Легенда о крещении ольги. Лин паль - тайны киевской руси

Легенда о крещении ольги. Лин паль - тайны киевской руси

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

Задание 1

В каком году произошло описанное ниже событие?

«И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. <…>

  1. 945 г.
  2. 957 г.
  3. 962 г.
  4. 969 г.

Задание 2

О каком князе пишет В.О. Ключевский?

«Князь был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по своему, а не по старине и обычаю. Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец».

  1. Юрий Долгорукий
  2. Даниил Галицкий
  3. Андрей Боголюбский
  4. Всеволод Большое Гнездо

Задание 3

Кто являлся первым главой Посольского приказа?

  1. А.Л. Ордин-Нащокин
  2. И.М. Висковатый
  3. А.С. Матвеев
  4. Л.К. Нарышкин

Ответ:

1 2 3
2 3 2

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Укажите имена государственных и религиозных деятелей, составлявших окружение первого русского царя.

  1. А. Курбский
  2. А. Адашев
  3. Митрополит Алексий
  4. Протопоп Сильвестр
  5. Ф. Шакловитый
  6. Б. Морозов

Задание 5

В каких древнерусских городах в XI в. были построены соборы Святой Софии?

  1. Переяславль-Русский
  2. Полоцк
  3. Владимир-на-Клязьме
  4. Чернигов
  5. Новгород

Задание 6

Какие из указанных ниже договоров были заключены между Русским государством и Речью Посполитой?

  1. Деулинское перемирие
  2. Столбовский мир
  3. Ям-Запольский мир
  4. Ясский мир
  5. Поляновский мир
  6. Фридрихсгамский мир

Ответ:

4 5 6
124 256 135

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Неревский, Загородский, Людин, Славенский, Плотницкий.

7.2. Резана, куна, векша, ногата, гривна.

Ответ:

7.1. Названия новгородских концов (административных единиц).

7.2. Денежные единицы в Древней Руси.

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. П.А. Зубов, А.Д. Меншиков, Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.Д. Ланской.

8.2. Зернь, скань, филигрань, чернь, фреска.

Ответ:

8.1. Фавориты Екатерины II. Лишний – А.Д. Меншиков.

8.2. Виды ювелирной техники. Лишнее – фреска.

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)

Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Расположите известных художников в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

А) В. Ван Гог

Б) А.П. Антропов

В) Д. Веласкес

Г) А.А. Дейнека

Д) А. Дюрер

Е) П.А. Федотов

Ответ:

1 2 3 4 5 6
Д В Б Е А Г

5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 10

Расположите названия государственных органов Российского государства в порядке их появления:

А) Верховный тайный совет

Б) Коммерц-коллегия

В) Стрелецкий приказ

Г) Министерство государственных имуществ Российской империи

Д) Приказ тайных дел

Е) Министерство внутренних дел Российской империи

Ответ:

1 2 3 4 5 6
В Д Б А Е Г

5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между именами правителей Русского государства и законодательными актами, принятыми в период их правления. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ :

Ответ :

А Б В Г
5 2 3 1

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 4 балла .

Задание 13

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Алексей Михайлович скончался 30 января (1) г. Земский собор «назвал» московским государем 14-летнего (2 – имя и отчество) . При нём прежнюю силу при дворе приобрели (3 – фамилия боярского рода) , потеснённые было роднёй царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Самой важной реформой, проведённой при (2), стала отмена (4 – название явления) .

