Как научить ребенка пересказывать и составлять связный рассказ. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Как научить ребенка пересказывать и составлять связный рассказ. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

чУЕ П ТБЪЧЙФЙЙ ДЕФЕК-ДПЫЛПМСФ

лБЛ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ УЧСЪОП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ ДТХЪШС!

дПЮЛБ, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЙЪ УБДЙЛБ, ТБУУЛБЪЩЧБМБ… пВХТЕЧБЕНБС ЬНПГЙСНЙ, ФПТПРЙМБУШ, ОБЮЙОБМБ ПДОП, РЕТЕРТЩЗЙЧБМБ ОБ ДТХЗПЕ, РЕТЕЛМАЮБМБУШ ОБ ФТЕФШЕ. нЕУФПЙНЕОЙС ЫМЙ РМПФОЩНЙ ЧБЗПОЮЙЛБНЙ, ОБЕЪЦБС Й ДБЧС ДТХЗ ДТХЗБ: «пОБ НЕОС… Б РПФПН С, Б ФХФ ПОЙ, Б НЩ ОЕ ИПФЕМЙ, Б ПОЙ!..» с ОЙЮЕЗП ОЕ РПОСМБ. уФБМБ, ТБУУРТБЫЙЧБФШ, НБМЩЫЛБ ЪБОЕТЧОЙЮБМБ, ЪБФПТПРЙМБУШ Й ПЛПОЮБФЕМШОП ЪБРХФБМБУШ, ТБУРМБЛБМБУШ, РПОЙНБС, ЮФП ФБЛ ОЙЮЕЗП Й ОЕ ТБУУЛБЪБМБ. с ПЗПТЮЙМБУШ ОЕ НЕОШЫЕ. дПЮЛЕ РСФШ МЕФ, ЮЕТЕЪ ЗПД - Ч ЫЛПМХ, Б ПОБ ОЕ ХНЕЕФ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ХУМЩЫБООЩК ФЕЛУФ, ОЙ РЕТЕДБФШ УЧПЙ ЮХЧУФЧБ.

чУС ЫЛПМШОБС РТПЗТБННБ ПУОПЧБОБ ОБ РЕТЕУЛБЪЕ, РТПЮЕМ - РЕТЕУЛБЪБМ, РПЬФПНХ РПЛБ ЕУФШ ЧТЕНС, ОХЦОП РПУФБТБФШУС ТБЪЧЙФШ ЬФПФ ОБЧЩЛ.

пВТБФЙНУС Л УЕВЕ

дЕФЙ ЗПЧПТСФ ОБ ФПН СЪЩЛЕ, ОБ ЛПФПТПН ЙЪЯСУОСАФУС ПЛТХЦБАЭЙЕ. рБТХ ДОЕК С РПУМХЫБМБ, ЛБЛ НЩ ПВЭБЕНУС ДТХЗ У ДТХЗПН Й У ЗТХУФША ПФНЕФЙМБ, ЮФП Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ЙУРПМШЪХЕФУС НЙОЙНБМШОЩК УМПЧБТОЩК ЪБРБУ, ФБЛПК, ЮФПВЩ ФЕВС РПОСМЙ ПЛТХЦБАЭЙЕ. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, ЮБЫЛХ. фЩ РПКДЕЫШ ЗХМСФШ?» оБТЕЮЙС Й РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ ЧУФБЧМСАФУС Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, УТБЧОЙФЕМШОЩЕ ПВПТПФЩ - ЛТБКОЕ ТЕДЛП. тЕЮШ ОБЫБ РТЕДНЕФОБ, ХОЙЖЙГЙТПЧБОБ. рПЬФПНХ, ЕУМЙ С ИПЮХ ТБЪЧЙФШ УЧСЪБООХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ТБУЛТБУЙФШ ЕЕ ПВТБЪОЩНЙ УМПЧПУПЮЕФБОЙСНЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, С УБНБ ДПМЦОБ ЗПЧПТЙФШ, ЙУРПМШЪХС ЧУЕ НОПЗППВТБЪЙЕ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ. с УФБМБ УМЕДЙФШ ЪБ УЧПЕК ТЕЮША. пУОПЧОПК РТЙОГЙР - ТЕЮШ ПВПЗБФЙФШ УТБЧОЙФЕМШОЩНЙ ПВПТПФБНЙ Й РТЙМБЗБФЕМШОЩНЙ, ЙУРПМШЪПЧБФШ УМПЦОП-РПДЮЙОЕООЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС Й ТБЪЧЕТОХФЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС, ЗПЧПТЙФШ СТЛП Й ПВТБЪОП.

ЬФП ВЩМП УМПЦОП. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, УЙОАА ЮБЫЛХ У ВЕМПК ЛБЕНЛПК, УФПСЭХА ОБ ЧФПТПК РПМПЮЛЕ Ч ЛХИПООПН ЫЛБЖЮЙЛЕ». «уЕЗПДОС РТЕЛТБУОБС РПЗПДБ! уПМОГЕ УЧЕФЙФ СТЛП, ОБ ОЕВЕ ОЙ ФХЮЛЙ. лПЗДБ НЩ РПКДЕН ЗХМСФШ Ч УЛЧЕТ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЧПЪШНЕН У УПВПК? нПЦЕФ, ЛПЗП-ОЙВХДШ РТЙЗМБУЙН ОБ РТПЗХМЛХ?» оБ ФБЛПК ЧПРТПУ ТЕВЕОПЛ, УПЗМБУЙФЕУШ, ХЦЕ ОЕ УНПЦЕФ ПДОПУМПЦОП ПФЧЕФЙФШ «ДБ - ОЕФ».

