Особенности психосоциальной и медицинской реабилитации детей инвалидов. Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов

Особенности психосоциальной и медицинской реабилитации детей инвалидов. Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Психосоциальная реабилитация: современный подход
Т.А. Солохина

Определение понятия «психосоциальная реабилитация»,
ее цели и задачи

В докладе Всемирной Организации Здравоохранения, посвященном состоянию психического здоровья (2001 г.), сказано: «Психосоциальная реабилитация - это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе.

К этому определению добавим, что это постоянный, непрерывный процесс, который включает комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и профессиональных мер.

Мероприятия по психосоциальной реабилитации меняются в зависимости от потребностей пациентов, места, где проводятся реабилитационные вмешательства (больница или общество), а также от культурных и социально-экономических условий страны, в которой живут психически больные люди. Но основу этих мероприятий, как правило, составляют:

· трудовая реабилитация;
· трудоустройство;
· профессиональная подготовка и переподготовка;
· социальная поддержка;
· обеспечение достойных жилищных условий;
· образование;
· психиатрическое просвещение, в том числе обучение тому, как управлять болезненными симптомами;
· приобретение и восстановление навыков общения;
· приобретение навыков независимой жизни;
· реализация увлечений и досуга, духовных потребностей.

Таким образом, даже из неполного перечня перечисленных мероприятий видно, что психосоциальная реабилитация психически больных - это всеобъемлющий процесс, направленный на восстановление и развитие разных сфер жизни человека.

В последнее время интерес ученых, практических работников, самих пациентов и членов их семей к психосоциальной реабилитации возрос. В настоящее время существует большое число моделей психосоциальной реабилитации и взглядов на методы ее проведения. Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция (возврат) психически больных в общество. При этом сами пациенты должны ощущать себя не менее полноправными гражданами, чем другие группы населения. С учетом сказанного, цель реабилитации можно определить и так: это улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.

В «Заявлении о психосоциальной реабилитации», разработанном Всемирной Организацией Здравоохранения совместно с Всемирной ассоциацией психосоциальной реабилитации в 1996 г., перечислены следующие задачи реабилитации:

· уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью триады - лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств;
· повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности;
· уменьшение дискриминации и стигмы;
· поддержка семей, в которых кто-либо страдает психическим заболеванием;
· создание и сохранение долгосрочной социальной поддержки, удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей, к каковым относятся обеспечение жильем, трудоустройство, организация досуга, создание социальной сети (круга общения);
· повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты.

Б. Сарачено - руководитель отдела психического здоровья Всемирной Организации Здравоохранения, прокомментировал значение психосоциальной реабилитации следующим образом: «Если мы надеемся на будущее психосоциальной реабилитации, то это должна быть психиатрическая помощь по месту проживания пациентов - доступная, полная, позволяющая психически больным лечиться и получать серьезную поддержку. При такой помощи не нужны больницы, а медицинский подход следует использовать лишь в незначительной степени. Другими словами, психиатр должен быть ценным консультантом в этой службе, но не обязательно ее хозяином или правителем».

Краткая историческая справка

В истории реабилитации психически больных можно выделить ряд важных моментов, сыгравших существенную роль в ее развитии.

1. Эра моральной терапии (moral therapy). Этот реабилитационный подход, получивший развитие в конце XVIII - начале XIX столетия, заключался в обеспечении психически больных более гуманной помощью. Основные принципы этого психосоциального воздействия сохраняют значение и по сей день.

2. Внедрение трудовой (профессиональной) реабилитации. В России этот подход в лечении психически больных стал внедряться в первой трети XIX века и связан с деятельностью В.Ф. Саблера, С.С. Корсакова и других прогрессивных психиатров. Например, как отмечал Ю.В. Каннабих, к числу важных преобразований, проведенных В.Ф. Саблером в 1828 г. в Преображенской больнице в Москве, относятся «…устройство огородных и рукодельных работ ».

