Арт терапия в борьбе с депрессией. Современные способы лечения депрессии

Арт терапия в борьбе с депрессией. Современные способы лечения депрессии

Подростковая депрессия – это расстройство детской психики, для которого характерна депрессивная триада — двигательная заторможенность, плохое настроение и нарушение в мышлении.

Депрессивное состояние часто путают с подростковым максимализмом, изменениями в гормональном плане. Но если вовремя распознать заболевание, подростковая депрессия отлично поддается лечению.

Как распознать врага

Родителям подростков необходимо знать основные симптомы и признаки депрессии, чтобы вовремя обнаружить заболевание и обратиться за медицинской помощью.

Само по себе депрессивное расстройство не так страшно, опасность представляют его последствия, в которые оно может вылиться: в тяжелых случаях дело может дойти до суицида.

Поэтому родители должны быть внимательны к своим детям, чтобы вовремя рассмотреть состояние и предпринять соответствующие действия.

Основные признаки

  1. Стремление к уединению. У подростка отсутствует желание общаться со сверстниками и родителями.
  2. Отсутствие аппетита и бессонница.
  3. Реакция подростка на замечания, шутки сверстников, критику со стороны родителей проявляется в чрезмерной плаксивости.
  4. Враждебное отношение к окружающим, гнев, раздражительность, переходящая в агрессию.
  5. Бесполезное проведение времени: ребенок может часами лежать на кровати и не проявлять ни к чему интереса.
  6. Угнетающее состояние страха, беспомощности, тревожности.
  7. Повышенный интерес к тематике самоубийства: прочтение книг на данную тематику, просмотр кинофильмов.

Взрослая депрессия отличается от подростковой тем, что симптомы депрессивного расстройства у взрослых проявляются в унынии и подавленном настроении, а подростку характерно агрессивное состояние, сопровождающееся вспышками гнева и склонностью к насилию.

Симптомы депрессии у подростков

Согласно МКБ-10 все симптомы подростковой депрессии делятся на основные (типичные) и дополнительные. Заболевание констатируется при наличии 2 типичных и 3 дополнительных симптомов.

Основные (типичные) симптомы:

  • в течение 2 недель и более наблюдается подавленное настроение, которое не связано с внешними обстоятельствами;
  • ангедония – потеря интереса к деятельности, которая ранее приносила удовольствие;
  • в течение месяца наблюдается сильная утомляемость.

Дополнительные симптомы депрессии:

  • пессимистический взгляд на вещи;
  • невозможность сконцентрироваться и принять правильное решение;
  • постоянная тревога, страх, ощущение вины и бесполезности;
  • суицидальные склонности;
  • заниженная самооценка;
  • ухудшение аппетита или, наоборот, постоянная потребность в перекусах;
  • бессонница.

Если приведенные симптомы не проходят в течение 2 недель, врач диагностирует заболевание – депрессия. Однако при тяжелых симптомах диагноз можно поставить и раньше.

Причины возникновения

Родители считают, что для развития депрессии у подростков нет на то причин. Но по статистическим данным каждый 8 подросток имеет депрессивное состояние. Причинами заболевания могут стать как безобидные, так и серьезные проблемы.

Основные причины подростковой депрессии:

  • изменения гормонального фона;
  • нарушения в эндокринном плане;
  • отсутствие понимания в семье;
  • снижение успеваемости по предметам;
  • конфликтные ситуации с одноклассниками;
  • отсутствие общих интересов со сверстниками;
  • непонимание со стороны учителей;
  • непринятие своей внешности.

Депрессия в подростковом возрасте может быть результатом душевного потрясения, которое возникает на фоне переживаний, связанных с потерей близкого человека, во время присутствия при жестокой драке, аварии. Такая подростковая депрессия носит реактивный характер.

Депрессия может развиться на фоне соматических заболеваний (неврологических, эндокринных):

  • инфекции ЦНС;
  • в результате черепно-мозговой травмы;
  • эпилепсии;
  • миастении;
  • при дефиците витаминов группы B;
  • неврита;
  • гипер- или гипотериоза;
  • сахарного диабета;
  • заболеваний надпочечников.

