Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Лариса Кравченко
Как научить ребенка пересказывать и составлять связный рассказ

КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПЕРЕССКАЗЫВАТЬ , СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ , И РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У ВАШЕГО РЕБЕНКА .

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Если задуматься, как мы общаемся друг с другом, то с грустью можно отметить, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, тарелку. Пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, что бы развить связанную речь у ребенка , нужно раскрасить свою речь образными словосочетаниями, используя все многообразие русского языка. Начните следить за своей речью,основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Возможно это будет сложно : «Подай, пожалуйста, красную тарелку с белой каемкой, стоящую на нижней полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок , согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет» .

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка , важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы . Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба") . При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Если у ребенка нет опыта пересказа , можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать , начав предложение, замолкает, предлагая ребенку , закончить фразу. "Жили-были дед и. " - "Баба" - "Была у них. " - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам : "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?. "

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью .

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку , попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу : «Перескажи услышанное , прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку , а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке , как составить рассказ описание .

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту» .

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода , помните о следующих моментах :

1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке » будет вполне достаточно.

2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления) . Например, описывая кошку, расскажите , как она выглядит (окрас, шерсть) . Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки . Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том , зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит ?

3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки . Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку . Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина) . Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол : как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов . Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию : девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т. п. Пусть ребенок подумает , что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ , а затем предложить ребенку придумать рассказ самому . И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании . Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ .

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить , как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача : "Расскажи , что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец : "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать ". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию , обучение которому начинается уже после 5 лет.

Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях , случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей , не ждите от него подробного пересказа : «Кто был, что ели, кто что подарил» . В ответ вы услышите : «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти» . Для ребенка важны игрушки , а не «сколько сортов колбасы было на столе» . Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал» , не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу : «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне , пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ .

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка . Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг , где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе , о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка . Если мал, то и вопросы самые простые : «О чем рассказывается в сказке ? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые : «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку , неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку ?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком . Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку .

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается , и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет , тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то , что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать . Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку . Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте , «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа .

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. «Поводырь» . На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает , что их окружает.

2. «Описание объекта.» Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет , задавайте ему самые разнообразные вопросы : "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить : "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи .

3. «За кем последнее слово» По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4 «Ищем детали» . Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. "

5. «Описываем свойства предметов.» Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка : "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или : "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов : что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

6. «Придумываем историю.» Мама начинает рассказывать историю , когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. «Что может быть?» Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное» . Что может быть черным? Ребенок перечисляет : земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой.

8. «Стань писателем.» Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ . Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор : лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется : мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. «Найти повтор.» Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу» .

10. «Игра в антонимы, в слова противоположные по значению» Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький» .

11. «Игра в синонимы» Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово» . Цель : подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание :

Оля проснулась и. (стала умываться) .

Коля оделся и. (побежал гулять) .

Он замерз и. (пошел домой) .

Стали они играть. (с зайчиком) .

Зайчик испугался и. (побежал, спрятался)

Девочка обиделась и. (ушла, заплакала) .

13. «Что увидел?» Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. «Бюро путешествий.» Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. «Всегда под рукой.» Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы : одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. «Логическая цепочка.» Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ . Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются , и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка , чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том , что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном , а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать ? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз . Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать , без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже , что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика !

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?

Придумывание рассказа - очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых. Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого всегда начинаем - договаривание фраз . Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила - была (говорит мама или педагог) …. (ребенок заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее. Эти начала фраз помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап - рассказывание по вопросам. Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок не знает как продолжать - продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов - поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» . Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

Зачин (место и время действия, герои),

Развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация - если говорить научным языком)

Конец рассказа (финал, развязка).

Третий этап - творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке. Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось, и изменить слова, где это необходимо - сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку - малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам - это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) - мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) - бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) - из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея - это были бумажные бантики для котят - малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.

Не за горами новый учебный год. И мы все тщательно прививаем им важные умения и навыки, которые позволят им с легкостью овладевать новыми знаниями. Одним из самых важных умений для школы является умение пересказывать тексты, красиво и последовательно излагать усвоенную информацию. Поговорим о пересказе.

Как научить ребенка пересказывать текст

Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют следующие виды пересказа:

  • подробный (последовательное детальное изложение событий текста);
  • выборочный (изложение какой-то части текста);
  • сжатый (передача самого главного в произведении).

