогами. Известным древнеегипетским божеством, связанным с этими животными являлась Баст (Бастет) – богиня радости, счастья и любви, дочь бога Ра. Изображалась Бастет в виде девушки с головой кошки, держащей в одной руке погремушку, а в другой – пятерых котят. Разгневанная богиня Баст превращалась в Сахмет – львицу, изображалась в виде девушки с головой львицы.

Огромный храмовый комплекс был возведён в центре города Бубастис, который именовали как «Дом Бастет». Животные в храме носили ошейники, украшенные драгоценными камнями.

Кошки в Египте считались священными животными, способными исцелять. Приписывались им и другие способности, в частности способность видеть вещи, которые люди не могут различать в темноте. В их глазах сохраняется свет заходящего солнца, благодаря которому животные охраняют жилище и людей в нём до самого утра.

После смерти кошки, хозяин дома и все, кто в нём проживали, сбривали брови – знак глубокого траура, который завершался тогда, когда брови заново отрастали. Умерших животных бальзамировали с использованием масел и специй для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени, и хоронили в священных сосудах. Вместе с кошками мумифицировали мышей или крыс, которые сопровождали их в загробном мире. Мумифицированных животных находили в Бубастисе и в других местах по всему Египту. Так, например в Бени-Хасане в 1888 году обнаружено 80000 кошачьих захоронений.

За исключением ритуальных жертвоприношений убийство кошек считалось смертельно наказуемым, независимо умышлено или случайно произошло убийство. Этим воспользовались персы, которые во главе с Камбисом II разгромили силы египетского фараона и захватили город Пелусий. Персы гнали животных в сторону укреплённого города, вдобавок солдаты держали в руках щиты с изображением Бастет и, возможно, привязывали к щитам кошек. Египтяне, так почитавшие представителей семейства, не осмеливались причинить вред священным животным, и были повержены.

Кошки – священные существа в исламе

По мусульманскому преданию кошка спасла пророка Мухаммеда от нападения ядовитой змеи. Он очень уважал этих существ и призывал людей брать этих животных в свои дома и заботиться о них. Своё доброе отношение Мухаммед подтверждал не только словами, но и действиями. Ярким примером служит случай, когда перед призывом к молитве, Мухаммед пришёл в комнату за одеждой, он обнаружил спящего на рукаве одежды кота. Вместо того чтобы согнать животное, Мухаммед осторожно отрезал рукав, не потревожив кота. По возвращении Мухаммеда с молитвы, кот встретил его поклоном, в ответ пророк погладил животное три раза. Пророк Мухаммед учил милости ко всем творениям Бога. Считается, что узор в виде буквы «М» на лбу у некоторых представителей пород – знак пророка, как и три тёмные линии на спине, оставшиеся после того, как пророк погладил животное.

Почитание кошек христианами

В христианском фольклоре знак в виде буквы «М» считался знаком Девы Марии, которая благословила кошку, убившую ядовитую змею, посланную дьяволом, чтобы укусить маленького Христа, спящего в своей кроватке. По другой версии животное заслужило почтение тем, что согревало новорождённого Иисуса от холода, придя на встревоженные крики младенца. В благодарность, Дева Мария погладила кошку по лбу, оставив метку в виде буквы «М».

Священные кошки славян

В старину на Руси, да и по сей день кошка – хранитель очага. В доме, где живёт представитель семейства всегда уют, животное защищает жилище от злых духов и людей от бед. Обязательно следовали обычаю – первой через порог в новый дом пускали кошку. Верили, что животное принесёт благополучие в новый дом. Где животное надумает улечься, там ставили кровать.

У этого обычая, которого многие придерживаются до сих пор, существует ещё один смысл. Считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома, первым умрёт. Кошке же уготовано прожить девять жизней, и если она переступит порог дома, то смерть ей не страшна, у неё будет возможность возродиться к жизни.

