Кто первый вошел в афганистан какие войска. Афганская война

Кто первый вошел в афганистан какие войска. Афганская война

Выгодное геополитическое положение этой маленькой и бедной страны в центре Евразии предопределило то, что уже несколько сотен лет мировые державы борются за контроль над ней. В последние десятилетия именно Афганистан самой горячей точкой на планете.

Довоенные годы: 1973-1978

Официально гражданская война в Афганистане началась в 1978 году, однако к ней привели события, произошедшие за несколько лет до этого. На протяжении многих десятилетий государственным строем в Афганистане была монархия. В 1973 году государственный деятель и генерал Мухаммед Дауд сверг своего двоюродного брата короля Захир-Шаха и установил собственный авторитарный режим, который не нравился ни местным исламистам, ни коммунистам. Попытки Дауда провести реформы провалились. Положение в стране было нестабильным, против правительства Дауда постоянно организовывались заговоры, в большинстве случаев их удавалось подавить.

Приход к власти левой партии НДПА: 1978-1979

В конце концов, в 1978 году левая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) совершила Апрельскую или, как ее еще называют, Саурскую революцию. НДПА пришла к власти, а президент Мухаммед Дауд и вся его семья были убиты в президентском дворце. НДПА провозгласила страну Демократической Республикой Афганистан. С этого момента в стране началась настоящая гражданская война.

Афганская война: 1979-1989

Противостояние местных исламистов власти НДПА, постоянные мятежи и восстания стали для НДПА поводом обратиться за помощью к СССР. Изначально Советский союз не хотел вооруженного вмешательства. Однако боязнь того, что к власти в Афганистане придут враждебные СССР силы, вынудили советское руководство пойти на ввод Ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Афганская война для СССР началась с того, что советские войска устранили неугодного советскому руководству деятеля НДПА Хафизуллу Амина , которого подозревали в связях с ЦРУ. Вместо него государством стал руководить Барак Кармаль .

СССР рассчитывал на то, что война не будет долгой, однако она затянулась на 10 лет. Правительственным войскам и советским солдатам противостояли моджахеды — афганцы, вступившие в вооруженные формирования и придерживающиеся радикальной исламской идеологии. Поддержку моджахедам оказывала часть местного населения, а также зарубежные страны. США при помощи Пакистана вооружали моджахедов и оказывали им финансовую помощь в рамках операции «Циклон».

В 1986 году новым президентом Афганистана стал Мохаммад Наджибулла , а в 1987 году правительство установило курс на национальное примирение. Примерно в эти же годы название страна стала называться Республика Афганистан, была принята новая конституция.

В 1988-1989 годах СССР вывел советские войска из Афганистана. Для Советского союза эта война оказалась по сути бессмысленной. Несмотря на большое количество проведенных боевых операций, подавить силы оппозиции так и не удалось, и гражданская война в стране продолжилась.

Борьба правительства Афганистана с моджахедами: 1989-1992

После вывода советских войск из Афганистана правительство продолжило воевать с моджахедами. Зарубежные сторонники моджахедов полагали, что правящий режим скоро падет, однако правительство продолжало получать помощь от СССР. Кроме того, правительственным войскам была передана советская военная техника. Поэтому надежды на скорую победу моджахедов не оправдались.

Вместе с тем, после распада СССР положение правительства ухудшилось, Россия прекратила поставки вооружений Афганистану. В то же время некоторые видные военные, раньше воевавшие на стороне президента Наджибуллы, перешли на сторону оппозиции. Президент полностью потерял контроль над страной и заявил о том, что согласен уйти в отставку. Моджахеды вошли в Кабул, и режим НДПА окончательно пал.

«Междоусобные» войны моджахедов: 1992-2001

Придя к власти, полевые командиры моджахедов начали вести боевые действия между собой. Новое правительство вскоре развалилось. В этих условиях на юге страны сформировалось исламистское движение «Талибан» под руководством Мухаммеда Омара . Противником талибов стало объединение полевых командиров под названием Северный альянс.

