Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего Псалом 3 на русском языке

Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего Псалом 3 на русском языке

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, 3

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же. Господи, Заступник мой ecи, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил ecи вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил ecu. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.



Псалом 3 на русском языке

Толкование

Пс.3:1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

Так гласит надписание, предпоставленное псалму. Ибо псалом говорит о том, что лик пророков терпит гонение от народа еврейского. «Давид», толкуется вожделенный, а таков лик пророков. А посему, как Авессалом замыслил возмущение против отца своего, то есть, Давида; так и иудеи восставали против отцев своих пророков, не приемля Божиих повелений, но противясь им.

Пс.3:2. Господи, что ся умножиша стужающии ми?

Речение «что» употреблено вместо «весьма».

Пс.3:3. Несть спасения ему в Бозе его,

То есть, Бог его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех, не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве, а потом предприняли войну.

Пс.3:4. Ты же, Господи, заступник мой еси.

Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: «возносяй главу». Посему, слава праведника – Бог, на Которого уповал он; а кому слава – Бог, тот вознесет главу.

Пс.3:5. Гласом моим ко Господу воззвах.

Это изречение учит, что в трудных обстоятельствах должно прибегать не к кому иному, как только к Богу. Сперва поместил молитву, потом, после диапсалмы, благодарение за получение просимого. Теперь же обращает лице к нам, повествует, как молился и был услышан, и говорит: «гласом моиме ко Господу воззвах». Под «гласом» разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих. Ибо говорит не о вопиянии, а о молитве изрекаемой умом. Слова же: «услыша мя от горы» – сказаны согласно с общепринятым образом представления. Ибо думали, что Бог обитает в скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: «от горы святыя» – значит: с неба, каковой смысл имеют и выражения: «во святую гору Твою» (Пс.14:1), и: «приближитеся горам вечным» (Мих.2:9). Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: «будет в последния дни явлена гора Господня» (Ис.2:2); потому что этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при скончании веков. Или: «от горы святыя», с небеси. И гора Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога.

Диапсалмою называется или перемена музыкального лада, или оборот в мысли и силе слова.

Пс.3:6. Аз уснух и спах.

Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: «востах», значить: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол.

Пс.3:8. Яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе.

Порази, сокруши, или поразишь. Молит Бога о скорейшем возстании или отмщении врагам. «Всуе» имеет врагов, кто не подает повода к ненависти. Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо «явлена... суть дела плотская», говорит божественный Апостол (Гал.5:19). Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются.

Пс.3:9. Господне есть спасение.

«Спаси мя, Господи», – говорит Давид (Пс.3:8). Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть «членовныя львов» сокрушивший Господь (Пс.57:7); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами.

Как предыдущий псалом в прообразе Давида во времена продвижения показал нам царственное достоинство Искупителя, так и этот на примере Давида во времена бедствий показывает мир и святую безопасность искупленных: как надежно положение тех, кто находится под божественной защитой. Давид, вынужденный спасаться бегством из своего дворца, из святого города, из-за восстания Авессалома (I) жалуется Богу на своих врагов (ст. 2,3).

(II) Несмотря ни на что, он полагается на Бога и ободряет себя в Нем, как в Боге (ст. 4).

(III) Псалмопевец вспоминает удовлетворение, которое он имел, получая милостивые ответа Бога на свои молитвы и ощущая Его благоволение (ст. 5,6).

(IV) Торжество над собственным страхом (ст. 7) и своими врагами, против которых он молится (ст. 8).

(V) Давид воздает славу Богу и принимает утешение от божественного благословения и спасения, которые безусловно принадлежат всему народу Божьему (ст. 9). Лучше всех истины Божьи излагает тот, кто познал их на собственном опыте; так и здесь Давид говорит о силе и милости Бога, а также о безопасности и спокойствии благочестивых.

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

Стихи 2-4 . Название этого псалма и многих других – это ключ, вставленный в замочную скважину двери, которая открывается им и впускает нас внутрь. Если мы знаем, по какому случаю был написан псалом, то нам легче истолковать его. Этот псалом был сочинен, или, по крайней мере, Давид размышлял о его сути, «переваривал» в мыслях и вознес к Богу в то время, когда он бежал, чтобы спасти не только корону, но и жизнь, от своего сына Авессалома, замыслившего заговор против него. Эта история изложена во Второй книге Царств, 15-я глава.

(1) В то время Давид был в великой скорби; спасаясь бегством, он поднялся босой на гору Елеонскую и сильно рыдал, покрыв свою голову. Именно тогда он сочинил этот утешительный псалом. Он рыдал и молился, рыдал и пел, рыдал и веровал; он сеял со слезами. Злостраждает ли кто из вас? Пусть молится; более того, пусть поет псалмы, пусть воспоет этот псалом. Страдает ли кто-нибудь из-за непокорных, непослушных детей? Такова была участь Давида, но это не мешало ему ни радоваться в Боге, ни писать свои святые песни.

(2) В то время царь находился в великой опасности; против него был составлен заговор; заговорщики, искавшие его смерти, были чудовищны, их возглавлял его собственный сын, и, похоже, его дела обстояли из рук вон плохо. Но в то же время Давид воспользовался своим положением в Боге и улучшил ситуацию. Опасности и страхи должны влечь нас к Богу, а не уводить от Него.

