Основные понятия психопатологии детского возраста. Основные положения психопатологии детского возраста классификации детская

Основные понятия психопатологии детского возраста. Основные положения психопатологии детского возраста классификации детская

Детская психопатология - медицинская дисциплина, занимающаяся исследованием причин, описывающая симптомы, течение и возможности профилактики, лечения и реабилитации психических расстройств у детей.

Представители разных психиатрических школ вкладывают несколько различное содержание в определение самой психопатологии и ее отличия от психиатрии. Например, существует понятие специальной, или общей, психопатологии - научной дисциплины, занимающейся общими вопросами сути и происхождения психических расстройств, основных устойчивых форм их проявления, отражающихся в наиболее распространенных симптомах и их группах (синдромах), в вариантах их течения и в подходах к лечению. Частная психопатология изучает синдромы психических расстройств применительно к отдельным нозологическим единицам.

Последнее определение наиболее близко к психиатрии. Психопатология определяется как наука о развитии психических расстройств; психиатрия определяется как прикладная дисциплина, направленная на помощь конкретному больному. Это понимание отражено в работах теоретика психиатрии Карла Ясперса (1883-1969), считавшего, что психопатология является теорией, а психиатрия - клинической практикой. Вместе с тем приходится встречаться и с узким пониманием психопатологии как проявления психического расстройства.

Несмотря на то, что изучение детской психопатологии началось сравнительно недавно, можно выделить ряд ее особенностей и направлений. Начиная с работ Рене Шпитца, а затем Джона Боулби, психические расстройства, характерные для детей грудного возраста, рассматриваются системно. Так, в работах Р. Шпитца 1967 г. психопатологию грудного ребенка определяет этиологический фактор - отношение матери к ребенку. Случаи полного отвержения младенца могут привести к коме новорожденного; чрезмерная, полная тревоги забота о нем - к коликам третьего месяца жизни. Частые колебания материнского отношения от баловства к враждебности провоцируют возникновение у младенца бесцельной чрезмерной подвижности (раскачивание, як- тация), а сознательное контролирование проявлений враждебности к ребенку приводит к появлению у него гиперактивности (агрессивный гипертим по Дж. Боулби). Таким образом, детская психиатрия рассматривала возникновение психопатологии в младенчестве и раннем детстве в системе отношений с близким взрослым. Феномены психических нарушений в раннем детстве являются отражением больших или меньших проблем функционирования эмоциональной системы.

Эмоции при этом рассматриваются не только как фундаментальная возможность самовыражения человека, но и как важная основа для ситуаций выбора, принятия решений. Эмоции определяют внутренний климат для протекания мыслительных процессов и формирования представлений. Они устанавливают ценности и создают значения. Эмоции влияют на коммуникацию с другими людьми благодаря мимическим и другим невербальным сигналам и образуют этим основу для ранних взаимоотношений. При этом эмоциональный диалог представляет собой матрицу для развития самости (более подробно об этих аспектах раннего взаимодействия см. в литературных источниках, указанных в рекомендуемой литературе к разделу 1).

Следующей чертой, характеризующей детскую психопатологию, а особенно психопатологию младенческого и раннего возрастов, является отсутствие известных во взрослой психиатрии четко очерченных расстройств, симптомов и синдромов. Понять проявления психопатологических состояний возможно при изучении соматических жалоб и расстройств, описываемых другими медицинскими дисциплинами - педиатрией, неврологией и т.п.

Психопатологическая симптоматика зависит от возраста ребенка. Детское развитие в первые годы чрезвычайно динамично. При этом необходимо отметить, что в специальной литературе традиционно используются различные определения границ возрастных периодов раннего детства. В рассматриваемом возрастном диапазоне выделяются два периода: первый год жизни - грудной, младенческий возраст; далее до 3-х лет включительно - ранний возраст. Однако это подразделение не является общепринятым. Так, например, в англоязычной литературе принято говорить о младенческом возрасте - infancy, определяя его как период от 0 до 18 месяцев. Согласно корню, латинское действительное причастие наст. вр. infans означает неговорящий, немой, безмолвный, то есть подходит для характеристики ребенка, еще не освоившего речь. Следующий возрастной период обозначается как тоддле- ровский. Глагол to toddle имеет общее значение ковылять, в применении же к ребенку - значение учиться ходить, а существительные a toddler и разг. a toddle означают ребенок, начинающий ходить. Возрастной диапазон этого периода от 18 месяцев до 3 лет. Наконец, a preschooler - дошкольник - ребенок в возрасте 4-5 лет. В немецкоязычном профессиональном сообществе в силу традиции закрепилось другое деление по возрастам раннего детства - период новорожденности (1-4 неделя жизни), грудной возраст (1-12 месяц жизни) и ранний детский возраст - возраст от 1 до 5 лет.

