Церковь спаса на нерли. Церковь Покрова на Нерли: краткое описание

Церковь спаса на нерли. Церковь Покрова на Нерли: краткое описание

Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,

Князь Изяслав Андреевич

Благоверный князь Изяслав Андреевич родился в 1148 г. к княжеской семье. Отец - святой преподобный князь Андрей Боголюбский, Великий князь Владимирский (1157 – 1174 гг.).
Постоянно находился при отце.
В 1159 г., по приказанию отца, ходил на помощь нареченному зятю своему, князю вщижскому Святославу Владимировичу, осажденному во Вщиже князьями - черниговским Святославом Ольговичем и полоцким Всеславом Васильковичем.
1160 г. - возглавлял поход ростовских, суздальских, рязанских, пронских и муромских полков на половцев. Русское войско зашло далеко за Дон, встретило половцев и в кровопролитной битве победило их. Половцы бежали с поля боя, но и потери русских были огромны.
В 1164 г. с отцом ходил на камских болгар, и участвовал во взятии их города Бряхимова.
Умер 28 октября 1165 г., после тяжёлого ранения, полученного в битве с болгарами.

Мощи пребывают в Успенском кафедральном соборе во Владимире.
Отец поставил в память о сыне храм Покрова Богородицы на Нерли.

«29 сентября 1882 г. открыли на северной стороне собора комары, в которых погребены благоверные князья: сын Великого князя Андрея Боголюбского Изяслав и сын Великого князя Даниила Александровича Борис. Обе эти комары заложены были в 1869 году в полкирпича. Плита на гробнице князя Изяслава Андреевича оказалась поврежденной на середине и замазанной известью. Когда отняты были поврежденные части, то виден был полный остов человека, кости желтые и на ногах несколько остатков темно-зеленого цвета одежды, сквозь ткань которой просвечивалось золото. Были видны в гробе еще: железный крючок, железные полоски со слюдой, изломанный деревянный, позолоченный крест, мелкие металлические вещи и несколько коротеньких пучков красной вербы, с сохранившимися на ней белыми росточками. В этом гробу мусора не было, как в гробницах Митрофана и Симона, а было только несколько кусков сухой известки, вероятно нападавшей туда, когда наскоро заделывали поврежденную плиту. Покрыт был князь Изяслав парчовой пеленой, с совершением литии, и затем плита исправлена была с теми же предосторожностями, как и плиты на гробницах двух Святителей.
На гробнице князя Бориса Данииловича средняя часть покрывающей ее плиты была цела, а повреждены были оба ее конца, после опять положенные и грубо замазанные известкой. Когда сняты были с концов поврежденные камни, то открылось, что весь этот гроб, до самого верха, наполнен костями и все они сложены были в беспорядке. Между гостями было несколько черепов, из которых один небольшой, желтый, как воск, имел какое то приятное выражение, как будто улыбающееся. Грустно и горько было видеть такое пренебрежение к Державным Русской Земли, но надобно было, воздавши земное поклонение почившим и помянув Великих князей Владимира, Иоанна и Святослава Всеволодовичей и князя Изяслава Глебовича, гробницы которых некогда, по описаниям, находились вблизи этого места, совершить литию, покрыть Великокняжеские кости пеленой и утвердить плиту под гробом, что и было исполнено. После трудов, каждый раз давал я от своих средств рабочим на поминок, на утешение и подкрепление» «Воспоминания»).

ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли (Старица Нерли), церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека.

Речка Нерль чистая да быстрая. И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму - это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть защита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил.

Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка . Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей.

Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме.

Раскопки раскрыли и интереснейшую строительную историю церкви Покрова на Нерли. Место для постройки было, видимо, точно указано князем Андреем. Но здесь в 1165 г. была низменная пойма, над которой на три с лишним метра поднималось море весеннего разлива. Мастера не отказались от рискованного княжеского заказа. Они заложили обычный фундамент из булыжного камня глубиной 1,60 м, оперев его подошву на слой тугопластичной юрской глины, обнаружив хорошее понимание строительной геологии. Для большей прочности они ввели внутри ленточные фундаменты, связывавшие фундамент стен и столбов. Далее они возвели в два приема основание стен храма из чисто тесанного камня высотой 3,70 м. и дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом, плотно утрамбовывая его. Так вырос искусственный холм, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащие в его массиве основания храма общей глубиной 5,30 м. На этом фундаменте, поднятом над отметкой разлива, и был поставлен храм с его галереями.


Археологические раскопки. Белокаменная вымостка холма и водосточный желоб. Фото: из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Зодчие не ограничились этим - они облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили такие же, как в Боголюбовском дворце, каменные желоба для отвода осадков. Так холм был одет белокаменным панцирем. Можно себе представить, каким сверхъестественным чудом казался людям XII в. этот храм, неподвижно стоящий над бурными водами разлива на своем каменном острове. Да и сейчас мы отдаем дань любви и уважения художественному дару и смелой инженерной мысли владимирских зодчих. Их труд оправдал себя и их постройка гордо прошла невредимой через восемь столетий, когда каждую из восьмисот весен ее подножие штурмовали пенистые воды двух рек - Нерли и Клязьмы.


Вид храма Покрова на Нерли с гипотетическими открытыми галереями. Западный фасад. Реконструкция Н.Н. Воронина.




Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция по Н.Н. Воронину. Восточный фасад. Рис. О.В. Гришинчук.