Если психологические, соматические или внешние причины не обнаружены, значит, речь идет об исходящей изнутри депрессии – эндогенной, возникающей при дефиците норадреналина, серотонина и дофамина.

Что делать, если у подростка депрессия

Методы лечения подростковой депрессии различны – от приема медикаментозных препаратов до проведения психотерапии, важно выявить причину депрессивного состояния.

Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников.

Как правильно лечить депрессию может сказать только врач, заниматься самолечением нельзя! Психолог должен проводить психо-коррекционную работу.

Ее целью является установление причин депрессии, обучение подростка внимательно относиться к себе самому и умение справляться с негативными мыслями.

Возрастные отличия

В 13-14 лет у подростка начинается переходный возраст (у некоторых детей – раньше), следовательно, наблюдается волна очередного возрастного кризиса, которая протекает более сложно, чем предыдущие

У подростка происходит изменение в гормональном плане, ему становится очень сложно контролировать свои эмоции.

Взрослеющие дети смотрят в зеркало и критически относятся к своей внешности, у некоторых появляются комплексы: девочки, например, не в восторге от своей фигуры.

Зачастую появляется комплекс неполноценности и подростки замыкаются в себе, отчуждаются от всего мира, впадая в депрессию. Важно распознать заболевание на начальной стадии.

Симптомы депрессии в 14-15 лет:

  • стремление побыть наедине с самим собой;
  • уныние, тоска;
  • отчужденность;
  • страдания.

В 16 лет начинается третий этап взросления и длится он до 18 лет. В этом промежутке происходит физическое и психологическое созревание.

Подростки чувствуют себя взрослыми и поступают также, как взрослые. Но не всегда их действия и поступки одобряют родители, учителя.

Если не прислушаться к ребенку и не понять его чувства, подросток впадает в депрессию. Депрессивное состояние у 16-летних юношей и девушек протекает как у взрослых.

Родители должны помочь ребенку справиться с заболеванием, иначе он попытается найти успокоение на стороне: начнет употреблять спиртное и наркотики.

Что лучше сделать в первую очередь

Родителям важно понять, что подростковая депрессия – это не просто период в жизни ребенка, и не стоит надеяться, что она пройдет сама по себе.

Если не распознать вовремя коварное заболевание, оно начнет прогрессировать. Взрослым нужно быть корректными в отношениях с подростком, проявлять внимание, любовь и заботу.

Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.

  1. Необходима поддержка. Родители должны показать ребенку, что они всегда находятся на его стороне. Не стоит задавать слишком много вопросов, ведь подростки не любят давления и чрезмерного покровительства. Однако родители должны дать подростку понять, что в любой ситуации он получит необходимую поддержку.
  2. Умение слушать. При разговоре с подростком нельзя критиковать и делать собственные выводы. Непрошенные советы и ультиматумы не пойдут на пользу.
  3. В общении с подростком нужно проявить мягкость, но быть настойчивым. Подростки в депрессивном состоянии «уходят в себя» и слышать не хотят о таком заболевании, как депрессия, но родители должны постепенно вызвать ребенка на разговор. Во время общения нужно подчеркнуть свою заботу и готовность выслушать.
  4. Необходимо признать его чувства. Если проблемы и чувства подростка кажутся родителям нелепыми или иррациональными, не стоит даже пытаться наладить общение, но они должны принять его чувства. Подросток должен понять, что то, что он чувствует, всерьез воспринимается родителями.

Подростковая депрессия – лечение

Лечение подросткового депрессивного расстройства базируется на основных методах:

  • проведение психотерапии;
  • медикаментозное лечение;
  • семейная терапия.

Результативность методов зависит от комплексного их применения и желания ребенка избавиться от заболевания.

Обращение к специалистам

Выбор метода лечения зависит от многих факторов. Необходимо учитывать, каким по счету является приступ депрессии, степень протекания заболевания, причины появления.

