Обмен веществ и энергии. Белки, жиры, углеводы

Обмен веществ и энергии. Белки, жиры, углеводы

Цель: расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков.

Оборудование: таблицы по общей биологии, модель первичной структуры белка.

Ход урока

I . Проверка знаний учащихся.

Карточка для работы у доски.

Запишите номера вопросов, против них – правильные ответы.

  1. Какие органические вещества в клетке на первом месте по массе?
  2. Какие элементы входят в состав простых белков?
  3. Сколько аминокислот образует все многообразие белков?
  4. Сколько аминокислот являются незаменимыми для человека?
  5. Какая функциональная группировка придает аминокислоте кислые, какое – щелочные свойства?
  6. В результате какой реакции образуется пептидная связь?
  7. Между какими группировками аминокислот образуется пептидная связь?
  8. Какие связи стабилизируют вторичную структуру белков?
  9. Какую структуру имеет молекула гемоглобина?

Тесты классу.

Тест 1 . Какие органические вещества в клетке на первом месте по массе?

  1. углеводы.
  2. белки
  3. липиды.
  4. нуклеиновые кислоты.

Тест 2 . Какие элементы входят в состав простых белков?

  1. углерод...
  2. водород
  3. кислород
  4. фосфор
  5. железо
  6. хлор.

Тест 3 . Сколько аминокислот образует все многообразие белков?

Тест 4 . Сколько аминокислот являются незаменимыми для человека?

  1. таких аминокислот нет.

Тест 5. Какие белки называются неполноценными?

  1. В которых отсутствуют некоторые аминокислоты.
  2. В которых отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты.
  3. В которых отсутствуют некоторые заменимые аминокислоты.
  4. Все известные белки являются полноценными.

Тест 6

Тест 7

  1. Реакция гидролиза.
  2. Реакция гидратации.
  3. Реакции конденсации.

Тест 8

Тест 9

  1. ковалентные
  2. водородные
  3. ионные
  4. такие связи отсутствуют

Тест 10. Какую структуру имеют молекула гемоглобина?

  1. первичную
  2. вторичную
  3. третичную
  4. четвертичную

II . Изучение нового материала.

1 . Свойства белков.

У человека более 10 000 видов разных белков.

Свойства белков:

  1. Денатурация (утрата трехмерной конформации без изменения первичной структуры). Ренатурация.
  2. Нерастворимые белки (кератин, фиброин) и растворимые белки (альбумины, фибринген).
  3. Малоактивные и химически высокоактивные.
  4. Устойчивые и крайне неустойчивые.
  5. Фибриаллярные и глобулярные.
  6. Нейтральные (альбумины, глобулины), основные (гистоны), кислые (казеин)
  7. Инактивация при замерзании.

2. Функции белков в клетке и организме.

1. Строительная.

2. Каталическая (ферментативная).

Напомним некоторые особенности функционирования ферментов:

а) ферменты ускоряют протекание реакции только одного вида, то есть обладают специфичностью действия;
б) ферменты конкретного организма действуют в узких температурных пределах;
в) ферменты эффективно работают при строго определенных показателях среды. Например, в разных участках пищеварительного тракта она может быть слабощелочной, щелочной или кислой.

Ферментативный белок соединятся реагирующими веществами, ускоряет их превращения ения и выходит из реакции неизменным.

3. Регуляторная.

Осуществляется с помощью гормонов. Многие гормоны являются белками. Рассмотрим их действия на некоторых конкретных примерах.

Ослабленное функционирование поджелудочной железы может привести к нарушению (замедлению) процесса превращения глюкозы в гликоген, вследствие чего возникает серьезное заболевание – сахарный диабет.

4. Двигательная функция белка проявляется при работе мускулатуры человека и животных. В мышечных клетках имеются специальные сократительные белки, обеспечивающие специфическое функционирование этих клеток.

5. Транспортная функция белка проявляется в переносе кислорода и углекислого газа с помощью белка глобина.

6. Защитная функция белка заключается в выработке белков – антител, уничтожающих возбудителей болезней, попавших в организм.

