Где проверить глаза ребенку. Комплексное офтальмологическое обследование детей и подростков

Где проверить глаза ребенку. Комплексное офтальмологическое обследование детей и подростков

19-04-2015, 13:50

Описание

История заболевания

Хотя обычно, обследуя новорожденного или ребенка младшего возраста, врач редко интересуется деталями анамнеза, важно не забыть выяснить все нюансы развития заболевания.

Необходимо уточнить:

  1. Замечали ли родители или педиатр какие-либо отклонения в развитии зрения у ребенка?
  2. Родился ли ребенок в положенный срок? Нормально ли протекал перинатальный период?
  3. Страдает ли ребенок каким-либо общим заболеванием?
  4. Принимает ли какие-либо лекарственные препараты?
  5. Беспокоило ли родителей состояние глаз ребенка? Например, слезотечение, длительное покраснение глаз, разный диаметр зрачков и т.д.
  6. Отличается ли развитие зрительных функций у этого ребенка от развития зрения у его братьев и сестер?

Семейный анамнез

Многие заболевания, отражающиеся на развитии маленького ребенка, имеют наследственный характер. Поэтому так важно в деталях выяснить семейный анамнез.

Внимание при опросе останавливают на следующих пунктах.

  1. Возникали ли схожие проблемы у кого-либо из членов семьи?
  2. Встречались ли в семье заболевания глаз, даже существенно отличающиеся от расстройства, наблюдаемого у вашего больного?
  3. Не родственный ли брак у родителей?
  4. Наблюдались ли в семье ребенка наследственные заболевания, даже при отсутствии прямой связи этих расстройств с патологией органа зрения?

Анамнез заболевания

Основное внимание при выяснении истории развития ребенка обращают на процесс становления его зрительных функций.

Определенную помощь могут оказать следующие вопросы.

  1. Насколько хорошо ребенок видит?
  2. Отличается ли зрительная активность этого ребенка от таковой у его братьев и сестер?
  3. Несуществует ли каких-либо особенностей со стороны зрения больного? Например, страдает ли ребенок светобоязнью?
  4. Не отстает ли развитие зрительных функций от общего развития ребенка? Не существует ли задержки общего развития?
Если родители обеспокоены нарушением развития зрения ребенка, важно установить динамику процесса, уточняя характер имеющихся жалоб.

Непостоянство предъявляемых жалоб наблюдается при:

  1. нарушении зрительных функций центрального генеза;
  2. влиянии на патологический процесс окружающей обстановки - например, больной с колбочковой дистрофией страдает светобоязнью и избегает ярко освещенных помещений.

Общее обследование органа зрения

Зрительная активность ребенка и оценка остроты зрения

Практически во всех случаях наблюдение является наиболее важной частью обследования. Врач обычно уже при сборе анамнеза способен отметить, фиксирует ли ребенок взгляд на предметах и наблюдает ли за ними. Зрительная фиксация должна быть устойчивой, а прослеживающие движения глазного яблока плавными и соответствовать направлению движения предмета заинтересовавшего ребенка.

Замечено, что способность преследовать зрительную цель (что обычно исследуют в клинической практике) зависит от правильности саккадических (но не поисковых) движении и у многих детей с неврологическими расстройствами эта способность значительно ослаблена. Поэтому нарушения фиксации и прослеживающих движений глазного яблока не всегда адекватны степени снижения зрения. Интересно, что дети с пониженным зрением на одном или обоих глазах способны сохранять практически нормальную фиксацию и прослеживающие движения глазного яблока.

Исследование фиксации

Оценка фиксации может быть упрощена за счет использования специальной системы, разработанной Зипфом (1976). Методика позволяет определить, способен ли каждый глаз к центральной и устойчивой фиксации. Необходимо отметить, что оценку топографии и устойчивости фиксации производят в условиях монокулярного зрения. Например, ребенку закрывают левый глаз, а на правом глазу выявляют центральную, устойчивую (по отсутствию нистагмоидных движении) в течение нескольких секунд фиксацию. Затем врач позволяет ребенку смотреть на объект двумя глазами. Если исследуемый глаз сохраняет фиксацию объекта, врач делает вывод о нормальной остроте зрения этого глаза.

