"Если не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней". Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней

Вы, конечно же, не раз слышали выражение: "Если не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней" в ответ на жалобы друзьям или близким на неудачи в жизни. И каждый раз впоследствии задавали себе один и тот же вопрос: "Как это сделать ?" Надеюсь, прочитав написанное мною дальше, вы найдёте ответ на свой вопрос.

Итак, начну с примера из жизни. Представьте, что вы на вечеринке или дне рожденья, веселитесь, танцуете, ведёте непринуждённые беседы, чувствуете себя счастливым, и вам кажется, что мир окрашен во все цвета радуги, но вдруг под конец вечера вы обнаруживаете пятно на своей одежде (платье, рубашке). Что же происходит дальше?! А происходит следующее: вам кажется, что весь вечер испорчен, все видели ваше пятно, и никто не сказал вам о нём, скорее всего, смеялись, обсуждая, как вы можете ходить с таким пятном. Все цвета радуги смешались, стали тем самым пятном, которое вы обнаружили. Вы сами нагнали на себя ненастные мысли, так почему же не посмотреть на эту ситуацию совсем с другой стороны? Возможно, никто не видел гадкого пятна на вашем платье или рубашке, поэтому ничего и не сказал, к тому же вы можете подбодрить себя тем, что даже грязное платье не помешало вам провести прекрасно вечер и быть на высоте.

Если мы способны приятный вечер превратить в неприятный, почему же не сделать наоборот? Возможно, это покажется вам смешным и глупым, но если это поможет вам изменить отношение и проще отнестись к ситуации, то почему бы не превратить неприятные ощущения хотя бы в нейтральные, если не в приятные?

В сумасшедшем ритме нашей жизни у нас не всегда есть возможность спрятаться от всех в сложные для нас периоды жизни, перевести дух и вернуться назад отдохнувшим, не всем хватает средств, чтобы слетать в выходные на море и т.д.

Что же делать? Как изменить ситуацию?

Для начала вспомните времена, когда вы чувствовали себя счастливым, вам было хорошо и комфортно, вспомните, какие предметы окружали вас, какая играла музыка, какая была погода, восстановите в своей памяти все мелочи тех дней. Раскрасьте эту картинку, сделайте цвета яркими, насыщенными. Теперь подумайте, чем отличается эта картинка от картинки настоящей, какие эмоции вы испытывали, что можно сделать, добавить или убрать, чтобы изменить картинку и вернуться к тем приятным эмоциям и чувствам, которые вы испытывали раньше. Поймите, что жизнь неповторима и все в ваших руках. Запомните картинку, где вам было хорошо, зафиксируйте её в памяти. Вы можете возвращаться туда, чтобы отдохнуть, когда вам снова станет плохо, и вы не будете знать, что вам делать.

Часто ли вам намеренно приходилось изменять яркость возникающих картинок в нашем сознании, часто ли приходилось возвращаться в приятные моменты жизни, чтобы намеренно менять свои чувства?

Большинство из нас позволяет своему мозгу показывать нам любую картинку, а мы в ответ чувствуем себя либо хорошо, либо плохо. У каждого из нас есть как хорошие, так и плохие воспоминания, разница лишь в том к каким из них мы чаще возвращаемся. Мы в состоянии избавиться от отрицательных эмоций, если действительно этого захотим.

Очень часто мы думаем, что есть ситуации, которые изменить невозможно, при этом мы не предпринимаем никаких шагов навстречу изменениям. Возьмите ручку и листок бумаги и выпишите все претензии и мысли к работе, семье, друзьям. Посмотрите, что можно изменить, меняйте, не можете сразу — меняйте постепенно, не хотите менять, посмотрите на ситуацию с другой стороны, может она и не так страшна, как вам кажется, окрасьте её в яркие цвета, отнеситесь к происходящему с чувством юмора и вам станет намного легче. Чтобы поднять себе настроение купите себе какую-нибудь безделушку, которая поднимет настроение, либо наденьте яркий шарфик или шапочку, вы сразу почувствуете себя более уверенно и комфортно. Запишитесь в спортивную секцию, на танцы, составьте список развлечений по неделям, чаще проводите время с друзьями — копите положительные эмоции и тогда для вас не составит труда окрашивать яркими красками негативные для вас ситуации и смотреть на них с другой стороны.