Депрессивное состояние может протекать в сложной форме: подросток не воспринимает действительности, не может нормально функционировать, у него наблюдается склонность к суицидальным действиям. В таком случае рекомендуется госпитализация в психиатрическую клинику.

Подростковая депрессия и как с ней бороться: типы психотерапии, используемые при лечении:

  • межличностная – направлена на укрепление связей между подростком и окружающими;
  • семейная – обучает всех членов семьи преодолевать беспокойство и страх;
  • когнитивно-поведенческая – учит избавляться от плохих мыслей и быть позитивным;
  • решение проблем – направлена на обучение подростка справляться с жизненными трудностями.

Медикаментозная терапия проводится в крайнем случае, психотерапевт обязан удостоверится в том, что у ребенка есть суицидальные мысли. Лекарства назначаются в последнюю очередь и только при тяжелой степени депрессии.

Многие родители возлагают надежды на антидепрессанты полагая, что никакие другие методы не смогут вывести подростка из этого состояния.

Но применение препаратов не является единственным способом лечения депрессии. Кроме того, антидепрессанты имеют массу побочных эффектов.

Они могут только на короткое время облегчить симптомы, а потом организм к ним привыкает, нарушается сон, наблюдается повышенная утомляемость, сонливость. У некоторых подростков они усиливают агрессивное состояние.

Видео: подростковая депрессия


Дело в том, что действие антидепрессантов проверено только на взрослых, поэтому неизвестно, какое воздействие они окажут на молодой, развивающийся организм.

Во время исследований замечено, что прием антидепрессантов в подростковом возрасте увеличивает риск склонности к суициду, наблюдаются поведенческие расстройства.

Если уж случилось так, что ребенку назначили антидепрессанты, родителям в первые 2 недели приема таблеток ребенком постоянно нужно быть «на чеку».

Необходимо наблюдать за его поведением и при малейшем усугублении состояния обратиться к врачу за отменой назначенного препарата.

Семейная терапия направлена на проведение тренингов и консультаций со всеми членами семьи.

Важные факты, которых следует знать родителям:

  1. Родители должны научить ребенка неукоснительно соблюдать рекомендации врача: прием медикаментозных средств в соответствии с назначением, посещение сеансов психотерапии.
  2. Чтобы не допустить повторного приступа депрессии, важно распознать рецидив болезни.
  3. Необходимо чувствовать ребенка, чтобы помочь ему быстро снять стрессовое состояние.
  4. Знать признаки депрессии и вовремя выявить заболевание, чтобы обратиться за помощью.
  5. Если у ребенка наблюдаются признаки суицидального поведения, требуется знать, как поступить в данной ситуации.

Телефонная терапия играет немаловажную роль и также является эффективной. Консультирование по телефону помогает выявить раннюю депрессию.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой вид лечения, основанный на исцелении с помощью художественного творчества.

Основные виды арт-терапии:

  • рисунок (живопись, роспись, графика);
  • боди-арт;
  • лепка и работа с гипсом;
  • музыка;
  • танцы;
  • фотография.

В чем особенности лечения? Во время создания произведений искусства подросток на время отстраняется от негативных мыслей и переосмысливает свои поступки.

Для проведения арт-терапии не важно, есть талант художника или нет, ведь ее целью не является создание произведений мирового масштаба.

Арт-терапия помогает «выпустить пар», дает выход негативным чувствам, агрессии. Подросток начинает осознавать собственные мысли, понимает причину их возникновения, учится самостоятельно принимать осмысленные решения.

Родители играют важную роль в лечении депрессии у подростков. Излечению способствует наличие дома доброжелательной, спокойной атмосферы, умение выслушать и понять ребенка. Если этого нет – процесс лечения будет продолжительным.

Лечение депрессии с помощью арт-терапии.

Я психолог и одна из моих специализаций - арт-терапия.

Арт-терапия использует язык символов, цвета, образов, как способ выразить себя, понять свои желания, увидеть скрытые возможности. Арт - терапия при депрессии помогает мягко решить основные проблемы этого состояния.

