Как общество относится к проблемам инвалидов. Как жить с инвалидностью: отношение к инвалидам в России

Как общество относится к проблемам инвалидов. Как жить с инвалидностью: отношение к инвалидам в России

Кто помнит старую добрую сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? Девочка Женя потратила шесть волшебных лепестков на выполнение собственных капризов, когда встретила мальчика Витю. Витя был инвалидом и не мог играть с другими детьми, поэтому был грустный и одинокий. Женя загадала цветику-семицветику, чтобы Витя стал здоровым.

Инвалид и общество

В сказке Катаева, на первый взгляд доброй и позитивной, непроизвольно отражено отношение общества к данной категории населения: инвалид не может быть полностью счастлив в своем состоянии. Как это цинично не звучит, но во времена Советского Союза именно таким и было отношение к . Их не дискредитировали, не ограничивали в правах, но их стеснялись.

А маскировкой латентной дискриминации было возвеличивание «настоящего советского человека», существование которого скрыть было невозможно - Маресьев, Николай Островский. Официальная же позиция государства заключалась в отрицании существования как явления.

Абсурд, причем не единственный в истории Советского Союза. Но именно эта политика привела к тому, что инвалиды стали несуществующей категорией – они есть, но их как бы нет. Поэтому отношение к ним на территории постсоветского пространства, прежде всего со стороны общества, сильно отличается от отношения мирового сообщества к людям с ограниченными возможностями.

Положение инвалидов в РФ

Государство наконец-то признало существование проблемы, разработана целая программа по правовой и социально-экономической реабилитации инвалидов. Но складывающееся десятилетиями отношение общества перебороть будет сложнее.

Брезгливо-жалостно-сочувственное – примерно такими словами можно описать отношение к инвалидам среднестатистического .

Ограниченные возможности

Человек с ограниченными возможностями – так позиционируется сегодня инвалид. Хотя по логике, предел возможности, определить достаточно трудно. Вряд ли можно назвать ограниченными возможности параолимпийцев, когда слаломист с отсутствующей конечностью проходит трассу, которую не по силам пройти здоровому человеку.

Как вести себя с инвалидами

Ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.

Естественно, что первым впечатлением от внешнего вида инвалида может быть что угодно, вплоть до ступора. Но, во-первых, умный человек сможет взять себя в руки и не демонстрировать свои ощущения, а во-вторых, инвалиды, как правило, уже жизнью подготовлены к такому восприятию.

Так что следующим этапом может быть уже просто общение, в ходе которого выяснится, могут люди стать друзьями или встреча обернется простым знакомством. Ведь и среди людей с «неограниченными возможностями» не все отношения перерастают в дружбу.

Отношение к инвалидам в нашем обществе - неоднозначно. С одной стороны, очень много говорится о доступной среде для людей с инвалидностью, о лояльности к ним, о внимании и заботе. С другой стороны - общество всеми своими ценностями показывает, что инвалиды практически не имеют шансов стать успешными и уважаемыми. Именно поэтому, люди боятся не столько болезней и врачей, сколько тяжелого развития заболеваний с последующей инвалидизацией.

Учитывая отсутствие нормальной социальной поддержки инвалидов, стать им страшно. Столкнувшись с таким явлением в своей жизни, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Иногда изменения могут быть положительными, но чаще они носят отрицательный характер.

Что дает инвалидность в социальном и экономическом плане:

  • возможность обеспечить свои потребности даже при условии, что человек нетрудоспособен
  • возможность получения медикаментозной и иной специальной помощи и поддержки

В психологическом плане инвалидность дает негативные переживания. Ощущение зависимости от окружающих, гнетущее чувство одиночества, собственной “инакости”, отличия от других. Но через некоторое время, когда человек адаптируется к этому состоянию, может появиться вторичная выгода, которая остается неочевидной для самого человека и может быть непонятной близким людям. Вторичными называют выгоды, которые остаются за гранью сознания и носят скорее защитный характер. Например, заболев, человек с одной стороны потерял самостоятельность, но, с другой стороны, получил подтверждение любви близких и чувство безопасности. И именно это чувство полученной безопасности будет мешать ему совершать усилия по восстановлению, реабилитации, повышению самостоятельности. Вторичные выгоды всегда удерживают человека в болезни и встают на пути выздоровления.

