Шведова Лариса Александровна
Должность:
педагог по изодеятельности
Учебное заведение:
МАДОУ № 157 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт:
г. Кемерово
Наименование материала:
конспект занятия
Тема:
" Дремлет лес под сказку сна... "
Дата публикации:
16.01.2017
Раздел:
дошкольное образование
«Дремлет лес под сказку сна…»
Нетрадиционные
техники:
рисование
паралоном,
рисование
пальчиками,
применение
сыпучих, бросовых материалов (пенопласт, вата, салфетки).
Цель: Углубление эмоционально-эстетического восприятия родной природы в поэтическом
слове, музыке и живописи.
Задачи:
Помочь детям почувствовать красоту природы в художественных образах (музыке,
живописи, поэзии).
Закреплять
умение
отображать
состояние
погоды
в
рисунках
(ясно,
метель)
с
помощью различных изобразительных техник, побуждать к поиску оригинальных
способов рисования заснеженных крон деревьев.
Закреплять понятие: «пейзаж»
Совершенствовать
владение
различными
приемами
рисования,
в
том
числе
и
нетрадиционными.
Формировать
композиционные
умения.
Поощрять
детей
воплощать
в
художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и
чувства.
Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная
работа:
Наблюдение
за
явлениями
природы
о
зиме;
разучивание
стихотворений, песен, слушание музыки.
Материалы: Картон холодных цветов (фиолетовый, синий, голубой), гуашевые краски,
клей
ПВА,
кисти
клеевые,
крупа
манная,
салфетки
бумажные,
бросовый
материал
(пенопласт,
вата),
паралон
закрепленный
на
палочке,
блюдца,
розетки,
салфетки
матерчатые.
Рекомендуемые учебно-методические пособия:
Плакат «Времена года», репродукции картин художников (Шишкин «Одинокая сосна»,
Грабарь «Февральская лазурь», Юон «Зима»).
I. Ход занятия:
(Звучит музыка) Воспитатель с детьми входит в зал.
- Ребята мы с вами попали в сказочный лес, давайте полюбуемся красотой зимы,
посмотрите, в какие причудливые одежды нарядила Волшебница – зима деревья.
Задаю вопрос:
- Ребята, а какая бывает зима? (Ответы детей: зима бывает сердитая, вьюжная, мрачная,
злая,
страшная,
холодная,
студеная,
а
может
быть
спокойная
пушистая,
солнечная,
снежная, мягкая, красивая и т.д.)
- Чем вам нравится зима? (Ответы детей: можно кататься на коньках, на лыжах, с горки,
на санках, лепить снежных баб, играть в снежки и т.д.)
Давайте полюбуемся на зимние деревья, которые находятся за нашим окном, как они
красивы. (Дети любуются, а воспитатель в это время раскладывает несколько следов
изображенных на бумаге по залу)
- Ой, ребята, посмотрите! Кто-то оставил следы на снегу, давайте пойдем по этим следам,
куда они нас приведут?
Привели нас следы на зимнюю полянку. Почувствуйте, какой здесь морозный свежий
воздух, вдохните глубже.
- Ребята, обратите внимание, что художники тоже любят изображать зимнюю природу.
(Задаю вопрос)
- А когда художники изображают на своих картинах природу, как будет называться этот
жанр живописи?
(Ответ: пейзаж) Молодцы, правильно.
Посмотрите,
художники
изображают
свои
пейзажи
с
натуры,
а
некоторые
по
представлению.
- Может быть, кто-то из вас знает стихи про зиму? (Дети рассказывают стихи).
II.
А сейчас я попрошу вас сесть за столы. Давайте закроем глазки и представим красивые
зимние пейзажи, глазки открыли и сейчас мы с вами будем рисовать свои зимние пейзажи
по представлению. Вы видите, у вас на столах лежат необычные материалы, с помощью
этих материалов вы должны изобразить зимний лес.