В 1996 году талибы захватили Кабул, казнили бывшего президента Наджибуллу, который укрывался в здании миссии ООН, и провозгласили государство Исламский Эмират Афганистан, которое практически никто официально не признал. Хотя талибы не контролировали страну полностью, на захваченной территории они ввели нормы шариата. Женщинам запретили работать и учиться. Под запретом также оказались музыка, телевидение, компьютеры, интернет, шахматы, изобразительное искусство. Ворам отрубали руки, за неверность побивали камнями. Талибы также отличались крайней религиозной нетерпимостью к тем, кто придерживался другой веры.

Талибы предоставили политическое убежище бывшему лидеру террористической организации «Аль-Каида» Усаме бен Ладену , который первоначально боролся против советского присутствия в Афганистане, а потом начал борьбу против США.

НАТО в Афганистане: 2001 — настоящее время

После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке начался новый этап войны, который продолжается до сих пор. США подозревали в организации терактов террориста номер один Усаму бен Ладена и потребовали талибов выдать его и руководство «Аль-Каиды». Талибы отказались это сделать, и в октябре 2001 года американские и британские войска при поддержке Северного альянса начали наступательную операцию в Афганистане. Уже в первые месяцы войны им удалось добиться свержения режима талибов и отстранения их от власти.

В стране был развернут контингент НАТО Международные силы содействия безопасности (ISAF), в стране появилось новое правительство, которое возглавил Хамид Карзай . В 2004 году после принятия новой конституции он был избран президентом страны.

В то же время талибы ушли в подполье и начали партизанскую войну. В 2002 году войска международной коалиции провели против боевиков «Аль-Каиды» операцию «Анаконда», в результате которой многие боевики были убиты. Американцы назвали операцию успешной, в то же время командование недооценило силы боевиков, а действия войск коалиции не были скоординированы должным образом, что вызвало множество проблем при проведении операции.

В последующие годы талибы стали постепенно набирать силы и устраивать теракты с участием смертников, в которых гибли так военнослужащие контингента, так и мирные жители. В то же время силы ISAF стали постепенно продвигаться на юг страны, где укрепились талибы. В 2006-2007 годах в этих районах страны велись ожесточенные боевые действия. Из-за эскалации конфликта и усиления боевых действий от рук солдат коалиции стали гибнуть мирные жители. К тому же между союзниками начались разногласия. Кроме того в 2008 году талибы стали нападать на Пакистанский путь снабжения контингента, и НАТО обратилось к России с просьбой предоставить воздушный коридор для снабжения войск. Кроме того, в том же году произошло покушения на Хамида Карзая, и талибы освободили 400 членов движения из Кандагарской тюрьмы. Пропаганда талибов среди местного населения привела к тому, что мирные жители стали проявлять недовольство присутствием НАТО в стране.

Талибы продолжали вести партизанскую войну, уклоняясь от крупных столкновений с войсками коалиции. В тоже время все больше американцев стали высказываться за вывод американских войск из Афганистана.

Крупной победой американцев стала ликвидация Усамы бен Ладена в 2011 году в Пакистане. В том же году НАТО приняло решение о постепенном выводе контингента из страны и о передаче ответственности за безопасность в Афганистане местным властям. Летом 2011 года начался вывод войск.

В 2012 году президент США Барак Обама сообщил, что афганское правительство контролирует районы, в которых проживает 75% населения Афганистана, и к 2014 году власти должны будут контролировать уже всю территорию страны.

13 февраля 2013 года . После 2014 года в Афганистане должно остаться от от 3 до 9 тысяч американских солдат. В том же году должна стартовать новая международная миротворческая миссия в Афганистане, которая не предполагает ведения военных действий.

Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Построенные при техническом содействии СССР объекты промышленности составляли к 1978 г. до 60 % всех афганских предприятий. Но в начале 1970-х гг. XX века Афганистан по-прежнему представлял собой одно из беднейших государств мира. Статистика свидетельствовала, что 40% населения проживало в абсолютной нищете.

