Методы активизации познавательной деятельности учащегося. Методы и приемы активизации познавательной деятельности на занятиях

Методы активизации познавательной деятельности учащегося. Методы и приемы активизации познавательной деятельности на занятиях

6. Технология игрового бизнеса

Виды деловых игр. Этапы разработки и подготовки деловой игры. Правила общения в учебно-тренировочной группе. Создание нормального микроклимата в группе играющих. Особенности проведения деловых игр в больших и малых группах. Подготовка участников. Подбор и назначение ведущего и жюри. Тренинги как разновидность деловых игр. Подведение итогов деловой игры и их оценка. Критерии оценки участников игры и ведущего. Общая оценка деловой игры. Ее эффективность с точки зрения усвоения знаний и получения практических навыков.

6.1. Методы активизации процесса обучения. Деловые игры.

Под оптимизацией учебного процесса понимают наиболее благоприятные критерии (векторы) организации обучения студентов (рис. 4).

Рис. 4. Основные составляющие, которые более других влияют на оптимизацию учебного процесса. (Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. – К.: “ЕскОб”, 1999. – 304с.; С. 223)

В зависимости от дидактических целей и задач, последовательности в обучении, количества и возрастных особенностей студентов, характера изучаемого материала, формы обучения можно условно разделить на три группы:

1) массовые – лекции, конференции, смотры-конкурсы и др.;

2) групповые – экскурсии, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельная работа, игровые занятия, консультации, факультативные занятия, занятия в кружках;

3) индивидуальные – дипломное и курсовое проектирование, самостоятельная работа, консультация и т. п.

Наиболее активными формами обучения являются игровые формы – игровое проектирование, учебная игра. Кроме того, достаточно высока активность студентов при самостоятельной работе, практических занятиях. Каждую из форм обучения можно сделать достаточно активной, если подходить с точки зрения стимулирования активности студентов и бинарности (участия в процессе обучения двух сторон – преподавателя и студента). Если 50% времени на занятиях студент активно работает, т. е. выполняет индивидуально-фронтальную работу, то форму обучения можно считать активной. (Методика ігрових занять: Навч. посібник / За ред. П. М. Олійника. – К.: Вища школа, 1992. – 213с., С. 6-8).

Методы обучения – это система способов, приемов, средств, последовательных действий преподавателя и студентов на занятиях, направленная на достижение учебных, дидактических и воспитательных целей и задач, т. е. на овладение знаниями, формирование умений, навыков и воспитание. В дидактике различают общие и специальные методы. Общие методы (рассказ, лекция, иллюстрация, беседа) применяют при изучении различных дисциплин. Специальные методы зависят от специфики изучения дисциплины. Это методы измерения отдельных параметров, методы различных исследований и т. п.

В зависимости от источников получения знаний методы обучения делятся на словесные (информационно-осведомительные), наглядные и практические.

Словесные методы разделяют на монологические (пояснение, лекция, инструктаж) и диалоговые (беседа, семинар, диспут, дискуссия). Наглядные методы включают иллюстрацию (плакат, диапозитив, кодоизображение); демонстрацию (кинофильм, телепередача, действующая модель); показ (выполнение операции); наблюдение (непосредственное, опосредованное). К практическим методам относятся самостоятельная работа, моделирование.

Проблемно-поисковыми методами являются репродуктивный или воспроизводительный (решение задач, построение графиков); эвристический (эвристическая беседа); частично-поисковый (курсовое проектирование); исследовательский (научная работа, дипломное проектирование); метод проблемного изложения.

Логические методы включают индуктивный (от частного к общему); дедуктивный (от общего к частному); анализ, синтез, обобщение; сравнение, абстрагирование.

Методы стимулирования и мотивации обучения. Известно, что для того, чтобы материал лучше усваивался, необходимо, с одной стороны, мотивировать обучение, т. е. вызвать интерес к нему со стороны студентов, а с другого – стимулировать (поощрять) их деятельность.

Основными способами и приемами мотивации обучения являются: педагогическое мастерство (профессионализм, эмоциональность, красноречие), авторитет преподавателя, использование наглядности, объективность оценок и т. д. Кроме того, обучение может мотивироваться при помощи активных форм и методов обучения – игровых, методов коллективной интеллектуальной деятельности, проблемных.

