Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картин

Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картин

Не за горами новый учебный год. И мы все тщательно прививаем им важные умения и навыки, которые позволят им с легкостью овладевать новыми знаниями. Одним из самых важных умений для школы является умение пересказывать тексты, красиво и последовательно излагать усвоенную информацию. Поговорим о пересказе.

Как научить ребенка пересказывать текст

Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют следующие виды пересказа:

  • подробный (последовательное детальное изложение событий текста);
  • выборочный (изложение какой-то части текста);
  • сжатый (передача самого главного в произведении).

Для чего нужен пересказ?

В первую очередь, для того чтобы научиться грамотно выстраивать свою речь, обогатить словарный запас и умело «жонглировать» грамматическими конструкциями. А для школьников умение пересказывать тексты просто неоценимо, поскольку практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.

Однако не каждый знает, что обучение пересказу следует проводить непосредственно «с пеленок» в формах постоянных разговоров с малышом и комментирования своих действий. Все подобные разговоры откладываются в головке новорожденного в виде образов языка. Подобные упражнения не только помогут вашему чаду рано заговорить, обогатить его речь, но и грамотно и развернуто строить свои высказывания, четко следуя их логике.

Какие умения и навыки потребуются ребенку, чтобы научиться успешно пересказывать тексты?

  • концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
  • четкое понимание смысла истории;
  • логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
  • умение систематизировать и структурировать информацию;
  • владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.

Как видите, это совсем немало для детей возраста начальной школы.

Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»

Итак, что же поможет развить навыки отличного пересказа в раннем возрасте:

  • постоянные разговоры с ребенком (даже если кажется, что он не слышит и не понимает вас);
  • комментирование абсолютно всех своих действий;
  • чтение малышу огромного количества книг, соответствующих его возрасту («с пеленок»);
  • игры на развитие памяти и внимания;
  • игры по подбору ассоциаций;
  • игры для развития образного мышления;
  • прослушивание музыкальных произведений (для развития слуха, ритма и мелодики, что способствует также развитию речи);

Как только малыш подрастет (с 3 лет), очень полезно показывать ему истории с опорой на картинки, которые располагаются в определенной последовательности согласно происходящим событиям. Демонстрируя наглядный материал, необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, указывая на соответствующую картинку:

  • что происходило сначала (с чего начинается история)?
  • что было дальше?
  • что происходит сейчас?
  • чем заканчивается история?

Здоровые дети, с которыми родители занимались подобным образом с самого рождения, обычно, не испытывают никаких трудностей с построением пересказа: его логикой и развернутостью передачи информации.

Однако не стоит расстраиваться, если у вас не получилось развивать речь вашего чада с самого рождения. Непосредственно перед школой любого здорового ребенка можно научить пересказывать тексты в домашних условиях. И, конечно, начать стоит с рассказов, дающих опору на наглядность.

Используйте истории, которые очень нравятся вашему ребенку. К прослушиванию рекомендуются народные сказки, понятные и увлекательные рассказы таких писателей как: Пушкин, Бианки, Аксаков, братья Гримм, Сутеев, Андерсен, Носов, Толстой, Пришвин…

Наводящие вопросы для пересказа

Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях:

  • с чего начинается история?
  • кто главные действующие лица?
  • что важного произошло?
  • к каким последствиям это привело?
  • что происходит в конце истории?
  • какой вывод ты можешь сделать?
  • подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе?
  • если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.

Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например), поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т.д.

Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам. Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка.

План пересказа текста

Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно. Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод). Что нужно делать?

  • прочитать текст;
  • разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова, чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами);
  • проанализировать прочитанное, определить, что главное;
  • составить устный план пересказа, разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);
  • обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);
  • обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;
  • обсудить последовательность описываемых событий в тексте;
  • последовательно соединить части текста между собой.

Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.

Если не получается, предложите малышу пересказать текст вместе с вами. По ходу процесса сделайте вид, что вы что-то забыли. Ребенку будет приятно продемонстрировать хорошую память и то, что именно он напомнил своей мамочке о каком-то событии в прочитанном тексте.

Если ваш ребенок хорошо рисует и получает от этого удовольствие, предложите ему самостоятельно нарисовать последовательность событий прочитанного. Если с рисованием дело обстоит неважно, то можно чертить простые схемы в виде стрелочек, которые по очереди следуют от одной мысли к другой, согласно логике происходящих событий.

Тактика обучения пересказу:

  • перед тем, как тренироваться пересказывать тексты, будет полезно играть с малышом в ассоциативные игры. Например, на что похоже облако? Такая игра приучит ребенка легко находить нужные ассоциации и запоминающиеся образы при пересказе текстов, чтобы упростить запоминание и последовательность изложения событий;
  • тексты должны быть простые и короткие (примерно 5 – 10 предложений, иначе ребенок устанет, потеряет концентрацию и не сможет довести начатое до конца);
  • текст должен быть интересен ребенку;
  • нужно спрашивать мнение ребенка о главных героях и о том, что понравилось, а что ему не понравилось в повествовании;
  • главных персонажей повествования должно быть мало, и им обязательно следует обладать какими-то яркими чертами характера или внешности для лучшего запоминания);
  • читать нужно выразительно, интонацией привлекая внимание малыша к значимым событиям;
  • использовать опорные сюжетные картинки для наглядности (картинки лучше раскладывать не по порядку, а так, чтобы ребенок мог сам их разложить в соответствии с логикой повествования);
  • пусть малыш рассказывает своими словами так, как у него это получается;
  • использовать куклы (если малышу нравятся ролевые игры, то можно потренироваться пересказу от лица разных персонажей в игровой форме при помощи игрушечных кукол);
  • после пересказа по плану необходимо начать пересказывать по памяти;
  • поддерживайте и хвалите ребенка на протяжении всего времени обучения.

Проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

  • нарушение порядка повествования (когда малыш не по очередности излагает события, происходившие в тексте);
  • придумывание того, чего в тексте не было, ошибки в именах персонажей, искажение фактов;
  • ошибки речи – при построении предложений, неправильное употребление падежей, многократное повторение одних и тех же слов;
  • пересказ одной части текста слишком кратко, а другой — слишком подробно.

При условии регулярных тренировок эти проблемы уйдут сами собой.

