Этапы становления и развития медицины. История развития медицины

Этапы становления и развития медицины. История развития медицины

Для Возрождения характерны сильные «вызовы» научному мышлению и научной практике со стороны «реальной» практики. Примером может служить развитие медицины в этот период.

Как важный этап в утверждении опытного метода в науке следует отметить труды Иарацельса (1493-1541), который явился одним из его основоположников. В работах «Малая хирургия» и «Большая хирургия» Пара- цельс утверждал, что теория врача есть опыт и что никто не может стать врачом без науки и практики. Именно с работ Парацельса начинается кардинальная перестройка химических знаний, а именно - достижений алхимии в приложении к медицине. Развитие химических знаний идет от процессов получения золота к процессам приготовления лекарств. По мнению Парацельса, здоровье человека обеспечивается наличием в организме трех начал: серы, ртути и соли. Нарушение их пропорций приводит к заболеваниям. Это объясняет тот факт, что многие врачи периода Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим эти три элемента. Впрочем, при всей практической ориентированности медицина Парацельса имела мощный налет мистицизма.

Анатомия. Практические достижения в медицине во многом связаны с деятельностью Андреаса Везалия (1514-1564). В 1537 г., в возрасте 23 лет, он получил степень доктора медицины и стал профессором Паду- анского университета, одного из самых передовых научных центров того времени. Анатомируя человеческие трупы, Везалий установил, что взгляды Галена на строение тела человека, господствовавшие в Европе в течение 14 столетий, во многом ошибочны, так как были основаны на изучении анатомии животных. Везалий исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы, внутренние органы. Кроме того, Везалий поднял очень важный методологический вопрос. По его мнению, настоящим врачом мог считаться только тот, кто, прекрасно зная анатомию человека, сам может проводить операции. Практика, основанная на теории, - вот залог успеха медика.

Результаты своих исследований Везалий изложил в прекрасно иллюстрированных «Анатомических таблицах», в кратком учебнике анатомии

«Извлечение» («Эиитоме»), предназначенном для интересующихся медициной и анатомией, и в основополагающем труде «О строении человеческого тела» (1543). Везалий не только систематизировал знания в области анатомии за все предшествующие столетия, но и сделал все для становления и представления анатомии как науки в современном понимании. Соединяя педагогическую и исследовательскую работу и направляя их результаты в практику, Везалий нанес мощнейший удар по всей средневековой схоластике. Канонизированные церковью положения Галена были поставлены под сомнение. Инквизиция посчитала Везалия инакомыслящим и приговорила его к сожжению на костре, однако позже приговор был заменен на паломничество в Иерусалим.

Кроме работ Везалия, необходимо указать и труды Ш. Этьена (1503- 1564) «О рассечении частей тела человека»; М. Сервета (1509-1553) «Восстановление христианства», где впервые в Европе был описан малый круг кровообращения; Иеронима Фабриция (1533-1619), впервые продемонстрировавшего венозные клапаны и доказавшего односторонность движения крови; Бартоломея Евстахия (1510-1574), описавшего органы слуха. На основе научного фундамента анатомии, заложенного в период Возрождения, получили свое развитие физиология, терапия и хирургия.

Следует всячески внушать всем вновь вовлекаемым в наше искусство молодым медикам, чтобы они презирали перешептывание физиков (да простит их Бог), а следовали бы обычаю греков и настоятельным требованиям Природы и разума и прилагали бы к лечению и собственную руку, для того чтобы не обратить растерзанное искусство врачевания во всеобщую гибель человеческих жизней...

А. Везалий

Хирургия. Становление хирургии как науки проходило весьма драматично. В Средние века в Европе существовало разграничение между врачами, которые получали образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые специального образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги , которые отличались своей длинной одеждой. Как правило, это были люди, окончившие университеты; они имели право участвовать в консилиумах, определять стратегию лечения болезней. Среднее положение занимали «короткополые» хирурги", они были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией - кровопусканием, удалением зубов. Самое низкое положение занимали банщики , которые выполняли простые врачебные манипуляции (массаж, вправление вывихов и т.п.). Официальная медицина запрещала хирургам выполнять врачебные манипуляции по лечению внутренних болезней, выписыванию рецептов и т.д. Хотя «ремесленники»-хирурги имели несравненно более богатый практический опыт, чем врачи, но все же в университеты они не допускались.

Большую роль в сближении теории и практики хирургии сыграло появление огнестрельного оружия и как следствие - необходимость в лечении огнестрельных ран. Появились работы итальянского хирурга И. де Виго (1450-1545) «Искусство хирургии», французского хирурга и акушера А. Паре (1510-1590) «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.». Деятельность этих людей и их многочисленных последователей в разных странах способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача.

Фармацевтические лаборатории. Освоение вновь открытых территорий (а в ходе Великих географических открытий известная европейцам территория расширилась в два раза!) ввело в оборот огромное количество сведений об их флоре и фауне. Как следствие этого, появляется огромное количество новых трав лекарственного назначения.

