Кто из звезд страдает психическими расстройствами. Известные люди, страдающие шизофренией Известные душевнобольные

Кто из звезд страдает психическими расстройствами. Известные люди, страдающие шизофренией Известные душевнобольные

Кто такой нормальный человек? Ответ прост, показатели уровня его развития соответствуют показателям возраста. Психодиагностика предлагает массу всяких методик для определения интеллекта, используя которые, каждому человеку хочется узнать, что его собственный уровень превышает норму. А что значит «выше нормы»? Это выражение уже говорит о «ненормальности» человека.

Более глубокое отклонение от нормы наблюдается у гениев. Сама мысль о ненормальности гениев приходила в головы ещё мыслителям древней Греции. Платон называл гениальность «бредом, даруемым богами».

Все великие открытия мира берут свое начало в безумных идеях и теориях. На современном этапе кажется нелепым противодействия Джордано Бруно или мысли Леонардо да Винчи. Мы восторженно говорим о том, насколько дальновидны были многие гении, и удивляемся той ситуации, что этого не понимало их окружение. Если безумными считались великие теории, то, естественно, что такая же характеристика была и у их авторов.

Гениальность и

Термин «шизофрения» впервые ввел в употребление австрийский психиатр Е.Бейлер в 1908г. Под шизофренией подразумевалось расщепление воли, эмоций и целостного мышления.

Причины до конца не изучены и до сих пор нуждаются в глубоком изучении. Одними из пусковых причин определяется стрессы, заболевания и наследственность. Эти же причины называются и в качестве основных механизмов появления гениальности. Известный профессор Ломброзо указывал, что причины происхождения шизофрении и гениальности одинаковы.

Платон, определив гениальность бредом, указывал на его разностороннее проявление. Расщепление мышления и эмоций проявляется в самых разнообразных формах и ни в коем случае, не связано со слабоумием, как ошибочно считают многие. Бред характеризовал многих поэтов, художников, музыкантов, ученых. Современники гениев часто наблюдали, как те, отстраняясь от окружающих, бормотали себе под нос бессвязные реплики и фразы, которые, впоследствии, становились гениальными стихами, сонетами, этюдами и научными трудами.

Известны факты, что отец ракетной техники Циолковский видел на небе надпись «рай», о чем неоднократно говорил своим помощникам. Работы Сальвадора Дали являются результатом бредовых видений. Сопровождающая гениальность мания преследования с бредовыми видениями продемонстрирована в фильме «Игры разума», основанного на реальных фактах из жизни Нобелевского лауреата в области экономики Джона Форбса Нэша.

Гении часто проявляют себя в какой-то одной или нескольких сферах. Например, Леонардо да Винчи не мог освоить латынь, а большинство великих математиков путали название цветов и стороны света. Такие особенности гениев часто воспринимались как чудачества, среди которых знаменитый перевязанный шнурком ботинок академика Сахарова, отказ от стрижки и бритья отца западного самолетостроения Говарда Хьюза.

Не обошла стороной гениальность и особенности сексуального влечения. История констатирует факты о том, что Микеланджело, оставаясь холостым, утверждал, что жену ему заменяет искусство. Леонардо да Винчи был гомосексуалистом, а Ньютон был девственником. Холостяками были также известные личности: Спиноза, Шопенгауэр, Лейбниц, Гоголь, Тургенев и др. А известный мыслитель Руссо, напротив, отличался развратностью.

Шизофрения и гениальность находятся рядом, уживаясь друг с другом, и по мнению многих ученых, возможно, являются следствием друг друга, в любой последовательности.

Великие гении, страдающие шизофренией

Абсолютное большинство гениальных людей имело характерные черты шизофрении. Естественно, что четких психиатрических диагнозов при жизни они не имели. Исторические факты их жизни, наблюдения современников и собственные дневники позволили психиатрам по прошествии множества лет установить данный диагноз.

БАТЮШКОВ К.Н. (1787 — 1855) — русский поэт, известный такими произведениями, как «Веселый час», «Вакханка», «Мои пенаты»и др. Пережил глубокий духовный кризис и в корне поменял направления поэзии, провозглашая глубокий трагизм: «Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека».