Исходя из всего вышеперечисленного, жизнь с инвалидностью представляется настоящим кошмаром, бесперспективной и тусклой. Откуда же тогда берутся люди без ног, тренирующиеся в спортзалах и ездящие за рулем? Откуда появляются паралимпийские чемпионы?

Научиться жить с инвалидностью

Чтобы научиться жить полной жизнью с инвалидностью необходимо перестроить свою жизнь, перестроить себя эмоционально, физически, социально. Если Вы столкнулись с такой ситуацией, попробуйте предпринять следующие шаги:

  • Самая главная задача - принять свое положение. Это означает не преуменьшать степень своей болезни, но и не преувеличивать ее. Смирение даст возможность сосредоточить все внимание на том, как улучшить свою жизнь в создавшихся условиях.
  • Старайтесь меньше времени проводить в размышлениях о прошлом, о том, каким Вы были до получения инвалидности. Это не значит, что Вы должны вычеркнуть все воспоминания. Иногда можно и вспомнить и погрустить. Попробуйте отвести для этого определенное время. Например, “с 5 до 6 я каждый день сажусь, беру альбом со старыми фотографими и усиленно грущу”. Как правило, грустить “по заказу” не получается. Чувство грусти начинает уходить.
  • Заведите список позтивных событий и действий. Ежедневно Вы должны находить 10 плюсов, пусть и маленьких. И отмечать те свои действия, которые привели к положительному результату. Для начала их может быть 5. Наращивайте количество с каждым днем. Очень важно писать все это и вешать на видном месте. Это невозможно сделать в голове, мысленно, так как на первом этапе все видится в мрачном свете. Необходимы наглядность и усилия.
  • Откажитесь от изоляции. Отказаться от общения и погрузиться в одиночество и жалость к себе - легче, чем предпринимать усилия по преодолению апатии и депрессии. Поставьте себе задачу хотя бы раз в неделю общаться с близкими друзьями или родственниками.
  • Делайте акцент на своих достоинствах и сильных сторонах. Общаясь с кем-то, не концентрируйтесь на том, что отняла у Вас инвалидность. Начните с того, что у Вас хорошо получается.
  • Попробуйте поработать индивидуально с психологом. Вы сможете увидеть больше возможностей для эмоционального и физического восстановления.
  • Посещайте группы само- и взаимопомощи для людей, столкнувшихся с инвалидностью. Такие группы есть во многих городах.
  • Научите себя просить о помощи , где это необходимо, заведите собаку-поводыря, если это требуется.
  • Изучите существующие возможности государственной поддержки , программы по реабилитации и занятости инвалидов.
  • Старайтесь сохранить прежние увлечения и рассмотрите новые .
  • Выполняйте рекомендации врачей и заботьтесь о своем здоровье в целом . Ведите трезвый образ жизни.
  • Найдите работу, подходящую Вам по Вашим интересам, способностям и возможностям.

Помните, что инвалидность - это не приговор. Ваша новая жизнь будет такой, как Вы захотите.

Телеканал: ОТВ от 22.01.2007
Телепрограмма: ТАСС Прогноз [ 18:15 ]

Александр Серебренников : Инвалидность – это беда, о которой особенно не задумываешься, пока она не коснется тебя лично. Никто из нас не застрахован от нелепых или трагических случайностей. Согласно статистике, примерно 10 % населения страны – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Как общество относится к проблемам инвалидов? Насколько защищены их права?

Неизвестный корреспондент : В Свердловской области проживают около 330 тыс. инвалидов, в том числе почти 20 000 детей-инвалидов. Областная программа социальной поддержки инвалидов на 2007 год предусматривает выделение из областного бюджета 23 млн. руб.