Издревле укрепилась вера в то, что эти животные не приживаются в доме, где много несчастий, а если убить кошку, то удача оставит человека на семь лет.

Приписывали животным способность видеть то, чего не видит человек – призраков, духов плохих и злых. Именно кошки – священные животные, обладающие такой способностью, могут защитить от невидимого зла.

Китайские мифы

Китайская богиня Ли Шо изображалась в виде кошки. Согласно древнему китайскому мифу в начале сотворения мира боги назначили кошек наблюдателями за ходом развития их творения. Животных надели способностью разговаривать. Однако их больше интересовал сон под вишнями и игры с падающими лепестками, а не мирские заботы. Три раза боги спускались на землю, чтобы проверить насколько хорошо животные выполняют свою работу, и все три раза были разочарованы животными. Тогда боги возложили обязанности кошек на людей и лишили животных способности говорить. Теперь на животных возлагалась одна задача – поддержание порядка в мире и сохранение времени. До сих пор китайцы верят, что глядя в глаза кошки можно определить время дня.

Манэки-неко

В Японии знаменитый образ Манэки-нэко - фигурка кошки с одной поднятой лапой одухотворяет богиню милосердия. По одной из легенд император, проходил мимо храма, рядом с которым сидела кошка. Вдруг животное подняло одну лапу, призывая императора подойти ближе. Привлечённый жестом животного император вошёл в храм, а спустя мгновение осознал, что в то место, где недавно стоял, ударила молния. Так животное спасло императору жизнь. С тех пор принято считать, что кошка приносит удачу. Фигурки этих животных с поднятой лапой устанавливали в храмах, одно время фигурками могли обладать только знатные особы. На сегодняшний день фигурка Манэки-нэко – популярный в Японии подарок, охраняющий дом и приносящий удачу.

Священные кошки в индуизме

В индуизме животные занимают важное место. Говорят, что когда Брахма создал животных, он спрятал определенную тайну в каждом из них, чтобы люди разглядели в них духовное значение. Индусы считают, что в животных могут переходить души предков или предки могут возрождаться в обличии животных. В основном учении индуизма кошки не имеют особого значения, нет практики поклонения им. Тем не менее, они не пострадали от гонений, насилия из-за различных верований, которые предполагали негативное отношение к ним, как например, в средневековой Европе.

Кошек символизируют с обманом и неискренностью. Примером служит каменный барельеф в Махабалипурама (Тамил-Наду), с изображением статуи кота в медитативной позе - стоящего на одной ноге и держащего передние ноги над головой. Несколько крыс молятся ему в ноги. Барельеф создан на основе истории из тантрического текста, который описывает, как кошка, выдавая себя за благочестивого подвижника, удерживала внимание мышей, поедая их между делами, пока они не осознали своего безрассудства.

В то же время в индуизме имеет место быть древняя школа теизма, известная как кошачья школа. Последователи учения основывают своё поведение на примере котёнка, позволяющего матери нести себя за загривок. Они считают, человек должен довериться Богу, который подобно матери-кошке пронесёт их через океан сансары, преодолевая все препятствия.

Убийство кошки считается тяжким грехом, который придётся замаливать и подавать милостыню. Поэтому, несмотря на приписывание этим животным отрицательных качеств, индусы проявляют к ним уважение и позволяют им жить в своих жилищах.

Кошки – священные животные в других культурах

В средневековой Европе считали, что кошки и ведьмы состоят в союзе с сатаной. Поэтому и тех и других подвергали сожжению, пыткам, их убивали жестокими невообразимыми способами, потому что люди верили, что именно так можно остановить зло и болезни. Например, во время чумы огромное количество представителей семейства были убиты для спасения людей, но на самом деле, ситуация усугубилась, ведь разлагающие трупы распространяли заразу.

Кельты верили, что кошка – хранитель потустороннего мира, они знают тайны, непостижимые человеку. Животные хитро смотрят на окружающий мир, снисходительно относясь к людям, которые не понимают глубину их знаний. Чёрные же особи считались носителями зла и подвергались смерти.

