Логика как наука. Определение логики
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.
Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим как следствиям из первых (правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила связи законов мысли и умозаключений в системы, способы формализации таких систем и т.п.
Логику можно определить как науку о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции (вывода заключений из посылок), так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, обобщений, предположений и т.д.).
Традиционная логика сформировалась на основе логического учения Аристотеля. Затем она дополнилась методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики.
Возникновение математической логики коренным образом изменило отношение между дедуктивной и недедуктивной логиками, которое существовало в традиционной логике. Это изменение было сделано в пользу дедукции. Благодаря символизации и применению математических методов сама дедуктивная логика приобрела строго формальный характер.
Цель данного реферата - описать основные тенденции развития современной математической логики, занимающейся вопросами формализации естественного языка, выразить их основное содержание.
Логические исследования языка
В «Философском энциклопедическом словаре» язык определяется как «система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения». Указывается, что «с помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности». Язык является средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
Философские проблемы языка и логики - динамично развивающееся научное направление. Особый интерес к нему сейчас связан не только с постоянным стремлением прояснить общие механизмы и закономерности мышления, но и понять то, как же человек способен перерабатывать, трансформировать и преобразовывать огромные массивы знаний в крайне ограниченные промежутки времени. Отмеченные вопросы имеют не только чисто теоретический интерес - от успешности их решения во многом зависит прогресс в создании новейших вычислительных систем, эффективного программного обеспечения. Все это, несомненно, усиливает практическую значимость и актуальность исследований в области логики и философии языка - области, которая до последнего времени считалась чисто умозрительным.
Логический анализ рассуждений в естественном языке
Исчисление предикатов дает возможность проводить логический анализ несравненно большего количества рассуждений, выраженных на естественном языке, чем исчисление высказываний. С помощью нового исчисления становится возможным представить символические количественные характеристики суждений. Именно для этого вводятся кванторы общности и существования, выражающие универсальные (общие) суждения и частные суждения. Но самое главное преимущество исчисления предикатов перед исчислением высказываний состоит в том, что оно дает возможность символически представить внутреннюю логическую структуру суждения. Такая структура выражается либо с помощью субъектно-предикатного отношения предмета (субъекта) и его свойства или признака (предиката), либо n-местного отношения между различными предметами.
Повседневные и многие научные рассуждения обычно ведутся на естественном языке. Но такой язык развивался в интересах легкости общения, обмена мыслями в ущерб точности и ясности. Логические исчисления строятся для того, чтобы обеспечить необходимую точность нашим рассуждениям, вскрывать возникающие при этом ошибки и исправлять их. В простейших случаях такой анализ можно провести с помощью исчислений высказываний, в котором мы отвлекаемся от логической структуры суждений и рассматриваем их как нечто единое целое, как далее неразложимые атомы рассуждений. Но средств этого исчисления оказывается явно недостаточно, когда приходится анализировать многие наиболее распространенные рассуждения не только в науке, но и в повседневном мышлении. Силлогистика Аристотеля охватывает неизмеримо больший класс рассуждений, но она оставляет вне рассмотрения рассуждения, в которых фигурируют различные типы отношений. Точный анализ именно таких отношений играет существенную роль в научном познании, в особенности, в математике и ее приложениях, в точном естествознании. Поэтому возникновение логики отношений значительно раздвинуло границы применимости логического анализа. С другой стороны, применение символического языка и точных математических методов в новой символической логике, обогащенной логикой отношений, в огромной степени повысило эффективность, строгость и точность такого анализа.
Перевод рассуждений с естественного языка на язык исчисления высказываний наталкивается на серьезные трудности потому, что сильно искажает реальный процесс рассуждений, в котором интересуются не только различными связями суждений друг с другом, но и структурой самих суждений. Исчисление предикатов дает возможность более адекватно отобразить рассуждения, ведущиеся на естественном языке.