Напротив, если исследуемый глаз в условиях бинокулярного зрения немедленно отклоняется в сторону и ребенок фиксирует объект ранее закрытым глазом - ост-рота зрения на исследуемом глазу снижена. Несмотря на то, что данное исследование помогает выявить снижение зрения, оно не в состояние дать количественную оценку остроты зрения. Центральная, по неустойчивая фиксация может иметь место при остроте зрения, находящейся в диапазоне от 6/9 (0,6) до 6/36 (0,16). Более того, эту методику используют лишь при наличии косоглазия, так как оценка устойчивости фиксации бессмысленна при правильном положении глаз.

Исследование с призмами

При отсутствии косоглазия проводят обследование с вертикальными призмами. Призму оптической силой 10 призм, дптр. ставят перед одним из глаз, поочередно направляя основание призмы вверх или вниз, что обычно вызывает появление вертикального отклонения в 10 призм, дптр. При этом парный глаз начинает фиксировать объект. Если фиксацию сохраняет глаз, перед которым стоит призма, можно сделать вывод о снижении зрения парного глаза.

Объективное количественное определение остроты зрения

Эти методики используют для объективного определения остроты зрения ребенка, не умеющего читать. К ним относят исследование оптокинетического нистагма, зрительных вызванных потенциалов и метод форсированного избирательного зрения.

Оптокинетический нистагм

Хотя техника исследования оптокинетического нистагма была разработана раньше других методов, в настоящее время этот способ применяется редко.

Форсированное избирательное зрение

Методика основывается на факте, что ребенок предпочитает смотреть па структурированные стимулы, а не на однородные объекты. Например, если перед правым глазом ребенка поместить стимул в виде вертикально расположенных полос, а перед левым глазом - гомогенный, равномерно освещенный контрольный стимул, то при возможности различить вертикальные линии на тест-объекте ребенок предпочтет смотреть вправо. Исследование проводят как в условиях монокулярного, так и в условиях бинокулярного зрения. Чаще всего для проведения обследования используют набор карточек известных под названием Карты Кплера (рис. 4.1).


Оценка зрительных функций с помощью этого теста требует движения не только глаза, но и головы и шеи. Поэтому невозможность выполнения этого теста может свидетельствовать о нарушениях глазодвигательной функции, а не о расстройствах первичной сенсорной системы. Более того, результаты исследования при определенных патологических состояниях и. что наиболее важно, при всех формах амблиопии, демонстрируют завышенную остроту зрения.

Зрительные вызванные потенциалы

Преимущество исследования зрительных вызванных потенциалов состоит в том, что для опенки зрительной функции при этом методе отсутствует необходимость в движениях глазных яблок. Однако для исключения возможности погрешностей в ходе обследования необходимо добиться внимания со стороны ребенка. Во избежание завышения остроты фения амблпопичных глаз, предпочтительно использовать структурированные зрительные стимулы, а не обычные вспышки. Истинный источник генерации зрительных вызванных потенциалов до сих нор не известен.

Исследование с помощью оптотипов

Существуют самые разнообразные оптотипы, включая оптотипы Снеллена (Snellen) для оценки зрительной функции даже у детей младшего возраста. Таблица Снеллена является золотым стандартом для проверки остроты зрения, но вполне пригодны и другие тесты, включая кольца Ландольга (Landolt), цифровые, детские оптотипы (картинки) и так называемая Е Гейм (Е Game). По возможности проверяют остроту зрения для дали и для близи. Напомним, что обследование амблиопичного больного желательно проводить полным контуром или буквами, во избежание завышения остроты зрения.

Поле зрения

Хотя у детей младшего возраста проведение обычной компьютерной периметрии невозможно, V школьников это исследование вполне достижимо (рис. 4.2).


Ориентировочно определить границы поля зрения можно практически в любом возрасте. Большой интерес представляют цветные объекты, с помощью которых у ребенка вызывают саккадические движения, направленные соответственно положению объекта в периферическом поле зрения, (рис. 4.3).


У больного с врожденной гемнанонсией может иметь место гипометрия саккадических движении. В некоторых случаях вспомогательную роль при изучении состояния нолей зрения играют электрофизиологические методики. Затруднение проведения импульса через синапс при врожденной гемпанопсин диагностируют с помощью электрофизиологического исследования зрительного нерва.