Новый импульс отношения Советского Союза с ДРА получили после победы в апреле 1978 г. Саурской, или Апрельской, революции, совершенной Народно-демократической партией Афганистана (НДПА). Генеральный секретарь партии Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. 5 декабря 1978 г. между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители - Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.

РЕШЕНИЕ

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск.

ЭТАПЫ

Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

ПРОПАГАНДА

О ПРОПАГАНДИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАШЕЙ АКЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА.

Совершенно секретно

Особая папка

При освещении в нашей пропагандистской работе - в печати, на телевидению, по радио предпринятой Советским Союзом по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан акции помощи в отношении внешней агрессии руководствоваться следующим.

Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет.

В качестве главного тезиса выделять, что осуществленное по просьбе афганского руководства направление в Афганистан ограниченных советских воинских контингентов служит одной цели - оказанию народу и правительству Афганистана помощи и содействия в борьбе против внешней агрессии. Никаких других целей эта советская акция не преследует.

Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом - это исключительно дело двух суверенных государств - Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, которые сами регулируют свои взаимоотношения. Им, как и любому государству - члену ООН, принадлежит право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН.

При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака.

Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Подчеркивать, что СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.

ОРУЖИЕ

ИЗ УКАЗАНИЙ СОВПОСЛУ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН

(Секретно)

Спец. № 397, 424.

Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены.

Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс. автоматов Калашникова АК, 5 тыс. пистолетов Макарова ПМ и боеприпасы для отрядов партийных активистов и защиты революции, всего на сумму около 6,3 млн. руб…

МОГИЛЫ

…Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.

Андропов. Конечно, хоронить воинов нужно с почестями, но увековечивать их память пока что рановато.

Кириленко. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты.

Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.

Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными…

ПОТЕРИ

Военнослужащие, умершие в госпиталях на территории СССР от ран, полученных в ходе боевых действий в Афганистане, не вошли в официальную статистику потерь афганской войны. Однако цифры потерь непосредственно на территории Афганистана точны и тщательно проверены, заявил в интервью РИА Новости профессор кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимир Сидельников. Он в 1989 году служил в Ташкентском военном госпитале и работал в составе комиссии Минобороны СССР на базе штаба Туркестанского военного округа, которая проверяла истинное количество потерь во время войны в Афганистане.

По официальным данным, в Афганистане погибли 15 тысяч 400 советских военнослужащих. Сидельников назвал «домыслами» утверждения некоторых СМИ о том, что в России и через 28 лет после вывода контингента советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года умалчивают об истинных масштабах потерь в афганской войне. «То, что у нас скрывают колоссальные потери - глупость, этого быть не может», - сказал он. По мнению профессора, подобные слухи появились из-за того, что очень большому числу военнослужащих понадобилась медицинская помощь. Войну в Афганистане прошли 620 тысяч граждан СССР. А за десять лет войны медицинская помощь была оказана 463 тысячам военнослужащих, сообщил он. «Эта цифра включает в себя, в том числе, почти 39 тысяч человек, получивших ранения в ходе боевых действий. Самая значительная часть обратившихся за медпомощью, около 404 тысяч, - это инфекционные больные, которые переболели дизентерией, гепатитом, брюшным тифом и другими инфекционными заболеваниями», - рассказал военный медик. «Но значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались на фоне тяжелых осложнений, раневой болезни, гнойно-септических осложнений, тяжелых ранений, травм. Некоторые лежали у нас до полугода. Эти люди, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь», - отметил военврач. Он добавил, что не может назвать точное их число в силу того, что статистика по этим больным попросту отсутствует. По мнению Сидельникова, слухи о колоссальных потерях в Афганистане основаны порой на рассказах самих ветеранов боевых действий, которые зачастую «склонны преувеличивать». «Зачастую такие мнения основываются и на заявлениях моджахедов. Но, естественно, каждая воюющая сторона склонна преувеличивать свои победы», - заметил военврач. «Самые большие достоверные единовременные потери были, как мне известно, до 70 человек. Как правило, больше 20-25 человек за один раз не гибло», - сообщил он.