(3) В то время царь был чрезвычайно разгневан поведением тех, от кого он имел полное право ожидать более порядочных поступков – от своего сына, к которому был снисходителен, от своих подчиненных, для которых был таким великим благословением. Поэтому Давид не мог не возмущаться; эти события могли вывести из себя любого человека. В то же время он не позволил себе ни одного неподобающего проявления страсти и негодования, а имел достаточно спокойствия для совершения молитвы, что требует величайшей сосредоточенности и свободы мысли. Уравновешенность разума была доказательством того, что Дух Божий сошел на него, ибо Дух движется над спокойными водами. Пусть никакая недоброжелательность то ли со стороны ребенка, то ли друга не завладеет нашим сердцем настолько, чтобы мы стали негодными для общения с Богом.

(4) В то время Давид страдал из-за греха, совершенного по отношению к Урии; и происшедшее было тем злом, которое Бог грозился воздвигнуть из его же дома за совершение этого греха (2Цар 12:11), которое он осознал и использовал возможность, чтобы еще раз обновить покаяние за свой грех. Но в то же время он не лишает себя уверенности в божественной силе и милости и не отчаивается из-за происходящего. Даже печаль о грехе не должна препятствовать нашей радости в Боге и надежде в Нем.

(5) Кажется, что он трусливо бежит от Авессалома и бросает свой царский город, даже не сразившись за него; но в то же время из этого псалма видно, что он был полон смелости восстать благодаря своей вере в Бога. Стойкость истинных христиан больше заключается в милостивой безопасности и спокойствии разума, в способности переносить трудности и терпеливо ожидать, чем в смелых выступлениях с мечом в руках.

В этих трех стихах Давид обращается к Богу. К кому еще мы можем идти, когда все происходящее так сильно огорчает и пугает нас? В то время царь находился вдалеке от своих покоев и дворов дома Божьего, где он обычно молился, но он все-таки нашел способ обратиться к небесам. Где бы мы ни находились, у нас есть доступ к Богу, и мы можем приблизиться к Нему, где бы мы ни были. Давид, находясь в бегах, обращается к своему Богу,

I. Рассказывая о своей беде (ст. 2,3). Он оглядывается и как бы осматривает лагерь своих врагов или получает информацию о заговоре против него, которую приносит Богу, а не заседанию совета. В отношении своих врагов он жалуется (1), что их много: «Господи! как умножились враги мои!», не упоминая о том, сколько их было вначале, и сколько, по его мнению, будет. Группировка Авессалома, подобно снежному кому, необыкновенным образом возрастала по мере движения. Слова Давида выражают удивление (и он имеет для этого все основания) тем, что люди, которые были так обязаны ему, почти повсеместно восстали против него и избрали своим предводителем такого неразумного и легкомысленного молодого человека, как Авессалом. Как ненадежны и обманчивы многие люди! И как мало надежности и постоянства присутствует в людях! У Давида было столько же приверженцев, сколько и у любого царя, но теперь в одно мгновение он потерял их. Как люди не должны чрезмерно доверять правителям (Пс 145:3), так и правители не должны слишком полагаться на свой народ. У Христа, Сына Давида, было много врагов. Когда великое множество людей пришло, чтобы схватить Его, когда толпа закричала: «Распни Его! Распни Его!», как сильно возросло число Его недоброжелателей! Даже добрые люди не должны считать странным, если поток идет против них, а угрожающие им силы становятся все внушительнее.

(2) Давид жалуется, что эти люди злобные. Они восстали на него, они желают ему зла, но это еще не все: эти люди говорят о его душе: «Нет ему спасения в Боге». То есть они выстраивают недоброжелательную и враждебную атмосферу вокруг него, как друзья Иова, и приходят к заключению, что, так как его слуги и подчиненные предали и не поддержали его, Бог удалился от него и отказался помогать в этом случае. И поэтому на Давида нужно смотреть как на лицемера и нечестивца.

Они оскорбительно думают о Господе, словно Он не может помочь ему, говоря: «Опасность так велика, что сам Бог не может помочь ему». Поразительно, что такое великое неверие можно было найти в человеке, и особенно во многих людях в Израиле, которые могли подумать, что какая-то группа людей слишком сильна для Всемогущего Бога.

Они прилагают усилия, чтобы пошатнуть уверенность Давида в Боге и привести его в отчаяние от невозможности получить помощь от Него: «Многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге»» (ср. Пс 10:1; 41:11). Больше всего его огорчало то, что они имели такое плохое мнение о нем и считали возможным лишить его этого основания. Обычное искушение было ударом для него, жалом во плоти, более того, мечом в его костях. Здесь обратите внимание, что чадо Божье пугается при появлении отчаяния от одной мысли о том, что Бог не может помочь; и вы не сможете досадить ему чем-либо другим в той же мере, как убеждая в том, что нет ему спасения в Боге. Давид приходит к Богу и рассказывает, что его враги говорят о Нем подобно тому, как Езекия развернул письмо Рабсариса перед Господом. «Они говорят, что нет помощи мне в Тебе; но, Господи, если это так, то я погиб. Они говорят душе моей: «Нет спасения ему в Господе». Но Ты, Господь, сказал душе моей: «Я – спасение твое» (Пс 34:3);

это удовлетворит меня, и через какое-то время они замолчат». К этой жалобе он добавляет Selah – слово, которое около семидесяти раз повторяется в Книге Псалмов. Одни относят его к музыке, под которую во времена Давида пелись псалмы, а другие – к смыслу, то есть этот знак велит сделать торжественную паузу. Selah – «отметьте это место» или «остановитесь в этом месте и немного поразмыслите». Как и в данном месте, они говорят: «Нет ему спасения в Боге, Selah», то есть «уделите время для подобной мысли: «Отойди от меня, сатана! Господь осуждает тебя! Убирайся прочь с подобным подлым предложением!»