Ошибки родителей:

  • привычка перебивать ребенка во время пересказа (часто дети глотают слова, делают ошибки, а мама останавливает, не дослушав до конца, просит ребенка тут же исправиться. Если малыш обижается и злится на такую тактику, он может замкнуться в себе и перестать стремиться осваивать что-то новое, особенно если оно, новое, исходит от вас. Выслушайте сначала, похвалите, а потом уже мягко расскажите, что было не так);
  • демонстрация недовольства ребенком (не приведет ни к чему хорошему. Никогда еще жесткая критика не способствовала хорошим результатам в учебе. Мало того, это отбивает всякое желание стараться. Поэтому не торопитесь и сохраняйте полное спокойствие. Помните, что ваше психологическое состояние полностью передается вашим детям);
  • заучивание предложений из текста (нельзя заставлять малыша просто «зазубривать» информацию. Это приводит к отсутствию осознанности и осмысленности в процессе передачи информации, не развивая, на самом деле, нужных умений и навыков грамотного владения речью);
  • отсутствие похвалы (главное, что хочет ребенок – это похвала мамы и папы. Не скупитесь на нее. Изначально малыши не понимают, зачем они учатся, особой мотивации у них нет. А похвала родителей может дать им отличный толчок к тому, чтобы стараться на первых, самых сложных, этапах их школьной жизни);
  • отсутствие терпения (следует быть готовыми к тому, что у вашего чада не сразу получится пересказывать тексты, анализировать их и составлять планы. Кому-то для этого потребуется 2-3 раза, а кому-то больше. Раздражительностью и нетерпеливостью очень легко все испортить в самом начале);
  • «сравнивание» ребенка с более успешными друзьями и одноклассниками, особенно не в его пользу (это с самого раннего детства развивает в малыше комплекс неполноценности настолько глубокий, что в течение всей последующей жизни очень трудно бывает от него избавиться);
  • выбор сложной (неинтересной) для ребенка литературы (во время занятий малышу необходимо испытывать интерес к тому, что он изучает. Начинайте именно с этих произведений, а не с тех, которые нравятся вам);
  • выбор длинных текстов (длинный рассказ может запутать вашего ребенка, поэтому начинайте с того, что полегче и покороче (примерно 6 — 10 коротких предложений), чтобы дать вашему чаду почувствовать собственный успех);


Польза пересказа. Зачем учиться пересказывать текст?

Пересказ текста несет в себе массу необходимых умений и навыков, которые пригодятся в жизни:

  • развивает память;
  • увеличивает словарный запас;
  • развивает умение четко высказать свое мнение по любому вопросу;
  • развивает умение легко передавать чужие мысли;
  • развивает умение комментировать;
  • развивает умение анализировать различные события и ситуации;
  • развивает умение обрабатывать и излагать любую информацию;
  • развивает умение вычленять главное из повествования и четко излагать основную мысль;
  • развивает умение формулировать правильные выводы;
  • развивает умение оценивать факты и сопоставлять их с событиями;
  • развивает умение проводить ассоциативные связи между событиями, их причинами и следствиями, сравнивать их друг с другом;
  • вырабатывает грамотность в целом.

Поэтому чаще общайтесь друг с другом, пересказывайте ежедневные события, делитесь впечатлениями, и тогда не возникнет никаких проблем с изложением прочитанного в школьной жизни вашего ребенка.

Марина Таланина,

В завершении предлагаю посмотреть видео о том, как научить пересказывать младших школьников:

Приятной учебы!

С теплом,

Милосердов Максим

Сегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.

Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.

Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.

Технику создания сюжета достаточно примитивна. Она восходит к приемам семантического анализа - когда берутся несколько предметов, описываются их признаки, затем признаки перемешиваются и возникает предмет с новыми характеристиками.

Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.

Техника создания сюжета для сказки

Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.

ШАГ 1:

Назовите героя

Радуга! - Сказала Юля.

Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?

Солнце!

ШАГ 2:

Опишите героев

Я: - Какая радуга?

Юля: - Разноцветная, быстро исчезает, появляется после дождя.

Я: - Хорошо. А Солнце?

Юля: - Теплое, греет.

Я: - А еще каким оно бывает? Помнишь, мы ездили путешествовать, и закат всегда был разным.

Юля: - Да! Точно! На закате оно разноцветное - оно то красное было, то розовое, даже зелено-синее.

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

Я: - Так что общего у Солнца и Радуги?

Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.

Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.

ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.

У Радуги появились разноцветные банты!

ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.

Я: - У Радуги не было бантов?

Юля: - Получается, что так.

ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.

Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.

Сюжет готов!

Теперь переходим к технике структурирования сюжета.

Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.

Посмотрите любой фильм, и вы увидите, что сначала автор описывает героев, показывает их в повседневной жизни, давая им характеристику. Это начало истории, введение зрителя в сюжет. Затем происходит событие 1, заставляющее героя захотеть что-то сделать, разрывающее привычное течение жизни героя. Герой начинает действовать и приходит к событию 2, в котором цель достигается, а сам герой меняется. После этого следует конец фильма - последствия события 2. Итак, герой достиг цели, но ведь он изменился, как же он будет жить теперь?

Эти же пункты содержатся в любом литературном произведении - в рассказе, сценарии, повести, анекдоте... Знание того, что эти ключевые пункты существуют и понимание того, зачем они нужны, необходимо для того, чтобы уметь связно составить рассказ, написать сочинение, проанализировать литературное произведение. Поэтому нужно как можно раньше учить ребенка находить ключевые пункты в текстах.

Техника структурирования сюжета

Если вы пишите с ребенком сказку, предложите ребенку придумать конец этой сказки. Поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.

У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.

ШАГ 1:

Опишите конец истории.

Юля: - С тех пор радуга появляется после дождя, а потом исчезает.

ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.

Юля: - Радуга решила утащить у Солнца лоскутки, чтобы сделать из них бантики.

Я: - Хорошо, а почему она решила это сделать?

Юля: - Потому что была шалуньей.

Я: - Отлично. Она сама это решила сделать?

Юля: - Нет! Ей помогал Дождик!

Я: - Правильно, ведь радуга появляется после дождя.

ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).

Я: - И что у нас получается?

Юля: - Жило-было Солнце, жили-были Дождик и Радуга, они были шалуны.

Я: - А Солнце чем занималось? И что у него было?

Юля: - Солнце светило, грело землю, у него было разноцветное одеяло, в которое оно заворачивалось вечером, и поэтому закаты были разноцветными.

ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.

В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.

В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.

ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.

Я: - Радуга и Дождик утащили лоскутки, а что произошло дальше? Почему у Радуги они остались, а у Дождика нет?

Юля: - Дождик их рассыпал, а Радуга сделала банты.

Я: - А что сделало Солнце?

Юля: - Оно стало собирать свои лоскутки, которые превратились в лужи, а Радуга убежала.

Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.

ШАГ 6

Напишите план истории.

План мы написали подробный.

1. Описание героев

Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)

Радуга (какая была)

Дождик (какой был)

2. Событие 1

Что сделали Радуга и Дождик

Какие лоскутки набрал Дождик

Какие лоскутки набрала Радуга

Что произошло с лоскутками

3. Событие 2

Что обнаружило Солнце

Что сделала Радуга

4. Конец

Что получилось после этого

ШАГ 7:

Напишите историю по плану.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.

Юля: - Дождик и Радуга были лучшими друзьями...

Я: - Можем мы это где-то раньше написать, чтобы короче получилось?

Юля: - А! Здесь!

Я: - Точно! Что еще мы хотим сказать про них?

Юля: - Что они были шалунами.

Я: - Давай посмотрим, где это можно сказать короче.

В результате Юля написала вот такую сказку.

Солнце, Радуга и Дождик

Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.

Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.

Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.

С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название.

Вот, собственно, и все.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу. Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Таким образом, в процессе занятий вы сможете обратить внимание на лексикон ребенка, на умение создавать логическую цепочку, на грамотность и красоту его речи.

Как утверждают педагоги и детские психологи, родители, разглядывая со своим малышом иллюстрации в детских книжках, должны учить ребенка составлять по рисункам небольшие рассказы. Это очень полезно для развития малыша - это занятие развивает устную речь младенца, заставляет его вникать в смысл изображения и обогащает его словарный запас. Но далеко не все родители имеют педагогическое образование, поэтому многие из них не знают, как же учить ребенка составлять рассказы по картинкам правиль но. Научиться этому не сложно - для этого всего лишь достаточно воспользоваться следующими советами.

Прежде всего, родителям следует знать, что учить малыша составлять рассказы по картинкам нужно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Но это не значит, что необходимо ждать того возраста, когда малыш начнет составлять длинные распространенные предложения. Достаточно того, что, например, ваш наследник может связать, к примеру, два рисунка, на одном из которых изображен мальчик, который упал, а на втором - тот же персонаж, который плачет. Даже если ваш отпрыск скажет примерно следующее - мальчик упал и мальчик плачет, этого для начала будет достаточно.

Составлять рассказ по картинке можно уже, начиная с 3-х лет. Первые занятия должны быть с 2-3 сюжетными картинками. В 4 года можно предлагать 4-5 картинок, а потом и 6. В 5-7 лет просим ребенка составлять рассказ уже по 6-8 картинкам. Идеально, если картинки отражают реальный опыт детей, а со временем можно брать и сказочные сюжеты. До сюжетных картинок малышей можно просто просить описать картинку: кто на ней, что делает, какого цвета тот или иной элемент и т.д.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Покажите ребенку картинку с изображением сло-на. Пусть он внимательно посмотрит на нее и попро-бует описать, то есть рассказать, что он видит. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он само-стоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле.
Варианты описаний: «Не знаю» - 0 баллов.

«Слон. Не знаю больше» - 1 балл.
«Слон. Он маленький. Он сидит» - 2 балла.
«Это слоненок, он сидит. У него хобот. Уши. Че-тыре ноги. Хвост» - 3 балла.
«На картинке нарисован слоненок. Он сидит. Свой хобот подогнул внутрь, наверно, он кушает» - 4 балла.
«На картинке нарисован слоненок. Он сидит. У сло-ненка большие уши и длинный хобот. Свой хобот он подогнул вовнутрь. Бровки малыша приподняты. Он чем-то удивлен. Это добрый и веселый слоненок» - 5 баллов.
Результат
0-1 балл - низкий уровень. У ребенка плохо раз-вита речь. Вам необходимо ему много читать, застав-лять его пересказывать.
2-3 балла - средний уровень. Речь ребенка раз-вита удовлетворительно.
4 балла - хороший уровень. Речь развита хорошо. Однако следует расширять активный словарный запас.
5 баллов - высокий уровень. Речь развита отлич-но. Необходимо давать ребенку как можно больше творческих заданий.

Родителям, которые будут заниматься с малышом, необходимо понимать, что, как результат, их ребенок должен научиться рассматривать иллюстрацию и, при помощи взрослого, рассказывать, что же он увидел. Взрослый должен помогать малышу называть предметы правильно и учить ребенка правильно склонять слова и составлять предложения из 3-4 слов.

Занимаясь с ребенком, не говорите слишком много. Рассматривая с ребенком изображение девочки, которая вышла на прогулку, вы должны говорить примерно следующее: "Девочка вышла на прогулку. Она гуляет по парку. У нее в руках воздушный шарик". Такой текст ребенку будет понятен, и он легко сможет его повторить. Но если ваша речь будет перенасыщена подробностями - например, вы скажете, что у девочки в правой руке есть большой нежно-голубой шарик, то ваш малыш просто устанет от такого рассказа.

Для того чтобы занятия проходили успешно, и малышу было интересно, рассматривайте те картинки, которые ребенком наиболее любимы.

Показывая малышу новое для него изображение, особенно, если оно сюжетное, не спешите и не подгоняйте малыша - дайте ему время спокойно рассмотреть весь рисунок. Если ребенку трудно сразу составить небольшой рассказ самостоятельно, то помогите ему и задайте несколько вопросов - например, спросите его, кто или что изображено на предложенном ему для просмотра рисунке.

Если ребенок составляет рассказ неверно - неправильно понимает сюжет изображения, неверно называет предметы, то тогда вам тоже следует ему помочь и попытаться составить рассказ вместе.

Следите, чтобы ребенок правильно выполнял данное ему задание и не рассказывал вам содержание той сказки, иллюстрацию из которой вы ему показываете, а составлял рассказ именно по тому, что изображено на конкретной картинке.

