Организация питания в доу консультация на тему. Питание в доу Требования организации здорового питания доу

Организация питания в доу консультация на тему. Питание в доу Требования организации здорового питания доу

Находясь в детском саду, дети должны получать такое питание, которое будет способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, умственному и физическому развитию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Законодательное регулирование вопроса

Организация питания в детском дошкольном учреждении регулируется с помощью норм , которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Этим документом установлены следующие обязательные требования :

  1. Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении – Приложение №9;
  2. Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение учебного дня – Приложение № 10;
  3. Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели – Приложение № 11.

Применяемые нормы

Меню в дошкольном учреждении разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.

В завтрак должны быть включены:

  1. Горячее блюдо;
  2. Бутерброды;
  3. Горячий напиток.

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.

Обед должен состоять из:

  1. Закуски;
  2. Горячего блюда;
  3. Второго блюда;
  4. Напитков.

Полдник состоит из:

  1. Напитка;
  2. Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

  1. Салатов;
  2. Вторых блюд;
  3. Горячих напитков.

Для составления дневного рациона следует использовать :

  1. Мясные и рыбные продукты;
  2. Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
  3. Молочные продукты;
  4. Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
  5. Кондитерские продукты;
  6. Овощные продукты;
  7. Фрукты;
  8. Консервы;
  9. Соки и напитки;
  10. Хлеб;
  11. Соль.

Не допускается включение следующих продуктов:

  1. Полученных из мяса диких животных;
  2. Не прошедших процедуру обработки теплом;
  3. Консервированных;
  4. Не пастеризованных молочных продуктов;
  5. Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
  6. Газированные напитки;
  7. Натуральный кофе.

До утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.

Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей .

Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день , в котором указываются:

  1. Название блюда;
  2. Объем порции;
  3. Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Режим приема пищи

Режим питания представляет собой процедуру нормирования продуктов, которые получает ребенок, находящийся в дошкольном учреждении.

Режим зависит от двух факторов :

  1. Времени пребывания ребенка в учреждении;
  2. Возраста малыша.

Количество приемов пищи определяется в соответствии с временем нахождения в ДОУ.

Так для деток, время пребывания которых в учреждениях составляет от 8 до 10 часов , установлен следующий режим:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15. 30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 до 19.

Руководителем по своему усмотрению может быть установлен второй завтрак . Время его проведения составляет с 10 часов 30 минут до 11 часов.

В случае, когда детки пребывают в детском саду до 12 часов , то для них должен быть установлен следующий режим питания:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15.30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 минут до 19;
  5. Второй ужин в 21.

Когда дети находятся в ДОУ 12 часов , руководством должен быть разработан режим, который бы обеспечивал 80% всего рациона малыша.

Режим питания для детей, которые не достигли года , разрабатывается индивидуально на каждого с учетом физиологических особенностей. При этом используется питание, имеющее государственную регистрацию, или поступающее из .

Порядок проведения контроля

Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.

Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.

После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно .

Субъектами такого контроля являются:

  1. Руководитель детского сада;
  2. Медицинский работник учреждения;
  3. Комиссия, состоящая из родителей.

Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.

Комиссия, состоящая из родителей , может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.

Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.

Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор .

Им осуществляется проверка соответствия всем нормам:

  1. Санитарного состояния пищеблоков;
  2. Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;
  3. Качества и безопасности используемой пищи.

При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.

О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:

Организация питания в ДОУ - неотъемлемый компонент жизнедеятельности дошколят и часть воспитательно-образовательного комплекса. Благодаря комплексному питанию в рамках сбалансированного соответственно возрасту детей меню, обеспечивается:

  • реализация права детей на сохранение жизни и здоровья;
  • формирование условий для оптимального психофизиологического развития;
  • профилактика простудных, аллергических и инфекционных заболеваний, спровоцированных дефицитом необходимых организму минералов и микроэлементов.

Организация питания в детском саду

Качество питания напрямую влияет на здоровье нации, на демографическую ситуацию в целом и, согласно новой Доктрине продовольственной безопасности, учитывается как базовый элемент национальной безопасности страны. Нормы питания для детских садов регулируются Министерством здравоохранения и Министерством просвещения, специалисты которых работают над тем, чтобы дошколята получали вкусное, полезное, разнообразное, безопасное и здоровое питание.

