Когда начинается новый церковный год. Начало индикта – церковное новолетие

Когда начинается новый церковный год. Начало индикта – церковное новолетие

Начало индикта. Церковное новолетие September 14th, 2016

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.


История Индикта

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527-565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году.

Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2016 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7525 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1-2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16-22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).

Согласно Типикну о Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.


Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Recent Posts from This Journal

  • На почве той же не духовной ревности, тщеславного расгорячения, самомнения часто возрастает страсть к учительствованию. Стало обычным в наше время…

  • В тяжелых жизненных обстоятельствах хотелось чаще бывать в Свято-Успенском Жировичском монастыре. Каждая поездка в эту обитель была какой-то…


  • Преподаватели вузов отметили, что с каждым годом студенты становятся всё глупее

    Глядя на сегодняшнюю молодежь, так и хочется процитировать «Горе от ума»: «И точно, начал свет глупеть». После слов «глядя на сегодняшнюю молодежь»…


  • Т «ХОЗЯЕВ ДЕНЕГ» К «ХОЗЯЕВАМ МИРА»... Вышла новая книга из серии «Финансовые хроники проф. Катасонов

    Вышла в свет очередная книга председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова профессора В.Ю. Катасонова «Трансформация мировой…

14 сентября по новому или 1 сентября по старому стилю – первый день нового церковного года – новолетие. Последним праздником в церковном году является , а первым – .

Церковное новолетие – начало индикта (порядкового номера года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего временного промежутка, называемого индиктионом, от одной индикции к другой). Индиктионные циклы не нумеруют, но применяют для соотношения с другой системой датирования.

История индикта

Изначально «индикция» подразумевала обязательные поставки запасов еды правительству. Дата и место происхождения индикционного цикла неизвестны, но уже при императоре Диоклетиане (284–305) в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества для установки размера взимаемого налога. Необходимость для населения знать наступление налогового года и привела к расчету годов по индиктам. Сначала начинался индикт с 23 сентября – даты рождения Октавиана Августа (первого римского императора), но в 462 году для удобства начало года было перенесено на 1 сентября. С 537 года стала обязательной датировка годов по индиктам, получив широкое распространение в церковном и гражданском делопроизводстве.

В Византии церковный год начинался с 1 сентября не всегда - и на латинском Востоке, и на Западе одно время существовало мартовское летосчисление (тогда за начало года брали 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения). Празднование новолетия 1 сентября – поздневизантийское явление.

В русском православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», которое отмечается в церквях благодарственным молебном. Этот Новый год по «сентябрьскому стилю» был государственным в России до 1700 года.

На Руси индиктом называли само пятнадцатилетие и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка. Через 532 года круги Луны и Солнца снова начинаются вместе и повторяется природная ситуация дня подвига Спасителя, когда полнолуние бывает в пятницу. Интервал времени в 532 года называют индиктионом.

Новолетие как церковно-государственный праздник на Руси начали отмечать с 1492 года. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Он сказал о том, что пришел «проповедовать лето Господне благоприятное…исцелять сокрушенных сердцем».

В XVII веке на Руси день новолетия был посвящен делам милосердия. Нищим давали милостыню, одежду и обувь, кормили вкусными и сытными праздничными блюдами. Наделяли подарками и гостинцами простой народ, посещали в темницах заключенных.

С изданием Петром I указа о переносе начала нового года на 1 января прекратилось совершения чина летопроводства. В последний раз он был совершен 1 сентября 1699 г. 1 января 1700 г. чин летопроводства не совершался, а церковное торжество ограничилось молебном после литургии.

С того времени празднование 1 сентября церковного новолетия не происходит с былой торжественностью, хотя и сейчас этот день считается малым Господским праздником.

Православное новолетие: история возникновения

По библейскому исчислению новолетие начинается с 1 марта. Царь Петр I ввел дату наступления нового года 1 января, а церковное новолетие исчисляется с 1/14 сентября. Пришло это к нам из Византии вместе с принятием крещения Руси в 988 году.

В этот день Церковь вспоминает, как Иисус прочел в синагоге города Назарет пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного . В этом чтении Спасителя византийцы видели указание на отмечание дня нового года. По преданию, это событие связано с днем 1 сентября. Считается, что с этого времени Господь даровал христианам этот святой праздник.