После развала СССР многие документы Туркестанского военного округа были утеряны, но медицинские архивы спасти удалось. «То, что документы о потерях в афганской войне сохранились для наших потомков в Военно-медицинском музее, несомненная заслуга военных медиков», - рассказал РИА Новости по телефону из Ташкента бывший военный разведчик, полковник в отставке Акмаль Имамбаев. После службы в южной афганской провинции Кандагар он служил в штабе Туркестанского военного округа (ТуркВО).

По его словам, удалось спасти «все до единой истории болезни» в 340-м общевойсковом госпитале в Ташкенте. В этот госпиталь поступали все раненые в Афганистане, а затем их переводили в другие медучреждения. «В июне 1992 года округ расформировывался. Его штаб заняло министерство по делам обороны Узбекистана. Большая часть военнослужащих к этому времени уже разъехалась к новым местам службы в другие независимые государства», - рассказал Имамбаев. Тогда, по его словам, новое руководство Минобороны России отказывалось принимать документацию ТуркВО, и за зданием бывшего штаба округа непрерывно работала печь, в которой сжигались сотни килограммов документов. Но все же даже в то непростое время офицеры, и в том числе военные медики, постарались сделать все возможное, чтобы документы не канули в Лету, сказал Имамбаев. По информации Минобороны Узбекистана, истории болезни военнослужащих, получивших ранения на территории Афганистана, после их закрытия направлялись в Военно-медицинский музей. «К сожалению, других статистических данных по этому вопросу в Узбекистане не сохранилось, так как все приказы и книги учета по 340-му общевойсковому военному госпиталю в Ташкенте до 1992 года были сданы в Подольский архив Минобороны СССР», - отметил ветеран. «То, что сохранили для потомков военные медики, офицеры Минобороны Узбекистана, переоценить трудно», - считает он. «Впрочем, не нам это оценивать. Мы только честно выполнили свой долг перед Отечеством, оставаясь верными присяге. А о том, была ли эта война справедливой или нет, пусть судят наши дети», - сказал ветеран афганской войны.

РИА Новости: Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР. 15.02.2007

АМНИСТИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Постановление

ОБ АМНИСТИИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ

Руководствуясь принципами гуманизма, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Освободить бывших военнослужащих от уголовной ответственности за преступления, совершенные ими во время прохождения воинской службы в Афганистане (декабрь 1979 года - февраль 1989 года).

2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Союза ССР и союзных республик за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

3. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящей амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

4. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР в десятидневный срок утвердить порядок исполнения амнистии.

Председатель

Верховного Совета СССР

СССР накануне афганской войны

Спустя несколько десятилетий, обращая взор в прошлое, можно назвать целый ряд причин, которые в конечном итоге привели к развалу огромной и могущественной страны - СССР. Отношение к этой стране в наши дни может быть разное, у кого-то оно негативное, у кого-то позитивное, кто-то рассуждает о судьбах советской империи с научной точки зрения, однако, наверное, нет ни одного равнодушного человека к этому грандиозному образованию. В этой связи рассмотрение причин развала СССР видится особо актуальной темой. Да, крах страны принято связывать с причинами, лежащими на поверхности, связанными с непомерными расходами в гонке вооружений, снижением цен на энергоресурсы, затеянной и такой неудачной перестройкой, с общим прогниванием всей системы. Однако, по большому счету, эти процессы, которые, безусловно, стали объективными факторами развала, были всего лишь следствием. Следствие глубокого системного кризиса и ошибок, которые имели место еще в "золотую" брежневскую эпоху. Говоря о политике Брежнева, можно выделить два крупнейших просчета генсека. Первый - это сворачивание косыгинской реформы, которая оживила плановую экономику страны, и отказ от которой стал одной из главных причин застоя в экономике и полной ее зависимости от экспорта нефти. Вторым тяжелейшим просчетом, который в конце 80-х стал буквально живым символом надвигающегося краха СССР, было решение о вторжение в Афганистан. Ввод советских войск в Афганистан способствовал углублению кризисных явлений в экономике, что в конечном счете стало важным фактором при развале страны.