Произношу правило: «Сядем прямо, не согнемся, за работу мы возьмемся!»
(Звучит музыка). Дети работают.
Физминутка:
(Дети встают полукругом. Воспитатель рассказывает и показывает, дети
повторяют движения)
Посмотри-ка мой дружок!
Выпал беленький снежок!
Он пред нами как тетрадь:
Хочешь, будем рисовать?
Здесь рисуем дом:
Здесь дорожку проведем…
Интересно стало кошке-
Побежала по дорожке!
Прилетели стайки птичек-
Воробышек и синичек,
Всю дорожку истоптали-
Видно, тоже рисовали!
По ходу работы, воспитатель оформляет выставку из детских рисунков.
-
А теперь давайте встанем, подойдем к выставке. И полюбуемся своими зимними
пейзажами. Сегодня мы с вами побывали в роли художников – пейзажистов. С каким
вдохновением, усердием вы выполняли свои работы!
III.
(стук в дверь)
- Кто это стучится к нам?
Двери открываются – входит Волшебница – зима.
Зима:
- Здравствуйте, ребята! (отвечают: Здравствуйте!)
Воспитатель:
- Ребята, это сама Волшебница – зима пожаловала к нам в гости, давайте покажем ей свои
работы.
Воспитатель:
- Полюбуйся зимушка, какие ребята красивые зимние пейзажи нарисовали!
Нравится?
Зима:
- Ой, какие вы молодцы!
-
Ну, спасибо, вам ребята! За вашу фантазию я награжу вас! Где мой волшебный
сундучок? (Три раза взмахивает палочкой). Открывает сундучок, достает оттуда леденцы,
раздает детям. (Дети говорят: спасибо).
Зима
прощается:
- До свидания, ребята, пора мне уходить, дел много у меня накопилось.
(Дети) До свидания!
Воспитатель:
-
Ребята, понравилось ли вам в сказочном зимнем лесу?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
-
Хорошо, мы обязательно вернемся сюда в следующем году, а сейчас пора домой.
Выходят из зала.
Подготовительная группа «Дремлет лес под сказку сна». Цели: Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое). Воспитывать эстетическое отношение и любовь к природе. Предварительная работа: Затонировать ватман. Раздать детям синюю, зелёную и белую бумагу. Описание работы: Дети рисуют контуры деревьев на сложенной пополам цветной бумаге, вырезают по контуру и вырезают узоры(как на снежинках).
Картинка 14 из презентации «Коллективные работы в детском саду»Размеры: 610 х 404 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Коллективные работы в детском саду.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 872 КБ.
«Леса» - Использование древесных ресурсов. Смешанные и широколиственные леса. Природа лесных зон. Хвойные леса.
«Сны и сновидения» - Основные положения теории сновидений Фрейда: Фундаментальное положение теории. Функция сновидений - оберегать сон. Смысл сна. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Содержание бессознательного - вытесненные желания. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.
«Сны» - Мы видим сны в фазе быстрого сна. Откровение свыше. За ночь мы видим в среднем 4-5 снов. Когда человек просыпается, около 95% снов исчезают. Почему мы не запоминаем сны? Фазы сна. Виды сна: В какой фазe сна мы видим сновидения? Что такое сновидения? Предчувствие души. Сон. Сколько снов мы видим за ночь?
«Лес» - Пирамидки. Примерно три месяца идет снег, но снежный покров не очень большой. Климат. Пищевые цепи образуют сети. Смешанные леса: Также выражена ярусность, хоть не так ярко. Тропические Леса. Соответственно ярко выражена сезонность. Годовой уровень осадкой 50 – 70 см, большая часть осадков выпадает весной и летом.
«Значение снов» - Платон. Цели урока: Детство героев. Выражение подсознания (тюрма совести). Внутренние противоречие Раскольникова, конфликт разума и сердца. Эпиграф урока. Средство психологического анализа. Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание». Значение сна у достоевкого. Кальдерон. Сон Раскольникова сон Обломова.