ЬФП ФТЕВХЕФ ЧОЙНБОЙС Й ЧТЕНЕОЙ. чЩ ВХДЕФЕ ХУФБЧБФШ ЗПЧПТЙФШ ТБЪЧЕТОХФЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ, ХФПНЙФЕУШ РПДВЙТБФШ РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ Й ПВТБЪОЩЕ УТБЧОЕОЙС, ОП РПУФЕРЕООП ЬФП ТБЪПЧШЕФУС Ч РТЙЧЩЮЛХ. рПУФБТБКФЕУШ Й ДТХЗЙИ ЮМЕОПЧ УЕНШЙ РЕТЕЛМАЮЙФШ ОБ ФБЛПК ТБУЛТБЫЕОП - ТБЪЧЕТОХФЩК УРПУПВ ПВЭЕОЙС.

у ЮЕЗП ОБЮБФШ ТБЪЧЙФЙЕ ТЕЮЙ?

тБЪЧЙЧБС УЧСЪОХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ЧБЦОП ОБХЮЙФШ НБМЩЫБ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ЛПТПФЛЙЕ УЛБЪЛЙ Й ТБУУЛБЪЩ. пО РЕТЕУЛБЪЩЧБЕФ ЪОБЛПНЩЕ УЛБЪЛЙ У ОЕУМПЦОЩН УАЦЕФПН ("тЕРЛБ", "лПМПВПЛ", "лХТПЮЛБ тСВБ"). рТЙ ЬФПН ЧЩТБВБФЩЧБЕФУС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ УЛБЪЛХ, ПФЧЕЮБФШ ОБ ЧПРТПУЩ ЧЪТПУМЩИ, ЧЛМАЮБФШ Ч ТБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ПФДЕМШОЩЕ УМПЧБ Й РТЕДМПЦЕОЙС, ЛБЛ ВЩ РПНПЗБС ЕНХ. фБЛ НБМЩЫ РПДЧПДЙФУС Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ТБУУЛБЪХ МЙФЕТБФХТОПЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙС.

ТЕВЕОПЛ ЮЕФЧЕТФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ РПЮФЙ ДПУМПЧОП ЪБРПНЙОБЕФ ФЕЛУФЩ ОБТПДОЩИ УЛБЪПЛ, ХУЧБЙЧБЕФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ДЕКУФЧЙК.

ЕУМЙ Х ТЕВЕОЛБ ОЕФ ПРЩФБ РЕТЕУЛБЪБ, НПЦОП ЧЕТОХФШУС Л УЛБЪЛБН, ЙУФПТЙСН, ЛПФПТЩЕ ИПТПЫП ЪОБЕФ НБМЩЫ. нБНБ ОБЮЙОБЕФ ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ОБЮБЧ РТЕДМПЦЕОЙЕ, ЪБНПМЛБЕФ, РТЕДМБЗБС ТЕВЕОЛХ, ЪБЛПОЮЙФШ ЖТБЪХ. "цЙМЙ-ВЩМЙ ДЕД Й..." - "вБВБ" - "вЩМБ Х ОЙИ..." - "лХТПЮЛБ тСВБ". ъБФЕН НПЦОП РЕТЕИПДЙФШ Л РЕТЕУЛБЪХ РП ЧПРТПУБН: "лПЗП ЧУФТЕФЙМ ЛПМПВПЛ?" - "ъБКЮЙЛБ" - "лБЛХА РЕУЕОЛХ ПО ЕНХ УРЕМ?.."

рПУМЕ ЪБЛТЕРМЕОЙС ЬФПЗП ОБЧЩЛБ, НБМЩЫ ХЦЕ УБН ОБЮЙОБЕФ РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, Б РПДИЧБФЩЧБЕФ НБНБ. рПУФЕРЕООП ТЕВЕОПЛ УНПЦЕФ РЕТЕУЛБЪБФШ УЛБЪЛХ РПМОПУФША.

ДМС ЪБРПНЙОБОЙС УАЦЕФБ ДЕФСН НМБДЫЕЗП ЧПЪТБУФБ РПНПЗБЕФ ФЕБФТБМЙЪБГЙС У РПНПЭША ЙЗТХЫЕЛ ЙМЙ РБМШЮЙЛПЧЩИ ЛХЛПМ. чЩ РТПЙЗТБМЙ РЕТЕД НБМЩЫПН УЛБЪЛХ, РПРТПУЙФЕ ЕЗП РПВЩФШ БЛФЕТПН Й РЕТЕД ЧБНЙ ТБЪЩЗТБФШ ФХ ЦЕ УЛБЪЛХ, У ПЪЧХЮЙЧБОЙЕН ЧУЕИ РЕТУПОБЦЕК.

УФБТБКФЕУШ ЖТБЪХ: «рЕТЕУЛБЦЙ ХУМЩЫБООПЕ, РТПЮЙФБООПЕ» ЪБНЕОЙФШ ЙЗТПК. рТЕДМПЦЙФЕ НБМЩЫХ РПЙЗТБФШ Ч ТБДЙП. пО ВХДЕФ ДЙЛФПТПН, ЛПФПТЩК ТБЪЩЗТЩЧБЕФ ТБДЙП-УРЕЛФБЛМШ. чЕЮЕТПН ЧЩ ЕЗП ХМПЦЙМЙ Ч ЛТПЧБФШ Й ТБУУЛБЪБМЙ УЛБЪЛХ, Б ПО Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ХЛМБДЩЧБЕФ УРБФШ УЧПЙ ЙЗТХЫЛЙ Й, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ЧЩ РПФЮХЕФ ЙИ УЛБЪПЮОПК ЙУФПТЙЕК.