БУЛГАКОВ М.А. (1891 — 1940) – русский писатель-прозаик, являющийся для современников закрытой и «темной» личностью. Является морфинистом, в результате чего были получены оригинальные образы его произведений.

ВАН ГОГ Винсент (1853 — 1890) – голландский живописец-постимпрессионист. Его творческий путь делится на 2 части: первая – сумрачная гамма произведений; вторая часть характеризуется манерой болезненного напряжения, которая строится на цветовых контрастах: «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др. Художник последние годы провел в больницу для душевнобольных.

ВРУБЕЛЬ М.А. (1856 — 1910) – русский живописец. В творчестве Врубеля преобладают философские темы добра и зла, сопровождаемые напряженностью: «Демон», «Сирень». Художник страдал тяжелыми формами душевной болезни.

ГАРШИН В.М. (1855 — 1888) – русский писатель, обладающий обостренным чувством восприятия социальной несправедливости. Произведения: «Трус», «Красный цветок» и др. Покончил жизнь самоубийством.

ГАУДИ Антонио (1852 — 1926) – испанский архитектор (Барселона). Был одержим идеей фантастичности вылепленных форм, чего до фанатизма добивался в работах.

ГОГОЛЬ Н.В. (1809 — 1852) – русский писатель. Зрительные и слуховые являются основой для сюжетов его произведений. Страдал апатией, депрессией, ипохондрией (страх смерти).

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. (1821 — 1881) – русский писатель. Его произведения – «Преступление и наказание», «Двойник», «Записки мертвого дома» и др. — пронизаны поискам смысла, великим психологизмом и трагизмом, которые в крайних пограничных формам были присущи самому автору.

КАФКА Франц (1883 — 1924) – австрийский писатель. Его романы-притчи сочетают в себе кошмарную фантастику и описание бессилия и трагедии обычного человека.

МАНДЕЛЬШТАМ О.Э. (1891 — 1938) – русский поэт. Его поэзия насыщена особым восприятием мира, называемом конкретно-вещественным. Ему удавалось проникать вглубь обыденности и будней, наделяя привычные ситуации особым смыслом.

МОПАССАН Ги де (1850 — 1893) – французский писатель. Автор новелл, где Мастер короткого рассказа. В многочисленных рассказах пристрастие к сценам чувственных пристрастий. Писатель умер в лечебнице для душевнобольных.

НИЦШЕ (1844 — 1900) – немецкий философ. В работах философа ощущается идеалистическое отношение к самому себе, по сравнению с общим миром.

РУССО Жан Жак (1712-1778) – французский писатель и мыслитель, страдающей манией преследования. Мыслитель создал образа нового героя – романтичного дикаря, подчиненного только своим чувствам и желаниям.

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де (1864 — 1901) — французский живописец. Мастер «острого» восприятия богемы Франции того времени.

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 — 1922) , русский поэт и писатель. Создатель футуристического направления в литературе. Отличался своими утопическими взглядами.

ЭЙНШТЕЙН Альберт – (1879 -1855) – немецкий физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Страдал , в приступах которого доводил до крайности своих близких.

Несколько фактов о шизофрении и гениальности для размышления

Факты:

  • Шизофренией страдает 1% взрослого населения. Это значит, что в каждой сотне людей имеется один больной шизофренией.
  • 9% современных лидеров в области политики, науки и искусства имеют .
  • 5% известных людей имели попытки суицида.
  • 25 % известных поэтов и 30 % выдающихся художников имеют галлюцинации.
  • 30% великих композиторов имеют звуковые галлюцинации.

Человеку приятно осознавать, что он гениален, или считать себя гениальным.

Тот, кто хочет убедиться в собственной гениальности должен ответить на несколько вопросов:

  1. Слышите ли вы голоса?
  2. Умеете ли читать мысли окружающих?
  3. Есть ли у вас идея «фикс»?
  4. Впадаете ли вы в ступор время от времени?
  5. Вы ненавидите окружающих людей и весь мир?
  6. Вы не видите смысла жизни?
  7. Страдаете ли вы депрессией?
  8. Вы очень одиноки?
  9. Посещают ли вас галлюцинации?
  10. Поглощены ли вы собственными переживаниями?