Тема: "Зимний лес".
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
2. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.
3. Обогащать словарь образной лексикой.
Материал и оборудование:
· альбомные листы формата А4 тонированные
· краски акварельные
· гуашь белая
· кисть клеевая
· кисть художественная
· простой карандаш
· салфетки для промакивания
· стаканы с водой
· мольберт с образцом
· магнитофон
Предварительная работа:
упражнять детей в назывании деревьев, примет зимы. Дидактичекие игры на умение подбирать слова.
Индивидуальная работа с Вовой Т., Васей Ш., Вадимом Г. - закреплять умение правильно держать кисть во время рисования методом тычка. А также с Владом Б., Никитой Д. - закреплять работу простым карандашом(без нажима).
Ход занятия.
Столы расставлены в два ряда по три человека.
Воспитатель : ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения С.Есенина:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Воспитатель : Каое время года описано в стихотворении С.Есенина?
Дети: зима.
Воспитатель : Что это за белая косынка на сосне?
Дети: снег.
Воспитатель : С чем еще можно сравнить пушистый снег на ветвях деревьев?
Дети: с шапкой, шубой, покрывалом.
Воспитатель : а сейчас, я прочитаю вам рассказ, который называется "Зимний лес". В этом рассказе вам встретится новое слово "убор", которое обозначает то, во что одеваются. А во что одет лес зимой?
Дети : в снег (слушают рассказ).
Воспитатель: А знаете ли вы как отличить зимой одно дерево от другого?
Дети: по цвету коры, по расположению веток, по плодам на некоторых деревьях (например-рябине, липе).
Воспитатель: Вспомните, какие еще деревья еще легко узнать зимой?
Дети: елку- иглы короткие; сосну - иглы длинные.
Воспитатель: предлагаю теперь начать нашу работу. Обратите внимание на расположение елок. Почему одни-большие, а другие -маленькие.
Дети: большие- растут давно, а маленькие - посадили недавно.
Воспитатель : когда изображено много елочек и сосен, как можно назвать такой лес?
Дети: сосновый бор.
Воспитатель: обратите ваше внимание на то, что сосны, снежинки и снег раскрашены методом тычка, а шишки на елках и стволы - художественной кистью. Сначала выполняем простым карандашом наброски больших и маленьких елей (треугольников), веток и стволов деревьев. Затем раскрашиваем тычком наши елочки.
Дети: напоминают как рисовать простым карандашом - без нажима; метод тычка - берут кисть, мокают в воду, набирают краску, промакивают на салфетке и рисуют концом клеевой кисти; художественной кистью - концом кисти или всем ворсом, не касаясь палочкой бумаги. (Рисуют простым карандашом, а затем раскрашивают тычком елочки). Во время рисования звучит музыка.
Воспитатель : пока наши елочки сохнут, давайте с вами поиграем.
Дети выходят из-за столов и встают в круг.
Игра "Подбери словечко"
Воспитатель: В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег?
Дети: сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.
Воспитатель : Мы говорим: "Снег идет". А снежинки?
Дети : порхают, кружатся, летят.
Воспитатель : Когда идет сильный снег, как это можно назвать?
Дети: снегопад, вьюга, метель.
Воспитатель : а теперь разминка.
Дети : ветер дует нам в лицо,
закачалось деревцо,
ветер тише, тише, тише,
деревцо все выше, выше. (веточки расправили и встали на носочки).
Воспитатель: а теперь пройдите на свои места и приступим к нашим работам. Теперь нам нужно нарисовать снегопад и снег гуашью методом тычка. На елках нарисовать художественной кистью шишки и раскрасить стволы.
Дети заканчивают работу, а воспитатель вместо анализа читает стихотворение:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
НОД с детьми подготовительной группы
по теме «Зимний лес»
Цель: Обучать детей нетрадиционным методам рисования.
Задачи:
Обучение изображению зимы нетрадиционными приёмами рисования.