II. Спасаясь бегством, Давид исповедует свою зависимость от Бога (ст. 4). Чем больше ударов от Господа получает истинный верующий, - то ли это укоры провидения, то ли притеснения врагов, - тем крепче он держится за Бога и сильнее прилепляется к Нему. Так и Давид: когда его враги сказали: «Нет ему спасения в Боге», он воскликнул с еще большей уверенностью: «Но Ты, Господи, щит предо мною! Пусть они говорят, что хотят, но я уверен, что Ты никогда не оставишь меня, и я решил никогда не сомневаться в Тебе». Обратите внимание на то, кем является Бог для Своего народа, кем Он будет, что они обретут в Нем, что Давид обрел в Нем.

(1) Безопасность – «Ты, Господи, щит предо мною, чтобы охранять меня со всех сторон, раз мои враги обступили меня». И не только мой щит (Быт 15:1), что подразумевает божественную защиту, но и щит для меня, что означает выгоду и преимущества этой защиты в настоящее время.

(2) Почести – «Ты, Господи, - слава моя». Тот, кто принадлежит Богу, не только находится в безопасности и покое, но и выглядит величественно и облачен в истинные почести, намного выше тех, которые имеют сильные мира сего и гордятся ими. В то время Давид был в бесчестье: он лишился короны, но не думал о себе плохо, пока имел Бога и Его славу (Ис 60:19). «Ты, Господи, - слава моя; Твоя слава вменяется мне. Это то, к чему я стремлюсь, чего я жажду; какой бы ни была моя судьба, какие бы ни были почести, главное – чтобы Бог был моим именем и моей славой».

(3) Радость и избавление – «Ты возносишь голову мою; Ты поднимаешь мою голову, несмотря на мои бедствия, и восстанавливаешь мое достоинство вновь в нужное время. Или, по крайней мере, Ты поднимешь мою голову выше моих бедствий, и поэтому я не буду огорчаться или падать духом». Если в наихудшие времена Божий народ может с радостью поднять свою голову, зная, что для него все содействует ко благу, то он понимает, что это сделал Бог, который дал ему и повод радоваться, и радостные сердца.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны исполниться осознанием опасности, исходящей от толпы и злобности наших духовных врагов, которые стремятся погубить наши души, уведя нас от нашего Бога. Мы должны беспокоиться о себе во времена бедствий и опасностей для Церкви Божьей, против которой везде говорят и сражаются. В общем мы должны ободрять себя в Боге, который владеет нами и защищает нас, и который в нужное время проявит свою силу и в этом мире, и в сердцах Своего народа.

Стихи 5-9 . Давид, испытав побуждение еще сильнее схватиться за Бога как за своего Господа из-за поднявшегося мятежа своих врагов, получает утешение, глядя на небеса. Когда он оглядывается вокруг себя, то все огорчает его; поэтому в этих стихах он обращается к прошлому и с наслаждением вспоминает те выгоды, которые получил благодаря вере в Бога, и смотрит вперед с приятным ожиданием, когда настанет то яркое и счастливое событие, благодаря которому это темное время, в котором он оказался сейчас, закончится.

I. Обратите внимание на то, с каким утешением он оглядывается назад, вспоминая прежнее общение с Богом, проявления Его благоволения к нему во времена прежних трудностей, когда он прошел через них благодаря милости Божьей и дожил до нынешнего момента. Давиду пришлось испытать много трудностей; его часто преследовали и презирали, но несмотря ни на что он считал Бога вседостаточным. И сейчас он с удовольствием вспоминает:

1. Что все бедствия всегда ставили его на колени, что во всех своих трудностях и опасностях он мог признать силу Бога, вознести к Нему свое сердце и голос (это будет утешительным воспоминанием и для нас, когда мы окажемся в трудностях). «Гласом моим взываю к Господу». Беспокойство и скорби – благо для нас; они не наносят нам вреда, если побуждают молиться и не только говорить Богу, а взывать к Нему страстно. И хотя Господь понимает язык сердца, когда голоса не слышно (1Цар 1:13), и не обращает внимания на лицемерные молитвы тех, кого заботит, чтобы голос их был услышан на высоте (Ис 58:4), а их молитва vox et praeterea nihil – лишь звук; в то же время, когда до Него доносится серьезный голос искреннего сердца, он не останется без внимания, и Бог услышит, если мы взываем к Нему своим голосом.