Связь психопатологии с возрастом ребенка в отечественной литературе наиболее полно представлена в работах одного из основателей отечественной детской психиатрии В. В. Ковалева (понятие об уровне нервно-психического реагирования). Согласно В. В. Ковалеву, возраст от 0 до 3 лет включительно является возрастом соматовегетативного реагирования. Для него характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

Нередко с возрастом ребенка происходит трансформация психических расстройств (рис. 1).

В каждом возрастном периоде существуют наиболее уязвимые к возникновению психопатологии области развития и наиболее часто встречающиеся симптомы.

Представляется важным отдельно обсудить взаимоотношения психопатологии и с неврологией как дисциплиной, занимающейся изучением функционирования, повреждений и заболеваний нервной системы (устаревшее название - невропатология). Необходимо отметить, что предполагаемой основой психической деятельности является нервная система, особенно центральный ее отдел - головной мозг. Во время активного развития дисциплин неврологии и психиатрии они были тесно связаны. Нередко врачи объединяли в себе эти две ипостаси. Например, Жан Мартен Шарко - невролог - известен в психиа-

Рис. 1.

трии как один из первых исследователей истерии. Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, начинавший как невролог, предложил название одного из самых известных детских неврологических заболеваний - детского церебрального паралича. В России это целая плеяда выдающихся ученых, внесших вклад в развитие обеих дисциплин, - А. Я. Кожевников, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо. В настоящее время можно отметить новый виток интереса к неврологической и нейрофизиологической основе психического расстройства, поддерживаемый открытиями последних лет и достижениями в области нейродиагностики. Представляется важным изучение психологических и биологических последствий травмы, общих стрессовых воздействий и негативного опыта взаимодействия в течение всего периода развития [Чиккетти, Валькер, 2001].

В рамках психиатрического подхода существуют различные представления о природе психических расстройств. Вопрос о том, чему следует личность ребенка в своем развитии - определенному врожденному плану или же детерминантам, характеризующим окружающую ребенка среду, - до сих пор не снят с повестки дня и отражается в научных дискуссиях между представителями естественных и гуманитарных наук.

В научной среде тем не менее сформировалось представление о том, что не только сама природа человека определяет его судьбу, в том числе, заболевание, но и взаимодействие его природы с жизненным контекстом, в котором протекает его развитие.

В области психиатрии эти изменения мы наблюдаем в невозможности считать причиной заболевания только биологические факторы (уход от «биологической психиатрии»), или только влияние биографических данных, или только воздействие жизненного опыта. Поведение ребенка нельзя рассматривать как выражение мозговых функций. В то же время нельзя и нарушенные церебральные функции изучать только через призму индивидуального опыта. В своем развитии уже с рождения ребенок нуждается в социальных рамках и в дальнейшем формирование его психики во многом определяется эмоциональным взаимодействием с близкими.

Психопатология развития - это подход, использующий методы психиатрии и психотерапии для понимания феноменов психических нарушений как результата приспособления и развития. Психопатологические симптомы при этом рассматриваются не как отражение психического заболевания, а как проявление нарушений развития, вызванных сложностями взаимодействия со своим (социальным) окружающим миром.

Подобный подход освобождает от необходимости подразделения на классические психические заболевания, пытается сформировать гипотезы о возникновении проблем взаимоотношений и развивает терапевтические представления о возможных изменениях в дисфункциональных взаимоотношениях.

Психические расстройства в раннем детском возрасте могут появляться тремя путями, которые нередко пересекаются.

Во-первых, существуют нарушения, носящие врожденный характер и ведущие к массивным нарушениям материнско-детского взаимодействия. Один из примеров этому - аутизм. При этом заболевании имеется врожденная неспособность к различению аффектов, а нейро- психологические дефициты ведут к выраженным нарушениям ранней коммуникации.

Второй механизм - специфическое душевное повреждение, называемое также травматизацией. Ребенок подвергается насилию и испытывает неуверенность, при этом не получая помощи взрослого. Нередко сам взрослый принимает участие в актах физического или сексуального насилия. В результате механизмов переработки травмы возникают диссоциативные расстройства, оказывается влияние на процессы памяти, развития личности, аффективной регуляции. Эти расстройства весьма подробно изучены у взрослых пациентов. Наиболее часто указание на травму находят в анамнезе у пациентов с нарушениями пищевого поведения по типу булимии, с юношескими депрессиями, с синдромом Бор- дерлайн. При юношеском синдроме самоповреждения травмы в раннем возрасте определяются в 60% случаев [Реш, 2001].