Формирование умения располагать предметы на всём листе.
Развитие аккуратности при работе с нетрадиционным материалом.
Развитие творческих способностей детей.
Воспитание любви к природе и окружающему миру.
Предварительная работа: Рассматривание картин, чтение художественных произведений, наблюдение.
Материал: Репродукция картины, иллюстрации, книга со стихами, краски, кисти, синяя или голубая бумага, трафареты, зубная паста, зубная щётка.
Воспитатель: - Ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения С.Есенина:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Воспитатель: - Какое время года описано в стихотворении? (Зима.) Что это за белая косынка на сосне? (Снег.) С чем еще можно сравнить пушистый снег на ветвях деревьев? (С шапкой, шубой, покрывалом.) А вы любите зиму?
Кто был зимой в лесу? (Воспитатель показывает картину « В зимнем лесу».) Какой он лес зимой? (Ответы детей.)
Зимний лес очень красив. На ветвях деревьев и кустарников лежат пушистые хлопья снега, маленькие ёлочки спрятались под снежным одеялом. Тихо в зимнем лесу.
Посмотрите, на снегу много следов. Отгадайте, чьи они?
Угадаете, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору? (Заяц)
Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает. (Лиса)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой, голодный. (Волк)
Кто с высоких, темных сосен,
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка)
Всех этих зверей можно встретить зимой в лесу.
Физкульминутка «Снежинки»:
Закружились, завертелись белые снежинки (покружиться на месте)
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх)
Легкие пушинки (покружиться на носках)
Чуть притихла злая вьюга (опустили руки, встали прямо)
Улеглись повсюду (присесть руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг (встали, руки вперед)
Все дивятся чуду (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками «ножницы»)
Белые подружки
Заспешили на прогулку
Дети и зверюшки (ходьба на месте)
Давайте мы нарисуем сами зимний лес. Скажите, чем можно нарисовать лес? (Ответы детей.)
А сегодня мы будем рисовать зимний лес не только кисточкой и краской, но и зубной щёткой и зубной пастой.
Воспитатель объясняет и показывает этапы работы:
- Сначала рисуем на синей или голубой бумаге стволы деревьев коричневой краской при помощи кисточки.
- Рисуем зелёные ветки елей краской, но уже при помощи зубной щётки.
- Потом с помощью трафарета и зубной пасты рисуем зайца.
- Потом рисуем зубной пастой снег на ёлках, снег под деревьями, летящие снежинки. Можно нарисовать луну.
Дети выполняют работу. Воспитатель следит за выполнением работы.
Чем мы сегодня с вами занимались?
Давайте ещё раз посмотрим, какой удивительный зимний лес у нас получился.
Заключительное стихотворение:
Зимний лес. (Светлана Колмогорцева)
Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
Обязательно сходите с родителями погулять в выходной день по зимнему лесу. Потом расскажите, что вы там интересного увидели.
Наталья Балакина
Занятие по рисованию в подготовительной группе «Дремлет лес под сказку сна»
Программное содержание :
Образовательная задача :
Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы, эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия зимнего пейзажа; - закрепить знания детей о пейзажной картине.
Техническая задача :
Учить продумывать композицию, передавать характерные особенности деревьев;
Учить делать набросок, добиваться лёгкости движения руки;
Совершенствовать умение детей рисовать разными способами : широкие линии - всем ворсом, тонкие – концом кисти;
Развивающая задача :
Развивать у детей воображение;
Обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.
Воспитательная задача :
Воспитывать аккуратность в работе, бережно относиться к выполненной работе;
Продолжать закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании : не горбиться, не наклоняться низко над столом, сидеть свободно, не напрягаясь;
Словарная работа :
- активизация словаря : пейзаж, гостья-зима, русская молодка, раскрасавица душа, белоснежная лебедка, матушка-зима, чародейка-зима, снежные шубы.
