Философия неоплатонизма. Неоплатонизм - это что такое? Философия неоплатонизма Кто из философов развивал неоплатонизм

Философия неоплатонизма. Неоплатонизм - это что такое? Философия неоплатонизма Кто из философов развивал неоплатонизм

Последний этап развития античного платонизма (III-VI вв.).Основоположником неоплатонизма был Плотин, учившийся вАлександрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно. Лекции же самого Плотина («Эннеады») были изданы егоучеником Порфирием. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. ИдеализмПлатона заключал в себе значительный элемент дуализма, поскольку наряду с миром идей допускал независимое от него существование материи, а все вещи и человека считал ихпротиворечивым сочетанием. Учение же Плотина являетсяпоследовательной системой объективного идеализма. С точки зрениянеоплатонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакимиусилиями человеческой мысли.Убедиться в бытии Единого возможно только на путях апофатической(отрицательной) теологии. Вместе с тем Единое уподобляется Солнцу и мыслится извечным источником эманации (истечения, излучения), посредством которой возникают все менее совершенные и общие, всеболее множественные и телесныесферы бытия. Второй ступеньюэманации становится Ум. Умраздваивается на объект (само Единое) исубъект (собственно Ум), заключающий в себе совокупность платоновских идей. Третья ступень эманации - Мировая Душа, которая и излучает весь мир конкретных единичныхвещей. Результатом полного угасания творческого процесса эманацииостается материя, абсолютный мрак и холод, диаметральнаяпротивоположность ослепительному свету - Единому. Так нарисована схема любой системы объективного идеализма - «развитие вспять», от абстрактного к конкретному. Плотин и Порфирий образовали Римскую школу неоплатонизма, а в дальнейшем существовалисирийская (Ямвлих, IV в.),александрийская (Гипатия, Иоанн Филопон и др. V в.) и афинская (Прокл, V в.). Последняя была закрыта декретом византийскогоимператора Юстиниана в 529 г., чтопринято считать символическойдатой кончины античнойфилософии. Неоплатонизм, обильно включавший в свои построения образы древнегреческоймифологии, находился в сложныхотношениях с христианством. С одной стороны, это была борьбанеоплатоников и христиан, в ходекоторой они разоблачали друг друга (Порфирий, «Против христиан»). С другой стороны, христианство осуществляло заимствования из неоплатонизма. Главным образом под влиянием последнегосформировался главный догматхристианства о триединстве Бога. Кроме того, комментаторская и переводческая деятельностьнеоплатоников V-VI вв. оказала огромное воздействие наформирование средневековойфилософии в Западной Европе и вВизантии.

(практических способов единения с Божеством).

Периодизация

II-III вв.

Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается спекулятивно -теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:

  • Римская школа ; известные представители: Амелий , Аммоний Саккас , Плотин , Порфирий . Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил. С года ученик Аммония, продолжатель и первый систематизатор неоплатонизма Плотин продолжает деятельность в Риме. С года дальнейшую разработку неоплатонизма продолжает ученик Плотина Порфирий.

III-IV вв.

Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма . Не покидая почвы спекулятивных теорий , неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику ; систематизирует античную мифологию , большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов , мистерий , астрологии , экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этому периоду относятся:

  • Сирийская школа ; известные представители: Дексипп , Сопатр , Теодор Асинский , Ямвлих . Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия; он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии.
  • Пергамская школа ; известные представители Евсевий Миндский , Евстафий Каппадокийский , Евфразий , Максим Эфесский , Приск , Саллюстий , Юлиан Отступник , Хрисанфий , Эдесий . Школу основывает Эдесий, ученик Ямвлиха.

IV-VI вв.

Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:

  • Афинская школа ; известные представители Гиерокл Александрийский , Дамаский , Домнин , Исидор Александрийский , Марин Неаполитанский , Плутарх Афинский , Прискиан Лидийский , Прокл Диадох , Симпликий , Сириан Александрийский . Школу основывает Плутарх Афинский.
  • Александрийская школа ; известные представители: Аммоний Гермий , Асклепий Тралльский , Гелиодор Александрийский , Гермий Александрийский , Гипатия , Давид Анахт , Иоанн Филопон , Немезий , Олимпиодор Младший , Синезий , Стефан Византийский , Эдесия , Асклепиодот Александрийский . Школу основывает Гермий Александрийский (предп.).