Для чего нужен пересказ?

В первую очередь, для того чтобы научиться грамотно выстраивать свою речь, обогатить словарный запас и умело «жонглировать» грамматическими конструкциями. А для школьников умение пересказывать тексты просто неоценимо, поскольку практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.

Однако не каждый знает, что обучение пересказу следует проводить непосредственно «с пеленок» в формах постоянных разговоров с малышом и комментирования своих действий. Все подобные разговоры откладываются в головке новорожденного в виде образов языка. Подобные упражнения не только помогут вашему чаду рано заговорить, обогатить его речь, но и грамотно и развернуто строить свои высказывания, четко следуя их логике.

Какие умения и навыки потребуются ребенку, чтобы научиться успешно пересказывать тексты?

  • концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
  • четкое понимание смысла истории;
  • логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
  • умение систематизировать и структурировать информацию;
  • владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.

Как видите, это совсем немало для детей возраста начальной школы.

Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»

Итак, что же поможет развить навыки отличного пересказа в раннем возрасте:

  • постоянные разговоры с ребенком (даже если кажется, что он не слышит и не понимает вас);
  • комментирование абсолютно всех своих действий;
  • чтение малышу огромного количества книг, соответствующих его возрасту («с пеленок»);
  • игры на развитие памяти и внимания;
  • игры по подбору ассоциаций;
  • игры для развития образного мышления;
  • прослушивание музыкальных произведений (для развития слуха, ритма и мелодики, что способствует также развитию речи);

Как только малыш подрастет (с 3 лет), очень полезно показывать ему истории с опорой на картинки, которые располагаются в определенной последовательности согласно происходящим событиям. Демонстрируя наглядный материал, необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, указывая на соответствующую картинку:

  • что происходило сначала (с чего начинается история)?
  • что было дальше?
  • что происходит сейчас?
  • чем заканчивается история?

Здоровые дети, с которыми родители занимались подобным образом с самого рождения, обычно, не испытывают никаких трудностей с построением пересказа: его логикой и развернутостью передачи информации.

Однако не стоит расстраиваться, если у вас не получилось развивать речь вашего чада с самого рождения. Непосредственно перед школой любого здорового ребенка можно научить пересказывать тексты в домашних условиях. И, конечно, начать стоит с рассказов, дающих опору на наглядность.

Используйте истории, которые очень нравятся вашему ребенку. К прослушиванию рекомендуются народные сказки, понятные и увлекательные рассказы таких писателей как: Пушкин, Бианки, Аксаков, братья Гримм, Сутеев, Андерсен, Носов, Толстой, Пришвин…

Наводящие вопросы для пересказа

Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях:

  • с чего начинается история?
  • кто главные действующие лица?
  • что важного произошло?
  • к каким последствиям это привело?
  • что происходит в конце истории?
  • какой вывод ты можешь сделать?
  • подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе?
  • если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.

Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например), поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т.д.

Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам. Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка.

План пересказа текста

Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно. Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод). Что нужно делать?

  • прочитать текст;
  • разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова, чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами);
  • проанализировать прочитанное, определить, что главное;
  • составить устный план пересказа, разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);
  • обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);
  • обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;
  • обсудить последовательность описываемых событий в тексте;
  • последовательно соединить части текста между собой.

Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.

Если не получается, предложите малышу пересказать текст вместе с вами. По ходу процесса сделайте вид, что вы что-то забыли. Ребенку будет приятно продемонстрировать хорошую память и то, что именно он напомнил своей мамочке о каком-то событии в прочитанном тексте.

Если ваш ребенок хорошо рисует и получает от этого удовольствие, предложите ему самостоятельно нарисовать последовательность событий прочитанного. Если с рисованием дело обстоит неважно, то можно чертить простые схемы в виде стрелочек, которые по очереди следуют от одной мысли к другой, согласно логике происходящих событий.

