Основные направления клинической психологии. Нейропсихология – что это такое, ее основы, направления, принципы Нейропсихология – где учиться

Основные направления клинической психологии. Нейропсихология – что это такое, ее основы, направления, принципы Нейропсихология – где учиться

Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

ПЛАН

Тема 2. Клиническая нейропсихология

2.1. Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

2.2. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций

2.3. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия

2.4. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом

2.5. Проблема речи в нейропсихологии

Нейропсихология - это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она - пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии.

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902 - 1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р.Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р.Лурия - «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969 г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом. Общий список книг и трудов А.Р.Лурия превышает 500 наименований. Он сформировал свою научную школу, воспитал много учеников, которые продолжили его дело и стали развивать отдельные направления уже внутри нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология. Изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях того или иного участка мозга, и позволяет делать выводы о топической диагностике, т. е. о локализации очага поражения. Использует методы неаппаратурного клинического нейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р.Лурия («луриевскими методами»). В этом направлении работали: А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Н.К.Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В.Гребенникова и другие.

Экспериментальная нейропсихология. Занимается экспериментальным аппаратурным изучением различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные к условиям клиники. Служит целям получения фундаментальных результатов, которые вносят вклад в развитие теории общей психологии и нейропсихологии о мозговых механизмах психических процессов. Это направление развивает Е.Д.Хомская со своими учениками.


Реабилитационная нейропсихология. Занимается восстановлением психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. В этом направлении работали и работают Л. С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т. В. Ахутина, Н. Н. Полонская, Н. Г. Калита, Н. М. Пылаева и другие.

Психофизиология локальных поражений мозга. Изучает физиологические механизмы нарушения психических функций, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалы мозга и т.д. Это направление развивали Е.Д.Хомская, Б.А.Маршинин, С.В.Квасовец, В.В.Лазарев и другие.

Детская нейропсихология. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы левого и правого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии.

Нейропсихология позднего возраста (геронтонейропсихология). Изучает нарушение психических процессов и состояний у престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами.

Экологическая нейропсихология. Перспективное направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей.

Нейропсихология получила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В США нейропсихология интенсивно развивается с 70-х гг. XX в., в настоящее время нейропсихологическая ассоциация насчитывает более 150 тыс. членов. Стимулом для развития нейропсихологии явилась необходимость реабилитации нейропсихологическими методами ветеранов войн, локальных конфликтов и террористических актов. Согласно опросу нейропсихологов США, А.Р.Лурия является психологом номер один в развитии этой науки, т.е. и американские психологи признают его как родоначальника нейропсихологии. А.Р.Лурия принадлежит первое место среди психологов России и по числу цитат, используемых в американских работах. Тест «Лурия-Небраска» (1978, набор тестов по 12 шкалам выполняется в течение 1,5 - 2 часов), по данным Американской психологической ассоциации, входит в первую пятерку наиболее используемых тестов в Америке.

В настоящее время издаются международные журналы: «Нейропсихология» (Англия), «Клиническая нейропсихология», «Экспериментальная нейропсихология» (США), «Кортекс» (Италия) и др.

Концептуальную основу нейропсихологии составляет созданная А. Р. Лурия «Теория системной динамической локализации психических функций».

Корсакова Наталья Константиновна – доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работала по проблемам памяти и ее нарушений, возрастной нейропсихологии, вопросам старения в аспекте когнитивных функций. Московичюте Ленина Израилевна – профессор Центра по изучению речевых расстройств медицинского факультета Бостонского университета (США). Следует отметить, что авторы много лет проработали под руководством А.Р.Лурии в институте нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология» - одна из многочисленных научных трудов этого коллектива авторов, на момент публикации стала квинтэссенцией основных разделов нейропсихологии. За рамками пособия остались нейропсихологическая реабилитация и нейропсихология детского возраста, ссылки на издания, посвященные этим разделам, можно найти в конце книги в библиографическом списке данного издания.

