Болезнь аспергера симптомы у детей. Как диагностировать синдром Аспергера и надо ли его лечить? Профиль способностей к обучению

Болезнь аспергера симптомы у детей. Как диагностировать синдром Аспергера и надо ли его лечить? Профиль способностей к обучению

Синдром Аспергера – это комплекс поведенческих нарушений, проявляющихся сложной социальной адаптацией, нехваткой общения и полной неприспособленностью к нестандартным ситуациям. Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма, но при данном расстройстве у ребенка сохраняется интеллект на фоне незначительного снижения умственных способностей и концентрации внимания.

Первые признаки заболевания обычно появляются у ребенка после 4-5 лет, но некоторые родители не обращают на них внимания, считая клинические проявления синдрома особенностями характера. Если не выявить патологию в раннем возрасте и не провести психологическую коррекцию, ребенок окажется неприспособленным к жизни и будет сильно зависим от родителей и других близких людей.

Дети с данным заболеванием отличаются повышенной возбудимостью, они совершенно не могут контролировать эмоции. Общение со сверстниками обычно не складывается: в детском саду такой ребенок, как правило, играет один, а при попытках детей найти контакт с ним, реагирует агрессией и раздражительностью. Со стороны такие дети кажутся жестокими: они не умеют сочувствовать окружающим, у них нет жалости к животным или к тем, кто нуждается в помощи. Именно поведение ребенка по отношению к животным является первым признаком возможных расстройств, при этом ребенок не причиняет вреда животному, но он не пожалеет бездомного котенка или сбитую машиной собаку.

Умственные способности при синдроме Аспергера сохранены. Большинство детей с данной формой расстройств обладают хорошим интеллектом. Они могут отлично разбираться в какой-то конкретной области, при этом совершенно теряются в других сферах. В школе такие дети обычно учатся довольно плохо, но есть 2-3 предмета, по которым они обладают отличными знаниями.

Важно! Синдром Аспергера – это патология поведенческого характера, при которой не страдают умственные и интеллектуальные способности. Несмотря на это, ребенок нуждается в серьезной коррекции. Если этого не сделать вовремя, болезнь будет прогрессировать, что отрицательно скажется на качестве жизни ребенка в старшем возрасте.

В каком возрасте проявляется болезнь?

Точно диагностировать синдром Аспергера можно после 5 лет, но первые симптомы поведенческих расстройств появляются раньше. Уже в 2-3 года можно заметить, что на детской площадке ребенок держится обособленно от остальных детей, не принимает участия в совместных играх. Дома его сложно чем-то заинтересовать, игры, в которых нужно проявлять фантазию, такому ребенку, как правило, неинтересны.

Обратите внимание! Если в 3 года у ребенка появляются признаки и симптомы болезни Аспергера, необходимо обратиться к детскому психологу. Не стоит дожидаться пятилетнего возраста и ждать, что все пройдет самостоятельно. Оптимальным возрастом для лечения болезни является период с 3 до 5 лет. Именно в этот промежуток дети легче всего поддаются коррекционным методикам.

Симптомы и признаки

Симптомов болезни может быть очень много. Если внимательно понаблюдать за ребенком, можно заметить многие из них даже в раннем возрасте. Основная опасность заболевания в том, что многие явные симптомы не воспринимаются родителями как признаки болезни. Каждый упущенный год жизни закрепляет устоявшиеся поведенческие особенности, исправить которые становится все труднее. Поэтому важно знать, как именно проявляется синдром Аспергера у детей, и вовремя обращаться за помощью к специалистам.

Эмоциональный признак

Дети с синдромом Аспергера слабо проявляют свои эмоции, особенно если они имеют положительную окраску. Они мало улыбаются и смеются, не радуются новым игрушкам и гостям, равнодушно относятся к детским праздникам. На этом фоне очень отчетливо проявляются негативные эмоции, например:

  • раздражительность;
  • гнев;
  • агрессия;
  • тревожность.

Приступы агрессии могут сменяться резким спокойствием. Такой ребенок может в сознательном возрасте (3-5 лет) бить маму по лицу, при этом у него отсутствует осознание того, что так делать нельзя. Ребенок с данным заболеванием плохо понимает, какие именно действия приносят боль другим, и не могут контролировать свои действия.

Ограниченность интересов

Очень тревожным является состояние, при котором ребенок интересуется чем-то одним. В возрасте 2-3 лет дети очень любознательны и с большим интересом включаются в новые игры. Дети с болезнью Аспергера увлекаются определенным видом деятельности, при этом их увлечение может доходить до фанатизма. Если такой ребенок не может собрать конструктор, он будет одержим этой целью, и не прекратит попытки, пока не достигнет желаемого.

В школе такой ребенок выбирает один предмет, которой ему нравится. Все остальные для него не представляют интереса, поэтому он не может запомнить даже элементарную информацию. Насторожить родителей должны и другие признаки:

  • длительное повторение определенных действий;
  • однотипность мышления;
  • частое повторение конкретных фраз, отдельных слов (например, цитат из мультфильмов);
  • стремление завершить начатое дело, несмотря на физическую усталость;
  • отсутствие интереса к играм, в которых нужно проявлять фантазию.