Цветовое зрение

Исследование цветового зрения незаменимо в диагностике функциональных расстройств сетчатки и зрительного нерва. Исследование проводят с помощью набора стандартизированных цветных иллюстрации Ишнхара (Ishihara, City University, Llantony or HRR) или других методик, например Фанворта (Farnsworth) D 15. У маленьких детей часто присутствует агнозия па цвета, что необходимо помнить во избежание ошибочного заключения о цветовой слепоте ребенка (рис. 4.4).

Зрачки

Офтальмологическое обследование ребенка в обязательном порядке включает определение диаметра и формы зрачков, исследование реакции зрачков на свет.

Афферентная система

Афферентный путь реакции зрачка на свет включает сетчатку и зрительный нерв и соединяется с соответствующей областью ствола мозга.

Эфферентная система

Эфферентный путь включает III пару черепно-мозговых нервов и симпатическую нервную систему.

Зрачок в период новорожденности

У новорожденных зрачок имеет маленький диаметр и вялую реакцию на свет. С возрастом диаметр зрачка обычно увеличивается.

Реакция зрачка

Оценка прямой реакции зрачка посредством мигающих вспышек (исследование афферентной реакции зрачка) трудноосуществима в связи с необходимостью контроля над фиксацией обследуемого ребенка. При этом фиксируемый объект расположен дальше источника света. Невозможность обеспечить это условие приводит к синкинезии, и реакция зрачка теряет связь со световой стимуляцией.

Исследование глазодвигательной системы

Исследование глазодвигательной системы имеет особое значение именно у детей.

Косоглазие

Косоглазие является одним из наиболее частых заболеваний глаз в детском возрасте (установлено, что распространенность косоглазия составляет 2% от общего числа доношенных новорожденных). Оценка положения глаз является первым этапом в обследовании глазодвигательной системы. У детей, не достигших 6-месячного возраста, дополнительно исследуют лишь положение светового рефлекса на роговице по методу Гиршберга (Hirschberg). Необходимо помнить, что в норме роговичный рефлекс несколько смещен от центра зрачка в носовую сторону. В связи с высокой чувствительностью это исследование обладает особой практической ценностью для выявления маленьких углов косоглазия. Однако прикрывание одного глаза, а также попеременное прикрывание и открывание одного из глаз обычно дают более точные результаты, особенно в диагностике косоглазия с маленьким углом отклонения. Для получения точных результатов при обоих методах исследования обеспечивают контроль над фиксацией ребенка.

Для выявления маленьких углов косоглазия, не определенных с помощью описанных выше методов исследования, может быть использован призменный компенсатор 4 приз. дптр. Поочередная установка призменного компенсатора перед каждым глазом приводит при отсутствии косоглазия к восстановлению фиксации для сохранения правильного положения глаз. Если перед одним из глаз поставлена призма, а попытки восстановления фиксации не происходит, можно сделать вывод о наличии скотомы подавления, обусловленной косоглазием с маленьким углом, на том глазу, перед которым установлена призма (рис. 4.5).


Вывод о правильном положении глаз может быть сделан лишь после исследования при крайних отведениях вертикального и горизонтального взора. При этом может быть выявлено косоглазие, которое не определялось в первичном положении взора. Роговичный рефлекс в ходе обследования локализуют, поочередно прикрывая глаза или наблюдая за характером отведения глаз в вертикальном и горизонтальном направлении. Важно не пропустить как гиперфункцию, так и гипофункцию наружных мышц глаза. Вынужденный наклон головы и положение подбородка могут скрывать косоглазие. Поэтому исследование положения глаз проводят при правильном положении лица и головы ребенка.

Супрануклеарные расстройства

В некоторых случаях особую важность приобретает исследование супрапуклеарной системы регуляции. Например, у детей с парезами центрального происхождения часто обнаруживают недостаточность саккаднческих движений, при этом возможно ошибочное заключение об отсутствии у ребенка зрения. Аналогичной, часто возникающей проблемой, является исследование у детей нистагма. Необходимо проведение дифференциального диагноза между врожденным и приобретенным нистагмом, имеющим более угрожающее клиническое значение. Тенденция к ухудшению фиксации при врожденном нистагме является одним из диагностических критериев при сравнении с улучшением, наблюдаемым при приобретенных его формах.