Комплексное питание в ДОУ должно обеспечивать потребности детского организма в питательных веществах, необходимых для полноценного развития и роста. Поскольку только здоровое и правильное питание служит фундаментом для нормального нервно-психологического, интеллектуального и физического развития, тогда как ухудшение качества питания неизменно провоцирует ослабление иммунной системы и общих ресурсов организма. , согласно федеральным нормам, подчиняется ряду требований:

  • в дневном рационе обязательно чередуются различные продукты и блюда;
  • для приготовления блюд по меню используют продукты, богатые незаменимыми для малышей питательными веществами;
  • энергетическая ценность ежедневного меню соотносима с энергозатратами воспитанников;
  • соблюдается баланс заменимых и незаменимых пищевых веществ в рационе;
  • кулинарная и технологическая обработка продуктов осуществляется согласно действующим нормам СанПина;
  • вкусовые характеристики блюд соответствуют высоким требованиям качества;
  • формируется среда и режим питания, способствующий выработке культурно-гигиенических навыков.

СанПиН 2.4.1.3049–13 регламентирует порядок организации питания в детских садах. Для каждой возрастной группы предусмотрено пятиразовое здоровое питание, меню которого составляется не более чем на 14 дней. Энергетическая ценность рациона в детском саду определяется группой здоровья и возрастными особенностями детей (меню составляется для воспитанников двух категорий 1,5-3 лет и 4-6 лет). Помимо этого во внимание принимается наличие аллергических реакций, отказ от некоторых продуктов по национальным и религиозным соображениям. Калорийность суточного рациона дошкольников возрастом до 3 лет должна оставаться на уровне 1400 ккал, а старше трехлетнего возраста 1900 ккал. При этом должна сохраняться тенденция, согласно которой 75 % суточной нормы питательных веществ дети получают в детском саду, а оставшиеся 25 % - дома.

Наиболее энергоемкие продукты (рыбные и мясные изделия) должны подаваться в первой половине дня, тогда как молочные продукты, блюда из овощей и фрукты детям можно есть в течение дня. В обед в качестве второго блюда допускается приготовление блюд из субпродуктов (отварного языка, печени). Вместе с кондитерским изделием на полдник подаются кисломолочные изделия. Вечером оптимально подавать тушеные овощи, молочные супы и салаты.

Разрабатывая меню на день или неделю, важно, чтобы дети получали суточную норму мяса, молока, хлеба и масла. Пищевые вещества в меню воспитанника ДОУ должны распределяться в пропорции: 1 доля белков: 1 доля жиров: 4 доли углеводов. Чтобы достичь сбалансированности рациона, энергетическая ценность приемов пищи распределяется следующим образом: завтрак – 20-25 %, обед – 35-40 %, полдник – 10-15 %, ужин – 20-25 %.

Организационно-производственные процессы Особенности действий Ответственный
Составление меню-требования При составлении дневных рационов медсестра должна принимать во внимание типовое (утвержденное руководителем детского сада) расширенное меню, технологические и рецептурные карты блюд, сезонные особенности. Старшая медицинская сестра, руководитель ДОУ.
Снабжение продуктами питания Допускается поставка исключительно продуктов питания и пищевого сырья, отвечающих закрепленным в контракте требованиям. Поставщики, выбранные на тендерной основе.
Закладка сырья в кладовую При принятии продуктов от поставщика сотрудник ДОУ проводит их органолептическую экспертизу с целью определения соответствия установленным нормам. Результаты проверки фиксируются в журнале «Входного контроля». Кладовщик.
Технологичная обработка сырья В целях профилактики пищевых отравлений предусмотрено строгое соблюдение санитарных норм обработки сырья с систематическим очищением используемого инвентаря и инструментария. Работники пищеблока.
Закладка сырья в котел Производится в соответствии с утвержденным графиком и нормами технологических карт блюд в присутствии ответственных сотрудников, в том числе старшей медицинской сестры (делает запись в соответствующий журнал). Повар ДОУ, ответственные работники кухни.
Отбор суточной пробы готовых блюд с целью контроля качества Выполняется ежедневно, хранится отдельном холодильном шкафу (в течение 48 часов) в промаркированной таре. Старший повар.

