Д. Нейропсихология

 Д. Нейропсихология

Родилась 7 августа 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1952), доктор психологических наук (1971), профессор (1976), преподавала в МГУ (с 1958), - в должности профессора (с 1974), зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1977-1980), зав. лабораторией нейропсихологии в Институте Психологии АН СССР (1972-1980), заслуженный профессор МГУ (с 1996). Лауреат Ломоносовской премии 2-й степени и бронзовой медали ВДНХ (1973). Член редколлегии журнала "Вестник МГУ". Серия 14. "Психология". Скончалась 6 марта 2004.

Евгения Давыдовна Хомская - известный специалист в области нейропсихологии. В дипломной работе, выполненной под руководством профессора А.Н.Соколова, Х. удалось экспериментально выявить феномен изменения слуховой чувствительности человека в ответ на восприятие им различных слов, и, тем самым, был намечен один из путей изучения психосемантических характеристик индивидуального сознания. Самостоятельная научная деятельность Хомской тесно связана с творчеством профессора А.Р.Лурия. Хомская начала работать ст. лаборантом, затем педагогом-воспитателем в Санатории № 36 Мосгорздравотдела, который являлся клинической базой лаборатории по изучению детей-олигофренов (зав. лабораторией А.Р.Лурия) Института дефектологии (1953-1958). За эти годы была написана кандидатская диссертация Хомской на тему: “Роль речи в компенсации нарушений условных двигательных реакций у детей” (1957). Исследовались дети с задержкой психического развития и дети-олигофрены. Оказалось, что присоединение речи к двигательным реакциям может компенсировать нарушения движений у детей с задержками психического развития в отличие от детей, страдающих разными формами олигофрении. Результаты исследования подтвердили гипотезу А.Р.Лурия о том, что нейродинамика речевых процессов в ее развитии опережает нейродинамику двигательных процессов и поэтому возможна компенсация нарушений движений через речь.

С 1958 по 1980 гг. Хомская возглавляла группу психофизиологии в нейропсихологической лаборатории А.Р.Лурия Нейрохирургического госпиталя им. Бурденко и преподавала в МГУ. Здесь ею был собран материал для докторской диссертации, успешно защищенной в 1971 г. по теме: “Лобные доли мозга и процессы активации”. В исследовании были изучены многосторонние функции лобных долей мозга и особенно их важнейшая роль регулятора в процессах активации, механизмы произвольного контроля с помощью речи. Метод исследования - электроэнцефалография, изучались ЭЭГ-ответы на иррелевантные сигналы и сигналы, связанные с деятельностью по решению разного рода задач (например, счетных). Было обнаружено, что при включении в активную деятельность по выполнению заданий, требующих речевой регуляции, возникают генерализованные реакции активации ЭЭГ (верхних отделов альфа-диапазона), носящие неугасимый характер. Такого рода реакции оказались характерны для нормы и всех больных с очаговыми поражениями мозга, кроме больных с поражениями медиа-базальных отделов лобных долей. Впервые были введены способы оценки ассиметрии формы волны ЭЭГ (восходящей и нисходящей), выявлявшиеся с помощью специально созданных технических средств. Показатель изменения ассиметрии волн ЭЭГ при интеллектуальной нагрузке оказался более чувствительным, чем изменения амплитудной и частотной составляющих спектра ЭЭГ. Результаты исследования позволили различать псевдолобных больных (при вторичных лобных синдромах) и выявлять лобную симтоматику при субклинических формах заболеваний мозга. Материалы диссертации были опубликованы в книге: “Мозг и активация” (М., 1972), переведенной и изданной в 1983 г. в США.

В 1970- е гг. Хомская руководит лабораторией нейропсихологии в ИП АН СССР и продолжает цикл исследований, обозначенных ею как “нейропсихологическая психофизиология”. В этот период публикуются сборники и монографии, посвященные новым методам нейропсихологических исследований функционального состояния мозга; функциям лобных долей мозга.

В 1980-е - 1990-е гг. - Хомская разрабатывает теоретические основы нейропсихологии, новые методические приемы изучения познавательных и эмоциональных процессов, занимается исследованием проблемы межполушарной ассиметрии мозга, нейропсихологических основ индивидуальных различий в норме.

Евгения Давыдовна Хомкая читала в МГУ курсы: “Основы нейропсихологии”, “Клиническая нейропсихология”, “Психофизиология локальных поражений мозга”, “Патология эмоций”, “Нейропсихология индивидуальных различий” и др. Ею опубликован первый в нашей стране учебник для университетов “Нейропсихология” (1987), представляющий собой фундаментальный труд, отражающий современное состояние нейропсихологии, вклад А.Р.Лурия и отечественной нейропсихологической школы в ее формирование как самостоятельной науки. Хомская - автор и редактор ряда учебных пособий по нейропсихологии, обеспечивающих университетскую подготовку студентов, специализирующихся в области нейропсихологии: Нейрофизиологические основы внимания. (Хрестоматия). М., 1979; Нейропсихология. Тексты. 1984. Ею организован оригинальный спецпрактикум по компьютерной нейропсихологической диагностике. Хомская была организатором ряда конференций, симпозиумов по нейропсихологии как в нашей стране, так и за рубежом, неоднократно выезжала за рубеж с докладами и лекциями по нейропсихологии (Финляндия, Болгария, Югославия, Польша и др.). Подготовила 35 кандидатов наук.

4-е издание. — СПб.: Питер, 2005г. -496с., ил. — (Серия «Классический университетский учебник»).В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.Оглавление.
Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение.
Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук.
Теория системной динамической локализации высших психических функций.
Основные принципы строения мозга.
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
Нейропсихология и практика.
Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа.
Нейропсихологаческий анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.
Проблема высших психических функций в нейропсихологии.
Сенсорные и гностические зрительные расстройства.
Зрительные агнозии.
Общие принципы работы анализаторных систем.
Зрительный анализатор. Сенсорные зрительные расстройства.
Гностические зрительные расстройства.
Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.
Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства.
Гностические кожно-кинестетические расстройства.
Сенсорные и гностические слуховые расстройства.
Слуховые агнозии.
Слуховой анализатор. Сенсорные слуховые расстройства.
Гностические слуховые расстройства.

Проблема апраксий.
Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы.
Элементарные двигательные расстройства.
Нарушения произвольных движений и действий.
Нарушения произвольной регуляции высших психических.
функций и поведения в целом.
Нарушения речи при локальных поражениях мозга.
Проблема афазий.
Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
Проблема амнезий.
Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологаческий анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.
Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии.
Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальныхпоражениях мозга.
Нейропсихологический подход к изучению нарушенийсознания при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологаческие синдромы при локальных поражениях мозга Глава.
Синдромный анализ нарушений высших психических.
функций.
Проблема факторов в нейропсихологии.
Нейропсихологические синдромы поражения корковых.
отделов больших полушарий.
Нейропсихологические синдромы поражения глубоких.
подкорковых структур мозга.Приложения.
Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и.
эмоционально-личностной сферы.
Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина).
Опросник для определения личностной тревожности (по методике Спилбергера— Ханина).
Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга).
Опросник для оценки эмоциональности как черты.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top