(2) скончался 27 апреля (5) года. Наследниками были его 16-летний брат (6 – имя) и 10-летний единокровный брат (7 – имя) . При поддержке Н.К. Нарышкиной царём объявили (7). Однако царевна (8 – имя) , сестра покойного царя, всячески пыталась посадить на престол своего родного младшего брата, а управление государством взять в свои руки. Ей это удалось после майских событий (5) года, отраженных в знаменитой опере М.П. Мусоргского, которые вошли в историю под названием (9 – название) . В ходе этих событий стрельцы с пушками и знаменами двинулись к Кремлю, где обвинили Нарышкиных в гибели царевича (6) и убили близкого к Алексею Михайловичу человека, воспитателя Натальи Кирилловны и царевича (7) – боярина (10 – фамилия) . В конце концов (6) и (7) вместе были венчаны на царство, однако главным царём считался старший брат. (7), его мать и родня отправились в почётную ссылку в подмосковное село (11 – название села) . Царевна (8) же стала (12 – название должности) – правительницей государства при малолетних братьях.

Первым человеком при царевне-правительнице стал князь (13 – фамилия) , по словам Куракина, «амур» и «галант» царевны. Он являлся главой (14 – название приказа) приказа, но фактически и внутренние дела вершились по его совету. По его инициативе в 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – (15 – название) . Во внешней политике самыми крупными событиями стали заключение в (16) г. «Вечного мира» с Речью

Посполитой и два (17 – название) похода в 1687 и 1689 гг.

Ответ:

17 верных вставок – 15 баллов;

16 верных вставок – 14 баллов;

15 верных вставок – 13 баллов;

14 верных вставок – 12 баллов;

13 верных вставок – 11 баллов;

12 верных вставок – 10 баллов;

11 верных вставок – 9 баллов;

10 верных вставок – 8 баллов;

9 верных вставок – 7 баллов;

8 верных вставок – 6 баллов;

7 верных вставок – 5 баллов;

6 верных вставок – 4 балла;

5 верных вставок – 3 балла;

3–4 верные вставки – 2 балла;

1–2 верные вставки – 1 балл.

Всего за задание 15 баллов.

Задание 14

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания, помещённые ниже.

14.1. Столица какого княжества обозначена цифрой 6? К началу правления какого князя границы этого княжества приобрели такой вид?

Ответ: Московское княжество. Иван III.

По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла.

14.2. Напишите цифру, которой обозначен город, где последними посадниками были представители рода Борецких.

Ответ: 1 (1 балл).

14.3. Запишите название ханства, которое в начале XVI века захватило территории государства, обозначенное на схеме цифрой 11.

Ответ: Крымское ханство (1 балл).

14.4. Напишите цифры, которыми обозначены земли, присоединённые к Русскому государству: А) в 1510 г., Б) в 1514 г., В) 1521 г. Укажите столицы этих земель.

Ответ: А) 2 – Псков; Б) 7 – Смоленск; В) 9 – Рязань (Переяславль-Рязанский).

По 1 баллу за каждую пару. Всего 3 балла.

14.5. Верны ли представленные ниже утверждения («да» ‒ «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

А) После присоединения княжества, обозначенного на схеме цифрой 4, сын Василия II стал титуловаться «Государем всея Руси».

Б) Государство, обозначенное на схеме цифрой 3, выплачивало Русскому государству так называемую Юрьевскую дань.

В) Земли, обозначенные на схеме цифрой 8, называются Низовскими княжествами.

Г) Последним правителем государства, обозначенного на схеме цифрой 11, был хан Ахмат.

Д) Земли, обозначенные на схеме цифрами 7 и 10, были отторгнуты от Русского государства в начале XVI в.

Е) Земли, обозначенные на схеме цифрой 10, были присоединены к Русскому государству в результате войны с княжеством Литовским.

Ж) Первым правителем государства, обозначенного на схеме цифрой 5, был хан Золотой Орды, к которому Василий II и Юрий Звенигородский ездили в 1431 г. за ярлыком.

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж
да да нет нет нет да да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 7 баллов.

Всего за задание 14 баллов.

Задание 15

Перед Вами фотографии архитектурных памятников. Расставьте их в хронологической последовательности в соответствии со временем сооружения и заполните таблицу.



Ответ:

Всего за задание 13 баллов.

Задание 16

Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

«Милостивый Государь Иван Иванович.