Методы формирования интереса к обучению делят на методы коллективной интеллектуальной деятельности и имитационные. Основой методов коллективной интеллектуальной деятельности является наличие коллективной мысли, познавательного спора при наличии высокой активности студентов. К ним относятся дискуссии и метод «мозговой атаки». Имитационные методы обучения связаны с имитацией определенного, процесса, явления, системы управления.

К имитационным индивидуальным методам относятся имитационные упражнения, анализ производственных ситуаций, метод тренажа и др. Имитационные коллективные методы включают распределение ролей, игровое проектирование, деловые игры. Имитационные методы наиболее активны. Они содействуют формированию профессиональных, организационных и управленческих умений и навыков и навыков общения.

Основные этапы имитационных методов: постановка проблемы, цели и задач, распределение ролей и определение функций разных должностных лиц, разграничение интересов участников, обсуждение проблемы (самостоятельные решения и учет возможных препятствий), определение победителей, стимулирование и подведение итогов.

Метод распределение ролей дает возможность приобрести профессиональные навыки и умения. Он наиболее эффективен при разрешении проблем, не сориентированных на какой-либо один критерий. Игровое проектирование – это объединение анализа конкретной ситуации с распределением ролей.

В зависимости от поставленных целей и задач места и условий проведения все имитационные модели можно квалифицировать как операционно-ролевые и обучающие (деловые) . Операционно-ролевая игра – форма создания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характеристик для определенного вида практики.

При помощи обучающих (деловых) игр можно смоделировать адекватные условия для приобретения навыков специалиста. При этом обучение носит коллективный характер. Во время деловых игр студент должен выполнять действия, которые составляют основу его профессиональной деятельности. Отличие заключается в том, что результаты принятых им решений отражаются на модели, а не в реальной ситуации. Это дает возможность не боятся негативных результатов от принятых решений, несколько раз повторять определенные действия для закрепления навыков их выполнения.

При помощи проблемно-ориентированных (методологических) игр определяют уникальные проблемы и пути их разрешения в различных сферах. Они занимают большой промежуток времени. Могут быть рекомендованы как метод повышения квалификации первых руководителей.

Аттестационные деловые игры используют при аттестации кадров, для определения их компетентности. В ходе такой игры участник определяет ошибки контрольных игроков и противостоит им.

Обучающие ролевые игры развивают аналитические способности, способствуют принятию правильных решений в разных социально-психологических и производственных ситуациях. Эти игры необходимо использовать для снижения трудностей адаптации молодых специалистов, закрепления у них соответствующих навыков и умений.

Обучающе-педагогическая игра используется для выбора оптимальных решений, обучающих методов и приемов в реальных условиях. Эта игра требует от ее участников знания не только конкретной темы, но и основ педагогики и психологии. В форме такой игры можно проводить самостоятельную работу студентов, практические и семинарские занятия. На нее можно выносить какой-либо материал произвольного содержания, уже изложенный в лекционном курсе, но требующий повторения, детализации и творческого осмысления.

  • < Назад
  • Вперёд >

Методы активизации процесса обучения. Деловые игры. - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
  2. включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
  3. использовать дидактические игры и дискуссии;
  4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

2.1 Методы активизации познавательной деятельности учащегося

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

Текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

Нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
  • Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
  • Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.
  • Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

Выдвижение проблемного вопроса,

Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

Создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

Демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

2.2 Приемы активизации познавательной деятельности.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения . Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

  1. Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся умений и навыков; контроль ученических успехов учащихся. Планируя систему уроков, преподаватель разделяет материал темы на части соответственно содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения.

В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока.

Методическая характеристика урока отражается в перспективно-тематическом плане. Это определяет методическую направленность подготовки как к теме в целом, так и к каждому уроку.

В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметные связи материала темы.

Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, ТСО в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

Движущей силой любой деятельности (в том числе и учебной) является ее мотивация. Мотив служит внутренней побудительной причиной к действию. При этом необходимо учитывать, что действительным побудительным началом мыслительной деятельности является желание обучаемого решить поставленную учебную проблему, познать истину, доказать, оспорить и т. п. Если его вынуждать к активности, то она не будет мотивированной и продуктивной.