Третий, наиболее частый, механизм раннедетских нарушений - нарушения родительско-детского взаимодействия и их тонкая настройка посредством детских, родительских или ситуативных факторов. И отнюдь не острые стрессовые события, а повседневные кризисы, приводящие к постоянной недооценке детских чувств, суммация недопонимания, ошибочной оценки, невнимания и неумения правильно реагировать друг на друга образуют материал, из которого возникают психогенные нарушения саморегуляции, ранние нарушения отношений и синдромы перестимуляции. Особенности психоэмоционального развития раннего детства оказывают выраженное влияние на развитие и проявление психопатологических расстройств во все последующие периоды жизни. Дети с ненадежной привязанностью в более позднем возрасте склонны к эмоциональным расстройствам [Реш, Мёлер, 2001].

Дети с ненадежной привязанностью из низких социальных слоев населения в школьном и юношеском возрасте чаще демонстрируют психические отклонения: ограниченные контакты со сверстниками, депрессию, колебания настроения и экспансивные нарушения с агрессивными тенденциями [Гринберг, 1999].

Существуют многочисленные конвергирующие пути к возникновению психопатологии, которые базируются не только на нейрональных особенностях, но которые изменяются благодаря психологическим или же соматическим стрессорам и на которые при этом оказывают влияние генетические повреждения, ранний опыт и сохраняющиеся негативные жизненные события.

Вопросы и задания для самоконтроля к разделу 1

Вопрос 1. Что является предметом изучения детской психопатологии, в чем заключается ее специфика?

Вопрос 2. Каковы особенности психопатологии в раннем детском возрасте?

Вопрос 3. Опишите влияние социальных, психологических и биологических факторов в развитии психопатологии детского возраста.

Темы реферативных сообщений к разделу 1

  • 1. Роль социальных, психологических и биологических факторов в развитии психопатологии детского возраста.
  • 2. Возрастные особенности психопатологических проявлений у детей и возможности прогностической оценки развития.
  • 3. Интердисциплинарный подход к проблемам развития психопатологии раннего возраста.

В настоящее время детская психопатология имеет свои определенные задачи. Следует подчеркнуть, что отделение детской психопатологии от общей психопатологии произошло не так давно. В то же время, происходило ее долгое формирование, как области особых знаний, граничащей с детской психиатрией и психологией. Данное определение наделено общими корнями с педагогикой и специальной психологией.

Как предмет детской психопатологии, рассматриваются любые возможные нарушения, встречающиеся в детском развитии. Как известно, причин, обуславливающих нарушения, может быть множество, в связи с этим патопсихолог обязательно принимает во внимание все сведения о ребенке в совокупности. Информация должна охватывать не только биологические факторы развития, но и социальные проявления.

Главной задачей детской психопатологии является своевременная и максимально точная диагностика развития психики ребенка, имеющей отклонения. В этом случае производится диагностика состояния протекающих психических процессов. В том числе, памяти, восприятия, мышления, а также особенность деятельности ребенка и его личности. Патопсихолог занимается тем, что устанавливает уровень детского развития, определяет, насколько этот уровень соответствует имеющимся возрастным нормам. Также врач выявляет патологические особенности развития. Выявление нарушения развития у ребенка имеет связь с психологическим консультированием его родителей, учителей, опекунов, и прочее.

Если работа патопсихолога производится в психоневрологическом санатории, или психиатрической больнице, то результаты обследования сообщаются семье больного через лечащего врача. В этом случае, общение с родственниками пациента происходит в меньшей степени. Нередко консультации родителей ребенка и самого пациента проводится в консультации, или в психологическом центре. И в таком случае для родителей важно не только получить подтверждение того, что ребенок является отстающим в умственном развитии, но и узнать, какие методы лечения эффективны, каким образом можно компенсировать дефект, адаптировать к школе.

Диагностика

Коррекция дефекта непосредственно связана с проведением психологической диагностики. Детские патопсихологи занимаются проведением разнообразных коррекционных занятий, групповых и индивидуальных, с маленькими пациентами, имеющими нарушение в развитии психики. Также в категорию важных задач детской психопатологии входят профилактические меры возникновения нарушений в психике ребенка. В данном случае, этому фактору уделяется мало внимания, так же, как и во взрослой психопатологии. Профилактикой является и популяризация знаний, имеющих отношение к детской психопатологии, консультирование родителей, воспитателей, школьных педагогов. В том числе, в качестве профилактики проводятся специальные игры и тренинги.