Полученным от Вашего Превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное Ваше несравненное дарование служить может, и многих книг чтение способствовать.

Однако и тех совет Вашему Превосходительству не бесполезен будет, которые сверх того … не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради ежели … по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весма справедливо, то желал бы я видеть план, Вами сочиненной. Но ежели ради краткости времени, или ради других каких причин того не удостоюсь, то уповая на отеческую Вашего Превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении … кратко вообще.

1) Главное мое основание, сообщенное Вашему Превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется. Осталную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание Библиотеки, нежели зделав ныне скудной и уской план по скудости ученых, после как размножатся оной снова переделывать и просить о прибавке суммы.

2) Профессоров … меньше двенатцати быть не может, в трех факультетах. В Юридическом три. <…> В Медицинском 3 же. <…> В Философском шесть. <…>

3) …необходимо должна быть Гимназия, без которой … как пашня без семян. О ея учреждении хотел бы я кратко здесь предложить, но времени краткость возбраняет.

Не в указ Вашему Превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целой полной план предложить могу. Непременно с глубоким высокопочитанием пребываю Вашего Превосходительства».

16.2. Назовите адресата письма.

16.3. Охарактеризуйте взаимоотношения между автором и адресатом.

16.4. Датируйте письмо как можно более точно, используя данный текст. Ответ аргументируйте.

16.5. Какому событию посвящено данное письмо?

16.6. На каких принципах должно быть организовано это учреждение, по мнению автора? Назовите четыре принципа.

Ответ:

16.1. М.В. Ломоносов (2 балла).

16.2. И.И. Шувалов (2 балла).

16.3. С одной стороны, можно отметить, что автор относится к адресату с искренним уважением («При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное Ваше несравненное дарование служить может, и многих книг чтение способствовать») (2 балла ), однако эти же слова можно истолковать как проявление хорошего тона или лести (2 балла ). С другой стороны, автор в социальной иерархии находится ниже, чем адресат, о чём свидетельствуют его обращения к адресату («Ваше превосходительство») и выражения, подобные «Непременно с глубоким высокопочитанием пребываю Вашего Превосходительства», «уповая на отеческую Вашего Превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении» (2 балла). Всего 6 баллов.

16.4. 1754 год, так как М.В. Ломоносов пишет о том, что процесс создания Московского университета уже запущен («Полученным от Вашего Превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук…»).

(2 балла за указание года (за указание 1755 года также 2 балла, так как по тексту документа невозможно установить датировку с точностью до года).

1 балл, если участник укажет середину 1750-х гг. или первую половину

1750-х гг. 3 балла за верный аргумент. Всего 5 баллов.

16.5. Учреждение Московского университета (2 балла).

16.6. Университет необходимо учреждать, используя западноевропейские образцы. Для успешного функционирования университета необходимо заранее выделить деньги на зарплату преподавательскому составу, чтобы в будущем не возникло проблем с необходимостью требования дополнительного финансирования. Средства, выделяемые на содержание «мёртвых душ», на первых порах необходимо тратить на формирование библиотечного фонда. Необходимо создать в университете 3 факультета: юридический, медицинский и философский. Для подготовки юношей к поступлению в университет необходимо создать при нём гимназию.

По 2 балла за каждый названный принцип. Всего 8 баллов.

Всего за задание 25 баллов.