Согласно церковно-богослужебной книге Типикон, чин летопроводства имеет такой порядок: после утрени епископ с процессией под пение «большого» Трисвятого выходит на городскую площадь. После того, как процессия достигнет площади, диакон возвещает ектению, и поются три антифона. Затем епископ произносит возглас, трижды благословляет народ и садится на седалище. Потом следуют прокимен и Апостол; по Апостоле епископ, трижды благословив народ, начинает читать Евангелия. Далее произносятся литийные прошения, по окончании которых и главопреклонной молитвы певцы поют тропарь 2 гласа и процессия возвращается в храм для проведения Божественной литургии.

Православное новолетие: традиции и обряды

В этот день празднуется не только церковное новолетие, но и почитается память Симеона Столпника и 40 мучениц, которые пострадали вместе со своими учителями при императоре Ликинии в г. Андрианополе.

Святого Симеона в народе называли . С этого дня заканчивалось лето, и наступала осень. В одних местах завершали сев озимых, в других только начинали. Крестьяне обрабатывали лен и коноплю. В южных областях земледельцы отправлялись на бахчи и снимали с гряд арбузы и дыни. В отдельных местностях активно капали картофель.

С этого периода начинались осенне-зимние посиделки – работы в избах при огне. Существовал обычай добывания нового огня. Обряд символизировал наступление нового витка жизни и переход в новое состояние людей и природы. Накануне Семенова дня в избах гасили огонь. Утром зажигали новый, «живой огонь», добытый путем трения.

Часто в этот день устраивали новоселье. С Семёна до отсчитывались свадебные недели, открывалась пора сватовства. К девушкам, достигшим возраста невест, внимательно приглядывались. Женщины (родственницы холостых парней) заглядывали в избы, где проводились посиделки, наблюдали за тем, как работают будущие невесты, опрятно ли они одеты, как они общаются между собой.

В Древней Руси Семенов день имел юридическое значение. Он предназначался для взноса податей государству и для явки в суд к судебному свидетельству и по делам тяжбы. С этого дня обычно начинались и заканчивались все условия и договоры, заключаемые жителями сел между собой и с торговыми людьми.

В новолетие торжественно «подстригали» подрастающих мальчиков и «сажали их на коня». Этот обряд знаменовал окончание поры младенчества.

Видео: церковное Новолетие

Церковное новолетие - это особое событие, необычный праздник в православном календаре. Альтернативное название - «начало индикта», то есть начало нового церковного года.

Абсолютно все праздники в церковном календаре зациклены, то есть идут по кругу. Многие ошибочно считают, что новый год для церкви наступает в день Рождества Христова, но это не так, несмотря на то, что по хронологии событий это вроде бы правильно. Раньше новый церковный год начинался 1 сентября — теперь это происходит 14 числа того же месяца. Таким образом, первый большой праздник в новом индикте — Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября.

История праздника

Индикт — это период, в конце которого в Римской империи собирали подать с населения, то есть налоги. Потом 1 сентября в империи превратилось в Новый год. Еще позднее восточная христианская церковь приняла новолетие за начало церковного календаря. Из-за этого 1 сентября стало настоящим церковным праздником, в который проводились литургии уже с 6 века. Люди молились о благословении на новый период, о здравии, о счастье.

Как только на Русь пришло христианство, заместившее язычество, праздник новолетия был сразу перенят у восточной церкви, поэтому он существует всю православную историю. Обычный календарь тоже стал начинаться с 1 сентября. Это был аналог Нового года, отличающийся от современного тем, что люди ходили в церковь и молились дома, а не гуляли и предавались веселью.

Так было около 700 лет, пока Петр I не решил сделать празднование Нового года 1 января — в день Рождества Христова. По сей день мы празднуем Новый год именно 1 января, однако церковь празднует новолетие 14 сентября, как и раньше. Одно другому не мешает, поэтому никто не остался в обиде после переноса начала календаря.

Начало индикта в 2018 году: традиции праздника

Теперь этот день немного запаздывает из-за перехода к новому стилю. 14 числа в церкви можно встретить много родителей с детьми, которых батюшка благословляет на успешную учебу, наставляет на путь истинный.

14 сентября завершаются все основные работы по огороду, сбор урожая. В этот день принято читать молитвы Сергию Радонежскому о помощи в работе, учебе и делах . Осень располагает к тому, чтобы заканчивать важные дела и начинать что-то новое.

Исповедь и причастие — одна из главных традиций на новолетие. Начало индикта связано с очищением, с очередным этапом жизни. Входить в новый период нужно очищенными и свободными от греха. Церковнослужители настоятельно рекомендуют причащаться всей семьей в этот праздник.

