Лев николаевич толстой детство читать в сокращении. Детство, толстой лев николаевич

Лев николаевич толстой детство читать в сокращении. Детство, толстой лев николаевич

Детство – Что может быть интереснее и прекраснее открытия мира детскими глазами? Именно они всегда широко открыты, очень внимательны и на редкость проницательны. Поэтому Лев Толстой взглянул вокруг глазами маленького дворянина Николеньки Иртеньева и еще раз показал чистоту и низменность чувств, искренность и ложь, красоту и уродство…

Из серии: «Детство. Отрочество. Юность»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детство (Л. Н. Толстой, 1852) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.

Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio. Подле нее вполуоборот сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло еще более строгое выражение, как только вошел Карл Иваныч. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала, топая ногой, считать: «Un, deux, trois, un, deux, trois», – еще громче и повелительнее, чем прежде.

Карл Иваныч, не обращая на это ровно никакого внимания, по своему обыкновению, с немецким приветствием, подошел прямо к ручке матушки. Она опомнилась, тряхнула головкой, как будто желая этим движением отогнать грустные мысли, подала руку Карлу Иванычу и поцеловала его в морщинистый висок, в то время как он целовал ее руку.

– Ich danke, lieber Карл Иваныч, – и, продолжая говорить по-немецки, она спросила: – Хорошо ли спали дети?

Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал. Он нагнулся ближе к дивану, оперся одной рукой о стол, стоя на одной ноге, и с улыбкой, которая тогда мне казалась верхом утонченности, приподнял шапочку над головой и сказал:

– Вы меня извините, Наталья Николаевна?

Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз входя в гостиную, спрашивал на это позволения.

– Наденьте, Карл Иваныч… Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети? – сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

Но он опять ничего не слыхал, прикрыл лысину красной шапочкой и еще милее улыбался.

– Постойте на минутку, Мими, – сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, – ничего не слышно.

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и откинула ее назад, потом посмотрела пристально на меня и сказала:

– Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:

– О чем ты плакал?

Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве.

– Это я во сне плакал, maman, – сказал я, припоминая со всеми подробностями выдуманный сон и невольно содрогаясь при этой мысли.

Карл Иваныч подтвердил мои слова, но умолчал о сне. Поговорив еще о погоде, – разговор, в котором приняла участие и Мими, – maman положила на поднос шесть кусочков сахару для некоторых почетных слуг, встала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна.

– Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно.

Музыка, считанье и грозные взгляды опять начались, а мы пошли к папа. Пройдя комнату, удержавшую еще от времен дедушки название официантской, мы вошли в кабинет.

12 августа 18. г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведёт Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своем кабинете хозяйственные указания приказчику. Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: "...в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно". Для Николеньки лицо матушки - прекрасное, ангельское. Отец, в силу своей серьезности и строгости, кажется ребенку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который "нравится всем без исключения". Отец объявляет мальчикам о своем решении - завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учеба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берет детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, - все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему "удовольствие и отраду". Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными - тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николень-ка часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахи-ну, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: "...когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать".

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днем. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются - последние шесть дней маменька уже не встает. Она даже не может попрощаться с детьми - её открытые глаза ничего уже не видят... Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: "Матерь божия, не оставь их!"

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это желтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, пораженный горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

План пересказа

1. Утренние занятия братьев Иртеньевых.
2. Отец сообщает детям, что они поедут в Москву. Обида Карла Ивановича.
3. Семья Иртеньевых едет на охоту.
4. Вечер в кругу семьи.
5. Отец с двумя сыновьями и Карлом Ивановичем едет в Москву.
6. Подарки и приезд гостей по случаю именин бабушки.
7. Бал. Николенька влюбляется в Сонечку Валахину.
8. Мать сообщает о своей болезни и о приближающейся смерти.
9. Похороны матери. Николенька осознает, что счастливая пора детства закончилась.

Пересказ

12 августа 18... года — обычный день в доме графа Иртеньева в селе Петровском. Детей, десятилетнего Николеньку, от имени которого ведется повествование, и его старшего брата Володю будит в семь часов утра их учитель — старый немец Карл Иваныч. Пустяковый эпизод — убитая Карлом Иванычем муха падает на голову нежащегося в постели Николеньки — наводит мальчика на мысль, что учитель злой человек. Но вот Карл Иваныч щекочет Николеньку, и теперь он думает, что был несправедлив к доброму, любящему его учителю (Николенька вообще склонен к внимательному анализу поведения людей и событий окружающего мира, пусть он и не всегда приходит к правильным выводам).