Задание 17

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая

Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник);
  2. грамотность использования исторических фактов и терминов;
  3. чёткость и доказательность основных положений работы;
  4. знание различных точек зрения по избранному вопросу;
  5. наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.
  1. «Князь Андрей Боголюбский был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю… В его лице великоросс впервые выступил на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным». (В.О. Ключевский)
  2. «Но даже если утвердится признание социально-политического устройства России второй половины XVI в. наиболее оптимальным для развития страны… то все равно исследователи встанут перед решением вопроса: обязательны ли для достижения такого итога были все те кровавые жертвы, которыми ознаменовалось правление Ивана IV…» (Б.Н. Флоря)
  3. «Многим памятна эффектная, но, к сожалению, весьма легковесная фраза В.О. Ключевского о том, что при Анне Иоанновне «немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка». Между тем немцы «посыпались» в Россию задолго до анненского царствования, и их количество никогда не было устрашающе для национального существования русского народа». (Е.В. Анисимов)
  4. «Декабристы были последними военными заговорщиками… Но они сделались первыми идейными революционерами». (П.Н. Милюков)
  5. «По итогам правления Александра III страна казалась успокоенной и окончательно замиренной. Революционное движение ушло в глубокое подполье. Либеральная оппозиция затихла. Деревня разорялась и пролетаризировалась почти без волнений и бунтов. Отдельные стачки рабочих с появлением рабочего законодательства уже не выглядели устрашающими». (В.А. Твардовская)

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего за задание 25 баллов.

Максимум за работу 130 баллов.

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя».

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.

Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям.

  1. Bot повести минувших лет, откуда пошла русская земля, kto b киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля

    Документ

    951). В год 6460 (952). В год 6461 (953). В год 6462 (954). В год 6463 (955 ). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду . И был тогда царь Константин , сын Льва , и пришла к нему Ольга , и, увидев , что она очень красива...

  2. Историческая драма в 2-х действиях

    Документ

    ... ибо князь Мал повинен! Ольга ... год 6463 -й от С.М. или 955 -й от Р.Х. отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду . И был тогда царь Константин , сын Льва , и пришла к нему Ольга , (Поднимает голову и читает по памяти.) и, увидев , что она очень ...

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».

И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе.
Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там
каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: «Гости добрые пришли».

И ответили древляне: «Пришли, княгиня».

И сказала им Ольга: «Так говорите же, зачем пришли сюда?».

Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: „Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, -
пойди замуж за князя нашero за Мала»».

Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: «Любезна мне честь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; „щне же идите
к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», - и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье.

Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье».

И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор
к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти».

И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней.

Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне».

И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его.

Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?». Она же ответила: «Идут за мною с
дружиною мужа моего».

И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000.

А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

Начало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454 (946).

Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд
и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».

И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и гласились на дань и уже возделывают свои нивы
и уди; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь «мереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего»

  • Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своему мужу. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».

Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости».

Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город».

Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы.

И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань. И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным.

И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

Год 6455 (947)

Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви. <…>

Год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: « Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь».

И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна в женах русских, так как возлюбила свет и оставила. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».

И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь».

И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его».

И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. <…>

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». <…> <…>

Ольга часто говорила: « Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, <…> Святослав же притом гневался на мать. <…>

В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. <…>

В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага:

  • из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды,
  • из Чехии и из Венгрии серебро и кони,
  • из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Отвечала ему Ольга: «Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?» - ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле <…>

Повесть временных лет. С. 40 – 45, 46, 46 – 47,48, 49 – 50.

Легенда о крещении Ольги

Летопись рассказывает о крещении Ольге в самых светлых тонах:

"В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что ста очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись ж, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она ж, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она ж ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она ж, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники – да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) – человеческой, а эта – Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество… " Эта же блаженная Ольга с малых лет шкала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон"".

Эта легенда чудесным образом показывала, что Русь приняла христианство от самой "христианнейшей" страны Средневековья – Византии. Становясь крестной дочерью всесильного императора, Ольга становилась и воспреемницей правильной веры, и ореол святости переходил с княгини на всю страну, ее народ. В XII-XIII вв. это было очень актуально. Русь, к тому времени уже Киевская, становилась в ряд с европейскими странами. Так что понятно, почему эта легенда стала такой популярной. На самом-то деле император Византии нашу Ольгу не крестил, хотя она побывала в Константинополе и виделась с Константином. Эта легенда появилась лет через сто после того как Иоанн Скилица в своем труде ее обнародовал; "И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная, и истиной вере оказавшая предпочтение, она, удостоившись великой чести по этому поводу, вернулась домой".