Не менее интересна история о животных, принявших участие в спасении Ноева ковчега. Как и полагается, Ной взял каждой твари по паре, в том числе крыс и мышей. Грызуны очень быстро размножались, стали подъедать запасы еды, грызть стены ковчега. Ной обратился за помощью ко льву – царю зверей. Тогда лев чихнул, и появились две кошки, которые обладая отлично развитым охотничьим инстинктом, принялись уничтожать грызунов. На основе этой истории говорят, что кошка – создание Бога, а мыши – посланники дьявола.

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

Кошки в истории Древнего Египта

Кошки Древнего Египта

В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

Считается, что первые животные были завезены в Египет из около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

Культ кошки в древнем Египте

Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

В 17 главе Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

Убийство кошки в Древнем Египте

Мумия кошки в Древнем Египте

Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

Диодор Сицилийский писал:

«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта» .

Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

Каждый наверняка хоть раз в своей жизни слышал о том, что в Древнем Египте кошек почитали подобно божествам. Их уважали, они считались священными животными, и археологи продолжают находить статуи и изображения кошек на различных ценных предметах. Согласно предположениям историков, в день, когда умирала одна из кошек, живших во дворце фараона, объявлялся семидесятидневный траур, а сам фараон обрезал себе брови в знак уважения. Более того, ни раз были найдены мумии этих животных при раскопках древних пирамид . Считается, что кошки были проводниками фараонов в царство мертвых. Многие из вас наверняка видели мумифицированных животных в Египетском зале Музея истории искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Привыкнув воспринимать все это как исторический факт, задаемся ли мы вопросом - почему так? Вследствие чего и по каким причинам египтяне питали такую любовь и уважение к кошкам?

В Египте кошки появились примерно в 2000-е годы до нашей эры, тогда как одомашнены эти животные были примерно девять с половиной лет назад. Для начала, жители Египта ценили кошек за охрану от мелких грызунов, а благодаря охоте на крыс кошки приобрели еще больше уважения. Уничтожая змей, кошки делали территорию более безопасной для проживания. Помимо этого своей мягкостью, независимостью и грациозностью кошки восхищали. Жители очень сильно полюбили кошек. За убийство животного можно было стать осужденным на смертную казнь.

Впервые в мировой истории именно в Египте кошек наделяли сакральными и божественными качествами. На некоторых изображениях бог Ра (бог солнца) являлся рыжим котом, который каждый день поглощает Апопа, олицетворяющего зло и мрак. Вместе с тем Баст, богиня любви, красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, изображалась в виде женщины с головой кошки. Именно с богиней Баст связано то, что кошек начали мумифицировать: Баст олицетворяли кошками, и почести, которые те получали посмертно, указывали на то, почему кошки достойны этих почестей.

Ради кошек египтяне готовы были совершить героические поступки. Например, бывало, люди бросались в горящие дома, чтобы убедиться: в помещении нет ни одной кошки. Это лишний раз доказывает, насколько уважительно, трепетно, любовно и серьезно относились люди к кошкам в Древнем Египте. Это не были просто одомашненные животные, приятные эстетически и вызывающие умиление. Это были помощники и даже защитники. Но действительно ли только эта помощь людям, о которой написано выше, является главной причиной такого отношения к этим животным? Неужели их невольная и неосознанная помощь человеку привела к целому культу? Увы, точного и полного ответа мы никогда не узнаем.

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов. Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ кошки в древнем Египте появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

КУЛЬТ БАСТЕТ

Немногим позднее, после объединения верхнего нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Именно Баст считалась защитницей детей фараона, силой, посылающей царям пищу, а всем женщинам - детей. Она чтилась как покровительница беременных и рожающих. Учёные считают, что на эту мысль жрецов натолкнуло наблюдение за кошками, которые часто и легко котятся, а затем становятся заботливыми матерями. Египтяне верили, что богиня оберегает детей от болезней и укусов скорпионов, поэтому малыши носили амулеты с изображением Бастет или даже соответствующие татуировки. Кошек настолько почитали, что во время пожара египтянин сначала спасал из горящего здания мурлыку, а уже потом начинал тушить огонь.