Тактика обучения пересказу:

  • перед тем, как тренироваться пересказывать тексты, будет полезно играть с малышом в ассоциативные игры. Например, на что похоже облако? Такая игра приучит ребенка легко находить нужные ассоциации и запоминающиеся образы при пересказе текстов, чтобы упростить запоминание и последовательность изложения событий;
  • тексты должны быть простые и короткие (примерно 5 – 10 предложений, иначе ребенок устанет, потеряет концентрацию и не сможет довести начатое до конца);
  • текст должен быть интересен ребенку;
  • нужно спрашивать мнение ребенка о главных героях и о том, что понравилось, а что ему не понравилось в повествовании;
  • главных персонажей повествования должно быть мало, и им обязательно следует обладать какими-то яркими чертами характера или внешности для лучшего запоминания);
  • читать нужно выразительно, интонацией привлекая внимание малыша к значимым событиям;
  • использовать опорные сюжетные картинки для наглядности (картинки лучше раскладывать не по порядку, а так, чтобы ребенок мог сам их разложить в соответствии с логикой повествования);
  • пусть малыш рассказывает своими словами так, как у него это получается;
  • использовать куклы (если малышу нравятся ролевые игры, то можно потренироваться пересказу от лица разных персонажей в игровой форме при помощи игрушечных кукол);
  • после пересказа по плану необходимо начать пересказывать по памяти;
  • поддерживайте и хвалите ребенка на протяжении всего времени обучения.

Проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

  • нарушение порядка повествования (когда малыш не по очередности излагает события, происходившие в тексте);
  • придумывание того, чего в тексте не было, ошибки в именах персонажей, искажение фактов;
  • ошибки речи – при построении предложений, неправильное употребление падежей, многократное повторение одних и тех же слов;
  • пересказ одной части текста слишком кратко, а другой — слишком подробно.

При условии регулярных тренировок эти проблемы уйдут сами собой.

Ошибки родителей:

  • привычка перебивать ребенка во время пересказа (часто дети глотают слова, делают ошибки, а мама останавливает, не дослушав до конца, просит ребенка тут же исправиться. Если малыш обижается и злится на такую тактику, он может замкнуться в себе и перестать стремиться осваивать что-то новое, особенно если оно, новое, исходит от вас. Выслушайте сначала, похвалите, а потом уже мягко расскажите, что было не так);
  • демонстрация недовольства ребенком (не приведет ни к чему хорошему. Никогда еще жесткая критика не способствовала хорошим результатам в учебе. Мало того, это отбивает всякое желание стараться. Поэтому не торопитесь и сохраняйте полное спокойствие. Помните, что ваше психологическое состояние полностью передается вашим детям);
  • заучивание предложений из текста (нельзя заставлять малыша просто «зазубривать» информацию. Это приводит к отсутствию осознанности и осмысленности в процессе передачи информации, не развивая, на самом деле, нужных умений и навыков грамотного владения речью);
  • отсутствие похвалы (главное, что хочет ребенок – это похвала мамы и папы. Не скупитесь на нее. Изначально малыши не понимают, зачем они учатся, особой мотивации у них нет. А похвала родителей может дать им отличный толчок к тому, чтобы стараться на первых, самых сложных, этапах их школьной жизни);
  • отсутствие терпения (следует быть готовыми к тому, что у вашего чада не сразу получится пересказывать тексты, анализировать их и составлять планы. Кому-то для этого потребуется 2-3 раза, а кому-то больше. Раздражительностью и нетерпеливостью очень легко все испортить в самом начале);
  • «сравнивание» ребенка с более успешными друзьями и одноклассниками, особенно не в его пользу (это с самого раннего детства развивает в малыше комплекс неполноценности настолько глубокий, что в течение всей последующей жизни очень трудно бывает от него избавиться);
  • выбор сложной (неинтересной) для ребенка литературы (во время занятий малышу необходимо испытывать интерес к тому, что он изучает. Начинайте именно с этих произведений, а не с тех, которые нравятся вам);
  • выбор длинных текстов (длинный рассказ может запутать вашего ребенка, поэтому начинайте с того, что полегче и покороче (примерно 6 — 10 коротких предложений), чтобы дать вашему чаду почувствовать собственный успех);


Польза пересказа. Зачем учиться пересказывать текст?

Пересказ текста несет в себе массу необходимых умений и навыков, которые пригодятся в жизни:

  • развивает память;
  • увеличивает словарный запас;
  • развивает умение четко высказать свое мнение по любому вопросу;
  • развивает умение легко передавать чужие мысли;
  • развивает умение комментировать;
  • развивает умение анализировать различные события и ситуации;
  • развивает умение обрабатывать и излагать любую информацию;
  • развивает умение вычленять главное из повествования и четко излагать основную мысль;
  • развивает умение формулировать правильные выводы;
  • развивает умение оценивать факты и сопоставлять их с событиями;
  • развивает умение проводить ассоциативные связи между событиями, их причинами и следствиями, сравнивать их друг с другом;
  • вырабатывает грамотность в целом.