Защитная функция белка приносит… человеку не только пользу. Могут возникнуть серьезные проблемы при пересадке органов и тканей от одного человека другому. Пересаженный орган воспринимается иммунной системой нового «хозяина» этого органа как чужеродный белок. Воздействие антител приводит к отторжению пересаженного органа со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Аналогичные проблемы могут возникнуть при беременности, в том случае, если мать будущего ребенка является резус-отрицательной, а отец имеет резус-положительную кровь. В том случае может возникнуть серьёзный конфликт между материнским организмом и организмом развивающего плода.

Напомним, что ген резус-положительности доминирует над геном резус-отрицательности.

Следствием указанного выше конфликта являются задержка и нарушение процесса развития плода, в ряде случаев – его гибель. Связи с ответным воздействием антител плода на чужеродный белок материнского организма женщина испытывает симптомы обостренно протекающего токсикоза беременности.

Защитные функции могут быть могут быть ослаблены либо с помощью медицинских средств (когда это необходимо),либо в результате негативного воздействия природных факторов(ухудшение условий жизни организма, агрессия вируса СПИДа) (см. схему).

7. Энергетическая функция белка проявляется в выделении свободной энергии при последовательном расщеплении полипептидной молекулы

Биологическую роль, которую играют белки в живой клетке и организме, трудно переоценить. Вероятно, жизнь на нашей планете д ействительно можно рассматривать как способ существования белковых тел, осуществляющих обмен веществом и энергией с внешней средой.

III . Закрепление.

«Свойства и функции белков. »

Тест 1 . Что образуется при окислении 1 г белка?

  1. Углекислый газ.
  2. Аммиак.
  3. 17,6 кДж энергии.
  4. Мочевина.
  5. 38,9 кДж энергии.

Тест 2 . В пробирке с пероксидом водорода поместили кусочек варенной колбасы, хлеба, моркови, рубленного яйца. В одной из пробирок выделялся кислород. В какой?

  1. С кусочком вареной колбасы.
  2. С кусочком хлебы.
  3. С кусочком моркови.
  4. С кусочком рубленного яйца.

Тест 3. Какие суждения верны?

  1. Ферменты специфичны, каждый фермент обеспечивает раекции одного типа.
  2. Ферменты универсальны и могут катализировать реакции разных типов.
  3. Каталическая активность ферментов не зависит от рН и температуры.
  4. 4. Каталическая активность ферментов напрямую зависит от рН и температуры.

Тест 4. Какие суждения верны?

  1. Фермент – ключ, субстрат – замок, согласно теории Фишера.
  2. Фермент – замок, субстрат – ключ, согласно теории Фишера.
  3. После каталитической реакции фермент и субстрат распадаются, образуя продукты реакции.
  4. После каталитической реакции фермент остается неизменным, субстрат распадается, образуя продукты реакции.

Тест 5 . Какие суждения верны?

  1. Витамины являются кофакторами ферментов.
  2. Все белки являются биологическими катализаторами, ферментов.
  3. При замерзании происходит необратимая денатурация ферментов.
  4. Ренатурация – утрата трехмерной конфигурации белка без изменения первичной структуры

Тест 6 . Какая функциональная группировка придает аминокислоте кислые, какое –щелочные свойства?

  1. Кислые – радикал, щелочные – аминогруппа.
  2. Кислые – аминогруппа, щелочные – радикал.
  3. Кислые – карбоксильная группа, щелочные – радикал.
  4. Кислые – карбоксильная группа, щелочные – аминогруппа.

Тест 7 . В результате какой реакции образуется пептидная связь?

  1. Реакция гидролиза.
  2. Реакция гидратации.
  3. Реакции конденсации.
  4. Все вышеперечисленные реакции могут привести к образованию пептидной связи.

Тест 8 . Между какими группировками аминокислот образуется пептидная связь?

  1. Между карбоксильными группами соседних аминокислот.
  2. Между аминогруппами соседних аминокислот.
  3. Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой.
  4. Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой.

Тест 9 . Какие связи стабилизируют вторичную структуру белков?