Для исчисления предикатов, прежде всего, устанавливается универсум рассуждения или предметная область объектов, о которых идет речь. Заранее устанавливать, из каких именно объектов состоит универсум рассуждения, не требуется. Достаточно допустить, что такой универсум существует. Далее следует выбрать предикаты (или пропозициональные функции), с помощью которых формулируются логические отношения между переменными. Каждый из выбранных предикатов становится высказыванием, когда все его переменные принимают какое-либо значение из универсума рассуждений, т.е. когда переменные становятся объектами (элементами) универсума рассуждений. Полученное высказывание будет либо истинным, либо ложным, но не тем и другим одновременно. Затем выбирается соответствующая символика для окончательного перевода естественного рассуждения на язык исчисления предикатов. При этом приходится делать определенные упрощения, так как логика ставит своей целью исследование связи мыслей в рассуждении, выводов из одних суждений к другим.
Анализ языка и развитие логической теории
Логика и лингвистика - две области знаний, имеющие общие корни и тесные взаимопереплетения в истории своего развития. Логика всегда ставила своей основной задачей обозреть и классифицировать разнообразные способы рассуждений, формы выводов, которыми человек пользуется в науке и в жизни. Хотя традиционная логика имела дело с законами мысли и правилами их связи, выражались они средставми языка, поскольку непосредственной реальностью мысли является язык.
Для логики важны общие логические закономерности мышления, реализуемые в тех или иных языковых конструкциях. Логические компоненты - важный фактор образования высказываний и организации текста.
Г. Фреге первым предложил реконструкцию логического вывода на основе искусственного языка (исчисления), обеспечивающего полное выявление всех элементарных шагов рассуждения. В символику логического языка были введены операции квантификации. Аксиоматическое построение логики предикатов в виде исчисления предикатов включают аксиомы и правила вывода, позволяющие преобразовывать кванторные формулы и обосновывать логический вывод. Тем самым объект исследования логики окончательно переместился от законов мысли и правил их связи к знакам, искусственным формализованным языкам.
В логике правильным способом рассуждения является такой, который никогда не приводит от истинных предпосылок к ложным заключениям. Это требование вводит в соприкосновение логику как теорию вывода с семантикой. Вывод считается корректным тогда и только тогда, когда условия истинности его предпосылок составляют подмножество условий истинности его заключений.
Однако стандартный семантический подход обоснования вывода в контекстах, выходящих за рамки классических математических теорий, сталкивается с существенными трудностями. В качестве традиционных примеров рассуждений, для которых средств стандартной семантики недостаточно, можно привести контексты, содержащие пропозициональные установки («знает, что…», «полагает, что…») и логические модальности («необходимо», «возможно»).
Отсюда делается вывод о том, что необходима ревизия семантического способа обоснования логического вывода с целью расширения сферы его применения.
В рамках общего подхода к семантическому анализу выражений естественного языка в настоящее время базисной является теоретико-модельная семантика. Возникновение математической теории моделей было связано с появлением в современной логике двух равноправных подходов - синтаксического (теоретико-доказательственного) и семантического (теоретико-модельного). Особенность последнего состоит в том, что он задает интерпретацию формального логического языка относительно столь же формальных сущностей, имеющих алгебраическую природу и называемых моделями данного языка. Возникновение и развитие этого второго подхода оказало ни с чем не сравнимое влияние на все дальнейшее развитие логики.
Основным инструментом во всех вариантах теоретико-модельной семантики является рекурсивное определение истинности.
Достаточно очевидно, что логические модальности «необходимо», «возможно» используются в рассуждениях для указания на различный характер истинности высказываний. Например, относительно одних предложений может утверждаться, что они при некоторых условиях бывают истинными, в то время как другие предназначены всегда быть истинными и ни при каких условиях не могут оказаться ложными. Далее, если принять точку зрения, согласно которой различия в характере истин обусловлены различием в природе объектов, о которых идет речь в истинных высказываниях, то предметная область модельной логики должна включать как объекты реального мира, так и объекты возможных миров. Но такое различие не подразумевается стандартной семантикой. Поэтому для разрешения трудностей квантификации модальных контекстов была предложена концепция семантики возможных миров, имеющая во многом неформальный характер.