рЕТЕУЛБЪ РП ЛБТФЙОЛЕ

дЕФУЛЙЕ ЛОЙЗЙ ИПТПЫП ПЖПТНМЕОЩ, Й МАВБС ЙММАУФТБГЙС СЧМСЕФУС РПЧПДПН РПЗПЧПТЙФШ. «фЩ ФБЛ УЕВЕ РТЕДУФБЧМСМ ЗМБЧОПЗП ЗЕТПС? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ИХДПЦОЙЛ РТБЧЙМШОП ОБТЙУПЧБМ ЬФП ЧТЕНС ЗПДБ? б ЛБЛПК НПНЕОФ УЛБЪЛЙ РТПЙММАУФТЙТПЧБО? б ЛБЛЙЕ УПВЩФЙС РТПЙЪПЫМЙ ДБМШЫЕ?» рП ПДОПК ЙММАУФТБГЙЙ НПЦОП РТЙДХНБФШ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ЧПРТПУПЧ. нПЦОП РТЕДМПЦЙФШ НБМЩЫХ РТПЙММАУФТЙТПЧБФШ РТПЮЙФБООЩК ФЕЛУФ УБНПНХ Й РПФПН ПВУХДЙФШ ЕЗП «ЛБТФЙОЛХ Л ФЕЛУФХ».

уАЦЕФОЩЕ ТБУУЛБЪЩ - ПРЙУЩЧБЕН ЙЗТХЫЛЙ

пЮЕОШ МАВСФ НБМЩЫЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЙЗТХЫЛЙ. йНЕООП ЬФП УЛПТЕЕ ДТХЗПЗП РПВХЦДБЕФ ЙИ Л ЧЩУЛБЪЩЧБОЙА.

УОБЮБМБ ЧЪТПУМЩК РТЕДМБЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ЙЗТХЫЛХ. рЕТЧЩЕ ЧПРТПУЩ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ИБТБЛФЕТОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЧОЕЫОЕЗП ЧЙДБ РТЕДНЕФБ (ЖПТНБ, ГЧЕФ, ЧЕМЙЮЙОБ). вПМЕЕ УФБТЫЙН ДЕФСН (РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ) НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ УТБЧОЙФШ ДЧЕ ЙЗТХЫЛЙ. чЪТПУМЩК ХЮЙФ ДЕФЕК, ОБРТЙНЕТ, ПРЙУЩЧБФШ Й УТБЧОЙЧБФШ ЛХЛПМ, ОБЪЩЧБС ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОЩЕ ЙИ РТЙЪОБЛЙ, Й УМЕДЙФ, ЮФПВЩ ДЕФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБМЙУШ ЪБЛПОЮЕООЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ.

рТЕЦДЕ, ЮЕН УТБЧОЙЧБФШ, НБМЩЫХ РТЙДЕФУС ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ПВЕЙИ ЛХЛПМ: ЛБЛ ПОЙ ПДЕФЩ, ЛБЛЙЕ Х ОЙИ ЧПМПУЩ, ЗМБЪБ, Б ЪБФЕН ХЦЕ ПФНЕФЙФШ, ЮЕН ПОЙ РПИПЦЙ Й ЮЕН ТБЪМЙЮБАФУС.

ПЧМБДЕМ НБМЩЫ ПРЙУБОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ЙЗТХЫЕЛ - РЕТЕИПДЙФЕ Л УПУФБЧМЕОЙА ОЕВПМШЫЙИ УАЦЕФОЩИ ТБУУЛБЪПЧ. рТЕДМПЦЙФЕ ЕНХ ОЕУЛПМШЛП ЙЗТХЫЕЛ, РПЪЧПМСАЭЙИ ОБНЕФЙФШ РТПУФХА УАЦЕФОХА МЙОЙА: ДЕЧПЮЛБ, ЛПТЪЙОЛБ, ЗТЙВПЛ; ДЕЧПЮЛБ, ЕМПЮЛБ, ЕЦЙЛ Й Ф.Р. рХУФШ ТЕВЕОПЛ РПДХНБЕФ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ У ДЕЧПЮЛПК Ч МЕУХ, ЛПЗП ПОБ ЧУФТЕФЙМБ, ЮФП РТЙОЕУМБ ДПНПК Ч ЛПТЪЙОЛЕ. чЪТПУМЩК НПЦЕФ ДМС ПВТБЪГБ РТЙДХНБФШ УЧПК ТБУУЛБЪ, Б ЪБФЕН РТЕДМПЦЙФШ ТЕВЕОЛХ РТЙДХНБФШ ТБУУЛБЪ УБНПНХ. й ОЕ ВЕДБ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ УОБЮБМБ РТПУФП РПЧФПТЙФ ЪБ ЧБНЙ ЧБЫ ТБУУЛБЪ - ПО ХРТБЦОСЕФУС Ч ТБУУЛБЪЩЧБОЙЙ. рПУФЕРЕООП ХЧПДЙФЕ ДЕФЕК ПФ РПДТБЦБОЙС, РТЕДМБЗБКФЕ РТЙДХНБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩК ТБУУЛБЪ.

тБУУЛБЪ П УПВЩФЙЙ

дЕФЙ РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ ХЦЕ НПЗХФ ТБУУЛБЪБФШ П ОЕЛПФПТЩИ УПВЩФЙСИ ЙЪ МЙЮОПЗП ПРЩФБ. чЪТПУМЩК РПВХЦДБЕФ ТЕВЕОЛБ ЧУРПНОЙФШ, ЛБЛ ИПДЙМЙ Ч ЗПУФЙ, Ч РБТЛ, ОБ ОПЧПЗПДОАА ЕМЛХ, ЮФП ПО ЧЙДЕМ ЙОФЕТЕУОПЗП ОБ РТПЗХМЛЕ Ч МЕУХ.