В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых. Все они основываются на создании ситуации, исключающей пассивность обучаемого: либо каждому ученику дается свое задание, за выполнение которого он должен отчитаться, либо от его деятельности зависит успешность деятельности группы и т. п. Практически, все эти методы стимулируют познавательную деятельность.

Драматизация в обучении заключается в инсценировке учебного материала по ролям (ими могут быть не только живые персонажи, но и любые неживые предметы).

Инверсия состоит в перестановке слов, нарушающей их привычный порядок, или в доказательстве тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.

Метод морфологического анализа заключается в выделении главных характеристик объекта и разнесении их по осям. По каждой из этих осей впоследствии записываются возможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям, можно комбинировать различные сочетания элементов, получая при этом большое количество возможных вариантов, подчас самых неожиданных.

При реализации метода фокальных объектов 1 признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инертность и косность. Рассматривая полученные сочетания, можно прийти к оригинальным идеям.

Метод эвристических вопросов применяется для сбора дополнительной информации при решении проблемных задач или для упорядочения имеющейся информации при решении творческих задач. Для этого необходимо ответить на семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Различные сочетания этих вопросов порождают массу новых, порой совершенно неожиданных.

Мозговая атака используется при совместном поиске решения трудной проблемы. При этом обстановка в группе должна быть непринужденной, люди раскованы, недопустимы критика и самокритика, все идеи (даже самые парадоксальные и нереальные) принимаются и проходят групповую экспертизу. Наиболее наглядный пример этого метода – работа команды знатоков в игре «Что? Где? Когда?».

Театрализация в обучении заключается в инсценировке ранжированных театральных представлений по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, с декорациями и прочими театральными атрибутами.

Особое место в военно-морской психопедагогике занимают комплексные методы активизации познавательной деятельности. К ним относятся методы проблемного и программированного обучения, обучение с использованием комплекта опорных сигналов, смысловых структур, структурно-функциональный.

Проблемное обучение направлено на развитие творческого мышления обучаемых. В его основе лежит активная учебно-познавательная деятельность (под руководством преподавателя) по поиску решения новой для ученика задачи с использованием имеющихся знаний и практического опыта. Проблемное обучение не следует понимать как обучение, полностью построенное на решении проблем. Только определенную часть знаний и способов деятельности можно самостоятельно усвоить в ходе решения учебных проблем. Но при этом формируется структура мышления, обеспечивающая успешную деятельность в незнакомой и неожиданной ситуации. Поэтому его элементы применяются при формировании умения действовать в быстро меняющейся, нестандартной обстановке.

Программированное обучение обеспечивает самостоятельное приобретение знаний по заданной программе при индивидуальном контроле качества усвоения учебного материала. В настоящее время наиболее перспективной реализацией программированного обучения являются контролирующе-обучающие программы персональных ЭВМ. Наиболее часто этот метод сегодня применяется при организации контроля в процессе обучения. Он также более подробно рассматривается во второй главе.

Обучение с использованием комплекта опорных сигналов направлено на активизацию зрительной и ассоциативной памяти человека, за счет чего повышается прочность полученных знаний. Опорный сигнал представляет собой графический символ (условный знак, слово, символ и т. п.), который вызывает в памяти соответствующую информацию и дает возможность развернуть ее в расширенные понятия. Группа таких сигналов, связанная между собой логическими зависимостями (показываются стрелками и линиями), образует блок. Из нескольких блоков, объединенных логикой темы и ограниченным объемом, составляется опорный конспект, в котором реализуется минимум обязательных знаний по данной теме. Он должен соответствовать следующим требованиям: логичности изложения, возможности письменного воспроизведения за короткое время, единой символике, автономности блоков и их отличия друг от друга.

При организации обучения по такой методике необходимо предусмотреть:

Распределение учебного материала по логическим блокам;

Поэтапное изучение блоков (усвоение основного материала, его закрепление и расширение знаний);

Двукратное объяснение нового материала с многократным (до 3–5 раз) повторением при закреплении и контроле;

Систематический контроль усвоения на каждом занятии;

Четкую систему ликвидации пробелов в знаниях.

Применение опорных конспектов кроме повышения эффективности обучения позволяет значительно сократить время на освоение материала, его закрепление и текущий контроль знаний.

