Маржана Садыкова: Ограниченная возможность — это Возможность. Жизнь до последнего кадра

Маржана Садыкова: Ограниченная возможность — это Возможность. Жизнь до последнего кадра

Неизлечимо больная 13-летняя Маржана Садыкова не пациент, а удивительный фотохудожник

Сначала я написала совсем другой текст. Про смерть и про то, как у Амины сгорели все слезы. Но она сказала, что все это неправда. Сначала я ничего не поняла. Потом, когда осознала, что она имеет в виду, у меня внутри как будто открылась потайная дверь.

С высоты птичьего полета это просто крошечный кусочек улицы: от дома, который стоит на шоссе, по подземному переходу к стеклянному кафе. Несколько сотен шагов. А на самом деле - дорога жизни. Если приезжает сестра, Амина может выйти на час. В этом кафе есть укромный угол, там мы и уединились. Я думала, что смогу увидеть Маржану - нет, уже нет. Вместо Маржаны мы встретились с Аминой.

Ее единственной дочери без трех недель 14 лет. Врачи сказали, что у Маржаны осталось очень мало времени. Два года назад у девочки обнаружили саркому. Ушибла коленку, а гематома все не проходила. Амина - врач по образованию - очень долго не верила в то, что они не справятся с болезнью. Пять месяцев назад Маржана перестала ходить. Амина сказала: я думала, мы просто будем тихо умирать.

Но произошло нечто из ряда вон выходящее.

К ним пришла сотрудница фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава. Она нашла деньги на покупку профессиональной фотокамеры, и Маржана, которая уже не вставала, начала делать портреты. Она фотографировала друзей и даже моделей, которые приезжали к ней на съемку.

Фотографией Маржана увлеклась в раннем детстве. Девочка еще не ходила в школу, когда мама подарила ей маленькую «мыльницу». Тогда еще фотографировали на пленку, и для того, чтобы увидеть, что получилось, нужно было относить ее в мастерскую. Амину, понятно, не радовала дороговизна этой затеи. Но Маржана не выпускала фотоаппарат из рук и в конце концов разбила его. Амина понимала, что ребенок просто не осознавал, какая это хрупкая вещь, но не спешила покупать второй. Теперь это кажется такими пустяками, а тогда ее беспокоило, что Маржана появление нового аппарата воспримет как должное и не оценит подарка. Однако девочка очень хотела фотографировать, и тут на помощь пришел Дед Мороз.


Амина сказала: тогда она еще верила в него, вот Дед Мороз и принес новый фотоаппарат.

Несколько дней назад в кинотеатре «Пионер» закрылась выставка фотографий Маржаны Садыковой. Мне об этой выставке рассказала Лидия Мониава. Я вошла в фойе - а как рассказать про то, что почувствовала, не знаю.

Это портреты. Ну что я, фотопортретов не видела? Все мы их видели. А что же остановилась и стояла, как будто что-то случилось?

Потому и стояла, что случилось.

Как правило, фотограф старается извлечь из своей модели какую-нибудь ее диковину: улыбку, позу, движение. По большей части это воспринимается как неожиданность, подсмотренная фотографом, - сам ты этого, возможно, и не увидел бы. А на портретах Маржаны люди такие, как они есть, с морщинами, родинками, или как там называется то, что с годами появляется на наших лицах, - и эти люди распространяют свечение. Но ведь не все люди светятся, а некоторые гасят и тебя, и все вокруг, хоть и не догадываются об этом. Так вот: она запечатлела не их свет, а свой. Свою радость от встречи с ними.


Но Амина же не знала, как долго я рассматривала Маржанины фотографии. И там, в кафе, она сказала, что Маржана с детства воспринимала вещи, которые стали понятны ей только сейчас. Дело в том, что Маржана не считала нужным защищаться от людей, переделывать их, а предпочитала принимать их такими, какими они были. Она умела увидеть их светлую сторону. Ее нельзя было настроить против, самым естественным для нее было любить.