2. Что Бог всегда был готов ответить на его молитвы. «Он слышит меня со святой горы Своей», с небес – святого и возвышенного места, с ковчега на горе Сион, где когда-то Он отвечал тем, кто искал Его. Спасаясь бегством от Авессалома, Давид велел Садоку возвратить ковчег Божий в город (2Цар 15:25), зная, что Бог не ограничен и не привязан к ковчегу Своего присутствия и что, несмотря на расстояние от этого места, он сможет верой получить ответ мира со святой горы. Подобные вещи не могут установить пропасть между проявлениями к нам Божьей благодати и работой Его благодати в нас, между Его благоволением и нашей верой. Ковчег завета находился на горе Сион, и все ответы на наши молитвы исходят от обетований этого завета. Христос был помазан Царем на святой горе Сион (Пс 2:6), и так как Отец всегда слышит Его, то через Него наши молитвы услышаны Им.

3. Что он всегда был в безопасности и спокойствии, находясь под божественной защитой (ст. 6): «Ложусь я, сплю и встаю (тихо и спокойно), ибо Господь защищает меня».

(1) Эти слова подразумевают общие милости, которые мы получает каждый день и за которые должны благодарить наедине и со своими семьями каждое утро. Многим негде приклонить свою голову, и они блуждают в пустыне, или им есть где спать, но они боятся уснуть из-за страха перед врагами; мы же спокойно засыпаем. Многие ложатся, но мечутся в постели, пока не начинает светать, из-за телесной боли, душевных страданий или постоянных приступов ночных страхов; мы же ложимся и спокойно засыпаем, хотя сами ничего не можем сделать для собственной защиты. Многие ложатся спать и больше не просыпаются, они засыпают смертным сном, как первенцы в Египте; мы же ложимся и засыпаем, а потом просыпаемся для света и утешений нового дня. Почему это так? Потому что Господь поддержал нас сном и пищей. Мы были в безопасности под Его защитой и покоились в руках Его милостивого провидения.

(2) Похоже, что здесь имеется в виду спокойствие и безмятежность духа Давида, когда он находился в опасности. Через молитву, вручив себя и свой случай Богу и получив уверенность в безопасности, его сердце успокоилось, и ему стало легко. Безрассудство сына, неверность слуг, предательство многих друзей, опасность для него самого, утомительность бегства и неуверенность в происходящем никогда не лишали его сна и не беспокоили во время отдыха, ибо Господь через Свою благодать и утешение Своего Духа могущественным образом поддержал его и успокоил. К нам проявлена великая милость, если во времена трудностей наш разум сконцентрирован на Боге и мы можем есть и спать спокойно.

(3) Некоторые древние богословы применяют это место к воскресению Христа. Во время Своих страданий Он обращался к Богу и был услышан, и поэтому хотя Иисус уснул смертным сном, тем не менее Он пробудился на третий день, так как Господь поддержал Его, и Он не увидел тления.

4. Что Бог часто ограничивал злобу его врагов, говоря: «Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих» (ст. 8). Господь закрывал им уста и изменял их речь, Он бесславил их и покрывал позором, Он с бранью бил их по щекам и не давал возможность совершить задуманное зло, ибо Он сокрушал их зубы. И Саул, и филистимляне, которые время от времени были готовы поглотить его, не могли осуществить свои планы. Зубы, которые скрежетали и заострялись против народа Божьего, будут сокрушены. Если в какое-то время сила врагов Церкви кажется угрожающей, то хорошо вспомнить, как часто Бог сокрушал ее; а мы уверены, что Его рука не укоротилась. Он может закрыть их уста и связать им руки.

II. Обратите внимание, с какой уверенностью Давид смотрит на возникшую перед ним опасность. Поручив свою защиту Богу, он сразу обрел выгоду от этого.

(1) Все его страхи успокоились и умолкли (ст. 7). С какой святой храбростью он бросает вызов основным опасностям и попыткам своих врагов! «Не убоюсь тем народа: то ли это будет вторжение соседних государств, то ли внутри страны заговор врагов, которые со всех сторон ополчились на меня». Кажется, что нет человека, находящегося в большей опасности: его враги бесчисленны – их тьмы (десять тысяч), они злобны и решительны, «(они) со всех сторон ополчились на меня, более того, похоже, они побеждают и уже добились успеха, так как окружили меня со всех сторон, тысячи врагов выступили против меня»; но в то же время нет человека, находящегося в большей безопасности: «Не убоюсь всего этого; они не смогут причинить мне вреда и поэтому не могут напугать меня; и какой бы благоразумный метод я ни использовал для своей защиты, я не буду беспокоить себя, оказывать недоверие моему Богу или сомневаться в благополучном исходе». Когда Давид, спасаясь бегством от Авессалома, повелел Садоку вернуть ковчег на прежнее место, он высказывал сомнение по поводу исхода нынешних событий и закончил свое обращение словами кающегося грешника: «…вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно» (2Цар 15:26). Но в этот момент он похож на сильного верующего: он говорит с уверенностью и не боится за исход событий. Обратите внимание, что радостная покорность Богу является способом, чтобы получить радостное удовлетворение и уверенность в Нем.

(2) Молитвы Давида стали более энергичными и ободрительными (ст. 8). Он верит, что Бог является его Спасителем, но в то же время молится; более того, поэтому он молится: «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой!» Обетования о спасении не лишают нас желания молиться о нем, а, наоборот, побуждают. Его спросят об этом.