Здесь я публикую с разрешения клиентов их рисунки в ходе терапии.

Депрессия и арт-терапия. Арт - терапия позволяет определить причины депрессии. Во время депрессии нарушается удовлетворение какой-то важной потребности, желания. Рисунок, язык творчества позволяет найти скрытый смысл того, что с вами происходит в этот период. Арт-терапевт выступает в роли проводника, помогает, направляет.

Депрессия и арт-терапия. Арт-терапия и общение с психологом дают возможность понять направление изменений - что нужно делать, чтобы улучшить свое состояние, чтобы справиться с депрессией. Каждая ситуация уникальна и для каждого человека свой рецепт и способ справиться с депрессией, понять, что нужно сделать, чтобы вернулось удовольствие от жизни. В процессе индивидуальной консультации с психологом арт-терапевтом или во время групповой работы вы создаете свой уникальный творческий продукт, который и становится вашим собственным лечением и рецептом избавления от депрессии.

Депрессия и арт-терапия. Арт - терапия дает доступ к скрытым ресурсам, к силам и энергии, которая блокируется во время депрессии.


Лечение депрессии с помощью арт-терапии. Арт - терапия возвращает удовольствие от жизни и не в будущем, а здесь и сейчас - когда вы занимаетесь творчеством - рисуете, создаете коллажи, фотографируете, сочиняете истории. Про этот эффект мне говорили практически все, кто занимался у меня - в группе или индивидуально. С помощью арт-терапии можно отвлечься от своих навязчивых и надоевших мыслей, уйти в другое эмоциональное состояние, расслабиться, создать что-то новое и удивиться - "Оказывается я так могу!"

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и новых технологий «Царицыно»

« Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.»

Педагог-психолог: Руденко С.Н.

Не вдаваясь в клинические синдромы и дифференциальные признаки депрессии, (это не является компетенцией педагога-психолога) , начнем с того, что каждый человек когда-либо ощущал угнетенное настроение, безразличие к жизни, отчаянье. Теоретические подходы к такому многоплановому явлению, как депрессия, очень различны. Так, существует рассмотрение депрессии у подростка, как утраты смысла жизни, связанной с неумением регулировать значимость перспективных жизненных планов со значимостью текущих событий и установления некоего баланса. Т.е. в данном случае необходима со стороны психолога работа по целевой регуляции: формирование жизненной перспективы. Но при этом не упускается и вторая стратегия поведения, ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего. Иногда мы живем в «зале ожидания», ориентируясь на будущее счастье. И если это счастье не наступает, то разочарование от жизни нам обеспечено. И вместе с этим разочарованием мы испытываем все эмоциональные компоненты депрессивного спектра. И вот тогда умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленно. Следовательно, владение обеими стратегиями поведения – и на будущее, и на настоящее- является условием полноценной и радостной жизни. И этот постулат как нельзя больше всего подходит к подростковому возрасту. Психологу необходимо знать уровень самооценки подростка и уровень его притязаний, и чем больше разрыв между этими показателями, тем больше вероятность невротизации и тем больше риск дезадаптации. То есть, стратегия психологической коррекции в данном случае очевидна.

На 1-м этапе интервенции, как правило, используется метод беседы.

Общеизвестные этапы беседы:

  1. Установление эмоционального контакта, сопереживающее партнерство.
  2. Установление последовательности событий, приведших к кризисной ситуации, при этом снимается ощущение безысходности такими приемами, как: «преодоление восприятия кризисной ситуации как исключительной», «поддержка успехами» и др.
  3. Подключаемся и вместе преодолеваем кризисную ситуацию с помощью следующих приемов: планирование жизни,т.е. побуждаем к словесному оформлению планов, поступков; держим паузу и целенаправленно молчим, чтобы дать возможность подростку проявить инициативу.
  4. Окончательное формирование плана деятельности, активная поддержка с помощью таких приемов, как: «логическая аргументация, «рациональное внушение уверенности», тренинг проблемно-разрешающего поведения с активной стратегией решения проблем, коррекция пассивной стратегии избегания, замена и анализ позиции «значимых других»», мотивация на достижение успеха.