Разрез и план церкви Покрова на Нерли с фундаментами храма и гипотетических открытых галерей. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Раскопки середины XIX века и 1954 -1955 гг. показали, что, как в Димитриевском и Боголюбовском соборах, полностью законченное и отделанное до деталей здание включалось в систему окружавших его одновременных обстроек. Раскопки вскрыли фундаменты опоясывавшей храм с трех сторон белокаменной галереи. В ее юго-западном углу и помещалась идущая внутри утолщенной стены лестница на хоры. Найденные при раскопках детали и резные камни позволили гипотетически восстановить облик храма и галереи в целом. Здесь особенно важно подчеркнуть условность этой реконструкции, дающей, конечно, лишь схему здания, лишенную той гениальной силы подлинника, которой покоряет наши чувства сохранившийся храм. В отличие от Димитриевского собора, в Покрове на Нерли галерея была открытой. Украшенные тонкой резьбой столбы с фасадными полуколоннами завершались арками. Аркада погружала низ храма с его резными порталами в воздушную полутень, он казался как бы висящим на легких опорах. Меж аркадой и храмом был балкон-гульбище, выстланный майоликовыми плитками. На его парапете, закрывшем колончатый пояс храма, зодчие повторили этот характерный мотив, Мы не знаем, как и где были размещены здесь резные камни, изображающие грифонов и других чудищ. Но наиболее крупные из них - поднявшиеся в прыжке барсы - эмблема владимирской княжеской династии, - видимо, украшали обращенный к речному устью главный южный фасад галереи, ее «лестничной стены».

Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством, и высока была рука его на недругов. Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин.

Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним царицы небесной. Кони, везшие икону в Ростов, не смогли сдвинуть ее с «возлюбленного богом места», на котором позднее и вырос княжеский Боголюбовский замок. Полагали, что только милостью остались живы-здоровы неосторожные зеваки, пришедшие полюбоваться на построенные Андреем в столице Золотые ворота и погребенные под их рухнувшими полотницами. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 г.) предрешило в глазах современников его победоносный исход. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы - Покрову.
День памяти: 1/14 ОКТЯБРЯ

Инициативу создания праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель.

В 1165 г. возникла церковь в устье Нерли, посвященная новому празднику в честь Богородицы – Покрову.

Храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Болгарию в 1164 г. , и болгары в качестве своего рода контрибуции должны были поставлять белый камень для строительных работ во Владимире и Боголюбове. По легенде, каждый десятый камень из всего количества оставляли около устья реки Нерль при впадении её в Клязьму, именно в том месте, где через год после победы князя Андрея суждено было появиться архитектурному чуду Русской земли - церкви Покрова на Нерли. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф.А. Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины и среди них княжич Изяслав (сын Андрея Боголюбского который умер вскоре после завершения похода) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников.

Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели - передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь.

Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей» подобные гласу труб, славящих Бога и святых.



Восточный фасад храма





Южный фасад храма


Южный вход в храм





Западный фасад храма


Западный вход в храм






Северный фасад храма


Северный вход в храм

Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородоицу в храме Софии. «Слышу Давида, по-ющатебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...» Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных.

Труднее поддаются расшифровке зооморфные образы (птицы, львы, «когтящие» грифоны), окружающие Давида. Символика их, вследствие сложностей путей развития средневекового искусства, многозначна. По мнению Н.Н. Воронина, эти образы восходят к тем текстам Псалтири, «где душа псалмопевца уподобляется голубю, а враги – льву».
Но возможно и иное толкование. На уровне верхних окон центральных прясел имеются парные изображения львов, подобные тем, которые располагаются у ног пророка в тех же пряслах. Эти львы - символы княжеской власти и стражи храма. Они лежат, скрестив передние лапы, и кажутся дремлющими. Но глаза их открыты. По мнению Г.К. Вагнера, они «могут означать и тех львов, которых побеждал пастух Давид, и львов-охранителей, и львов-спутников, или символов царя».

Во всяком случае, поскольку момент борьбы здесь совершенно не выявлен, эти укрощенные хищники выглядят беззлобными созданиями, подчиненными Творцом человеку. «Когтящие» грифоны, возможно, были победными символами, напоминавшими о болгарском походе, а вздыбленные барсы (которые вместе с грифонами в свое время украшали лестничную башню Покровского храма) признаны эмблемой владимирских князей.

В скульптуре храма Покрова на Нерли и других храмов этого периода владимиро-суздальская пластика делала свои самые первые шаги. Мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Задачу создания декоративных ансамблей будут решать уже их преемники. Здесь же в причудливом хороводе, опоясывая церковное здание, перемешались, переплелись образы, в строгом порядке застывшие на плоскостях стен: то спокойные девичьи лица, то характерные физиономии львов, то фигурки грифонов или птиц, то тупоносые морды драконов (скорее смешные, чем страшные). Вытянутые в одну цепочку, они символизируют единство мира в его многообразии. Это мир сказочный, полный чудес и красот, мир, в котором чудовища внушают не страх, а любопытство.

Храм символизировал собой мироздание, и фантазия художников стремилась отыскать в нем место для реальных красот. Таким образом, уже в самом декоративном начале владимиро-суздальской пластики заложено определенное видение мира, понимание его чувственной прелести и восхищение ею, наивное и искреннее восхищение богатством и внутренней стройностью Вселенной, которое стоит в преддверии ее познания и без которого последнее невозможно. Такое мироощущение лаконично сформулировано в поэтических вопросах и толкованиях «Беседы трех святителей»: «Что есть дивнея всего человеку?» - «Небо и земля дивно и все дело Вышнего».