Одна из важных проблем логического анализа естественных языков - проблема единой логической структуры предложений. Ее актуальность обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что, с одной стороны, аппарат классической логики предикатов интерпретируется обычно на объективированных высказываниях типа «Снег бел», «Земля вращается вокруг Солнца» и т.п. С другой стороны, встречается большое количество релятивизованных к говорящему предложений, логическая структура которых до конца не ясна и, как представляется на первый взгляд, не согласуется со стандартными представлениями о логической структуре. Таковы, например, предложения: «Снег бел!», «Идет дождь?», «Увы, Земля вращается вокруг Солнца», «Я обещаю прийти» и т.п. Иначе говоря, существует проблема согласования релятивизованных и объективированных предложений в рамках некоторых единых представлений об общей логической структуре предложений естественных языков.
Логика и прагматика языка
В последние десятилетия в зарубежной аналитической философии было четко осознано, что полноценная модель языка уже никак не может ограничиться только семантическим подходом. Необходимо включение в общую модель языка и прагматических аспектов его функционирования. Отсюда обозначилась задача - совместить в рамках одной теории семантические и прагматические «стороны» языка.
В частности, предполагается, что в рамках естественного языка любое выражение необходимо рассматривать в контексте определенного речевого акта, поскольку связь между условиями истинности предложения и характером речевого акта, совершаемого при его высказывании, является существенной в определении значения. Соответственно теория значения должна состоять из двух блоков - теории референции и теории употребления языка. Следовательно, основная проблема теории значения состоит в выявлении связей между этими «блоками», то есть между условиями истинности предложений и действительной практикой их употребления в языке.
Для выявления связи между двумя «блоками» теории значения предлагается рассматривать знание условий истинности как некоторую эмпирическую способность опознавания. Поскольку такой способ принятия решений об истинностном значении одновременно является и практической способностью, он и образует необходимое связующее звено между знанием и использованием языка.
Таким образом, понимание значения предполагает объединение лингвистических и экстралингвистических знаний, явной и фоновой информации. Но такой путь трудно поддается формализации средствами современной математической логики. Тем не менее в настоящее время многим исследователям он кажется единственно приемлемым.
Заключение и выводы
Таким образом, видно, что как логика, так и философия языка испытывают в последние десятилетия сильное влияние со стороны лингвистики. Не вызывают сомнения и результаты воздействия логики на лингвистические исследования. Вместе с тем существует и мощная противоположная тенденция - расхождение в разные стороны этих двух направлений. Скажем, вопросы лингвистической прагматики с этой точки зрения весьма далеки от проблем модальной логики.
Утрата установившегося единства, хотя и может считаться неизбежным следствием специализации, все же представляет собой закономерное явление, за которым должен последовать новый этап сближения логики и лингвистики. Это тем более реально, что база для такого сближения - решение важных практических задач - имеется. Оно возможно благодаря происходящей трансформации от философии языка к философии сознания. Такая трансформация в последние десятилетия способствовала значительному обновлению традиционной тематики, более тесной интеграции философии, психологии, логики и теории языка. Она, безусловно, оказывает значительное влияние и на решение некоторых практических задач современной жизни.
Список литературы
Петров В.В. От философии языка к философии сознания. В сб. Философия. Логика. Язык. М.: «Прогресс», 1987. С. 3-17.
Петров В.В. Язык и логическая теория. В сб. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII «Логический анализ естественного языка». М.: «Прогресс», 1986. С.5-23.
Философский энциклопедический словарь. Статья «Язык». М.: «Советская энциклопедия», 1983. С. 816.
Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М.: «Культура и спорт. Издательское объединение ЮНИТИ», 1997.
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Логический анализ опасностей базируется на понятиях булевой алгебры (алгебры логики).
В алгебре логики переменные, обозначаемые заглавными буквами, имеют, как правило, смысл некоторых событий или факторов. Например, можно обозначить символом А событие, состоящие в повреждении какой-то части машины. Если это происходит, то мы говорим, что А=Т или что А истинно. Если это событие не происходит, говорим, что А=F или что А ложно. Такие высказывания справедливы для некоторого определенного интервала времени и вероятности, связанной с появлением события. Переменные в алгебре логики принимают два значения: истина или ложь (появление или непоявление). Аналогично и функции принимают два значения в зависимости от комбинации логических переменных. Функции образуются с помощью операций И, ИЛИ и НЕ. Смысл этих операций определяется таблицами истинности.
Истинное значение функции задается значениями переменных, входящих в нее. Например, пусть функция А имеет вид
А = ВС + D.
Чтобы определить истинное значение А, надо знать истинные значения четырех переменных. Вычисление значения отдельных членов ведется в порядке: (1) НЕ, (2) И и (3) ИЛИ. Таким образом, если В=ЛОЖЬ, С=ИСТИНА, D=ИСТИНА и Е=ЛОЖЬ, то, используя таблицы, получим:
А = FT + T = FT + TT = F + T = T.
Порядок вычисления операций может быть изменен применением скобок, причем выражения внутренних скобок вычисляются первыми. Например,
А = В() = F() = F() = F = FT = F.
При определенных навыках такие вычисления производятся достаточно быстро.
Особый интерес представляет применение алгебры логики для анализа предполагаемых производственных опасностей.
ПРИМЕР 1. На новой машине имеется цепной привод, который хоть и имеет защитное устройство, но в данном режиме работы должен быть убран. В нормальном режиме сама цепь работает с большим напряжением. Поэтому можно ожидать, что она быстро изнашивается и периодически рвется. Частицы от другого оборудования, попадая в цепь, также могут привести к ее обрыву. В случае обрыва цепи имеющееся защитное устройство, в зависимости от обстоятельств, может не обеспечить защиту рабочего.
Логическими переменными в этом случае будут:
А - защита цепи убрана;
В - цепь изнашивается и рвется;
С - технологические частицы приводят к обрыву цепи;
D - защита достаточна, чтобы защитить рабочего в любом случае.
Х - соответствует наличию опасной ситуации. Логическая операция примет вид
Х = А +B +C или Х = А + (В + С) .
Для предотвращения опасной ситуации нужно, чтобы величина Х не стала истиной. Это имеет место, когда А ложно, D истинно или и В и С ложны одновременно.
Покажем еще пример использования принципов алгебры логики. В частности, применим отождествление истинного события с единицей, а ложного с нулем.
ПРИМЕР 2. При строительстве здания компрессорной станции проводились отделочные работы. Бригада отделочников, численностью пять человек, работала на лесах на высоте 3 м от нулевой отметки. При установке бадьи с раствором леса обрушились. Четыре человека были травмированы. Очевидцы несчастного случая, пострадавшие и должностные лица дали показания, на основании которых были выделены основные факторы несчастного случая.
Обозначим эти факторы логическими переменными (заглавными буквами):
А - леса удовлетворяли техническим условиям (ТУ) и правилам техники безопасности (ПТБ);
B - крановщик был нездоров;
C - нагрузка на леса удовлетворяла ТУ и ПТБ;
D - кран был неисправен;
E - на леса был установлен слишком тяжелый груз;
F - в момент опускания груза производился поворот стрелы;
G - перед началом работы крановщик осмотрел кран;
H - перед началом работы мастер осмотрел леса.