"Константин Порфирогенит, – пишет Никитин, – не оставил сведений о причинах приезда Ольги, а его описание церемониала не дает никаких оснований говорить не только о "сватовстве", но и о крещении "архонтиссы Росии", поскольку Ольгу сопровождал "священник Григорий", т. е. она уже была христианкой. Вместе с ней на приеме находились ее родственницы, придворные дамы, а также послы и купцы, причем в том же числовом соотношении, которое указано в преамбуле договора Игоря… "Эльга росена", т. е. "росская", как ее называет Константин VII, была принята с титулом "архонтиссы Росии", т. е. правительницы страны, будучи сопровождаема шестью "родственшщами-архонтиссами", т. е. княгинями, ее сестрами или женами братьев Ольги, о которых совершенно ничего не известно, а также ее племянником, сыном брата или сестры. Ольги Эльги, но не Игоря Кроме того, вместе с Ольгой в Константинополь приехали священник Григорий, "люди Святослава", 16 придворных дам, слуги Ольги, слуги послов, прислужницы, 2 переводчика и пр., а также 22 посла и 44 купца (столько же, сколько зафиксировано в договоре Игоря). Наличие послов и купцов свидетельствует о заключении каких-то торговых и политических соглашений между греками и Русью, может быть, связанных с подтверждением или пересмотром "договора Игоря". В то же время, наличие священника безусловно снимает всякое сомнение в исконном христианстве Ольги/Эльги, нигде не названной именем "Елена", якобы полученным ею при крещении в Константинополе, как о том говорит рассказ ПВЛ. В самом деле, в случае "язычества" Ольги с ее стороны, не было бы никакой хитрости сделать императора своим воспреемником при крещении, поскольку это даже требовалось при крещении знатных язычников. Действительная хитрость, на которой изначально только и мог быть построен сюжет фаблио, дошедший до нас в урезанном виде, должен был заключаться в том, что Ольга крестилась, будучи у же христианкой, дабы, избежать сетей, которые расставлял ей сластолюбивый император".