Правила организации питания в детских садах для детей-аллергиков

Формирование рациона подчиняется не только индивидуальным и возрастным потребностям детей, но склонностью воспитанников детского сада к появлению аллергических реакций. Ассортимент продуктов, используемых в детском саду, соответствует положениям СанПиН 2.4.1.3049-13, однако когда в штате есть врач-аллерголог или диетическая сестра, недостаточно условий для обеспечения индивидуального питания детей-аллергиков. Если большинство продуктов из разработанного в саду рациона являются аллергенами для малыша, ему предлагают режим кратковременного пребывания в ДОУ (без питания).

Анализ организации питания в детском саду позволяет обеспечить здоровый рацион для детей-аллергиков. Для этого достаточно скорректировать предусмотренное в учреждении меню:

  • исключив из него молочные блюда и продукты из цельного молока;
  • уменьшить дневную норму сахара на 30-35 %;
  • изменить дневные нормы сливочного масла и хлеба;
  • увеличить долю потребления растительного масла (в среднем на 3 грамма);
  • ограниченно использовать яйца (только в запеканках и выпечке);
  • отказаться от овощей и фруктов, способных вызвать аллергические реакции.

Допускается добавление в рацион лечебно-столовых минеральных вод перед едой (не более 50 грамм на ребенка) только с разрешения старшей медицинской сестры.

Питьевой режим в детском саду

СанПин 2.4.1. 3049–13 содержит нормы реализации питьевого режима в учреждении. Согласно положениям документа, воду выдает младший воспитатель из кулера или после кипячения. Вода должна быть в свободном доступе у воспитанников: в определенном месте должны быть подносы с использованными и чистыми кружками. Норма жидкости не определена, однако в среднем на 1 кг веса требуется 80 мл воды (оптимальная температура - 18–20°С). Во время пребывания в учреждении дошкольник должен выпивать до 70 % суточной нормы. Как правило, за потребление детьми воды отвечает няня. В теплое время года детей обеспечивают водой и во время прогулок.

Организация питания в детском саду: обязанности воспитателя

Профессиональная обязанность старшего и младшего воспитателей в группе заключается в приобщении детей к культуре приема пищи, правилам поведения за столом, формировании культурно-гигиенических навыков. Организация питания в детском саду невозможна без последовательного участия педагогов, которые:

  • своевременно формируют у малышей культурно-гигиенические навыки согласно возрасту;
  • способствуют удовлетворению органических и физиологических потребностей детей;
  • обеспечивают положительное отношение к еде и труду работников пищеблока.

Культурно-гигиенические навыки, которыми должны овладеть воспитанники разных возрастных групп

Возрастная группа Культурно-гигиенические навыки
Группа раннего возраста (от 1 до 2 лет) Малышей учат садиться за стул, аккуратно использовать чашку, чтобы напиток не проливался, вытираться салфеткой, пользоваться ложкой, самостоятельно есть густую пищу, заедать ее хлебом.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Дети должны с помощью взрослых умываться перед едой и после игр, пользоваться личным полотенцем (по напоминанию воспитателя - полоскать рот). Учиться кушать аккуратно и опрятно, неспешно и тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, держать ложку в правой руке. Использовать правила культурного поведения, говорить «спасибо» после завершения трапезы, не выходить из-за стола, пока остальные не поели.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Воспитанники должны уметь самостоятельно мыть лицо и руки перед едой, пользоваться носовым платком, правильно и без напоминания вешать полотенце на отведенное для этого место. Есть аккуратно: пережевывать еду с закрытым ртом, не проливать воду или пищу, не крошить хлеб. Правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Дети постепенно приобщаются к культуре дежурства, помогая нянечкам расставлять стаканы, хлебницы и ложки и салфетки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Развивать навыки аккуратного приема пищи: кушать бесшумно, хорошо пережевывать каждый кусочек, не разговаривать во время еды, брать еду маленькими кусочками или порциями. Совершенствовать навыки использования столовых приборов (помимо ложки и вилки дети должны знать, как использовать столовые ножи), салфеткой. После еды обязательно полоскать рот.