Не позволяйте малышу фантазировать и рассказывать о том, чего на рисунке нет. Конечно, прекрасно, когда у ребенка есть хорошо развитая фантазия, но вам необходимо научить его преображать то, что он видит, в слова и логически связанные между собой несложные фразы

Когда картинки описаны отдельно, можно проговорить полностью весь рассказ самому, а ребенок должен следить за ним. Будьте готовы, что ребенок может не согласиться с какой-то вашей формулировкой. Со временем полный рассказ будет повествовать сам малыш. Не забудьте его похвалить за содержательную историю. Не заставляйте ребенка, если сейчас он не готов составлять рассказ по картинке. Важно заинтересовать этим занятием, не принуждать.

КАК СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ

1) Описание рисунка, где изображен один персонаж. Вопросы к ребенку:
■ Кто изображен на рисунке?
■ Что он делает?
■ В какой позе он нарисован?
■ Какое у него лицо (морда)?
■ Его возраст.
Во что он одет, какого цвета его одежда?
■ Какое время года изображено на рисунке?
■ Твое отношение к этому персонажу (нравится, хо-тел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

чУЕ П ТБЪЧЙФЙЙ ДЕФЕК-ДПЫЛПМСФ

лБЛ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ УЧСЪОП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ ДТХЪШС!

дПЮЛБ, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЙЪ УБДЙЛБ, ТБУУЛБЪЩЧБМБ… пВХТЕЧБЕНБС ЬНПГЙСНЙ, ФПТПРЙМБУШ, ОБЮЙОБМБ ПДОП, РЕТЕРТЩЗЙЧБМБ ОБ ДТХЗПЕ, РЕТЕЛМАЮБМБУШ ОБ ФТЕФШЕ. нЕУФПЙНЕОЙС ЫМЙ РМПФОЩНЙ ЧБЗПОЮЙЛБНЙ, ОБЕЪЦБС Й ДБЧС ДТХЗ ДТХЗБ: «пОБ НЕОС… Б РПФПН С, Б ФХФ ПОЙ, Б НЩ ОЕ ИПФЕМЙ, Б ПОЙ!..» с ОЙЮЕЗП ОЕ РПОСМБ. уФБМБ, ТБУУРТБЫЙЧБФШ, НБМЩЫЛБ ЪБОЕТЧОЙЮБМБ, ЪБФПТПРЙМБУШ Й ПЛПОЮБФЕМШОП ЪБРХФБМБУШ, ТБУРМБЛБМБУШ, РПОЙНБС, ЮФП ФБЛ ОЙЮЕЗП Й ОЕ ТБУУЛБЪБМБ. с ПЗПТЮЙМБУШ ОЕ НЕОШЫЕ. дПЮЛЕ РСФШ МЕФ, ЮЕТЕЪ ЗПД - Ч ЫЛПМХ, Б ПОБ ОЕ ХНЕЕФ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ХУМЩЫБООЩК ФЕЛУФ, ОЙ РЕТЕДБФШ УЧПЙ ЮХЧУФЧБ.

чУС ЫЛПМШОБС РТПЗТБННБ ПУОПЧБОБ ОБ РЕТЕУЛБЪЕ, РТПЮЕМ - РЕТЕУЛБЪБМ, РПЬФПНХ РПЛБ ЕУФШ ЧТЕНС, ОХЦОП РПУФБТБФШУС ТБЪЧЙФШ ЬФПФ ОБЧЩЛ.

пВТБФЙНУС Л УЕВЕ

дЕФЙ ЗПЧПТСФ ОБ ФПН СЪЩЛЕ, ОБ ЛПФПТПН ЙЪЯСУОСАФУС ПЛТХЦБАЭЙЕ. рБТХ ДОЕК С РПУМХЫБМБ, ЛБЛ НЩ ПВЭБЕНУС ДТХЗ У ДТХЗПН Й У ЗТХУФША ПФНЕФЙМБ, ЮФП Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ЙУРПМШЪХЕФУС НЙОЙНБМШОЩК УМПЧБТОЩК ЪБРБУ, ФБЛПК, ЮФПВЩ ФЕВС РПОСМЙ ПЛТХЦБАЭЙЕ. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, ЮБЫЛХ. фЩ РПКДЕЫШ ЗХМСФШ?» оБТЕЮЙС Й РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ ЧУФБЧМСАФУС Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, УТБЧОЙФЕМШОЩЕ ПВПТПФЩ - ЛТБКОЕ ТЕДЛП. тЕЮШ ОБЫБ РТЕДНЕФОБ, ХОЙЖЙГЙТПЧБОБ. рПЬФПНХ, ЕУМЙ С ИПЮХ ТБЪЧЙФШ УЧСЪБООХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ТБУЛТБУЙФШ ЕЕ ПВТБЪОЩНЙ УМПЧПУПЮЕФБОЙСНЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, С УБНБ ДПМЦОБ ЗПЧПТЙФШ, ЙУРПМШЪХС ЧУЕ НОПЗППВТБЪЙЕ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ. с УФБМБ УМЕДЙФШ ЪБ УЧПЕК ТЕЮША. пУОПЧОПК РТЙОГЙР - ТЕЮШ ПВПЗБФЙФШ УТБЧОЙФЕМШОЩНЙ ПВПТПФБНЙ Й РТЙМБЗБФЕМШОЩНЙ, ЙУРПМШЪПЧБФШ УМПЦОП-РПДЮЙОЕООЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС Й ТБЪЧЕТОХФЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС, ЗПЧПТЙФШ СТЛП Й ПВТБЪОП.

ЬФП ВЩМП УМПЦОП. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, УЙОАА ЮБЫЛХ У ВЕМПК ЛБЕНЛПК, УФПСЭХА ОБ ЧФПТПК РПМПЮЛЕ Ч ЛХИПООПН ЫЛБЖЮЙЛЕ». «уЕЗПДОС РТЕЛТБУОБС РПЗПДБ! уПМОГЕ УЧЕФЙФ СТЛП, ОБ ОЕВЕ ОЙ ФХЮЛЙ. лПЗДБ НЩ РПКДЕН ЗХМСФШ Ч УЛЧЕТ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЧПЪШНЕН У УПВПК? нПЦЕФ, ЛПЗП-ОЙВХДШ РТЙЗМБУЙН ОБ РТПЗХМЛХ?» оБ ФБЛПК ЧПРТПУ ТЕВЕОПЛ, УПЗМБУЙФЕУШ, ХЦЕ ОЕ УНПЦЕФ ПДОПУМПЦОП ПФЧЕФЙФШ «ДБ - ОЕФ».