(3) Его вера восторжествует. Давид начал этот псалом с жалобы на силу и злобность своих врагов, а закончил словами превозношения могущества и благодати своего Бога. Теперь он видит, что благословений, сопутствующих ему, больше, чем противостоящих бедствий (ст. 9). И теперь его уверенность и утешение базируются на двух великих истинах:

Что от Господа спасение, то есть Он имеет власть спасать даже в том случае, когда опасность так велика. Бог имеет исключительное право спасать, когда всякая другая помощь безрезультатна; это Его собственность, Он наслаждается спасая; Он обещает спасение тем, кто принадлежит Ему, так как оно не от них, а от Господа. Поэтому все, кто имеет Господа своим Богом, в соответствии с обетованием Нового Завета, уверены в спасении, ибо их Бог – Бог спасения.

Благословение Бога над народом Божьим; Он имеет не только власть спасать Своих детей, а также убедил их в Своих добрых и милостивых намерениях относительно их. В Своем Слове Господь провозгласил благословение Своему народу, и мы должны верить, что это благословение соответствующим образом покоится на них, хотя может и не иметь видимых результатов. Поэтому мы можем прийти к заключению, что народ Божий, даже находясь в порицании и неодобрении людей, безусловно благословлен Господом, который благословляет и поэтому имеет власть повелевать благословением.

Воспевая эти слова и молясь ими, мы должны обрести удовлетворение благодаря тому, что зависим от Бога и вручаем себя Ему. Мы должны ободрять себя и друг друга продолжать надеяться и спокойно уповать на спасение от Господа.

Псалом 3 начинается с надписания: «Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего » (Пс. 3:1). А почему, собственно, царь Давид бежал от своего сына? Потому, что Авессалом поднял бунт против отца, и Давиду угрожала смерть. Вообще, в книге Псалтырь несколько псалмов, которые были составлены Давидом во время этого бунта, или чуть позже, когда Давид вспоминал о нем. Поскольку многие современные люди не знают библейскую историю вовсе, то думаю, что есть смысл поговорить о том, почему отношения Давида и Авессалома сложились именно так, как сложились. Стоит сказать, что царь и пророк Давид очень хотел быть Господу другом. Несмотря на то, что огромный кусок его жизни прошел в военных походах, Давид является одной из самых светлых личностей ветхозаветного периода. Тем не менее, история знает только Одного совершенно безгрешного человека, и этим Человеком был и остается Воплотившийся Бог Иисус Христос. Других безгрешных нет, и не предвидится. Не был безгрешным и Давид.

Трагедия его семьи началась с его греха и его преступления. Царь Давид влюбился в Вирсавию, замужнюю женщину и вступил с ней в связь. Когда его любовница забеременела, Давид убил ее мужа Урию Хеттеянина. Каждый желающий может прочесть эту историю подробно в 11 главе «Второй книги Царств».

Гнев Господний не заставил себя ждать. Через пророка Нафана, Давиду было объявлено, что он будет наказан.

Во-первых, умрет младенец, которого Вирсавия родила Давиду. Так и случилось.

Люди во все времена остро переживали смерть детей, и я предполагаю, что ты, читатель, спросишь меня - а ребенок-то в чем виноват? Ни в чем. За что тогда Господь наказал ребенка?

Здесь следует понимать, что ребенок умер для Давида и Вирсавии, а у Господа все живы (Мф. 22: 23-33). Участь малыша в вечности не будет зависеть от грехов его родителей.

А вот останься малыш жить в нашем мире - могло случиться плохое. Господь, конечно же, знал, что Вирсавия останется самой любимой женщиной Давида. Именно сын Вирсавии Соломон правил народом Израильским после смерти Давида. Но Соломон был вторым сыном Давида и Вирсавии, уже рожденным в нормальном браке. А если бы остался жить их первый сын, то, не исключено, что именно он правил бы Израилем после смерти Давида. И что получилось бы? Что царем ветхозаветного народа-церкви стал бы плод прелюбодеяния, из-за которого был убит Урия? Быть может, именно из-за этого Господь и не допустил этому младенцу вырасти.

Но смертью сына наказания Давида не закончились.

Нафан поведал, что Господь воздвигнет на Давида зло из дома его, и не отступит меч от дома Давида во век (2 Цар. 12: 10-11). Это наказание последовало не сразу, а со временем.

То были ветхозаветные времена, и Господь попускал людям многоженство. Не велел иметь несколько жен, но и не наказывал, если кто-то нескольких жен брал.

Много жен было и у Давида. Много жен, и много детей от одного отца, но разных матерей. Вот между детьми Давида от разных жен и разыгрался первый акт трагедии, с которым может ознакомиться каждый, кто прочтет 13 главу «Второй книги Царств».

Амнон, сын Давида от Ахиномы, воспылал страстью к собственной сестре – Фамари, дочери Давида от Маахи. Хитростью заманил к себе в дом и изнасиловал.

Грех разделяет людей, а не соединяет их. После того, как страсть Амнона была удовлетворена, она сменилась другой страстью, ненавистью. Амнон возненавидел Фамарь и прогнал от себя. После этого обесчещенная девушка жила в доме Авессалома, своего полного брата, сына Давида от той же Маахи.