Анализ причин несчастного случая (отказа) при помощи булевых функций выполняют следующим образом. Установив факторы несчастного случая (НС) составляется матричная форма (табл. 6.11.1) для его описания. Если очевидец утверждает, что данный фактор имел место, в соответствующую графу заносят "1", если нет, то "0", при отсутствии адекватной информации делают прочерк "-". Затем составляют функцию алгебры логики (Fал). Для каждого очевидца определяют свою конъюнкцию. Если фактор имел место, то букву записывают в утвердительном значении; если нет - в виде инверсий; при "-" букву опускают. Полученную функцию минимизируют перебором всех эквивалентных формул (либо применяя соответствующие методы) и подвергают анализу, при котором устанавливают основные причины несчастного случая и сопутствующие им факторы.
Таблица 6.11.1
Подготовка данных для составления Fал
Искомую Fал, для которой X - несчастный случай, запишем в виде
X = ADH+ACD+BF+DG+D+DF+H.
Минимальная формула будет иметь вид
X = BF + D + ACD + FH.
Если несчастный случай произошел, то X=1, т.е. имеет место одна из четырех альтернатив:
- крановщик не был здоров, кран был исправен, был поворот стрелы в момент опускания груза;
- крановщик был здоров, кран был неисправен;
- леса удовлетворяли ТУ и ПТБ, нагрузка на леса удовлетворяла ТУ и ПТБ, груз был установлен на леса в соответствии с требованиями ПТБ;
- кран был исправен, был поворот стрелы в момент опускания груза, мастер осмотрел леса перед началом работы.
Из примеров очевидно, что алгебра логики не отвечает на поставленный вопрос, но дает возможность поставить задачу так, что решение может быть принято при минимальной трудоемкости последующего анализа и сократить количество рассматриваемых подсистем.
Логический анализ понятий.
Весьма существенную часть программы социологического исследования составляет и логический анализ понятий. В этом разделе
программы разрабатываются методологические процедуры, без которых невозможно заложить в инструментарий концепцию социологического исследования. Суть процедур сводится к логическому упорядочению базовых категорий - наиболее общих понятий, которые будут применяться в исследовании. Понятия бывают основными и неосновными. Основные категории занимают ведущее место в определении предмета исследования.
Логический анализ понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания и структуры. Далее определяется соотношение нужных элементов, свойств исследуемого социального явления. Анализ этих элементов и свойств позволит составить более или менее целостное представление о состоянии (динамике, статике) исследуемого социального явления. К примеру, крайне важно изучить социальную активность рабочих какого-либо коллектива. Логический анализ категории ʼʼсоциальная активностьʼʼ требует выделить более дробные понятия, ее составляющие. К ним относятся активность трудовая, политическая, культурная, в сфере образования, общественной работы и т.д. Еще более детализируя, расшифровывая эти понятия, мы подходим к определению сущности отдельных элементов предмета исследования. Данные понятия все более приближаются к показателям, которые можно ʼʼзакладыватьʼʼ в анкету в виде конкретных вопросов. Чем сложнее предполагаемое социологическое исследование, тем более разветвленной, сложной оказывается структура логического анализа базовых понятий. Но чем глубже данный анализ, тем логичнее и полнее инструментарий сбора первичной социологической информации, которую можно измерить, применив при ее обработке количественные методы, ᴛ.ᴇ. методы точной науки.
193. Применение выборочного метода
1 Способы выборки. Объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки или сотни ты- сяч людей. Как правильно организовать и провести опрос в таких случаях? Ясно, что если объект исследования состоит из 200-500 человек, они все бывают опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования насчитывает более 500 человек, то единственно верным будет применение выборочного метода.
Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта - образования, квалификации, пола и т.п. Второе условие: при подготовке выборки крайне важно, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого и содержала важнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.