Если вы согласны с большинством из этих утверждений, то, нужно задуматься не о гениальности, а об обращении к врачу. Конечно, простые вопросы не дают основания для определения шизофрении, но могут помочь в том, чтобы эта болезнь не застала вас врасплох.

Близость гениальности и безумия рассматривалось большим количеством психиатров, как теоретиков, так и практиков. И история знает массу примеров, когда у человека, прославившегося на весь мир своим талантом, параллельно развивалось психическое заболевание.

Существуют документальные свидетельства о наличии признаков безумия у, более чем полутысячи умнейших представителей рода человеческого. Одним из учёных, которые собирали информацию о них, стал врач, и энтузиаст-исследователь Шувалов А. В. Результатом его работы стала книга «Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий» , вышедшая в издательстве «Астрель. Люкс» в 2004 году. Здесь представлены краткие выдержки из неё:

  1. Ван Гог был уверен в своей одержимости бесами, а после проведения психиатрического обследования, его признали больным циклической шизофренией.
  2. У известного сказочника Гофмана диагностировали манию преследования и галлюцинации.
  3. Также галлюцинации отмечались у художника Крамского , в то время как он писал картину «Христос в Пустыне» и у Державина, во время работы над одой «Бог».
  4. Философа Ницше и художника Врубеля , на закате их жизней поместили в психиатрические клиники.
  5. У Ахматовой отмечался страх перед открытыми пространствами, а у Маяковского боязнь заразится инфекционными заболеваниями.
  6. Мопассан жаловался на то, что в его доме он встречал собственного двойника.
  7. Прекрасные пейзажи природы России были написаны Левитаном во время тяжёлой депрессии.
  8. На закате лет Гоголь заболел шизофренией, а у Бетховена, Мусоргского и Рембранта частенько отмечались алкогольные запои.
  9. Что касается, Ньютона , то современники отмечают случай, когда им были сварены вместо яиц его же собственные карманные часы.
  10. Жена Эйнштейна была вынуждена трижды повторять свои просьбы к нему, пока учёный начинал понимать, что она хочет.
  11. Знаменитый изобретатель, Никола Тесла часто, прежде чем описать своё новое изобретение, мог находиться в катоническом ступоре на протяжении нескольких часов.С медицинской точки зрения, такое состояние может являться признаком психоза.

Мнение Шопенгауэра о близости гениальности и помешательства

Философ однажды высказал предположение о том, что гениальность является избытком интеллекта и, являясь, по сути, отступлением от нормы выступает в качестве побудительного механизма для страданий. В его записях можно встретить мысли о том, что страдание является одним из условий деятельности гениального человека. А далее он обращается к своим читателям с вопросом о том, могли ли Гёте или Шекспир творить, Платон философствовать, а Кант, - критиковать разум, если они были бы удовлетворены и довольны окружающей действительностью и чувствовали себя там комфортно?

Представляем вашему вниманию перечень великих писателей, чей безусловный талант граничил с безумием.

1. Вирджиния Вульф
Жгучая проза Вирджинии Вульф формировалась не только за счет творческого духа, но и за счет сложных поворотов судьбы писательницы. Оставшись в раннем возрасте без матери и сестры Селлы, она вынуждена была пережить и сексуальное насилие со стороны сводных братьев.
На протяжении всей жизни писательницы, ее мучила глубокая депрессия: постоянные головные боли, голоса, видения - все это довело до нескольких попыток самоубийства. В итоге, 28 марта 1941 года Вирджиния утопилась в реке.


2. Эдгар Аллан По
Произведения Эдгара Аллана По всегда были мрачными, в них полно демонов и прочей нечисти. Эти же демоны наполняли и сознание автора. После смерти жены писатель признался: «По телесным свойствам своим я впечатлителен - нервен в весьма необыкновенной степени. Я сделался безумным, с долгими промежутками ужасающего здравомыслия».
В октябре 1849 года Эдгар По был найден шатающимся по улицам Балтимора. Как он там оказался, писатель объяснить не смог. На следующий день он скончался в честной больнице.