Психопатология детского возраста имеет не только практические задачи, но и проводит исследования в научном направлении. Не имея серьезных научных разработок, специалисты не могли бы производить вмешательство в такое сложнейшее явление, как состояние психики ребенка, воздействие по компенсации дефекта, и прочее. Известно, что детский психопатолог не ставит перед собой цель подменить врача. Хотя имеет место теснейшее сотрудничество психопатологов с детскими невропатологами, психиатрами, генетиками, но у каждого свои отдельные задачи, хотя порой они и пересекаются. К тому же, методы воздействия тоже отличны. Работа детского психопатолога имеет некоторое сходство с работой психолога, так как он применяет психологические диагностические методы и способы коррекции развития.

На основании такого положения дел для психопатолога важен не только правильно установленный диагноз, и определение, к примеру, формы , так как этим занимается врач. Имеет огромное значение исследование психологических особенностей пациента. Выяснив все имеющиеся особенности, определив отклонения в мышлении, игровой деятельности, речи, психопатолог способен представить лечащему врачу важный диагностический материал. В то же время, для родителей ребенка может быть подобрана методика эффективного психологического воздействия, даны ценные рекомендации по общению.

Лечение в детской психопатологии

Существуют некоторые виды нарушений развития, которые не могут быть устранены применением медикаментозной терапии, или же, она используется, но не является определяющей. Особенно это относится к детям, имеющим задержку развития психики, умственно отсталым. В подобных случаях огромную роль играет психологическая коррекция нарушения и психопатологическое исследование. Нередко происходит так, что дети с отклонениями попадают на прием к детским психологам. Если специалист не обладает серьезными знаниями в области детской психопатологии, то его выводы могут являться ошибочными, а рекомендации не принесут никакой пользы, а в некоторых случаях они откровенно вредны.

В связи с этим, специалист, дающий рекомендации и советы по воспитанию и общению с трудным ребенком, должен уметь изначально исключить наличие серьезного психического заболевания. Нередко родители, имеющие умственно отсталого или психически больного ребенка, переживают это очень остро, и внутренне не в состоянии принять такой факт. Иногда они просто бояться специалистов, и демонстрируют недоверие. Находясь на приеме у психолога, она могут предъявлять банальные жалобы, которые скрывают достаточно серьезное заболевание. Например, при обращении с жалобами на застенчивость ребенка может выявиться отставание малыша в умственном развитии.

Наталия Владимировна Андрущенко

Психопатология в детском возрасте

Регуляторные расстройства в младенческом и раннем детском возрасте

Associating serious psychiatric symptomatology with very young children runs counter to the images we typically generate.

Charles H. Zeanan, 2005

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

Общая психопатология детского возраста

Введение

Детская психопатология – медицинская дисциплина, занимающаяся исследованием причин, описывающая симптомы, течение и возможности профилактики, лечения и реабилитации психических расстройств у детей.

Представители разных психиатрических школ вкладывают несколько различное содержание в определение самой психопатологии и ее отличия от психиатрии. Например, существует понятие специальной, или общей, психопатологии – научной дисциплины, занимающейся общими вопросами сути и происхождения психических расстройств, основных устойчивых форм их проявления, отражающихся в наиболее распространенных симптомах и их группах (синдромах), в вариантах их течения и в подходах к лечению. Частная психопатология изучает синдромы психических расстройств применительно к отдельным нозологическим единицам.

Последнее определение наиболее близко к психиатрии. Психопатология определяется как наука о развитии психических расстройств; психиатрия определяется как прикладная дисциплина, направленная на помощь конкретному больному. Это понимание отражено в работах теоретика психиатрии Карла Ясперса (1883–1969), считавшего, что психопатология является теорией, а психиатрия – клинической практикой. Вместе с тем приходится встречаться и с узким пониманием психопатологии как проявления психического расстройства.

Несмотря на то, что изучение детской психопатологии началось сравнительно недавно, можно выделить ряд ее особенностей и направлений. Начиная с работ Рене Шпитца, а затем Джона Боулби, психические расстройства, характерные для детей грудного возраста, рассматриваются системно. Так, в работах Р. Шпитца 1967 г. психопатологию грудного ребенка определяет этиологический фактор – отношение матери к ребенку. Случаи полного отвержения младенца могут привести к коме новорожденного; чрезмерная, полная тревоги забота о нем – к коликам третьего месяца жизни. Частые колебания материнского отношения от баловства к враждебности провоцируют возникновение у младенца бесцельной чрезмерной подвижности (раскачивание, яктация), а сознательное контролирование проявлений враждебности к ребенку приводит к появлению у него гиперактивности (агрессивный гипертим по Дж. Боулби). Таким образом, детская психиатрия рассматривала возникновение психопатологии в младенчестве и раннем детстве в системе отношений с близким взрослым. Феномены психических нарушений в раннем детстве являются отражением больших или меньших проблем функционирования эмоциональной системы.