Мальчики идут здороваться с маменькой Натальей Николаевной, сидящей в гостиной и разливающей чай. Здесь же их одиннадцатилетняя сестра Любочка уже играет на рояле под присмотром своей Гувернантки Марьи Ивановны, которую в семье зовут Мими. Матушка разговаривает с ними на двух языках — русском и немецком, который она знает в совершенстве. Затем мальчики идут здороваться с отцом, Петром Александровичем. В кабинете они становятся свидетелями разговора отца с приказчиком Яковом. Выясняется, что основной доход в семье поступает из деревни Хабаровки, принадлежащей матери. Затем отец сообщает, что им пора серьезно учиться, поэтому сегодня в ночь он берет их с собой в Москву, а Карлу Иванычу придется покинуть их дом.

Карл Иваныч, добрый и беспредельно любящий семью Иртеньевых человек, очень расстроился. Он счел себя несправедливо обиженным и был во время уроков очень не в духе. За обедом отец выражает матери свое недовольство тем, что она привечает юродивых. После обеда всей семьей поехали на охоту — мужчины верхом, женщины в коляске. Собаки выгнали зайца прямо на Николеньку, но он оплошал, отпустил свою собаку раньше времени, и заяц ускакал. После охоты был пикник. Мальчики и Любочка с Катенькой, дочкой Мими, играли в Робинзона, о котором только что прочитали. Наблюдая за Катей, Николенька ощутил что-то вроде первой любви.

Домой приехали, когда уже смеркалось. Вечером дети рисовали, мать играла на рояле Бетховена и Фильда. Отец объявил, что решил взять Карла Иваныча в Москву. Все были очень рады этому, потому что любили и жалели старого учителя. На следующий день мальчики с отцом поехали в Москву, а Любочка с матерью остались в деревне. Прощание было грустным, все плакали, у Николеньки долго щемило сердце.

Через месяц после приезда в Москву, где они жили в доме бабушки, наступил день бабушкиных именин. Карл Иваныч и дети преподнесли ей подарки: учитель подарил красивую коробочку, сделанную собственноручно, Володя — рисунок, а Николенька сочинил длинное стихотворение, которое бабушке особенно понравилось. Затем стали приезжать с поздравлениями многочисленные гости, среди которых был пожилой князь Иван Иваныч. Николенька случайно услышал его разговор с, бабушкой и понял, что бабушка не любит отца, считает, что он не ценит доброту своей жены и предпочитает ее обществу клуб и карт.

Заехали и братья Ивины, ровесники Николеньки и Володи, в младшего из которых, Сережу, красивого, веселого, бойкого и сильного для своих лет мальчика, Николенька был по-детски влюблен, хотя и прекрасно видел его недостатки. Так, во время игры с Иленькой Грапом, сыном бедного иностранца, также приехавшего поздравить бабушку, Сережа сильно обидел и унизил Иленьку, слабого и тихого мальчика, что оставило глубокий след в душе Николеньки.

Вечером бабушка устроила бал. Николенька, забыв о своей обычной застенчивости и некрасивой внешности, веселился вовсю. Он влюбился в Сонечку Валахину, красивую девочку двенадцати лет, танцевал с ней и был так счастлив, что разлюбил Сережу Ивина.

Через полгода после бабушкиных именин мать прислала письмо, в котором сообщила, что тяжело больна, и просила их немедленно приехать в деревню, чтобы успеть попрощаться перед смертью. Они отправились на следующий день, однако по приезде застали матушку уже без сознания. Она лежала с открытыми глазами, но никого не узнавала. Около ее постели сидели доктор и няня Наталья Савишна, которая вырастила и ее, и всех ее детей. Все домашние были очень печальны. В этот же вечер в страшных муках мать умерла.

На другой день, вечером, стоя у гроба матери, глядя на ее любимое лицо и не видя его от слез, Николенька, не осознав еще произошедшего в полной мере, впервые проявил склонность к самоанализу. Ему казалось, что он не испытывает настоящего горя, а только тихую грусть, к которой постоянно примешивалось какое-то самолюбивое чувство, и мальчик презирал себя за это. Во время похорон все вели себя по-разному. Николенька плакал. Отец был очень бледен и с трудом сдерживал слезы, но выглядел при этом весьма эффектно, и Николеньке это почему-то не нравилось. Мими опухла от слез и, казалось, едва держалась на ногах, однако слезы ее были вызваны не только горем, но и чувством неуверенности в дальнейшей судьбе — своей и дочери. Лицо Любочки, мокрое от слез, выражало только детский страх. Володя был очень задумчив и стоял, устремив неподвижный взгляд в одну точку. Все посторонние, утешавшие отца, вызывали в Николеньке лишь досаду. Единственной, кто, по мнению мальчика, испытывала истинное горе, была Наталья Савишна, которая не плакала, а молилась. После похорон она не оставляла своих обязанностей по дому, но делала все машинально. Разговоры с ней, ее тихие слезы и спокойные набожные речи утешали Николеньку. Со смертью матушки мальчик осознал, что счастливая пора детства закончилась.