3. Филип К. Дик
Писатель-фантаст Филип К. Дик страдал зависимостью от амфетамина. В 1974 году, отдыхая в своем доме после посещения зубного, он испытал целый ряд ярких галлюцинаций.
Приступы галлюцинацию повторялись и продолжались на протяжении нескольких месяцев. В них писатель отчетливо видел геометрические фигуры, накладывающиеся на сцены религиозного содержания. По мнению Дика, они давали новое толкование церкви и литературы.
«Мне представлялось, что я был безумен всю мою жизнь и внезапно обрёл разум», - так описал Дик наступление приступа.
В этот период были написаны роман «Свободное радио Альбемута» и трилогия «ВАЛИС».


4. Джек Керуак
Изначально произведение "В дороге" писатель Джек Керуак задумал как роман из 10 глав. Но вместо романа получился свиток бумаги в 36 метров, исписанный непрерывным потоком сознания. Автор, заканчивая одну машинописную страницу, приклеивал её скотчем к предыдущей.
Известно, что Керуак подкреплял свой творческий дух смесью алкоголя, марихуаны и бензедрина.
Списанный из рядов ВМС США с формулировкой «шизоидная личность», Керуак с головой окунулся в жизнь, полную джаза, наркотиков и путешествий по миру.


5. Говард Филлипс Лавкрафт
Лавкрафт сочетал в своем творчестве фантастику, мистику и ужасы. Писатель страдал от расстройства сна. Ночные видения писателя посещали причудливые существа с перепончатыми крыльями, которые уносили его на "мерзкое плато Лэнг". после таких сновидений Лавкрафт просыпался в совершенном безумии.
Причины психического расстройства крылись не только в психике. Финансовые дела семьи писателя находились в плачевном состоянии, уровень жизни резко ухудшился. Это привело к глубокой депрессии и чуть было не довело до самоубийства.
Позже, мучений в жизнь Лавкрафта добавили рак кишечника и воспаление почек, боль от которых сопровождала весь остаток жизни писателя.


6. Сильвия Плат
Первая попытка самоубийства Сильвии Плат была описана ею в знаменитом романе "Под стеклянным колпаком". Это было в 1953 году. Клиническую депрессию, мучившую Сильвию, пытались лечить новейшими методами, вплоть до электрошока.
После такого лечения писательнице не стало хуже, а даже наоборот - она попыталась покончить с собой. К счастью, попытка не удалась, а психиатрическое вмешательство стало еще более интенсивным.
Далее последовало еще несколько попыток, пока тридцатилетнюю Сильвию не нашли мертвой в собственной квартире. Ее голова лежала в духовке, из которой шел газ.


7. Маркиз де Сад
Имя Маркиза де Сада возникло с весьма своеобразным образом жизни. Писатель продвигал революционную идею о сексуальной и нравственной свободе, которую изложил в своих опусах.
А «садизмом» стали называть сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли и унижений.
В 1803 году, по приказу Наполеона Бонапарта, маркиз без суда и следствия был сначала заключён под стражу, а затем признан невменяемым и помещен в психиатрическую лечебницу Шарантон. Но и там де Сад умудрялся писать пьесы и вести всё тот же распутный образ жизни вплоть до самой своей смерти в 1814 году.


8. Джонатан Свифт
Англо-ирландский писатель Джонатан Свифт стал известным благодаря фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера» и сатирическому памфлету «Скромное предложение».
На протяжении всей жизни писатель медленно погружался в безумие. Хотя, по словам писателя Уилла Дюранта, «определённые симптомы душевного расстройства появились в 1738 году», никто не знает, когда была пройдена «точка невозврата».
В 1742 году состояние психики писателя ухудшилось, оно перестало быть рациональным и стабильным. Дюрант описывает, например, эпизод, когда «пять человек удерживали Свифта, пытавшегося вырвать свой воспалённый глаз». После этого случая писатель замолчал и за целый год не произнёс ни единого слова.


9. Эрнест Хемингуэй
Мало кто знает, что психическое состояние американского литератора Эрнеста Хемингуэйа, было далеко от совершенства. Большую часть своей жизни писатель страдал от алкогольной зависимости. Но были и другие диагнозы - от биполярного психоза и травматического повреждения мозга до нарциссического расстройства личности.
Писатель был помещен в психиатрическую лечебницу, но после сеансов терапии, ему и вовсе стало хуже - он утратил память и способность формулировать мысли. А вскоре после выписки застрелился из охотничьего ружья.