Малыши закрепляют навыки сервировки, расставляя салфетки в заранее приготовленные стаканы, блюдца и приборы, которые выставила на стол младший воспитатель.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Дети должны сохранять правильную осанку за столом, есть бесшумно и аккуратно, совершенствовать правила использования столовых приборов. На этот период выпадает приобщение к навыкам культурного поведения: дети должны благодарить старших, тихо задвигать за собой стул.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Дошкольники должны правильно пользоваться вилкой, ножом и салфеткой, закрепить правила культурного поведения: бесшумно пережевывать еду, аккуратно пить, не класть локти на стол, сидеть прямо, не разговаривать во время обеда.

Режим дня в ДОУ разрабатывается с расчетом на то, что любые виды активности должны заканчиваться за полчаса до еды. Помещение проветривают, перед приемом пищи малыши убирают свои игрушки, моют руки и при необходимости лица. Столы размещаются таким образом, чтобы дети могли без труда встать и сесть из-за стола. Первыми за стол садят тех, кто медленно ест. Малышам с пониженным аппетитом уделяют особое внимание: хотя возрастные объемы порций сохраняются, их не заставляют доедать все, не принуждают есть продукты, которые те не любят. Не следует развлекать их во время еды рассказами или игрушками, допустимо предложить ребенку немного фруктового сока или воды, или съесть сперва питательное второе блюдо, а затем все остальное. Если малыши не едят самостоятельно, воспитатели должны докармливать или кормить их до тех пор, пока воспитанники не научатся пользоваться приборами и кушать без посторонней помощи.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о правовых и этических основах взаимодействия воспитателя с родителями, психологических основах взаимодействия воспитателя с семьей, современных формах и методах взаимодействия воспитателя с семьей поможет программа «Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО»

Воспитатель делает незначительные замечания во время еды, но исключительно в доброжелательной форме и тщательно следит за правильностью сервировки стола. Запрещено торопить воспитанников, делать их замечания в жесткой форме. Наоборот, воспитатель стремится стимулировать аппетит, рассказывая детворе о приятном вкусе и аромате блюд, пользе использованных продуктов.

Детей приобщают к классической европейской сервировке, при которой нож держат в правой руке, а вилку - в левой (вилки используются уже в младшей группе, а ножи - в старшей и подготовительной). Белая скатерть, красивая и удобная посуда, широкие и плоские вилки, десертные ложки и ножи способствуют повышению аппетита. На столах должны быть салфетки, хлеб и столовая посуда без ничего лишнего (допустима стеклянная, фаянсовая или посуда из нержавеющей стали), небольшие солонки. Блюда подаются без длительных интервалов, пища не должна вызывать у них негативных эмоций, наоборот, провоцировать аппетит. Малышей приобщают к чистоте, потому на столах должен поддерживаться порядок. Детям старших групп разрешают негромко делиться впечатлениями во время еды, воспитатели могут научить их оригинально складывать салфетки.

Рацион питания в детском саду

Сбалансированное меню для ДОУ разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования и содержит безопасные и здоровые диетические блюда, которые в первое время могут казаться детям лишенными яркого вкуса. Режим в ДОУ предполагает четырех-пятиразовое питание по условной структуре (в случае отсутствия какого-либо продукта или блюда его заменяют равнозначным по калорийности и энергетической ценности):

  • Завтрак - горячий напиток, бутерброд и горячее блюдо;
  • Обед - закуска, напиток, горячее и второе блюдо;
  • Полдник - кондитерское или хлебобулочное изделие, напиток;
  • Ужин - салат, горячий напиток и второе блюдо.

Организация питания детей в детском саду предполагает включение в рацион всех основных групп продуктов с учетом территориальных и национальных особенностей:

  • мясо - предпочтительно нежирное (индейка, курица, телятина и говядина), сардельки и сосиски менее полезны, а потому их доля в рационе должна быть незначительной;
  • рыба - содержит полезные микроэлементы, рекомендовано использовать нежирные сорта (судак, хек, минтай, треска);
  • субпродукты (сердце, печень и язык) - являются источником железа, белка и витаминов, а потому служат добавкой ко вторым блюдам;
  • молочные и кисломолочные продукты - источник витамина В2 и легкоусвояемого кальция, фосфора, который обеспечивает рост;
  • фрукты и овощи - природные источники сахара и углеводов, микроэлементов и витаминов, пищевых волокон, клетчатки и пектина, способных оптимизировать работу органов пищеварения;
  • хлеб и макаронные изделия, растительные и животные жиры, крупы оптимизируют работу желудочно-кишечного тракта.