  1. ковалентные
  2. водородные
  3. ионные
  4. такие связи отсутствуют.

Тест 10. Какие связи стабилизируют третичную структуру белков?

  1. ковалентные
  2. водородные
  3. ионные
  4. гидрофильно-гидрофобное взаимодействие.

На дом: стр. 94-99, вопросы в конце параграфа.

Каждому человеку для нормальной жизнедеятельности необходима энергия, которую он может получать только из пищи. Регулирование массы и состава тела непосредственно связано с энергетическим обменом и балансом энергии. Физические законы сохранения массы и энергии в полной мере реализуются в человеке.

В здоровой пище на определенное число калорий должно содержаться необходимое количество незаменимых пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.

Главным принципом диетотерапии ожирения является снижение энергетической ценности (калорийности) пищи и достижение отрицательного энергетического баланса за счет уменьшения размера порций, объема питательных веществ, а также сокращения доли некоторых макронутриентов, преимущественно жиров и/или углеводов.

Для снижения веса используются различные варианты рационов с пониженной калорийностью: 1200 ккал, 1400 ккал, 1600 ккал и 1800 ккал.

Несмотря на снижение общей калорийности рацион худеющего должен включать в себя основные группы продуктов (хлебные изделия, блюда из мяса, птицы, рыбы, овощи, фрукты), чтобы обеспечить организм всем необходимым.

Что такое энерготраты?

Все люди разные, соответственно и потребности каждого в энергии, а также в белках, жирах и углеводах могут сильно различаться. Чем больше площадь поверхности тела, тем выше потребности в энергии. У детей, подростков, беременных и кормящих женщин энерготраты выше, так как энергия затрачивается на рост и построение новых тканей организма.

Для рационального питания необходимо соблюдения энергетического равновесия между потреблением и затратами. Общие суточные энерготраты складываются из энерготрат покоя, физической и умственной работы.

Расчет энерготрат покоя

Энерготраты покоя соответствуют суточной калорийности рациона, необходимой для безопасного и эффективного похудения. Для их расчета необходимо знать вес, рост, возраст и пол. Расчет энерготрат покоя по формуле Миффлина-Сан Жеора производится следующим образом.

  • Для женщины: 9,99 * вес(кг) + 6.25 * рост (см) – 4,92 * возраст – 161
  • Для мужчины: 9,99 * вес (кг) + 6.25 * рост (см) – 4,92 * возраст + 5

Например, мужчина 26 лет, рост 185 см, вес 100 кг, работник умственного труда.

Для того чтобы снизить вес, необходимо придерживаться рациона калорийностью 2031 ккал/сут.

С возрастом как, как известно, обменные процессы в организме замедляются. Поэтому чтобы похудеть мужчине тех же росто-весовых параметров, но уже в возрасте 60 лет потребуется 1861 ккал/сут.

Рассмотрим следующий пример: Женщина 23 года, 160 см, 86 кг

Для того чтобы снизить вес, необходимо придерживаться рациона 1584 ккал/сут. В возрасте 55 лет при тех же росто-весовых параметрах для того, чтобы похудеть, ей потребуется – 1424 ккал/сут.

Есть и другие способы расчета калорийности рациона для похудения. Вот вариант приведенной выше формулы.

1. Рассчитываем уровень метаболизма

  • Женский уровень метаболизма = 655 + (9,6 x вес в кг.) + (1,8 x рос в см.) – (4,7 x возраст в годах)
  • Мужской уровень метаболизма = 66 + (13,7 X вес тела) + (5 X рост в см) - (6,8 X возраст в годах)

2. Полученную цифру умножаем на коэффициент активности:

  • Низкая активность (сидячий образ жизни) – 1,20
  • Малая активность (1-3 раза в неделю легкие тренировки) – 1,38
  • Средняя активность (1-5 раза в неделю умеренные тренировки) – 1,55
  • Высокая активность (5-7 раза в неделю интенсивные тренировки) – 1,73

3. Из полученного результат следует вычесть примерно 20%, для того чтобы получить суточную норму, при которой организм начнет терять лишний вес. При этом диапазон калорийности можно немного варьировать - от –250 ккал до +100 ккал. То есть, если показатель 1500 ккал, то похудение будет происходить во время потребления от 1250 (нижний предел) до 1600 ккал в сутки (верхний предел).