Каждая ее фотография - это плод. Как яблоко, или тыква, или вишня. Ведь когда смотришь на них, даже не отдавая себе в этом отчета, вместе с соком, вкусом и цветом впитываешь тайну творения. Я смотрела на них и понимала, что сама увидела бы этих людей по-другому. Я точно это знаю. А она подарила их нам.

И все это случилось тогда, когда смертельно больные люди уже не могут сопротивляться болезни. А Маржана даже и не сопротивляется - она просто ею пренебрегла.

Недавно она попросила сделать ей в комнате нечто вроде студии. Лидия сделала все, что было в человеческих силах, но в последний момент Маржана передумала. Она сказала, что фонду есть на что потратить эти деньги. Она не любит тратить, она любит дарить.

Когда открылась выставка, у Маржаны брали интервью. В них она предстает очень зрелым и в то же время легким и азартным человеком. Она мечтала сфотографировать профессиональную балерину - эта мечта сбылась. Она мечтала о выставке - сбылась и эта. Многие ли люди могут похвастаться такой яркой жизнью?

Амина написала в фонд «Вера»: «В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным. Сейчас я лучше стала понимать, для чего существуют хосписы… Они делают все, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, полной любви…»

История Маржаны - одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Теперь я точно знаю, что один человек может изменить ход вещей, как это сделала Лидия Мониава. И еще я теперь знаю, что человек способен победить страх смерти и обратить его в уникальный опыт, как это сделала Маржана Садыкова.

Никому не ведомо, когда прервется земная жизнь человека. Но если это наш последний разговор с Маржаной, которую я никогда не видела, я хочу, чтобы она знала: я благодарна ей за эти солнечные брызги, за эти человеческие тайны и за то, что она оказалась сильней всех, кого я знаю на этом свете.

Невероятная по силе и глубине история о жизни маленькой девочки. Девочка, которая меняла мир вокруг себя...

Когда смерть на время отступает под напором Жизни.

Сегодня я Вам расскажу о маленькой 14-летней Маржане Садыковой. Фотограф, Художник.

2 года назад девочке поставили смертельный диагноз - рак крови. Лечение не помогло. Медики опустили руки - болезнь не отступит. Но эта маленькая девочка решила не отказываться от своей мечты - стать фотографом.

Эту историю с организованной выставкой ее фотографий многие слышали. Мне жаль, что я не знал о ней раньше. Маржана Садыкова - подопечная фонда помощи хосписам «Вера». И ей нужно было всего лишь немного смысла, немного света, немного счастья - для того чтобы прожить то время, что ей суждено. И фонд «Вера» купил Маржане профессиональный фотоаппарат .

Потом была фотоссесия на которую откликнулось огромное количество людей. 60 - образов-масок, чужих лиц, застигнутых врасплох её камерой. 60 гениальных фотографий, маленького фотографа.

Она снимала лежа, в перерывах между приступами болезни... Позади 2 месяца кропотливой работы. Волонтеры помогли Маржане организовать выставку, которая прошла в кинотетре "Пионер", в феврале этого года. Свои работы она назвала коротко - «Гости».

Смотря на нее, слушая ее слова, хочется крикнуть. Почему так все несправедливо в этом мире. Почему уходят такие молодые и такие сильные.

А может как раз все правильно и справедливо... И нам надо прожить всю жизнь, чтобы понять эти простые истины. которая поняла она...

Лень, когда нет хорошей цели. У меня были моменты, когда я хотела лечь и отдохнуть, но я вспоминала, ради чего я это делаю и это было важнее, чем комфорт.

Человек способен на совершенно невероятные вещи, если верят в свою мечту, нужно просто начать идти. Возможности, единомышленники - все появится, помощь придет.

Когда я фотографирую, боль уменьшается. Я забываю о том, что не могу ходить, сидеть и быстро устаю, а чувствую заряд энергии. Любимое дело питает тебя, наполняя жизнь смыслом.