РЕТЕД ТЕВЕОЛПН ЮЕФЛП УФБЧЙФУС ЪБДБЮБ: "тБУУЛБЦЙ, ЮФП ФЩ ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ" . ъДЕУШ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ПВТБЪЕГ: "уОБЮБМБ РПУМХЫБК, ЮФП С ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ, Б РПФПН ФЩ ВХДЕЫШ ТБУУЛБЪЩЧБФШ". тБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ДПМЦЕО ВЩФШ ВМЙЪПЛ ДЕФУЛПНХ ПРЩФХ, ЮЕФЛП РПУФТПЕО, ЙНЕФШ СУОЩК ЛПОЕГ; СЪЩЛ ТБУУЛБЪБ ДПМЦЕО ВЩФШ ЦЙЧЩН Й ЬНПГЙПОБМШОЩН.

РПУФЕРЕООП ДЕФЙ ПФХЮБАФУС ПФ ЛПРЙТПЧБОЙС ПВТБЪГБ Й РПДИПДСФ Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ФЧПТЮЕУЛПНХ ТБУУЛБЪЩЧБОЙА, ПВХЮЕОЙЕ ЛПФПТПНХ ОБЮЙОБЕФУС ХЦЕ РПУМЕ 5 МЕФ.

юФЕОЙЕ

юФЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ПЗТПНОХА ТПМШ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ УМПЧБТОПЗП ЪБРБУБ ТЕВЕОЛБ. рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ, ЛБЛХА МЙФЕТБФХТХ ЧЩ ЮЙФБЕФЕ НБМЩЫХ, Й ЮФП ЮЙФБЕФ ПО УБН. рПУФБТБКФЕУШ РЕТЕКФЙ У ЛОЙЗ, ЗДЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБЕФУС УАЦЕФ, НОПЗП ДЕКУФЧЙС Й ЧУФТПЕООЩИ ДЙБМПЗПЧ, ОБ ПРЙУБФЕМШОХА МЙФЕТБФХТХ. ьФП ТБУУЛБЪЩ Й РПЧЕУФЙ П РТЙТПДЕ, П ЦЙЧПФОЩИ, П РХФЕЫЕУФЧЙСИ. пВТБФЙФЕУШ Л ЛОЙЗБН ОБЫЙИ ОЕНЕТЛОХЭЙИ ЛМБУУЙЛПЧ, Й ХЦЕ ЮЕТЕЪ ОЕВПМШЫПК РТПНЕЦХФПЛ ЧТЕНЕОЙ ЧЩ РПЮХЧУФЧХКФЕ ЛТБУПФХ Й ВПЗБФУФЧП ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ЕЗП НЕМПДЙЛХ.

еУМЙ Ч ФЕЛУФЕ ЧУФТЕЮБАФУС ОЕЪОБЛПНЩЕ УМПЧБ Й РПОСФЙС, ПВЯСУОСКФЕ ЙИ НБМЩЫХ, РТЙЧЕДЙФЕ РТЙНЕТЩ, Ч ЛБЛЙИ УМХЮБСИ ПОЙ ХРПФТЕВМСАФУС. рХУФШ ТЕВЕОПЛ УБН УПЮЙОЙФ РТЕДМПЦЕОЙС У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ОПЧЩИ УМПЧ Й РПОСФЙК.

пВУХЦДБЕН РТПЮЙФБООПЕ

еУМЙ ТБОШЫЕ ЧЩ ЮЙФБМЙ НБМЩЫХ НЙОХФ ФТЙДГБФШ, Б РПФПН ЪБЛТЩЧБМЙ ЛОЙЗХ, ФП ФЕРЕТШ ЙЪНЕОЙФЕ РТПГЕУУ ЮФЕОЙС. рСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЮЙФБЕФЕ, РСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЗПЧПТЙФЕ П РТПЮЙФБООПН. хТПЧЕОШ ПВУХЦДЕОЙС ЪБЧЙУЙФ ПФ ЙОФЕММЕЛФХБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС ТЕВЕОЛБ. еУМЙ НБМ, ФП Й ЧПРТПУЩ УБНЩЕ РТПУФЩЕ: «п ЮЕН ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС Ч УЛБЪЛЕ? юФП УДЕМБМ ЪБКЛБ? лХДБ РПВЕЦБМ НЕДЧЕЦПОПЛ?» тЕВЕОЛХ РПУФБТЫЕ Й ЧПРТПУЩ ВПМЕЕ ЧЪТПУМЩЕ: «рТБЧЙМШОП МЙ РПУФХРЙМ НБМШЮЙЛ? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ ДБМШЫЕ? б ЮФПВЩ ФЩ РТЕДРТЙОСМ ОБ НЕУФЕ ЗЕТПС?»

НБНБ ОЕ ФПМШЛП ОБРТБЧМСЕФ ВЕУЕДХ, ЪБДБЧБС ЧПРТПУЩ, Б УФТПЙФ ДЙБМПЗ. чЩУЛБЪЩЧБЕФ УЧПЕ НОЕОЙЕ, ЙОПЗДБ ПОП УПЪОБФЕМШОП ВЩЧБЕФ «ОЕРТБЧЙМШОЩН» ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ НПЗ ЪБНЕФЙФШ ПЫЙВЛХ, ОЕЧЕТОХА НЩУМШ Й НБНХ РПРТБЧЙФШ. чЪТПУМЩК ЧЩОХЦДБЕФ НБМЩЫБ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ НОЕОЙЕ Й ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП «ОЕ ОБРЙУБОП» Ч ЛОЙЦЛЕ.