Стереоскопическое зрение

Влияние косоглазия на сенсорные отношения оценивают с помощью нескольких методов. Стереоскопическое зрение представляет собой бинокулярную функцию, посредством которой осуществляется пространственное восприятие. Восприятие глубины пространства происходит за счет наличия диспаратных точек сетчатки, играющих важную роль в формировании зрительного образа.
Правильное положение глаз, так же как и высокая острота зрения, - необходимые условия для совершенного стерео рения. Количественную оценку остроты стереоскопического зрения проводят с помощью стереоскопической методики Рендота (Randot) или флап-теста Тнтмуса (Titnius). Эти методики требуют контакта с ребенком, поэтому интерпретация результатов обследования маленьких детей должна быть очень осторожной. Из-за возможности появления погрешностей, связанных с использованием монокулярных стимулов, методику Рендота расценивают как менее точную.

Фузионная способность

Наличие или отсутствие сенсорной фузии может быть определено посредством четырехточечного цветового прибора Ворта (Worth). Ребенку надевают очки с красным (перед правым глазом) и зеленым (перед левым глазом) светофильтрами. Цветовой прибор включает четыре подсвечивающихся точечных кружка - один красного цвета, один - белого цвета и два - зеленого цвета. Исследование проводят на разных расстояниях. При нормальной фузионной способности ребенок видит четыре кружка. При диплопии будут видны пять кружков. При монокулярном зрении левым глазом будут видны три кружка, а при монокулярном зрении правым глазом - два кружка. Некоторые авторы утверждают, что исследование сенсорной фузии необязательно для оценки моторного компонента фузии.

Исследование на щелевой лампе

Осмотр на щелевой лампе, даже при отсутствии современных приспособлении, поддерживающих голову, обычно удается провести даже у маленьких детей. Ребенка сажают на колени родителей или ставят его коленями па стул. При осмотре особое внимание уделяют состоянию конъюнктивы, роговицы и передней камеры. Обследование помогает принять решение о необходимости хирургического вмешательства у ребенка с частичной катарактой.

Измерение внутриглазного давления

Хотя измерение внутриглазного давления у большинства детей не является обязательной процедурой, в определенных обстоятельствах оценка офтальмотонуса становится необходимой.

Внутриглазное давление измеряют у детей:

  • с врожденными и травматическими катарактами;
  • при наследственной предрасположенности к глаукоме;
  • при системных заболеваниях, часто сопровождающихся вторичной глаукомой (синдром Стерджа-Вебера и т.д.);
  • при длительном приеме лекарственных средств, угрожающих повышением внутриглазного давления (стероидные препараты).
Измерение внутриглазного давления можно проводить контактным и бесконтактным способами.

Детские офтальмологи констатируют, что за последние 5-10 лет резко выросло число глазных заболеваний у детей. Миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия, косоглазие все чаще диагностируется у детей. У детей старше 7 лет повышается риск развития миопии (близорукости), вследствие того, что чгаза ребенка получают колоссальную нагрузку в школе, просмотра ТВ и игр на смартфонах. Такая ежедневная зрительная работа на близком расстоянии вызывает спазмирование цилиарной мышцы глаза. Перенапряжение ослабленной мышцы может привести к временной, а затем и постоянной миопии (близорукости). Пик заболевания приходится на 9-10 лет, и уже к 16 годам треть подростков имеет проблемы со зрением.

При этом своевременная диагностика, профилактика и лечение помогут избежать проблем и сохранить прекрасное зрение надолго.

Дети часто не понимают, что плохо видят. Они привыкли к нечеткой картине мира и для того, чтоб сфокусироваться на тексте или картинке им требуется больше времени и усилий. Ведь даже небольшие изменения зрения часто проявляются сложностью слияния изображения с разных глаз в один образ. Это вызывает быструю утомляемость, дефицит внимания, частые ошибки при чтении, списывании.

В связи с этим нарушение зрения — одна из причин низкой успеваемости, плохого развития памяти, координации в пространстве и социализации ребенка в классе. Так, 20% детей не любят читать из-за проблем со зрением, а 60% по этой же причине испытывают трудности в учебе.

Некоторые люди только во взрослом возрасте узнают, что в детстве у них была амблиопия, и не сформировалось бинокулярное зрение. К сожалению, время уже упущено, и четкого зрения не добиться даже при помощи очков.