ЬФП ФТЕВХЕФ ЧОЙНБОЙС Й ЧТЕНЕОЙ. чЩ ВХДЕФЕ ХУФБЧБФШ ЗПЧПТЙФШ ТБЪЧЕТОХФЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ, ХФПНЙФЕУШ РПДВЙТБФШ РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ Й ПВТБЪОЩЕ УТБЧОЕОЙС, ОП РПУФЕРЕООП ЬФП ТБЪПЧШЕФУС Ч РТЙЧЩЮЛХ. рПУФБТБКФЕУШ Й ДТХЗЙИ ЮМЕОПЧ УЕНШЙ РЕТЕЛМАЮЙФШ ОБ ФБЛПК ТБУЛТБЫЕОП - ТБЪЧЕТОХФЩК УРПУПВ ПВЭЕОЙС.

у ЮЕЗП ОБЮБФШ ТБЪЧЙФЙЕ ТЕЮЙ?

тБЪЧЙЧБС УЧСЪОХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ЧБЦОП ОБХЮЙФШ НБМЩЫБ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ЛПТПФЛЙЕ УЛБЪЛЙ Й ТБУУЛБЪЩ. пО РЕТЕУЛБЪЩЧБЕФ ЪОБЛПНЩЕ УЛБЪЛЙ У ОЕУМПЦОЩН УАЦЕФПН ("тЕРЛБ", "лПМПВПЛ", "лХТПЮЛБ тСВБ"). рТЙ ЬФПН ЧЩТБВБФЩЧБЕФУС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ УЛБЪЛХ, ПФЧЕЮБФШ ОБ ЧПРТПУЩ ЧЪТПУМЩИ, ЧЛМАЮБФШ Ч ТБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ПФДЕМШОЩЕ УМПЧБ Й РТЕДМПЦЕОЙС, ЛБЛ ВЩ РПНПЗБС ЕНХ. фБЛ НБМЩЫ РПДЧПДЙФУС Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ТБУУЛБЪХ МЙФЕТБФХТОПЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙС.

ТЕВЕОПЛ ЮЕФЧЕТФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ РПЮФЙ ДПУМПЧОП ЪБРПНЙОБЕФ ФЕЛУФЩ ОБТПДОЩИ УЛБЪПЛ, ХУЧБЙЧБЕФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ДЕКУФЧЙК.

ЕУМЙ Х ТЕВЕОЛБ ОЕФ ПРЩФБ РЕТЕУЛБЪБ, НПЦОП ЧЕТОХФШУС Л УЛБЪЛБН, ЙУФПТЙСН, ЛПФПТЩЕ ИПТПЫП ЪОБЕФ НБМЩЫ. нБНБ ОБЮЙОБЕФ ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ОБЮБЧ РТЕДМПЦЕОЙЕ, ЪБНПМЛБЕФ, РТЕДМБЗБС ТЕВЕОЛХ, ЪБЛПОЮЙФШ ЖТБЪХ. "цЙМЙ-ВЩМЙ ДЕД Й..." - "вБВБ" - "вЩМБ Х ОЙИ..." - "лХТПЮЛБ тСВБ". ъБФЕН НПЦОП РЕТЕИПДЙФШ Л РЕТЕУЛБЪХ РП ЧПРТПУБН: "лПЗП ЧУФТЕФЙМ ЛПМПВПЛ?" - "ъБКЮЙЛБ" - "лБЛХА РЕУЕОЛХ ПО ЕНХ УРЕМ?.."

рПУМЕ ЪБЛТЕРМЕОЙС ЬФПЗП ОБЧЩЛБ, НБМЩЫ ХЦЕ УБН ОБЮЙОБЕФ РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, Б РПДИЧБФЩЧБЕФ НБНБ. рПУФЕРЕООП ТЕВЕОПЛ УНПЦЕФ РЕТЕУЛБЪБФШ УЛБЪЛХ РПМОПУФША.

ДМС ЪБРПНЙОБОЙС УАЦЕФБ ДЕФСН НМБДЫЕЗП ЧПЪТБУФБ РПНПЗБЕФ ФЕБФТБМЙЪБГЙС У РПНПЭША ЙЗТХЫЕЛ ЙМЙ РБМШЮЙЛПЧЩИ ЛХЛПМ. чЩ РТПЙЗТБМЙ РЕТЕД НБМЩЫПН УЛБЪЛХ, РПРТПУЙФЕ ЕЗП РПВЩФШ БЛФЕТПН Й РЕТЕД ЧБНЙ ТБЪЩЗТБФШ ФХ ЦЕ УЛБЪЛХ, У ПЪЧХЮЙЧБОЙЕН ЧУЕИ РЕТУПОБЦЕК.

УФБТБКФЕУШ ЖТБЪХ: «рЕТЕУЛБЦЙ ХУМЩЫБООПЕ, РТПЮЙФБООПЕ» ЪБНЕОЙФШ ЙЗТПК. рТЕДМПЦЙФЕ НБМЩЫХ РПЙЗТБФШ Ч ТБДЙП. пО ВХДЕФ ДЙЛФПТПН, ЛПФПТЩК ТБЪЩЗТЩЧБЕФ ТБДЙП-УРЕЛФБЛМШ. чЕЮЕТПН ЧЩ ЕЗП ХМПЦЙМЙ Ч ЛТПЧБФШ Й ТБУУЛБЪБМЙ УЛБЪЛХ, Б ПО Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ХЛМБДЩЧБЕФ УРБФШ УЧПЙ ЙЗТХЫЛЙ Й, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ЧЩ РПФЮХЕФ ЙИ УЛБЪПЮОПК ЙУФПТЙЕК.

рЕТЕУЛБЪ РП ЛБТФЙОЛЕ

дЕФУЛЙЕ ЛОЙЗЙ ИПТПЫП ПЖПТНМЕОЩ, Й МАВБС ЙММАУФТБГЙС СЧМСЕФУС РПЧПДПН РПЗПЧПТЙФШ. «фЩ ФБЛ УЕВЕ РТЕДУФБЧМСМ ЗМБЧОПЗП ЗЕТПС? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ИХДПЦОЙЛ РТБЧЙМШОП ОБТЙУПЧБМ ЬФП ЧТЕНС ЗПДБ? б ЛБЛПК НПНЕОФ УЛБЪЛЙ РТПЙММАУФТЙТПЧБО? б ЛБЛЙЕ УПВЩФЙС РТПЙЪПЫМЙ ДБМШЫЕ?» рП ПДОПК ЙММАУФТБГЙЙ НПЦОП РТЙДХНБФШ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ЧПРТПУПЧ. нПЦОП РТЕДМПЦЙФШ НБМЩЫХ РТПЙММАУФТЙТПЧБФШ РТПЮЙФБООЩК ФЕЛУФ УБНПНХ Й РПФПН ПВУХДЙФШ ЕЗП «ЛБТФЙОЛХ Л ФЕЛУФХ».