Причины вторжения

Афганистан - страна находящаяся на границах среднеазиатских республик СССР - стал беспокойной точкой в конце 70-х годов. В 1978 году в стране произошел государственный переворот, в котором не последнюю роль сыграло правительство СССР. Результатом этого стало установление в Афганистане просоветского режима. Однако вскоре новая власть в стране стала терять нити управления. Амин, пытавшийся насадить в исламском Афганистане коммунистические идеалы, быстро терял авторитет в обществе, в стране назревал внутренний конфликт, да и в самом Кремле не были довольны Амином, который все больше стал смотреть в сторону США. В этих условиях правительство СССР приступило к поиску лица, которое бы устроило его во главе Афганистана. Выбор пал на оппозиционного Амину Бабрака Кармаля, который в это время находился в Чехословакии. Причины ввода советских войск в Афганистан, таким образом, во многом связаны с возможной сменой внешнеполитического вектора страны. Определив нового лидера соседней стране, СССР, после ряда консультаций Брежнева, Маршала Устинова и министра иностранных дел Громыко, приступил к интервенции в страну.

Вторжение и ход войны

Ввод советских войск в Афганистан начался 25 декабря 1979 года. Уже через два дня группы спецназа организовали штурм президентского дворца, во время которого Амин был убит, после чего власть была передана Кармалю. Первоначально в страну был введен небольшой контингент. Однако скоро страна стала одной из самых горячих точек Востока. Оккупировав всю страну, советские войска тем не менее не могли здесь навести конституционный порядок. Отряды моджахедов выступали против того, что фактически являлось оккупацией. Вскоре вся страна стала бороться против присутствия советских войск, а каждый кишлак превращался в опорный пункт сопротивления. Кроме того, ввод советских войск в Афганистан осложнил международное положение страны. Политика разрядки в американо-советских отношениях была сорвана, более того, афганские бойцы стали получать вооружение и финансирование из Вашингтона, а сам Афганистан превратился в типичный полигон времен "холодной войны".

Завершение боевых действий

Год шел за годом, а положение в Афганистане не улучшалось, ряд блестящих операций советской армии, таких как, например, плеяда Пянджширских операций, не могла привнести главного - смены настроения в афганском обществе. Жители страны были настроены категорически против идеологии Советов, а моджахеды завоевывали все большую популярность. Потери советских войск росли, ввод советских войск в Афганистан спровоцировал заметное увеличение военных расходов, рост недовольства в обществе, к слову, интервенция стала и причиной бойкота многими странами Олимпийских игр 1980 года, проходящих в Москве. Негласное поражение сверхдержавы становилось очевидным. В итоге, в феврале 1989 года завершилась бесславная кампания советской армии: последний солдат покинул страну 15 февраля. Несмотря на то что эту войну можно назвать провальной, советский воин подтвердил свои умения, стойкость, героизм и мужество. За время войны СССР потерял убитыми более 13 000 человек. Экономические потери страны также были значительны. Ежегодно на поддержку марионеточного правительства выделялось около 800 млн. долларов, а обеспечение армии обходилось в 3 млрд. Таким образом, это подтверждает тезис о том, что ввод советских войск в Афганистан ухудшил положение дел в экономике страны, и в итоге стал одной из причин ее системного кризиса.

В 1979 году руководство СССР, дабы пресечь развитие гражданской войны в соседнем Афганистане, ввела туда ограниченный контингент войск. Это вызвало бурную реакцию на Западе: в частности, в знак протеста США и некоторые другие страны объявили бойкот московской Олимпиаде, которая прошла в 1980 году. Советская сторона в этой войне потеряла около 15 000 солдат. Насколько ввод советских войск был оправданным?