Лев Толстой «Детство» краткое содержание каждой главы нужно прочитать всем, кто не может осилить эту повесть полность.

Эта книга описывает большие психологические переживания, которые испытывают многие мальчики в детстве: первая влюблённость, чувство несправедливости, обида, стеснение.

«Детство» краткое содержание по главам

12 августа 18** г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведёт Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своём кабинете хозяйственные указания приказчику.

Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: «…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Для Николеньки лицо матушки - прекрасное, ангельское. Отец в силу своей серьёзности и строгости кажется ребёнку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения».

Отец объявляет мальчикам о своём решении - завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, - все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными - тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: «…когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются - последние шесть дней маменька уже не встаёт. Она даже не может попрощаться с детьми - её открытые глаза ничего уже не видят… Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

– один из титанов русской культуры. Автор таких литературных монументов, как «Война и мир», «Анна Каренина» . Путь в мир высокой литературы открылся перед писателем благодаря повести «Детство», журналу «Современник» и его проницательному редактору Николаю Алексеевичу Некрасову.

В 1851 году Лев Николаевич вместе со своим братом Николаем отправляется на Кавказ, где идут ожесточенные бои с горцами. Тамошняя атмосфера вдохновляет 23-летнего Толстого к творчеству. Однако он создает не произведение на военную тематику, что было бы вполне закономерно, а ностальгическую повесть «Детство», написанную в жанре псевдоавтобиографии.

Спустя год, после ряда корректур, первый труд готов. Толстой отправляет рукопись в редакцию культового журнала «Современник», которую в то время возглавляет Николай Алексеевич Некрасов. Опытный литератор тут же отмечает талантливую повесть и публикует произведение никому не известного автора на страницах своего журнала. Так в России появился выдающийся писатель, не новичок, а зрелый сформировавшийся прозаик.

История трилогии
Позже в «Современнике» напечатают «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), которые продолжат историю жизни и становления личности главного героя Николеньки Иртеньева. Однако начиналось все «Детством».

Знакомство с домом Иртеньевых

Утро 12 августа началось для Николеньки Иртеньева прескверно. Его разбудил громкий хлопок прямо под ухом. Это учитель Карл Иваныч затеял охоту на мух у кровати маленького барина. Николенька жутко злится на учителя. Ему ненавистен Карл Иванычев пестрый халат и красная шапочка, которую тот носит, чтобы не простудить больные уши, его немецкая речь и хлопушка из сахарной бумаги для мух.

Посмеиваясь, Карл Иваныч щекочет пятки своего маленького воспитанника. Сонный дурман рассеивается, и Николенька уже не может представить, как мог буквально несколько мгновений назад ненавидеть доброго Карла Ивановича. Немец уже 12 лет живет в их доме и научил Николеньку и его старшего брата Володю всему, что знает сам.

Так начинается еще один день в жизни Николеньки Иртеньва. Три дня назад ему минуло десять лет. И это его детство.

После небольших приготовлений Карл Иванович выводит мальчиков (Николеньку и Володю) здороваться с матушкой, Натальей Николаевной. Николенька прекрасно помнит ее добрые карие глаза, родинку на шее, расположенную в том месте, где начинают виться волосы, нежную сухую руку, которой мама так часто ласкала своих сыновей. Наталья Николаевна разливает по кружкам чай. В той же комнате музицирует младшая сестра Николеньки Любочка и ее гувернантка Мими (Марья Ивановна) – пренеприятнейшая особа, по мнению юного Иртеньева.

Поцеловав ручку маман, Николенька отправляется в отцовский кабинет. Его отец, Петр Алексеевич, крупный помещик. С самого утра он решает хозяйственные дела с приказчиком Яковом. Николенька восхищается, какой его папа высокий и статный, какая у него большая жилистая рука и ровный спокойный голос. Отец напоминает сыну, что этой ночью они выезжают в Москву.

Дело в том, что Николенька с Володей уже взрослые. Им больше нельзя оставаться в деревне. Отец повезет их в большой город, где они получат достойное образование, научатся светским манерам. Николенька рад уехать в таинственную Москву. Его огорчает лишь предстоящее расставание с матушкой и добрым Карлом Ивановичем, которого он любит не меньше, чем папу. После многолетней службы учителя увольняют. Он больше не нужен выросшим Иртеньевым.

Утренние переживания не позволяют Николеньке настроиться на урок. Он напрочь забывает выученный накануне диалог, а тетрадь по чистописанию превращает в чернильную лужу из-за накапавших на нее слез. В довесок к сумбурному утру на пороге классной комнаты появляется юродивый Гриша – завсегдатай поместья Иртеньевых. Он говорит какие-то несвязные предсказания, стучит костылем и, по обыкновению, напрашивается на обед от доброй Натальи Николаевны.