Поэтому чаще общайтесь друг с другом, пересказывайте ежедневные события, делитесь впечатлениями, и тогда не возникнет никаких проблем с изложением прочитанного в школьной жизни вашего ребенка.

Марина Таланина,

В завершении предлагаю посмотреть видео о том, как научить пересказывать младших школьников:

Приятной учебы!

С теплом,

Если вы не знаете, как научить ребенка составлять рассказ по картинке, это статья для Вас! Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
В подготовительной группе и начальной школе (1,2 класс) дети составляют рассказы – описания уже по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая, как и с дошкольниками, но есть свои нюансы.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина? Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Книга представляет собой практическое пособие по развитию речи младших школьников. На цветной вклейке подобраны тематические картинки, по которым разработаны занятия с детьми.
В пособие есть необходимые методические рекомендации для педагогов и родителей, а также кратко изложены основные теоретические вопросы, связанные с работой по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы. Практическая часть содержит подготовительные упражнения к рассказу-сочинению, планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В книге предложены сочинения-описания (отдельного предмета, явлений природы, описания, составленные по сюжетной картинке) и сочинения-повествования (по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок).
Книга поможет педагогам и родителям в работе по развитию речи учащихся начальной школы.

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей - постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения - это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

ТЕКСТ

Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема текста - то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста - то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название - заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание - текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование - текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

Как ты думаешь, зачем ёжику столько яблок?

2. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Запасливый ёжик»

«Как ёж унёс урожай яблок»

3. Составь план сочинения-повествования.

6. Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Зверёк залез на дерево.

Ёжик побежал домой.

Все я накололись на иголки.

Ёжик собрал урожай яблок.

Он спрыгнул с ветки иголками вниз.

7. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Большой урожай яблок.

2. Основная часть.

Необычный способ сбора урожая.

3. Заключение.

Вкусное лакомство.

Созреть, плоды, собрать, большой урожай яблок, замечательная идея залезть на ветку, спрыгнуть с дерева, наколоться, лакомиться.

IV. Образец сочинения.

Как ёж унёс урожай яблок.

Наступила осень. На яблонях созрели сочные плоды. Ёжик целый день трудился и собрал большой урожай аппетитных яблок. Зверёк задумался, как одному унести столько яблок. И тут ему в голову пришла замечательная идея!

Ёжик залез на ветку, которая была как раз над собранными яблоками. Он спрыгнул с дерева и упал иголками на я . Все плоды накололись на иголки ежа. Ни одного яблока не осталось. Довольный ёжик побежал домой.

Теперь до зимы запасливый зверёк будет лакомиться вкусными плодами.

ЗОНТ-ГНЕЗДО

I. Подготовительная работа.

2. Ответь на вопросы.

Кто изображён на картинке?

Какая была погода?

Что случилось с зонтом?

Как ворона приспособила зонт?

«Как зонт превратился в гнездо»

«Зонт-гнездо»

«Необычное гнездо для воронят»

5. Замени слова девочка, соорудить, превратиться близкими по смыслу словами.

6. Подбери как можно больше имён прилагательных к словампогода, ветер, гнездо, птенцы.

7. Составь из слов каждой строчки предложения.

Налетел, выхватил, из, зонт, рук, девочки, ветер, вдруг, и

Лапами, за, уцепилась, него, птица

Смастерила, из, уютное, ворона, зонтика, гнёздышко

8. Скажи по-другому.

Стояла дождливая погода.

Зонтик стал новым домиком для ворон.

II. План.

1. Вступление.

Прогулка под дождём.

2. Основная часть.

Разбойник-ветер унёс зонт.

Счастливая находка вороны.

Появление птенцов.

3. Заключение.

Новый домик для счастливого семейства.

III. Опорные слова и словосочетания.

Дождливая погода, ветер, уцепиться лапами, уютное гнёздышко, горластые воронята, новый домик.

IV. Образец сочинения.

Как зонт превратился в гнездо.

Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.

Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.

Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.

Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.

Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.

ДРУЗЬЯ помогли

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Какое время года изображено на картинке?

Во что играли ребята?

Куда побежал самый младший из ребят?

Что с ним случилось?

Каким является поступок малыша?