Размеры аптекарских лавок значительно увеличились: из простых лавок, размещавшихся в одной комнате, в эпоху Возрождения они превратились в большие фармацевтические лаборатории, включавшие в себя помещения для приема посетителей, кладовые, лаборатории с печами и дистилляцион- ными аппаратами. Начиная с XV в. культивируются аптекарские ботанические сады, которые стали называться «садами здоровья».

Ботанические сады. В эпоху Возрождения ботанические сады начали играть громадную культурологическую и естественнонаучную роль - они стали специфической формой освоения растительного пространства.

Ботанические сады были разбиты в нескольких итальянских городах: в 1545 г. - в Пизе; в 1547 г. - в Падуе; в 1567 г. - в Болонье.

Ботаника становится интегрирующей наукой: все это богатство требовалось систематизировать, описать. Искусство разведения садов стало подлинной наукой. Планировка, подбор растений, учет рельефа местности, характер и вкус владельца - все это требовало увязки в единое целое и системности. Сады создавались как художественные произведения, как поэмы. Символ сада становится символом единения естественного и искусственного.

  • Везалий Л. О строении человеческого тела // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 322.

Медицина – это одна из важнейших сторон социальной жизни общества. Медицина как наука существует ровно столько, сколько существует человечество. Уровень развития медицинских знаний всегда напрямую зависел от уровня социально-экономического развития.

Сведения о начальных этапах становления медицины мы можем почерпнуть из древних рисунков и древних лечебных принадлежностей, которые были найдены археологами. Также информацию о медицине прошлых времён мы узнаём из письменных источников: произведений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, в летописях, былинах и думах.

На первых этапах становления медицины использовались в основном методы наблюдения. Первые диагнозы ставились после осмотра внешних проявлений болезни, в отличие, например, от современных стоматологов, которые могут поставить диагноз на основании ваших ощущений, если вы знаете всё о своей улыбке.

В разных точках мира медицина развивалась обособленно. В Китае уже в 770 году до н.э. существовала книга по медицине. Не смотря на то, что все методы и советы по лечению в этой книге в основном основывались на легендах и мифах, там всё же имелась подлинная информация о человеческом здоровье. Доподлинно известно, что в 5 веке до н.э. в Китае проводились даже хирургические операции с использованием первых форм современных методов хирургии.

В 618 году до н.э. врачи Древнего Китая впервые заявили о существовании инфекционных заболеваний, а в 1000 году до н.э. Китайцы проводили даже прививки от оспы.

В другой стране Азии, Японии, медицина развивалась не так успешно. Основные знания Японцы черпали из опыта китайской медицины.

Самый настоящий прорыв в медицине произошёл в Древней Греции. Здесь появились первые школы врачей, которые сделали доступным медицинское образование светским людям.

Именно благодаря деятельности одной из таких школ Гиппократ получил все свои знания о медицине. Роль этого мыслителя в становлении медицины нелегко переоценить. В его трудах объединяются все разрозненные накопленные сведения о лечении людей. Гиппократ выделил причины болезней. Основной причиной, по его мнению, являлось изменение соотношения жидкостей в организме человека.

Выводы Гиппократа стали основой современной практической медицины, а его описание хирургии приводит в удивление даже современных врачей. Гиппократ описал методы лечения, которая широко используются даже в наше время.

Разумеется, немало известных учёных внесли свой вклад в развитие медицины и после Гиппократа. Благодаря их труду, современная медицина достигла небывалых высот. Кроме того, для подготовки врачей используются современные технологии.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.

Предмет социальной медицины – общественное здоровье. Это сложное, внутреннее детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя различные аспекты состояния общества и факторы, определяющие его форму и содержание. К предметам социальной медицины относится так же понятие здоровье общества.

Общественное здоровье имеет конкретный социально-медицинский смысл, обусловленный разными видами нарушения социальной структуры, например, психическими эпидемиями, криминальными толпами, суицидом, демографическими сдвигами в обществе, криминализации общественных отношений и т.д.

Здоровье общества – это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом. Сюда же относится откровенное публичное жульничество вокруг здоровья общества в целом и отдельных его граждан.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» записано, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Итак, предметом социальной медицины являются общественное здоровье и здоровье общества, нетождественные понятия, отражающие общественные состояния и процессы в обществе с медицинской точки зрения.

Сложившаяся в России государственная система здравоохранения сформировалась в первые десятилетия XX столетия. Поэтому для того, чтобы понять происходящие в ней перемены, необходимо обратиться к истории создания и функционирования системы охраны здоровья в Советской России и СССР.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Возникновение социологии медицины разные авторы относят к разным датам. Немецкий ученый М. Suss считает, что впервые социологический анализ места здравоохранения в обществе был проведен в работе известного автора трудов по политической экономии W. Petty "Политическая арифметика" (1690). Профессор К. Winter относит начало медицинской социологии к середине нашего века, а советские авторы И.В. Венгрова и Ю.А. Шилинис связывают начало социологии медицины с именем Мак-Интайра (1895).