Подготовка материала и оборудования :
на каждого ребёнка : простой карандаш, черный картон А4, щетинная кисть для клея, подставка для кисточки, клей ПВА, салфетка, манка, клеёнка.
у воспитателя : репродукция картины «Зима» И. Шишкина, музыка «Зима» Вивальди, простой карандаш, черный картон А4, щетинная кисть для клея, подставка для кисточки, клей ПВА, салфетка, манка, клеёнка.
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения :
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Как красиво называют зиму; «гостья-зима» , «русская молодка» , «раскрасавица-душа» , «белоснежная лебедка» , «матушка-зима» ! Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней! И мы рады приходу волшебницы-зимы! Чтобы встретиться с ней, давайте-ка мы «отправимся» в сказочный лес да и посмотрим , как зимушка там хозяйничала. Но сначала «оденемся» потеплее - сегодня холодно, морозно. Готовы? Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы закройте глаза.
По щучьему велению, по моему хотению, пусть все мы очутимся в зимнем лесу! (Открывает картину.) Откройте-ка глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадет вдруг с ветки клок снега - и опять звеня-щая тишина.
Тишина! - шепнула белая поляна.
Тишина! - вздохнула, сея снегом, ель.
С. Черный
Тишь, безмолвие вокруг! А понюхайте-ка воздух. Чем же это пахнет в лесу? Да, морозом, свежим снегом. Еще мы чувствуем чуть заметный запах обожженной морозом коры деревьев, смолистый аромат леса. Свежо, морозно! А сейчас посмотрите на этот лес и расскажите о нем. Какой он? А что это за деревья? А есть ли маленькие елочки? Много ли снега в лесу? Какой он? Как бы вы назвали этот лес? («Сказочный » , «очарованный» , «заснувший» .)
Пора и домой возвращаться. Закройте-ка глаза, а я по-колдую. Раз, два, три - обратно нас верни!
2. Ребята вот и мы с вами будем сегодня настоящими
волшебниками. Обращаю внимание детей на ящик (коробку) из-под конфет с сухой манкой. Сегодня у нас будет необычное рисование . Перед вами лежат коробки, потрогайте, что там внутри и скажите мне. Правильно, это манка. Да, из манки можно не только кашу варить, и рисовать ею . Посмотрите, какой рисунок получился у меня. Снег на деревьях кажется настоящим. Для начала я сделала легкий набросок карандашом. Что такое набросок? Затем я провела кисточкой с клеем по контору рисунка и посыпала свой рисунок манкой. Там, где я нанесла клей, манка осталась, а лишнее я стряхиваю обратно в коробку. А сейчас вы будете художниками и нарисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице . А сейчас немного разомнемся, встаньте рядом со своим местом и повторяйте за мной :
Текст и движения :
Солнце глянуло в окошко,
1,2,3, (Поворот к окну)
Мы потянемся немножко,
1,2,3, (Потягивание)
Надо нам присесть, привстать,
1,2,3, (Сесть, встать)
Руки развести пошире,
1,2,3, (Развести руки)
Наклониться,
1,2,3, (Наклон)
И на месте поскакать (Прыжки) .
Молодцы, дружно выполняли упражнения. Присаживайтесь на свои места и приступайте к работе. Продумайте, какой у вас будет лес. Набросок делается быстро, легким нажимом карандаша. Набирая клей на кисточку не забывайте снимать лишнюю каплю клея о край баночки. Лишнюю манку обратно ссыпайте в коробку. Дети рисуют под классическую музыку.
3. За несколько минут до окончания :
Убирайте свои рабочие места – кладите свои материалы на место и приходите смотреть на вашу работу.
Раскладываю рисунки на сдвинутых вместе столах и даю детям возможность рассмотреть, обменяться впечатлениями. Скажите, какая работа вам больше всего понравилась, чем и почему? Понравилось ли сегодняшнее занятие ? Что больше всего понравилось? Оценить наиболее удавшиеся работы, похвалить всех детей.