Не нужно искать справедливости в том, что выпадает на нашу долю.

Мудрость для меня принять с любовью и благодарностью все, что происходит и найти в себе силы не искать несправедливости и не злиться.

Анализируя все, что произошло, я понимаю, что опыт и знания, которые я получила - возможно превышают ценность этой жизни.

Мы живем не один раз, и с каждым воплощением, есть шанс стать ближе к Богу.

Просто используйте свои возможности по максимуму. Действуйте, полагаясь на любовь и будьте счастливы. Это лучшее, что мы с Вами можем сделать.


Амина Садыкова, 16 апреля 2013 года:
Сегодня в 10 часов умерла Маржана. Мы почти всю ночь не спали, я легла возле нее, чтобы поить капельно и мы больше обычного общались, в основном тактильно, но все же теперь вспоминая это я благодарна. Под утро она вдруг стала просить меня помочь ей доставать далекие предметы, хотела дотянуться до них, но была очень слаба и не могла сжать пальцы. Потом спросила, долго ли ей здесь еще сидеть. Я сказала что уже недолго. Потом стала говорить о чем то, я не могла разобрать и вместо ответа сказала, что люблю ее, она совершенно ясно ответила - я тебя тоже люблю. Через пять минут она перестала дышать. Я держала ее руку и гладила волосы, мы говорили о любви и она ушла. Не думала, что можно так умереть, ...как в сказке. Мне не будет трудно и тяжело вспоминать этот момент, она до самого конца оставалась собой и после себя оставила столько света и любви и покоя.

Просто остановитесь и послушайте, что говорит Вам ребенок со смертельной болезнью...


З.Ы. Ей всего 14 лет. Она всего на год старше моего сына... Я бы очень гордился, если у меня была такая дочь. Мои соболезнования родителям Маржаны.

Я благодарна за то, что если мне суждено умереть, то Бог дал мне много времени, чтобы осознать себя, а не погибнуть в одночасье просто оттого, что на голову упал кирпич...


В этих ее словах вся суть нашей жизни, которую мы растрачиваем по мелочам...

Этой девочки уже нет. Остались ее слова... и фотографии

О Маржане Садыковой интернет-сообщество узнало благодаря фонду помощи хосписам «Вера». Девочка больна раком и является подопечной фонда. Но приходить на выставку стоит совсем не поэтому. А потому, что Маржана, несмотря на свои 13 лет — удивительный фотохудожник.

Обращение Маржаны

Фотопортреты, которые она делает, — не просто красивое изображение того или иного человека, знакомого или незнакомого, а — целая вселенная, искрящаяся эмоциями и смыслом.

Вселенные эти Маржана создает в своей однокомнатной квартире, поскольку не в силах не только выходить куда-либо, но и просто — встать с кровати. Дома у нее — своя маленькая студия, в которой она, лежа, и снимает своих моделей — знакомых или совершенно чужих людей, согласившимся позировать перед объективом ее фотокамеры.

«Как ни странно, ограниченная возможность — это Возможность. Мои съемки из одного и того же ракурса полны открытий и радуют меня своей новизной всякий раз, я к этому никак не привыкну. Конечно, я бы с удовольствием встала, но все же я как творческий человек не страдаю от того, что не могу это сделать, я просто вижу то, что, возможно, не видно другим.» (из интервью для каталога выставки)

Маржана Садыкова творит. Фото Екатерины Марголис, aif.ru

«Сначала у меня просто есть представление о том, какой должна быть будущая работа, — делится Маржана секретами своего мастерства. — Потом, когда вижу человека, пришедшего позировать, нередко — в первый раз в жизни, с которым, возможно, даже никогда не разговаривала, это представление корректируется, иногда — кардинально меняется. Часто сначала человек старается выглядеть так, как он считает красивым или правильным, и если суметь пойти дальше, то можно увидеть настоящее преображение.