Эмоции при этом рассматриваются не только как фундаментальная возможность самовыражения человека, но и как важная основа для ситуаций выбора, принятия решений. Эмоции определяют внутренний климат для протекания мыслительных процессов и формирования представлений. Они устанавливают ценности и создают значения. Эмоции влияют на коммуникацию с другими людьми благодаря мимическим и другим невербальным сигналам и образуют этим основу для ранних взаимоотношений. При этом эмоциональный диалог представляет собой матрицу для развития самости (более подробно об этих аспектах раннего взаимодействия см. в литературных источниках, указанных в рекомендуемой литературе к разделу 1).

Следующей чертой, характеризующей детскую психопатологию, а особенно психопатологию младенческого и раннего возрастов, является отсутствие известных во взрослой психиатрии четко очерченных расстройств, симптомов и синдромов. Понять проявления психопатологических состояний возможно при изучении соматических жалоб и расстройств, описываемых другими медицинскими дисциплинами – педиатрией, неврологией и т. п.

Психопатологическая симптоматика зависит от возраста ребенка. Детское развитие в первые годы чрезвычайно динамично. При этом необходимо отметить, что в специальной литературе традиционно используются различные определения границ возрастных периодов раннего детства. В рассматриваемом возрастном диапазоне выделяются два периода: первый год жизни – грудной, младенческий возраст; далее до 3-х лет включительно – ранний возраст. Однако это подразделение не является общепринятым. Так, например, в англоязычной литературе принято говорить о младенческом возрасте – infancy , определяя его как период от 0 до 18 месяцев. Согласно корню, латинское действительное причастие наст. вр. infans означает неговорящий , немой , безмолвный , то есть подходит для характеристики ребенка, еще не освоившего речь. Следующий возрастной период обозначается как тоддлеровский . Глагол to toddle имеет общее значение ковылять , в применении же к ребенку – значение учиться ходить , а существительные a toddler и разг. a toddle означают ребенок, начинающий ходить . Возрастной диапазон этого периода от 18 месяцев до 3 лет. Наконец, a preschooler дошкольник – ребенок в возрасте 4–5 лет. В немецкоязычном профессиональном сообществе в силу традиции закрепилось другое деление по возрастам раннего детства – период новорожденности (1–4 неделя жизни), грудной возраст (1–12 месяц жизни) и ранний детский возраст – возраст от 1 до 5 лет.

Связь психопатологии с возрастом ребенка в отечественной литературе наиболее полно представлена в работах одного из основателей отечественной детской психиатрии В. В. Ковалева (понятие об уровне нервно-психического реагирования). Согласно В. В. Ковалеву, возраст от 0 до 3 лет включительно является возрастом соматовегетативного реагирования. Для него характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

Нередко с возрастом ребенка происходит трансформация психических расстройств (рис. 1 ).

В каждом возрастном периоде существуют наиболее уязвимые к возникновению психопатологии области развития и наиболее часто встречающиеся симптомы.

Рис. 1. Зависимость проявления наиболее частой психопатологической симптоматики от возраста ребенка (модиф. по Р. Ларго, 2004)

Представляется важным отдельно обсудить взаимоотношения психопатологии и с неврологией как дисциплиной, занимающейся изучением функционирования, повреждений и заболеваний нервной системы (устаревшее название – невропатология). Необходимо отметить, что предполагаемой основой психической деятельности является нервная система, особенно центральный ее отдел – головной мозг. Во время активного развития дисциплин неврологии и психиатрии они были тесно связаны. Нередко врачи объединяли в себе эти две ипостаси. Например, Жан Мартен Шарко – невролог – известен в психиатрии как один из первых исследователей истерии. Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, начинавший как невролог, предложил название одного из самых известных детских неврологических заболеваний – детского церебрального паралича. В России это целая плеяда выдающихся ученых, внесших вклад в развитие обеих дисциплин, – А. Я. Кожевников, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо. В настоящее время можно отметить новый виток интереса к неврологической и нейрофизиологической основе психического расстройства, поддерживаемый открытиями последних лет и достижениями в области нейродиагностики. Представляется важным изучение психологических и биологических последствий травмы, общих стрессовых воздействий и негативного опыта взаимодействия в течение всего периода развития [Чиккетти, Валькер, 2001].