Рельефы - не самостоятельная иллюстрация, не отдельная икона, они словно вырастают из тела храма, составляя с ним нераздельное целое. Ясная симметричность пластики нерльского храма отражает разлитую в мире гармонию. Звери и птицы кротко внимают юному пророку. Лик псалмопевца, лики дев, морды львов обращены к зрителю, и внутри композиции нет движения, нет сюжета. Это песнопение ритмичное и стройное, как то, что воспевается.

«Восклицайте Господу вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте... Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и рыбы крылатые... Все дышущее да хвалит Господа!» Такие или подобные строки Псалтири можно положить на мелодию «каменных нот». И этот главный смысл напева был понятен всем и каждому. Псалтирь пользовалась в те времена исключительной популярностью среди всех слоев населения. По ней гадали о судьбах, ею утешались в печали, ею же объясняли сокровенный смысл исторических событий.

Псалмопевец Давид в народных представлениях стал Давидом Евсеичем, героем «Голубиной книги» и других произведений (он также ассоциировался с излюбленными образами гусляров). Подобно вещему Бояну и удалому Садко, он возлагал персты свои на живые струны и славил Того, кому «есть небо престол, а земля подножие ног его, того бо мати девица повивши в пелены, повивающа небо облакы, а землю мглою приникши к нему».

Храм Покрова на Нерли - величайший шедевр русского искусства, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.


Крест XII в. с крестопохвальной надписью. Находился в Боголюбове, вблизи церкви Покрова на Нерли.
Крест - церковное украшение,
Крест - царям держава,
Крест - верным утверждение,
Крест - ангелам слава,
Крест - демонам прогонитель.

Невзгоды протекших восьми столетий не миновали и этого одинокого памятника, который, как увидим ниже, утерял свои важнейшие части и сохранил лишь свое основное ядро. Более того, в 1784 г. игумен Боголюбова монастыря просил разрешения... на разборку Покрова на Нерли на материал для строительства монастырской колокольни. Он получил это разрешение от духовного начальства, но не успел разрушить храм лишь потому, что не сошлись в цене за разборку с подрядчиками! Здание уцелело.
В 1803 г. оно получило взамен шлемовидной древней существующую луковичную главу.

В середине XIX века к северу от храма были выстроены кирпичные ворота с колокольней над ними. Тогда же, в связи с вопросами «реставрации» собора Рождественского монастыря во Владимире, были проведены около Покрова на Нерли первые раскопки.

В 1877 г. духовные власти предприняли ремонт храма. Были уничтожены и заменены штуковыми доделками поврежденные резные детали, храм был обвязан уродливыми железными связями и сделано существующее позакомарное покрытие со сферической кровлей, скрывшей прямоугольный постамент и низ барабана...




Покровский на Нерли скит


Остатки кладки цоколя святых врат с колокольней


Вид Покровского монастыря с севера. Фотография. Кукушкин В.Г. Около 1881 г.

Ансамбль каменных зданий. Справа белокаменная церковь Покрова на Нерли (1165 г.), северный фасад: луковичная глава, выпуклая кровля (1877 г.), водосточные трубы вдоль пилястр, темный цоколь, застекленная дверь в портале; справа от портала легкая деревянная оградка; стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.).
Слева колокольня с центральной башней и двумя боковыми шатрами (после 1858 г., архит. Н.А. Артлебен, снес.: верх 1930-е гг., низ ок.1970 г.), за ней видна церковь Трех святителей (окончена 1884 г.). Перед ансамблем деревья, кустарники и капустный огород в очень простой деревянной ограде; немощеная дорога к северному порталу церкви Покрова.
Надписи. На паспарту наклейка: “Древняя Покровская церковь близ Боголюбова. Покровская церковь построена св. Великим Князем Андреем Боголюбским в 1162 г. из камней привозимых по Волге из Болгарии для сооружения златоверхого Успенского собора во Владимире; впоследствии тут был женский, а потом мужской монастырь, упраздненный в 1764 г., при учреждении штатов. Сохранившийся всецело снаружи в течении семи столетий, - этот священный памятник церковного зодчества XII в., в наружном своем виде сохранил всецело характер древности”.

Колокольня и святые врата церкви Покрова на Нерли были разобраны в советское время.


Вид церкви Покрова с востока. Фотография. Мелехов Я.Я. 1884-1891 гг.

Покровская церковь близ Боголюбова Монастыря. 1891 г.

В центре церковь Покрова (1165 г.), восточный и южный фасады: луковичная глава темного цвета, выпуклая кровля, водосточные трубы вдоль пилястр, цоколь темного цвета, стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.). Слева виден угол одноэтажного деревянного дома (в 1891 г. перестроен в двухэтажный с каменным низом), справа - угол церкви Трех Святителей (1884 г.). Около юго-восточного угла церкви Покрова надгробный памятник. В глубине, с западной стороны, каменная ограда со столбами, отчасти глухая, отчасти с крестчатыми просветами в шахматном порядке (1884-1891 гг.). Слева у ограды простой деревянный стол со скамейкой. Несколько деревьев. На переднем плане снег.

В советское время храм долгое время был в запустении. Акт осмотра Покровской церкви от 9 июля 1931 г. констатирует разрушение белого камня, рельефов, портала, ступеней, пола, дверей. «Вид стен и сводов крайне безобразный… Охрана памятника совершенно отсутствует» (см.: Т.П. Тимофеева. «Лежит в развалинах Твой храм…» Владимир, 1999. С.52).
В 1928 г. музейные работники предоставили для летнего лагеря юных пионеров жилое помещение рядом с храмом Покрова на Нерли. Прожив около 3-х недель в указанном месте, отряд выбыл предусмотрительно на несколько дней раньше назначенного срока, чтобы не встречаться с представителями губмузея. Последние. Прибыв на «место стоянки» детского лагеря, обнаружили, что для устройства нар отрядом был отчасти разобран дощатый сарай по соседству и взяты некоторые иконы из иконостаса, а варка пищи производилась на костре в притворе церкви. Значительное количество стекол оказалось выбитыми и в самом памятнике, а также сломаны входные ворота, ведущие в ограду.