Обнаружить заболевания глаз на ранней стадии можно только во время комплексной диагностики зрения. Современное электронное оборудование, предназначенное для обследования детей и подростков, позволяет проводить все необходимые тесты, и выявлять скрытые заболевания, миопии, гиперметропию, амблиопию, астигматизм, косоглазие.

Офтальмология «Дом здорового зрения» имеет современный комплекс оборудования, помогающий врачу с максимальной точностью определить остроту зрения, и составить прогноз риска формирования патологии (миопии, гиперметропии, астигматизма, косоглазия, амблиопии и т.д) . В случае выявления проблемы, необходимо будет наблюдать ребенка в динамике. Детский врач-офтальмолог доступно расскажет о гигиене зрения, о новшествах в области коррекции зрения (ортокератология) и назначит комплекс лечебных мероприятий.

Что включает в себя комплексное обследование?

Комплексное обследование ребенка включает в себя:

  • определение рефракции (авторефрактометрия и/или скиаскопия с помощью скиаскопических линеек);
  • определение остроты зрения (с помощью проектора знаков, Сивцева-Головина или таблицы Орловой с картинками в зависимости от возраста ребенка. У детей до двух лет об остроте зрения судят по фиксации взгляда на объектах и слежению за игрушками)
  • определение характера зрения (бинокулярность) с помощью четырехточечного цветотеста
  • определение объема движения глазных яблок
  • определение угла косоглазия по Гиршбергу
  • измерение ВГД (пневмотонометрия, тонометрия по Маклакову или пальпаторно в зависимости от возраста и показаний)
  • биомикроскопия глаза (осмотр переднего отрезка глаза с помощью щелевой лампы или проходящем свете)
  • офтальмоскопия (осмотр глазного дна) в условиях медикаментозного расширения зрачка
  • рекомендации и назначение лечения при необходимости.

Детская офтальмология - наш детский центр офтальмологии располагает полным набором оборудования для диагностики и лечения глазных заболеваний у детей. Отделением заведует опытный клиницист с более чем десятилетним стажем работы в европейских клиниках.

Современная аппаратура позволяет провести полное офтальмологическое обследование ребенка любого возраста, назначить правильную коррекцию (очки или контактные линзы), при необходимости провести комплексное лечение амблиопии, косоглазия, близорукости, используя как традиционные, так и современные компьютерные методики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Немногие знают, что новорожденные дети имеют очень низкое зрение, которое в дальнейшем постепенно улучшается, совершенствуется и достигает нормальных показателей примерно к семилетнему возрасту.

Раннее офтальмологическое обследование позволит вовремя выявить отклонения от нормы и своевременно начать необходимое лечение глаз у детей. Природа распорядилась так, что если вовремя не поставить правильный диагноз и не провести лечение в возрасте до десяти лет, а в ряде случаев и до трех-пяти лет, то в будущем даже анатомически нормальный глаз так и не обретает способности к высокому зрению.

Как подготовиться к посещению офтальмолога?

Перед началом обследования детей и подростков (до 16 лет) врач собирает анамнез т.е. историю перенесенных заболеваний.

Важно знать как родился ребенок, в срок или раньше, сколько весил, есть ли хронические заболевания, наблюдается ли у других специалистов, какие аллергии были, на что, как выражались, рекомендуется вспомнить и уточнить на какие лекарственные препараты была аллергическая реакция.

В целом обследование ребенка длится около 2 часов (с учетом ожидания расширения зрачков). После такого обследования некоторые пациенты не смогут читать и писать, делать домашние задания. После приема выдается справка в школу.

Если Ваш ребенок уже носит контактные линзы, то на полный первичный или контрольный прием (каждые 6 месяцев), следует приходить без контактных линз, а в очках. Контактные линзы следует снять не менее, чем за 1 час до посещения офтальмолога.

Если Вы записали ребенка на контактную коррекцию и на повторный контроль — приходите без контактных линз, в очках, линзы приносите в контейнере, желательно принести и коробочки от линз (или фольгу от блистера), чтобы доктор убедился, какие линзы по параметрам носит Ваш ребенок.

В контактных линзах на прием следует приходить, только если доктор об этом сказал. Это делается исключительно в том случае, если доктору необходимо сделать контроль зрения и ребенок должен быть в линзах уже несколько часов.