Особенность книги Корсаковой и Московичюте «Клиническая нейропсихология»

Краткость книги подкупает, при этом с радостью обнаруживаешь, что все главы, включая вступление, как бы закладывают фундамент – базовые знания понятий и подходов нейропсихологии как клинической дисциплины. Формируется четкое понимание, что психическая функция это динамическая система, состоящая из взаимосвязанных звеньев в различных областях мозга. Происходит смещение угла зрения с топического диагноза на функциональный. Нейропсихологический фактор, синдром и симптом – классическая триада – прочно фиксируются на тонких срезах мышления, окрашиваясь неким перманентным красителем. Сосудистые поражения, паркинсонизм, объемные образования, деменции – коротко о главном, без «воды» и дебрей специфических деталей. Отдельно хочу отметить главу, посвященную процессам нормального старения в контексте высших психических функций (ВПФ): знание нормы - это насущная необходимость специалиста в решении вопроса о ментальном здоровье каждого отдельного человека.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология»может быть интересно и полезно:

  • врачам неврологам/нейрофизиологам/ординаторам/студентам медицинских ВУЗов, т.к. позволяет в короткий срок овладеть основными концептами и понятиями нарушения ВПФ;
  • психологам – в качестве одного из базовых пособий в программе подготовки клинических психологов;
  • пособие подойдет для всех специалистов в области нейрореабилитации, так как создает представление о тех нейропсихологических нарушениях, которые следует ожидать у пациентов с поражением головного мозга различной природы и локализации, и которые безусловно важно учитывать при планировании реабилитационной программы не только с точки зрениия коррекции, но и выделения сильных составляющих актуальной психической деятельности пациента.

Нейропсихология – наука молодая и развивающаяся. Без изучения процессов, происходящих в поврежденных долях мозга сложно помочь человеку пройти реабилитацию. Все чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает выявить это на ранних этапах и составить план коррекции.

Что такое нейропсихология?

Предмет нейропсихологии – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. В основном, исследуются процессы мозга с нарушениями в результате травм или болезней у людей и животных. Основные задачи нейропсихологии:

  1. Выявление закономерностей функционирования мозговых функций при взаимодействии живого организма с внешней и внутренней средой.
  2. Исследование функций и структур мозга.
  3. Анализ повреждений областей мозга.

Основоположник нейропсихологии

Первые шаги в данном направлении осуществил Л.С. Выготский, но значительный вклад внес А.Р. Лурия и создал новую науку – нейропсихологию. Достижения и разработки А.Р. Лурия:

  • создал классификацию афазических расстройств;
  • изучил и описал ранее неизвестные нарушения речи;
  • исследовал роль лобных долей головного мозга в психических процессах.

Методы нейропсихологии, позволяющие выявить нарушения (разработаны А.Р. Лурией и его последователями):

  1. Метод системного анализа (батарея тестов Лурия) – полное исследование психических функций
  2. Психометрический (северо-американский) – батарея тестов Небраска-Лурия, шкала Векслера.
  3. Индивидуально-ориентированный (британский) – скрининговые, отборочные тесты для дальнейшей подборки индивидуальных исследований.

Отрасли нейропсихологии

Нейропсихология стремительно развивается, ученые считают, что за этой наукой – будущее. Основные направления нейропсихологии:

  • клиническая;
  • экспериментальная;
  • реабилитационная;
  • экологическая;
  • детская;
  • диагностическая;
  • нейропсихология развития.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста - перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка. Детская нейропсихология изучает латеральную асимметрию правого и левого полушария, причины школьной неуспеваемости (минимальные мозговые дисфункции, СДВГ-синдром). После выявления нарушений проводится психологическая и медикаментозная коррекция.


Клиническая нейропсихология

Основы нейропсихологии – это изучение нейропсихологических синдромокомплексов. Клиническая нейропсихология занимается пациентами с повреждениями правого полушария и нарушениями глубинных структур мозга, а также дефектами межполушарного взаимодействия. Основные понятия клинической нейропсихологии:

  1. Нейропсихологический симптом . Нарушение функций психики при локальном повреждении мозга.
  2. Нейропсихологический синдром . Определенное сочетание нейропсихологических симптомов вследствие нарушения функционирования психических процессов при локальном поражении.