Как ребята спасли маленького друга?

3. Подходит ли пословица «Друзья познаются в беде» к этому рассказу?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Малыш в беде»

«Друзья помогли» «Зимние забавы»

6. Замени слова ребята, играть, бежать, ледяной близкими по смыслу словами.

7. Скажи по-другому. Тонкий лёд дал трещину.

Ребята помогли малышу вылезти из воды.

8. Составь из слов каждой строчки предложения.

По, скользить, малыш, гладкому, стал, льду

Крепость, строила, снежную, детвора

Длинную, протянул, мальчик, другу, палку

Воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и Прочитай предложения в таком порядке, чтобы

получился рассказ.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Дети играют.

2. Основная часть.

Малыш побежал на пруд.

Мальчик провалился под лёд.

Ребята спасли своего маленького друга.

3. Заключение.

Друзья познаются в беде.

III. Опорные слова и словосочетания.

Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.

IV. Образец сочинения.

Друзья помогли.

Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.

Илюша, самый маленький, побежал один на пруд. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к пруду. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.

Недаром говорят: «Друзья познаются в беде».

ПОЛЁТ НА МАРС

I. Подготовительная работа.

1. Что ты представляешь, когда слышишь слово космос?

2. Придумай рифмованные строчки с данными словами.

Полёт - звездолёт

Марсианин - инопланетянин

3. Ответь на вопросы.

Как ты думаешь, на картинках изображены реальные события или выдуманные? Почему?

Как мальчик собирался в полёт? Пофантазируй. Что юный космонавт мог увидеть в иллюминаторе ракеты?

О чём говорят землянин и марсианин?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Необычное путешествие» «Разговор с марсианином»

«Полёт на Марс»

5. Составь план сочинения-повествования.

6. Замени слова ракета, марсианин, рассказать близкими по смыслу словами.

7. Составь предложения, используя данные слова.

Космонавт, путешествие

Приземлиться, планета

Встреча, марсианин

Друзья, Марс

8. Скажи по-другому.

Юный космонавт умело управлял ракетой.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Подготовка к полёту.

2. Основная часть.

Удачный полёт.

Встреча с марсианином.

3. Заключение.

Незабываемое путешествие.

III. Опорные слова и словосочетания.

Путешествие на Марс, юный космонавт, инопланетянин, рассказать жителям планеты, новые друзья.

IV. Образец сочинения.

Полёт на Марс.

Петя - ученик космической школы. Он так старательно изучал все предметы, что был награждён путешествием на Марс. Мальчик тщательно готовился к полёту. Наконец долгожданный день настал!

Ракета стартовала, и через несколько секунд Петя уже был далеко от Земли. Во время полёта юный космонавт смотрел в иллюминатор и любовался яркими

звёздами, спутниками, большими и малыми планетами. Он умело управлял современной машиной, поэтому смог быстро и аккуратно приземлиться на Марс.

На планете Петю встретил марсианин. Инопланетянин оказался очень забавным: с рожками на голове, большим носом и толстым животиком. Мальчик узнал, что марсиане трудолюбивые, добрые и общительные. Петя рассказал жителям планеты о Земле, о людях и пригласил марсиан в гости.

Юному космонавту понравилось путешествие на Марс. Теперь у него появились друзья и на другой планете.

ПОЧЕМУ У ЛУНЫ НЕТ ПЛАТЬЯ

I. Подготовительная работа.

1. Отгадай загадку.

То полна, а то стройна, По ночам не спит она.

2. Что ты представляешь, когда слышишь слово Луна?

3. Ответь на вопросы.

С какой просьбой обратилась Луна к портному?

Как менялся вид Луны?

Как менялось настроение портного? Почему?

Почему у Луны нет платья?

4. Объясни, как ты понимаешь выражение многоликая Луна?

5. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Многоликая Луна»

«Почему у Луны нет платья»

«Как портной шил Луне платье»

6. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

7. Как менялся внешний вид Луны? Прочитай слова в нужной последовательности.

Месяц, полная Луна, Серп, Полумесяц

8. Как менялось настроение портного? Прочитай слова и словосочетания в нужной последовательности.

Расстроился, разгневался не на шутку, с радостью встретил, чуть не заплакал от досады

9. Продолжи предложения.

Луну называют многоликой, потому что...

Портной отказался шить Луне платье, потому что...

10. Из слов каждой строчки составь предложения.