11 января 1931 года Владимирский музей отчитывался перед Ивановским областным музеем: «Владимирский музей сообщает, что церковь Покрова на Нерли в настоящее время в удовлетворительном состоянии: в 1929 г. она была побелена, крыша вновь загрунтована и покрашена, вокруг церкви поставлена деревянная ограда. Вместо украденной железной двери навешена новая деревянная дверь. В отношении прочих зданий - колокольни XIX в. и теплой церкви XVIII в., то они предназначены к разборке, о чем было сообщено Вам, деревянный двухэтажный жилой дом Вами разрешено продать на слом…».

В 1954-1955 гг. церковь подверглась археологическому исследованию Н.Н. Ворониным. Благодаря возрастающей известности храма как вершины древнерусского зодчества, церковь стала центром экскурсионного и туристического «бума».
Службы в храме велись только по великим праздникам; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял «без пения». Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы. В этот период Покровский храм – «русское чудо» - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.
Не случайно именно этот храм выбрал великий режиссер Андрей Тарковский для «Андрея Рублева» (многие, наверно, помнят, что именно с кровли храма Покрова на Нерли совершается прекрасный по своей символике и трагический в реальности полет на самодельных крыльях).

В 1980-1985 гг. храм был полностью отреставрирован за счет бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. Белый камень был почищен; восстановлены утраты; поверхности обработаны защитным составом; устроены медные кровли, глава и крест; интерьер отмыт от пыли и наслоений. В кон. 1980-х гг. владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю нач. XIX в. и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу. Cтроения вокруг церкви - святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев - были к этому времени уже разобраны; лишь частично разрушенная Трехсвятительская церковь была оставлена в качестве сторожки.

В кон. 1992 г. памятник включен ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия . В любое время года перед Вами пейзаж дивной красоты и поэтичности: легкость и изящество, стройность пропорций, невесомость памятника и его устремленность ввысь в интерьере природы среднерусской полосы.
В нач. 1990-х гг. храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а вскоре - местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею.


Церковь Иоакима и Анны в Боголюбове

На октябрь 2012 г. числился приписным к Владимирскому .

2007-2009 гг. произведен плановый ремонт, устроена туристическая тропа по программе федерального и местного финансирования.
В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских Железных Дорог устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом.

Боголюбовский Луг является государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему запрещено.

Службы в храме ведутся только по большим двунадесятым праздникам. В остальное время днём обычно храм открыт, можно зайти, поставить свечу.

В 2000-е гг. С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли», усилиями которого к концу 2006 г. удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов.

В 2007-2009 гг. был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено.



Усть-Нерлинский Покровский монастырь

Покровский женский монастырь основан в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским в память сына его Изяслава, скончавшегося в 1165 г.
Сразу после построения храма Покрова, князь Андрей… «обитель монашествующим при ней содела». Монастырь при Покровской церкви сначала был женским, впоследствии, а когда неизвестно, Покровский женский монастырь превращен был в мужской.
См. .

Покровский скит

В 1799 году Покровский храм упраздненного монастыря еще числился приходским. А в начале (вероятно) XIX века передан был в ведение Боголюбова монастыря. После причисления Покровской церкви к Боголюбову монастырю ее положение со стороны внешнего благоустройства значительно улучшилось.
В 1803 г. храм получил железное луковичное покрытие главы, скрывшее ее древнюю шлемовидную форму. Тогда же разобрали кирпичную паперть, а в 1816 г. устроили кирпичные крыльца.

В нач. XIX в. древний храм перешёл в распоряжение Боголюбова монастыря. Там был открыт Покровский скит Боголюбова мужского монастыря.

В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.

Отдельно от храмов в 1855 году была построена каменная колокольня , состоящая из двух ярусов, в первом ярусе по ту и другую сторону имелось по комнате, во втором ярусе находились колокола.

В 1859-1860 гг. памятник осматривал академик Ф.Г. Солнцев в связи с планом «возобновления старинных церквей». В то время он, в частности, обнаружил впоследствии утраченные восемь фигур мучеников в барабане церкви. Состоялись также раскопки и ремонт, которыми руководил епархиальный архитектор Н.А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII в., что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. Тогда же был проведен частичный ремонт.

В 1877 г. монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы - причём рабочие «в усердии своем помещали их там, где их не было» никогда ранее. Тогда же восстановили позакомарное покрытие, закрыв при этом постамент барабана шарообразной кровлей.
Известный археолог граф А.С. Уваров дал самый неодобрительный отзыв этого ремонта в протоколах Московского Археологического Общества: «По прибытии на место, что приступлено к полной переделке церкви, которая ни в каком случае не соответствует той простой выбелке, о которой говорит Преосвященный Антоний. Работники без всякого надзора, даже в отсутствие того крестьянина подрядчика, который принял на себя эту работу, окрашивали внутри масляною краскою по новой штукатурке, отбив прежнюю штукатурку с фресками. Сверх того они безобразными подделками изваяний заменяли утраченныя и даже в усердии своем помещали их там, где их не было; а также обвязали всю церковь снаружи железными связями, чего по состоянию церкви совсем не требовалось».