Концепция

Неоплатонизм представляет собой синтез :

  • идей Платона,
  • логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону,
  • идей халдейских оракулов и египетской религии,
  • идей индуистской философии (напр. эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина : Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νοῡς ), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей . Ум эманирует в Душу (ψῡχή ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос .

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках , находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы - Василия Великого , Григория Назианзина и Григория Нисского , ставших на путь христианизации неоплатонизма. Большую роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник . В XI в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл .

Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный . Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как напр. Ансельм Кентерберийский . Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы.

От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены , который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизма, впадая в прямой пантеизм . Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV-XV вв. (Мейстер Экхарт , Таулер , Сузо). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения , как Николай Кузанский , Марсилио Фичино .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Неоплатонизм как философия зародился в поздней античности, вошел в средневековую Возрождения и оказал влияние на философские умы всех последующих веков.

Античная философия неоплатонизма

Если характеризовать неоплатонизм кратко, то это возрождение идей Платона в период Римского упадка (3 - 6 вв.). В неоплатонизме идеи Платона были преобразованы в учение об эманации (излучении, истечении) мира материального из Умного Духа, полагающего начало всему.

Если дать более полное толкование, то античный неоплатонизм - это одно из направлений эллинской философии, возникшей как эклектика учений Плотина и Аристотеля, а также учений стоиков, Пифагора, восточной мистики и раннего христианства.

Если говорить об основных идеях данного учения, то неоплатонизм - это мистическое познание высшей сущности, это последовательный переход от высшей сущности к низшей материи. Наконец, неоплатонизм - это освобождение человека посредством экстаза от тягот материального мира для истинно духовной жизни.

Виднейшими адептами неоплатонизма история философии отмечает Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.

Плотин как основатель неоплатонизма

Родина Плотина - римская провинция в Египте. Он прошел обучение у нескольких философов, большую роль в его образовании сыграл Аммоний Саккас, у которого он учился одиннадцать лет.

В Риме Плотин сам стал основателем школы, которой он руководил двадцать пять лет. Плотин - автор 54 сочинений. Большое влияние на его мировоззрение оказал Платон, однако он был подвержен влияниям и других философов, греческих и римских, среди которых были Сенека и Аристотель.

Система мира Плотина

По учению Плотина, мир выстроен в строгой иерархии:

  • Единое (Благо).
  • Мировой Разум.
  • Мировая Душа.
  • Материя.

Полагая мир единым, он не считал, что вселенная во всех ее областях представляет собой одно и то же в одинаковой мере. Прекрасная Мировая Душа превосходит грубую материю, Мировой Разум превосходит Мировую Душу, а на высшей ступени превосходства стоит Единое (Благо), которое и является первопричиной прекрасного. Само же Благо, как считал Плотин, выше всего прекрасного, изливаемого им, выше всех высот, и заключает в себе весь мир, принадлежащий умному Духу.

Единое (Благо) - сущность, которая присутствует везде, она проявляется в Разуме, Душе и Материи. Единое, будучи безусловным Благом, облагораживает эти субстанции. Отсутствие Единого подразумевает отсутствие добра.

Приверженность человека злу обусловлена тем, как высоко он может взойти по ступеням лестницы, которая ведет к Единому (Благу). Путь к данной сущности лежит только через мистическое слияние с ней.

Единое как абсолютное Благо

В воззрениях Плотина на мироустройство доминирует идея единства. Единое возвышено над многим, первично в отношении многого и недостижимо для многого. Можно провести параллель между представлением Плотина о мироустройстве и социальным устройством Римской империи.

Отдаленное от многого получает статус Единого. Эта отдаленность от умного, душевного и материального мира есть причина непознаваемости. Если у Платона «единое - многое» соотносится как бы по горизонтали, то Плотин установил вертикаль в отношениях единого и многого (нижестоящих субстанций). Единое превыше всего, и потому недоступно для понимания нижестоящих Разума, Души и Материи.