Надо заметить, что за изнасилование по закону Моисея полагалась смертная казнь (Втор. 22: 25-27).

Знал ли об этой истории Давид? Знал. Узнал и разгневался. Разгневался - и что сделал? Да ничего. Разгневался и всё.

Мы, современные люди, живем во времена мятежей. В любой стране революционеры обвиняют власть предержащих во всех смертных грехах, и заявляют, что уж если власть перейдет в руки к ним, то они всё устроят как надо. Под этим «как надо» понимаются разные вещи, но частенько заявляется – мы сделаем так, чтобы все были равны перед законом. Хоть ты сын президента, хоть племянник министра, но если ты сделал преступление – изволь ответить, как ответил бы простой дворник.

Некоторые таким обещаниям верят. А мне, дорогой читатель, и грустно и смешно. Общества без «мажоров», без неподзаконных сынков важных людей никогда не было и никогда не будет. То есть стремиться к такому можно. Но достичь этого нельзя. Мы ведь живем в проклятом мире (Быт. 3:17), в мире, исковерканном нашими грехами – что ж тут удивительного? Если уж царь Давид, который очень любил Господа и очень хотел быть Господу другом не нашел в себе сил, чтобы казнить собственного сына, то что уж говорить о наших царьках местного разлива, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся?

Итак, Амнон мог считать, что грязная история с Фамарью не выльется ему боком – ведь отец не стал его преследовать. Отец-то не стал, но обиду за сестру затаил Авессалом. Он не угрожал Амнону и ни как не показывал своей ненависти, но через два года убил его. И убежал в соседнюю страну, к Фалмаю, царю Гессурскому.

А что Давид? По тому же закону Моисея в царстве Израильском нельзя убивать людей направо и налево – Авессалом должен был бы ответить за самосуд! Но – не ответил. И здесь Давид проявляет мягкость к своему ребенку. Через три года Авессалому было разрешено вернуться домой.

Но этим трагедия не окончилась, просто наступил короткий антракт, и вскоре страсти должны были закипеть вновь. Всё происшедшее, конечно, не укрепило уважения Авессалома к отцу, и, прожив в Иерусалиме ещё два года, Авессалом поднимает бунт.

Современный человек приучен относиться с уважением к бунтовщикам и мстителям. Не редко их ставят выше, чем тех, против кого они взбунтовались. Но нужно сказать, что Авессалому было далеко до его великого отца.

Это хорошо видно на примерах. Древний Израиль ведь был не просто народом, он был избранным народом Божьим, из которого должен был родиться Спаситель, Христос. Народ этот находился на особом попечении у Господа. И хорош был не тот правитель, который показывал себя великим воином или администратором, а тот, кто выполнял постановления Божии.

Есть среди этих постановлений и такое – «Не прикасайтесь к помазанным моим (Пс. 104: 15)».

Давид выполнял эту заповедь тщательно, даже и во вред себе. Его много лет ненавидел первый царь Израильский Саул. Ненавидел, преследовал, много раз пытался убить. И у Давида несколько раз была возможность убить Саула и так обезопасить себя. Но Давид этого не делал (смотри 1 Цар. 24:10-18; 1 Цар. 26:7-17).

Повторю – Давид изо всех сил пытается выполнять волю Божью, и именно поэтому не убивает Саула. Саул – помазанник Божий, как можно его тронуть?! Да, Саул враг Давиду, более того – он плохой царь, не единожды нарушавший волю Божью, но – всё же помазанник!

В итоге царь Саул умер от руки другого человека – Давид не посмел причинить помазаннику зло.

Ничего подобного нет в поведении Авессалома. Его отец помазанник Божий – ну и что? Голову с него долой, хоть помазанник, хоть не помазанник – ведь Авессалому хочется править!

Да и родственные отношения значат для Давида намного больше, чем для Авессалома.

В Законе Моисея было предписано убивать камнями того, кто злословит отца своего и мать свою (Исх. 21: 17). Авессалом же идет дальше – он намерен именно убить отца (2 Цар. 17:2-4). Давид же смотрит на ситуацию иначе, он еще не забыл, что бунтовщик – его родной сын. Перед началом битвы он просит своих воинов не убивать Авессалома (2 Цар. 18:5).

Безусловно, достанься победа Авессалому, он гораздо меньше следил бы за соблюдением постановлений Божиих, чем его отец. Но победа была за войском Давида. Подручные Давида не выполнили главной просьбы своего царя – военачальник Иоав убил Авессалома. О чем Давид горько плакал – он не перестал любить своего сына, даже после того, как сын перестал любить его (2 Цар. 18: 33).

Так сбылось пророчество, возвещенное Духом святым через пророка Нафана – меч не отступил от дома Давида (2 Цар. 12:10-11). Кстати, это была не последняя родная кровь, пролившаяся в этой семье. Уже после смерти Давида его сын, царь Соломон, убил своего брата Адонию, так как тот претендовал на его трон (3 Цар. 2:20-25).

В общем, Давид полной мерой заплатил за то, что убил Урию Хеттеянина и разрушил его семью.