  • Альтернативные препараты (перечислены в порядке возрастания стоимости)
  • Вопрос 1: понятие о синдроме и симптоме. Психопатология детского возраста
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Г.В. Гуровец

    Психопатология детского возраста

    Допущено Министерством образования и науки

    Российской Федерации в качестве учебного пособия

    для студентов педагогических училищ и колледжей,

    обучающихся по специальностям "Дошкольное образование",

    "Специальное дошкольное образование", "Специальная

    педагогика в специальных (коррекционных) образовательных

    учреждениях","Коррекционная педагогика в начальном образовании"

    ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ

    ЦЕНТР ВЛАДОС

    УДК 616.89-053.2(075.32)

    ББК 56.14я723-1+57.33я723-1

    Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных по­собий по коррекционной педагогике и специальной психологии для высших и средних специальных учебных заведений - лауреат Государственной премии в области образования Российской Федерации, заслуженный работник выс­шей школы Российской Федерации, профессор В.И. Селиверстов

    Рецензенты:

    кафедра дошкольной дефектологии МПГУ;

    кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии МПГУ;

    В.Г. Петрова - доктор психологических наук, профессор;

    Е.А. Стребелева - доктор педагогических наук, профессор;

    А.А. Кашникова - кандидат медицинских наук, ведущий научный

    сотрудник НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РФ

    Гуровец Г.В.

    Психопатология детского возраста: учеб. пособие для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по специальностям "Дошк. образование", "Спец. дошк. образование", "Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образов, учреждениях", "Коррекц. педагогика в нач. об­разовании" / Г.В. Гуровец. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 359 с. - (Специальное образование).

    ISBN 978-5-691-01637-0.

    Агентство CIP РГБ.

    В пособии даны основные сведения о развитии общей и детской психиатрии. Подчеркивается тесная связь детской психиатрии с нев­рологией, со специальной педагогикой и физиологией. Обращается внимание на значение наследственного, социального и возрастного факторов в этиологии психических расстройств. Излагаются общие принципы клинического и психолого-педагогического обследования детей с различными отклонениями. Описываются проявления общей (симптомы и синдромы) и частной психиатрии (психопатологии), наиболее часто встречающиеся в детском и подростковом возрасте.

    Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних специальных учебных заведений, педагогов и воспитателей дошко­льных учреждений комбинированного и компенсирующего видов.

    УДК 616.89-053.2(075.32) ББК 56.14я723-1+57.33я723-1

    ISBN 978-5-691-01637-0

    © Гуровец Г.В., 2008

    © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008

    © Оформление. ООО «Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС», 2008

    ВВЕДЕНИЕ.. 5

    РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ (ПСИХИАТРИИ) 7

    ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ.. 7

    1. История развития общей психиатрии. 7

    2. История развития детской психиатрии и специальной педагогики. 9

    ГЛАВА 2. КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОПАТОЛОГИИ.. 13

    1. Детская психиатрия и физиология. 13

    2. Эволюционно-динамический подход. 18

    РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ.. 24

    ГЛАВА 1. СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.. 24

    1. Формирование познавательного процесса. 24

    2. Расстройства процесса познания. 25

    3. Аффективные и эффекторные расстройства. 41

    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ... 50

    1. Синдром ранней детской невропатии. 51

    2. Гипердинамический синдром.. 52

    3. Синдром уходов из дома и бродяжничества (дромомания) 55

    4. Синдром страхов. 57

    5. Синдром патологического фантазирования. 60

    6. Синдром раннего детского аутизма. 62

    7. Синдром дисморфофобии. 65

    8. Церебрастенический синдром.. 67

    9. Синдром расстройства сознания. 68

    10. Судорожный синдром.. 71

    11. Психоорганический синдром.. 72

    РАЗДЕЛ III. ЧАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ.. 75

    ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ИНФЕКЦИЯХ, ИНТОКСИКАЦИЯХ, ТРАВМАХ ЧЕРЕПА.. 75

    1. Соматические заболевания. 75

    2. Детские инфекции. 77

    3. Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты) 79

    4. Интоксикации (алкоголизм, наркомания) 85

    5. Травмы черепа (энцефалоастения, энцефалопатия, травматическая эпилепсия, расстройства поведения, травматическое слабоумие) 94