В одном из старинных текстов северной традиции указывается между тем, что имя Ольги изначально звучало как Олена, то есть Елена. Ясно, конечно, что наша Ольга-Преслава-Елена не могла происходить из "народной" среды, потому что кастовое деление в древнем обществе было строгим и князей женили только на благородных невестах. Это было характерно как для Руси, так и для циркумбалтийских славян, и для скандинавов, и для германцев, и для латинян – и эти правила не нарушались. Если Ольга была родом из Болгарии, а не из-под северного Пскова, то она могла быть крещена во младенчестве, Болгария уже была страной христианской, хотя и с очень интересным христианством. Например, болгарские христиане считали, что "Христос взял свою плоть на небе и прошел через нее (Марию), как через канал", то есть что его рождение было мнимым (не рождался совсем) и потому он не страдал на кресте; они испытывали к кресту глубочайшее презрение, считая, что раз Христос на нем не погибал (поскольку это невозможно для лишенного плоти), то поклонение кресту – язычество и суеверие; что в мире существуют два Бога, один из них находится на небе и не занимается такой ерундой, как творение материального мира, он всеблаг, зато другой демиург создал мир материи, и имя ему Сатана, и если Ветхий завет утверждает, что бог создал человека материально, то имя этому богу известно, от него и есть все зло, человек потому как имеет тварное тело и нетварную душу, находится всегда в зоне борьбы этих двух сил – ветхого бога и светлого бога, и ему (человеку) в помощь бог послал с неба своего ангела по имени Иисус. Латиняне считали, что получили веру от апостола Петра, византийцы – что от апостола Андрея, болгары же знали, что их вера – от святого Павла. Так что болгарская ересь получила название павликанства. Идеологом этого учения невольно оказался епископ Арий, преданный анафеме на одном из первых соборов. Болгарское христианство и не скрывало, что целиком разделяет учение Ария, пришедшее из Александрии. И хотя Болгария находилась совсем рядом с могущественной Византией, побороть арианство в ней так и не удавалось. Византия, дабы изжить арианство, пробовала присоединить к себе Болгарию, и это периодически удавалось, но стабильность была тут понятием весьма шатким, к тому же в стране имелись как последователи Ария, так и греческие христиане. В конце концов византийцы стали использовать ариан для защиты границ империи. Эти христиане были хорошими воинами, они легко шли на смерть. Время Ольги, и еще более – время правления ее сына Святослава как раз и связано с попытками Византии полностью подчинить себе Болгарию. Положение осложнялось тем, что при Симеоне Болгария перестала подчиняться константинопольскому патриарху, а ученики Мефодия ушли в Болгарию. Ольга не могла не понять, что для вхождения в европейскую семью народов выбирать ей придется отнюдь не ту веру, которую она исповедует. Выбор невелик – между греческим и римским христианством По одной из версий, кроме посещения Константинополя она отправила послов и к латинянам Константинополь на этом пути был первым. Насчет Болгарии же княгиня знала, что этому христианству не выжить рядом с двумя сильными империями. Ольга была человеком крайне расчетливым, ошибок она не хотела. Она, конечно, не могла не заметить, как предвзято отнесся византийский царь к сопровождающему ее духовнику, который был из болгар. "В свите Ольги, – писал Мавродин, – которая сопровождала ее в Царьград, действительно был некий священник Григорий, но в посольстве Ольги он не играл никакой роли. Он не был официальным духовником русской княгини, во всяком случае в Византии его не считали таковым, потому что в противном случае его не обидели бы так бесцеремонно, как сделал Константин Багрянородный, дав ему подарок меньше того, что получили переводчики. Меньше Григория получили только рабы и слуги". Для Ольги такое неуважение было знаменательным. Она знала, что дальнейший путь "в цивилизацию" Болгарию обходит стороной.

Но константинопольские переговоры результата не дали. Точнее, дали, но совсем не тот, которого желала княгиня. Летопись об этом делает некий намек, проясняя характер бесед с Константином с глазу на глаз: "Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: " Если ты max же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами". Очевидно, надежда стать вровень с Византией после поездки угасла, и хотя Ольга обещала императору прислать своего рода дань и войска против мятежной Болгарии и Крита, ей не понравилось, что взамен она так ничего и не получит. Так что послов отправила и без даров, и без войск. Контакта не состоялось. Не состоялось и всеобщего крещения по греческому обряду. Русь была в этом плане совсем не столь языческой, как представляется сегодня. И не столь дикой, как: принято представлять. Хотя считается, что грамоту для славян придумали Кирилл и Мефодий, но и до болгарских просветителей у славян была своя письменность, упоминаются даже некие "руськие" книги, которые видели болгары, посещая славянские поселения. Просветители были даже несколько ошарашены, когда оказалось, что христианское учение славянам уже известно. Причерноморские славяне были убеждены, что получили свое христианство и крещение от апостола Андрея, в Болгарии в этом качестве упоминали апостола Павла. А поскольку часть славян переселилась на берега Днепра с берегов Дуная, то они принесли свою веру с собой. Неудивительно, что Аскольд попал в город, который уже знал христианство. И было бы глупостью думать, что через сто лет это христианство куда-то исчезло. Никуда оно не исчезало. Просто рядом с христианами жили язычники, и князья в русских землях были чаще всего язычниками. Но христианство, которое было в русских землях, было и не латинским, и не греческим Оно казалось Ольге неприемлемым для создания сильного государства. Между прочим, этот вопрос о выборе пути встанет остро уже при Владимире. И историк Татищев записал по поводу языческой Руси следующее: "По сем иде Владимир на булгары и, победя их, мир учени и прият крещение сам и сынове его, и всю землю Рускую крести. Царь же болгорский Симеон приела иерей учёны и книги довольны". Но мы ж знаем, что Владимир крестил Русь в греческую веру? В записанном в Лаврентьевской летописи Символе веры есть одна строчка, которая указывает точно, что принятое на Руси крещение было, без всякого сомнения, болгарским и армянским: Сын подобесущен Отцу. И греческое, и римское христианство считало, что "Сын единосущен Отцу", – разница огромная: подобесущный Сын предполагает отдельное существование Отца и Сына! Именно в это и верили ариане. Владимир твердо следовал заветам бабки.