10. Лев Толстой
Создатель "Анны Карениной" и "Войны и мира" известен своими философско-историческими отступлениями. Писатель создал более сотни персонажей, тем самым от пытался спратяться от тоски и страха.
Писатель переживал частые, глубокие и продолжительные приступы депрессии. Когда писателю было 83 года, он решил податься в странствующие аскеты. но путь его был недолгим.
Лев Николаевич заболел воспалением лёгких, был вынужден сделать остановку на маленькой станции Астапово, где вскоре и умер.

Падучая болезнь — это эпилепсия, болезнь, не имеющая ничего общего с душевными слабостями или же психическими заболеваниями.

Это легко заметить, глядя на пример «гениальных эпилептиков», то есть очень продуктивных и успешных людей, не взирающих на свои эпилептические приступы и продолжающих жить полной жизнью.

Многие талантливые личности иногда страдали от эпилептических приступов, некоторые были «счастливыми» обладателями диагноза «хроническая эпилепсия».

Вы можете заметить, что среди «знаменитых больных» эпилепсией почти не встречается женщин, однако это не значит, этот диагноз совсем им не ставится, эпилепсия просто встречается у них чуть реже — соотношение больных эпилепсией женщин к мужчинам равно 48 к 52.

Причина же кроется в социальных особенностях: на протяжении почти всей истории женщине было намного сложнее, чем мужчине, стать знаменитой. Вдобавок, женская судьба представляла намного меньший интерес последующим поколениям, чем мужская судьба и его деятельность.

Падучая болезнь (эпилепсия) у известных людей

Известно множество исторических деятелей, которые были упомянуты в литературе и точно были больны эпилепсией (в последующем их заболевания были тщательно исследованы). К числу этих знаменитостей относятся люди разных эпох — Цезарь и эрцгерцог Карл, папа Пий IX и писатели Флобер и Достоевский, а также Александр Македонский, Аристотель, Сократ, Иван Грозный, Петр Первый, Чарльз Диккенс, Льюис Кэрол, Эдгар По, Агата Кристи и другие «знаменитости».

Историк медицины О. Темкин включил Цезаря в раздел своей книги о эпилепсии под рубрикой: «Великие эпилептики». Иногда диагноз «эпилепсия» вызывает сомнения, как, например, у царя Саула, Наполеона, живописца Ван Гога, Апостола Павла.

Другие исторические деятели не болели хронической эпилепсией, а иногда просто страдали от эпилептических приступов. К числу таких больных относятся поэт лорд Байрон и революционер Ленин.

Изучая жизнь «известных больных» эпилепсией, ученые выявили, что хроническая эпилепсия и периодически наступающие эпилептические приступы ни в коем случае не мешают наличию высокого или очень высокого интеллекта, они ни коим образом не могут препятствовать развитию гениального ума.

Великие писатели, музыканты, политики и полководцы — такие же люди, как и мы, имеющие точно такой же организм, и, соответственно, те же болезни, что и у всех людей. Их гениальность определяется только тем, что головной мозг функционирует по-особенному.

Эпилепсия — это наиболее часто встречающееся неврологическое заболевание у исторических личностей. Ницше, страдавший от эпилепсии, писал: «своей болезни я обязан гораздо большим, чем своему здоровью… подумать же, было четыре выдающихся эпилептика всех времен, т.е. Александр Македонский, Юлий Цезарь, Мохаммед, Наполеон. Сюда же относится и Байрон». Но не стоит брать его слова на веру: из достоверных источников, которые описывают течение заболеваний известных людей, можно определить, действительно ли эти личности страдали именно эпилепсией, или же болезнь была другой.

Как известно медицинские знания в прошлом были очень бедными, и многие заболевания ранее диагностировали как эпилепсию, или же наоборот, ее считали другим заболеванием.

Всем известно, что людей, ходящих в бессознательном состоянии во сне, называют «лунатиками». Слово «лунатик» пришло к нам из Средних веков, когда причиной эпилепсии считался гнев бога Луны (Мене). Эпилепсия тогда называлась «лунной болезнью», а больные именовались «лунатиками» (люди, которые ходят во сне под влиянием Луны).