Предыстория конфликта

До ввода своих военных сил советская сторона поддерживала дружественные отношения с Афганистаном. И внутренний беспорядок, который начался на афганской территории, насторожил политическое руководство страны. Конфликты с исламской оппозицией постепенно перерастали в гражданскую войну. Сложившаяся ситуация затрагивала интересы СССР? Но советские политики действовали весьма осторожно. Афганское руководство неоднократно просило о помощи, но советская сторона не спешила вмешиваться во внутренний конфликт Афганистана, опасаясь получить статус агрессора. На одном из заседаний Леонид Брежнев заявил: «втягиваться в эту войну нам сейчас совсем не пристало».

Мотивы советского руководства

Конфликт нарастал огромными темпами. И уже в начале декабря 1979 года власти приняли решение о вводе советских войск, якобы, основываясь на договорных отношениях, предусматривающих добрососедство и взаимопомощь. Официальным поводом для принятия такого решения послужило желание помочь дружественному народу. Но так ли это было на самом деле? Советское руководство опасалось, что приход к власти исламских радикалов с антисоветским настроем приведет к полной утрате контроля над южными границами. Также опасение вызвал Пакистан, политический режим которого на то время во многом курировали власти США. Таким, образом, территория Афганистана служила в качестве «прослойки» между СССР и Пакистаном. И потеря контроля над афганской территорией могла спровоцировать серьезное ослабление государственных границ. То есть дружественная взаимопомощь была всего лишь прикрытием, под которым советская власть искусно скрыла истинный мотив своих действий.

25 декабря на афганскую территорию вошли советские войска, изначально это были небольшие подразделения. Никто не предполагал, что военные действия затянутся на десятилетие. Кроме военной поддержки руководство преследовало цель устранить Амина - действующего на тот момент лидера НДПА и заменить его Кармалем, который был близок советскому режиму. Таким образом советские власти планировали полностью вернуть контроль над афганской территорией.

Насколько действия советской власти были оправданными?

Ежегодно на афганский конфликт СССР тратил порядка 2-3 млрд американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако в период с ноября 1980 год по июнь 1986 год цены на нефть упали почти в 6 раз! Участие в афганском конфликте стало непомерно дорогим удовольствием в фактически обескровленной экономике.

К концу 1989 года в прессе появились статьи с критикой в адрес правительства. Власти приняли решение провести официальную оценку действий, связанных с вводом войск на территорию Афганистана. В результате исследователи вынесли свой вердикт, который носил характер морального и политического осуждения предпринятых действий. Вскоре аналогичную оценку предоставила Генеральная ассамблея ООН .

Спустя два десятилетия, когда Советского Союза уже не было на карте мира, американские спецслужбы признали, что сыграли не самую последнюю роль в вовлечении СССР в военный конфликт. Так, бывший директор ЦРУ в своих мемуарах признал, что американцы стали оказывать военную помощь афганским моджахедам еще до ввода советский войск, провоцируя решение советского руководства.

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана.

Ограниченный контингент (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником.

В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) — с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран — членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка Шинданд Кандагар, Термез Кундуз Кабул, Хорог Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар.

В состав советского контингента входили: управление 40 й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий - 4, отдельных бригад - 5, отдельных полков - 4, полков боевой авиации - 4, вертолетных полков - 3, трубопроводная бригада - 1, бригада материального обеспечения 1 и некоторые другие части и учреждения.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. - апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. - декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из за рубежа. Состоялся вывод шести советских полков на Родину.

4-й этап: январь 1987 г. - февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9 месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года .

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал лейтенант Борис Громов.

Потери:

По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тыс. 427 человек, КГБ — 576 человек, МВД — 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранено, контужено, травмировано - более 53 тыс. человек.

Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top