Важно! Игра – основной инструмент познания окружающего мира и адаптации к социальной жизни для ребенка любого возраста. По особенностям, которые проявляются в играх, можно заметить имеющиеся проблемы, поэтому родителям полезно иногда внимательно наблюдать, как себя ведет ребенок во время игры, и как он подходит к решению нестандартных ситуаций.

Физические особенности

Определенные признаки Аспергера можно заметить и в физических особенностях ребенка. У детей с данным синдромом часто наблюдается тремор конечностей. Возникает он неожиданно и длится не более 5-10 секунд, при этом ребенок может быть полностью здоров, и другие симптомы неврологических расстройств, как правило, отсутствуют. Движения у такого ребенка часто неуклюжие, может наблюдаться неправильная постановка стоп во время ходьбы. Особенности, на которые родителям стоит обратить внимание:

  • ребенок часто разливает жидкости и опрокидывает тарелки с едой;
  • ребенок часто падает, даже если на его пути нет никаких препятствий;
  • у ребенка нарушена моторика рук, то есть он не может собирать конструкторы с мелкими деталями, плести изделия из бисера и т.д.;
  • ребенок неправильно держит карандаш, кисть, ложку.

Обратите внимание! Перечисленные особенности могут быть как симптомом Аспергера, так и результатом неправильного воспитания. Для исключения возможных патологий лучше всего показать ребенка психологу.

Сложности в общении

Самый главный признак синдрома Аспергера – отсутствие друзей и близких людей, с которыми ребенок хорошо общается. Дети с данным заболеванием тяжело сходятся с людьми любого возраста. Они могут отталкивать воспитателя в детском саду, ударить ребенка, который подошел на детской площадке. На улице и в других местах, где большое скопление народа, такие дети держатся обособленно, не принимаю участия в совместных играх и развлечениях.

Если к ребенку обращается взрослый человек, он может просто проигнорировать обращение. Ребенок с синдромом Аспергера не испытывает стеснительности или смущения – он просто не проявляет интереса к окружающим его людям, предпочитая играть в одиночестве.

Важно ! Если ребенок начинает получать удовольствие от одиночества, становится замкнутым и не нуждается в обществе даже близких людей (братьев и сестер, родителей), необходимо срочно принимать меры. Если не провести коррекцию на данном этапе, это может значительно ухудшить качество взрослой жизни и привести к развитию психических расстройств. Дети с синдромом Аспергера, которые не получили лечение в детском возрасте, становясь подростками, могут проявлять суицидальные наклонности.

Другие признаки и частота их диагностирования

К другим симптомам болезни в детском возрасте можно отнести следующие виды поведенческих нарушений и физических особенностей:

  • непонимание смысла прочитанного текста;
  • хорошо развитая память, при этом часто ребенок не понимает смысла того, что он запомнил;
  • дословное понимание любой фразы;
  • слабая зрительная память.

Частота проявления симптомов в зависимости от возраста ребенка

Симптом Дети от 1 до 3 лет Дети от 3 до 7 лет Дети старше 7 лет
Трудности в общении 65 % 82 % 61 %
Отсутствие друзей 68 % 80 % 89 %
Плохая зрительная память, непонимание смысла полученной информации 74 % 83 %
Физические особенности 72 % 75 % 71 %
Чрезмерное усердие на фоне ограниченного круга интересов В этом возрасте не оценивается 44 % 58 %

Важно! В основную группу риска входят дети в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этот период болезнь прогрессирует и принимает стабильное течение. Особенно внимательно нужно относиться к детям, у родственников которых есть различные формы аутизма и других интеллектуальных и поведенческих расстройств.

Что делать родителям?

К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных методов диагностирования и лечения патологии. Диагноз ставится врачом психиатром на основании наблюдения за поведением ребенка и его действиями во ситуаций с различной эмоциональной окраской.

Терапия может включать применение медикаментов, направленных на снижение тревожности и агрессии, но основное лечение должны проводить родители. Заключается оно в психологической коррекции. Очень важно соблюдать следующие рекомендации специалистом, чтобы не допустить развития заболевания и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

  1. Если ребенок склонен к одержимости в определенном виде деятельности, важно ограничить время, в течение которого он может заниматься любимым делом. Психиатры рекомендуют не отводить на такие занятия больше 1-2 часов в день.
  2. Разговаривать с ребенком нужно на «его языке». Родителям и близким не стоит употреблять сложные речевые обороты или слова, значение которых ребенок не понимает. При использовании подобных выражений и фраз нужно обязательно подробно объяснить, что они означают.
  3. Ни в коем случае нельзя угрожать ребенку, так как дети с синдромом Аспергера все слова воспринимают буквально. Если мама говорит, что отдаст его дяде полицейскому, он начинает в это верить, и это еще больше укрепляет его страхи и тревожность.
  4. С раннего возраста ребенка нужно учить правилам поведения и нормам общения в коллективах. Это поможет ему легче адаптироваться к условиям окружающей среды и подстроиться под ее требования.