Абсолют единства заключается в отсутствии в нем противоречий, противоположностей, необходимых для движения и развития. Единство исключает субъектно-объектные отношения, самопознание, стремления, время. Единое знает себя без познания, Единое пребывает в состоянии абсолютного счастья и покоя, и ему не надо ни к чему стремиться. Единое не связано с категорией времени, поскольку оно вечно.

Плотин трактует Единое как Благо и Свет. Само творение мира Единым Плотин обозначил эманацией (в переводе с латинского - течь, литься). В этом процессе творения-излияния оно не теряет целостности, не становится меньше.

Мировой разум

Разум - это первое, что сотворено Единым. Для Разума характерна множественность, то есть содержание множества идей. Разум двойствен: он одновременно и стремится к Единому, и отдаляется от него. При стремлении к Единому он находится в состоянии единства, при отдалении - в состоянии множественности. Познание свойственно Разуму, оно может быть как объектным (направленным на какой-то объект) так и субъектным (направленным на себя). В этом Разум тоже отличается от Единого. Однако пребывает он в вечности и там же познает самого себя. В этом сходство Разума с Единым.

Разум осмысливает свои идеи и синхронно творит их. От самых абстрактных идей (бытие, покой, движение) он переходит ко всем прочим идеям. Парадоксальность Разума у Плотина заключается в том, что он вмещает в себя идеи как абстрактного, так и конкретного. К примеру, идея человека как понятие и идея какого-то отдельного человека.

Мировая душа

Единое изливает свой Свет на Разум, при этом Свет не полностью поглощается Разумом. Проходя через Разум, он изливается далее и творит Душу. Своим непосредственным происхождением Душа обязана Разуму. Единое принимает в ее сотворении опосредованное участие.

Находясь на более низкой ступени, Душа существует вне вечности, она - причина возникновения времени. Как и Разум, она двойственна: в ней есть приверженность к Разуму и отвращение от него. Это существенное противоречие в Душе условно разделяет ее на две Души - высокую и низкую. Высокая Душа приближена к Разуму и с миром грубой материи не соприкасается, в отличие от Низкой Души. Находясь между двумя мирами (сверхчувственным и материальным), Душа таким образом связывает их.

Свойства Души - бесплотность и неделимость. Мировая Душа вмещает в себя все индивидуальные души, ни одна из которых не может существовать отдельно от других. Плотин утверждал, что любая душа существует еще до соединения с телом.

Материя

Замыкает мировую иерархию Материя. Изливающийся Свет Единого последовательно переходит от одной субстанции к другой.

По учению Плотина, Материя пребывает вечно, как вечно и Единое. Однако Материя является субстанцией сотворенной, лишенной самостоятельного начала. Противоречивость Материи заключается в том, что она создается Единым и противостоит ему. Материя - это угасающий Свет, преддверие тьмы. На рубеже меркнущего Света и наступающей тьмы всегда возникает Материя. Если Плотин говорил о вездесущности Единого, то, очевидно, оно должно присутствовать и в Материи. В противостоянии Свету Материя проявляется как Зло. Именно Материя, по Плотину, источает Зло. Но поскольку она лишь зависимая субстанция, то и Зло ее не равносильно Добру (Благу Единого). Зло Материи - только следствие недостатка Добра, обусловленного недостатком Света Единого.

Материи свойственно изменяться, но, претерпевая изменения, она сохраняет неизменность, в ней ничего не убывает и не прибывает.

Стремление к Единому

Плотин полагал, что нисхождение Единого во многое вызывает обратный процесс, то есть многое стремится взойти к совершенному единству, пытаясь преодолеть свой разлад и соприкоснуться с Единым (Благом), ведь потребность во благе свойственна абсолютно всему, в том числе и некачественной материи.

Осознанной тягой к Единому (Благу) отличается человек. Даже натура низменная, не мечтающая ни о каком восхождении, может однажды пробудиться, так как душа человека неотрывна от Мировой Души, связанной с Мировым Разумом своей возвышенной частью. Даже если состояние души обывателя таково, что более возвышенная часть ее задавлена низменной частью, разум может возобладать над чувственными и алчными желаниями, что даст возможность падшему человеку приподняться.