Умственный труд и работа в офисе повышают потребности в энергии незначительно, поэтому категория населения, имеющая «сидячую» работу, чаще страдает избыточным весом и ожирением, чем те,чья профессия связана с физическим трудом.

Белки, жиры, углеводы (БЖУ)

Что касается соотношения б:ж:у, то не стоит впадать в крайности и полностью избегать жиров и углеводов или переходить на одни белки. В организме все компоненты пищи имеют свое назначение, главное соблюсти баланс.

Белки

Белки состоят из 20 различных аминокислот и для того чтобы получить их полный спектр, необходимо включать в рацион мясо, рыбу, птицу, молочные продукты, орехи и бобовые. При окислении 1 г белка в организме освобождается 4 ккал. Потребность в белке должна составлять 0,8-1 г на кг массы тела. Нежелателен как недостаток, так и избыток белка в рационе (более 2 г/кг).

Жиры

Жиры играют роль не только как источник энергии, но и как структурный компонент клеточных мембран и гормонов. При окислении 1 г жира в организме освобождается 9 ккал, что в 2,5 раза больше, чем при окислении 1 г белка или 1 г углеводов. Жировая составляющая рациона не должна превышать 30-33% от общей калорийности. В рационе должны присутствовать как растительные, так и животные жиры.

При сжигании жировых запасов в теле из 1 кг жира выделяется 7760 ккал!

Углеводы

Углеводная составляющая рациона обеспечивает организм энергией и составляет – 55-70% от общей калорийности рациона. При окислении 1 г углеводов в организме освобождается 4 ккал. Ежедневное потребление сахара не должно превышать 50 г в сутки. Следует отдавать предпочтение растительным продуктам, богатым пищевыми волокнами – овощи, фрукты и бобовые. Порции крупяных блюд во время снижения веса необходимо ограничить, так как несмотря на их пользу следует помнить и о достаточно высоком содержании калорий в зерновых.

Крепкий алкоголь не относят ни к белкам, ни к жирам и не к углеводам, НО окисление 1 г этилового спирта = 7 ккал! Поэтому во время похудения лучше исключить алкогольные напитки.

В заключение хочется сказать, что на массу тела можно влиять двумя основными способами: изменением калорийности пищи и физической активности. Необходимо знать свою норму потребления, только так можно управлять своим весом!

Запишите пропущенные слова:

1. Структурная функция белков проявляется в том, что (_).

2. Рецепторная функция белков проявляется в том, что (_).

3. Регуляторная функция белков проявляется в том, что (_).

4. Каталитическая функция белков проявляется в том, что (_).

5. Транспортная функция белков проявляется в том, что (_).

6. Двигательная функция белков проявляется в том, что (_).

7. Энергетическая функция белков проявляется в том, что (_).

8. Запасающая функция белков проявляется в том, что (_).

9. Защитная функция белков проявляется в том, что (_).

Задание 8. «Активный центр фермента»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 - 4?
  2. Как называется участок фермента, взаимодействующий с молекулой субстрата?
  3. Какая структура у белков-ферментов?
  4. Почему при изменении температуры и рН изменяется каталитическая активность ферментов?
  5. Почему ферменты специфичны?
  6. Чем гипотеза Фишера отличается от гипотезы Кошланда?

Задание 9. «Белки»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1 . На первом месте по массе из органических веществ в клетке находятся:

1. Углеводы.

3. Липиды.

4. Нуклеиновые кислоты.

**Тест 2 . В состав простых белков входят следующие элементы:

1. Углерод. 5. Фосфор.

2. Водород. 6. Азот.

3. Кислород. 7. Железо.

4. Сера. 8. Хлор.

Тест 3 . Количество различных аминокислот, встречающихся в белках:

**Тест 4. Количество незаменимых для человека аминокислот:

1. Таких аминокислот нет.