Существует пять этапов становления социальной медицины это:

1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до 1 мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния науки (с 90-х гг. до настоящего времени).

Остановимся на двух последних.

1.1 Период развития как самостоятельной дисциплины

Социология медицины рассматривалась многими учеными как часть социологии, как часть медицины, как наука "на стыке" социологии и медицины.

После долгих дискуссий специальность получила свое современное название "социология медицины".

На IV Всемирном социологическом конгрессе "Общество и социология" в Милане (Италия) в 1959 году была впервые организована секция социологии медицины, председателем которой стал член-корреспондент АН СССР И.И. Гращенков, представивший доклад "Здоровье и социальное благополучие".

По обобщенным материалам Всемирных конгрессов социологов (50-60-е гг. XX века) в области социологии медицины рассматривались следующие группы вопросов: роль факторов внешней среды в механизме возникновения, развития и исхода болезней (урбанизация, санитарно-технические условия на производстве, состояние профилактики); анализ причин заболеваний в различных социальных группах; оценка различных предупредительных мер; анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений; роль общества в заболеваемости населения.

В отечественной науке в 50-60-е гг. на страницах периодических изданий, на заседаниях научных обществ, кафедрах проводились научные дискуссии по актуальным темам, имеющим отношение к социологии медицины: о социальных проблемах медицины; о роли и взаимодействии социального и биологического в медицине; о роли и месте социальной гигиены; критика буржуазной медицинской социологии и социальной гигиены; философские проблемы медицины; диалектический материализм и медицина; народное здоровье и социология, социологические проблемы современной медицины.

1.2 Современный период состояния науки

Толчком для быстрого развития социологии медицины послужила научно-техническая революция и связанное с ней изменение социальной и природной экологии существования человека. Стремительное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни, вовлечение в ее орбиту многомиллионных масс людей привело к коренному изменению образа жизни людей, их психологии, сложившихся стереотипов поведения, представлений о болезни и здоровье.

Принципиально важным этапом в развитии социологии медицины в России стало введение начиная с 2000 года в Номенклатуру специальностей научных работников соответствующего шифра и наименования дисциплины: 14.00.52.; "Социология медицины"; отрасли науки, по которой присуждается ученая степень - медицинские, социологические.

Это стало естественным итогом "десятилетия социологии" в здравоохранении. Так можно определить значительно возросшее в 90-е годы число социологических исследований по самым разнообразным проблемам медицины в целом и здравоохранения в частности.

Проводится работа по систематизации, совершенствованию методологического аппарата, подготовки кадров и планирования социологических исследований. Начата подготовка кадров на кафедре экономики и социологии здравоохранения в ММА им. И.М.Сеченова.

В настоящее время в компьютерной базе данных кафедры имеется библиографический список около 4000 наименований, отражающий все направления исследования в социологии медицины, как современной научной дисциплины.

Современная социология медицины - это наука о медицине как социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающая социальные процессы, протекающие в данном институте.

Исходя из социологической концепции здоровья устава ВОЗ, которая определяет, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и инвалидности, и при этом существенным условием здоровья является способность к гармонической жизни в постоянно изменяющемся окружении. Можно выделить факторы интеграции медицины и социологии, способствующие формированию социологии медицины в России как самостоятельной научной дисциплины: состояние социальной аномии в обществе в условиях возвращения к принципам рыночной экономики; потребность социологического осмысления роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, использование социологических методов исследования в здравоохранении; изменение демографических процессов и структуры заболеваемости (постарение населения, естественная убыль, хронизация заболеваний и др.); потребность в использовании социологических подходов для изучения и лечения заболеваний.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Публичная медицина.

Имеет дело в основном с клиентами – юридическими лицами. Занимается проблемами здоровья трудовых коллективов, прогнозированием и социометрикой изменений психосоматических статусов и соответственно функционирования членов трудовых коллективов. Решает задачи защиты и сохранения общественного здоровья при различных рабочих ситуациях, а так же при изменениях статуса трудового коллектива. Публичная медицина прямо занимается предотвращением и погашением современных психических эпидемий, в какой бы сфере они не развивались – будь то политика, идеология, религия, псевдокультура.

Общественная медицина.

Основные причины, по которым обращаются люди к общественному врачу – проблемы и ситуации, которые возникли после перенесения человеком заболевания, личной трагедии, насилия, террора; для профилактики таковых путем изучения и постижения проблемы и ситуации, с которыми может столкнуться клиент. Общественный врач также помогает клиенту решать его любые проблемы и задачи, которые могут вызвать заболевания у него или его родственников.

Социологическая медицина.

Это направление возникло как самостоятельная ветвь социальной медицины в связи с научно-практическими достижениями прежде всего в области медицины, медицинской генетики, медицинской электронной технологии. С другой стороны социологическая медицина изучает и анализирует непонятные врачам и биологам явления, такие, например, как глобальное постарение населения и резкий рост численности страдающих болезнью Альцгеймера.