И главное, что нужно всегда помнить родителям: дети синдромом Аспергера – особенные, но это не значит, что ребенок обречен на несчастливую жизнь. При доброжелательном отношении, своевременном выявлении имеющихся проблем и достаточном внимании со стороны родителей такие дети успешно адаптируются в социуме и даже достигают успехов в определенных сферах деятельности. Правильная и своевременная коррекция помогает избежать прогрессирования патологии и увеличивает шансы ребенка на обычную жизнь, ничем не отличающуюся от его сверстников.

Видео — Аутизм у детей

Видео — Что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера представляет собой обособленную форму аутизма.

Обычно признаки заболевания появляются у ребенка после 5 лет, однако несведущий человек может перепутать их с симптомами других расстройств.

Важно понимать, что синдром Аспергера характеризуется ограничением взаимодействия с социумом и изменением поведенческих алгоритмов.

При этом проблем с речью или отставания в интеллектуальном развитии не наблюдается. Если ребенок ведет себя странно, следует показать его педиатру. Синдром Аспергера у детей, симптомы которого описаны ниже, требует обязательного лечения.

Все симптомы заболевания у детей можно разделить на три группы:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • недостаточная эмоциональность, слабо развитое воображение и творческое мышление;
  • проблемы с пространственным и чувственным восприятием мира.

Обнаружить симптомы синдрома можно даже у маленького ребенка. Главное — внимательно следить за его поведением.

Если яркий свет, сильные запахи и громкие звуки пугают малыша, следует показать его педиатру. Повышенная чувствительность может свидетельствовать не только о синдроме Аспергера, но и о других неврологических расстройствах.

С возрастом дети перестают бурно реагировать на раздражители, однако нестандартное восприятие окружающего мира остается. Вкусное блюдо ребенку с синдромом Аспергера может показаться дурно пахнущим, а гладкий на ощупь предмет — колючим и шершавым.

Взрослых и детей, страдающих синдромом Аспергера, можно опознать по физической неловкости и неуклюжей походке.

Данное заболевание характеризуется рассеянностью и погруженностью в себя. Из-за этого ребенок оступается на лестницах, роняет предметы, спотыкается о мебель и т. д. Тем не менее при необходимости он может сосредоточиться и вполне сносно управлять собственным телом.

Симптомы заболевания

Обычно симптомы синдрома не проявляются, пока ребенку не исполнится пять-шесть лет.

В первые годы своей жизни малыш развивается абсолютно нормально: он рано начинает говорить, с легкостью запоминает новые слова (в т. ч. иностранные), учится считать и писать.

Однако когда наступает время отдавать ребенка в подготовительный класс или школу, появляются первые проблемы.

Обычно признаки коммуникативной дисфункции замечает учитель или воспитатель, обязанность которого — наблюдать за детьми и обучать их.

Признаки социальной неприспособленности проявляются следующим образом:

  • Ребенок стесняется своей неуклюжести и отказывается от активных игр с другими детьми.
  • Веселые мультики вызывают у малыша раздражение: громкие песни и непонятные для него шутки выводят его из себя.
  • Шумным компаниям ребенок предпочитает одиночество.
  • Малыш неохотно знакомится с незнакомыми людьми и может заплакать, увидев в доме постороннего человека.
  • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к родителям и месту, в котором они провели первые годы своей жизни. Необходимость сменить обстановку (например, переехать на другую квартиру) вселяет в ребенка самый настоящий ужас.
  • У малыша появляется спокойное хобби, которому он посвящает все свободное время.

Также распознать синдром Аспергера можно по ряду других симптомов, в частности по:

  • отсутствию у ребенка друзей;
  • нежеланию общаться со взрослыми и сверстниками;
  • погруженности в свой внутренний мир;
  • длительному повторению одних и тех же действий;
  • эмоциональной холодности;
  • неумению понимать чувства людей и прогнозировать их поступки;
  • однотипности мышления;
  • хорошо развитой механической памяти («зубрить» у ребенка получается хорошо, а вот осмысливать информацию — не очень);
  • неумению разделять свои увлечения, интересы и достижения с окружающими людьми;
  • отсутствию способностей к абстрактному мышлению;
  • появлению психологических проблем, связанных с изменением режима или графика;
  • дословному пониманию любых идиоматических выражений;
  • плохой зрительной памяти;
  • ограниченности интересов;
  • привычке концентрироваться на незначительных вещах, мелочах;
  • неумению фантазировать и ярко выражать свои эмоции (исключение — гнев и озабоченность чем-либо);
  • частому повторению одних и тех же фраз или слов;
  • неуклюжести движений;
  • привычке заканчивать начатое во что бы то ни стало (вплоть до одержимости);
  • чтению без понимания значения слов (ребенок читает быстро, но испытывает сложности при пересказе текста);
  • мелкой дрожи (тремору) рук;
  • неспособности адекватно воспринимать потерю чего-либо (любимого хобби или игрушки) и критику.

О методах лечения синдрома Туретта и диагностике осложнений вы найдете информацию .