Трудовой терапии как направлению современной отечественной психиатрии начали уделять особое внимание, начиная с 50-х годов прошлого столетия. Существовала сеть лечебно-трудовых мастерских и специальных цехов, где могли трудиться психически больные люди, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении. С началом социально-экономических реформ в 90-е годы прошедшего столетия около 60% учреждений, занимавшихся трудовой реабилитацией (лечебно-производственные мастерские, специализированные цеха при промышленных предприятиях и др.), были вынуждены прекратить свою деятельность. Однако и в настоящее время трудоустройство и трудотерапия являются важнейшими составляющими в программах психосоциальной реабилитации.

3. Развитие внебольничной психиатрии. Перенесение акцента в оказании психиатрической помощи на внебольничную службу и осознание того факта, что пациент может лечиться недалеко от семьи и от места работы, имело огромное значение для восстановления больного человека.

В 30-е годы прошлого столетия в нашей стране начали открываться психоневрологические диспансеры и создаваться полустационарные формы помощи, что имело огромное реабилитационное значение.

В 50-60-х годах широкое развитие получили психиатрические кабинеты в поликлиниках, центральных районных больницах и иных учреждениях общемедицинской сети, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, дневные и ночные полустационары, а также другие формы помощи, направленные на удовлетворение потребностей психически больных.

В зарубежных странах (Великобритания, Япония, Канада и др.) в этот период начали активно создаваться организации потребителей помощи и группы поддержки.

Развитие внебольничной психиатрии предусматривает также активное выявление лиц, нуждающихся в психиатрической помощи, для раннего начала лечения и борьбы с последствиями в виде инвалидности, социальной недостаточности.

4. Появление центров психосоциальной реабилитации. Начало их открытия приходится на 80-е годы ХХ века. Первые центры (клубы) были созданы самими пациентами (например, Клубный дом в США), и их деятельность направлена на то, чтобы помогать пациентам справляться с проблемами повседневной жизни, развивать способность к деятельности даже при наличии инвалидности. Поэтому вначале в таких центрах делался акцент на мероприятия, которые помогали бы больным справляться с жизненными трудностями, не поддаваться им, а также на укрепление здоровья, а не на избавление от симптомов психического заболевания. Центры психосоциальной реабилитации сыграли огромную роль в развитии такой области знаний, как реабилитация инвалидов вследствие психических заболеваний. В настоящее время эта форма помощи широко используется в США, Швеции, Канаде, количество реабилитационных программ в них значительно колеблется (от 18 до 148).

В России подобные центры (учреждения) начали создаваться с середины 90-х годов ХХ века, однако пока их явно недостаточно. Как правило, это неправительственные учреждения. Примером может служить Клубный дом в Москве, просуществовавший до 2001 г. В настоящее время действующие в нашей стране реабилитационные центры специализируются на конкретном направлении - арттерапия, коррекционные вмешательства, досуг, психотерапия и др.

5. Выработка навыков, необходимых для преодоления жизненных трудностей. Появление этого направления обусловлено тем, что для эффективного решения возникающих проблем людям, страдающим серьезными психическими расстройствами, необходимы определенные знания, умения, навыки. В основе развития навыков и умений лежат методы, разработанные с учетом принципов социального научения. При этом используются методы активно-директивного научения - бихевиоральные упражнения и ролевые игры, последовательное формирование элементов поведения, наставничество, подсказывания, а также осуществляется обобщение приобретенных навыков. Доказано, что выработка навыков и умений развивает у людей с тяжелыми психическими расстройствами способности к независимой жизни.

Современные подходы к психосоциальной реабилитации в России

Накопление научных данных о реабилитации психически больных, практического опыта способствовало тому, что в настоящее время в нашей стране наряду с комплексным лечением, включающим медикаментозную и трудовую терапию, физиотерапию, культурно-просветительные и досуговые мероприятия, в рамках психосоциальной реабилитации получили развитие следующие виды психосоциальных вмешательств:

· образовательные программы по психиатрии для пациентов;
· образовательные программы по психиатрии для родственников больных;
· тренинги по выработке навыков ежедневной независимой жизни -обучение приготовлению пищи, посещению магазинов, составлению семейного бюджета, ведению домашнего хозяйства, пользованию транспортом и др.;
· тренинги по развитию социальных навыков - социально приемлемого и уверенного поведения, общения, решения повседневных проблем и т.п.;
· тренинги по развитию навыков управления психическим состоянием;
· группы само- и взаимопомощи пациентов и их родственников, общественные организации потребителей психиатрической помощи;
· когнитивно-поведенческая терапия, направленная на улучшение памяти, внимания, речи, поведения;
· семейная терапия, другие виды индивидуальной и групповой психотерапии.