После экспедиции Ф.Г. Солнцева и раскопок Н.А. Артлебена, с северной стороны церкви Покрова были построены каменные святые ворота с надвратной колокольней , очевидно, по проекту . В ее кирпичные стены были вложены обнаруженные при земляных работах плиты с резными грифонами и барсами.

В 1884 году был перестроен храм Трех Святителей и освящен. В нем была достопримечательна местная икона Трех Святителей, как икона древняя.
Из древностей, составляющих внутреннее украшение монастырского Покровского храма, к 1891 году сохранились:
«1) Современный основанию церкви престол, устроенный из белых известковых камней. Он стоит против окна среднего алтарного притвора, или горняго места, имеющего в ширину в самом начале перед выступом, или нишей, 3 арш. 13 вершков, тогда как боковые притворы простираются каждый только на 1 аршин 13 ½ верш. Престол составлен из 9 тесаных, но негладких камней, залитых известковым раствором; в боковых частях его, с северной, западной и южной сторон находятся пролеты, образовавшиеся как будто от вынутия камней уже после первоначального его устройства. Верхняя доска состоит из одного известкового камня, длиной и шириной в 1 арш. 3 ½ верш.
2) Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. по преданию, икона эта современна Боголюбской иконе Божией Матери, вместе с которой приносится каждогодно 21 мая во Владимир и там совокупно с прочими иконами переносится из дома в дом до 16 июня. Икона Покрова пресвятой Богородицы, длиной в 1 аршин и 7 вершков, а шириной в 1 аршин и 1 вершков, украшена серебряной вызолоченной ризой, устроенной в 1819 году усердием Владимирских граждан и других благочестивых жертвователей.
Прочие внутренние украшения Покровского храма с течением времени изменялись. В нем давно уже нет ни древнего иконостаса, ни древней утвари церковной, ни древнего украшения стен. Настоящий иконостас и утварь церковная устроены, а стены храма окрашены белой масляной краской в 1889 году усердием крестьянина села Боголюбова Тимофея Васильева Ерофеева. Иконостас без резьбы, без позолоты, окрашен белой масяной краской и состоит из трех ярусов. Иконы в иконостасе древнего писания. Тем же Ерофеевым пожертвована следующая утварь церковная: напрестольный серебряный и вызолоченный крест, Евангелие, сосуды, запрестольный крест и икона Божией Матери, плащаница, две хоругви, паникадило, три подсвечника, семисвечник и облачение на престол.

Здания бывшего монастыря в 1891 г.:
а) Деревянное здание, находящееся на северо-восточном углу монастыря, состоящее из трех комнат с кухней и служащее помещением лицам из братии Боголюбова монастыря, назначенным туда для отправления богослужения.
б) Деревянное здание, находящееся на юго-восточном углу монастыря и назначенное для временного пребывания богомольцев, но в 1891 году за ветхостью разобрано и заменено новым двухъэтажным зданием, в котором нижний этаж – каменный, а верхний – деревянный.
в) Деревянный сарай для дров.
г) Деревянный амбар для хранения разных хозяйственных вещей.
д) Деревянная баня, в 1891 году исправленная».


Покровский скит Боголюбского монастыря. Фото конца XIX в.


Первый ярус колокольни. 1964 г.

Если посмотреть альбом «Владимир в старой открытке» и найти там, как выглядел храм Покрова в то время: рядом с ним не одно, а много строений. Это тяжелая колокольня 1860-х гг. в «русском» стиле, деревянные дома, кладовые, амбар…
В 1903 г. железную луковичную главу храма позолотили.

Одинокость храма среди лугов, рек и озер, отдаленность от селений, древность его и даже ропотный перелив речных и озерных волн в бурные ночи,- все это конечно по временам возбуждало, свойственную суеверным и запоздалым путникам боязнь, что и было причиной порождения чудесных рассказов о здешних местах, носящихся между окрестными поселянами. Например, здесь иногда в церкви видали будто-бы огонь зажигаемый тайной, невидимой рукой, погасавший при приближении к храму; а один раз когда-то, на день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по окончании здесь всенощной, видимы были будто бы в лучезарном сиянии, в блестящем вооружении воины, на белых конях, несшиеся от церкви по береговым низменностям Клязьмы к городу Владимиру; крестьяне-рыболовы на день св. пророка Илии, проходя мимо Покровской церкви в самую полночь, будто-бы были поражены явлением какого-то таинственного человека, с бледным лицом, пожилых лет, в белой одежде: он шел к церкви и спросил их: «эта-ли церковь Покрова Пресвятыя Богородицы?» И когда получил удовлетворительный ответ, к общему их ужасу, тотчас вошел в нее, хотя церковь была заперта.

«По осмотре палат Андрея Боголюбского, учащиеся направились к Покровской церкви, отстоящей от Боголюбова монастыря в расстоянии одной версты. Дорога шла по живописной пойме, покрывающейся молодой травой. По пути к Покровскому храму ученикам сообщены сведения о многострадальном прошлом этого драгоценнейшего нашего церковно-исторического памятника, в конце ХѴIII века только чудом спасшегося от окончательного уничтожения. По осмотре храма снаружи и внутри, экскурсанты выслушали от престарелого сторожа Покровской церкви рассказ о подземном ходе, открытом в 60-х годах XIX столетия и затем засыпанном по распоряжению настоятеля Боголюбова монастыря. Сторож точно указывал место входа в это подземелье и передавал так много подробностей, что его рассказу нельзя было не верить» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-21. 21-го мая 1916 года).