Военная социальная медицина.

Военная социальная медицина должна изучать:

а) моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих в походах, в боевых действиях, после боевых действий.

б) различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия.

Военная социальная медицина находиться в настоящее время в стадии становления и выработки методов исследования и помощи лицам, являющимся с точки зрения клинической медицины здоровыми, но с выраженным снижением качества жизни и адаптационным синдромом, проявляющимся физическими и психическими стигмами, а также стигмой мутации.

2.1 Препятствия в развитии

Со времен великих походов на иноверцев и завоеваний чужих земель всегда возникали такие страшные явления, как разруха, голод, человеческие жертвы, потеря крова, трудоспособности или трудовой востребованности и многое другое. Разруха касалась идеологии и нравственности. В таких условиях любая конкретная медицинская проблема оказывалась социально отягощенной. Самое страшное, что приносят войны и революции с собой – это разрушение социально-психологической защиты и населения в целом, и конкретных людей в частности.

Ещё в древние времена, в самой ранней стадии существования человека, наблюдались знания о врачевании в самых примитивных формах. Тогда же зародились и гигиенические нормы, которые с течением времени постоянно изменялись. В процессе накопления опыта и знаний люда закрепляли медицинские и гигиенические нормы в форме обычаев и традиций, которые способствовали защите от заболеваний и лечению. Впоследствии это область врачевания переросла в народную медицину и .

Изначально, как правило, в процессе врачевания применялись различные силы природы, такие как солнце, вода и ветер, а так же немаловажными оказались эмпирические лекарственные средства как растительного, так и животного происхождения, которые находили в дикой природе.

Всевозможные заболевания изначально представлялись первобытными людьми, как некие злые силы, проникающие в человеческое тело. Подобные мифы возникали из-за беспомощности людей перед силами природы и дикими животными. В связи с подобными теориями о развитии заболеваний были предложены и соответствующие “магические” приёмы их излечения. В качестве лекарственных средств применялись заклинания, молитвы и многое другое. Знахарство и шаманство возникло, как основа психотерапии, способной оказывать благотворное влияние на людей хотя бы потому, что они искренне верили в действенность данных мер.

Дошедшие до наших времен письменные памятники и другое наследие прошлого доказывает тот факт, что деятельность врачевателей была строго регламентирована, что касалось как способов осуществления благотворного воздействия, так и размеров гонораров, которые мог потребовать целитель за свои услуги. Интересным оказывается тот факт, что наряду с мистическими средствами, применялись и достаточно обыденные на сегодняшний день лекарственные травы и целебные средства, которые остаются действенными и даже иногда могут применяться в современной медицине.

Стоит отметить, что ещё в древности существовали общие правила личной гигиены, а так же применяемой гимнастики, водных процедур и массажа. Кроме того в случае сложных заболеваний могла применяться даже трепанация черепа, а так же кесарево сечение в случае сложных родов. Огромное значение имеет народная медицина в Китае, где она и по сей день остаётся, наряду с традиционной, и насчитывает более двух тысяч лекарственных средств. Однако большинство из них сегодня уже не применяется.

Дошедшие до современных историков письмена доказывают наличие обширных знаний лекарей Средней Азии, живших в первом тысячелетии до новой эры. Именно в этот период возникают зачатки знаний в таких областях, как анатомия и физиология человеческого тела. Возникали и многочисленные предписания, которые существуют и в настоящий момент, относительно беременных женщин и кормящих матерей, а так же гигиены и семейной жизни. Основной направленностью древней медицины было предупреждение заболеваний, а не их исцеление.

Возникли домашние врачи, обслуживающие богатых и знатных людей, а так же странствующие и общественные врачи. Последние занимались безвозмездными услугами, направленными на предотвращение вспышек эпидемий. Стоит отметить возникновение таких школ, как:

  1. Кротонская , основным научным трудом основателя которой стало учение о патогенезе. Оно основывалось на лечении, согласно которому противоположное лечили противоположным.
  2. Книдоская , являвшаяся основоположником гуморального врачевания. Представители этой школы считали заболевания нарушением естественного процесса смещения жидкостей в организме.

Наиболее известным является учение Гиппократа, который существенно опередил своё время в понимании гуморального излечения заболеваний. Он обозначил наблюдение больного у постели крайне важным мероприятием, на чём собственно и строил своё понимание медицины. Выделив её, как науку натурфилософии Гиппократ недвусмысленно ставил на первый план в профилактике заболеваний образ жизни и гигиену. Кроме того он обосновал и описал необходимость индивидуального подхода к лечению каждого конкретного больного.

В третьем веке до нашей эры были так же описаны и первые понимания человеческого мозга. В частности Герофил и Эрасистрат привели доказательства, подтверждающие факт работы мозга, как органа мышления. А кроме этого было описано и строение головного мозга, его извилин и желудочков и различия нервов, отвечающих за органы чувств и двигательные функции.