: 1,5-2 десятка лет тому назад инвалиды были на обочине жизни, они трудно включались. Общество сформировало такой стереотип неприятия инвалидов, и в последние 10-15 лет общество стало другим в отношении к инвалидам, и инвалиды стали другими в отношении к другим людям.

Александр Серебренников : Прошло несколько лет с тех, пор как вступил в силу федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", но до сих пор в стране нет комплексного подхода в решении вопроса о социальной реабилитации инвалидов. Третья часть инвалидов вообще не выходят из дома, так что пока рано говорить о создании равной для всех возможности.

Николай Воронин, председатель Свердловской областной Думы : Равных условий для жизни инвалиду, я бы сказал точнее гражданину, имеющему ограничения здоровья, и просто здоровому человеку, конечно, нет. Я хочу сказать, что эти программы начали формироваться и осуществляться может быть в последние 10 лет. К сожалению, до этого общество не уделяло как-то этому внимание. Сегодня мы еще в очень большом долгу перед инвалидами. Все эти программы, которые действуют на территории Свердловской области, или по муниципалитету или по области, мы сохраняем на следующий год. Будет действовать социальное такси в городе Екатеринбурге, в других городах которое осуществлялось. Но впервые на следующий год утвердили государственную целевую программу, на 2007 год, социальной поддержки инвалидов.

Александр Серебренников : В рамках программы "Инвалид" в Екатеринбурге создан городской координационный совет, куда входят представители организации инвалидов. Сейчас с ними согласовываются все проекты на строительство зданий, хотя и пандусов, и поручней, и мест для инвалидных колясок все равно не хватает.

Геннадий Белянкин, председатель Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор СССР : Постановление Главы города, как правило, сейчас пишется, предусмотреть возможности для попадания инвалидов и матерей с детьми на колясках в какое-то общественное здание. Мы делаем сейчас пандусы, и можно попасть, допустим, на первый этаж, но проблема остается, как попасть на следующие этажи, если нет лифта, и много зависит от власти. Если жестко записывать в документы, которые выдаются Главархитектурой для решения той или иной проблемы того или иного общественного здания, где в обязательном порядке должно быть это сделано, и когда вопрос будет сделан, и он приходит на согласование, то без этого решения уже не принимать проект к реализации, вот тогда будет все правильно.

Александр Серебренников : Социологические исследования в Свердловской области показали, что о своих правах и льготах знает лишь каждый пятый инвалид. Средства массовой информации инвалиды назвали своим основным источником информации. Вынужденная изоляция инвалидов привела к тому, что боязнь широко общаться со здоровыми людьми стала их чертой.

Георгий Пахомов, старший инженер испытательной пожарной лаборатории Главного управления МЧС России по Свердловской области : Они может быть видят только жалость и поэтому им неудобно где-то появляться, они не хотят, чтобы их жалели. Они, мне кажется, еще не получили той степени понимания и сочувствия, которое от людей должно исходить. Да, это их беда, но не вина.

Александр Серебренников : Трудовая реабилитация инвалидов – вопрос очень острый. В России на протяжении многих лет существовали специальные предприятия, где работали, например, только слепые или глухие. Не лучше ли, когда инвалид находится в обществе, тогда и общество меняется, и сам инвалид оказывается вовлеченным в общественную жизнь.

Алексей Никифоров, заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области : Невозможно из области начинаний хорошими постановлениями, хорошими вкладами и финансами решить все проблемы. Если не будет общественной организации, которая будет воспринимать то, что делается правительством, губернатором, то, что не будет восприниматься людьми, которые здоровы и живут в этом обществе, которые живут каждый день с инвалидом, и если не будет вот этого взаимопонимания и взаимопомощи.

: Программа реабилитации она в первую очередь рассматривает медицинскую позицию. Если он нуждается в медицинской реабилитации предоставим, а вот трудовая реабилитация? Труд, право на труд у всех есть, и даже если человек с ослабленным интеллектом, и если он трудиться не может, право у него тоже есть.

Александр Серебренников : Тема детей-инвалидов заслуживает вообще отдельного разговора. Здесь много нерешенных проблем. Тяжелых детей-инвалидов государство предлагает сдать в интернат, но многие семьи воспитывают больных детишек сами, получая очень маленькую пенсию. Некоторые дети вообще не учатся.

Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : У нас нет ни государственных учреждений, ни коммерческой автономной организации. Когда дети к нам пришли, которые не могли учиться ни во вспомогательной школе, ни в садике, на тот момент многие коррекционные сады были закрыты, и они вокруг нас оказались, и они пытались понять вообще, каким образом можно им помочь, с чего начать. Главное, что нужно понимать, почему люди вот такие есть инвалиды, почему? Для чего они в мир пришли? Чтобы мы стали добрее.

Александр Серебренников : Многие инвалиды жалуются, что им ежегодно приходится проходить процедуру освидетельствования, чтобы подтвердить свою инвалидность. Здоровый-то человек устанет от хождения по кабинетам, разбросанным по всему городу. А что делать тем, кто нездоров.

Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : Было время, когда человеку давали инвалидность пожизненно. Вот он болен, он родился, допустим, у него какие-то физические недостатки или психические, или он с болезнью неизлечимой родился. Сейчас у нас отменили пожизненное, ввели ежегодное освидетельствование. Представляете, какая нагрузка, во-первых, медико-социальную экспертизу, во-вторых, на родителей и на самих инвалидов, он не может выйти, кто его на руках поведет, кто?

Николай Кинев, председатель Свердловской областной организации Всероссийского общества слепых : Что реформа эта дала? Бывшие комиссии ВТЭК, их вывели федеральные службы. Что социальное страхование? Тоже федеральная служба. И вы понимаете сегодня, что получается. Что инвалиду надо быть на здоровых ногах со здоровым сердцем. Ведь у нас в области, я вам так примерно скажу, есть все фонды по районам города Екатеринбурга расположены на Мамина-Сибиряка. Социальная защита, управление расположено в других местах, фонд Соцстрах для одного района на Бажова, для других – на Долорес Ибаррури, 30. Вы считаете просто инвалидам съездить собрать справки. Ладно, в 2005 году областное правительство пошло на уступки, дали бесплатные проездные, а если бы не дали бесплатный проездной билет, это был вообще бы коллапс.

Александр Серебренников : Органы социальной защиты области делают много для инвалидов, но проблем пока еще хватает, это и жилье, и спецоборудование, и информационное обеспечение. С каждым годом все активнее работает общество инвалидов. Люди объединяются для совместного решения насущных вопросов, они учатся защищать свои права, и всем нам надо учиться понимать друг друга.

Большинство здорового российского общества относятся к инвалидам должным образом и не считают их обузой. Многие из них согласны с тем, что инвалиды способны внести огромный вклад в развитие общества.8Однако почти половина инвалидов по зрению, а также сообщество глухих и слабослышащих считают, что отношение общества к ним однозначно изменилось из-за принятия новых социальных законов и перехода к рынку. В современном российском обществе больше нет каналов занятости, предприятий для глухих и слепых.

Практически все опрошенные инвалиды-женщины регулярно стакиваются с грубым отношением в больницах, поликлиниках, в транспорте. Люди раздражаются из медлительности инвалидов, их ограничениях в физических возможностях. Очень часто нарушаются права по отношению к людям с нарушением интеллекта.

По статистике, более грубое отношение претерпевают инвалиды, которые живут в мегаполисах. Маленьких городах отношение к таким людям более сердечное.