Выборочная совокупность - это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, анализируемые документы и т.п.), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию и т.п.), и есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. Формируется выборка таким образом: на первом этапе, например, выбираются какие-либо трудовые коллективы, пред приятия, учреждения, элементы поселения (малые города или деревни). Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Такой метод чаше всего называют механической выборкой. При такой выборке отбор должна быть произведен через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток между отбираемыми принято называть шагом отбора (шагом выборки),
Довольно популярен у социологов и статистиков метод серийной выборки. Здесь генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т.д.) на однородные части (серии). Далее отбор респондентов идет отдельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Из генеральной совокупности, к примеру содержащей 2000 человек, где 300 человек - наладчики станков, 700 - токари и фрезеровшики, 1000 - сборщики, отбираем каждого десятого. Следовательно, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков и 100 сборщиков.
Социологи часто пользуются методом гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. К примеру, из 30 студенческих групп, в которых занимаются по 20 человек, отбираются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, в случае если группы максимально схожи по важнейшим признакам, к примеру полу, возрасту, видам обучения и т.п.
В исследованиях применяется также целенаправленная выборка, как правило, использующая методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки - это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отобранную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Например, в качестве такого признака (параметра) берется уровень квалификации, образования и т.п. В переводе с латинского слово ʼʼквотаʼʼ означает часть, приходящаяся на каждого. Отсюда и подход к выборке: крайне важно определить, какая часть опрошенных должна приходиться на долю респондентов с различным уровнем образования и квалификации. Имеющиеся данные о том или ином контрольном признаке выступают.в качестве квоты, а их числовые значения - показателей квоты. Респонденты при таком методе отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот. Число признаков, данные о которых отбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, ибо при большем числе показателей отбор респондентов становится практически невозможным.
Определение объёма выборочной совокупности. Это один из самых важных вопросов теории выборки. С одной стороны, величина выборки должна быть ʼʼстатистически значимойʼʼ, ᴛ.ᴇ. достаточно большой для того, чтобы при анализе изучаемых характеристик выявить устойчивые тенденции, с другой - она должна быть ʼʼэкономнойʼʼ, т. е. в некотором смысле оптимальной. Каков же критерий оптимальности? Таким критерием являются сами характеристики или контрольные признаки исследуемого объекта͵ точнее, - дисперсия элементов генеральной совокупности по основным признакам.
В общем случае формула для вычисления величины выборочной совокупности имеет вид п=о 2 /Д 2 ʼʼ где о 2 (сигма квадрат) - дисперсия контролируемого признака в генеральной совокупности; Д - предельная ошибка выборки, значение которой в социологических исследованиях принимается равным 5% (0,05). Это означает, что среднее значение признака в выборочной совокупности будет отличаться от его среднего значения в генеральной совокупности; не более чем на 596 1 . Как видно из формулы, чем больше дисперсия, тем больше объём выборки. И соответственно по мере усиления требования к точности данных опроса (уменьшение предельной ошибки) требуется увеличение объёма выборки.
Расчет по формуле производится всегда по какому-то одному признаку. При этом в социологических исследованиях изучается одновременно ряд характеристик. Совпадение структур выборочной и генеральной совокупностей также контролируется одновременно по нескольким признакам. По этой причине вычислять объём выборочной совокупности следует по тому признаку, дисперсия которой наибольшая.
Очень часто, когда информация о характеристиках генеральной совокупности отсутствует, исключается возможность определения объёма выборочной совокупности при помощи формул. Практика социологических исследований свидетельствует, что соблюдение базовых правил отбора единиц исследования позволяет достичь достаточно высокой степени репрезентативности при выборке 1000-1200 человек.
Достоверность выборки связана с такими понятиями, как точность и репрезентативность. Точность выборки связана с проблемой ошибок смещения, которые могут возникнуть в связи с несоблюдением правил отбора единиц исследования. Степень точности должна выражаться степенью совпадения структур выборочной и генеральной совокупностей по контролируемым исследователем показателям. Точная и репрезентативная выборка принято называть достоверной.
19.4. Рабочий план социологического исследования
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые нужно осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объём работы - научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно- исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).
Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ покажет, как ʼʼработаетʼʼ инструментарий. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы для работы полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.
Второй раздел включает все организационные и методические виды работ, ᴛ.ᴇ. отвечает на вопросы: что нужно сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, ᴛ.ᴇ. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). В случае если анкеты, бланки интервью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо предусмотреть такую процедуру в плане.
Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в ʼʼполеʼʼ информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра крайне важно задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Οʜᴎ же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив ʼʼперевариваетсяʼʼ электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов -табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.
Четвертый раздел - это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выводы, формулируют практические рекомендации.
Вопросы для повторения
1. Какие виды социологических исследовании вы знаете?
2. С чего начинается социологическое исследование?
3. Какова структура программы социологического исследования?
4. В чем заключается ʼʼтеоретическоеʼʼ и ʼʼпрактическоеʼʼ исследование?
5. Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?
6. Из каких разделов состоит рабочий план социологического исследования.
20. Методы социологических исследований
Использование конкретных методов социологического исследования зависит от условий, места и времени, целей и задач исследования, а также его вида. Важно заметить, что для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование.
Каждый из этапов социологического исследования - это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но вместе с тем разносторонний и увлекательный процесс. Наибольший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки. И если другие этапы базируются на уже ʼʼготовыхʼʼ данных: выработка программы - на заранее имеющихся, а обработка и анализ - на вновь полученных, то сбор социологической информации нацелен именно на ʼʼсвежее сырьеʼʼ - те самые основные сведения, обобщая и перерабатывая которые, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
При этом качество (достоверность, объективность и т.д.) новой информации зависит прежде всего от того, какими способами, приемами и средствами она была получена. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о методах сбора данных в социологическом исследовании.
20.1. Анкетный опрос
Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространенным методом опроса респондентов является анкетный опрос, поскольку с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).
Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с ʼʼпереводаʼʼ поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:
Логический анализ понятий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Логический анализ понятий." 2017, 2018.
Данная часть программы предусматривает осуществление таких методологических процедур, без которых невозможно создать инструментарий для сбора социологической информации.
Дело в том, что ни сама проблема исследования, ни предмет в том виде как они сформулированы, не могут стать инструментами социологического исследования. Для того, чтобы провести исследование необходимо логически структурировать основные понятия, содержащиеся в определении предмета исследования. Логический анализ этих понятий предполагает точное всестороннее объяснение их содержания и структуры, и на этой основе – уяснения соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых дает целостное представление о состоянии предмета исследования. Данная процедура является основой для формирования инструментария исследования (например, анкеты).
Логический анализ включает в себя следующие методологические процедуры:
Интерпретацию;
Операционализацию.
Сущность интерпретации основных понятий состоит в том, что исследователь «расчленяет» предмет изучения на отдельные понятия. Применение этих понятий позволяет дать описание основных сторон предмета исследования. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо дать определение, или трактовку, самих понятий. При этом можно использовать общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в учебниках или справочной литературе, либо дать определение, опирающееся на логику или жизненный опыт исследователя.
В свою очередь, основные понятия исследования также требуют своего углубленного объяснения, в ходе которого основные понятия «раскладываются» на частные составляющие, имеющие менее высокий уровень научной абстракции.
На следующей стадии – операционализации – переходят к дальнейшему уточнению тех понятий, которые были выделены в качестве менее общих. Такое уточнение позволяет выделить конкретные элементарные показатели, с помощью которых исследователь сможет охарактеризовать и измерить изучаемые понятия. При этом чем сложнее и объемнее исследование, тем более разветвленной оказывается структура теоретических и операциональных понятий.
Таким образом, процесс логического анализа состоит из двух этапов:
Определение предмета исследования путем интерпретации таких ключевых понятий, которые в наибольшей степени отражают его сущность;
Формирование совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие.
Образно говоря, процесс логического анализа напоминает движение вниз по ступеням, поскольку при этом происходит углубление в суть изучаемых понятий, «расчленение» их на элементарные операциональные элементы.