А уже во втором веке новой эры, представитель Малой Азии – Пергама обобщил все имеющиеся сведения относительно каждой, из существовавшей на тот момент области медицины и пониманий о строении человеческого тела. В частности он разбил медицину на такие разделы, как:

  • Анатомия
  • Физиология
  • Патология
  • Фармакология
  • Фармакогнозия
  • Терапия
  • Акушерство
  • Гигиена

Помимо того, что он создал полноценную систему медицинских знаний, он так же очень много в неё привнёс. Он первый начал проводить опыты и исследования на животных, а не на живых людях, что принесло с собой весьма существенные изменения в понимании медицины в целом. Именно Пергам обосновал необходимость знания анатомии и физиологии, как научной основы в диагностики, терапии и хирургии. На протяжении многих веков несколько видоизменённый труд данного автора применялся как основа для всех врачевателей. Стоит отметить, что он даже был признан церковью и священнослужителями.

Своего расцвета медицина достигла в древнем Риме, где создавались акведуки, канализация и бани, а так же зародилась военная медицина. А Византия отличилась созданием крупных больниц, обслуживающих рядовое население. В это же время в Европе возникают карантины, лазареты и монастырские больницы, который объясняются бушующими .

Феодальное древнерусское государство отметилось достаточно широко распространёнными лечебниками, содержащими наставления, согласно которым выполняли свои функции практически все лекари. В частности он подразделял врачей на более узких специалистов, таких как костоправы, бабки-повитухи и другие. В частности существовали врачи, избавляющие от геморроя, венерических заболеваний, а так же от грыж, ревматизма и многого другого.

УДК 93/94 (093) (515)

ЖАБОН Юмжaнa Жaлcaнoвнa - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6;[email protected])

ВАННИКОВА Цымжит Пypбyeвнa - главный научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])

К ИСТОРИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЁЕНИЯ

Аннотация. В статье на основании ранее неизвестных сведений тибетских медицинских сочинений рассматриваются этапы становления и развития тибетской медицины (VII-XVII вв.). Основное внимание уделяется характеристике истории раннего периода. Принципиально новым является деление истории тибетской медицины на мифологический период, периоды раннего, развитого, позднего Средневековья. Авторы приходят к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои характерные черты в развитии медицинских знаний Тибета.

Ключевые слова: история медицины, тибетская медицина, периодизация, Тибет, источники.

Вопрос о проникновении медицинских знаний в Тибет впервые начал привлекать серьезный научный интерес с 1970-х гг. В это время стали появляться работы, в которых затрагивались различные аспекты истории тибетской медицины . Подобное внимание исследователей к данной теме связывают с эмиграцией тибетцев в Индию и Непал в 1959 г., позволившей исследователям получить широкий доступ к тибетским медицинским источникам, установить непосредственный личный контакт с носителями тибетской культуры в целом и с тибетскими врачами в частности.

В последние десятилетия проблемы изучения древней истории тибетской медицинской науки сова рикпа (gso ba rig pa), ее современное состояние, проблемы ее интеграции в европейскую медицину все больше привлекают внимание современных исследователей . Однако специальные работы, посвященные проблемам периодизации истории тибетской медицины, все еще остаются весьма немногочисленными.

В формировании тибетской медицины сами тибетские ученые выделяют следующие основные этапы:

1) добуддийская история медицины (народная медицина, bod kyi gdod ma"i gso dpyad, около 500 г. до н.э. - 618 г. н.э.);

2) традиция религии бон (bonpo"igso dpyad);

3) развитие медицины царями Ярлунгской династии (spu rgyal btsan po"i rgyal rabs kyi skab su bod kyi gso rig, около I в. до н.э. до 842 г.);

4) становление медицины в период распада Тибета на несколько независимых царств (bod sil bu"i dus rabs su bod kyi gso rig, IX-XVII);

5) медицина периода теократического государства (dga" ldanpho brangskabs kyi gso rig, XVII-XX).

Вместе с тем некоторые западные исследователи в развитии тибетской медицины выделяют 3 этапа: мифологический, аюрведический и заключительный, который, по их мнению, охватывает период развития медицины в Тибете с VII в. до настоящего времени . Однако последний вариант периодизации, на наш взгляд, не совсем верно отражает действительную хронологию событий в истории тибетской медицины. Здесь можно согласиться с тем, что 1-й этап является мифологическим, или легендарным, но нельзя согласиться с выделением 2-го этапа как аюрведического, поскольку эти два этапа развития медицинских знаний в Тибете, к примеру у Деси Сангье Гьяцо (1653-1705), описаны по древнеиндийским мифам и легендам [Деси Сангье Гьяцо 2013]. Мифология, к слову сказать, составляла основу не только тибетской медицинской историографической традиции, а всей ранней истории Тибета. Отчасти это объясняется той ключевой ролью, которую индийский буддизм играл в истории развития тибетской культуры.