Итак, помните, все зависит только от вас , если вы способны испортить себе настроение из-за мелочи, то точно так же вы можете отрицательные эмоции заменить положительными: "У медали две стороны"! и вы должны это увидеть.

"Если ты не можешь изменить ситуацию, поменяй своё отношение к ней"

Как часто мы слышали это выражение, и даже не раз им пользовались. Тем не менее, применяем это правило не всегда.

Гораздо «лучше» продолжать страдать, мучиться в раздумьях, - как исправить и что сделать.

Так ли это сложно, изменить отношение?

Для большинства людей подумать об этом нет даже времени. Бег жизни, неустанно преследующие обстоятельства и следствия, вынуждают нас как можно быстрее реагировать, нежели остановиться и подумать. Наши мысли настолько быстро бегут в голове, что порою, мы не замечаем, как от одного сюжета уже вернулись в прошлое и переживаем его. Это бесконечность мысленного потока приводит нас к усталости и опустошённости. Если вы это тоже чувствуете, может, пришло время осознать, что пора меняться?

Начало любого пути начинается с маленьких шагов, вы как бы пробуете, ваше это или нет. Так и здесь и сейчас, не торопитесь слишком быстро измениться и изменить свою жизнь. Для этих первых шагов можно прочитать книгу Эрнста Холмса «Сила разума». Она, как обучающее пособие подскажет, в каком направлении двигаться. Если вы примете эту информацию, то следующим шагом и открытием для вас могут послужить книги Луизы Л. Хей, например «Исцели свою жизнь».

Возможно, вы пойдёте своим путём, и вам откроется нечто, что важно в данный момент жизни именно вам. Главное, заметить это, открыть для себя и не упустить из виду. Мы уже так привыкли к своей жизни, что не верим, что её можно изменить коренным образом.

А самое интересное, что это возможно!

Не останавливайтесь в поиске своего смысла жизни, зная, что он в самосовершенствовании самого себя. Любое движение ведёт вас к тому, что вы будете развиваться духовно. Делайте выводы из всего, что с вами происходит, и тогда вы избежите многих неудач. Даже болезни не приходят к нам случайно, будь то обычный кашель или более серьёзное заболевание. Нужно искать ответ, задаваться им, а не винить себя и не корить Бога. Только вы в ответе за всё, что с вами происходит, даже если вы думаете иначе.

Наши мысли, как провода, по которым течёт и развивается наша жизнь. Любой наш негатив, посылаемый по этим невидимым путям, привносит в нашу жизнь такой же эффект. Вам только кажется, что ничего в этом плохого нет, ну обижаетесь вы на кого-то, считаете другого дурнее и глупее, чем вы. Но вы не Бог, вы не можете знать, как ваша жизнь повернётся завтра. Возможно именно этот человек только и окажет вам помощь, если с вами случится беда… И что? Вы будете себя винить, что плохо о нём думали и говорили.

Меняйте своё отношение к жизни, к ситуациям. Остановитесь и задумайтесь, что вы можете сделать, и если на ум вам ничего не приходит, отпустите это от себя. Просто думайте позитивно, с любовью к себе и всему, что вас окружает. Это будет огромным шагом и достижением для вас. Люди и обстоятельства повернуться к вам лицом, и вы найдёте ответы на свои вопросы.
Когда вы не можете изменить ситуацию, - примите её, как есть, даже через силу. И с этого момента думайте обо всём и обо всех только с любовью. Проговаривайте про себя или вслух перед зеркалом: я принимаю эту ситуацию.

Раз это происходит, значит так нужно для меня, для моей жизни. Я согласен. Я спокоен. Я люблю жизнь, а жизнь любит меня.