Экспериментальная нейропсихология

Принципы нейропсихологии основаны на применении практического и экспериментального подходов, без этого ни одна наука не может обосновать свои теории. Экспериментальная нейропсихология изучает поведение людей и животных свойственное при определенных локальных поражениях. Благодаря экспериментам А.Р. Лурия были подробно изучены и классифицированы (афазии) и речи. Современная экспериментальная нейропсихология изучает нарушения эмоциональной сферы и познавательных процессов.

Практическая нейропсихология

Направления нейропсихологии развиваются в результате практического подхода. Практическая нейропсихология – это раздел, на котором базируются все остальные ответвления нейропсихологии. Основные методы работы были заложены А.Р. Лурией и получили название «Батареи Луриевских методов», включающие в себя исследования:

  • произвольного и непроизвольного внимания;
  • эмоциональных реакций;
  • слухового гнозиса;
  • движений при выполнении инструкций;
  • речи;
  • письма;
  • памяти;
  • системы счета;
  • интеллектуальных процессов.

Возрастная нейропсихология

Что такое возрастная нейропсихология – ответ уже кроется в самом вопросе. Каждому возрастному периоду соответствуют свои закономерности психического развития и для определенного возраста характерны те или иные нарушения деятельности мозга. Возрастная нейропсихология изучает:

  • нейропсихологические синдромы;
  • симптомы нарушений высших психических функций.

Нейропсихология – упражнения

В нормальном состоянии мозг регулирует сам себя, при нарушении психологического равновесия, возникновении проблем с психикой, врожденные программы регуляции дают сбой, поэтому важна своевременная коррекция. Коррекционная нейропсихология для детей и взрослых использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности, прекрасного самочувствия. Нейропсихология – игры и упражнения:

  1. Зеркальное рисование . Приготовить лист бумаги, фломастеры или карандаши. Взять в обе руки карандаши и начать одновременно рисовать обеими руками все что хочется: буквы, геометрические фигуры, животных, предметы. Упражнение синхронизирует оба полушария и создает состояние релаксации.
  2. Рисование разных фигур . Упражнение похоже на предыдущее, только рисовать надо разные фигуры одновременно, например, левая рука рисует треугольник, правая – квадрат.
  3. Медитация-концентрация на дыхании . Короткий вдох и длинный выдох, при этом концентрация на кончике носа. Расслабляет, выводит мозг на уровень альфа-ритма, ум успокаивается, возникает состояние душевного равновесия.
  4. Имитация движений различных животных . «Медведь идет» – ребенок становится на четвереньки и поднимает правую руку и ногу, глазами фокусируясь на руке, затем те же движения с левой стороной тела. «Тигр идет» – базовое положение на четвереньках, попеременно: правая рука идет к левому плечу, левая к правому и так передвигаться.
  5. Упражнение «Слон» . Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Выполнить 3 – 5 раз в каждую сторону. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело».

Нейропсихология – где учиться?

Обучение нейропсихологии происходит на базе психологического или медицинского образования, в рамках получения профессии клинический или медицинский психолог, психоневролог, психиатр. ВУЗы, где можно получить профессию нейропсихолога:

  1. Московский институт психоанализа. Специализация «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение».
  2. Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет клинической психологии.
  3. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева. На базе факультетов «Клиническая (медицинская) психология» и «Неврология» обучение основам клинической нейропсихологии, нейротерапии.
  4. Национальный исследовательский Томский государственный университет. Клиническая психология.
  5. Московский государственный институт им. М.В. Ломоносова. Специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация».