В качестве психокоррекции депрессивного состояния также успешно используются следующие стратегии. Стратегия выхода из депрессии в соответствии с погружением в нее по Горину.

Стратегия входа в депрессию(визуальная, кинестетическая) определяет стратегию выхода из нее.

Н.Япко использует терапию на бессознательном уровне (прерывание механизмов, поддерживающих депрессию, что позволяет сделать доступными скрытые ресурсы, сформулировать цели и позитивное будущее.)

Эффективно используется рациональная психотерапия - логическая аргументация, внушение уверенности в себе.

Теоретической основой в терапии депрессивного состояния является также изучение иерархии потребностей, так как общеизвестно, что их фрустрация потенцирует развитие кризиса личности.

1.физиололические потребности (85%)

2. потребность в безопасности и защите (70%0

3. потребность в принадлежности и любви (50%) . Маслоу выделяет два вида любви: Б-бытийная - любить человека таким, какой он есть и Д-дефицитарная -эгоистический тип, стремится получать больше любви, чем давать.

Известно, что удовлетворение в принадлежности и любви формирует достоинство, в то время, как фрустрация этой потребности формирует враждебность, страх отвержения и душевную пустоту.

  1. потребность в самоуважении (ощущение компетентности, уверенности, достижений, независимости, свободы) 40%
  2. потребность в уважении другими(престиж, репутация, признание, статус, оценка, принятие)
  3. потребность в самоактуализации (10%). Именно на этом уровне люди отличаются друг от друга. Реализация этого потенциала рождает творческих, духовно богатых личностей. Фрустрация этой потребности влечет за собой экзистенциальный вакуум и потерю смысла жизни.

Потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Сначала из всей иерархии потребностей человек удовлетворяет физиологические и только после реализуются все остальные. Реже всех реализуется потребность в самоактуализации, менее 1% населения реализует свой потенциал из-за негативного влияния потребности в безопасности (самоактуализация требует риска, а это угрожает психологической и \или физической безопасности) , а также преодоления предрассудков, социальных стандартов, преодоления так называемого «комплекса Ионы»- страха и сомнения в способности достичь самоактуализации. В то же время характеристики самоактуализирующихся людей таковы:

1.Эффективность восприятия реальности.

2.Принятие себя и других.

3. Непосредственность, простота, естественность.

4.Центрированность на проблеме.

5. Независимость-потребность в уединении.

6. Автономность- независимость от культуры и окружения.

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные или мистические переживания.

9.Общественный интерес.

10.Глубокие межличностные отношения.

11.Демократический характер.

12.Разграничение средства и целей

13. Философское чувство юмора.

14.Способность к творчеству.

15. Сопротивление окультуриванию.

Фрустрация подразумевает, что есть потребность и есть преграда для ее реализации. Фрустрация врожденных, базовых потребностей(безопасность, уважение, любовь) носит патологический характер и вызывает психические и поведенческие расстройства, в том числе и депрессивные. Фрустрация приобретенных потребностей не вызывает психических нарушений.

В качестве барьеров на пути реализации потребностей являются:

Физические (тюрьма и т.д.)

Биологические (болезнь, стресс)

Психологические (страх, интеллектуальная несостоятельность)

Социокультуральные (правила, запреты)

В подростковом возрасте фрустрация потребностей также вызывает кризисное состояние. В колледже у подростков в кризисе (эмоциональное отвержение, унижение, буллинг (56%), неразделенная, несчастная любовь(70%), смерть близкого человека(20%), отмечается астения, постоянное чувство усталости или упадка жизненных сил, в мышлении- постоянное ощущение собственной никчемности или презрения к себе, уничижения. Чувство вины. Ослабление концентрации внимания, нерешительность. Время от времени могут возникать мысли о суициде как о выходе из кризисной ситуации, избавлении от душевных мучений, но без плана суицидальных действий. На данном этапе необходимо отслеживание: важно, если более месяца существуют эти симптомы.