Баст изображалась в камне, бронзе и в золоте: она бывала запечатлена в виде либо кошки, либо девушки с кошачьей головой и с систром (музыкальным инструментом), а у её ног находились четыре котёнка.

Существует миф о том, как бог Ра, желая помочь людям, послал на землю свою дочь. Она приняла облик львицы Сехмед и, обезумев от крови, принялась истреблять человеческий род. Тогда бог Онурис пошёл на хитрость: он налил на землю подкрашенное в красный цвет пиво. Львица подумала, что это кровь, и принялась лакать. Она опьянела и уснула. Тогда Онурис превратил кровожадную львицу в пушистую мурлыку. Так что, кроме кошачьей сущности, Баст обладала львиной, преображаясь в жестокую Сехмед. Таким образом, вероятно, египтяне хотели выразить двойственность кошачьей натуры: ласковой мурлыки и коварной хищницы.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир. Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Культ Баст продержался до IV века нашей эры. Историки связывают возвышение этого божества и, соответственно, принижение роли Исиды с политическими переменами на территории Египта. В этот период центральная власть переместилась из Верхнего Египта в Нижний, в новую столицу Пер-Баст (дом Баст). В этом городе был построен роскошный храм богини, куда стекались паломники со всей страны.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

КУЛЬТ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Культ кошки Бастет имеет и экономические предпосылки. Ведь Египет - аграрная страна. Египтяне сильно зависели от урожая и его сохранности, а он нередко истреблялся полчищами грызунов. А ведь, по подсчётам специалистов, одна кошка, охотящаяся на мышей, спасает от них в год до десяти тонн зерна. Кошки-защитницы урожая были необходимы для выживания нации.

А еще они уничтожали гадюк, которых в Древнем Египте было очень много. Там распространены рогатые гадюки – ядовитые змеи, имеющие пару клыков, с помощью которых они способны при укусе впрыскивать в жертву яд. Яд гадюк может быть весьма опасен для людей и даже смертелен.

Удивительно, но факт: египтяне использовали кошек в качестве охотничьих животных, как сейчас нередко используют собак. Кошки сопровождали хозяев на охоту на птиц или на рыбную ловлю.

Египтяне очень чтили кошек. Например, при каждом храме, где жили кошки, был человек, исполняющий почётную должность - «страж кошек». Эта должность была наследственной.

СМЕРТЬ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей.

За убийство кошки, даже непреднамеренное, человек мог поплатится жизнью. Так, например, греческий историк Диодор Сицилийский описал случай, как один римлянин случайно переехал кошку на колеснице и был за это немедленно убит разъяренными египтянами.

Поклонение кошке однажды подвело Египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна. (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и затем римлянам.

Если в доме умирала кошка то ее похороны проходили с большими почестями, вся семья погружалась в траур, который длился 70 дней.Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы мола возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

До нас дошло много кошачьих мумий, поэтому мы знаем, как выглядели древнеегипетские кошки. Они были среднего размера, рыжеватого однотонного окраса, очень худощавые, похожие на современных представительниц абиссинской породы.

В древнеегипетской Книге мёртвых изображён Великий Мату – светлый кот, спасающий людей от змея Апопа. Вероятно, кошки почитались в двояком обличии: как богиня-кошка Бастет (женская ипостась), и как кот-свет (мужская).

КАК КОШКИ ПОПАЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЕГИПТА

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Египтяне препятствовали распространению кошек за пределы страны. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Поэтому вывести кошку из страны означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением заслуживающим смертной казни. Когда Египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова. Значительно раньше мурки появились в Индии, Таиланде и Китае. Но широкое распространение эти животные получили не раньше второго тысячелетия нашей эры.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top