Это только кажется, что «сильные мира сего» могут поступать с «маленькими людьми» так, как вздумается, творить любые злодеяния и ничего им за это не будет. Пример Давида доказывает – это только иллюзия. Что «посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7), и тот, кто сеет зло, в итоге будет вкушать его горькие плоды. Не случайно апостол Павел напоминал людям могущественным и знатным, чтобы они относились к «маленьким людям» как к братьям, оказывая им должное и справедливое. Не люди, но Господь спросит с них, как они относились к своим ближним (Кол. 4:1).

А теперь поговорим о самом псалме. Можно рассматривать его с исторической точки зрения, как вопль Давида к Господу.

«Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его» (Пс. 3:2-3).

Бунт Авессалома поддержали многие. Мы, люди, часто пытаемся прямолинейно истолковать то, что делает Бог. Вот так и евреи тех далеких времен думали, что раз поднялся бунт, то Бог разгневался на Давида за его грех и отвернулся от него так, как отвернулся ранее от Саула. А значит – Бог Давида не спасет.

«Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах и услыша мя от горы святые Своея» (Пс. 3:4-5).

Но Давид не перестает надеяться на Господа. Этот постоянно воевавший человек, на чью жизнь пришлось столько опасностей, что хватило бы и десятерым, научился в жизни очень важному – надеяться на Господа.

Уже не вспомню у кого именно, но, кажется, у кого-то из католических богословов промелькнула очень красивая формула: «Работай так, как будто всё зависит только от тебя и молись так, как будто всё зависит только от Бога».

Давид так умел. В своих битвах он бился изо всех сил, но не на эти силы надеялся. Знал пророк – если Господь не станет ему помощником, то напрасны будут все усилия. Пройдут века, и другой пророк, Иеремия, скажет: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17:5). В том числе – и на самого себя.

Вот так, дорогой читатель. Мы с тобой с детства слышали фразы вроде: «Все зависит только от нас», «Каждый человек кузнец своего счастья», «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Святое Писание учит нас не очень-то надеяться на «свою собственную руку». Господь не потворствует лентяям, и если человек не будет трудиться, то ничего хорошего из него не выйдет. Но в любом деле, в любом труде, от нас – только усилия. Успех или не успех – от Господа.

Но вернемся к Давиду. Давид знает, что наказан Господом, и наказан за дело. Но неверность Давида не означает неверности Бога! Давид наказан, но не брошен – Господь слышит молитвы царя и пророка.

Не правы были те, кто думали, что с согрешившим Давидом будет так же, как и с согрешившим Саулом. Давид на Саула похож не был.

Став царем, Саул возгордился, стал самонадеянным и отступил от Господа по-настоящему. До самой смерти этот человек так и не покаялся. Слово «покаяние» с греческого языка буквально переводится как «перемена ума». То есть покаяться – это постараться измениться. Саул так не сделал и погиб, оставаясь человеком самонадеянным и упорным.

Падение же Давида – падение временное. Он не устоял перед своей страстью к Вирсавии, но это была все-таки временная слабость человека, который очень хотел быть верным Господу, но это не всегда получалось. Думаю, что Давид вполне мог бы подписаться под словами, которые произнес апостол Павел. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное – того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу – делаю (Рим. 7:18-19)».

И так падение Давида – слабость, а не упорство. И после этого падения было покаяние. Есть такая пословица «покаянную голову меч не сечет». Господь наказал Давида, но не бросил его. На Давиде сбылись слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37)». Давид позвал, и Его Друг, Господь, услышал.

«Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюсь от тем людей, окрест нападающих на мя» (Пс. 3:6-7).

Давид настолько надеется на Господа, что может спокойно заснуть, несмотря на то, что ему грозит огромная опасность. Сон – это время совершенной человеческой беспомощности. Спящий не способен защитить себя не только от крадущегося убийцы, но и от комара. А Давид может спокойно заснуть, так как знает – Господь остался его Другом и Господь охраняет его.

«Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс. 3:8-9).

Давид молит Господа о том, чтобы тот спас его, даровал окончательную победу над бунтовщиками. «Зубы грешников» здесь упомянуты не случайно – если у хищника выбить зубы, то он становится неопасным. Напомню – Давид хотел именно сделать неопасным Авессалома, а не убить его!

И заканчивает Давид псалом вновь надеждой на Бога, ведь чтобы человек не делал, без Господнего благословения не будет толку. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1)».

Так можно рассматривать этот псалом, если смотреть с точки зрения исторической. Но мне кажется, что читателю будет интересно узнать, как эти слова Давида можно отнести к состоянию собственной души, тем более, что этот псалом в православных Храмах любой прихожанин слышит часто – именно этим псалмом начинается Шестопсалмие.

Интересную трактовку предложил святитель Григорий Нисский в своем труде «О надписании псалмов», и всё, что будет сказано ниже, основывается именно на этой трактовке.

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог будет Богом их. И ототрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни воплей, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:1-4).

Красиво – правда, читатель? Кстати, об этом рае будущего века, о Небесном Граде Иерусалиме сказано не только это. О жителях этого Града сказано, что они «будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5).

То есть человек, обретающий веру во Христа, как бы помазывается на будущее царство, готовится к тому, чтобы царствовать со Христом в вечности. И тут на него нападают враги. Какие? Люди? Или бесы?