Закрытие

С 1919 г. древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.
«ПОД СПУДОМ «СВЯТИЛИЩА» .
В Покровском монастыре, что близ села Боголюбова, был произведен обыск у г-на Дорина. При обыске была найдена закваска в 7 ведер, в двух кадках, при чем одна кадка с закваской была найдена под церковью «собором».
Святая закваска была, конечно, уничтожена, а этот утолитель всех жаждущих отцов и братий был предан Народному суду 4 участка.
Утолитель был приговорен к заключению в тюрьму на 3 года, с высылкой из пределов губернии на 2 года (по отбытии наказания, конфискацией имущества на 25 руб. золотом и лишен избирательного права на 3 года).
Самогонщик Дорин сидит в Губисправдоме» (газета «Призыв», 5 апреля 1923).
Боголюбов монастырь вместе с Покровским скитом были закрыты в 1923 г.
Крупной реставрационной работой, выполненной в 1962-63 годах, явилась реставрация палат Андрея Боголюбского. Было проведено берего-укрепление реки Нерль близ церкви Покрова, в сохранившемся нижнем ярусе колокольни у церкви Покрова была размещена комната отдыха для туристов, принадлежавшая сначала реставраторам, потом музею. В середине 70-х годов остатки колокольни были снесены.


Храм Покровска на Нерли. 1958 г. Фото Германа Гроссмана.

Фото Николая Атабекова. 1950-60 гг.





Архиерейское подворье епархиального Богородице-Рождественского мужского монастыря



Алтарь Трехсвятительской церкви






Трехсвятительская церковь

В 2015 году по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто и архиерейское подворье при церкви Покрова на Нерли, в котором теперь живут три человека.
На средства меценатов зимний Трехсвятительский храм (постройка 1884 г.) был восстановлен и освящен 4 октября 2015 года. Службы в этом храме будут проводиться зимой.
4 октября 2015 года была освящена и церковь Покрова на Нерли. Впервые после 1917 года снова начались регулярные богослужения в храме. Их будут проводить в летнее время каждое воскресенье священники Владимирской епархии.
В обоих церквах установлены белокаменные престолы, дополнительные иконы, приобретена необходимая церковная утварь.

За Трехсвятительским храмом, за его алтарем построен одноэтажный домик.

Крестный ход в честь 850-летия храма Покрова на Нерли

14 октября верующие отмечают праздник . В этот день в 2015 г. по случаю праздника в храме прошла праздничная служба. Народу было так много, что церковь не смогла вместить всех желающих.
Прихожане крестным ходом обошли храм, еще одна процессия во главе с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием проследовала к святыне от Боголюбского монастыря.


Вынос иконы Покрова Пресвятой Богородицы из Боголюбского собора

Крестный ход из храма Боголюбской иконы Богоматери проследовал к храму Рождества Богородицы




Митрополит Евлогий




Торжественные мероприятия, посвященные юбилею храма Покрова, продлятся до конца года. Это и фотовыставки, и детские творческие конкурсы и выпуск юбилейных почтовых конвертов со специальным штемпелем. Директор Владимиро-Суздальского музея Светлана Мельникова в разговоре о Храме представляла книгу о святыне, написанную сотрудником музея, и выразила искреннее восхищение зодчими того времени.

Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
- РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
- Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
- Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
- Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
- Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
- Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
- Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри», Владимир, 1903, 35.
- Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли», ВЕВ, 1910, № 23, 24.
- Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление», М., 1959, 192.
- Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
- Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.». 1966, № 1, 86, 89.
- Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
- Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
- Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
- Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли», КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
- Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
- Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.», Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
- Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII - XIII вв.», ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
- Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм..., Владимир, 1999, 95.
- Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)», Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Храм Покрова на Нерли считается одним из самых красивых в России. Он расположен на холме в окружении заливных лугов, органично сливаясь с окружающим пейзажем. Белокаменный храм Покрова на Нерли называют поэмой, запечатленной в камне. Русские мастера сумели с помощью камня выразить идею, являющуюся краеугольным камнем любой религии, - это превосходство духовного над материальным.

С 1992 года этот белокаменный памятник стал объектом Всемирного наследия Юнеско.

Адрес

Храм Покрова на Нерли находится по адресу - Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.

Как добраться до храма Покрова на Нерли

На автобусе, электричке или автомобиле ехать до станции Боголюбово , расположенной в 10 км от города Владимира по направлению к Нижнему Новгороду .

Если Вы приехали на автомобиле, необходимо оставить машину на стоянке у ж/д станции Боголюбово. Затем идти пешком по мощеной дорожке около 1,5 км или за отдельную плату воспользоваться повозкой, запряжённой лошадьми.

Из истории

В 1164 году великий князь владимирский Андрей Боголюбский вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием провел поход на Волжскую Булгарию и разрушил несколько булгарских крепостей. В этом походе погиб Изяслав, любимый сын князя.

После победоносного похода Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой он возвел несколько храмов.

Согласно самой распространенной версии, первый храм, посвященный Святой Деве Марии, князь построил в 1165 году на берегу реки Нерли, на границе своего княжества. По преданию, церковь была возведена в память об Изяславе, поэтому ее облик пронизан не только спокойствием, но и грустью.

Надо отметить, что некоторые историки придерживаются версии, согласно которой, церковь на Клязьме была возведена в 1158 году, то есть еще до успешного похода Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию и гибели Изяслава.

Место для строительства князь выбрал в 1,5 км от своего замка в Боголюбово , там, где река Нерль впадает в Клязьму и каждую весну разливается большое половодье.

В этом месте был сооружен специальный холм из глины и булыжников, в котором построили фундамент будущей постройки. По легенде, камень для строительства был привезен в качестве контрибуции из Волжской Булгарии самими булгарами.