Однако настоящим восхождением к Единому Плотин считал состояние экстаза, при котором душа как бы выходит из тела и сливается с Единым. Это путь не мыслительный, а мистический, основанный на переживании. И только в этом высшем состоянии, по Плотину, человек может подняться до Единого.

Приверженцы учения Плотина

Ученик Плотина Порфирий, по завещанию своего учителя, упорядочил и издал его сочинения. Он стал известным в философии комментатором трудов Плотина.

Прокл в своих трудах развил идеи неоплатонизма предыдущих философов. Он большое значение придавал божественному озарению, считая его высшим знанием. Любовь, мудрость, веру он связывал с проявлением божества. Большой вклад в развитие философии внесла его диалектика Космоса.

Влияние Прокла отмечено в средневековой философии. Значение философии Прокла подчеркивал отдавая дань тонкости его логического анализа.

Сириец Ямвлих прошел обучение у Порфирия и основал Сирийскую школу неоплатонизма. Как и прочие неоплатоники, он посвятил свои труды древней мифологии. Его заслуга в анализе и систематизации диалектики мифологии, а также в систематизации изучения Платона. Наряду с этим его внимание было приковано к практической стороне философии, связанной с культовыми обрядами, мистической практикой общения с духами.

Влияние неоплатонизма на философскую мысль последующих эпох

Ушла в прошлое эпоха античности, утратила актуальность и расположение властей языческая античная философия. Неоплатонизм не исчезает, он вызывает интерес христианских авторов (св. Августин, Ареопагит, Эриуген и др.), он проникает в арабскую философию Авиценны, вступает во взаимодействие с индуистским монотеизмом.

В 4 в. идеи неоплатонизма широко распространяются в византийской философии и проходят христианизацию (Василий Великий, Григорий Нисский). В позднем средневековье (14-15 вв.) неоплатонизм становится источником немецкой мистики Г. Сузо и др.).

Неоплатонизм Возрождения продолжает служить развитию философии. В нем воплощены идеи предыдущих эпох в комплексе: внимание к эстетике, красоте тела в античном неоплатонизме и осознание духовности человеческой личности в средневековом неоплатонизме. Учение неоплатонизма воздействует на таких философов, как Н. Кузанский, Т. Кампанелла, Дж. Бруно и др.

Видные представители немецкого идеализма 18 - начала 19 вв. (Ф.В. Шеллинг, не избежали влияния идей неоплатонизма. То же можно сказать и о русских философах 19 - начала 20 вв. В.С. Соловьеве, С.Л. Франке, С.Н. Булгакове и др. Следы неоплатонизма можно найти и в современной философии.

Значение неоплатонизма в истории философии

Неоплатонизм - это выход за рамки философии, так как философия предполагает разумное мировоззрение. Объектом же учения неоплатонизма является потустороннее, сверхразумное совершенство, приблизиться к которому возможно только в экстазе.

Неоплатонизм в философии - это вершина философии античности и преддверие теологии. Единое Плотина предвещает религию единобожия и закат язычества.

Неоплатонизм в философии - это сильнейшее воздействие на развитие философской и теологической мысли средневековья. Учение Плотина о стремлении к совершенному, система понятий его учения после переосмысления нашли свое место в западном и восточном христианском богословии. Многие положения философии неоплатонизма были необходимы христианским богословам, чтобы справиться с проблемой систематизации непростого вероучения христианства. Так сформировалась христианская философия, именуемая патристикой.

НЕОПЛАТОНИЗМ – последний этап развития античного платонизма, принципиальной новизной которого по сравнению со средним платонизмом следует считать признание сверхбытийной природы первоначала и тождество ума-бытия как его первое проявление, что было впервые отчетливо представлено в философии Плотина (3 в.). Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и начиная с ученика Плотина Порфирия использует аристотелизм в качестве введения – гл.о. логического – в учение Платона. Античный неоплатонизм тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ, ориентированных преимущественно на толкование диалогов Платона и систематизацию его учения. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся еще при жизни учителя. Тем не менее именно у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия системы неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое -благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке раскрытия единого и в качестве его главных проявлений (ипостасей) в сфере бытия (ср. Эманация ) следуют бытие-ум (нус ) с идеями в нем, душа (псюхе), обращенная к уму и к чувственному космосу, вечному в своем временном бытии (третья ипостась). Однако в школе Плотина еще отсутствовали четкие основы интерпретации платоновских диалогов. Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о трех умах и трех демиургах, полагая, что это и есть «три царя» 2-го «Письма» Платона, тогда как Плотин под «тремя царями» понимал единое, ум и душу. Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что под демиургом Платона можно понимать не ум, а душу.