Не уставайте это делать, и всё наладится,- вы станете счастливым человеком.

Экология жизни: Греческий философ Эпиктет сказал более 2000 лет назад: «Люди обеспокоены не вещами (которые случаются с ними), а принципами и мнениями, которые они формируют относительно этих вещей». Современная поведенческая наука тоже с этим согласна. Американский психолог Альберт Эллис доказал, что то, как люди реагируют на события, в основном определяется их представлением о событиях, а не самими событиями.

Наш разум – это настоящее поле битвы. На какой стороне сражения окажетесь вы? Выбор за вами. Иногда невозможно изменить обстоятельства в один из моментов нашей жизни. Вы не можете изменить работу. Вы не можете заставить кого-то пересмотреть свою точку зрения. И вы, конечно же, не можете стереть прошлое.

Итак, какие есть варианты?

Измените свое восприятие, веру или мнение о ваших обстоятельствах. Это поможет вам изменить свое отношение и в конечном итоге позволит выйти за пределы внутренней борьбы, которую вы не можете контролировать.

Греческий философ Эпиктет сказал более 2000 лет назад:

«Люди обеспокоены не вещами (которые случаются с ними), а принципами и мнениями, которые они формируют относительно этих вещей».

Современная поведенческая наука тоже с этим согласна. Американский психолог Альберт Эллис доказал, что то, как люди реагируют на события, в основном определяется их представлением о событиях, а не самими событиями.

Не знаете, как изменить свое восприятие вещей - и улучшить отношение к ним? Вот 7 простых способов начать это делать.

1. Оставьте в покое ваши мысли

Чтобы получить осознанный контроль над тем, что происходит в вашем разуме, вам необходимо научится понимать этот процесс. Остановитесь на мгновение, сделайте глубокий вдох и освободите свой разум от всех пустых разговоров, которые происходят внутри и вокруг вас. Это даст возможность изменить ваше состояние, открыть к чему-то новому.

Сделайте перерыв, даже если у вас нет времени. Да, у всех есть проблемы, которые необходимо решить, в срочном порядке, цели, которых нужно достичь. Но иногда необходимо отдохнуть от всего этого. Абсолютно нормально остановиться и позволить миру на некоторое время существовать без вас.

Если вы этого не сделаете, вы сожжете себя. Вы должны перевести дыхание, побыть наедине с собой, сконцентрировать свое внимание на внутренних желаниях, таким образом, вы получите время для своего восстановления и гармонии тела и разума.

2. Измените фокус

Перенаправьте ваше внимание на положительные мысли и эмоции. Пришло время добровольно отказаться от того, что опустошает вас, и заменить это тем, что вас вдохновляет. Сосредоточьтесь на следующем важном и значимом шаге. Нет безнадежных ситуаций; есть только люди, которые стали безнадежно относиться к ним.

Сохраняйте свою надежду через позитивное мышление. Не позволяйте боли заставить вас отчаяться. Не позволяйте негативу истощать ваши жизненные силы. Расходуйте вашу энергию, чтобы двигаться вперед. Измените свои мысли, и вы измените свою реальность.

Наши мысли - это создатели нашего настроения и воли. Вот почему мы должны тщательно разобраться в них и выбрать только те, которые помогут осуществить наши самые заветные желания и построить идеальную жизнь, о которой мы мечтаем.


3. Перестаньте беспокоиться и найдите мир внутри себя

Поймите, что где-то внутри нас всех существует высшее «я», которое постоянно пребывает в мире. Внутренний мир не зависит от внешних условий; это то, что остается, когда вы оставляете свое эго и перестаете беспокоиться. Найти мир внутри себя вы можете в любое время и в любом месте. Он всегда терпеливо ждет, когда вы обратите на него свое внимание.

Спокойствие приходит в тот момент, когда вы приходите к миру с тем, что у вас на уме. Это происходит, когда вы отпускаете необходимость быть там, где вы находитесь физически и эмоционально. Такой порядок вещей создают основу для внутренней гармонии.