Эти астенические симптомы могут выглядеть как адинамическая астения (малоподвижность, монотонность, вялость, снижение интереса, однообразие поведения, равнодушие. Либо как астеническая раздражительность - эмоциональная слабость, соматовегетативные симптомы, знобливость, потливость, неустойчивость АД. Для выявления маскированных, слабовыраженных и малоструктурированных депрессивных состояний, и поэтому более полезный, чем клинические тесты, используется опросник депрессивных состояний (ОДС) , как скрининговая методика, созданная в НИИ им.Бехтерева. Достоверно диагностирует депрессию невротического уровня. Если Т-баллы выше 70 и есть корреляция с депрессивными проявлениями в методах наблюдения и беседы, то необходимо незамедлительно делегировать подростка в клинические условия.

В эмоциональном состоянии печали, грусти, отчаяния, усталости, безнадежности и т.д., не достигающем уровня невротизации и суицидальных мыслей, хорошо зарекомендовали себя методы изотерапии.

В чем мы видим их преимущества – в проективном характере выражения своих чувств во внешней форме, это помощь в стремлении понять свои внутренние переживния, это удовлетворение потребности в общении через творческую деятельность. Изотерапия имеет два существенных аспекта коррекционного воздействия- психосоматическое воздействие на функции организма, и психотерапевтическое, когда осуществляется коррекция отклонений в психоэмоцональном состоянии. Арттерапия имеет также воздействие на психовегетативные процессы, приобетаются новые средства эмоциональной экспрессии, облегчаются коммуникативные функции, активизируется творчество.

В студии колледжа создается благоприятная атмосфера уединенности, безопасности, с релаксирующим музыкальным сопровождением. В методическом оснащении есть набор пейзажей русских и зарубежных художников, наборы красок, гуаши, карандашей и т.д. Задача: нарисовать по образцу пейзаж, который Вам по душе. При этом задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Анализ рисунка делается подростком. На следующих сеансах по мере улучшения эмоционального состояния, предлагается нарисовать проективный рисунок с позитивной тематикой «Мой лучший день», «Кто я»,» Автопортрет»,» Мои желания »и т.д. Используется также групповая арттерапия –совместное рисование на листе ватмана того, что приходит в голову. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах рисунка спонтанно. Рисунок может преобразить депрессивные чувства –подавленность, страх и т.д. и помочь их выразить. При этом, выражая в социально приемлимой форме эти чувства, дети освобождаются от них до некоторой степени, а затем и могут описывать их словесно. Следующий вид групповой арт-терапии – это психодинимаческий подход,когда вначале занятия группа голосованием решает, чья картина(ранее нарисованная) будет рисоваться вместе. Те проекции, которые близки к теме рисунка, называются «коллективным образом» и определяют ведущую тему занятия. Особенно тревожным подросткам это облегчает общение. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, подталкивает к выяснению причин собственного плохого настроения. Рисуем то, что приходит в голову по данной тематике на общем листе ватмана. Инструкция: Как Вы думаете, о чем этот рисунок? Задача: все мысли и чувства, которые приходят Вам в голову, глядя на этот рисунок, нужно изобразить на общем листке ватмана.С точки зрения гештальт-терапии при этом задействуется функция постоянного осознания текущего момента. Можно дурачиться и привносить в рисунок все, что хочется, не сравнивая результаты своего рисунка. Психолог играет роль фасилитатора, побуждая к открытому выражению чувств.