**Тест 5. Неполноценные белки - белки:

1. В которых отсутствуют некоторые аминокислоты.

2. В которых отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты.

3. В которых отсутствуют некоторые заменимые аминокислоты.

4. Все известные белки являются полноценными.

Тест 6. Придают аминокислотам свойства:

1. Кислые - радикал, щелочные - аминогруппа.

2. Кислые - аминогруппа, щелочные - радикал.

3. Кислые - карбоксильная группа, - щелочные - радикал.

4. Кислые - карбоксильная группа, щелочные - аминогруппа.

Тест 7. Пептидная связь образуется в результате:

1. Реакции гидролиза.

2. Реакции гидратации.

3. Реакции конденсации.

4. Все выше перечисленные реакции могут привести к образованию пептидной связи.

Тест 8. Пептидная связь образуется:

1. Между карбоксильными группами соседних аминокислот.

2. Между аминогруппами соседних аминокислот.

3. Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой.

4. Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой.

**Тест 9. Вторичную структуру белков стабилизируют:

1. Ковалентные.

2. Водородные.

3. Ионные.

4. Такие связи отсутствуют.

**Тест 10. Третичную структуру белков стабилизируют:

1. Ковалентные.

2. Водородные.

3. Ионные.

4. Гидрофильно-гидрофобное взаимодействие.

**Тест 11 . При окислении 1 г белка образуются:

1. Вода. 5. Мочевина.

2. Углекислый газ. 6. 38,9 кДж энергии.

3. Аммиак.

4. 17, 6 кДж энергии.

Тест 12 . В пробирки с пероксидом водорода поместили кусочек вареной колбасы, хлеба, моркови, рубленого яйца. Кислород выделялся в пробирке:

1. С кусочком вареной колбасы.

2. С кусочком хлеба.

3. С кусочком моркови.

4. С кусочком рубленого яйца.

**Тест 13 . Верные суждения:

1. Ферменты специфичны, каждый фермент обеспечивает реакции одного типа.

2. Ферменты универсальны и могут катализировать реакции разных типов.

3. Каталитическая активность ферментов не зависит от рН и температуры.

4. Каталитическая активность ферментов напрямую зависит от рН и температуры.

**Тест 14. Верные суждения:

1. Фермент - ключ, субстрат - замок согласно теории Фишера.

2. Фермент - замок, субстрат - ключ согласно теории Фишера.

3. После каталитической реакции фермент и субстрат распадаются, образуя продукты реакции.

4. После каталитической реакции фермент остается неизменным, субстрат распадается, образуя продукты реакции.

Тест 15. Верное суждение:

1. Витамины являются кофакторами многих ферментов.

2. Все белки являются биологическими катализаторами, ферментами.

3. При замерзании происходит необратимая денатурация ферментов.

ТЕМА « СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ» Тест 1. массе. 1.Углеводы 3. Липиды Тест 2 . . Тест 3 . 1. 170 2. 26 3. 20 4. 10 пептидная связь. Тест 6 . . 1.Ковалентные 3.Ионные Тест 7 . . 1.Первичную 3.Третичную 2.Вторичную 4.Четвертичную Тест 8. Функция белков- гормонов: 1.Сигнальная 2.Регуляторная 3.Защитная 4.Транспортная