Нейропсихология – книги

Популярные книги по нейропсихологии написаны простым языком, и будут интересны всем тем, кто интересуется загадками мозга и психики в целом. Человек – это целая вселенная, о том, как формируются привычки, почему при тех или иных нарушениях мозга возникают странности в поведении – об этом и многом другом рассказывают мэтры, посвятившие себя изучению психики в своих произведениях:

  1. «Основы нейропсихологии » Лурия А.Р. Учебный курс для студентов изучающих психологию, психиатрию и неврологию.
  2. «Человек, который принял жену за шляпу » О. Сакс. Автор увлекательно, но бережно и с уважением к своим пациентам рассказывает их истории борьбы с тяжелыми недугами психики (неврозами). Каждый пациент Оливера уникален по-своему в своих попытках выстроить отношения между мозгом и сознанием.
  3. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми » В.С. Рамачандран Непостижимые тайны мозга, в этом труде читателя ждут ответы на вопросы: почему ребенок-аутист пишет картины, превосходящие Леонардо Да Винчи и Микеланджело, или где в мозге зарождаются чувства сострадания и прекрасного.
  4. «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений » Э. Бэнкс, Л. Хиршман. В книге повествуется о четырех нейронных путях, развивая которые человек комфортно сближается с другими людьми и формирует в себе спокойствие, энергию, принятие и резонанс.
  5. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии » Р. Хансон, Р. Мендиус. Книга-синтез, соединяющая в себе психологию и неврологию, изобилует методами по самосовершенствованию.

Нейропсихология – интересные факты

Сложная и многогранная наука нейропсихология при изучении психических свойств и работы мозга живых организмов постоянно совершает интересные открытия, вот некоторые примечательные факты:

  1. Мозг изучает сам себя.
  2. Во время беременности количество импульсов нейронов увеличивается в 250 000 раз.
  3. Человек использует при решении задач ровно столько ресурсов мозга, сколько для этого нужно в данный момент, поэтому миф об использовании всего 10% мозга не подтвержден научно.
  4. не подчиняется линейному мышлению и логике и чтобы лучше запомнить информацию любого порядка важно создавать образы, выстраивать ассоциативные ряды – так тренируется память.
  5. Во время курения сигареты мозг воспринимает никотин как управляющий мышлением фактор и сокращает выработку внутреннего вещества, управляющего мышлением, но при увеличении нагрузки мозг начинает вырабатывать большее количество вещества, внешне это проявляется тем, что человек начинает выкуривать до 2 пачек в день (увеличивает дозу никотина) – возникает привычка.

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины - нейропсихологии . Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно - в нашей стране. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.

Задача нейропсихологии - изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением новых, психологических, методов для топической диагностики (диагностика местоположения) локальных поражений мозга. Несколько позже задача нейропсихологии как одного из разделов медицинской психологии - в квалификации симптома - выделении фактора, лежащего в основе нарушения, и описании особенностей той структуры измененной психической деятельности, которая возникает в результате очагового поражения мозга.

Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.

Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология и которые используются для построения ее теоретических моделей, определяется комплексным, многоплановым характером ее центральной проблемы - «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии. Для разработки собственно нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. для изучения мозговой организации высших психических функций прежде всего на материале локальных поражений головного мозга) нейропсихология должна быть вооружена всей суммой современных знаний о мозге и психических процессах, почерпнутых как из психологии, так и из других, смежных наук.

Клиническая нейропсихология - является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования - причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой - их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования.

В настоящее время в рамках клинической нейропсихологии внимание исследователей обращено в основном на следующее:

♦ интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия;

♦ исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного;

♦ изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), с особенностями преморбида.

Дальнейшая разработка этих проблем связана с такими моментами, как:

♦ успехи нейрохирургии (сосудистой, стереотаксической, микрохирургии);

♦ развитие современных аппаратурных методов диагностики локальных поражений головного мозга (компьютерной томографии, методов ядерно-магнитного резонанса - ЯМР и др.);

♦ внедрение математических методов анализа нейропсихологических симптомов и синдромов.

Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Кроме того, в экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование определенных зон.