Почему важно регулярно посещать детского офтальмолога?



Световая энергия, правильное восприятие образов окружающего мира глазом — все это стимулирует рост ребенка, его обменные процессы, нормализует и ускоряет психофизическое развитие с первого года жизни.

Через глаз воспринимается 90% информации об окружающем мире, и дети осваивают окружающий мир прежде всего благодаря зрению. Именно в это время формируется и укрепляется связь между глазом и корой головного мозга.

Отсутствие или неправильная коррекция дефектов рефракции (дальнозоркости, близорукости, астигматизма), косоглазия, врожденных заболеваний глаз, их поздняя диагностика могут привести к необратимым последствиям!

Детская офтальмология в Москве хорошо развита. И наша офтальмологическая клиника оснащена самым современным оборудованием, которое постоянно обновляется.

Очень часто детское косоглазие является следствием плохого зрения и сопровождается неврологической патологией.

Лечение амблиопии ("ленивый глаз")

Амблиопия (“ленивый глаз”) - это неполная острота зрения даже при нахождении в очках с максимально полной коррекцией. Успешно лечится только в детском возрасте.

Близорукость, дальнозоркость или астигматизм могут привести к косоглазию. Особенно велики риски в детском возрасте!

Это вызвано тем, что глазные мышцы, при различной остроте зрения у глаз, работают с разным усилием и постепенно глаз начинает смещаться. Что в свою очередь приводит к ещё более сильному снижению зрения, усиливая начавшееся косоглазие.

Родители детей, впервые оказавшихся на приеме у офтальмолога, часто спрашивают: «Да как же Вы будете это делать?» На самом деле, элемент игры, некоторые хитрости, а также чуть-чуть непосредственности и терпения облегчат осмотр ребенка. Редко удается качественно обследовать ребенка во время торопливого формального осмотра.

а) Согласие пациента и его родителей (опекунов ). При оказании помощи ребенку возрастает наша моральная ответственность. В прошлом всеведущий врач принимал решения самостоятельно; в настоящее время, с учетом прав пациентов и практики совместного принятия решений, мы должны во благо маленьких пациентов и их семей делить с ними ответственность.

Ребенок также должен иметь право знать правду. При получении согласия родителей мы стараемся определить степень самостоятельности нашего маленького пациента: какое решение может принять ребенок на основании предоставленной нами информации? Когда дети способны оценивать риск, осложнения и пользу?

Должны ли мы получать согласие ребенка на выполнение неприятной диагностической или лечебной процедуры, если имеется ясное разрешение родителей? Более подробно эта проблема рассмотрена в отдельных статьях на сайте (рекомендуем пользоваться формой поиска на главной странице сайта).

б) Все дело в ребенке . На степень взаимодействия с пациентом влияют личное отношение, длительность и методика запланированного обследования. Невозможно оценить зрительные функции плачущего младенца, но, покормив - грудью или из бутылочки - и успокоив его, можно зафиксировать имеющие диагностическую ценность зрительные реакции.

Напуганный трехлетний ребенок с идиопатическим ювенильным артритом, возможно, воспротивится осмотру на щелевой лампе, но если сначала позволить ему рассказать о его любимой паре кроссовок, или если на примере своего брата ребенок увидит, как выполняется исследование, он с готовностью позволит рассмотреть клеточные элементы и помутнение влаги передней камеры.

Застенчивый подросток с отеком диска может раскрыться после того, как его мать выйдет из кабинета врача. Как Вы сделаете это -зависит от Вас!

в) Оснащение . Для успешного проведения обследования в смотровой должны иметься игрушки, чтобы отвлекать ребенка: мелкие объекты для исследования фиксации на близком расстоянии (не издающие звуков, чтобы вместо зрения не исследовать слух), из них несколько с подсветкой, способный привлечь внимание ребенка издающий звук объект для фиксации на дальнем расстоянии, и, наконец, поощрительные «призы» ребенку.

Сколько должно быть объектов фиксации? Хорошее правило: «Одна игрушка, одно движение глаз, один взгляд». Помимо обычного оснащения офтальмологического кабинета, нужно иметь портативную щелевую лампу, ручной тонометр и набор соответствующих таблиц для определения остроты зрения. В отдельных случаях может понадобиться специальное оборудование для обследования недоношенных младенцев, полного ортоптического обследования, электрофизиологических исследований и получения изображений.