Ты вдруг видишь человека с неожиданной стороны, открываешь в нем то, что, может быть, он и сам в себе раньше не замечал. Я хочу сломать социальную оболочку и увидеть все грани личности. Ведь социум так или иначе диктует манеры поведения, какие-то привычки. И, например, человек считает, что он должен быть обязательно веселым или улыбающимся, а иногда наоборот — непременно серьезным, солидным. Мне хочется пройти дальше, увидеть, кем еще он может быть. Как правило, это удается, человек раскрывается, и мне кажется, это ему тоже нравится — попробовать разные роли.


А потом, когда я рассматриваю фотографию, отбираю из множества кадров тот самый, где он открылся камере, где они поладили, нашли друг друга. Во время съемки я могу даже не увидеть этот момент, но камера не подводит, она все помнит в деталях.

Порой бывают самые настоящие человеческие открытия. Тогда я просто не в силах сдержать удивления, особенно если речь о каких-то наших знакомых: «Неужели это — Оля?! Никогда не думала, что она может быть такой». «Неужели этот тот человек, про которого принято говорить „творческая натура“, которого все привыкли считать легкомысленным и несобранным, вдруг оказался серьезным и таким организованным?!»

Наверняка моделям Маржаны приятно и удивительно видеть себя ее глазами, ее взглядом через объектив. Увидеть в себе что-то новое, неожиданное прекрасное…

Людям нравится сниматься на площадке у Маржаны. Они становятся послушными и внимательными моделями.

«Мыльница» от Деда Мороза

Первый фотоаппарат — самая обычная «мыльница» — появился у Маржаны, когда она еще не умела читать. Подарок на День рождения, который она, собственно говоря, и не просила, не понимала, для чего он ей нужен, был вручен от мамы девочки, ее дяди и тети, которые, «скинулись» на фотоаппарат.

«Я подумала, что нажать кнопку обычной пленочной „мыльницы“ ребенок сумеет. И будет снимать то, что ей интересно. А заодно у меня появилась бы возможность больше узнать о дочери (то, о чем мечтает каждая мама)», — рассказывает мама Маржаны Амина.

Но «больше узнать о дочери» с помощью фотоаппарата в этот раз не удалось: девочка успела сделать несколько кадров, в дальнейшем фотоаппарат был разбит, разломан, разобран.

«Перед нами встал вопрос — что делать: с одной стороны — фотоаппарат был быстро приведен в негодность, — говорит Амина. — С другой — очень хотелось, чтобы ребенок все-таки занимался интересным делом, да и самой Маржане понравилось фотографировать. Мы тогда купили новую „мыльницу“ и придумали хитрую историю, что пришел Дед Мороз и оставил для нее коробку, что в ней — мы понятие не имеем.

В коробке дочка обнаружила фотоаппарат, то есть Дед Мороз оказался добрее, чем мама, которая, после подобного халатного отношения с техникой ни за что бы еще раз не сделала такого подарка. Помню, как Маржана потом всем восторженно рассказывала: „Вы представляете, что мне подарил Дед Мороз?!“ Так нам удалось остаться педагогичными и вручить девочке фотоаппарат».

Со вторым фотоаппаратом Маржана уже обращалась аккуратно. Начала снимать. Первые фотографии девочки были явно не шедевры. Она снимала все подряд, так что пленки у фотоаппарата приходилось менять почти так же быстро, как пулеметные ленты. Амина шутит, что в этом случае семью от разорения спасло только то, что пленок покупалось не так уж много. Поскольку Маржана готова была щелкать кнопкой фотоаппарата бесконечно.

«Неглавное» главное дело

Тогда, в раннем детстве, Маржана не планировала, что фотография станет главным ее делом. Вокруг было столько интересного! У мамы Маржаны была идея, что надо все перепробовать, водить дочку на все существующие занятия для детей, чтобы определить, где ей больше понравится, и остаться там. Поэтому она занималась всем: от балета и акробатики до музыки и рисования. Везде было интересно, иногда думалось, что вот, нашли то самое внутренне близкое. Но внутренне близким, именно ее, оказалась только фотография.