Анализ сведений тибетских источников о так называемом заключительном этапе показывает, что по времени он совпадает с эпохой Средних веков европейской истории, по аналогии с которой и в тибетской медицинской историографии четко прослеживаются периоды раннего (V-X вв.), развитого (XI-XV вв.) и позднего Средневековья (XV-XVII вв.).

Ранний период истории тибетской медицины (V-X вв.) представляется хронологически самым спорным. В целом ранний период характеризуется приглашением в Тибет врачей из прилегающих стран, первыми переводами текстов в области медицины. К сожалению, до наших дней дошли лишь названия этих сочинений. За этот период не были созданы оригинальные тибетские медицинские тексты, или, по крайней мере, они не сохранились. Так, согласно тибетской историографии, первые ростки аюрведических знаний стали проникать в Тибет начиная с правления тибетских царей династии Ярлунг - предположительно при царе Лха Тотори Ньенцене (V в.) или Намри Сонцене, отце Сонцена Гампо (гг. пр. 617-650) - основателя тибетской империи [Деси Сангье Гьяцо 2015]. Следует заметить, что среди исследователей древней истории Тибета нет единого мнения о дате жизни всех царей Ярлунгской династии [Кычанов, Мельниченко 2005: 22-28]. Однако начало письменно зафиксированной истории медицины ряд ученых связывают с конкретными историческими фактами: появлением письменности во времена правления Сонцена Гампо и приездом в 641 г. китайской принцессы Вен Ченг, ставшей супругой этого тибетского царя.

О первоначальном процессе ознакомления древних тибетцев с медицинскими традициями других стран свидетельствует, например, приглашение ко двору Сонцена Гампо трех врачей: индийского Бхарадхваджа, китайского Хенгвен Хангде, персидского Галено. Каждый из них перевел на тибетский язык сочинения своих медицинских традиций. По всей видимости, Сонцен Гампо, не удовлетворившись этим, издал распоряжение, согласно которому названные три врача написали новое семитомное сочинение под названием «Неустрашимое оружие» и преподнесли царю. Сочинение не сохранилось, однако в традиции считается, что именно данный коллективный труд, сочетающий в себе медицинские традиции трех стран, послужил базой для дальнейшего развития и распространения медицинских знаний в Тибете.

Существует также мнение, что приглашенные Сонценом Гампо врачи в действительности не являлись историческими персонажами, а их имена отождествляются с медицинскими традициями, которые они представляли. Имя Галено в данной интерпретации ассоциируется с именем известного греческого врача II в. Галена, что говорит об отголосках греческого медицинского влияния,

достигших Тибета во времена царских династий УП-К вв. через арабские завоевания Персии [Веск№И;Ь 1979].

Активная переводческая деятельность с приглашением иностранных врачей продолжилась и во времена последующих царей Ярлунгской династии. Наибольшим подъемом культурной и политической жизни Тибета характеризуется время правления царя Трисонга Децена (гг. пр. 755-797). Он, являясь приверженцем буддизма, активно способствовал его распространению и потому, наряду с врачами, приглашал знаменитых учителей из сопредельных стран. По решению Трисонга Децена началось строительство буддийского монастыря Самъе (775-779). Открытие этого монастыря принимается тибетской историографией за первоначальное официальное признание буддизма в качестве государственной религии. В это же время, согласно тибетским источникам, был установлен титул ламена (Ыа £шаи), носителей которого, наряду с предоставлением земель и унаследованием прав потомственных врачей, освобождали от воинских обязанностей. Тогда же был издан «указ из тринадцати пунктов» о почитании врачей, отражающий историческую действительность этого периода, и указывающий на отношение Трисонга Децена к медицине. Данный эдикт служит свидетельством возрастания социальной роли врачей, признания их государственной властью Тибета в VIII в.

После падения династии царей Ярлунг в IX в. патронат над медицинским обучением взяли на себя развивающиеся буддийские монастырские центры. По общепринятой в тибетской историографии традиции история буддизма в Тибете делится на два периода - ранний период распространения (VII в.) и поздний период распространения (X в.). В их основе лежат такие «события, как первоначальное распространение буддизма и его подавление царем Ландармой (гг. пр. 838-841), а также новое возрождение буддизма после гонений» [Пубаев 1981: 186]. Тибетские историки медицины считают, что сочинения и переводы, относящиеся к раннему периоду распространения, трактуются как старая медицинская школа, или школа ранних переводов, а произведения, созданные в поздний период распространения, рассматриваются как новая медицинская школа, или школа поздних переводов.