В результате:

♦ была создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но единой функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев;

♦ был произведен систематический анализ афазий, а также псевдо-афазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга;

♦ исследовалась специфика речевых нарушений при поражении конвекситальных отделов правого полушария;

♦ велось изучение нейрофизиологической природы различных афазических симптомов (забывания, семантических расстройств речи, речевых персевераций и др.);

♦ был разработан новый нейролингвистический подход к афазиям (1968б, 1975а, б). Значительные успехи достигнуты А. Р. Лурия и его сотрудниками в изучении нейропсихологии памяти:

♦ описаны модально-неспецифические нарушения памяти, связанные с поражением неспецифических срединных структур разных уровней;

♦ проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памяти, а также семантической памяти (т. е. памяти на понятия) (А. Р. Лурия, 1966, 1968б, 1974а, 1976 и др.).

♦ изучены нарушения памяти как мнестической деятельности, характерные для больных с поражением лобных долей мозга

Реабилитационная нейропсихология . Реабилитация вообще - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства. Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационые, двигательные и поведенческие механизмы.

Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

Холмская: было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

Психофизиологическая нейропсихология - отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».

Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения методы, как магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.

В настоящее время развитие исследований в области психофизиологии локальных поражений головного мозга идет следующими путями:

♦ с одной стороны, расширяется проблематика изучения системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов;

♦ с другой - совершенствуется методический аппарат (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.).

Наконец, в последнее время все более начинает утверждаться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология ) - изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии. Актуальность нейропсихологического анализа психических функций у здоровых людей диктуется и теоретическими, и практическими соображениями. Важнейшей теоретической задачей, встающей в этой области нейропсихологии, является необходимость ответа на вопрос, возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Иными словами, насколько нейропсихологические представления отражают общие закономерности «устройства» мозга как субстрата психических процессов и могут ли они объяснить их индивидуальные особенности. Разработка этого направления позволит по-новому подойти к анализу типологии нормы - одной из важнейших проблем психологической науки.

Практические задачи, встающие перед дифференциальной нейропсихологией, связаны прежде всего с психодиагностикой , с применением нейропсихологических знаний в целях профотбора, профориентации и т. п В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований. Первое - это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т. е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей.

Второе - это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение вариантов межполушарной асимметрии мозга у нормы и сопоставление их с познавательными, двигательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. В настоящее время установлены корреляции между типом межполушарной асимметрии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произвольной регуляции движений и интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик. Все эти данные свидетельствуют о большой значимости закономерностей парной работы больших полушарий мозга для реализации высших психических функций и, следовательно, о необходимости их изучения для решения психодиагностических задач.

Значение:

Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач нейропсихология как новая научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии . Нейропсихология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме (Лурия). Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их пластичности, переделки, замены.

К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как:

♦ уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций;

♦ структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром, или плеяду функций);

♦ особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других.

Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя:

♦ с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга;

♦ с другой - на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.

Нейропсихология дает ценную информацию для изучения такой важной философской проблемы, как роль социального и биологического факторов в психике человека. Таким образом, нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук.

Она в большей степени, чем другие психологические дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и, бесспорно, является одной из успешно развивающихся наук о мозге. В этой своей «ипостаси» она тесно смыкается с медициной (неврологией, нейрохирургией), а также с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией, биохимией, генетикой и др.). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие общепсихологические и философские проблемы, непосредственно участвуя в формировании общего материалистического и профессионального психологического мировоззрения. И этот аспект нейропсихологии непосредственно сближает ее с общественными дисциплинами (философией, социологией и др.).

Неврология , изучая главным образом сравнительно элементарные сенсорные и моторные функции, располагает методами топической (или локальной) диагностики поражений преимущественно «чувствительных» и «двигательных» зон мозга (включая и кору больших полушарий). Однако эти зоны составляют лишь незначительную часть коры головного мозга. Огромные области коры мозга (почти две трети ее - вторичные и третичные поля) с точки зрения классической неврологии являются «немыми», так как их поражение не приводит к каким бы то ни было нарушениям чувствительности, рефлекторной сферы, мышечного тонуса и самих движений (мышечной силы различных двигательных органов). Однако при поражении этих областей мозга возникают сложные дефекты в виде нарушений высших психических функций (речи, разных форм восприятия, памяти, мышления, произвольных движений и др.). Анализ этих нарушений экспериментально-психологическими методами и стал основой нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга. Именно для целей диагностики локальных поражений мозга А. Р. Лурия были разработаны нейропсихологические методы изучения высших психических функций, которые позволили с большой точностью определять зону поражения мозга.