Святитель Григорий Нисский утверждает, что главные твои враги – это твои собственные порождениия. Как взбунтовавшийся Авессалом был порождением Давида, так и те, кто восстанут на тебя, будут твоими собственными порождениями. И кто же это? Твои страсти. Жадность и гордость, властолюбие и тщеславие, зависть и среблолюбие – всё это восстает на тебя, человек, и пытается лишить тебя будущего царства!

И здесь необходим бой. Иначе человек просто не сможет жить в вечности. Не Бог его не пустит в Небесный Град Иерусалим – человек сам не сможет войти в него!

Вспомним историю древнего Израиля времен Моисея. После бегства из Египта, потомки Авраама в первый раз подошли к Земле Обетованной сравнительно быстро. И что? И ничего – они не смогли войти в неё! И только после сорока лет скитания в пустыне, когда почти все, родившиеся в египетском рабстве умерли, обновленный народ Израильский смог стать народом Божьим и смог населить Палестину.

Так происходит и с нами. Когда мы решаем всерьез становиться христианами, мы не в рай ведь попадаем! Нас ждут годы борьбы. Все страсти, всё греховное, всё не-Божье в нас восстанет на бой с нашим решением. Бой будет трудным и долгим. И только выдержав этот бой, человек получает способность жить с Богом. И в нашем временном мире, и в вечности.

Кстати, а как Давид боролся с Авессаломом? Бежал от него и бился с ним. Вот так и здесь от восстающих греховных помыслов нужно и бежать, и биться с ними именем Господним.

Как бежать? А ты помнишь первый псалом, читатель? «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых» Пс. 1:1). Не водиться с теми, кто может научиться плохому, не смотреть и не слушать того, что может поднять со дна дуги греховную муть – это один их способов благоразумного бегства от восстающих на нас страстей.

Ну, а как биться со страстями именем Господним – этому посвящена вся православная аскетическая литература. Скажем, «Душеполезные поучения аввы Дорофея». Если захочешь – прочти, читатель! Лично мне очень нравится. Из всей аскетической литературы, с которой я сталкивался, эта книга – самая простая, самая доступная для понимания. Та же знаменитая «Лествица» Иоанна Лествичника, на мой взгляд – сложнее.

Святитель Григорий Нисский обращает внимание на то, что если человек выходит на бой со своими страстями, своими порождениями, то Господь дает ему победу. А если не выходит – страсти только усиливаются. Так уж устроен человек – он постоянно меняется. Не может всё время быть одним и тем же. Он или лучше того, каким был вчера, или хуже того. Если он борется со страстями и старается очистить свою душу, то эта борьба со временем становится все более успешной – Господь «сокрушает зубы» этим страстям. Наоборот – если человек постоянно уступает греховным порывам, то это ослабляет душу и совершенно лишает способности сопротивляться греху.

Грех очень испортил человека. Человек сам, одними усилиями своей воли, победить греховные порывы не способен. Только благодатью Божьей!

Но Господь не раздает благодати тем, кто сами палец и палец не ударили. Наши усилия в борьбе со страстями совершенно необходимы.

Ведь если ты даже и не пытался выйти на бой, значит - тебе просто не нужна победа. Правда, читатель?

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 3.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Григорий Нисский. О надписании псалмов.

Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой - их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.

Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.

Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывай 101-й псалом».

Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?

3-й псалом

Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».
Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).

И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.

Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, - восклицал он, - сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).

Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.

53-й псалом

Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).

58-й псалом

Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).

142-й псалом

Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

101-й псалом

Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».

Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню - храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).

История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.

Заключение

Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.

Первая из них - твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.

Вторая - нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек - это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.

И третья - нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…

Псалом № 3 (со Славой) слушать:

https://azbyka.ru/audio/audio1/Svjashhennoe_pisanie/psaltir_tsl_mohov/004.%20%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%203.%20%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0..mp3

КАФИЗМА 1

Псалом 3 Псалом 3
1 Псалом Давиду, Внегда́ отбегаше от лица́ Авессалома, Сы́на своего́, 1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, 2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня
3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния ему́ в Бо́зе его́. 3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. 4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́ 8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое. 9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

Слава:

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 3 ПСАЛМА

По Божиему попущению вера Давида была, в течение его жизни, неоднократно была испытана Богом. На жизнь Давида, в борьбе за власть, покушался и его сын Авессалом, который подготовил вооруженное восстание. Из-за этого Давид вынужден был оставить Иерусалим и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома.
Поэтому псалом 3 имеет такое надписание — Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.

«Господи! как много у меня врагов! » Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие «мнози восстают на мя», потому что Авессалом лестью и обманом «приусвои сердца сынов Израилевых», т.е. вкрался в сердца их (2Цар. 15:6,12).
Почти весь израильский народ пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих.
Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них.
Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился.

Пс.3:3–4 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу под множеством врагов, понимает не одних внешних, видимых врагов своих, но и врагов внутренних, которые в душе пророка старались возбудить помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога ».
Как и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему» (Мф. 27:43).

Пс.3:4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Но никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога, он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою.
Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.

Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Под горою святою разумеет псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями.
Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22). Таким образом, стих пятый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе.

Пс.3:6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя.

Тмами на славянском языке называются великое множество людей, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».

Пс.3:8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.

Слово «воскресни» употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи.
Под зубами грешников разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы.
Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно: «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею».

Пс.3:9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top