Приложение 1

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида

– 0,5

2. Суицидальные попытки у родственников

– 0,5

3. Развод или смерть одного из родителей

– 0,5

4. Недостаток тепла в семье

– 0,5

5. Полная или частичная безнадзорность

– 0,5

II. Актуальная конфликтная ситуация

А - вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)

– 0,5

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

– 0,5

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

– 0,5

4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

– 0,5

Б - поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида

– 0,5

В - характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее

– 0,5

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

– 0,5

Г - эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

– 0,5

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

– 0.5

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

– 0.5

III. Характеристика личности

А - волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

– 1

2. Решительность

– 0,5

3. Настойчивость

– 0,5

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

– 1

Б - эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

– 0,5

6. Доверчивость

– 0,5

7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

– 0,5

8. Эмоциональная неустойчивость

– 0,5

9. Импульсивность

– 0,5

10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах

– 0,5

11. Низкая способность к созданию защитных механизмов

– 0,5

12. Бескомпромиссность

– 0,5

Приложение 2

Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков (см. текст опросника в приложении 2 ).

Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов - риск суицида незначителен;

9–15,5 баллов - риск суицида присутствует;

более 15,5 балла - риск суицида значителен.

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

3. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта (см. стимульный материал в приложении 3 ).

Интерпретация результатов

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, - это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.


Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  1. Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  2. Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  3. Тревожность
  4. Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  5. Двигательная заторможенность
  6. Потеря интереса к жизни
  7. Снижение самооценки

В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.). Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин “Внутренняя картина болезни” (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью. Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания. На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно. Попросите клиента “внести яркость” в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции. Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни. У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Post navigation

    Антонина - Я впервые на себе попробовала трансовые методы. Ощущения конечно не передать словами. Я по-другому чувствовала свое тело, я ощущала какие-то вибрации, энергию, то, что никогда не чувствовала в этой жизни. Сессия дала мне очень много, я наконец-то поняла, что мне нужно делать в этой жизни, я теперь знаю, почему я такая, какая я есть. Это удивительное путешествие живет в моей памяти и имеет связи с моей жизнью. Спасибо большое Юлии за проделанную работу, за тепло и сопереживание.

    Кирилл - Я позвонил Юлии из-за интереса к прошлым перевоплощениям. Юлия сразу спросила: "Кирилл, что вы хотите узнать конкретно? У вас есть запрос?" Я опешил. Мне было просто любопытно узнать, кем я был в прошлой жизни. Но Юлия настаивала: "Вы могли быть кем угодно. Но что даст это знание? Возможно, у вас есть какой-то вопрос или нерешенная задача? Идите с ним на сессию. Ведь чем конкретней вопрос, тем четче ответ." Я задумался. Набросал в Анкете 3-4 проблемы и пришел на сессию. Я попал в жизнь животного! Я был волком и рыскал по лесу в поисках добычи. Я ответил на многие свои вопросы про одиночество, про жесткое ведение бизнеса, про отношения с женщинами. Юлия помогла разобраться с увиденным. Я благодарен Юлии за оказанную помощь и поддержку.

    Анастасия - Я обратилась к Юлии, чтобы понять, какое же мое предназначение. Я уже заканчивала обучение в институте, но была неуверена в своем выборе. Я знала, что предстоит выбор работы. Но какой? Я проходила в свое время тесты на профориентацию, но результаты этих тестов только запутали меня, так как мне было интересно совершенно другое. Я пришла к Юлии на регрессию в прошлые жизни, чтобы понять свое предназначение. Я увидела абсолютно творческую прошлую жизнь. Я была мужчиной - художником. И я поняла, что у меня есть огромный выбор. Я могу заниматься, чем угодно! Главное, вносить в свои действия творчество, делать работу не по шаблону, а осознанно! Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу. Спасибо Юлии за проведенную регрессию.

    Елена - В работе с Юлей я ощущаю в ней то, что называется "своего" терапевта. Когда человек отправляется в путешествие - исследование своего внутреннего мира, в пространство, где он часто чувствует себя уязвимым, необходим проводник, человек, который бы тонко и ненавязчиво сопровождал тебя. Тому, кто путешествует, необходимо постоянно ощущать дружескую поддержку и сочувствие, не зависимо от того, какая история разворачивается внутри! Это то, что я чувствую, когда Юля сопровождает меня в регрессиях в прошлые жизни или в жизнь между жизнями в качестве терапевта! Мне очень спокойно с ней, и я могу полностью сфокусировать свое внимание на том, что необходимо понять про себя и услышать, что моя душа хочет сообщить мне, не отвлекаясь на обеспечение самозащиты. Я знаю, что могу всегда обратиться за советом или получить новый свежий взгляд на трудную ситуацию. Мне нравится, что Юля внимательна, профессиональна и обладает тонким чутьем.