Но вместе с тем тибетские авторы считают традиционную периодизацию истории буддизма неприменимой к истории медицины. Деси Сангье Гьяцо приводит следующий довод: «Поскольку царь Ландарма разрушил основной фундамент буддийского учения - монашескую дисциплину пратимокши, то возник такой термин как "раннее и позднее распространение буддизма". Что же касается медицины, то начиная с царя Сонцена Гампо и до настоящего времени она развивалась, не переживая никакого периода упадка. Потому представляется, что в употреблении термина "раннее и позднее распространение" нет необходимости [с точки зрения медицинской традиции]» [Деси Сангье Гьяцо 2015: 54]. Велманг Кончок Гьялцен (1764-1853), как бы поясняя это утверждение Деси Сангье Гьяцо, пишет еще более конкретно: «Ландарма, при подавлении Дхармы, не стал разрушать лечебное дело, поскольку оно было необходимо ему самому» [МЫшап§ КопсИок Оуа^еп 1991: 240].

Если выше мы касались вопросов истории тибетской медицины раннего Средневековья (У-Х вв.), относящихся к раннему периоду распространения буддизма, отмечаемому историками как период единого централизованного феодального государства Тибета, то начало следующего периода, или позднего периода распространения буддизма, характеризуется распадом Тибета на ряд княжеств, или царств.

В период развитого Средневековья (Ш-ХГУ вв.) в условиях феодальной раздробленности ключевое место в истории новой медицинской школы заняли

представители Западного Тибета. Выдающимся представителем тибетских ученых на поприще медицинской науки данного периода был великий переводчик - лоцава Ринчен Санпо (957-1055). Именно он выполнил перевод «Аштанга-хридая-самхиты» Вагбхаты (IV в.), включенной в буддийский канон «Тенгьюр». Данный аюрведический текст сыграл очень важную роль в развитии медицины в Тибете. Современные исследователи отмечают большое влияние «Аштанга-хридая-самхиты на тибетский медицинский канон «Чжуд-ши», появившийся в течение следующего столетия. Многие исследователи признают, что именно к XII в. «Чжуд-ши», кодифицированный Ютокпой Йонтеном Гонпо Младшим (1126-1202) и его учениками, превратился в основной «коренной текст» медицинской традиции Тибета .

Тибетские буддийские деятели получали монастырское образование по так называемым пяти большим наукам: религиозно-философской системе буддизма, грамматике, логике, технологии искусств и медицине, а также по пяти малым наукам: поэзии, просодии, лексикологии, драме и астрологии. Создавая свои оригинальные труды, тибетские ученые не обходили вниманием и медицинскую науку: Сакья Дракпа Гьялцен (1147-1216), третий иерарх тибетской буддийской школы Сакья, написал «Сокровищницу царя» - о методах лечения, его племянник знаменитый Сакья-пандита (1182-1251) - «Важные аспекты восьми разделов медицины», а перу Ранджунг Дордже (1284-1339), третьего иерарха тибетской буддийской школы Карма Кагью, принадлежат «Собрание сути восьми разделов медицины» и «Океан названий лекарственных средств». И не удивительно, что в больших монастырях центрального и юго-западного Тибета начали создаваться специальные школы для медицинского обучения, такие как Шалу (XI в.), Сакья-мендонг (XII в.), а позднее - Цурпу (XIV в.) . За этот же период сформировались прославленные тибетские медицинские школы Ютокпа и Дранти.

В период позднего Средневековья (XV-XVII вв.) тибетская медицина практически полностью сложилась как медицинская система. Среди различных тибетских медицинских школ наиболее ярко выделились две школы: Джанг и Сур, которые оформились к XV в. в результате разветвления комментаторской традиции «Чжуд-ши». Их возникновение было обусловлено закономерной эволюцией тибетской медицины и вместе с тем ознаменовало принципиально новый этап развития медицинской науки, подготовленной предшествующими поколениями тибетских врачей.

Первой появилась линия преемственности врачей медицинской школы Джанг, которая стала ведущей в Джанг Нгамринге, древней столице Тибета (XV в.). Здесь были установлены правила по проведению устных медицинских экзаменов, а также разработаны принципы мнемотехники для запоминания «Чжуд-ши». Примерно на полстолетия позже в местности Латок Суркар сформировалась школа Сур - вторая из двух главных линий преемственности тибетской медицинской традиции. Школа Джанг получила свое название от имени основателя школы - Джанпа Намгьял Драксана (1395-1475), а зарождение школы Сур связывают с именем Суркарва Ньямни Дордже (1439-1475). Несмотря на «разницу в возрасте» и длительность их «раздельного» существования, сведения тибетских источников позволяют нам говорить об общем характере их развития. В школах не было явного стремления к утверждению превосходства какой-либо из них, не было особых доктринальных дискуссий между ними, представители этих школ обучались друг у друга.

В период между XVI-XVII вв. постепенно формируется стойкая тенденция к сближению двух школ. Если судить по характеру медицинских наставлений, то для школы Джанг типичен метод наставлений устной традиции ньенгью

(snyan brgyud), передаваемых лишь одному ученику или очень ограниченному кругу, а для школы Сур - медицинский цикл учений Юток-ньинтик. Но уже начиная с Суркарва Лодро Гьялпо (1509-1579?) с получением им наставлений школы Джанг практика подобного обмена опытом, вероятно, утвердилась. Она привела к заметной нивелировке традиций передачи медицинских знаний.