Возведенный Храм Покрова на Нерли выглядит легким и светлым и, словно вырастает из зеленого холма. Русские мастера использовали все средства, чтобы сделать строение изящным, стройным и устремленным ввысь.

Когда весной разливается Нерль, вода подступает к церкви со всех сторон. Оставаясь на островке, храм отражается в быстротекущих водах.

В 1784 году это удивительное творение русских зодчих только чудом избежало гибели. Игумен Боголюбова монастыря предложил разобрать церковь, чтобы использовать ее камни для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ дал разрешение, но, к счастью, игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками и церковь была спасена.

Храм Покрова на Нерли - архитектура

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

В XII веке это удивительное строение казалось сверхъестественным чудом. Только мастера, обладавшие настоящим талантом и смелой инженерной мыслью, могли создать храм, вот уже более 800 лет стоящий на холме над бурными водами разлива Нерли и Клязьмы.

Архитектура церкви несложна: это одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм высотой 20 метров, его отличительная черта - изысканность пропорций и простота композиции. Отдельные строительные приемы позволили создать впечатление легкости, устремленности ввысь и воплотить совершенно новую художественную идею - победы духа над материей.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

  • Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола
  • Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.

Белокаменная резьба

Как и многие храмы владимиро-суздальского зодчества, церковь украшена белокаменной резьбой. На трех ее фасадах мы увидим композицию с изображением царя псалмопевца Давида, сидящего на троне. С обеих сторон от него изображены голуби и фигуры львов. Еще ниже проходит пояс из 21 женских масок, символизирующих посвящение храма Пресвятой Богородице.

Первоначально вокруг церкви проходила открытая белокаменная галерея высотой 5,5 метров, основанием которой служили белокаменные столбы. Пол галерей был покрыт яркими майоликовыми плитками, а в юго-западном углу располагалась лестница, по которой можно было подняться на хоры.

Парапет украшала резьба с изображением грифонов и других мифических животных, в том числе барсов. Установлено, что фигура вставшего на дыбы барса - это древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира. Смысл остальных фигур пока остается неразгаданным.

Внутреннее оформление

При оформлении внутреннего пространства зодчие также стремились подчеркнуть устремленность ввысь. Своды поддерживаются четырьмя столбами, которые слегка суживаются к верху, благодаря чему, высота строения зрительно увеличивается.

Ранее на куполе находилось изображение Христа-Пантократора с архангелами и серафимами, пол был покрыт цветными майоликовыми плитами, а стены расписаны фресками. Росписи были уничтожены во время обновления церкви в 1877 году.

Храм Покрова на Нерли является шедевром мирового зодчества, он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе стоит на небольшом пригорке.

Весной он похож на лебедя, возвышающегося над гладью вод, а зимой, словно памятник, выглядывает из снежных сугробов. С приходом лета легкая и сверкающая белизной церковь, словно свеча, возвышается среди зелени обширного заливного луга.

Храм Покрова на Нерли приписан к Боголюбовскому монастырю . После реставрации он приобрел практически первоначальный облик и в настоящее время совместно используется церковью и музеем-заповедником.

Храм во Владимирской области, находящийся в полутора километрах от села Боголюбово, является выдающимся памятником русского зодчества Владимиро-Суздальской школы. Он мог исчезнуть с лица земли, но сохранился до наших дней и считается одним из самых великолепных храмов России. Специалисты называют его величайшим шедевром мирового искусства, «белым лебедем» русской архитектуры. По совершенству форм эту церковь сравнивают с самыми известными древними храмами.

История создания храма Покрова на Нерли (фото)

1 августа 1164 года во время похода на волжских булгар от имевшихся в русском войске икон Спаса, Владимирской Богоматери и Креста неожиданно начали исходить лучи огненного света. По преданию, в честь этого события князь Владимирский Андрей Боголюбский решил построить храм. По другой версии, поводом для постройки послужила гибель сына князя Андрея Изяслава во время похода на Волжскую Булгарию.

Храм был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы , что в то время было довольно необычным для Руси. Он должен был указывать на особое покровительство Богородицы Владимирской земле.

Построил храм Андрей Боголюбский , недалеко от своей резиденции в селе Боголюбово, в месте слияния рек - Нерли и Клязьмы. Церковь словно парит над спокойной гладью воды. Чтобы исключить затопление во время паводка, соорудили искусственный холм из глины и булыжного камня. Каждую весну река выходила из берегов, но вода никогда не подступала к стенам. И это главная загадка Покрова на Нерли. Место, на котором выстроен храм, было очень удобно. В то время устье Нерли было своеобразными речными воротами на торговом пути по Клязьме и Оке до самой Волги.

Праздник Покров учредил лично Владимирский князь без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха, что в то время было неслыханной наглостью. Этот праздник в то время не знала ни одна христианская церковь на Руси. Но по всей видимости, шаг этот был продуман. Андрей Боголюбский вынашивал грандиозные планы сделать из Владимира новую столицу Руси, равнозначную Киеву.

Фотографии храма Покрова на Нерли




Храм Покрова на Нерли: описание

Пропорции церкви необыкновенно изящны. Храм изысканный, лёгкий, светлый. Зодчие старались передать устремление ввысь к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строительстве. Например, средняя апсида чуть приподнята над остальными. Множество вертикальных прямых и едва заметный наклон внутрь, высокий барабан с зауженными окнами усиливают ощущение устремлённости вверх.

А появилось это изящество линий благодаря тому, что собор взял все лучшее из византийского и западного зодчества. Об этом говорят удивительные скульптуры на стенах. Похожие барельефы можно найти на западноевропейских храмах романского стиля:

  • поющий царь Давид;
  • львы;
  • голуби;
  • грифоны;
  • женские маски.