Но Ольга-то понимала, что с болгарской верой равными европейским государствам не стать. Так что, когда она разочаровалась в греках, то следующий шаг был сделан навстречу Риму. Ольга послала в Рим с просьбой прислать епископа и священников. Там, конечно, сильно обрадовались. Автор "Продолжения хроники Регинона Прюмского" сообщал, что "в лето от Воплогцения Господня 959-е… послы Елены, Регины Ругорум, крестившейся в Константинополе при императоре константинопольском Романе, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников". Кто-то из историков указывает, что императором был Константин, и Ольга и Елена, "королева ругав", – разные лица. Кто-то считает, что имя императора указано ошибочно, автор мог его и не знать точно, но "королева ругов" – наша Ольга Кто-то связывает "королеву ругов" со славянами-ободритами, но не может ее идентифицировать. Не правда ли, лучше смотреть на последствия? Если просили епископа, то он должен был куда-то отправиться: Рим стремился обратить как можно больше язычников. И епископ отправился. Это был несчастный епископ Адальберт, который прибыл с сопровождающими его монахами в Киев в 961 году, а через два года бежал из этого Киева, ругая языческий город и сменившего Ольгу Святослава – собственно говоря, князь его и выслал, а по дороге через земли древлян его ограбили и едва не убили. Так что, прибыв в Германию, епископ был рад, что остался жив. Наша "регина ругорум" великолепно отождествляется с княгиней Ольгой. Недаром в "Хильдесхаймских анналах" появилась впоследствии такая запись: "К королю Оттону явились послы от народа Руси с мольбою, чтоб он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины; они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу, послал к ним епископа Адалберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всём лгали".

Вероятно, епископ не понял, что со смертью Ольги с всеобщим крещением Руси придется повременить. Дело в Святославе, который оказался тверд в своей собственной вере – языческой. Как пишет летопись, хотя Ольга "учила его принять крещение, но они не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская городство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивою самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия". Но и достигнув возмужалости, Святослав так и остался язычником С этого пути его и смерть бы не сбила. И дело не в насмешках дружины: Святослав ненавидел христиан и христианство, вряд ли он очень нежно относился и к Ольге, которая вынудила отца стать, как писали греки, "боспорским архонтом", то есть выставив из Киева к устью Днепра Только смерть Ольги в 969 году спасла его и от христианства, и от невозможности принимать собственные решения. Избавившись от супруга, Ольга очень крепко держалась за власть, то есть до самой своей смерти.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде - это отражение крестовых походов конца XII - начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина Вот что сообщает романовская версия о княгине Ольге-Елене, жене

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

12.3.2. Три мщения Ольги-Елены, жены Игоря. Первое мщение Ольги-Елены В.Н. Татищев сообщает следующее.«Мал кн. древлянский. Ольги великодушие. ПЕРВОЕ МЩЕНИЕ. Послы живые в землю. ВТОРОЕ МЩЕНИЕ. Послы сожжены. Игорева могила. ТРЕТЬЕ МЩЕНИЕ. Древляне побиты… (примечания В.Н.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде - это отражение крестовых походов конца XII - начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина Крещение Ольги, жены Игоря, императором Константином и наречение