Вся энергия, которая раньше распылялась, сейчас направлена на то, что ей так помогает. «Не думаю, что если бы Маржана была здорова, она занималась бы в данный момент фотографией так плотно, — говорит Амина. — Хотя фотография всегда ее очень интересовала. Она изучает Фотошоп, работы именитых мастеров, у нее есть любимые фотографы, большинство из которых живет в Москве, она общается на тему фотографии в сети и в курсе того, что происходит в мире фотографии.

Но большие фотопроекты она откладывала на будущее. Ей казалось, что сейчас, пока она ребенок, у нее недостаточно возможностей для этого. Нужна дорогая камера, сложная натура (ей хотелось снимать на природе), дорогой реквизит. Маржана планировала, что сначала она вырастет, заработает денег, а потом примется реализовывать свои идеи в фотографии. «Она делилась со мной планами, какие она бы хотела сделать фотосессии. Я думала, что это занятие, вполне подходящее ребенку для развлечения, большой Маржане станет неинтересно, но все равно поддерживала ее», — говорит мама фотографа.

Кстати, когда смотришь на фотографии, понимаешь, что их автор — человек, который много и осмысленно читает.

«Маржана очень любит читать, — подтверждает мою догадку Амина. — Ей 13 лет, мне — 44 года, но она прочитала больше книг и может дать дельную консультацию по многим вопросам». А занятие фотографией действительно помогло Амине лучше понять дочь.

«В фотографии я ничего не смыслю, — говорит Амина, — поэтому в основном наблюдаю, как Маржана снимает. Наблюдая, можно лучше узнать человека. В том, что касается фотографии, она главная, и все здесь по ее правилам. Я смотрю, как она может организовать процесс съемки, создать атмосферу на площадке, как будет вести модель в нужном направлении, как соблюдает сроки и выполняет обязательства. Она не раз удивила меня, — каждый прожитый с ней день может быть уроком».

Фотография для Маржаны сейчас — это не хобби и даже не профессиональная деятельность, а нечто гораздо большее. Работая, она возвращается в огромный разнообразный мир, от которого отрезана болезнью. Снимая, создавая свои прекрасные снимки, она забывает о том, что чего-то не может. Во время съемок Маржана — главная, она руководит процессом, вдохновенно управляет теми нитями, которые потом должны сложиться в произведение искусства. И она становится сильной настолько, что боли на какое-то время отступают…

ФОТОРЕПОРТАЖ ГРИГОРИЯ АГАЯНА С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ МАРЖАНЫ

За миг до смерти...

Всю жизнь 14-летняя Маржана Садыкова мечтала стать фотографом. Но из-за тяжелой неизлечимой болезни - злокачественная саркома, она была прикована к постели.

Тем не менее, благодаря отзывчивости людей девочка смогла воплотить свою мечту в жизнь. Ее московская квартира на время стала небольшой студией, куда приходили как обычные люди, так и профессиональные фотомодели и фотографы.

В феврале этого года состоялась ее фотовыставка «Гости». Удивительно, но начинающей фотохудожнице удалось поразить глубиной своих снимков даже бывалых критиков.

К сожалению, девочка не смогла справиться с тяжелой болезнью. 16 апреля Маржана Садыкова умерла. Всего за день до своей смерти, она записала трогательное видеообращение, в котором поблагодарила всех, кто ей помогал, а также пожелала людям использовать свои возможности на 100%, как бы тяжело им не было.

14 февраля мы были на открытии фотовыставки Маржаны Садыковой.

Маржане Садыковой 13 лет. У нее рак. Судя по всему, ее не вылечат. Вот письмо ее мамы , там многое объясняется.