В церкви на богослужении вспоминается, как Иисус Христос вошел в синагогу в Назарете и сказал: «Я пришел исцелить вас, сердцем сокрушенных». Вечером накануне праздника служится великая вечерня. Церковнослужители рекомендуют присутствовать в храме всем, кто может выделить пару часов свободного времени. Если по какой-то причине у вас не получится это сделать, то прочитайте дома молитву:

«Господь наш, благослови Твоих рабов грешных (называете имена) на весь будущий год, дай нам силу, укрепи веру нашу и исцели раны наши, дабы могли мы безропотно следовать наставлениям Твоим. Будь к нам милостив и прости нам все прегрешения вольные и невольные. Аминь».

Прочитайте молитву вечером 13 сентября перед сном, желательно в уединении, спокойствии и тишине. Можно прочитать ее и 14 сентября, если вы вдруг забудете сделать это накануне.

Это светлый и важный праздник, в который принято дарить подарки и помогать друг другу. Проводите время рядом с любимыми и близкими людьми. Прочтите молитвы на сон грядущий , чтобы получить благословение на весь следующий церковный год. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.09.2018 04:36

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

Последним праздником завершающегося года является , а первым Праздником нового года – Рождество Пресвятой Богородицы.

Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг.

Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Мальчик выходит из церкви, и понимает, что эти заповеди нужно исполнить до конца… Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда ему исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг. С того времени он непрестанно молился и соблюдал строгое воздержание в мыслях, чувствах, поступках.

Игумен монастыря встревожился, видя столь ревностное горение молодого монаха и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты.

Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Так. Один великий пост он провел совсем без пищи и питья. Эти подвиги покажутся кому – то бессмысленными, кому – то нереальными. Он молился стоя по двадцать дней подряд… Но у каждого из этих подвигов был смысл, который состоял не только в том, чтобы очиститься от грехов самому и приблизиться к Богу. Чем больший подвиг брал на себя преподобный, тем больше он очищал свое сердце, тем сильнее была его молитва за мир.

Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Палит южное солнце, а столп становится все выше. Преподобный ищет уединения, ведь люди находят его везде. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту.

Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Они стали опасаться, не совершает ли преподобный эти подвиги из гордости, угодны ли Богу его непомерные подвиги. Они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и сразу сошел со столпа.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял.

По современным представлениям, от такой жизни святой должен был сгореть за несколько лет, но он провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Он умер склоненным на молитве, переходя к Тому, к Кому стремился всю жизни – ко Христу Спасителю. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

Преподобному Симеону Столпнику молятся об обращении к вере

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по старому стилю, по новому - 14 сентября. В этот день в церковном богослужении Церковь вспоминает о том начале проповеди Господа Иисуса Христа, когда в храме в Назарете Он прочел пророчество Исаии (Ис. 61; 1-2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4; 16-22). В этом указании Господа византийцы видели Его предписание о праздновании дня Нового года, а Священное Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II, созданной им в X веке, сказано: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». В своем роде это был Божий промысел, проявившийся много позже Христовой проповеди в Его воплотившемся исторически свидетельстве - именно в этот день, 1 сентября, Константин Великий одержал победу над императором Максицианом, что открыло путь свободному развитию христианства на всех территориях Римской империи, включавшей в себя тогда и Византию. И сегодня на литургическом богослужении в Православной Церкви 1 сентября читается этот евангельский текст о начале проповеди Спасителя.

Конечно, вроде было бы логично предположить, что дата 1/14 сентября установлена в соответствии с итогом земледельческого года - урожай собран, самое время для благодарения Бога, и, чтобы следовать древней традиции, и день Новолетия примерили к этой дате. Отчасти так оно и есть, но в целом Новолетие - древняя духовная христианская традиция.

После победы над римлянином-язычником 1 сентября 312 года Константин Великий объявил для христиан свободу вероисповедания, проведения богослужений, и многие языческие капища были отданы под христианские храмы. В память об этой победе на I Вселенском соборе 325 года и был установлен праздник церковного Новолетия, иначе - индикт.

Понятие индикт было введено много позже, в VI веке, при императоре Юстиниане I, который ввел в христианской Церкви календарное счисление по индиктам, или индиктионам (от латинского indictio - объявление, указание). Раз в 15 лет 1 сентября по Римской империи собиралась дань. Объявлялись размер податей, которые следовало собрать в данном году, переоценка имений. Из этих сборов, которые, кстати, начались еще при Константине Великом, отчислялась воинская пенсия - срок службы тогда был 15 лет. (Оцените разницу с нынешней срочной службой в отсутствие войны.) Так что византийцы, в отличие от нас, измеряли вехи не десятью, как мы сейчас, а пятнадцатью годами.