Предпринятые в кон. 12 в. переводы на латинский язык ряда арабских текстов (в т.ч. «Теологии Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также переводы Прокла, выполненные между 1268–81 Вильемом Мербеке, дали новый импульс распространению неоплатонизма на Западе. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонические концепции преломляются в немецкой мистике 13–14 вв. (францисканец Ульрих Страсбургский и доминиканцы Дитрих Фрейбургский, Мейстер Экхарт и его ученики Г.Сузо и И.Таулер). В русле этой же традиции неоплатонизм усваивается и развивается Николаем Кузанским.

Популярности неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Плифон , возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводческой и издательской деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с античным неоплатонизмом. Огромное влияние оказали переводы и комментарии М.Фичино. Неоплатонизм во всем многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатоническим воздействием складываются учения Ф.Патрици и Дж. Бруно.

Влияние флорентийского неоплатонизма испытал английский комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Дж. Колет (14677–1519), через посредство которого неоплатонизм был воспринят в 17 в. Кембриджскими платониками . Неоплатонические элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под влиянием идей Плотіша написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция неоплатонизма к кон. 18 в. угасает. Интерес к нему возобновляется в эпоху романтизма (английский перевод Платона и неоплатоников Т.Тейлора, изучение и издание Плотина и Прокла Ф.Крейцером и В.Кузеном). Неоплатоников изучают Шеллинг и Гегель, высоко оценивший неоплатонизм в «Истории философии». Значительным воздействием неоплатонизма отмечено учение Бергсона. В русской философии 19 – нач. 20 в. неоплатонизм оказал влияние на Вл.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, С.Н.Булгакова, А. Ф.Лосева.

Первый систематический и полный обзор материалов по античному неоплатонизму дал во 2-й пол. 19 в. Э.Целлер, следовавший в трактовке неоплатонизма историко-философской концепции Гегеля. Новый подход к изучению неоплатонизма как философии, основанной на школьной разработке и комментировании авторитетных текстов, был намечен в работах К.Прехтера (1910) и получил развитие в ряде конкретных исследований по истории школ неоплатонизма (Э.Брейе, Р.Э.Додде, Р.Бойтлер, В.Тайлер, А.Ж.Фестюжьер, Л.Г.Вестеринк и др.).

Общие труды:

1. The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy, ed. by A.H.Armstrong. Cambr, 1970;

2. Wallis R.T. , Neoplatonism. L., 1972;

3. Beierwaltes W. Piatonismus und Idealismus. Fr./M., 1972;

4. Dörrie H. Platonica minora. Münch., 1976 (библ.);

5. The significance of Neoplatonism, ed. R.B.Harris. Norfolk, 1976;

6. Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. v. С.Zintzen. Darmstadt, 1977;

7. Westerink L.G. Texts and studies in Neoplatonism and Byzantine literature. Amst., 1980.

Античный неоплатонизм:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. 6: Поздний эллинизм. М., 1980; т. 7: Последние века, кн. I–II. М., 1988; т. 8: Итоги тысячелетнего развития, кн. I. M., 1992;

2. Он же. Словарь античной философии. М., 1995;

3. Theiler W. Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966;

4. PrächterK. Richtungen und Schulen im Neuplatonismus. – Kleine Schriften. Hildesheim, 1973. S. 165–216;

5. Saffrey H.D. Recherches sur le néoplatonisme après Plotin. P., 1990.

Средневековый неоплатонизм:

1. Klibansky R. The continuity of the Platonic tradition during the middle ages. L., 1939;

2. Platonismus in der Philosophie des Mittelalters, hrsg. v. W.Beierwaltes. Darmstadt, 1969;

3. Imbach R. Le néoplatonisme médieval. Proclus latin et l’école dominicaine allemande. – «Revue de Théologie et de Philosophie», 1978, v. 6, p. 427–448.