Вдвое, за, Полумесяц, дней, сделался, несколько, больше

Месяц, время, полной, стал, некоторое, Луной,

11. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

О чём Полумесяц попросил портного?

2. Основная часть.

Что произошло с заказчиком через несколько дней?

Как развивались события?

Как отреагировал портной, увидев тоненький

3. Заключение.

Почему у Луны нет платья?

III. Опорные слова и словосочетания.

Попросить сшить платье, снять мерку, пригласить

на примерку, сделаться вдвое больше, расстроиться, чуть не заплакать от досады, отказаться шить платье, многоликая.

IV. Образец сочинения.

Почему у Луны нет платья.

Однажды Полумесяц заглянул к портному и попросил сшить нарядное платье. Портной снял с Полумесяца мерки и пригласил на примерку.

За несколько дней Полумесяц сделался вдвое больше. И в плечах, и в груди платье оказалось тесным. Портной очень расстроился. Пришлось снимать новые мерки.

Через некоторое время Месяц стал полной Луной. Портной был изумлён и чуть не заплакал от досады. Он снова снял мерки с заказчика.

И вот перед портным уже не Луна, а тоненький Серп. Портной разгневался не на шутку и отказался шить Луне платье.

У Луны до сих пор нет платья, потому что она многолика: всё время меняет свой внешний вид.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Что необычного ты видишь на картинках?

Чем отличается от рассказа?

Что на картинках сказочное, а что - реальное?

Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?

3. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Путешествие Вани в сказку»

«Волшебное превращение Бабы Яги»

«Сказочное приключение»

«На добрый привет добрый ответ»

4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.

Жили-были...

6. Продолжи предложения.

Подул ветер...

Ваня собрал свои вещи...

Мышка рассказала Ване, что...

7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.

8. Определи границы предложений.

Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление (зачин).

Ваня и мама.

2. Основная часть.

Ветер уносит маму.

Мальчик ищет маму.

Герой встречает мышку.

В избушке у Бабы Яги.

3. Заключение (концовка).

III. Опорные слова и словосочетания.

Жить дружно, заниматься хозяйством, сильный ветер, распахнуть окно, за тридевять земель, долго ли, коротко ли, волшебный клубок, расплакаться, пожаловаться, скучно, одиноко, обогреть, накормить, превратиться, жить-поживать, добра наживать.

IV. Образец сочинения.

На добрый привет добрый ответ.

Жили-были мальчик Ваня и его мама. Жили они дружно. Мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

Однажды подул сильный ветер, распахнул окно, подхватил маму и унёс.

Ваня, долго не раздумывая, собрал свои вещи и отправился искать маму за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли шёл мальчик. Повстречал он мышку. Она рассказала, что мама Вани находится у Бабы Яги, и дала мальчику волшебный клубок, который поможет найти избушку старой ведьмы.

Отыскав Бабу Ягу, Ваня потребовал вернуть маму. А Баба Яга вдруг расплакалась и пожаловалась, что ей скучно и одиноко в глухом лесу.

Пожалели мама и сын бедную старушку. Они взяли Бабу Ягу к себе, обогрели и накормили. От доброты и ласки превратилась Баба Яга в милую и заботливую бабушку. Стали они втроём жить-поживать да добра наживать.

СЛОВАРИК синонимов

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Дети, ребята, детвора. Друг, приятель, товарищ. Помидор, томат. Праздник, торжество. Разв , забава, потеха. Холод, мороз, стужа. Шалун, проказник, озорник, баловник. Школьник, ученик.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Благородный, великодушный, рыцарский. Верный, преданный, постоянный, надёжный. Вкусный, аппетитный.

Красивый, прекрасный, прелестный, восхитительный. Нарядный, праздничный. Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный. Хороший, неплохой, отличный, отменный, славный.

Чудесный, дивный, волшебный, сказочный, фантастический.

Яркий, ослепительный, красочный, насыщенный.

ГЛАГОЛ

Бежать, мчаться, нестись. Видеть, наблюдать, замечать. Говорить, сообщать, произносить, высказывать. Делать, совершать, изготовлять, мастерить, сооружать, создавать.

Играть, веселиться, резвиться. Идти, шагать, ступать, шествовать. Находить, отыскивать, обнаруживать. Появляться, показываться. Праздновать, отмечать. Располагаться, быть, находиться. Сверкать, блестеть, сиять, гореть.

Издательство: Литера, 2010 г.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top