уАЦЕФОЩЕ ТБУУЛБЪЩ - ПРЙУЩЧБЕН ЙЗТХЫЛЙ

пЮЕОШ МАВСФ НБМЩЫЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЙЗТХЫЛЙ. йНЕООП ЬФП УЛПТЕЕ ДТХЗПЗП РПВХЦДБЕФ ЙИ Л ЧЩУЛБЪЩЧБОЙА.

УОБЮБМБ ЧЪТПУМЩК РТЕДМБЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ЙЗТХЫЛХ. рЕТЧЩЕ ЧПРТПУЩ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ИБТБЛФЕТОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЧОЕЫОЕЗП ЧЙДБ РТЕДНЕФБ (ЖПТНБ, ГЧЕФ, ЧЕМЙЮЙОБ). вПМЕЕ УФБТЫЙН ДЕФСН (РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ) НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ УТБЧОЙФШ ДЧЕ ЙЗТХЫЛЙ. чЪТПУМЩК ХЮЙФ ДЕФЕК, ОБРТЙНЕТ, ПРЙУЩЧБФШ Й УТБЧОЙЧБФШ ЛХЛПМ, ОБЪЩЧБС ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОЩЕ ЙИ РТЙЪОБЛЙ, Й УМЕДЙФ, ЮФПВЩ ДЕФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБМЙУШ ЪБЛПОЮЕООЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ.

рТЕЦДЕ, ЮЕН УТБЧОЙЧБФШ, НБМЩЫХ РТЙДЕФУС ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ПВЕЙИ ЛХЛПМ: ЛБЛ ПОЙ ПДЕФЩ, ЛБЛЙЕ Х ОЙИ ЧПМПУЩ, ЗМБЪБ, Б ЪБФЕН ХЦЕ ПФНЕФЙФШ, ЮЕН ПОЙ РПИПЦЙ Й ЮЕН ТБЪМЙЮБАФУС.

ПЧМБДЕМ НБМЩЫ ПРЙУБОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ЙЗТХЫЕЛ - РЕТЕИПДЙФЕ Л УПУФБЧМЕОЙА ОЕВПМШЫЙИ УАЦЕФОЩИ ТБУУЛБЪПЧ. рТЕДМПЦЙФЕ ЕНХ ОЕУЛПМШЛП ЙЗТХЫЕЛ, РПЪЧПМСАЭЙИ ОБНЕФЙФШ РТПУФХА УАЦЕФОХА МЙОЙА: ДЕЧПЮЛБ, ЛПТЪЙОЛБ, ЗТЙВПЛ; ДЕЧПЮЛБ, ЕМПЮЛБ, ЕЦЙЛ Й Ф.Р. рХУФШ ТЕВЕОПЛ РПДХНБЕФ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ У ДЕЧПЮЛПК Ч МЕУХ, ЛПЗП ПОБ ЧУФТЕФЙМБ, ЮФП РТЙОЕУМБ ДПНПК Ч ЛПТЪЙОЛЕ. чЪТПУМЩК НПЦЕФ ДМС ПВТБЪГБ РТЙДХНБФШ УЧПК ТБУУЛБЪ, Б ЪБФЕН РТЕДМПЦЙФШ ТЕВЕОЛХ РТЙДХНБФШ ТБУУЛБЪ УБНПНХ. й ОЕ ВЕДБ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ УОБЮБМБ РТПУФП РПЧФПТЙФ ЪБ ЧБНЙ ЧБЫ ТБУУЛБЪ - ПО ХРТБЦОСЕФУС Ч ТБУУЛБЪЩЧБОЙЙ. рПУФЕРЕООП ХЧПДЙФЕ ДЕФЕК ПФ РПДТБЦБОЙС, РТЕДМБЗБКФЕ РТЙДХНБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩК ТБУУЛБЪ.

тБУУЛБЪ П УПВЩФЙЙ

дЕФЙ РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ ХЦЕ НПЗХФ ТБУУЛБЪБФШ П ОЕЛПФПТЩИ УПВЩФЙСИ ЙЪ МЙЮОПЗП ПРЩФБ. чЪТПУМЩК РПВХЦДБЕФ ТЕВЕОЛБ ЧУРПНОЙФШ, ЛБЛ ИПДЙМЙ Ч ЗПУФЙ, Ч РБТЛ, ОБ ОПЧПЗПДОАА ЕМЛХ, ЮФП ПО ЧЙДЕМ ЙОФЕТЕУОПЗП ОБ РТПЗХМЛЕ Ч МЕУХ.

РЕТЕД ТЕВЕОЛПН ЮЕФЛП УФБЧЙФУС ЪБДБЮБ: "тБУУЛБЦЙ, ЮФП ФЩ ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ" . ъДЕУШ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ПВТБЪЕГ: "уОБЮБМБ РПУМХЫБК, ЮФП С ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ, Б РПФПН ФЩ ВХДЕЫШ ТБУУЛБЪЩЧБФШ". тБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ДПМЦЕО ВЩФШ ВМЙЪПЛ ДЕФУЛПНХ ПРЩФХ, ЮЕФЛП РПУФТПЕО, ЙНЕФШ СУОЩК ЛПОЕГ; СЪЩЛ ТБУУЛБЪБ ДПМЦЕО ВЩФШ ЦЙЧЩН Й ЬНПГЙПОБМШОЩН.

РПУФЕРЕООП ДЕФЙ ПФХЮБАФУС ПФ ЛПРЙТПЧБОЙС ПВТБЪГБ Й РПДИПДСФ Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ФЧПТЮЕУЛПНХ ТБУУЛБЪЩЧБОЙА, ПВХЮЕОЙЕ ЛПФПТПНХ ОБЮЙОБЕФУС ХЦЕ РПУМЕ 5 МЕФ.