Потребность в том, чтобы быть другим - это всего лишь беспокойство, которое ведет вас по кругу сомнения. Ваше внутреннее «я» всегда жаждет мира, поэтому достигнуть равновесия и гармонии намного проще, чем вам кажется.

4. Благодарите

Благодарите Вселенную за то, что у вас есть, и за то, чего у вас нет, но вы этого очень хотите. Не беспокойтесь о том, что вы не можете получить желаемого. Думайте о том, что у вас есть много возможностей и сил воплотить свои мечты в реальность и будьте благодарны за это.

Мы являемся частичкой Вселенной. Жизнь всегда будет несовершенной. Осознайте это и примите. Когда вы что-то осознаете, вы растете и развиваетесь. Вы можете быть одновременно счастливым и грустным, голодным и благодарным, нервным и возбужденным, просто примите это.

5. Преобразуйте свою борьбу в развитие

Помните, что вряд ли счастье, страсть или успех приходят без борьбы. Если дорога кажется вам легкой, то, скорее всего, это неправильный путь. Все, что происходит, помогает вам расти, даже если это трудно понять именно в тот момент.

Обстоятельства будут направлять, исправлять и совершенствовать вас на протяжении всей жизни. Иногда они будут сбивать вас с пути. Будут моменты, когда вам захочется опустить руки. И вы можете почувствовать, что навсегда застрянете в неудачах.

Но в действительности вы сильнее этого и справитесь с любыми препятствиями. Иногда просто необходимо пройти через неимоверные трудности, чтобы достичь высот. Таким образом, когда вы столкнетесь со своим наибольшим сопротивлением, тогда вы максимально приблизитесь к вашей цели.

6. Конец – это начало чего-то нового

Все в жизни когда-то заканчивается. Важно осознать и принять окончание этапа в жизни, который дошел до своего логического завершения. Закройте двери, переверните страницу и двигайтесь дальше. Не имеет значения, как вы это называете; важно то, что вы оставляете это в прошлом, где ему и место.

Теперь вы можете наслаждаться жизнью и дышать на полную силу. Конец какого-то этапа в жизни – это не конец всей жизни. Это начало новой истории. И это должно вас вдохновлять.

7. Используйте свое тело, когда все остальное не работает

Разум отражает состояние вашего тела, реагируя на напряжение, дыхание, движение и сосредоточенность на чем-то. Ваше тело точно так же реагирует на ваши мысли, чувства, настроение, на вопросы, которые вы задаете, и слова, которые вы говорите. Это означает, что тело и разум очень тесно связаны друг с другом . Если мы берем полностью под контроль свой разум, то мы сознательно берем под контроль свое тело, и наоборот.

Так, например, когда вы сидите, нахмурившись, согнув плечи, просто подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Мгновенно почувствуете эффект, у вас сразу же изменится внутреннее состояние. Эти инструменты помогут изменить ваше настроение и улучшить ваше самочувствие.

Ваше тело - лучший инструмент для изменения вашего отношения к окружающему миру.

P.S. Я снова повторюсь, сказав, что разум – это поле битвы . Это место, где находится самый большой конфликт. В вашей голове периодически звучит: «у меня ничего не получится». И если вы будете допускать такие мысли, то позволите им лишить вас покоя, радости и, в конце концов, жизни. Вы будете думать, что у вас нервный срыв, депрессия и, что вы потерпели поражение. Я знаю, потому что я все это переживал.

Честно говоря, в нашей жизни есть так много всего, что мы не можем контролировать, поэтому просто игнорируйте это. Вы сами решаете с кем проводить время, с кем делиться своей жизнью, своими деньгами и своей энергией. Вы подбираете слова и тон общения. Вы выбираете то, что вы будете есть и читать каждый день. Вы сами выбираете, как реагировать на неприятные ситуации, и что они для вас означают: наказание или возможности для роста…

И самое главное, вы можете выбрать свое отношение ко всем вещам и ситуациям, от которых зависит все остальное. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top