Непрямая офтальмоскопия младенцев.
Пример нетрадиционной методики обследования, применяемой у младенцев.
Исследование проводится в комфортном и привычном для пациента месте - в коляске, при этом младенец сосет палец врача.

19 последовательных шагов обследования ребенка врачом-офтальмологом - постепенно увеличивающаяся «навязчивость» способствует более тесному взаимодействию и повышает информативность диагностики :
1. Обратите внимание на поведение пациента перед началом общения - в приемной, по дороге в смотровую.
2. Поприветствуйте ребенка.
3. Наблюдайте пациента во время приветствия - язык телодвижений (тело и голова), поза, зрительное поведение.
4. Сидит ли ребенок самостоятельно на стуле, или на коленях у родителя, или родитель держит его на руках.
5. Анамнез-со слов родителя, ребенка, семейный фотоальбом.
6. Тест Брукнера.
7. Тесты на бинокулярное зрение без разделения полей - проба с двумя карандашами (two-pencil test-2PT), Ланга, Фрисби. Положение головы.
8. VA* (острота зрения, ОЗ)-бинокулярная, лучше видящего глаза, хуже видящего глаза. VA - исследование монокулярной остроты зрения может влиять на результаты оценки бинокулярного зрения вследствие диссоциации.
9. Динамическая скиаскопия.
10. Глазодвигательные мышцы (extraocular muscles-EOM) - рамка.

Начиная с этого момента врач выполняет манипуляции вблизи глаза ребенка при помощи диагностического оборудования. Взаимодействие с ребенком становится ключевым моментом.

11. Зрачки, размеры роговицы, веки-точка фиксации, линейка и фото.
12. Усовершенствованные тесты на бинокулярное зрение - прогрессирующая диссоциация.
13. Конфронтационные тесты определения границ поля зрения.
14. Оценка на предмет косоглазия.
15. Капли.
16. Внутриглазное давление (ВГД, intraocular pressure-ЮР).
17. Рефракция.
18. Глазное дно.
19. Поощрение.

- Вернуться в содержание раздела " " на сайте

По подсчетам специалистов, за время обучения в школе частота встречаемости нарушений зрения у детей возрастает пятикратно. Казалось бы, все можно объяснить колоссальной нагрузкой на зрительный аппарат в процессе обучения. Но не лишним будет напомнить и о том, что орган зрения ребенка только формируется, а потому пластичен и обладает практически неисчерпаемыми резервами. Это позволяет приспосабливаться к любым условиям работы и легко усваивать как вредные, так и полезные привычки. Благодаря этим свойствам многие глазные заболевания поддаются лечению исключительно в детском возрасте, и тем более успешно, чем раньше начато лечение.

Готовимся к первому глазному обследованию

Первый визит к офтальмологу не стоит откладывать позднее 6 месяцев со дня появления на свет. Последующие посещения рекомендуются в 1, 3 года, перед поступлением в школу (в 5-7 лет) и далее каждые 2 года обучения в школе. Если Ваш ребенок носит очки или контактные линзы, ему необходим ежегодный осмотр.

Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд.
Особенности глазного обследования определяются возрастом ребенка. В большинстве случаев оно включает в себя: оформление истории болезни, исследование остроты зрения и рефракции (необходимости в коррекции зрения очками или контактными линзами), оценка содружественности движений глазных яблок, биомикроскопия и осмотр глазного дна, обучение родителей.

Значение грамотно составленной истории болезни сложно переоценить. Ваши ответы на вопросы доктора во многом определяют направление диагностического поиска. Особенно важны сведения об осложнениях течения беременности и родов, недоношенности, задержке моторного развития. Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд. Доктор непременно расспросит Вас о ранее установленных глазных болезнях, проведенном обследовании и лечении. Поинтересуется, были ли случаи близорукости, дальнозоркости, амблиопии, косоглазия и других болезней глаз в семье.

Обследование детей раннего возраста

С первым лучом свет, достигшим сетчатки, зрительная система начинает развиваться стремительно. Уже к 2-3 месяцам малыш фиксирует взгляд и следит за движением предметов, явно отличает игрушки ярких цветов (красного, оранжевого). К году – оценивает форму предметов (куб, пирамида, шар) и их удаленность.