Из-за своих физических ограничений инвалиды не очень редко посещают общественные учреждения, культурные места, пользуются транспортом. Отношение общества здоровых людей к инвалидам будто бы исключает их из полноценного общества. Эти люди нередко становятся жертвами манипуляций и дискриминации. Для таких людей нет специально оборудованного транспорта, чтобы выезжать на инвалидной коляске, нет специального подъезда к магазинам, банкам и многим аптекам. А если даже такие и встречаются, то сделаны так, что невозможно переехать бордюры. Что касается инвалидов по зрению, в нашей стране в них практически ничего не сделано. Эти люди вынуждены жить в специальных домах для инвалидов, из-за неприятия их обществом. Уровень занятости для инвалидов практически сведен к нулю. Есть выражение, что инвалидом человека делает не коляска, а окружение. А ведь инвалидов в каждой стране миллионы. И это далеко не одни бабушки и дедушки, очень часто это молодые здоровые люди, которым просто когда-то не повезло. Неужели так сложно помочь этим людям: устроить на работу, помочь перейти через дорогу, поднять на автобус или просто по-доброму улыбнуться. Это ведь просто человеческое отношение, которое не требует особых затрат от общества. Из-за равнодушия общества инвалиды продолжают жить в своем инвалидном мире болезней, с кучей комплексов, депрессий и личных переживаний. Как не печально, но когда инвалиды выходят «в свет», как случилось недавно с группой детей-инвалидов в океанариуме, они сталкиваются с явным отвращением. В начале 2012г. московская школа, где учатся дети-аутисты, обратилась в океанариум с вопросом об организации экскурсии для школьников. Руководство учреждения ответило согласием, после чего в школе было сделано объявление о грядущей поездке, а также собраны группы, сопровождать которые должны были преподаватели и родители. Вскоре один из педагогов в очередной раз позвонила в океанариум, чтобы уточнить даты экскурсий, и обмолвилась, что школьники страдают аутизмом. Сотрудница учреждения, беседовавшая с преподавателем, решила проконсультироваться с директором, после чего школе было отказано в экскурсии.Аргументация начальства звучала следующим образом: «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалось. Педагогам предложили устроить визит в океанариум в санитарный день, чтобы никто не видел школьников.


Идею социальной интеграции инвалидов на словах поддерживает большинство, однако углубленные исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровье предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных» (предпочитаются ситуации «инвалид – Ваш сосед по дому», «инвалид - коллега»). Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывают негативное отношение, ровно, как и ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической лестнице. В целом, таким образом, можно констатировать неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами, а также к ситуациям, реализующим конституционные права их наравне со всеми. При этом наиболее негативные установки высказывает молодежь. Такой характер установок имеет сложную природу и не является просто выражением чисто негативных установок по отношению к инвалидам. Так, например, здоровые оценивают качество жизни инвалидов значительно ниже (1,62 балла по 5-балльной шкале), чем сами инвалиды (2,74 балла), признавая серьезность имеющихся у них проблем. Здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, подозрительными, злыми, замкнутыми, то есть признается (и даже, быть может, переоценивается) их «несчастливость». Сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное: с одной стороны, они воспринимаются как отличившиеся в худшую сторону, а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которое сосуществует с симпатией и сочувствием. Такая амбивалентность дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых, ломку негативных стереотипов. Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявились напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т.д.. Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большей степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений. Необходимо и у нас глубоко изучить эту проблему и создать подобные программы. Эта работа, безусловно, облегчит процесс социальной интеграции. Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т.п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3% инвалидов выбрали первую альтернативу. При этом обращает на себя внимание активность респондентов, часто сопровождая свои ответы комментариями, что свидетельствует о его актуальности. Среди «противников» идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «Здоровые люди все равно инвалидов не поймут», «На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «Люди должны быть равны», «Инвалиды такие же люди, как и здоровые», «Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «Надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «В общении со здоровыми инвалиды будут иметь наиболее полное моральное удовлетворение». Как видно из этих комментариев, защищая идеи интеграции, инвалиды опираются не на социально-экономические критерии, не ставят во главу угла улучшение материальных условий, а отдают предпочтение социально-психологическим проблемам, вопросам взаимоотношений со здоровыми людьми.

Большинство здорового российского общества относятся к инвалидам должным образом и не считают их обузой. Многие из них согласны с тем, что инвалиды способны внести огромный вклад в развитие общества.

Однако почти половина инвалидов по зрению, а также сообщество глухих и слабослышащих считают, что отношение общества к ним однозначно изменилось из-за принятия новых социальных законов и перехода к рынку. В современном российском обществе больше нет каналов занятости, предприятий для глухих и слепых.