В приложении к СанПиН 2.4.1.2660-10 перечислены пищевые продукты, запрещенные для включения в рацион групп детского сада, поскольку они могут оказывать раздражающее на слизистую желудка воздействие, провоцировать аллергические реакции, отравления и расстройства.

Запрещены для использования в меню дошкольников следующие группы продуктов:

  1. Копчености - опасны для детского организма тем, что производятся путем использования специальных растворов, а не посредством копчения, что создает дополнительную нагрузку на организм.
  2. Колбасные изделия и жареные сосиски - процесс обжарки и производства колбас включает использование консервантов и выделение трансжиров, опасных для пищеварительной системы ребенка.
  3. Жареные во фритюре изделия, чипсы.
  4. Газированные напитки и квас - содержат красители, консерванты и вкусовые добавки, которые создают дополнительную нагрузку на органы ЖКТ, увеличивают потребление сахара.
  5. Кондитерские изделия, в том числе жевательные конфеты и шоколадные батончики, продукция с кремом или алкоголем, карамель - включают большое количество сахара и вкусовых добавок.
  6. Консервированные продукты, включая продукцию с нарушением герметичности, деформацией тары или без этикеток, содержащую укус, грибы и блюда из них.
  7. Мясо диких животных и птиц, в том числе прошедшее заморозку, непотрошенная птица, продукция из мясных обрезков, зельцы, ливерные и кровяные колбасы.
  8. Сало, маргарин, кулинарные и гидрогенизированные жиры.
  9. Пищевые продукты непромышленного изготовления - они не прошли соответствующую санитарную проверку, а потому не имеют документов, подтверждающих их безопасность и качество.
  10. Непастеризованное молоко и продукция из него, молочная продукция, изготовленная с использованием растительных жиров.
  11. Острые соусы и приправы, горчица, уксус, хрен, майонез и аналоги.
  12. Продукты быстрого приготовления, полуфабрикаты, блюда на основе сухих пищевых концентратов.

Не зря протоколы организации питания в детском саду содержат акты проверки качества продуктов и меню. В случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований, руководство ДОУ несет административную ответственность, вплоть до приостановления деятельности на срок до трех месяцев.

Контроль организации питания в ДОУ

Организация питания в детском саду проходит внешний и внутренний контроль. Первый осуществляет Роспортебнадзор, проверяя качество продуктов, соответствие нормам СанПина и рекомендованного рациона питания, а второй - администрация учреждения, медицинские работники и родительская общественность.

В течение года заведующий проводит как минимум две проверки организации питания в детском саду , инспектируя состояние и чистоту пищеблока, качество готовых блюд и используемых для этого ингредиентов, разнообразие меню. Качество питания в ДОУ проверяют также штатные медицинские работники и комиссия, состоящая из родителей воспитанников. Последним достаточно оформить заявление на имя заведующего детским садом, чтобы стать членом комиссии и иметь возможность проверять качество и ход приготовления блюд непосредственно в пищеблоке.

Дополнительным элементом контроля может служить анкетирование и опрос родителей, проверку документации и соблюдения норм СанПина. Каждый тип получаемой продукции проверяется на наличие маркировки, санитарного паспорта транспортного средства, сертификата качества. Дополнительно ведется Журнал бракеража скоропортящихся продуктов, в котором заведующий хозяйством отмечает все характеристики продуктов, Журнал учета температуры холодильного оборудования и Журнал бракеража, в котором отмечаются суточные пробы блюд и качество готовой продукции.