    Светлана - Что мне нравится в работе Юли? Она очень тщательно подходит к любому вопросу, разбирает все по полкам, проникает в самую глубь проблемы. Ее способ работы очень мягкий, не навязчивый. Я очень благодарна за проведенные регрессии со мной, открылись глаза на многие вещи. И я очень рада, что они прошли именно так- в мягкой, комфортной форме. Безусловно, регрессия не решит все ваши проблемы, но она даст ключ к пониманию и осознанию многих вещей, осознанию причин существующих проблем и покажет пути решения этих проблем. И очень важно, кто именно будет вашим проводником в это удивительное пространство прошлой жизни или жизни между жизнями. Важно попасть к поистине профессионалу, который будет искренне желать вам помочь и делать все правильно.

    Наталья - Юлия - очень хороший и грамотный специалист, который постоянно растет и совершенствует свои психологические навыки. Она помогает лучше понять себя и свои проблемы и двигаться в сторону их решения. Юлия - внимательный и деликатный специалист, который тонко чувствует состояние клиента и умеет быстро "нащупать" проблему, а также предложить способы ее решения. Работать с Юлией - приятно и комфортно, она всегда готова прийти на помощь и максимально быстро организовать встречу для консультации.

    Яна - Здравствуйте Юля). Мне очень нравятся ваши статьи. Приятно что вы пишите по-честному и свой реальный опыт - это чувствуется. В ваших статьях нахожу важные для себя моменты и интересно подумать на заданные вами темы) Особая благодарность за статью о смерти. Хоть я не пробовала регрессий и слегка остерегаюсь этого мистического метода, но тема смерти очень важна и пока не вижу в психологической концепции достойного ее разрешения - и ваша статья как глоток свежего воздуха на эту тему. А еще мне кажется вы в своем роде шаманка или шаман:) и мне очень близко что психологические концепции дополняются духовными, мистическими опытами:) Потому как современная психология разработала научную базу лишь до некоторых границ за которыми начинается духовный рост. Буду продолжать с интересом следить за вашими публикациями:)

    Ирина - Я хочу от всей души поблагодарить Юлию за ее работу и поддержку. Я обратилась к ней в очень тяжелый критический момент моей жизни, у меня умер мой любимый муж и я искала любой способ понять для себя как и почему это случилось с нами. Совершенно случайно я наткнулась на Юлину книгу о смерти, сама книга уже оказала на меня успокаивающее влияние и после ее прочтения я уже была абсолютно уверена в своем желании лично встретиться с Юлей. И я очень рада, что эта встреча состоялась, Юлия оказалась прекрасным слушателем, очень отзывчивой девушкой, замечательным проводником в бесконечный мир души, прошлых жизней, наставников, тотемных животных и прочих удивительных знаний и сил. Я не просто получила ответы на все мучающие меня вопросы, но и по новому взглянула на себя и на события в своей жизни и жизни окружающих меня людей. Я помню удивительное ощущение после погружения в транс, когда я увидела себя в зеркале и не сразу узнала. Мои близкие люди тоже отметили перемену в моем эмоциональном состоянии, я буквально ожила после той встречи, и за все это я благодарю Юлю. Я не желаю никому пережить тот опыт, который пережила я, но могу сказать, что после работы с Юлей я могу с уверенностью сказать, что все в нашей жизни не случайно и когда понимаешь причину происходящих событий, даже самых тяжелых и страшных, становится гораздо легче принять их и пережить. Юлия спасибо Вам огромное за вашу чуткость, отзывчивость и заботу, которой вы окружаете с самой первой минуты встречи!




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top