юФЕОЙЕ

юФЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ПЗТПНОХА ТПМШ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ УМПЧБТОПЗП ЪБРБУБ ТЕВЕОЛБ. рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ, ЛБЛХА МЙФЕТБФХТХ ЧЩ ЮЙФБЕФЕ НБМЩЫХ, Й ЮФП ЮЙФБЕФ ПО УБН. рПУФБТБКФЕУШ РЕТЕКФЙ У ЛОЙЗ, ЗДЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБЕФУС УАЦЕФ, НОПЗП ДЕКУФЧЙС Й ЧУФТПЕООЩИ ДЙБМПЗПЧ, ОБ ПРЙУБФЕМШОХА МЙФЕТБФХТХ. ьФП ТБУУЛБЪЩ Й РПЧЕУФЙ П РТЙТПДЕ, П ЦЙЧПФОЩИ, П РХФЕЫЕУФЧЙСИ. пВТБФЙФЕУШ Л ЛОЙЗБН ОБЫЙИ ОЕНЕТЛОХЭЙИ ЛМБУУЙЛПЧ, Й ХЦЕ ЮЕТЕЪ ОЕВПМШЫПК РТПНЕЦХФПЛ ЧТЕНЕОЙ ЧЩ РПЮХЧУФЧХКФЕ ЛТБУПФХ Й ВПЗБФУФЧП ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ЕЗП НЕМПДЙЛХ.

еУМЙ Ч ФЕЛУФЕ ЧУФТЕЮБАФУС ОЕЪОБЛПНЩЕ УМПЧБ Й РПОСФЙС, ПВЯСУОСКФЕ ЙИ НБМЩЫХ, РТЙЧЕДЙФЕ РТЙНЕТЩ, Ч ЛБЛЙИ УМХЮБСИ ПОЙ ХРПФТЕВМСАФУС. рХУФШ ТЕВЕОПЛ УБН УПЮЙОЙФ РТЕДМПЦЕОЙС У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ОПЧЩИ УМПЧ Й РПОСФЙК.

пВУХЦДБЕН РТПЮЙФБООПЕ

еУМЙ ТБОШЫЕ ЧЩ ЮЙФБМЙ НБМЩЫХ НЙОХФ ФТЙДГБФШ, Б РПФПН ЪБЛТЩЧБМЙ ЛОЙЗХ, ФП ФЕРЕТШ ЙЪНЕОЙФЕ РТПГЕУУ ЮФЕОЙС. рСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЮЙФБЕФЕ, РСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЗПЧПТЙФЕ П РТПЮЙФБООПН. хТПЧЕОШ ПВУХЦДЕОЙС ЪБЧЙУЙФ ПФ ЙОФЕММЕЛФХБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС ТЕВЕОЛБ. еУМЙ НБМ, ФП Й ЧПРТПУЩ УБНЩЕ РТПУФЩЕ: «п ЮЕН ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС Ч УЛБЪЛЕ? юФП УДЕМБМ ЪБКЛБ? лХДБ РПВЕЦБМ НЕДЧЕЦПОПЛ?» тЕВЕОЛХ РПУФБТЫЕ Й ЧПРТПУЩ ВПМЕЕ ЧЪТПУМЩЕ: «рТБЧЙМШОП МЙ РПУФХРЙМ НБМШЮЙЛ? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ ДБМШЫЕ? б ЮФПВЩ ФЩ РТЕДРТЙОСМ ОБ НЕУФЕ ЗЕТПС?»

НБНБ ОЕ ФПМШЛП ОБРТБЧМСЕФ ВЕУЕДХ, ЪБДБЧБС ЧПРТПУЩ, Б УФТПЙФ ДЙБМПЗ. чЩУЛБЪЩЧБЕФ УЧПЕ НОЕОЙЕ, ЙОПЗДБ ПОП УПЪОБФЕМШОП ВЩЧБЕФ «ОЕРТБЧЙМШОЩН» ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ НПЗ ЪБНЕФЙФШ ПЫЙВЛХ, ОЕЧЕТОХА НЩУМШ Й НБНХ РПРТБЧЙФШ. чЪТПУМЩК ЧЩОХЦДБЕФ НБМЩЫБ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ НОЕОЙЕ Й ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП «ОЕ ОБРЙУБОП» Ч ЛОЙЦЛЕ.

РП ИПДХ ЮФЕОЙС НБНБ ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ЕК РПОТБЧЙМПУШ ЙМЙ ЕЕ РПТБЪЙМП. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ЛТБУЙЧЩК УТБЧОЙФЕМШОЩК ПВПТПФ, СТЛПЕ ЛТБУПЮОПЕ ПРЙУБОЙЕ ПВЯЕЛФБ ЙМЙ УНЕМЩК РПУФХРПЛ ЗЕТПС. «с ВЩ, ОБЧЕТОПЕ, ЙУРХЗБМБУШ, Б ФЩ ВЩ УНПЗ РЕТЕКФЙ ЮЕТЕЪ ВХЫХАЭХА ТЕЛХ?» юФЕОЙЕ - ЬФП ДЙБМПЗ НЕЦДХ ЛОЙЗПК Й ТЕВЕОЛПН. лОЙЗБ - ЬФП ОЕРБУУЙЧОЩК ПВЯЕЛФ, РТПЮЕМ Й РПУФБЧЙМ ОБ РПМЛХ - ЬФП РПЧПД РПЗПЧПТЙФШ, ПВУХДЙФШ, РПТБЪНЩЫМСФШ.

ЮЙФБС ИПТПЫХА МЙФЕТБФХТХ, ЧЩ ВХДЕФЕ РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ УБНЙ, Й ЧБЫЕ ОБУМБЦДЕОЙЕ ЮФЕОЙЕН РЕТЕДБУФУС ТЕВЕОЛХ.