РП ИПДХ ЮФЕОЙС НБНБ ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ЕК РПОТБЧЙМПУШ ЙМЙ ЕЕ РПТБЪЙМП. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ЛТБУЙЧЩК УТБЧОЙФЕМШОЩК ПВПТПФ, СТЛПЕ ЛТБУПЮОПЕ ПРЙУБОЙЕ ПВЯЕЛФБ ЙМЙ УНЕМЩК РПУФХРПЛ ЗЕТПС. «с ВЩ, ОБЧЕТОПЕ, ЙУРХЗБМБУШ, Б ФЩ ВЩ УНПЗ РЕТЕКФЙ ЮЕТЕЪ ВХЫХАЭХА ТЕЛХ?» юФЕОЙЕ - ЬФП ДЙБМПЗ НЕЦДХ ЛОЙЗПК Й ТЕВЕОЛПН. лОЙЗБ - ЬФП ОЕРБУУЙЧОЩК ПВЯЕЛФ, РТПЮЕМ Й РПУФБЧЙМ ОБ РПМЛХ - ЬФП РПЧПД РПЗПЧПТЙФШ, ПВУХДЙФШ, РПТБЪНЩЫМСФШ.

ЮЙФБС ИПТПЫХА МЙФЕТБФХТХ, ЧЩ ВХДЕФЕ РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ УБНЙ, Й ЧБЫЕ ОБУМБЦДЕОЙЕ ЮФЕОЙЕН РЕТЕДБУФУС ТЕВЕОЛХ.

рЕТЕУЛБЪ УПДЕТЦБОЙС УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ

юБУФП ЧУФТЕЮБЕНПЕ ЪБДБОЙЕ ОБ ХТПЛБИ - РЕТЕУЛБЪ РТПЮЙФБООПЗП УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ. тЕВЕОПЛ ЪБЮБУФХА РХЗБЕФУС, Й ЧУЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБРТБЧМСЕФ ОБ ЧУРПНЙОБОЙЕ ФЕЛУФБ, УЮЙФБС, ЮЕН ФПЮОЕЕ Л ПТЙЗЙОБМХ ПО ТБУУЛБЦЕФ, ФЕН «РТБЧЙМШОЕЕ» ПО ЧЩРПМОЙФ ЪБДБОЙЕ. й ЪБВЩЧ БЧФПТУЛЙК ФЕЛУФ, ПО «УФПРПТЙФУС» Й ЪБНПМЛБЕФ. тЕЫЙФШ ЬФХ РТПВМЕНХ НПЦОП, ОБХЮЙЧ ТЕВЕОЛБ ЧОЙНБФЕМШОП ЮЙФБФШ ЙМЙ УМХЫБФШ ФЕЛУФ, Б ЪБФЕН «ЧПКФЙ» Ч РТПЮЙФБООПЕ, ХЧЙДЕФШ УПДЕТЦБОЙЕ УЧПЙНЙ ЗМБЪБНЙ, УФБФШ ОБ ЧТЕНС ДЕКУФЧХАЭЙН МЙГПН Й РЕТЕУЛБЪБФШ ФП, ЮФП ЕЗП ПЛТХЦБЕФ, ФП, ЮФП ПО ЧЙДЙФ.

ОЕТЕДЛП ТЕВЕОПЛ ОЕ РПОЙНБЕФ УНЩУМ Й УПДЕТЦБОЙЕ ФЕЛУФБ, РПЬФПНХ ОЕ НПЦЕФ ЗТБНПФОП ЕЗП РЕТЕУЛБЪБФШ. уОБЮБМБ ЙЪХЮБЕНЩК НБФЕТЙБМ ОХЦОП РПДТПВОП ТБЪПВТБФШ, ХСУОЙЧ УНЩУМ ЛБЦДПЗП УМПЧБ Й РПОСФЙС, ОБКФЙ Л ОПЧЩН ФЕТНЙОБН УЙОПОЙНЩ, ХЦЕ ЪОБЛПНЩЕ ТЕВЕОЛХ. еУМЙ РПФПН ПО Й ЪБВХДЕФ ОПЧПЕ ДМС ОЕЗП УМПЧП, ФП УНПЦЕФ ЪБНЕОЙФШ ЕЗП ДТХЗЙН, УИПЦЙН РП УНЩУМХ. рЕТЕД ЛБЦДЩН РЕТЕУЛБЪПН ТБЪВЙТБКФЕ, «ТБЪЦЕЧЩЧБКФЕ» ФЕЛУФ, ЬФП ЪБМПЗ ЗТБНПФОПЗП РЕТЕУЛБЪБ.

тЕГЕРФ ОЕДЕМЙ

тЕГЕРФ МЕЮЕОЙС ПФ НПМПЮОЙГЩ :

оХЦОП ЧЪСФШ 1 ФБВМЕФЛХ ОЙУФБФЙОБ, ТБУФПМПЮШ, ДПВБЧЙФШ ЮХФШ-ЮХФШ ЛЙРСЮЕОПК ЧПДЩ. оБНПЮЙФШ ВЙОФ Й РТПФЕТЕФШ ЭЕЮЛЙ, ЧЕТИОАА Й ОЙЦОАА ЗХВХ, Й ОПЧЩН ВЙОФЙЛПН РТПФЕТЕФШ ОЕВП Й СЪЩЮЕЛ.

зПЧПТСФ ДЕФЙ

лБФС (3 ЗПДБ)

йДЈН У ДПЮЛПК РП ХМЙГЕ. оБ ЧУФТЕЮХ ЕДЕФ ТЕВЈОПЛ Ч ЛПМСУЛЕ. оБ ЗПМПЧЕ Х ОЕЗП ЪЕМЈОБС ЫБРПЮЛБ У ХЫЛБНЙ. пОБ ЛБЛ ЪБЛТЙЮЙФ: "нБНБ, УНПФТЙ, ыТЕЛ!"