Маржана попросила профессиональный фотоаппарат. Это вызвало неоднозначную реакцию - стоит ли собирать деньги на дорогущий фотоаппарат для подростка, когда некоторым пациентам на лекарства не хватает.

Тем не менее, на фотоаппарат деньги собрали, причем довольно быстро.

И вот - за какие-то недели - набралось много фотографий, нашлись люди, которые организовали фотовыставку, отпечатали буклет...

Один экземпляр этого буклета теперь есть у меня.

Мы пришли на выставку втроем - мои однокурсницы Саша и Яна и я.

Наверное, я бы не решилась прийти на выставку одна - побоялась бы.
Но прочитала пост Лиды Мониава и пришла. Хорошо, что так.

Что мы увидели на открытии выставки?

Скользящие друг по другу слои реальности. Внешний слой - тонкие фужеры, шампанское - фуршет... Фотографии, фотографии, фотографии... и много фотографов с камерами. Пришедшие на открытие выставки люди. Разные люди, с разными лицами.
Некоторые радостно возбуждены, некоторые плачут.

И - внутренний слой. Смысл всего этого собрания. Видеообращение Маржаны. Видно, что Маржана совсем маленькая и уже очень худая. Огромные глаза, бритая голова - химиотерапия, наверное.

Еще более глубокий слой - то, что она говорит.

"Мы живем не один раз, и с каждым разом становимся ближе к Богу"...
"Если идти навстречу мечте - то все появится, и единомышленники, и возможности..."
"Может быть, опыт, который я получила - он ценнее этой жизни..."
"Понятие справедливости придумано людьми. Вселенная устроена по-другому. Лучшее, что мы можем - это быть счастливыми..."

И самый глубокий слой - что в этом всем обращено ко мне?
Маржана не плачет на видео - но и ощущения покоя и смирения нет.
Есть ощущение, что идет непрерывная борьба за смысл.

Она говорит: "Я достигла своей цели"...

Тринадцатилетняя девочка собрала несколько сотен взрослых людей на открытие своей выставки. Что привело нас сюда?
Это - не интерес к фотографии.
Может быть, это - желание поддержать Маржану, укрепить мужество в ребенке, который каждый день смотрит в лицо смерти.
А, может быть - желание укрепить свое мужество, посмотрев в лицо этого ребенка.

Фотографии Маржаны действительно красивые и интересные. В основном - портреты. И люди на фотографиях красивые.

Девочки, история которой быстро облетела Интернет. В ее группе в социальных сетях раньше было меньше ста человек, сейчас это число выросло вчетверо: люди пишут слова поддержки, предлагают стать моделями для начинающей фотохудожницы. Почти все герои ее снимков, по сути, приходят в гости: Маржана не встает с кровати, ей с трудом удается сидеть, и импровизированную фотостудию она создала прямо в своей квартире.

У Маржаны мудрый, очень взрослый взгляд. Взгляд философа, удивительный для тринадцатилетней девочки.

Модели, друзья, гости

Персональная выставка - исполненная мечта. Первый фотоаппарат Маржана получила в совсем юном возрасте, в то время — даже не умела ходить. Ее мама Амина хотела понять, как ребенок видит мир вокруг. «Но ее ожидания не оправдались: первую камеру я обслюнявила, погрызла и раздавила», — говорит Маржана. Потом мама начала действовать по-другому: сказала, что больше не будет покупать дочке фотоаппарат. Но на Новый год Маржана нашла новую камеру: от деда Мороза, сказали родители. Такой подарок прибавлял ответственности.

Потом были самые разные камеры, разные герои. Фотография была всего лишь одним из хобби. Но Маржана тяжело заболела. Наступил момент, когда она просто не могла встать с кровати. Тогда она поняла: спасение можно найти в творчестве. Фонд помощи хосписам «Вера» купил ей профессиональную фотокамеру, родные приобрели свет, фон, прямо в квартире организовали студию. В качестве моделей участвовали знакомые, друзья семьи, волонтеры фонда. Позже, когда история Маржаны облетела социальные сети, герои стали появляться сами.