рЕТЕУЛБЪ УПДЕТЦБОЙС УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ

юБУФП ЧУФТЕЮБЕНПЕ ЪБДБОЙЕ ОБ ХТПЛБИ - РЕТЕУЛБЪ РТПЮЙФБООПЗП УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ. тЕВЕОПЛ ЪБЮБУФХА РХЗБЕФУС, Й ЧУЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБРТБЧМСЕФ ОБ ЧУРПНЙОБОЙЕ ФЕЛУФБ, УЮЙФБС, ЮЕН ФПЮОЕЕ Л ПТЙЗЙОБМХ ПО ТБУУЛБЦЕФ, ФЕН «РТБЧЙМШОЕЕ» ПО ЧЩРПМОЙФ ЪБДБОЙЕ. й ЪБВЩЧ БЧФПТУЛЙК ФЕЛУФ, ПО «УФПРПТЙФУС» Й ЪБНПМЛБЕФ. тЕЫЙФШ ЬФХ РТПВМЕНХ НПЦОП, ОБХЮЙЧ ТЕВЕОЛБ ЧОЙНБФЕМШОП ЮЙФБФШ ЙМЙ УМХЫБФШ ФЕЛУФ, Б ЪБФЕН «ЧПКФЙ» Ч РТПЮЙФБООПЕ, ХЧЙДЕФШ УПДЕТЦБОЙЕ УЧПЙНЙ ЗМБЪБНЙ, УФБФШ ОБ ЧТЕНС ДЕКУФЧХАЭЙН МЙГПН Й РЕТЕУЛБЪБФШ ФП, ЮФП ЕЗП ПЛТХЦБЕФ, ФП, ЮФП ПО ЧЙДЙФ.

ОЕТЕДЛП ТЕВЕОПЛ ОЕ РПОЙНБЕФ УНЩУМ Й УПДЕТЦБОЙЕ ФЕЛУФБ, РПЬФПНХ ОЕ НПЦЕФ ЗТБНПФОП ЕЗП РЕТЕУЛБЪБФШ. уОБЮБМБ ЙЪХЮБЕНЩК НБФЕТЙБМ ОХЦОП РПДТПВОП ТБЪПВТБФШ, ХСУОЙЧ УНЩУМ ЛБЦДПЗП УМПЧБ Й РПОСФЙС, ОБКФЙ Л ОПЧЩН ФЕТНЙОБН УЙОПОЙНЩ, ХЦЕ ЪОБЛПНЩЕ ТЕВЕОЛХ. еУМЙ РПФПН ПО Й ЪБВХДЕФ ОПЧПЕ ДМС ОЕЗП УМПЧП, ФП УНПЦЕФ ЪБНЕОЙФШ ЕЗП ДТХЗЙН, УИПЦЙН РП УНЩУМХ. рЕТЕД ЛБЦДЩН РЕТЕУЛБЪПН ТБЪВЙТБКФЕ, «ТБЪЦЕЧЩЧБКФЕ» ФЕЛУФ, ЬФП ЪБМПЗ ЗТБНПФОПЗП РЕТЕУЛБЪБ.

тЕГЕРФ ОЕДЕМЙ

тЕГЕРФ МЕЮЕОЙС ПФ НПМПЮОЙГЩ :

оХЦОП ЧЪСФШ 1 ФБВМЕФЛХ ОЙУФБФЙОБ, ТБУФПМПЮШ, ДПВБЧЙФШ ЮХФШ-ЮХФШ ЛЙРСЮЕОПК ЧПДЩ. оБНПЮЙФШ ВЙОФ Й РТПФЕТЕФШ ЭЕЮЛЙ, ЧЕТИОАА Й ОЙЦОАА ЗХВХ, Й ОПЧЩН ВЙОФЙЛПН РТПФЕТЕФШ ОЕВП Й СЪЩЮЕЛ.

зПЧПТСФ ДЕФЙ

лБФС (3 ЗПДБ)

йДЈН У ДПЮЛПК РП ХМЙГЕ. оБ ЧУФТЕЮХ ЕДЕФ ТЕВЈОПЛ Ч ЛПМСУЛЕ. оБ ЗПМПЧЕ Х ОЕЗП ЪЕМЈОБС ЫБРПЮЛБ У ХЫЛБНЙ. пОБ ЛБЛ ЪБЛТЙЮЙФ: "нБНБ, УНПФТЙ, ыТЕЛ!"

дБА ЕК Ч ЛПРЙМЛХ НЕМПЮШ. вБВХЫЛБ УРТБЫЙЧБЕФ:
- лБФС, ЮФП УЛБЪБФШ ОБДП?
- мЕМС, Б Х ФЕВС ЕЭЕ ЕУФШ?

б ЧПФ лБФЙО РЕТМ ОЕДБЧОЙК. рТЙИПЦХ ДПНПК ПФЛХДБ-ФП.
- нБНБ, Х ОБУ ФХФ УЛПТП ВХДЕФ ЛХЮБ ОБТПДБ.
- б ЮФП ФБЛПЕ, РБРБ ЗПУФЕК РПЪЧБМ?
- дБ ОЕФ, С ЦЕОАУШ Й Х НЕОС ДЕФЙ ТПДСФУС, дЙНБ ЦЕОЙФУС, Х ОЕЗП ФПЦЕ ДЕФЙ ТПДСФУС, НОПЗП ПЮЕОШ ВХДЕФ ДЕФЕК.
с ТПВЛП ФБЛ ЙОФТЕУХАУШ:
- нПЦЕФ, ЧЩ ЧУЕ-ФБЛЙ ПФДЕМШОП ЦЙФШ ВХДЕФЕ, ЛПЗДБ РПЦЕОЙФЕУШ?
- оХ, ЦЙФШ-ФП НПЦЕФ Й ПФДЕМШОП, ОП ОБ РТБЪДОЙЛЙ ЧУЈ ТБЧОП ЪДЕУШ УПВЙТБФШУС ЧУЕ ВХДЕН.

чУЕ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ, РПЦЕМБОЙС, ЪБНЕЮБОЙС, РТЕДМПЦЕОЙС РП ФЕНБН, ЙОФЕТЕУОЩЕ ЪБНЕФЛЙ, УФБФШЙ ЙМЙ ЧБЫЙ ЙУФПТЙЙ - ПФРТБЧМСКФЕ НОЕ ОБ e-mail . рПДЕМЙФЕУШ УЧПЙН ПРЩФПН У ДТХЗЙНЙ Й ПОЙ РПДЕМСФУС У чБНЙ УЧПЙН. чУЕ ЬФП ОБКДЕФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч УМЕДХАЭЙИ ЧЩРХУЛБИ ТБУУЩМЛЙ.

у ХЧБЦЕОЙЕН, йТЙОБ бМЕЛУБОДТПЧБ,
БЧФПТ РТПЕЛФБ - ДЕФУЛЙК УБКФ




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top