дБА ЕК Ч ЛПРЙМЛХ НЕМПЮШ. вБВХЫЛБ УРТБЫЙЧБЕФ:
- лБФС, ЮФП УЛБЪБФШ ОБДП?
- мЕМС, Б Х ФЕВС ЕЭЕ ЕУФШ?

б ЧПФ лБФЙО РЕТМ ОЕДБЧОЙК. рТЙИПЦХ ДПНПК ПФЛХДБ-ФП.
- нБНБ, Х ОБУ ФХФ УЛПТП ВХДЕФ ЛХЮБ ОБТПДБ.
- б ЮФП ФБЛПЕ, РБРБ ЗПУФЕК РПЪЧБМ?
- дБ ОЕФ, С ЦЕОАУШ Й Х НЕОС ДЕФЙ ТПДСФУС, дЙНБ ЦЕОЙФУС, Х ОЕЗП ФПЦЕ ДЕФЙ ТПДСФУС, НОПЗП ПЮЕОШ ВХДЕФ ДЕФЕК.
с ТПВЛП ФБЛ ЙОФТЕУХАУШ:
- нПЦЕФ, ЧЩ ЧУЕ-ФБЛЙ ПФДЕМШОП ЦЙФШ ВХДЕФЕ, ЛПЗДБ РПЦЕОЙФЕУШ?
- оХ, ЦЙФШ-ФП НПЦЕФ Й ПФДЕМШОП, ОП ОБ РТБЪДОЙЛЙ ЧУЈ ТБЧОП ЪДЕУШ УПВЙТБФШУС ЧУЕ ВХДЕН.

чУЕ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ, РПЦЕМБОЙС, ЪБНЕЮБОЙС, РТЕДМПЦЕОЙС РП ФЕНБН, ЙОФЕТЕУОЩЕ ЪБНЕФЛЙ, УФБФШЙ ЙМЙ ЧБЫЙ ЙУФПТЙЙ - ПФРТБЧМСКФЕ НОЕ ОБ e-mail . рПДЕМЙФЕУШ УЧПЙН ПРЩФПН У ДТХЗЙНЙ Й ПОЙ РПДЕМСФУС У чБНЙ УЧПЙН. чУЕ ЬФП ОБКДЕФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч УМЕДХАЭЙИ ЧЩРХУЛБИ ТБУУЩМЛЙ.

у ХЧБЦЕОЙЕН, йТЙОБ бМЕЛУБОДТПЧБ,
БЧФПТ РТПЕЛФБ - ДЕФУЛЙК УБКФ

Книга представляет собой практическое пособие по развитию речи младших школьников. На цветной вклейке подобраны тематические картинки, по которым разработаны занятия с детьми.
В пособие есть необходимые методические рекомендации для педагогов и родителей, а также кратко изложены основные теоретические вопросы, связанные с работой по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы. Практическая часть содержит подготовительные упражнения к рассказу-сочинению, планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В книге предложены сочинения-описания (отдельного предмета, явлений природы, описания, составленные по сюжетной картинке) и сочинения-повествования (по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок).
Книга поможет педагогам и родителям в работе по развитию речи учащихся начальной школы.

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей - постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения - это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

ТЕКСТ

Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема текста - то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста - то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название - заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание - текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование - текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

Как ты думаешь, зачем ёжику столько яблок?

2. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Запасливый ёжик»

«Как ёж унёс урожай яблок»

3. Составь план сочинения-повествования.

6. Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Зверёк залез на дерево.

Ёжик побежал домой.

Все я накололись на иголки.

Ёжик собрал урожай яблок.

Он спрыгнул с ветки иголками вниз.

7. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Большой урожай яблок.

2. Основная часть.

Необычный способ сбора урожая.

3. Заключение.

Вкусное лакомство.

Созреть, плоды, собрать, большой урожай яблок, замечательная идея залезть на ветку, спрыгнуть с дерева, наколоться, лакомиться.

IV. Образец сочинения.

Как ёж унёс урожай яблок.

Наступила осень. На яблонях созрели сочные плоды. Ёжик целый день трудился и собрал большой урожай аппетитных яблок. Зверёк задумался, как одному унести столько яблок. И тут ему в голову пришла замечательная идея!

Ёжик залез на ветку, которая была как раз над собранными яблоками. Он спрыгнул с дерева и упал иголками на я . Все плоды накололись на иголки ежа. Ни одного яблока не осталось. Довольный ёжик побежал домой.

Теперь до зимы запасливый зверёк будет лакомиться вкусными плодами.

ЗОНТ-ГНЕЗДО

I. Подготовительная работа.

2. Ответь на вопросы.

Кто изображён на картинке?

Какая была погода?

Что случилось с зонтом?

Как ворона приспособила зонт?

«Как зонт превратился в гнездо»

«Зонт-гнездо»

«Необычное гнездо для воронят»

5. Замени слова девочка, соорудить, превратиться близкими по смыслу словами.

6. Подбери как можно больше имён прилагательных к словампогода, ветер, гнездо, птенцы.

7. Составь из слов каждой строчки предложения.

Налетел, выхватил, из, зонт, рук, девочки, ветер, вдруг, и

Лапами, за, уцепилась, него, птица

Смастерила, из, уютное, ворона, зонтика, гнёздышко

8. Скажи по-другому.

Стояла дождливая погода.

Зонтик стал новым домиком для ворон.

II. План.

1. Вступление.

Прогулка под дождём.

2. Основная часть.

Разбойник-ветер унёс зонт.

Счастливая находка вороны.

Появление птенцов.

3. Заключение.

Новый домик для счастливого семейства.

III. Опорные слова и словосочетания.

Дождливая погода, ветер, уцепиться лапами, уютное гнёздышко, горластые воронята, новый домик.