Из книги Тайны Киевской Руси автора Паль Лин фон

Легенда о крещении Ольги Летопись рассказывает о крещении Ольге в самых светлых тонах:"В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что ста очень красива лицом и разумна,

Из книги Ледовое побоище и другие «мифы» русской истории автора Бычков Алексей Александрович

О первом крещении Руси Летописец развертывает похвалу святому Мефодию в тему крещения славян, а точнее (это и важно для него), в тему крещения Руси. Он утверждает, что христианство проповедовал «славянскому народу» апостол Андроник, «до моравов же доходил и апостол Павел

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Легенда о крещении Ольги По легенде Ольга в 955 году отправилась в Царьград. Увидел царь греческий Ольгу и подивился красоте ее и разуму, и захотел взять ее в жены.Царь сделал Ольге предложение выйти за него замуж, на что та ответила:- Я - язычница. Не подобает греческому

автора Парамонов Сергей Яковлевич

3. О крещении князя Аскольда Легенда о крещении князя Аскольда и о чуде с несгоревшим Евангелием, как известно, вовсе отсутствует в большинстве главнейших летописей (Лаврентьевской, Ипатьевской и других), но имеется в Никоновской и некоторых иных.Так как Никоновская

Из книги История руссов. Варяги и русская государственность автора Парамонов Сергей Яковлевич

Повествование о крещении руссов В данном томе «Истории руссов» Сергея Лесного целиком воспроизводится один византийский текст, который позволяет существенно удревнить историю русской христианской культуры. Текст этот был фактически предан забвению и в

Из книги Крещение Руси автора Духопельников Владимир Михайлович

«И было наречено ей в крещении имя Елена» Крещение состоялось. «И крестил ее царь с патриархом», – пишет летописец. В крещении Ольга получила имя Елена, что само по себе очень знаменательно. В крестильном имени пытались предугадать, точнее, мистически ознаменовать

Из книги Этюды любви и ненависти автора Дудаков Савелий Юрьевич

О крещении Во множестве антисемитских произведений – В. Крестовского, С.К. Литвина-Эфрона, И.И. Ясинского и других – фигурирует тип крещеной еврейки-отступницы (были, конечно, и отступники, но в беллетристике их немного), преследуемой вездесущим Кагалом. Отступницы эти

автора Сапожникова И Ю

25. О ПОХОДЕ ОЛЬГИ к Цариграду и о крещении ея. ЛЕТА ОТ СОЗДАНИЯ МИРА 6463, а от Рождества Христова 955, Великая Княгиня Киевская и всея России Ольга с великим имением в строи нарочитом кораблями пойде к Цариграду, и пришедши с Русскими Боляры и Дворяны пред лице Кесаря

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

41. О КРЕЩЕНИИ ВЛАДИМИРА и о браце его. И ТАКО ВЕЛИКИЙ САМОДЕРЖЕЦ Российский Владимир Светославич православнохристианскую Греческую веру приемши, повеле себе окрестити в Херсоне, лета от создания Мира 6416, а от рожества Христова 988; а по Кромерову свидетельству, лета от

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

43. О КРЕЩЕНИИ СЫНОВ Владимировых. ТОГОЖДЕ ВРЕМЕНИ сам Михаил Митрополит всех дванадесять сынов Владимировых, их же име от различных жен, наедине в кринице, или на источнику окрести, и от того часа источник он над Днепром, идеже сынове Владимировы крестишася, и по сей день

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

О крещении Крещение Господне«1-3. О природных свойствах воды, чудесно действующих в таинстве крещения.Животворно таинство нашей воды ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Рассуждение наше не будет праздным; оно обращено и к тем, кто

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Славяне. Восточные_

Повесть временных лет

В год 6463 (). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом . Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере , и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе , и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев . Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой , а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Ольга с сыном Святославом

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top