«Моя мечта осуществилась — мне позировала прекрасная балерина» — пишет фотограф на своей персональной страничке. Принцессы, танцовщицы, укротительницы змей, актрисы из эпохи немого кино - Маржана примеряет на своих муз десятки образов.

Очень скоро сбылась еще одна мечта: персональная выставка. И снова помогли волонтеры фонда. «Я очень благодарна за эту идею и эту возможность, потому что она подтолкнула вперед, учиться и работать, — рассказывает Маржана. — У камеры большие возможности, но их нужно было осваивать».

В последние дни перед выставкой фотосъемки были практически каждый день, в промежутках — интервью с журналистами. Маржана очень уставала, но никому не отказала. Всем, кто пишет ей с соцсетях, старается отвечать.

«Нужно просто начать идти»

Накануне выставки в небольшой однушке развернулась мини-фабрика: мама Амина готовит кексы и имбирное печенье в форме цветных сердец — чтобы поблагодарить всех гостей. Маржаны на выставке не будет: она готовит текст видеообращения.

«Меньше всего хочется говорить про Маржану в контексте болезни, — комментирует Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам „Вера“. — Понимаете, конечно, у многих возникает соблазн говорить такие вещи: бедная девочка, она болеет, как же несправедливо, как же больно. Вот это вообще не тот случай, когда это нужно делать. Посмотрите на эти фото — есть ли на них хоть что то, что заставило бы вас думать в минорном ключе?».

На выставке в небольшом коридоре — огромное количество друзей и поклонников, поток людей перетекает от одного снимка к другому. На всех фотографиях — по-своему счастливые люди. Кто-то — загадочный, кто-то открытый. В центре любого снимка — человек.

«Маржана отбирала фотографии очень строго, — рассказывает куратор выставки Екатерина Марголис, — Мы все время говорили о фотографии, о красоте, она выбрала эти снимки из сотен других, я уговаривала: давай оставим, она отвечала: нет, не годится!».

Другое измерение Маржаны

Екатерина рассказывает, как научилась смотреть на мир глазами Маржаны. «Я летела из Венеции и стала жерствой природного катаклизма: приходилось идти по колено в ледяной воде. И вот ты идешь, чувствуешь себя таким несчастным, мокрым, заледенелым, не можешь думать ни о чем, кроме того, что у тебя замерзшие ноги. Я прошла так несколько шагов, и вдруг вспомнила, что у меня в рюкзаке — фотоаппарат. Посмотрела вокруг и поняла: как же красиво! В этот момент я думала о Маржане. Когда человек болеет, ему не очень хорошо физически, но когда он отвлекается от этих ощущений и видит, как прекрасен мир и люди вокруг, он попадает в другое измерение. Мы все тоже можем побывать там — благодаря Маржане».

На столиках с угощениями — бумага и ручки. Волонтеры фонда попросили гостей написать фотографу пожелания, а может — просто откроенные письма, отзывы о выставке. Возле каждого столика образуются очереди — желающих поучаствовать много, ручку передают, как эстафету. Настроение полно контрастов: кто-то плачет, кто-то улыбается.

Маржана продолжает фотографировать: мечта в выставке сбылась, но планов еще много. Она читает, смотрит снимки любимых фотографов, размышляет о будущих фотосессиях. Она не ходит в школу, но образование продолжается. Фотография стала любимым делом, и бросать его на полпути — не намерена:

«Нужно принять с любовью и благодарностью все, что происходит. Найти в себе силы не искать несправедливости, не злиться. Анализируя все, что произошло, я понимаю: то, что я пережила, весь полученный опыт и знания, возможно, превышают ценность этой жизни».

Фотограф Маржана Садыкова скончалась в Москве утром во вторник, 16 апреля. Редакция АиФ.ru выражает соболезнования родным и близким Маржаны.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top