15.Роль гипотез в социологическом исследовании.
Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.
Роль гипотез в социол. Исследовании очень важна, т.к. она в той или иной мере аккумулирует опыт науки; в ней отражается знание и опыт самого исследователя, также она служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.
Объяснительные гипотезы - предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании этих гипотез делаются попытки раскрыть причины соц. Явлений, процессов, тенденций.
Прогностические гипотезы – позволяют отразить множество явлений, выявить тенденции и закономерности в развитии микро - макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для развития социальных процессов в обществе. (Например, влияние семьи на преступное поведение подростков можно спрогнозировать рост ожидаемой преступности в обществе и изменениях, происходящих в семьях).
Для повышения подтверждаемости гипотез руководствуются следующими правилами:
Выдвигать, возможно, большее число гипотез
Указывать, возможно, большее количество эмпирических показателей для их проверки.
Общие требования к гипотезам:
Она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов в рамках данного исследования.
Она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она объясняет
Она должна быть проверяемой при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностях
Должна быть простой
Она должна в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки.
В результате исследования гипотезы либо подтверждаются, либо опровергаются. Конкретные гипотезы легче проверить наблюдением или опросом. Неподтвержденная гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная.
Одной из наиболее сложных процедур методологической части программы социологического исследования является логический анализ основных понятий. Смысл и технология этой процедуры довольно удачно изложены в учебном пособииМ. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги«Прикладная социология: методология и методы». Приведем выдержки из этой работы.
Логический анализ ключевых понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснения на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.
При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких составляющих, как активность в сфере экономической деятельности, финансовой, политической, благотворительной, экологической, просветительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и т.п. Объясняя далее эти понятия, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности отдельных сторон (элементов) предмета исследования.
Логический анализ предмета исследования позволяет ответить на вопросы: о чем спросить? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты рассматриваемой проблемы? От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели явления его реальному содержанию и структуре.
Логический анализ основных понятий базируется на методе дедукции и включает в себя две методологические процедуры – интерпретацию и операционализацию основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.
Интерпретация основных понятий есть опосредованное выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения. Пытаясь выразить сущность изучаемого предмета, исследователь обращается к понятиям, которые служат ключом к теоретическому осмыслению интересующих его социальных явлений и процессов. Это позволяет описать основные свойства предмета, уточнить направление дальнейшего анализа. Чтобы успешно решить данную задачу, надо четко определить или, как еще говорят, дать трактовку самих используемых понятий. Здесь на помощь приходят либо справочники, энциклопедии, толковые словари, учебники, специальная литература, либо логика, научная позиция, а порой и жизненный опыт исследователя.
Выявленные в ходе интерпретации конкретизирующие понятия в свою очередь требуют объяснения. На следующей стадии логического анализа осуществляется такая процедура уточнения качественной структуры изучаемого предмета, как операционализация , продолжающая и детализирующая интерпретацию основного понятия. Детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на элементы (семантически – на однозначно понимаемые либо интерпретируемые понятия или термины). Получаемые при этом менее абстрактные понятия или термины принято называть операциональными.
Таким образом, процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании включает в себя два этапа:
1) определение главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность;
2) выявление совокупности операциональных понятий и терминов, на которые раскладывается основное понятие.
Глубина и объем логического анализа основного понятия, включенного в определение предмета изучения, самым непосредственным образом зависят от вида социологического исследования (разведывательного, описательного, аналитического).
В качестве примера логического анализа основных понятий исследования может выступать интерпретация и операционализация понятия «инвестиционное поведение», приведенные в обозначенной работе.
На этом методологическая часть программы исследования завершается.
Для сравнения представим методологическую часть исследования, выполненную в работе «Управление организационным поведением персонала крупного предприятия в условиях внедрения инновационных технологий».