История эпилепсии насчитывает много столетий, например, уже в Новом Завете есть упоминание об этой болезни.

Иисус Христос, во время разговора с мальчиком, страдающим от эпилепсии, сказал ему, что он много сможет достичь в жизни и излечиться, для этого нужно не совершать плохих поступков и всё свое время проводить в молитвах.

Упоминания об эпилепсии встречаются также в литературе: произведения Д. Грумбаха «Камерная музыка», Р. Муира «Маленький человек», И. Стоуна «Жажда жизни» знакомят нас в том числе и с этой болезнью.

Пожалуй, самое известное литературное описание эпилепсии можно найти у русского писателя Ф.М. Достоевского. Он весьма точно передает , а также сам приступ в своем романе «Идиот»:«затем вдруг, как бы что-то разверзлось перед ним: необычайный внутренний свет озарил его душу. Это мгновение продолжалось, может быть…»

Пожалуй, пример множества знаменитых людей с тяжелой болезнью, которые, не смотря ни на что, продолжают свою творческую деятельность, вызывает восхищение.

Есть замечательный пример стойкости духа русского писателя Н. Островского. Будучи прикованным к постели, почти слепым, он сумел надиктовать свое знаменитое произведение «Как закалялась сталь».

Другой пример — известный художник Б.М. Кустодиев, который дважды подвергся операции по поводу опухоли спинного мозга, а затем у него оказались парализованы нижние конечности. Тем не менее, художник смог продолжить писать пейзажи, сидя у окна на кресле.

Великий русский писатель И. С. Тургенев страдал раковой опухолью, которая разрушила его три позвонка и в итоге привела к смерти. Страдая от боли и будучи прикованным к постели, за месяц до смерти он надиктовал потрясающий рассказ «Конец».

Болезнь может прийти в любом возрасте, и всегда это случается неожиданно. Пример известных людей, явивших миру стойкость своего духа и великие произведения, может помочь больным перестроить свою жизнь, изменить свои привычки и желания, при этом, не забывая улучшить своё качество жизни.

Обязательно нужно продолжать жить полной жизнью, любить и работать, учитывая свои особенности. Самое главное — не опускать руки!

Здоровья Вам и Вашим близким!

Предлагаю вашему вниманию список всего из 10 знаменитых писателей, подаривших миру не только великолепные литературные произведения, но и гениальные творческие находки, которым подражали и будут подражать с большим или меньшим успехом абсолютно нормальные в психическом отношении, но не столь талантливые люди.

1. Пациент №1. Эдгар Аллан По (1809-1849), американский писатель, поэт.

Диагноз. Душевное расстройство, точный диагноз не установлен.

Симптомы. Страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации.

История болезни. Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми депрессиями. Кроме того, он злоупотреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий. Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять лет умерла). После смерти Вирджинии - за оставшиеся ему самому два года жизни - Эдгар По еще несколько раз влюблялся и предпринял две попытки жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной очередным его срывом, вторая - из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в дешевом балтиморском трактире пять дней спустя. Писателя поместили в клинику, где он и скончался уже через пять дней, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных кошмаров По - смерть в одиночестве - сбылся: много с кого он брал обещание быть с ним в последний час, однако же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких рядом не оказалось. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса, исследователя Северного полюса.

Идеи, подаренные миру. Два популярнейших современных литературных жанра. Первый - роман (или рассказ) ужасов. Большое влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако же гофмановский мрачный романтизм По впервые сгустил до консистенции подлинного кошмара - вязкого, безвыходного и весьма изощренного («Сердце-обличитель», «Падение дома Эшеров»). Второй жанр - детектив. Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал родоначальником возникновения дедуктивного метода и его апологета мистера Шерлока Холмса.

2. Пациент №2. Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900), немецкий философ.

Диагноз. Ядерная мозаичная шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, - одержимость).

Симптомы. Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение. В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.

История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения - к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиатрических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось - под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы.

Идеи, подаренные миру. Идея сверхчеловека (как ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший левое плечо товарищ ассоциируется у нас со свободной, надморальной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью). Идея новой морали (мораль господ взамен морали рабов): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна. Идеология фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить («Падающего толкни!»). Допущение «Бог мертв».