На основании картотеки блюд оформляются технологические карты, в которых указывается не только рецептура блюда, но также масса нетто и брутто, энергетическая ценность, состав и технология приготовления. Картотеку блюд своим приказом утверждает руководитель (один экземпляр хранится у медсестры, а второй - в пищеблоке вместе с технологическими картами). Ежедневно проверяют:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и качество уборки пищеблока;
  • состояние посуды и оборудования, эффективность их очистки;
  • следование правилам кулинарной и технологической обработки продуктов;
  • наличие промаркированных разделочных досок, правильность хранения продуктов;
  • исправность электросетей, соблюдение охраны труда и правил личной гигиены.

Регулирование вопросов организации питания в детском саду регламентировано перечнем нормативных документов, среди которых главенствующие места занимают:

  1. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, в котором закреплены обязанности образовательных организаций по предоставлению питания воспитанникам, учащимся.
  2. СанПиН 2.4.1.3049-13, регламентирующий нормы обустройства и содержания пищеблока, распорядок дня в детском саду, требования к технологической обработке пищевых продуктов.
  3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, определяющий порядок профилактики пищевых отравлений, повышения факторов риска для детей в связи с несбалансированностью рациона.

Приказ Минздрава РФ № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников ОУ» содержит подробные рекомендации по организации технологического процесса приготовления блюд для воспитанников ДОУ. Следование методическим рекомендациям из этого опорного документа позволяет решить ключевые задачи:

  • сформировать сбалансированное по всем пищевым показателям меню;
  • обеспечить высокое качество блюд и оптимальные вкусовые характеристики с сохранением исходной пищевой ценности;
  • разрабатывать рацион с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • принимать меры для предотвращения риска появления инфекционных и вирусных заболеваний среди воспитанников за счет витаминизации блюд.

Приказом Минздрава РФ № 213н/178 руководствуются при осуществлении проверки состояния пищеблока, квалификации кухонных работников и поваров, следования нормам СанПина и охраны труда, правилам разработки сбалансированного меню и других аспектов контроля организации питания в детском саду .

Помимо основных нормативных актов процедуру регулируют акты муниципального значения, отражающие региональную и территориальную специфику, которая находит отражение в особенностях рациона и меню. Заведующему детским садом особое внимание следует уделить контрактам на выполнение работ, поставки товаров, оказание аутсорсинговых услуг, ведению бракеражных журналов, составлению приказов об организации питания в детском саду , плана мероприятий по контролю, по работе бракеражной комиссии, обеспечения качества питания и прочих.

Питание в детском саду: ответы на распространенные вопросы родителей

Несмотря на опасения мам и пап, в дошкольных образовательных учреждения проводятся систематические проверки, а потому в них строго соблюдаются правила организации питания в детских садах . Специалисты Института питания РАМН разрабатывают и утверждают принципы рационального питания дошкольников, которые учитывают потребности растущего организма и способствуют приобщению малышей к здоровому образу жизни, формированию правильных пищевых привычек. Обязательным условием этого является преемственность питания в семьях и детском саду. Поскольку для многих малышей рацион в ДОУ является непривычным и даже невкусным, родителям важно отказаться от вредных пищевых добавок, фастфуда, обилия сладостей в домашнем меню. Важно дополнять, а не повторять детсадовские блюда дома, стремиться вносить разнообразие в ассортимент блюд и используемых продуктов. Необходимо соблюдать рекомендованные интервалы приема пищи - 3,5-4 часа.

Чтобы повысить уровень информированности родителей воспитанников относительно принципом организации питания детей, администрация ДОУ и педагоги проводят систематические консультации, используют информационные уголки и папки-передвижки. Среди наиболее распространенных вопросов, которые возникают у родителей, стоит отметить следующие.