Метод смысловых структур заключается в целенаправленном формировании в сознании обучаемого логических моделей, помогающих специалисту эффективно управлять работой сложного технического комплекса. Он основывается на том, что при эксплуатации комплекса в сознании специалиста формируются алгоритмы его функционирования в различных ситуациях. Эти алгоритмы (логические модели) позволяют человеку осуществлять информационное слежение за работой комплекса в реальном масштабе времени.

Для реализации метода комплекс по различным признакам (конструктивным, функциональным, временным и т. п.) разделяется на несколько иерархических уровней:

1) детали, элементы;

2) узлы, сборки, функциональные элементы;

3) блоки, устройства;

4) приборы, стойки, агрегаты;

5) системы;

6) комплекс в целом.

На каждом уровне выделяются типовые элементы, которые рассматриваются как обобщенные понятия. Элементы первых трех уровней строятся от частного к общему и изучаются как понятия (с обобщением их свойств). Кроме этого изучаются признаки распознавания элементов, что особенно важно при информационном слежении за функционированием комплекса. В дальнейшем используются функциональные временные и информационно-логические смысловые схемы, раскрывающие физическую сущность процессов функционирования техники. При этом основное внимание уделяется изучению основных режимов работы комплекса.

Схемы разрабатываются с соблюдением следующих требований:

1. Информационные потоки должны идти слева направо и сверху вниз.

2. Должны быть показаны все связи (физические, логические, информационные); каждый сигнал должен иметь название, соответствующее его содержанию; при необходимости указывается форма сигнала.

3. Логические операции выделяются особо.

4. В определенной части схемы с соблюдением временной последовательности размещаются указания, инструкции о порядке выполнения операций, органах управления и индикации.

5. Схемы могут содержать элементы различных иерархических уровней.

6. Они должны содержать информацию для быстрого перехода к другим схемам или элементам материальной части.

7. Схемы разного иерархического уровня должны иметь преемственность, т. е. схемы более низкого уровня раскрывают информацию предшествующих схем.

При реализации данного метода обучения у человека вырабатываются умения и навыки оперативного мышления, облегчающие анализ нестандартных ситуаций при эксплуатации сложных технических систем.

Структурно-функциональный метод базируется на изучении структуры и функциональных связях трактов, каналов и устройств в целом, а не отдельных приборов и блоков. Так же как и предыдущий, он применяется при обучении специалиста, обслуживающего сложные технические системы. При этом в процессе обучения активно применяются структурные, функциональные, логические и различные комбинированные схемы, что позволяет принципы построения и правила эксплуатации сложных технических комплексов представить в графическом виде.

В основном этот метод применяется при самостоятельном освоении сложного комплекса. Изучая техническую документацию, специалист разрабатывает структурно-функциональные схемы, раскрывающие структуру и функциональные связи всех подсистем комплекса в целом. В учебном заведении такие схемы составляет преподаватель.

Обучение производится в три этапа. Сначала изучаются общие принципы построения основных функциональных устройств, типичных для соответствующих комплексов и систем. Основная цель – определить назначение, размещение, конструктивное исполнение и количество основных функциональных устройств. После этого выявляются общие принципы объединения основных устройств в функционально законченную структуру с целью составления структурно-функциональной схемы соответствующего канала и тракта. На последнем этапе осуществляется доработка составленных схем с учетом рабочих особенностей изучаемой аппаратуры. При этом изучаемая техника разбивается на четыре части:

Задающая (моторная часть пульта управления);

Информирующая (совокупность информационных элементов);

Преобразующая (устройства преобразования управляющих и информационных сигналов);

Энергетическая (обеспечивает комплекс необходимыми видами энергии).

Из этих частей вычленяются простейшие элементы (операции), из которых складывается структура устройства:

Исполнительный преобразует энергетические возможности в функцию, соответствующую целевому назначению канала (тракта);

Информационный обеспечивает получение необходимых данных и передачу сигналов управления;

Управляющий перерабатывает полученную информацию и вырабатывает сигналы управления.

Кроме этих основных элементов схемы могут содержать и вспомогательные компоненты.