ТЕМА « СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ» Тест 1. Какие органические вещества в клетке на первом месте по массе. 1.Углеводы 3. Липиды 2. Белки 4. Нуклеиновые кислоты Тест 2 . Какие элементы входят в состав простых белков . 1.Углерод 3.Кислород 5.Фосфор 7.Железо 2.Водород 4.Сера 6.Азот 8.Хлор Тест 3 . Сколько аминокислот образует все многообразие белков. 1. 170 2. 26 3. 20 4. 10 Тест 4.Какая функциональная группировка придает аминокислоте кислые, какая – щелочные свойства. 1. Кислые – радикал, щелочные – аминогруппа. 2.Кислые – аминогруппа, щелочные –радикал. 3.Кислые –карбоксильная группа, щелочные – радикал. 4.Кислые – карбоксильная группа, щелочные –аминогруппа. Тест 5.Между какими группировками аминокислот образуется пептидная связь. 1.Между карбоксильными группами соседних аминокислот. 2.Между аминогруппами соседних аминокислот. 3.Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой. 4.Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой. Тест 6 . Какие связи стабилизируют вторичную структуру белков . 1.Ковалентные 3.Ионные 2.Водородные 4.Такие связи отсутствуют Тест 7 . Какую структуру имеет молекула гемоглобина . 1.Первичную 3.Третичную 2.Вторичную 4.Четвертичную Тест 8. Функция белков- гормонов: 1.Сигнальная 2.Регуляторная 3.Защитная 4.Транспортная

Тест 9. Тест 10. Какие суждения верны. Тест 11. Какие суждения верны . Тест 12. . 1.Пептидные 2.Водородные

Тест 9. Что образуется при окислении 1 грамма белка. 1. Вода 3.Углекислый газ 5.Аммиак 2.17,6 кДж энергии 4.Мочевина 6.38,9 кДж энергии Тест 10. Какие суждения верны. 1.Ферменты специфичны, каждый фермент обеспечивает реакции одного типа. 2.Ферменты универсальны и могут катализировать реакции разных типов. 3.Каталитическая активность ферментов не зависит от рН и температуры. 4.Каталитическая активность ферментов напрямую зависит от рН и температуры. Тест 11. Какие суждения верны . 1.Витамины являются кофакторами ферментов. 2.все белки являются биологическими катализаторами, ферментами. 3.При замерзании происходит необратимая денатурация ферментов. 4.Денатурация – утрата трехмерной конфигурации белка без изменения первичной структуры. Тест 12. Какие связи стабилизируют первичную структуру белков . 1.Пептидные 2.Водородные 3.Ионные 4.Гидрофильно-гидрофобное взаимодействие

Энергия поступает в виде молекул белков, жиров и углеводов пищи, где происходит ее превращение. Вся энергия переходит в тепло, которое затем выделяется в окружающую среду. Тепло - конечный результат превращения энергии, а также мера энергии в организме. Освобождение энергии в нем происходит в результате окисления веществ в процессе диссимиляции. Освобождающаяся энергия переходит в доступную для организма форму - химическую энергию макроэргических связей молекулы АТФ. Везде, где совершается работа, происходит гидролиз связей молекулы АТФ. Энергетических затрат требуют процессы обновления и перестройки тканей; энергия расходуется при функционировании органов; при всех видах сокращения мышц, при мышечной работе; энергия затрачивается в процессах синтеза органических соединений, в том числе ферментов. Энергетические потребности тканей покрываются, главным образом, за счет расщепления молекулы глюкозы - гликолиза. Гликолиз - это многоступенчатый ферментативный процесс, в ходе которого суммарно выделяется 56 ккал. Однако энергия в процессе гликолиза выделяется не одномоментно, а в виде квантов, каждый из которых составляет примерно около 7.5 ккал, что и способствует ее заключению в макроэргические связи молекулы АТФ.

Определение величины прихода и расхода энергии

Для определения величины прихода энергии в организм необходимо знать, во-первых, химический состав пищи, т.е. сколько граммов белков, жиров и углеводов содержится в пищевых средствах и, во-вторых, теплоту сгорания веществ. Теплота сгорания - это количество тепла, которое выделяется при окислении 1 грамма вещества. При окислении 1 г жира в организме выделяется 9,3 ккал; 1 г углеводов - 4,1 ккал тепла и 1 г белка - 4,1 ккал. Если пища, например, содержит 400 г углеводов, то человек может получить 1600 ккал. Но углеводы должны пройти долгий путь превращений, прежде чем эта энергия станет достоянием клеток. Организм все время нуждается в энергии, и процессы диссимиляции идут беспрерывно. В нем постоянно окисляются собственные вещества, и выделяется энергия.