IV. Образец сочинения.

Как зонт превратился в гнездо.

Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.

Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.

Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.

Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.

Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.

ДРУЗЬЯ помогли

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Какое время года изображено на картинке?

Во что играли ребята?

Куда побежал самый младший из ребят?

Что с ним случилось?

Каким является поступок малыша?

Как ребята спасли маленького друга?

3. Подходит ли пословица «Друзья познаются в беде» к этому рассказу?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Малыш в беде»

«Друзья помогли» «Зимние забавы»

6. Замени слова ребята, играть, бежать, ледяной близкими по смыслу словами.

7. Скажи по-другому. Тонкий лёд дал трещину.

Ребята помогли малышу вылезти из воды.

8. Составь из слов каждой строчки предложения.

По, скользить, малыш, гладкому, стал, льду

Крепость, строила, снежную, детвора

Длинную, протянул, мальчик, другу, палку

Воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и Прочитай предложения в таком порядке, чтобы

получился рассказ.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Дети играют.

2. Основная часть.

Малыш побежал на пруд.

Мальчик провалился под лёд.

Ребята спасли своего маленького друга.

3. Заключение.

Друзья познаются в беде.

III. Опорные слова и словосочетания.

Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.

IV. Образец сочинения.

Друзья помогли.

Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.

Илюша, самый маленький, побежал один на пруд. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к пруду. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.

Недаром говорят: «Друзья познаются в беде».

ПОЛЁТ НА МАРС

I. Подготовительная работа.

1. Что ты представляешь, когда слышишь слово космос?

2. Придумай рифмованные строчки с данными словами.

Полёт - звездолёт

Марсианин - инопланетянин

3. Ответь на вопросы.

Как ты думаешь, на картинках изображены реальные события или выдуманные? Почему?

Как мальчик собирался в полёт? Пофантазируй. Что юный космонавт мог увидеть в иллюминаторе ракеты?

О чём говорят землянин и марсианин?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Необычное путешествие» «Разговор с марсианином»

«Полёт на Марс»

5. Составь план сочинения-повествования.

6. Замени слова ракета, марсианин, рассказать близкими по смыслу словами.

7. Составь предложения, используя данные слова.

Космонавт, путешествие

Приземлиться, планета

Встреча, марсианин

Друзья, Марс

8. Скажи по-другому.

Юный космонавт умело управлял ракетой.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Подготовка к полёту.

2. Основная часть.

Удачный полёт.

Встреча с марсианином.

3. Заключение.

Незабываемое путешествие.

III. Опорные слова и словосочетания.

Путешествие на Марс, юный космонавт, инопланетянин, рассказать жителям планеты, новые друзья.

IV. Образец сочинения.

Полёт на Марс.

Петя - ученик космической школы. Он так старательно изучал все предметы, что был награждён путешествием на Марс. Мальчик тщательно готовился к полёту. Наконец долгожданный день настал!

Ракета стартовала, и через несколько секунд Петя уже был далеко от Земли. Во время полёта юный космонавт смотрел в иллюминатор и любовался яркими

звёздами, спутниками, большими и малыми планетами. Он умело управлял современной машиной, поэтому смог быстро и аккуратно приземлиться на Марс.

На планете Петю встретил марсианин. Инопланетянин оказался очень забавным: с рожками на голове, большим носом и толстым животиком. Мальчик узнал, что марсиане трудолюбивые, добрые и общительные. Петя рассказал жителям планеты о Земле, о людях и пригласил марсиан в гости.

Юному космонавту понравилось путешествие на Марс. Теперь у него появились друзья и на другой планете.

ПОЧЕМУ У ЛУНЫ НЕТ ПЛАТЬЯ

I. Подготовительная работа.

1. Отгадай загадку.

То полна, а то стройна, По ночам не спит она.

2. Что ты представляешь, когда слышишь слово Луна?

3. Ответь на вопросы.

С какой просьбой обратилась Луна к портному?

Как менялся вид Луны?

Как менялось настроение портного? Почему?

Почему у Луны нет платья?

4. Объясни, как ты понимаешь выражение многоликая Луна?

5. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Многоликая Луна»

«Почему у Луны нет платья»

«Как портной шил Луне платье»

6. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

7. Как менялся внешний вид Луны? Прочитай слова в нужной последовательности.

Месяц, полная Луна, Серп, Полумесяц

8. Как менялось настроение портного? Прочитай слова и словосочетания в нужной последовательности.

Расстроился, разгневался не на шутку, с радостью встретил, чуть не заплакал от досады

9. Продолжи предложения.

Луну называют многоликой, потому что...

Портной отказался шить Луне платье, потому что...

10. Из слов каждой строчки составь предложения.

Вдвое, за, Полумесяц, дней, сделался, несколько, больше

Месяц, время, полной, стал, некоторое, Луной,

11. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

О чём Полумесяц попросил портного?

2. Основная часть.

Что произошло с заказчиком через несколько дней?

Как развивались события?

Как отреагировал портной, увидев тоненький

3. Заключение.

Почему у Луны нет платья?

III. Опорные слова и словосочетания.

Попросить сшить платье, снять мерку, пригласить

на примерку, сделаться вдвое больше, расстроиться, чуть не заплакать от досады, отказаться шить платье, многоликая.

IV. Образец сочинения.

Почему у Луны нет платья.

Однажды Полумесяц заглянул к портному и попросил сшить нарядное платье. Портной снял с Полумесяца мерки и пригласил на примерку.

За несколько дней Полумесяц сделался вдвое больше. И в плечах, и в груди платье оказалось тесным. Портной очень расстроился. Пришлось снимать новые мерки.

Через некоторое время Месяц стал полной Луной. Портной был изумлён и чуть не заплакал от досады. Он снова снял мерки с заказчика.