Узнать, правильно ли развивается зрительная система Вашего малыша, поможет обследование:

  • Исследование реакции зрачков на свет;
    Прямая реакция определяется поочередным засвечиванием правого и левого глаза. Доктор прикрывает ладонью один из глаз Вашего ребенка, а затем быстро открывает. В темноте (под ладонью) зрачок расширяется, а на свету суживается. Содружественная реакция правого глаза определяется при засвечивании левого и наоборот. Если каждый из зрачков реагирует на свет, доктор полагает, что у ребенка видят оба глаза. Живость реакции характеризует качество зрения.
  • Исследование фиксации движущимся объектом, например, световым пятном или ярко-красным шариком, подвешенным на нитке;
  • Исследование состояния сред и осмотр глазного дна: с помощью офтальмоскопа доктор освещает один из глаз Вашего ребенка, оценивает прозрачность сред и осматривает структуры глазного дна.

Эти исследования проводятся для исключения врожденной катаракты и глаукомы, атрофии зрительного нерва, ретинопатии недоношенных.

Обследование детей дошкольного возраста

Вы заметили, что Ваш 3-летний малыш с увлечением смотрит мультфильмы? За этим стоит способность различать нарисованные изображения и хорошо развитое цветовое зрение. Вы удивитесь, но Ваш ребенок уже может проходить глазное обследование, совсем как взрослый, даже если не знает букв или стесняется говорить.

а
  • Исследование остроты зрения проводится с помощью специальных детских таблиц с картинками.
  • Исследование бинокулярного зрения основано на разделении полей зрения обоих глаз цветными фильтрами.
    Ребенку надевают очки с красным стеклом перед правым глазом и зеленым перед левым, через которые он рассматривает цветные кружочки. При наличии бинокулярного зрения видны красные и зеленые кружочки, при монокулярном зрении – либо красные либо зеленые, различаемые только одним глазом.
  • Тест с «прикрыванием» выявляет характер косоглазия.
    Ребенка просят смотреть на какой-либо предмет (игрушку, ручку, зеркало офтальмоскопа) и, поочередно прикрывая ладонью один из его глаз, наблюдают за другим: не будет ли установочного движения. Если оно происходит кнутри, диагностируют расходящееся косоглазие, если кнаружи – сходящееся.
  • Подвижность глаз определяют, перемещая перед исследуемым глазом в 8 направлениях какой-либо предмет.
  • Исследование рефракции выявляет необходимость в коррекции зрения очками или контактными линзами.
    У детей рефракцию определяют методом скиаскопии (ретиноскопии). Доктор освещает зрачок ребенка скиаскопом, при покачивании которого из стороны в сторону в просвете зрачка видна движущаяся тень. Приставляя к глазу скиаскопическую линейку с положительными или отрицательными линзами, доктор определяет, какая из них нейтрализует движение тени. Эта линза соответствует рефракции.
  • Биомикроскопия позволяет под большим увеличением осмотреть передний отдел глаза (веки, конъюнктиву, роговицу, радужку и хрусталик).
  • Офтальмоскопия – структуры глазного дна (сетчатку, диск зрительного нерва и сосуды).

Эти исследования выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития глаза. Особенно важны ранняя диагностика и лечение косоглазия и амблиопии.

Обследование детей школьного возраста

Ваш ребенок капризничает и уклоняется от выполнения домашнего задания? Не исключено, что тому виной проблемы со зрением.

Ребенок может плохо видеть с доски, испытывать трудности при чтении и усвоении прочитанного, но вряд ли пожалуется на проблемы со зрением, так как просто не знает, что такое хорошее зрение. Поэтому регулярные обследования школьников так важны.

а
  • Острота зрения исследуется с помощью буквенных таблиц.
  • Исследование рефракции проводится методом скиаскопии или с помощью прибора – авторефрактометра.
  • Наличие бинокулярного зрения проверяется с помощью цветотеста.
  • О состоянии конвергенции можно судить, приближая к глазам по средней линии какой либо предмет.
  • Биомикроскопия и офтальмоскопия выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития структур глаза.

Ранняя диагностика и коррекция нарушений рефракции (близорукости, дальнозоркости и астигматизма) и зрительных функций (бинокулярного зрения, конвергенции и аккомодации) позволяют избежать многих трудностей с учебой.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top