3. Пациент №3. Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961), американский писатель.

Диагноз. Острая депрессия, умственное расстройство.

Симптомы. Суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы.

История болезни. В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать - а потому добровольно согласился пройти лечение в психиатрической клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают: Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.

Идеи, подаренные миру. Идея «потерянного поколения». Хемингуэй, как и его товарищ по эпохе Ремарк, имел в виду конкретное поколение, перемолотое жерновами конкретной войны, однако термин оказался уж больно соблазнительным и удобным - с тех пор каждое поколение находит причины для того, чтобы считать себя потерянным. Новый литературный прием, «метод айсберга», когда скупой, сжатый текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст. «Мачизм» нового образца, воплощенный и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя - суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба бесполезна, но борется до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским мачо стал, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик и море»), в уста которого Великий Хэм вложил фразу: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сам Хемингуэй - охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник, нобелевский лауреат, чье тело сплошь покрывали шрамы, - к огромному разочарованию многих, до конца бороться не стал. Впрочем, своим идеалам писатель не изменил. «Мужчина не имеет права умирать в постели, - говаривал он. - Либо в бою, либо пуля в лоб».

4. Пациент №4. Франц Кафка (1883 - 1924), чешский писатель.

Диагноз. Выраженный невроз, психастения функционального характера, непериодические депрессивные состояния.

Симптомы. Возбудимость, перемежающаяся с приступами апатии, нарушение сна, преувеличенные страхи, психосоматические трудности в интимной сфере.

История болезни. Корни глубоких психологических провалов Кафки берут свое начало из конфликта с отцом, трудных взаимоотношений с семьей и сложных, запутанных любовных историй. Увлечение писательством в семье не поощрялось, и заниматься этим приходилось украдкой. "Для меня это ужасная двойная жизнь, - писал он в дневнике, - из которой, возможно, есть только один выход - безумие". Когда отец стал настаивать, чтобы после службы сын работал еще и в его лавке, а не занимался ерундой, Франц решился на самоубийство и написал прощальное письмо своему другу Максу Броду "В последний момент мне удалось, вмешавшись совершенно бесцеремонно, защитить его от "любящих родителей", - пишет Макс Брод в своей книге о Кафке. В его психическом состоянии отмечались периоды глубокого и ровного спокойствия, сменяемые такими же продолжительными периодами болезненного состояния. Вот строки из его «Дневников», наглядно отражающие эту внутреннюю борьбу: «Я не могу спать. Только видения, никакого сна. Странная неустойчивость всего моего внутреннего существа. Чудовищный мир, который я ношу в голове. Как мне от него освободиться и освободить его, не разрушив?».

Умер писатель в возрасте 41 года от туберкулеза. Три месяца он пребывал в агонии: разрушался не только организм, но и разум.

Идеи, подаренные миру. Кафка не был известен при жизни, мало печатался, но после его кончины творчество писателя покорило читателей новым направлением в литературе. Кафкианский мир отчаяния, жути и безысходности вырос из личной драмы его создателя и стал основой нового эстетическое направления "литературы с диагнозом", очень характерной для XX века, потерявшего Бога и получившего взамен абсурд существования.

5. Пациент №5. Джонатан Свифт (1667-1745), ирландский писатель.

Диагноз. Болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера - специалисты спорят.

Симптомы. Головокружение, дезориентация в пространстве, потеря памяти, неспособность узнавать людей и окружающие предметы, улавливать смысл человеческой речи. История болезни. Постепенное нарастание симптомов вплоть до полного слабоумия в конце жизни.

Идеи, подаренные миру. Новая форма политической сатиры. «Путешествие Гулливера», безусловно, не первый саркастический взгляд просвещенного интеллектуала на окружающую действительность, однако новаторство здесь не во взгляде, а в оптике. В то время как другие насмешники смотрели на жизнь сквозь увеличительное стекло или в телескоп, декан собора св. Патрика смастерил для этого линзу с причудливо искривленным стеклышком. Впоследствии этой линзой с удовольствием пользовались Николай Гоголь и Салтыков-Щедрин.