Диагностика и лечение

На сегодняшний день не существует тестов, способных однозначно диагностировать синдром Аспергера. Поэтому при появлении любых подозрительных симптомов следует отвести ребенка к психиатру.

Если малыш бурно реагирует на внешние раздражители, специалист понаблюдает за поведением пациента, проведет тест на звуковое восприятие и светочувствительность.

Также диагностика синдрома предполагает проведение других нейропсихологических и медицинских тестов, позволяющих отличить заболевание от иных психических расстройств.

В частности, детям предлагаются опросники, предназначенные для оценки уровня интеллекта, творческого воображения и сенсорной чувствительности.

Что касается лечения синдрома, то тут тоже все не слишком благополучно: конкретной схемы лечения, способной привести к полному выздоровлению ребенка, не существует. Задача медиков заключается в том, чтобы улучшить социально-коммуникативные навыки ребенка, т. е. научить его общаться со взрослыми и остальными детьми.

Достичь хороших результатов позволяют такие способы лечения, как медикаментозная терапия и психологическая коррекция поведения.

Последняя особенно важна, так как она помогает ребенку стать полноценной частью общества и прививает ему необходимые для этого социальные навыки.

Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится с помощью психотропных препаратов, стимуляторов, нейролептиков и других лекарственных средств. Самостоятельное применение таких медикаментов противопоказано! Решение о назначении препарата принимает психиатр, отталкиваясь от результатов проведенной диагностики.

У многих детей с синдромом Аспергера наблюдается СДВ — синдром дефицита внимания. Данная патология характеризуется появлением страха, тревоги, депрессии и других проблем с психическим здоровьем. Такие дети особенно нуждаются в родительской ласке и любви. Чем внимательнее мама с папой относятся к ребенку, тем более защищенным он себя чувствует и тем скорее выздоравливает.

При воспитании детей с болезнью Аспергера следует соблюдать несколько правил:

  • вести себя с ребенком, как с абсолютно здоровым и взрослым человеком (жалость, раздражительность и желание ускорить процесс выздоровления лишь усугубят ситуацию);
  • ограничивать одержимость ребенка его любимым хобби (малыш должен знать, какое время отведено для игр, и строго придерживаться заданного распорядка дня);
  • разговаривать простым и доступным языком, отказаться от использования сложных речевых оборотов;
  • во время общения использовать точные и понятные слова, избегать двусмысленных и неопределенных фраз;
  • хвалить и поощрять ребенка за достижения в любых сферах, будь то учеба, спорт или общение с другими людьми;
  • доходчиво объяснять малышу, как он должен вести себя в общественных местах и в гостях у других людей;
  • не угрожать наказанием и не давать обещаний, которые не можете выполнить (дети с синдромом Аспергера воспринимают все буквально).

Успех лечения синдрома во многом зависит от поведения родителей. Если последние ведут себя спокойно и уверенно, их настроение передается ребенку, и процесс выздоровления идет быстрее. Некоторые родители впадают в отчаяние из-за того, что их чадо не похоже на остальных детей, и тем самым вредят своему отпрыску.

Важно помнить о том, что синдром Аспергера — не приговор, и многие известные люди страдают данным заболеванием.

«Необычные» дети обладают хорошо развитым логическим мышлением, способностью концентрироваться на поставленной цели и идти, что называется, до конца.

Поэтому ребенок с синдромом Аспергера может добиться гораздо большего, чем его абсолютно здоровые сверстники.

Важно понимать, что пускать на самотек заболевание нельзя. Отсутствие лечения в детском возрасте приводит к тому, что ребенок взрослеет, а вместе с ним «взрослеет» его болезнь.

В этом случае человек может испытывать трудности с поиском своего места и предназначения в жизни, страдать от фобий, навязчивых состояний и сильнейших депрессий. Поэтому при появлении у ребенка любых необычных симптомов следует незамедлительно обращаться к врачу.

Видео на тему

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма. Болезнь не характеризуется отставанием в умственном развитии, но выряжается в явном дефиците общения, нарушениях в восприятии окружающего мира и адаптации к нему, а также в существенном ограничении во взаимодействии с социумом.

Основные признаки синдрома Аспергера начинают проявляться у детей после пяти лет. Точный диагноз и подтверждающий его тест способствуют своевременной психологической коррекции и улучшению дальнейшего качества жизни у взрослых.

Синдром Аспергера: что это такое?

В 1944 году знаменитый английский ученый-психолог, чьим именем назван синдром Аспергера, называл эту болезнь аутической психопатией. Он наблюдал детей разных возрастов, от 6 до 18 лет. В ходе исследований врач описывал признаки поведения, отличающие этих ребят от других сверстников.

Были выявлены определенные закономерности: у детей с наблюдаемым синдромом Аспергера полностью отсутствует интерес к обществу, которое, кстати говоря, тоже стремится вытеснить этих «отшельников» из своих рядов. Маленькие изгои живут своим внутренним миром. В их скупой речи и мимике трудно угадать, о чем они думают, и что именно чувствуют. Эти характерные симптомы и стали основой для рассмотрения синдрома Аспергера как особой формы аутизма. Хотя сказать точно, что же такое синдром Аспергера – специфическое аутичное поведение или обособленное неврологическое расстройство, ученые так и не смогли.