И вот перед портным уже не Луна, а тоненький Серп. Портной разгневался не на шутку и отказался шить Луне платье.

У Луны до сих пор нет платья, потому что она многолика: всё время меняет свой внешний вид.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Что необычного ты видишь на картинках?

Чем отличается от рассказа?

Что на картинках сказочное, а что - реальное?

Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?

3. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Путешествие Вани в сказку»

«Волшебное превращение Бабы Яги»

«Сказочное приключение»

«На добрый привет добрый ответ»

4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.

Жили-были...

6. Продолжи предложения.

Подул ветер...

Ваня собрал свои вещи...

Мышка рассказала Ване, что...

7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.

8. Определи границы предложений.

Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление (зачин).

Ваня и мама.

2. Основная часть.

Ветер уносит маму.

Мальчик ищет маму.

Герой встречает мышку.

В избушке у Бабы Яги.

3. Заключение (концовка).

III. Опорные слова и словосочетания.

Жить дружно, заниматься хозяйством, сильный ветер, распахнуть окно, за тридевять земель, долго ли, коротко ли, волшебный клубок, расплакаться, пожаловаться, скучно, одиноко, обогреть, накормить, превратиться, жить-поживать, добра наживать.

IV. Образец сочинения.

На добрый привет добрый ответ.

Жили-были мальчик Ваня и его мама. Жили они дружно. Мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

Однажды подул сильный ветер, распахнул окно, подхватил маму и унёс.

Ваня, долго не раздумывая, собрал свои вещи и отправился искать маму за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли шёл мальчик. Повстречал он мышку. Она рассказала, что мама Вани находится у Бабы Яги, и дала мальчику волшебный клубок, который поможет найти избушку старой ведьмы.

Отыскав Бабу Ягу, Ваня потребовал вернуть маму. А Баба Яга вдруг расплакалась и пожаловалась, что ей скучно и одиноко в глухом лесу.

Пожалели мама и сын бедную старушку. Они взяли Бабу Ягу к себе, обогрели и накормили. От доброты и ласки превратилась Баба Яга в милую и заботливую бабушку. Стали они втроём жить-поживать да добра наживать.

СЛОВАРИК синонимов

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Дети, ребята, детвора. Друг, приятель, товарищ. Помидор, томат. Праздник, торжество. Разв , забава, потеха. Холод, мороз, стужа. Шалун, проказник, озорник, баловник. Школьник, ученик.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Благородный, великодушный, рыцарский. Верный, преданный, постоянный, надёжный. Вкусный, аппетитный.

Красивый, прекрасный, прелестный, восхитительный. Нарядный, праздничный. Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный. Хороший, неплохой, отличный, отменный, славный.

Чудесный, дивный, волшебный, сказочный, фантастический.

Яркий, ослепительный, красочный, насыщенный.

ГЛАГОЛ

Бежать, мчаться, нестись. Видеть, наблюдать, замечать. Говорить, сообщать, произносить, высказывать. Делать, совершать, изготовлять, мастерить, сооружать, создавать.

Играть, веселиться, резвиться. Идти, шагать, ступать, шествовать. Находить, отыскивать, обнаруживать. Появляться, показываться. Праздновать, отмечать. Располагаться, быть, находиться. Сверкать, блестеть, сиять, гореть.

Издательство: Литера, 2010 г.

Ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений? А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии.

С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).

«Закончи сказку»

Надо дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит … ».

Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.).

Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были…»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Коллективное сочинение


Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок?
Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно продолжить детям сочинение сказочного «сериала».

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее - в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа.

Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…).

Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка».

Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.»

Таким образом малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.


Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку».

Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений!

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ На уроке 13 http://uchu-sam.ru/uroki/po_odnomu_uroku/urok-13/ ребёнку предлагается придумать рассказ по картинке. Чтобы малышу это было проще сделать, Левушка задает ему наводящие вопросы: Куда малыш спешит? Как его зовут? Кем он станет когда вырастет? В зависимости от уровня развития речи ребенка Вы можете придумать другие вопросы. Например, какое время года на картинке, где идет малыш, во что одет малыш, что у него в руках, что еще изображено, как ты относишься к этому малышу, нравится ли он тебе и т. д. Составление небольшого рассказа по картинке – это очень познавательно для малыша, это развивает речь ребенка, обогащает его словарный запас и дает толчок к понятию смысла изображения. Бывает, что родителям сложно правильно научить ребенка составлению рассказа или описания по картинке. Вот несколько советов. 1. Сначала предлагаем ребенку внимательно посмотреть на картинку или на набор картинок. Просим его описать увиденное – не помогаем ему, но исправляем названия предметов, персонажей на правильные, учим правильному склонению слов. Формулировка должна быть простая. Ребенок сначала будет составлять предложения по 2-3 слова – этого вполне достаточно. 2. Задавайте ребенку наводящие простые вопросы: «Кто изображен?», «Что он делает?» и т.п. Если ребенку даже со временем непонятна картинка, натолкните его на верное описание. 3. Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту». 4. Не позволяйте ребенку отвлекаться от картинки, фантазировать на эту тему. 5. Когда ребенок составляет рассказ, не торопите его ни в коем случае. 6. Когда картинки описаны отдельно, можно проговорить полностью весь рассказ самому, а ребенок должен следить за ним. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания. Будьте готовы, что ребенок может не согласиться с какой-то вашей формулировкой. Со временем полный рассказ будет повествовать сам малыш. Не забудьте его похвалить за содержательную историю. 7. Не заставляйте ребенка, если сейчас он не готов составлять рассказ по картинке. Важно заинтересовать этим занятием, не принуждать. Успехов Вам и Вашим детям!




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top