Впрочем, ранее и в Византии, и в Риме было известно и мартовское летоисчисление, восходящее к восточному, древнейшему летоисчислению, отраженному во времяисчислении Египта, Ассирии, связанном с мифами об Осирисе, Гильгамеше и пр., с приходом астрономической весны, так что Новолетие 1 сентября - поздневизантийское исчисление дня этого события.

Византийцы ввели еще одно временное понятие Великий индиктион - 19 пятнадцатилетий, то есть 532 года. Эта с виду неудобная, некруглая дата имеет астрономическое обоснование: восточные мудрецы были прекрасными астрономами и знали, что каждые 532 года начала орбитальных кругов Солнца и Луны совпадали. Такое положение Земли сложилась и в тот день, когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь со словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).

Это было первое Господне свидетельство об исполнении пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии, и что тем началось время Нового Завета. На Востоке, где астрономия занимала одно из первейших мест среди наук, волхвы именно по взошедшей в момент рождения Христа звезде определили место Его Рождества.

«Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным», - писал о Новолетии святитель Феофан Затворник.

Новолетие на Руси

Несмотря на то что Русь приняла христианство в конце Х века, процесс христианизации Руси длился долго и закончился примерно в конце XV века. Тогда гражданское празднование Нового года 1 марта и Новолетия расходились - мы находим свидетельство того у всех древних летописцев, в том числе у преподобного старца Нестора.

С 1492 года Новый год и Новолетие 1 сентября были совмещены государственным решением. В Москве на Соборной площади Кремля сооружался помост. С него митрополит и великий князь объявляли о смене года, священнослужители святили воду и митрополит с поздравлениями кропил правителя и народ. Так совершалось это торжество. Многие важные государственные события были приурочены к Новолетию и Новому году: например, венчание на царство Бориса Годунова в 1598 году. В Новолетие с помоста представляли наследника престола по достижении им 14 лет - совершеннолетие в старину наступало раньше, чем сейчас.

С начала царствования царя Алексея Михайловича Романова, отца царя реформатора Петра, в XVII веке день Новолетия был посвящен благотворительности: нищих кормили, оделяли теплой одеждой, обувью перед холодной русской зимой, досыта кормили, выдавали милостыню. Простой народ получал подарки, заключенные в темницах тоже не оставались забытыми - их посещали и также оставляли им милостыню и еду лучше обычной тюремной.

Но так длилось недолго. Петр I указал в 1699 году, глядя на западные традиции, перенести гражданский Новый год на 1 января, хотя духовное празднество так и сохранилось за 1 сентября.

С той поры Новолетие утратило прежнюю старинную торжественность, чин летопроводства - провожания годичного церковного круга теперь ограничивается кратким молебном.

Новолетие вместе с гражданским Новым годом праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день Новолетия на 1 января, в том числе тут же был и указ украшать жилища новогодними елками, опять же в подражание западной традиции. Но в богослужебных книгах приход нового духовного лета остается за 1 сентября. Хотя празднование это утратило былую торжественность, по Типикону - своду указаний по проведению праздничных богослужений - этот день считается малым Господским праздником: «Начала индикта, сиречь новаго лета». Он соединен с праздничной службой в память преподобного Симеона Столпника, по совпадению обеих дат. В годичном кругу православных праздников первым после Новолетия наступает праздник Рождество Пресвятой Богородицы - 8/21 сентября. Это также символично. С Нее начинается новое время в истории человечества, ибо пройдет время, и через Невесту Неневестную к нему придет Спаситель всех.

А 31 декабря, в канун Нового года, около 18.00 во многих храмах в честь начала гражданского Новолетия, вернее, «новозимия», совершаются краткие молебны.

О церковном же Новолетии известный русский философ и богослов протоиерей Сергий Булгаков сказал: «В Новолетие обостряется откровение вечности... Поворотные времена и сроки говорят нам о нашем рождении и смерти, о вступлении в мир и исхождении из него, о гранях жизни, ограниченной во времени.

Когда наблюдаешь, как течет время, испытываешь чувство легкости, свободы от времени, взлета над ним.

Мы живем во времени, но носим образ вечности, такова противоречивость нашего тварного бытия, но это и знак свободы от него, знак свободы детей Божиих» 1 .

Тропарь индикту (церковное Новолетие), глас 4-й:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3-й:

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2-й:

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

___________________________
1 Булгаков Сергий, протоиерей. Слово к Новолетию. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 129.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top