Причиной подобных разногласий является неоспоримый факт: у наблюдаемых детей с синдром Аспергера не обнаруживается отставание в умственном развитии. Позднее психологами был разработан специальный тест на определение уровня интеллекта маленьких пациентов, который дал ошеломляющие результаты: более девяноста случаев синдрома Аспергера из ста показывают высокие умственные способности, такие как удивительно точная память и умение строить неоспоримые логические цепочки. Как это ни странно звучит, но люди, болеющие синдромом Аспергера, имеют большие шансы стать настоящими гениями, например, новым Эйнштейном или Ньютоном.

Но, несмотря на необычный логический дар, люди с синдромом Аспергера обделены творческим потенциалом, воображением, чувством юмора и способностью понимать эмоции других людей. Это создает серьезные коммуникативные проблемы и трудности во взаимодействии с обществом.

Причины возникновения

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов. Но большинство из них склоняется к теории о том, что природа заболевания та же, что и у патологии, характерной для аутизма. Основные причины, которые вызывают неврологическую дисфункцию, называемую синдромом Аспергера, могут быть следующими:

  • наследственно-генетический фактор;
  • интоксикация плода во время нахождения внутри матки матери;
  • родовые и черепно-мозговые травмы.

Современные методы компьютерного диагностирования и специально-разработанный тест помогают выявлять причины синдрома Аспергера более точно.

Классическая триада симптомов

В современной психиатрии синдром Аспергера описывается через призму так называемой триады симптомов:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.

Самые первые симптомы могут начать проявляться в довольно раннем возрасте. Например, неожиданные слезы у маленьких детей вызывают резкий свет, звук или сильный запах. Но такие признаки еще трудно соотнести с синдромом Аспергера. Многим родителям сложно понять такие реакции ребенка на внешние раздражители. Хотя повышенная чувствительность детей уже сама по себе свидетельствует о наличии неврологического расстройства.

С возрастом, у детей может пропасть бурная реакция на громкие звуки или слишком яркий свет, но остаться нестандартное восприятие окружающего мира. В отдельных случаях этот феномен проявляется достаточно ярко. Например, блюдо, кажущееся нормальным для обычного человека, больному синдромом Аспергера может нестерпимо вонять. Или предметы, достаточно гладкие и приятные на ощупь, вызывают раздражение у людей с СА, которым кажется, что поверхность очень «колюча и шершава».

У детей и у взрослых, больных синдромом Аспергера, отмечается неуклюжая походка и физическая неловкость. Они задевают предметы локтями, натыкаются на косяки дверей, оступаются на ступеньках. Это обычно связано с рассеянностью и погруженностью «в себя» пациентов. Но часто, когда нужно сосредоточиться, эти люди способны управлять своим телом вполне удовлетворительно.

Признаки синдрома Аспергера у детей

Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.

Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

Если с детства коммуникативные навыки не корректировались, у взрослых, имеющих синдром Аспергера, наблюдается острая социальная изоляция:

  • человек не может найти общие интересы с другими людьми;
  • не может поддерживать приятельские отношения;
  • не складывается личная жизнь.

Люди, страдающие синдромом Аспергера не способны работать менеджерами или руководителями. Они могут знать о предприятии все до мелочей, набирать высокие баллы, проходя тест на IQ, но предпочитают выполнять простую однообразную работу. Карьерные успехи таких людей совершенно не волнуют.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение:

  • они не понимают скрытого значения метафор;
  • образные выражения воспринимают буквально;
  • не отличают правду и ложь;
  • лишены чувства юмора.

Зачастую люди с синдромом Аспергера становятся общественными изгоями из-за их кажущейся невежливости:

  • они привыкли говорить то, что думают;
  • могут делать нетактичные замечания;
  • не принимают общепринятые правила этикета, если не видят в них смысла;
  • могут внезапно прервать разговор и уйти, увлекшись собственными мыслями;
  • не распознают чувства собеседника;
  • нисколько не заботятся о производимом впечатлении.

Страсть к порядку у людей, имеющих синдром Аспергера, с возрастом только усиливается и нередко доходит до абсурда. Например, если коллега случайно отпил из его кружки, такой человек может полчаса отмывать посуду или выкинуть ее вовсе.

У взрослых людей с синдромом Аспергера наблюдается повышенная подозрительность и перманентная боязнь болезней. Находясь в кабинете у стоматолога, такой человек сто раз переспросит врача, все ли инструменты одноразовы и безопасны для здоровья. Из-за этого окружающим достаточно трудно контактировать с людьми, имеющими синдром Аспергера и кажущимися мелочными «занудами».

Чем опасен синдром Аспергера?

Синдром Аспергера может не иметь прямой угрозы для жизни и здоровья человека. Многие дети, своевременно прошедшие психологическую коррекцию, вполне комфортно приспосабливаются к окружающей действительности, неплохо учатся и делают успехи в конкретной деятельности, например, в науке.