  1. Кто отвечает за составление меню? Меню в ДОУ составляет медицинская организация. штатный медработник или сотрудник учреждения, а впоследствии оно проходит обязательное утверждение у руководителя. Допускается привлечение сторонней организации для выполнения работы по составлению меню по договору.
  2. Как составляется меню для детей с аллергией? В ежедневное меню вносятся замены блюд для детей с диабетом или пищевой аллергией. Допускается составление индивидуального меню в свободной форме. Использование продуктов питания, принесенных из дома, недопустимо.
  3. Как проходит период пищевой адаптации? Психологические проблемы адаптации к меню детского сада легче преодолеваются в коллективе воспитанников. Чтобы ускорить этот процесс, родителям достаточно приблизить домашний рацион к сбалансированному, отказаться от пищевых добавок и приправ, газированных напитков, консервированных продуктов и сладостей. Желательно придерживаться режима питания дома, учить малыша пользоваться столовыми приборами, чтобы он не испытывал дискомфорта в саду.
  4. Какая система безопасности питания предусмотрена в ДОУ? Все продукты, поступающие в пищеблок детского сада, проходят обязательную гигиеническую экспертизу и проверку на соответствие санитарно-химическим и санитарно-микробиологическим нормам.
  5. Как родители могут контролировать качество питания в детском саду? Проверить организацию питания в группе детского сада родители и законные представители детей могут в качестве члена бракеражной или общественной комиссии, в работе которой их информирует администрация учреждения. Комиссия осуществляет визуальный контроль за качеством продуктов и готовых блюд, соблюдения санитарных норм обработки и приготовления продукции, технологии приготовления блюд согласно технологической карте.

Организация питания в ДОУ

ЭТИКЕТ – это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1 .Как сидеть за столом, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом .

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (младший воспитатель и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно. Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

2. Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку .

Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать.

Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе - пользоваться ножом. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.

Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют; хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20-25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним, пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

В группах раннего возраста продукты выдаются порционно . На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.

Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.

После еды не выпускайте малыша из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками - они всегда должны быть на столе.

Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК - на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка - с левой стороны, нож - справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

ОБЕД - стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, младший воспитатель разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются. Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают младший воспитатель и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и младший воспитатель. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК - стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

УЖИН – стол сервируют также, как и к завтраку, кроме масла.

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по организации питании в группах

Условия воспитания положительного отношения к еде:

удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Организация дежурства

Общие требования:

Дежурство носит характер поручений;

Единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

Обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

Назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший, средний возраст); 2 дежурных на все столы – старший возраст.

Поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

Раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

Сервировка стола под руководством взрослого;

Уборка использованных салфеток;

Уборка грязной посуды с детских столов в определённое место.

старший возраст:

Сервировка стола (самостоятельно и под присмотром взрослого);

Размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

Уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Как вести себя за столом.

Не сиди, развалившись.

Не клади ногу на ногу.

Не шаркай ногами, не разговаривай.

Не вертись, не толкай товарища.

Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.

Кусай хлеб над тарелкой.

Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

Правильно держи вилку, ложку и нож.

После еды положи ложку и вилку в тарелку.

Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.

После еды полощи рот.

П итание воспитанников МБДОУ №57 " Рябинка" осуществляется в соответствии с документами, регламентирующими организацию питания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

  • СанПин 2.4.1.3049-13
  • Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей (Приложение № 9 к СанПин 2.4.1.3049-13)
  • Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение № 10 к СинПин 2.4.1.3049-13)

Питание детей осуществляется с примерным меню, рассчитанным на 4 недели. С меню родители могут ознакомиться на группах ежедневно.

В детском саду организовано четырехразовое питание : завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник.

Для контроля за организацией питания детей в учреждении создана бракеражжная коммиссия. Приемочный контроль готовой кулинарной продукции осуществляется бракеражной комиссией в составе повара, представителей администрации ДОУ. Результаты производственного контроля регистрируются в бракеражном журнале.

Выдача готовой пищи производится только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией

Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.

Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.

Все блюда - собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.

В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход.

Имеется двадцатидневное перспективное меню. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

В детском саду организовано 4-х разовое питание.

В меню каждый день включена

суточная норма молока,

сливочного и растительного масла сахара,хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Для приготовления вторых блюд кроме говядины используются также субпродукты (печень в виде гуляша). Ежедневно в меню включены овощи в вареном и тушеном виде.

Одна из главных задач, решаемых в ДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

В рацион питания ДОУ включены все основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др., а также полуфабрикаты промышленного производства для питания детей.

Рацион питания детей по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет и от 4 до 6 лет.

Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

- Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется администрацией ДОУ.

Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреж­дения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам.

Поговорим о питании дошкольников.

Советы родителям
Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний детей.

Чем кормить детей дома?
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого “организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.

Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильное кормление продолжается!

Несколько слов об аппетите
Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положите чуточку добавки. И вообще: стоит ли так бояться голода? Лучше съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик – ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

Почему важно не спешить во время еды?
Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.

Почему надо избегать перекармливания?
Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.

Откажитесь от фаст-фуда!
Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребенка быть "как все" в большинстве случаев подавляет голос разума.

Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются "на бегу", заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст-фуда», например чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды.

Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды "фаст-фуд".

Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы, содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке).

Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно.

Основные принципы питания дошкольников
Принципы питания остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.

Во-первых, оно должно быть разнообразным. Независимо от вкусовых пристрастий ребенка, его нельзя кормить на протяжении нескольких дней однообразной пищей. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основных пищевых веществах, витаминах, микроэлементах и формируя тем самым правильный стереотип питания.

Во-вторых, пища должна быть безопасной. В детских учреждениях, в домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности, условия хранения и целостность упаковки. Недопустимо покупать продукты у случайных лиц, в местах не установленной торговли.

В-третьих, нужно обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. Со временем ребенок привыкнет к такой пище, что поможет сохранить ему здоровье во взрослой жизни. Из специй лучше использовать лавровый лист, душистый перец в небольших количествах.

В-четвертых, пища должна химически "щадить" ребенка. Жареное не рекомендуется детям до 6 лет, но многие врачи рекомендуют расширять эти границы максимально.

В-пятых, для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.

В-шестых, соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов.

Ну и конечно же, ребенок должен есть с аппетитом и не переедать!

При соблюдении этих простых правил родители помогут своему ребенку вырасти здоровым, счастливым и научат правильно относиться к еде как основному источнику энергии для жизнедеятельности и хорошего настроения.

Принципы детского питания
В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.
Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.
Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.

Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:
- адекватная энергетическая ценность,
- сбалансированность пищевых факторов,
- соблюдение режима питания.

На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.

Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.

Можно и нельзя
Источником белка − строительного материала для быстро растущего организма − являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам − они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.

Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно − жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.

Что и сколько
Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты − кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт.Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Соблюдаем режим
Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.

Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов − на обед, 15 процентов − на полдник и 20 процентов − на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.

Желания и безопасность
Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.

Завершающий штрих
Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.

Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.

В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно − зачастую означает делать двойную работу. Так что соблюдение принципов рационального питания для малыша − хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.

Организация питания в ДОУ

Условия питания овоспитанников ДОУ

Одним из важных направлений деятельности МДОУ ДС № 21 является организация качественного питания воспитанников.

Основным принципом питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами

Питание детей организовано на базе пищеблока дошкольного учреждения, работающего на сырье. Доставка продуктов осуществляется по заключённым договорам, специализированным автотранспортом поставщика.

В ДОУ организовано 5-х разовое питание, обеспечивающее потребность детского организма в пищевых веществах и энергии. Детский сад работает по 10-ти дневному цикличному меню и технологическим картам по приготовлению блюд питания для детей.

В меню представлены рационы зима - весна (1 квартал), весна - лето (2 квартал), лето-осень (3 квартал), осень - зима (4 квартал).

Старшая медицинская сестра ежедневно составляет меню и следят за правильной обработкой и закладкой продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, осуществляют контроль за качеством и правильностью хранения продуктов, соблюдением сроков их реализации, следят за санитарным состоянием пищеблока.

Организация питания детей в группах

Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается в:

·создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

·формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

·промыть столы горячей водой с мылом;

·тщательно вымыть руки;

·надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

·проветрить помещение;

·сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, организация питания.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.

Мероприятия проводимые в детском саду:

·Поступление продуктов питания и продовольственного сырья только с сертификатами;

·Имеется журнал скоропортящихся продуктов, в которых указывается срок годности продуктов;

·Производится обработка продуктов питания: мяса, яиц, фруктов и овощей, банок;

·Для приготовления пищи используются только разрешенные продукты

·Ежедневно ведется бракераж готовой продукции.

Организация питьевого режима

В нашем детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил.

Питьевой режим в группах обеспечивается через кипячёную воду, обеспечивая тем самым бесперебойное удовлетворение детей в жидкости.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top