Неоплатонизм в патристике:

1. Неnrу Р. Plotin et l’Occident. Louvain, 1934;

2. Courcelle P. Les lettres grecques en Occident. De Macrobe à Cassiodore. P., 1948;

3. Ivanka E. v. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1964.

Неоплатонизм в арабской философии:

1. Neoplatonici apud arabos, ed. В.Badawi. Le Caire, 1955;

2. Idem. La transmission de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1968;

3. Walzer R. Greek into Arabie. Oxf., 1962.

Неоплатонизм в еврейской философии:

1. Greive H. Studien zum jüdischen Neuplatonismus. В.–Ν.Υ., 1973.

Западноевропейский неоплатонизм 11–14 вв.:

1. Garin Â. Studi sul Platonismo medievale. Firenze, 1958;

2. Mittelalterliche Mystik unter dem Einfluß des Neuplatonismus, hrsg. v. W.Schultz. В., 1967;

3. Saffrey H.D. Recherches sur la tradition platonicienne au Moyen âge et à la Renaissance. P., 1987.

Неоплатонизм в эпоху Возрождения:

1. Robb N. Α. Neoplatonism of the Italian Renaissance. L., 1935;

2. Miles L. John Colet and the Platonic tradition. La Salle, 1961;

3. Kristeller P.O. Eight philosophers of the Italian Renaissance. Stanford, 1964;

4. Garin E. Platonici bizantini e platonici italiani del Quattrocento. – «Veltro», 1983, v. 27, p. 219–32.

Обзор литературы:

1. Courcelle P. Travaux néoplatoniciens. – Actes du congrès. Budé. P., 1954, p. 227–54.

Конгрессы, конференции, симпозиумы по неоплатонизму:

1. Les sources de Plotin. Gen., 1960 (Entretiens sur l’antiquité classique, t. 5);

2. Porphyre. Gen., 1965 (ibid., t. 12);

3. De Jambliche à Proclus. Gen., 1975 (ibid., t. 21); Le Néoplatonisme. P., 1971 (Colloques Internationaux...);

4. Études Néoplatoniciennes, Conférence... Neuchâtel, 1973;

5. Plotino e il Neoplatonismo in Oriente e in Occidente: Atti del convegno intemazionale. Roma, 1974.

См. также лит. к ст. Александрийская школа , Афинская школа , Средний платонизм , Плотин , Прокл , Кембриджские платоники .

Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи.

Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля.

Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой размышление о надличностном, признание иррациональной сущности.

Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.

Основные положения:

Проповедь искупления греха.

Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности – Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной интуиции, направленной на познание единого.

Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко многому→ проблема универсалий.

Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):

  1. Единое в себе

Неоплатонизм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Неоплатонизм" 2017, 2018.

  • - СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

    Ренессанс - эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался... .


  • - Неоплатонизм.

    Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Крупнейшими представителями неоплатонизма были Плотин,Порфирий (III в. н.э.), сириец... .


  • - Неоплатонизм

    Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи. Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля. Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это подлинный предвосхититель христианства, так как представляет... .


  • - Неоплатонизм

    Существовала еще одна область мысли, стремившаяся преодолеть эллинистический раскол между рационалистическими философиями и мистериальными религиями. В течение нескольких столетий после смерти Платона (середина IV в. до Р.Х.) многие философы постоянно обращались к его... .


  • - Вопрос № 9 Философия неоплатонизма и стоицизма

    Стоицизм.Основателем его былЗенон из Китиона (ок. 333- 262 гг. до н. э.), который находился на Кипре. Школа получила название от слова&... .


  • - Неоплатонизм

    Глава 10. ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и фи­лософии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в. важнейшим центром еврейской философской мыс­ли стала Кордова (Испания). Развитие еврейской... .


  • - Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия – направления философии эпохи Возрождения.

    Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV-середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: ü антицерковная и антисхоластическая направленность; ü стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать... .


  • - Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения

    1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое. Последние три течения принято объединять... .


  • - Философия позднего эллинизма: неоплатонизм

    Стоицизм: основные идеи и представители Схема 45. Стоицизм Схема 46. Основные идеи философии киников Схема... .





  • Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top