Но часты случаи, когда синдром Аспергера серьезно мешает во взрослой жизни:

  • человеку трудно найти свое место и предназначение;
  • перемены в жизни вызывают сильнейшую депрессию;
  • развиваются различные фобии и навязчивые состояния, которые трудно поддаются психологической коррекции.

Задача родителей, у детей которых обнаружен синдром Аспергера, прививать ребенку коммуникативные навыки и приспособляемость к изменчивости жизни, чтобы взрослый человек, уже лишенный отчей опеки, смог полноценно сосуществовать с окружающим миром, а не закрываться наглухо в своей «внутренней раковине».

Диагностирование болезни

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента. Однако определить всю глубину отчужденности от мира человека с синдромом Аспергера не всегда удается только по внешним признакам. Иногда симптомы болезни похожи на черты характера обычного интроверта.

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты. Они помогают выявить и сами неврологические нарушения, и степень психических отклонений.

Тест, разработанный для выявления синдрома Аспергера у взрослого, конечно же, отличается от теста для детей сложностью вопросов. Но все опросники делятся на группы по назначению:

  • тесты, оценивающие уровень интеллекта;
  • тесты на определение сенсорной чувствительности;
  • тест на творческое воображение и др.

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.

2. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.

3. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.

5. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Лечение

Людям, страдающим синдромом Аспергера, необходимы консультации специалиста-психиатра. Основное лечение для синдрома Аспергера строится на адаптации детей и взрослых к социуму и меняющимся условиям окружающего мира.

Для лечения приступов депрессии и нервных расстройств у людей, имеющих синдром Аспергера, назначаются медицинские препараты седативного характера. В некоторых случаях не обходится без курса лечения антидепрессантами.

Полностью изменить особенность восприятия мира у людей с синдромом Аспергера нельзя, но можно скорректировать их общественное поведение и развить навыки приспособления к изменчивым перипетиям жизни.

Люди с синдромом Аспергера обладают незаурядной логикой, им нужно объяснять, что с ними происходит и как это можно изменить, раскладывая факты и аргументы по полочкам. Тогда человек, подверженный синдрому Аспергера, будет стремиться преодолевать свои проблемы самостоятельно.

Синдром Аспергера у детей - расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена; характеризуется тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, что и типичный детский аутизм, на фоне нормального когнитивного развития и речи.

Синдром Аспергера у детей является одной из форм отклонения в развитии - расстройства нервной системы по типу аутизма, которое проявляется в психоэмоциональных особенностях поведения ребенка при взаимодействии и коммуникации с другими людьми – родителями, сверстниками, педагогами, воспитателями и др.

Синонимы: аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста.

Код по МКБ-10

F84.5 Синдром Аспергера.

Код по МКБ-10

F84.5 Синдром Аспергера

Причины и патогенез синдрома Аспергера

На сегодняшний день причины синдрома Аспергера у детей доподлинно науке не известны, и ученые продолжают исследования возможных факторов, которые могут быть причастны к развитию данного синдрома. К таким факторам, в первую очередь, относят генные мутации и тератогенное воздействие экзогенного (внешнего) характера, а также негативное экологическое влияние на процесс формирования зародыша и развития эмбриона во время беременности.

Согласно определителю психических расстройств Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, принятому Американской психиатрической ассоциацией (APA), синдром Аспергера у детей считается расстройством аутистичекого спектра, а само название синдрома с середины 2013 году прекратили употреблять при определении диагноза.

Возникновение синдрома Аспергера у детей, как и синдрома Каннера (аутизма), нейрофизиологи связывают с аномалиями различных структур головного мозга и нарушениями их взаимодействия на уровне синаптических связей в период раннего эмбрионального развития будущего ребенка. Однако в настоящее время никаких убедительных, научно обоснованных доказательств в пользу данной версии пока нет.

Скорее всего, синдром Аспергера у детей возникает по совокупности множества факторов, но в его генетической этиологии сомнений быть не может.

Симптомы синдрома Аспергера у детей

Никаких физиологических признаков при данной разновидности психического расстройства до сих пор обнаружено не было, поэтому симптомы синдрома Аспергера у детей можно выявить исключительно путем наблюдения детского психиатра за поведением и реакциями ребенка.

Причем, в сфере педиатрической психиатрии диагноз синдром Аспергера не всегда дифференцируется с аутизмом из-за значительного сходства проявлений обоих расстройств. Некоторые специалисты называют синдром Аспергера у детей высокофункциональным или несиндромальным аутизмом, обосновывая свою точку зрения более высоким уровнем когнитивных способностей у детей с синдромом Аспергера.