Охота, первая любовь и торжество справедливости

Семейство Иртеньевых в полном составе отправляется на охоту. Николенька очень любит подобные поездки, тем более что сегодня с ними поехала матушка с девочками – сестричкой Любочкой и дочкой гувернантки Катенькой, к которой юный Иртеньев испытывает первые нежные чувства.

После неудачной охоты (Николенька ненароком спугнул зайца) взрослые усаживаются за обед, а дети идут играть в Робинзона. Все это время Николенька неловко проявляет знаки внимания по отношению к Катеньке, однако девочка ухаживаниям юного барина не потакает.

По возвращении домой детей занимают рисованием. Николеньке достается только синяя краска, и он пытается изобразить события сегодняшнего дня. Сперва мальчик рисует синего зайца, потом превращает животное в куст, куст в дерево, дерево в скирд, скирд в облако. В результате рисунок признается негодным и выбрасывается.

В это время в доме разыгрывается драма с учителем Карлом Ивановичем, которого накануне было решено уволить. Оскорбленный немец пришел жаловаться Петру Николаевичу на их неблагодарность, да так разволновался, что перезабыл все русские слова, разрыдался и пообещал служить без жалованья, лишь бы его не разлучали с любимыми воспитанниками. Пожалев старика, Петр Николаевич решил взять учителя в Москву и закрепить за ним прежнее жалованье. Справедливость восстановлена. Николенька счастлив.

Барышня и крестьянка

Рассказчик знакомит читателя с еще одной постоянной обитательницей дома Иртеньевых – экономкой Натальей Савишной. Когда-то она была просто Наташкой – дворовой девкой в селе Хабаровке, в котором выросла мама Наталья Николаевна. По просьбе ее отца-кларнетиста, молодую крестьянку взяли в дом. Когда родилась мама Николеньки, та стала ее няней. Так началась теплая сердечная привязанность двух Наталий – барышни и крепостной. А когда в благодарность за годы службы Наталья Николаевна написала Савишне вольную, та разрыдалась и ни в какую не захотела уходить со двора.

Глядя сквозь годы, Николенька признает, что тогда, в детстве, не ценил любви Савишной. Вот и сегодня, прощаясь перед отъездом, он бегло целует заплаканную старушку в чепец. Ему не терпится скорее отправиться в Москву навстречу приключениям. Выглядывая из коляски, Николенька видит маму, красивую в развивающейся голубенькой косыночке, которую она придерживает рукой. Тогда мальчик еще не подозревал, что смотрит на маму такой в последний раз.

Москва, родня и вторая первая любовь

Начинается новый период в жизни юных Иртеньевых, московский. И первое тревожное испытание на пути мальчиков – знакомство с городской родней. Перво-наперво Николенька и Володя отправляются на встречу с бабушкой княгиней. Каждый готовит для родственницы подарок. Николенька сочиняет стихотворение. Сперва оно кажется ему вполне сносным, но к моменту публичного чтения он практически убежден, что стихи вышли скверные и, более того, лживые. Особенно его беспокоит последняя строка – «И любим, как родную мать». Ведь неправда это! Неправда! Николенька, безусловно, любит и уважает бабушку графиню, но совсем не так, как матушку – самое обожаемое существо на свете.

В доме у графини Иртеньевы знакомятся с дальними родственниками – желчной княгиней Корнаковой и очень статным и красивым, несмотря на свои семьдесят, князем Иваном Ивановичем. Чуть позже Николенька и Володя заводят знакомство с братьями Ивиными, их одногодками, принимают участие в играх, присутствуют на настоящих танцах, а Николенька к тому же вторично влюбляется. Теперь предметом его обожания становится Сонечка Валахина, о которой он всякий раз думает перед сном. И это, убежден юный Иртеньев, серьезно.

Конец детства

Иртеньевы вот уже полгода живут в московском доме у бабушки графини. Их новую бурную жизнь нарушает письмо из деревни. Наталья Николаевна пишет, что тяжело заболела, ее дни сочтены, и просит мужа как можно скорее привезти детей в деревню. Петр Алексеевич, не раздумывая, мчится к супруге. Однако родные застают больную в бреду, она ничего не видит, никого не узнает и умирает тем же днем в страшных муках.

Похороны матушки оставили в душе юного Николеньки Иртеньева самые тяжелые воспоминания. Собралось много людей, все зачем-то плакали, молились, жалели бедных сироток. «Какое они имели право говорить и плакать о ней?» – вскрикивает сквозь годы Николенька. Ведь никому по сути не было дела до ее смерти и до их горя. Да и сам мальчик не мог осознать происходящее: «… я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести».





Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top