    ГЛАВА 2. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ 99

    1. Эпилепсия. 99

    2. Шизофрения. 105

    3. Маниакально-депрессивный психоз. 112

    4. Реактивные состояния (психозы, неврозы) 113

    5. Психопатия (патология личности) 126

    РАЗДЕЛ IV. КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ) 136

    ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.. 136

    1. Исторический аспект изучения интеллектуальных нарушений. 136

    2. Общая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями. 138

    3. Классификация умственной отсталости. 139

    4. Клинические особенности трех степеней умственной отсталости. 140

    5. Вопросы этиологии умственной отсталости. 142

    6. Вопросы патогенеза и патологической анатомии умственной отсталости. 143

    ГЛАВА 2. КЛИНИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.. 146

    1. Умственная отсталость эндогенной природы.. 146

    2. Умственная отсталость, обусловленная внутриутробными вредностями. 154

    3. Умственная отсталость, возникающая в связи с различными вредностями, во время родов и в раннем детстве. 164

    4. Задержка психического развития (ЗПР) соматогенного, конституционального, церебрально-органического и психогенного происхождения. 167

    1. Методы клинического обследования детей с психоневрологической симптоматикой. 170

    2. Неправильное воспитание детей как одна из причин их нарушенного психического здоровья 175

    3. Коррекционное воспитание детей с задержкой психического развития. 177

    4. Коррекционное воспитание детей с недостатками умственного развития. 178

    5. Коррекционное воспитание детей при ранней детской невропатии. 179

    6. Коррекционное воспитание детей при нарушениях эмоционально-волевой сферы и общения 180

    7. Коррекционное воспитание детей с трудным поведением.. 181

    ЛИТЕРАТУРА.. 186

    Светлой памяти профессора

    Груни Ефимовны Сухаревой

    Учебник для вузов. – Санкт-Петербург. – Спецлит. – 2001. – 463 с.

    Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031500 - тифлопедагогика, 031600 - сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагогика, 031800 - логопедия, 031900 - специальная психология,
    032000 - специальная дошкольная педагогика и психология

    Аннотация.
    Учебник создан по образовательному стандарту Министерства общего и профессионального образования.
    Основные идеи книги - влияние жизненных ситуаций на развитие психических нарушений; участие в их формировании как наследственных механизмов, так и внешних факторов; наличие принципиальных возрастных различий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике изложены психопатологические симптомы и синдромы, а также их возрастное своеобразие. Даны представления об особенностях психических расстройств в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Описаны методы и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств у детей.

    Оглавление.
    Введение. Роль детской психиатрии в подготовке специальных психологов и других специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии.
    История развития детской психиатрии.
    История изучения психиатрии как науки.
    Формирование зарубежной детской психиатрии.
    Этапы развития детской психиатрии в России.
    Основные положения психопатологии детского возраста.
    Классификация психических расстройств.
    Основные направления детской психиатрии и ее связь с дефектологией и другими науками.
    Физиологические основы психических расстройств у детей.
    Физиология высшей нервной деятельности.
    Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей.
    Психологические основы детской психопатологии.
    Возрастные особенности психики детей.
    Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте.
    Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению
    психических и психосоматических расстройств.
    Стресс и эмоциональный стресс. Механизмы их развития.
    Социальное окружение.
    Стрессор.
    Неблагоприятные психосоциальные факторы.
    Индивид.
    Психологическая защита и биологические процессы.
    Соматические изменения в процессе стресса.
    Патогенность стресса.
    Соматические этиологические факторы.
    Наследственные факторы, лежащие в основе
    возникновения некоторых заболеваний
    или отклонений в развитии.
    Обследование психически больных детей.
    Диагностический опрос ребенка.
    Оборудование для кабинета, где происходит
    обследование ребенка.
    Возраст и особенности ребенка.
    Диагностическое интервью.
    Основные разделы психического статуса ребенка.
    Методики, используемые для оценки психического
    развития.
    Обследование детей раннего возраста.
    Расстройства ощущений и восприятия.
    Негативная роль расстройств восприятия
    в коррекционно-педагогическом процессе.
    Нарушения мышления.
    Негативная роль нарушений мышления в коррекционно-педагогическом процессе.
    Нарушения памяти и интеллекта.
    Нарушение памяти и коррекционно-педагогический процесс.
    Нарушения интеллекта и коррекционно-педагогический процесс.
    Аффективные расстройства.
    Расстройства эмоций и коррекционно-педагогический процесс.
    Нарушения воли и внимания.
    Расстройства воли и коррекционно- педагогический процесс.
    Нарушения внимания и коррекционно- педагогический процесс.
    Расстройства влечений.
    Расстройства влечений и корреционно-педагогический процесс.
    Расстройства сознания.
    Расстройства сознания и коррекционно-педагогический процесс.
    Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте.
    Психопатологические синдромы детского возраста.
    Детский аутизм.
    Расстройства поведения у детей и подростков.
    Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям.
    Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам.
    Акцентуации характера.
    Психогенные патологические формирования личности.
    Гиперкинетический синдром у детей.
    Расстройства поведения.
    Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.
    Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста.
    Психопатологические синдромы в подростковом возрасте (кризис периода взросления).
    Маниакально-депрессивный психоз (аффективные расстройства настроения).
    Шизофрения.
    Детская шизофрения.
    Патопсихология детской шизофрении.
    Эпилепсия.
    Эпилепсия у детей.
    Патопсихология эпилепсии.
    Психологическая и педагогическая коррекция психический нарушений.
    Психогенные расстройства (острые кратковременные психогенные реакции).
    Аффективно-шоковые реакции.
    Острые психогенные реакции (острые истерические реакции).
    Подострые психогенные расстройства (реактивные состояния).
    Реактивные депрессии у детей и подростков.
    Неврозы.
    Неврастения.
    Истерический невроз.
    Невроз навязчивых состояний.
    Общие особенности неврозов у детей.
    Психосоматические расстройства.
    Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста.
    Соматогенные нервно-психические расстройства.
    Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях, инфекционных поражениях центральной нервной системы.
    Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных
    веществ (f1).
    Классификация.
    Распространенность.
    Психологические особенности подростков, способствующие
    возникновению аддиктивного поведения.
    Аддиктивное поведение.



    Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически замкнутая личность, чудак).

    или анэтическая психопатия).

    психопатия).

    психопатия).
    Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности). Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия) .

    Дошкольный возраст.


    Психотерапия психических расстройств.
    Абилитация и реабилитация.
    Нервно-психические расстройства при острых инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Нервно-психические расстройства при хронических инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Психические расстройства в связи с мозговыми инфекционными болезнями (нейроинфекциями).
    Психические расстройства при соматических заболеваниях.
    Типы течения и последствия экзогенных психических расстройств.
    Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.
    Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (f1).
    Классификация.
    Распространенность.
    Психологические особенности подростков, способствующие возникновению аддиктивного поведения.
    Аддиктивное поведение.
    Переход аддиктивного поведения в синдром зависимости (болезнь).
    Синдром зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
    Признаки интоксикации психоактивными веществами.
    Профилактика зависимости от психоактивных веществ.
    Расстройства личности (психопатии).
    Психопатоподобные нарушения (патологические развития личности).
    Параноидное расстройство личности (паранойяльная психопатия).
    Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически
    замкнутая личность, чудак).
    Диссоциальное расстройство личности (антисоциальная, неустойчивая-безвольная
    или анэтическая психопатия).
    Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (импульсивная или эксплозивная
    психопатия).
    Истерическое расстройство личности (демонстративная или жаждущая признания
    психопатия).
    Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности).
    Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия).
    Зависимое расстройство личности (пассивная личность, конформная личность, конституционально-глупая слабовольная психопатия).
    Психосексуальное развитие и его отклонения.
    Дошкольный возраст.
    Школьный возраст (от 8 до 11-12 лет).
    Пубертатный возраст (возраст полового созревания).
    Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей.
    Принципы терапии психических и психосоматических расстройств.
    Клинические концепции терапии психических расстройств.
    Психотерапия психигеасих расстройств.
    Принципы психофармакотерапии.
    Абилитация и реабилитация.
    Рекомендуемая литература.
    Воспитание психически больных детей и подростков.

    Стоимость данного файла составляет 10 баллов

    Скачать файл

    • 27.05 МБ
    • добавлен 23.03.2010

    Основные мысли книжки - действие жизненных обстановок на становление психических нарушений; роль в их формировании как потомственных приспособлений, но и внешних моментов; присутствие принципиальных возрастных отличий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике описаны психопатологические признаки и синдромы, такж...

    • 83.5 КБ
    • добавлен 30.01.2011

    Психиатрия детского возраста. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Этиология. Обзор основных синдромов. Специфические нарушения развития. Особенности психозов в детском возрасте. Гериатрическая психиатрия. Психология стареющих людей. Основные психопатологические синдромы.

    • 8.9 МБ
    • добавлен 02.05.2009

    Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста. Учебник является образцом, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нор...

    • 4.95 МБ
    • добавлен 28.04.2009

    Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста,
    медицинской психологии и дефектологии. Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является...

    • 886 КБ
    • добавлен 30.12.2010

    Книга, состоящая из 9 лекций А. В. Снежневского.

    Введение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации)
    Психопатология чувственного познания (продолжение)
    Импульсивные влечения, расстройства памяти, деперсонализация
    Растерянность, синдромы помрачения сознания
    Синдромы помра...




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top