Симптомы синдрома Аспергера у детей могут проявляться в виде:

  • замкнутости и обособленности;
  • повышенной неловкости движений, несоответствующей возрасту (неуклюжести при передвижении, манипулировании с предметами, сохранении определенной позы и т.д.);
  • нарушений мелкой моторики (затруднений при застегивании пуговиц, завязывании и развязывании, захвате пальцами рук мелких предметов и т.п.);
  • сниженной адаптивности поведения (частом игнорировании стандартных норм и правил поведения и неадекватности поведения при любом изменении внешних обстоятельств);
  • неспособности воспринимать мимику, жестикуляцию и интонации речи людей при общении, чувствовать и правильно понимать их эмоции (эмпатическая неразвитость);
  • монотонности речи и затруднений в выражении собственных чувств (так называемая вербально-невербальная недостаточность);
  • необщительности и сложностей в установлении контакта с другими детьми и поддержании отношений с ними;
  • трудностей при участии в играх на воображение, например, с изображением повадок животных или человеческих действий;
  • сенсорных нарушениях (повышенной негативной реакции на слишком яркий свет, усиление громкости звука, сильный запах и др.);
  • буквальном восприятии сказанного (непонимании сравнений, переносных значений слов и т.д.);
  • повышенной склонности к последовательным и повторяющимся движениям (конечностями или всем телом) и действиям (в том числе к стереотипному порядку их выполнения, к примеру, постоянному маршруту в школу и т.п.);
  • проявлении всепоглощающего интереса в какой-либо одной сфере (роботы, динозавры, космос и т.п., причем ребенок будет много говорить об этом с увлечением).

В отличие от аутизма, большинство детей с синдромом Аспергера не отстают от ровесников в умственном развитии и не имеют нарушений речи. А те, что могут быть выявлены, по мнению большинства детских психиатров, не имеют клинической значимости и с возрастом нивелируются.

Диагностика синдрома Аспергера у детей

При всех стараниях разработать четкие критерии отнесения данной патологии нервной системы к тому или иному расстройству аутистичекого спектра, диагностика синдрома Аспергера у детей сопряжена с рядом проблем.

По данным зарубежных специалистов в области психоневрологии, постановка данного диагноза детям осуществляется в большинстве клинических случаев в возрастном диапазоне от четырех до девяти лет, причем у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причем, из-за широкого разнообразия симптомов, нет двух детей с синдромом Аспергера, похожих друг на друга. Наличие одного-двух симптомов (приведенных выше) не может быть основанием для констатации наличия синдрома, поэтому при проведении диагностики должны использоваться:

  • сбор и анализ семейного анамнеза обоих родителей;
  • опрос родителей (для детей школьного возраста и педагогов) относительно привычек и типичных поведенческих реакций ребенка;
  • генетическая экспертиза;
  • неврологическая экспертиза;
  • непосредственное общение специалистов с ребенком (в непринужденной обстановке, в форме игры) и их наблюдение за его поведением с оценкой особенностей психомоторики и уровня способностей к невербальной коммуникации;
  • тестирование интеллектуального развития ребенка и способности к обучению.

Диагностика синдрома Аспергера у детей должна быть дифференцированной, поскольку неправильный диагноз чреват негативными последствиями как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.

По мнению американских психоневрологов, сегодня в США существует проблема «избыточной диагностики синдрома Аспергера», так как при недостатке квалификации врачей на этот синдром могут списываться сложности в семейном воспитании детей и их неудовлетворительная успеваемость и поведение в школе.

Лечение синдрома Аспергера у детей

Главное лечение синдрома Аспергера у детей состоит в психологической коррекции поведения, поскольку ни специальных микстур, ни таблеток для избавления от этой патологии не существует.

Психотерапия для детей с синдромом Аспергера выполняет компенсаторную функцию по развитию у ребенка навыков, которые у него отсутствуют: умение общаться с другими детьми, с родственниками и чужими взрослыми; способность правильно реагировать на поведение других и умение оценивать свои и чужие действия; развитие координации движений и жестикуляции и т.п.

Единой методики лечения синдрома Аспергера у детей нет даже в США, но чаще всего здесь проводятся: занятия лечебной физкультурой, занятии по повышению уровня мелкой моторики, индивидуальные тренинги (с участие родителей) по развитию навыков общения и правилам поведения в общественных местах. И, как показывает опыт родителей, дети постепенно начинают проявлять больше внимания к словам старших, становятся более послушными и менее агрессивными. Но положительные результаты нужно постоянно закреплять, поэтому так велика роль родителей в лечении данного синдрома.

Среди медикаментозных средств, назначаемых для уменьшения тревожности, агрессивности и чувства страха при синдроме Аспергера у взрослых пациентов, на первом месте стоят антипсихотические препараты-нейролептики, но для лечения детей они не применяются.

Профилактика и прогноз синдрома Аспергера у детей

Мер, которые должны приниматься как профилактика синдрома Аспергера у детей, никто не разрабатывал с учетом до конца не выясненной этиологии заболевания.

Прогноз при синдроме Аспергера у детей – при наличии понимания со стороны близких людей и стремления их помочь, не травмируя психику ребенка – достаточно позитивный. Ничего, что нет таблеток, зато есть сила родительского внимания и поддержки, которые способны развить у ребенка недостающие способности. По мере роста ребенка его психическое состояние становится более позитивным, однако сложности в сфере межличностного общения чаще всего сохраняются.