Практически все опрошенные инвалиды-женщины регулярно стакиваются с грубым отношением в больницах, поликлиниках, в транспорте. Люди раздражаются из медлительности инвалидов, их ограничениях в физических возможностях. Очень часто нарушаются права по отношению к людям с нарушением интеллекта.

По статистике, более грубое отношение претерпевают инвалиды, которые живут в мегаполисах. Маленьких городах отношение к таким людям более сердечное.

Из-за своих физических ограничений инвалиды не очень редко посещают общественные учреждения, культурные места, пользуются транспортом. Отношение общества здоровых людей к инвалидам будто бы исключает их из полноценного общества. Эти люди нередко становятся жертвами манипуляций и дискриминации. Для таких людей нет специально оборудованного транспорта, чтобы выезжать на инвалидной коляске, нет специального подъезда к магазинам, банкам и многим аптекам. А если даже такие и встречаются, то сделаны так, что невозможно переехать бордюры. Что касается инвалидов по зрению, в нашей стране в них практически ничего не сделано. Эти люди вынуждены жить в специальных домах для инвалидов, из-за неприятия их обществом. Уровень занятости для инвалидов практически сведен к нулю.
Есть выражение, что инвалидом человека делает не коляска, а окружение. А ведь инвалидов в каждой стране миллионы. И это далеко не одни бабушки и дедушки, очень часто это молодые здоровые люди, которым просто когда-то не повезло. Неужели так сложно помочь этим людям: устроить на работу, помочь перейти через дорогу, поднять на автобус или просто по-доброму улыбнуться. Это ведь просто человеческое отношение, которое не требует особых затрат от общества.

Из-за равнодушия общества инвалиды продолжают жить в своем инвалидном мире болезней, с кучей комплексов, депрессий и личных переживаний. Как не печально, но когда инвалиды выходят «в свет», как случилось недавно с группой детей-инвалидов в океанариуме, они сталкиваются с явным отвращением. В начале 2012г. московская школа, где учатся дети-аутисты, обратилась в океанариум с вопросом об организации экскурсии для школьников. Руководство учреждения ответило согласием, после чего в школе было сделано объявление о грядущей поездке, а также собраны группы, сопровождать которые должны были преподаватели и родители.

Вскоре один из педагогов в очередной раз позвонила в океанариум, чтобы уточнить даты экскурсий, и обмолвилась, что школьники страдают аутизмом. Сотрудница учреждения, беседовавшая с преподавателем, решила проконсультироваться с директором, после чего школе было отказано в экскурсии.

Аргументация начальства звучала следующим образом: «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалось. Педагогам предложили устроить визит в океанариум в санитарный день, чтобы никто не видел школьников.

Или когда инвалид решает устроить себе «человеческий» праздник, бронирует столик в кафе\ресторане. Разве думает он, что в заведении, оборудованном пандусом для коляски, ему откажут в обслуживании?

В коридоре ресторана ему и друзьям пришлось провести больше часа. Радостное настроение после долгого спора с охраной оказалось безнадёжно испорченным. В зал, где он собирался праздновать свой 27-й день рождения, Александра Мокина не пропускали даже при том, что он заранее забронировал столик, предупредив об инвалидной коляске. Однако арт-директор клуба такому посетителю решила дать от ворот - поворот.

»Она вышла, подошла. Сказала что: «Вы будете смущать наших посетителей. Как вы себе представляете, в таком виде отдыхать в нашем заведении», - рассказал Александр.

Травму, приковавшую его к инвалидной коляске, молодой человек получил два года назад, ныряя, он ударился о дно водоема. Но сидеть дома в четырех стенах не стал, и особенным себя не считает. Александр уверен - он, как все - и никто не может лишить его этого права

Отказ ресторана кажется еще более парадоксальным, если учесть, что внутри заведения пандус для инвалидов-колясочников все же есть.

Будем надеяться и предпринимать всё возможное, чтобы ситуация в отношении к инвалидам изменилась в лучшую сторону и мы с вами всегда готовы были прийти на помощь тем, кто в ней остро нуждается.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top