Исследование функциональной роли обоих полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности – правильное решение вопроса о степени доминантности полушарий имеет огромное практическое значение и что установление степени доминантности полушария определяет ту уверенность, с которой нейрохирург может оперировать на том или ином полушарии, не рискуя нарушить нормальное протекание высших психических процессов.

Использование методов нейропсихологии позволяет давать точную квалификацию особенностей (т. е. качественной специфики) нарушений высших психических функций и выделять фактор (или факторы), нарушение которого лежит в основе нейропсихологического синдрома (т. е. определять зону поражения мозга).

Новые методы нейропсихологической диагностики: методы анализа нарушений различных пространственных функций, мышления, памяти, эмоционально-личностной сферы; методы нейропсихологического обследования детей с локальными поражениями мозга и др. Методы нейропсихологической диагностики в 40-50-е годы XX века были внедрены сначала в Институте нейрохирургии им. H. H. Бурденко АМН СССР, где около 30 лет проработал А. Р. Лурия с коллективом своих сотрудников. В настоящее время они широко используются в различных неврологических и нейрохирургических клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Волгограда, Иркутска, Владивостока и других городов России, а также и за рубежом.

Многолетнее применение методов нейропсихологической диагностики в клинике локальных поражений головного мозга показало их высокую эффективность. Так, за период с 1968 по 1978 год, согласно результатам нейропсихологических исследований, проводившихся в Институте нейрохирургии им. H. H. Бурденко АМН СССР, правильность нейропсихологического диагноза подтверждалась в 95-97 % случаев. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция распространения методов нейропсихологической диагностики на все более широкий контингент больных. Естественно, что методы нейропсихологической диагностики не потеряли и своего первоначального назначения как инструмента постановки топического диагноза - особенно в тех случаях, когда неврологическое или нейрохирургическое учреждение еще не располагает всеми техническими средствами для определения зоны поражения мозга с помощью современной аппаратуры (прежде всего, компьютерной томографии).

Методы нейропсихологии могут быть использованы как средство контроля за послеоперационным течением заболевания, эффективностью применения того или иного лечебного препарата или целой системы различных лечебных воздействий на больного.

К числу безусловных достижений отечественной нейропсихологии следует отнести и ее значительные успехи в разных областях практики, прежде всего в медицине. Работа нейропсихологов в области диагностики и последующей реабилитации больных в госпиталях (во время войны) и в разных неврологических и нейрохирургических клиниках (в мирное время) оказала реальную помощь огромному количеству людей. Именно за практическую пользу ценили и ценят нейропсихологов в разных медицинских учреждениях.

В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. В учебном пособии “Клиническая нейропсихология” обоснована значимость нейропсихологического подхода в решении самого широкого круга диагностических задач в общем контексте медицинской психологии.

Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА


2. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.
б) Синдром нарушения пространственных синтезов.

5. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга.

6. Синдром “расщепленного мозга” при поражении мозолистого тела

ГЛАВА 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1. Общемозговые симптомы и их динамика при сосудистой патологии головного мозга
2. Нейропсихологические синдромы при артериальных аневризмах.
3. Нейропсихологические синдромы спазма сосудов головного мозга.
4. Нейропсихологические синдромы при артериовенозных аневризмах.
5. Нейропсихологические синдромы при окклюзирующих поражениях мозговых сосудов.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания – решает как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане её предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединённые общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Вместе с тем в настоящее время отчётливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется её выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых иди экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).

Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом изменений деятельности мозга не на структурном, а на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение приобретают не только и не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры её изменений на основе факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top