И практически каждый пятый ребенок с данным отклонением в развитии во взрослом состоянии ничем «особенным» не выделяется – получает образование, обзаводится семьей.

В то же время нельзя игнорировать проблемы, которые могут возникнуть (хроническая фрустрация, депрессии, тревожный невроз, агрессивность и др.) в подростковом возрасте – в пубертатный период.

В принципе, синдром Аспергера у детей формирует личность, не склонную к широкому общению и эмоциональной открытости, что в психологической классификации К. Юнга называется интравертивный (обращенный внутрь) психотип личности. В конце концов, признаки синдрома Аспергера, как выяснилось, проявлялись у Вольфганга Амадея Моцарта, Альберта Эйнштейна и Марии Склодовской-Кюри.

В некоторых странах этот синдром перестали считать самостоятельным диагнозом и рассматривают как один из видов расстройства аутистического спектра. Впрочем, не все специалисты с этим согласны, да и многие люди с таким расстройством видят у себя мало общего с аутизмом, поскольку у них нет нарушений речи и когнитивных функций.

Как бы то ни было, это расстройство серьезно осложняет повседневное существование человека и может создавать проблемы в его профессиональной и личной жизни. Вот некоторые признаки, которые часто отличают людей с синдромом Аспергера:

1. Необычная манера речи. Может показаться, что вы говорите с компьютером: собеседник обрушивает на вас поток фактов, не делая пауз и (почти) не слушая вас. Иногда у людей с этим синдромом необычный тембр голоса.

2. Трудности с невербальной коммуникацией. Вы можете заметить, что ваш собеседник почти не использует жесты, а его мимика небогата.

3. Недостаток зрительного контакта. Не то чтобы ваш собеседник не мог смотреть вам в глаза, просто он не ощущает необходимости зрительного контакта. Если обратить на это его внимание, он может постараться не отводить взгляда и даже переборщить, глядя на вас слишком пристально.

4. Проблемы с этикетом. Такой человек может казаться грубым или невоспитанным, но на самом деле у него просто отсутствует интуиция, подсказывающая, как правильно себя вести. Например, он может отвернуться и заняться своими делами, не дослушав, что вы ему говорите, или пригласить вас на ужин и не прийти, или открыть дверь, когда вы придете, посмотреть на вас и, не здороваясь, уйти в дом. Правила хорошего тона, которые приняты в обществе, для него чужды.

5. Навязчивая фокусировка на одной теме (часто необычной). Он может коллекционировать то, что другим не придет в голову собирать, у него может быть необычное хобби, он может проявлять навязчивый интерес к какому-то человеку. И говорить безостановочно о предмете своего увлечения, не замечая, как утомляет своих собеседников. Иногда он неожиданно переключается на другое увлечение. Если он потерял интерес к человеку, которого обожал, то станет с ним внезапно холоден.

6. Неспособность понимать чувства другого человека. Их зачастую считают холодными, бесчувственными, лишенными эмпатии. Но дело не в том, что они не способны к сочувствию или не хотят проявлять доброту. Просто у них самих эмоциональных переживаний меньше, чем у других. Часто они не могут понять, почему другие люди так расстроены или взволнованы, и тогда предпочитают уйти и подумать об этом в одиночестве.

7. Неразвитые навыки общения. Иногда они безостановочно говорят о своем, не замечая, что другие обижены или им уже неинтересно слушать. А когда кто-то им не нравится, они резко прекращают разговор. Такое поведение со стороны кажется несуразным.

8. Неумение разделять чувства. Вас удивляет, когда хорошо знакомый человек при встрече даже не поинтересуется, как у вас дела, и сам не расскажет о своих успехах? Но людям с синдромом Аспергера несвойственно делиться чувствами и впечатлениями.

9. Черно-белое мышление. Придя однажды к какому-то мнению или решению, они будут держаться его, несмотря ни на какие доводы. Им трудно встать на точку зрения другого человека.

10. Отсутствие гибкости. Планы поменялись в последнюю минуту? Для человека с Аспергером это испытание, чреватое психологической перегрузкой, к экспромтам он не готов. Его могут расстроить сущие мелочи, казалось бы, не стоящие внимания, или то, что для него непривычно.

11. Следование заведенному порядку. Для него чрезвычайно важна структура и сложившиеся правила. В случае нарушения привычного распорядка они чувствуют себя выбитыми из колеи и начинают паниковать.

12. Повышенная чувствительность. Они могут быть очень чувствительными к прикосновениям и всячески стараться избегать их, делая исключение лишь для партнера. Они отшатнутся, если их похлопают по спине, и не позволят себя обнять. У них также могут быть и другие аутичные черты, например повышенная чувствительность к звукам, свету и даже жестким биркам на внутренней стороне одежды.

Можно ли излечить синдром Аспергера у взрослых?

Специфических лекарств для этого расстройства нет. Но психологические консультации в этом случае могут быть очень полезны. Психолог может научить такого клиента справляться со стрессом, эффективней выстраивать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими, что сделает его повседневную жизнь легче.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top