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

  • 1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учщиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
  • 2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

  • - текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
  • - нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

  • 2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
  • 1) Карточка с вопросами для размышлений.
  • 2) Карточка с расчетной задачей.
  • 3) Карточка с заданием выполнить рисунок.
  • 3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
  • 1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

  • - выдвижение проблемного вопроса,
  • - создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
  • - создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
  • - демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным учащимся.

А аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

  • 1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
    • а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
    • б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
    • в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
    • г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
  • 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
  • а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
  • б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
  • в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
  • 3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

  • 1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
  • 2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
  • 3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
  • 5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

В процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для студентов остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех студентов, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей студентов, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого студента.

В процессе обучения студент также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности студентов. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение студентов к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и студентов, а во втором - о деятельности студентов. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия студентов.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят студентов к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

А.М. Смолкин выделяет несколько приемов активизации познавательной деятельности

метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение студентов к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность студентов на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные студенты. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими студентами. Для остальных студентов такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем. Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса студентов является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности студента либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса. Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

Степень активности студентов является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным .

Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы студенты могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

Метод самостоятельной работы студентов. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, студенты всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у студентов теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении материала.

Для закрепления навыка работы с литературой дают студентом различные посильные задания.

В группе студенты должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы студенты учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, студенты в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения .

Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами

Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:

текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, студенты вынуждены часто переспрашивать)

нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для студентов.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами .

А.Н. Морева их условно делит на три типа:

дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем;

карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;

карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий;

дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью закрепления и применения знаний и умений;

карточка с вопросами для размышлений;

карточка с заданием по схеме (рисунку) выполнить задание;

дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью контроля знаний и умений;

Возможно использование в нескольких вариантах. Для всей группы - 2-4 варианта и как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

Тестовые задания

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для группы в целом.

В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда студенты пытаются просто угадать ответ .

Метод проблемного изложения заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Студенты не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у студентов приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

выдвижение проблемного вопроса,

создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации;

Решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью студентов .

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач

Все студенты по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцируют - более сложные, творческого характера - сильным студентом, а аналогичные - слабым. При этом у самих студентов на этом не акцентируют внимание. Каждый студент получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению .

Наглядные методы. Одним из таких методов является частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа студентов таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А студенты путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод.

Студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы студентом известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Для того, чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:

компетентное и независимое жюри (преподаватель и студенты-консультанты из других групп).

задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя студенты тихие, незаметные на фоне более активных.

Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса.

Научно-теоретическая разработка этой проблемы педагогики может составить основу для множества педагогических исследований и практической деятельности учителей и воспитателей.

Для педагогического процесса, а главное, для построения теории деятельности в педагогике имеют значение положения об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в этом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и как она это делает.

В этой концепции находит свое выражение проблема совместной деятельности, что для педагогического процесса весьма важна, так как именно в этой деятельности обнаруживается значение индивидуальной деятельности, приносящей в общую деятельность своеобразие, обогащение в коллективной деятельности. Проблема общения рассматривается как необходимый фактор человеческой деятельности. У индивида-участника общественной деятельности благодаря общению формируется особые человеческие свойства: коммуникация, самоорганизация, актуализация способов образа действий.

Наличие умений совершенно необходимо, чтобы деятельность состоялась, без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни совершать предметные действия. Совершенствование умений приводит к успеху, а успех, как известно, стимулирует потребность к продолжению деятельности, интерес к ней. Завершается деятельность результатом. Это - показатель развития знаний, умений личности. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности, её статус в коллективе, среди близких.

Все это оставляет большой след в развитии личности, ее потребностей, устремлений, её действий, умений и способностей. Принято считать, что субъектом деятельности в учебном процессе является учитель, поскольку именно он строит весь процесс деятельности: ставит цели, организует учебные действия у студентов, побуждает их к действию, корректирует эти действия, подводит к конечному результату. Однако если бы учитель всегда жестко управлял деятельностью студентов, он никогда не достиг бы цели формирования личности ученика, необходимой обществу.

Назначение деятельности учителя - всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и студентов, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Вот почему, не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель-воспитатель обязан способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.

В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с студентом, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение студентов к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к современной деятельности.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top