Расход энергии в организме определяется двумя путями. Во-первых, это так называемая прямая калориметрия, когда в специальных условиях определяют тепло, которое организм выделяет в окружающую среду. Во-вторых, это непрямая калориметрия. Расход энергии рассчитывается на основе вычленения газообмена: определяют количество кислорода, потребленное организмом за определенное время и количество углекислого газа, выделенное за это время. Поскольку выделение энергии происходит в результате окисления веществ до конечных продуктов - углекислот газа, воды и аммиака, то между количеством потребленного кислорода, выделенной энергией и углекислым газом существует определенная взаимосвязь. Зная показания газообмена и калорический коэффициент кислорода, можно рассчитать расход энергии организма. Калорический коэффициент кислорода - это количество тепла, выделяющееся при потреблении организмом 1 литра кислорода. Если окислению подвергаются углеводы, то при поглощении 1 л кислорода высвобождается 5,05 ккал энергии, если жиры и белки - соответственно 4,7 и 4,8 ккал. Каждому из этих веществ соответствует определенная величина дыхательного коэффициента, т.е. величина отношения объема углекислого газа, выделенного за данный промежуток времени, к объему кислорода, поглощенного организмом за этот интервал времени. При окислении углеводов дыхательный коэффициент равен 1, жиров - 0,7, белков - 0,8. Поскольку расщепление различных пищевых веществ в организме происходит одновременно, величина дыхательного коэффициента может варьироваться. Ее среднее значение у человека в норме находится в пределах 0,83-0,87. Зная величину дыхательного коэффициента, можно с помощью специальных таблиц определить количество освобождающейся энергии в калориях. По величине дыхательного коэффициента можно судить и об интенсивности протекания процессов обмена веществ в целом.

Основной обмен

В клинической практике для сравнения интенсивности обмена веществ и энергии у разных людей и выявления его отклонений от нормы определяют величину «основного» обмена, т.е. минимальное количество энергии, расходуемой только на поддержание функции нервной системы, деятельности сердца, дыхательной мускулатуры, почек и печени в состоянии полного покоя. Основной обмен определяют в особых условиях - в утренние часы натощак в положении лежа при полном физическом и психическом покое, не ранее 12-15 часов после последнего приема пищи, при температуре 18-20 °С. Основной обмен - важнейшая физиологическая константа организма. Величина основного обмена составляет примерно 1100-1700 ккал в сутки, а в расчете на 1 квадратный метр поверхности тела он составляет около 900 ккал в сутки. Нарушение любого из этих условий изменяет величину основного обмена обычно в сторону его увеличения. Индивидуальные физиологические различия величины основного обмена у разных людей определяются весом, возрастом, ростом и полом - это факторы, которые определяют величину основного обмена. Основной обмен характеризует исходный уровень потребления энергии, но его нельзя рассматривать как «минимальный», так как величина основного обмена при бодрствовании несколько выше, чем в условиях сна.

Принцип измерения основного обмена

На основании многочисленных определений основного обмена у людей составлены таблицы нормальных величин этого показателя в зависимости от возраста, пола и общей поверхности тела. В этих таблицах величины основного обмена приводятся в килокалориях (ккал) на 1 м 2 поверхности тела за 1 час. Большое влияние на основной обмен оказывают изменения гормональной системы организма, особенно щитовидной железы : при ее гиперфункции основной обмен может превышать нормальный уровень на 80%, при гипофункции основной обмен может быть ниже нормы на 40%. Выпадение функции передней доли гипофиза или коры надпочечников влечет за собой снижение основного обмена. Возбуждение симпатической нервной системы , усиленное образование или введение адреналина извне увеличивают основной обмен.

Расход энергии при работе

Увеличение расхода энергии при работе называют рабочей прибавкой. Расход энергии будет тем больше, чем интенсивнее и тяжелее производимая работа. Умственный труд не сопровождается повышением энергетических затрат. Так, например, решение в уме трудных математических задач приводит к увеличению расхода энергии всего на несколько процентов. Поэтому энергетические траты в сутки у лиц умственного труда меньше, чем у лиц, занимающихся физическим трудом.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top