Для строительства здания, как написано в летописи, «Бог привёл мастеров всей земли». Даже немецкий король Фридрих Барбаросса прислал своих лучших зодчих на подмогу. Церковь построили всего за один год и украсили белокаменной резьбой. Можно представить, в каком единении творился этот шедевр.

О прочности стен ходят легенды. Говорят, материал привезли из Поволжья. После победы Боголюбского над булгарами их обязали поставлять сюда белый камень. По другой версии, известняк добывали в подмосковном селе Мячково. Чтобы сделать камень гладким, рабочие наносили по 1 тыс. ударов резцов с каждой стороны.

То, что дошло до нас, удивительно и красиво. Плохо то, что не все дошло. Согласно реконструкциям советского археолога Николая Воронина, сделанных на основе проведённых раскопок, нынешняя церковь - сердце целого ансамбля. По периметру стен его, стояла каменная галерея, что вместе с окружающим пейзажем ещё больше придавало сооружению устремлённости вверх.

Это непревзойдённое по красоте и драгоценности высшее произведение русского средневекового зодчества.

Как ни парадоксально, наибольший урон нанесла не атеистическая советская власть и не войны. В конце XVIII века из-за малой доходности церкви игумен Боголюбского монастыря, которому она была приписана, хотел разобрать её на стройматериалы. А в 1877 году церковь стали ремонтировать, да так, что пострадали все картины и фрески - их сбили. Снаружи храм оббили железными стяжками, и кое-где белокаменные барельефы заменили гипсовыми.

В советское время памятник архитектуры взяли под охрану государства. Закрыли, законсервировали и забыли. Воскрешение храма началось в 1992 году, когда его вновь передали открытому Боголюбовому монастырю. А потом внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО . Хочется верить, что теперь этому чуду белокаменного зодчества ничего не угрожает.

Село Боголюбово находится в Суздальской области в 13 километрах от города Владимира , откуда идут автобусы No 18 и No 152.

Богослужение совершают нечасто. В основном по церковным праздникам:

  • Рождество Христово;
  • Крещение Господне;
  • Вход Господень в Иерусалим;
  • День Пресвятой Троицы;
  • Преображение Господне.

Церковь Покрова на Нерли белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. Благодаря своей уникальной ландшафтно-архитектурной композиции, творение русских зодчих известно далеко за пределами Владимирской области. С 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а луг, где находится боголюбский храм, входит в состав историко-ландшафтного комплекса, который имеет региональное значение.

Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Секрет зодчих

Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.

Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.

Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.

Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.

К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.

Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.

Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.

Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.

Вехи истории

Судьба церкви Покрова на Нерли полна печальных событий. После того, как в 1174 г. погиб покровитель храма, князь Андрей Боголюбский, церковь полностью перешла на попечение братии монастыря. Финансирование прекратилось, в связи с этим так и не была воздвигнута колокольня, которая изначально была запланирована как часть архитектурного ансамбля.

Следующим бедствием стало монголо-татарское разорение. Когда в XII веке татары взяли Владимир, они не обошли вниманием и церковь. Видимо, их прельстила утварь и другие драгоценные элементы убранства, на которые не скупился князь.

Но наиболее губительным для храма чуть не стал 1784 г., когда он относился к Боголюбской обители. Настоятель монастыря вознамерился разрушить белокаменный храм и использовать его в качестве стройматериалов для монастырских построек, на что даже получил разрешение во Владимирской епархии. К счастью, он так и не смог договориться с подрядчиком, иначе уникальный памятник архитектуры был бы утрачен навсегда.

Относительно «безоблачная» жизнь началась у храма только в 1919 г., когда он поступил в попечительство к Владимирской губернской коллегии по делам музеев, уже в статусе памятника древнерусского зодчества.

В 1923 г. богослужения в храме закончились и от разрушений и осквернения в годы советской власти его спасло только географическое положение (никому не был интересен участок среди луга, постоянно затапливаемый водой) и статус музея.

Начиная с 1960 г. популярность церкви возрастала из года в год, привлекая все больше туристов и паломников. В 1980 г. реставраторы возвратили церкви облик, максимально приближенный к исходному, однако богослужения возобновились лишь в 1990-х.

Как доехать

Церковь Покрова на Нерли находится в поселке Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:

  • выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
  • воспользоваться общественным транспортом. Из Владимира до Боголюбова идут автобусы №18 или №152.
  • самостоятельно на авто, GPS-координаты церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира следует ехать в направлении Нижнего Новгорода (трасса М7). Миновав Боголюбский монастырь, свернуть налево, до ж/д станции, где можно оставить машину.


Какой бы вариант не выбрали, будьте готовы, что нужно еще порядка 1,5 км пройти пешком. Подъезда к святыне нет. Во время весеннего разлива вода поднимается на несколько метров и добраться можно только на лодке, за небольшую плату подобную услугу предлагают местные предприимчивые лодочники.

Однако, сколько бы усилий вы не потратили на поездку, один лишь взгляд на нарядный белоснежный храм, буквально парящий над речной гладью, наполнит душу умиротворением и восполнит силы. Более детальное описание маршрута и расписание богослужений можно найти на сайте Владимиро-Суздальской епархии, к которой храм относится в настоящее время.

Сейчас это не только место паломничества верующих, живописный край очень полюбился художникам и фотографам. Во время паводков церковь окружена водой со всех сторон, отчего она выглядит буквально возведенной посреди реки. Особенно эффектно выглядят снимки, сделанные на рассвете, когда туман над рекой создает дополнительный ореол таинственности.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top