К началу XVII в., в период правления Далай-ламы V (1617-1682), работали несколько ключевых медицинских центров в районе Лхасы, в монастыре Дрепунг, Шика Самдуп Це и Лхаванг Чок. Здесь были установлены регулярные правила для медицинских экзаменов, были вырезаны ксилографы основных медицинских трактатов, в т.ч. и «Чжуд-ши». А уже к концу XVII в., с основания в 1696 г. медицинского центра Чакпори, Деси Сангье Гьяцо, в то время регент, единовластно управлявший Тибетом, без труда объединил эти школы и начал унификацию всех тибетских медицинских традиций. Следует отметить, что центр Чакпори функционировал в Лхасе в качестве медицинской академии до середины XX в. - вплоть до китайского вторжения в 1959 г.

В монастырских центрах продолжали появляться и другие медицинские школы. Под руководством крупного ученого Ситу Чойкьи Джунне в восточном Тибете были основаны школы в Дерге (конец XVII в.), Пелпунге (XVIII в.) и т.д. Появились школы в монастырях Каток, Кумбум и Лабран. Некоторые из них разработали свои учебные программы, несколько отличавшиеся от принятой в Чакпори, что вызывало дебаты и дискуссии между врачами.

Медицинская практика в Тибете не ограничивалась только представленными здесь школами, монастырскими учебными центрами. Врачебной деятельностью занимались также и буддийские йогины, мастера, практикующие тантру, медиумы, оракулы и представители добуддийской традиции бон.

В заключение отметим, что ранний этап развития тибетской медицины был по преимуществу периодом накопления медицинских знаний путем активного ознакомления и взаимодействия с разными традициями врачевания, особенно аюрведической, где особую роль сыграло распространение буддизма в Тибете. В последующие два периода совокупность полученных знаний и практически усвоенных навыков послужила основой для создания уникальной, собственно тибетской буддийской системы медицинских знаний, которая сохранилась до наших дней и широко практикуется.

Список литературы

Деси Сангье Гьяцо 2013. Кокбук: история медицинской науки Древней Индии (пер. с тиб. предисл., примеч., указатели, глоссарии Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. I. 238 с.

Деси Сангье Гьяцо 2015. Кокбук: история медицинской науки Тибета (пер. с тиб., предисл., примеч., указ., глос. Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. II. 398 с.

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература. 351 с.

Пубаев Р.Е. 1981. Пагсам-чжонсан - памятник тибетской историографии XVIIIвека. Новосибирск: Наука. 307 с.

Beckwith C.I. 1979. The Introduction of Greek Medicine into Tibet in the Seventh and Eighth Century. - Journal of the American Oriental Society. No. 99. P. 297-313.

Dummer T. 1988. Tibetan Medicine and Other Holistic Health-Care Systems. London; New York: Routledge. 307 p.

Finckh E. 1975. Grundlagen tibetischer Heilkunde. Uelzen: Medizinisch Literarische Verlagsgemeinschaft. 107 p.

Gyatso J. 2004. The Authority of Empiricism and the Empiricism of Authority: Tibetan Medicine and Religion on the Eve of Modernity. - Comparative Studies of South Asia, Africa, and the Middle East. Vol. 24. Iss. 2. P. 83-96.

Kloos S. 2008. The History and Development of Tibetan Medicine in Exile. - The Tibet Journal. Vol. 33. No. 3. Autumn P. 15-49.

Rechung Rinpoche 1973. Tibetan Medicine. Berkeley: University of California Press. 340 p.

Tibetan Literature: Studies in Genre (ed. by J.I. Cabezon, R.R. Jackson). 1996. Ithaka, New York: Snow Lion Publication. 552 p.

Toru Tsenam 2009. Khro ru tshe rnam gyi gsung rtsom thor buphyogs bsgrigs. Bod ljongs mi dmang dpe skrun khang. 305 p.

Welmang Konchok Gyaltsen. 1991. Blab rang bkra shis "khyilgyi gdan rabs lha"i rnga chen. Kan su"u mi rigs dpe skrun khang. 577 p.

ZHABON Yumzhana Zhaltsanovna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Research Fellow at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected]);

VANCHIKOVA Tsymzhit Purbuevna, Dr.Sci. (Hist.), Professor, Principal Researcher at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])

TO THE HISTORY OF TIBETAN MEDICINE: MAIN STAGES OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The article, basing on former unknown information from Tibetan medical works, analyzes the main stages of the history of formation and development of Tibetan medicine (7th-17th centuries). The main attention is given to the characteristics of the history of the early period. Fundamentally new is the division of the history of Tibetan medicine into the mythological period, the periods of early, developed and late Middle Ages. The authors conclude that each of these periods has its own characteristic features in the development of medical knowledge in Tibet. Keywords: history of medicine, Tibetan medicine, periodization, Tibet, sources




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top