6. Пациент №6. Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский писатель и философ.

Диагноз. Паранойя.

Симптомы. Мания преследования.

История болезни. В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают. Так, однажды Руссо решил, что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника.

Идеи, подаренные миру. Педагогическая реформа. Современные пособия по воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля»: взамен репрессивному методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки; он полагал, что ребенка следует освободить от механического затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой информации; задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности. Новый тип литературного героя и новые литературные направления. Порожденное фантазией Руссо прекраснодушное создание - слезливый «дикарь», руководствующийся не разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), - дальше развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма. Идея правового демократического государства, прямо вытекающая из сочинения « Об общественном договоре». Идея революции (именно произведениями Руссо вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер).

7. Пациент №7. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), русский писатель.

Диагноз. Шизофрения, периодический психоз.

Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»); клаустрофобия.

История болезни. Те или иные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь заметно прогрессировала. 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла сестра его близкого друга Екатерина Михайловна Хомякова и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии. Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диагностировали. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Лечение (не слишком, впрочем, профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и окунание головы в ледяную воду) положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные причины его смерти так и остались неясны. Однако же, вероятнее всего, Гоголь попросту довел себя до полного нервного и физического истощения - не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему жизнь.

Идеи, подаренные миру. Специфическая любовь к маленькому человеку (обывателю), состоящая наполовину из отвращения, наполовину из жалости. Целый букет удивительно точно найденных русских типажей. Гоголь разработал несколько ролевых моделей (наиболее яркие - персонажи «Мертвых душ»), которые вполне актуальны до сих пор.

8. Пациент №8. Ги де Мопассан (1850-1893), французский писатель.

Диагноз. Прогрессивный паралич мозга.

Симптомы. Ипохондрия, суицидальные наклонности, припадки буйства, бред, галлюцинации.

История болезни. Всю жизнь Ги де Мопассан страдал ипохондрией: он очень боялся сойти с ума. С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды пытался покончить с собой (один раз при помощи револьвера, второй - при помощи ножа для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси - там он и прожил в полусознательном состоянии до самой смерти.

Идеи, подаренные миру. Физиологизм и натурализм (в том числе эротический) в литературе.

9. Пациент №9. Вирджиния Вульф (1882-1941), английская писательница.

Диагноз. Депрессия, галлюцинации, кошмары.

Симптомы. Находясь в глубокой депрессии, Вирджиния жаловалась на то, что все время "слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции". Часто и подолгу не могла работать из-за бессоницы и кошмаров. С детства страдала суицидальными наклонностями.

История болезни. Когда Вирджинии исполнилось 13 лет, она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно скончалась ее мать.

Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Сильный приступ психического расстройства настиг юную Вирджинию и после смерти отца в 1904 году.

Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы. Однако это не совсем так. Вследствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом, она влюблялась в женщин - но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Будучи 29 лет замужем за Леонардом Вульфом (причем этот брак считается образцовым с точки зрения преданности и эмоциональной поддержки супругами друг друга), писательница, по некоторым сведениям, так и не смогла вступить в супружеские отношения со своим мужем.

В начале 1941 года ночная бомбардировка Лондона разрушила дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж - все это окончательно расстроили ее нервную систему, врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике.Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике - покончила с собой, утопившись в реке Оус.

Идеи, подаренные миру. Новаторство в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описание множества путей преломления сознания - произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом.

10. Пациент №10:. Сергей Есенин, русский поэт (1895-1925)

Диагноз: Биполярное аффективное расстройство (БАР).

Симптомы: Мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления). Несколько случаев есенинского помрачения не без смака описал в своих воспоминаниях Анатолий Мариенгоф.

История болезни: Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцируемых, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз проходил лечение в психоневрологических клиниках - во Франции и в России. Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия: через месяц после выписки из клиники профессора Ганнушкина Есенин покончил с собой, повесившись на трубе парового отопления в ленинградской гостинице «Англетер».

Идеи, подаренные миру: Новые интонации в поэзии. Есенин сделал стилистической нормой, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю (прямые его последователи не в стилистическом, но в идеологическом смысле - «деревенщики»). Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top