Комплексные программы психосоциальной реабилитации проводятся во многих региональных психиатрических службах как на базе психиатрических учреждений, так и непосредственно в соообществе. Приведем лишь несколько примеров.

В Твери на базе областного психоневрологического диспансера открыт пищевой цех, где работают психически больные и продукция реализуется через обычную торговую сеть. Кроме этого, в том же диспансере имеются керамический цех и мастерская по росписи тканей, где успешно трудятся люди, страдающие психическим заболеваниями. Вся продукция этих предприятий пользуется спросом у населения.

В Тамбовской областной психиатрической больнице отдел психосоциальной реабилитации проводит следующие программы: образовательные в области психиатрии, арттерапевтические, досуговые, терапию праздниками, в том числе личными (дни рождения больных и др.). При больнице открыт «Дом с поддержкой», где пациенты, длительное время находящиеся на госпитализации, после выписки из нее получают навыки независимой жизни и только после этого возвращаются домой. В сообществе при участии профессионалов открыт театр «Мы», в котором играют пациенты, их родственники, студенты театрального училища.

Важная реабилитационная работа проводится во многих психиатрических больницах Москвы. Например, в больницах № 1, 10 и 14 открыты изостудии для пациентов, применяется трудотерапия, реализуются образовательные программы по психиатрии для больных и их родственников, организованы тренинги по развитию социальных навыков и навыков независимой жизни.

В Свердловской области созданы бригады межведомственного взаимодействия, в состав которых входят сотрудники медицинских, образовательных, профессиональных учреждений, органов по трудоустройству и учреждений социальной защиты, что позволяет комплексно решать проблемы психически больных, обеспечивает многосторонний подход к их реабилитации.

Вопросы о реабилитации,
которые чаще всего задают родственники пациентов

Очень часто родственники психически больных людей спрашивают нас: когда можно начинать реабилитационные мероприятия? Реабилитацию у пациентов с психическими расстройствами, как и при соматических заболеваниях, рекомендуется начинать при стабилизации состояния и ослаблении патологических проявлений. Например, к реабилитации больного шизофренией следует приступать при уменьшении выраженности таких симптомов, как бредовые идеи, галлюцинации, расстройства мышления и пр. Но даже если симптомы болезни остаются, реабилитацию можно проводить в пределах возможности пациентов поддаваться обучению, реагировать на психосоциальные вмешательства. Все это необходимо для повышения функционального потенциала (функциональных возможностей) и снижения уровня социальной недостаточности.

Другой вопрос: что подразумевается под социальной недостаточностью и снижением функциональных возможностей пациента? Признаком социальной недостаточности является, например, отсутствие работы. У психически больных уровень безработицы достигает 70% и выше. Это связано со снижением их функциональных возможностей по причине наличия психопатологической симптоматики и нарушений когнитивных (познавательных) функций. Признаками снижения функциональных возможностей являются низкие физическая выносливость и переносимость работы, затруднения в соблюдении инструкций и работе с другими людьми, трудности в сосредоточении внимания, решении проблем, а также неумение адекватно реагировать на замечания, обращаться за помощью.

К социальной недостаточности психически больных относится и феномен бездомности.

К сожалению, наше общество еще не в состоянии полностью решить проблемы трудоустройства, жилья у больных с тяжелыми психическими расстройствами и тем самым снизить их социальную недостаточность. В то же время программы психосоциальной реабилитации позволяют повысить компетентность пациента, дают ему возможность приобрести навыки преодоления стресса в психотравмирующих ситуациях и при трудностях повседневной жизни, навыки решения личных проблем, самообслуживания, профессиональные навыки, что в конечном итоге способствует повышению функционального потенциала и снижению социальной недостаточности.

Какие специалисты занимаются психосоциальной реабилитацией? Пациентам и их родственникам следует знать, что психосоциальной реабилитацией занимаются психиатры, психологи, социальные работники, специалисты по трудоустройству, трудотерапевты, медицинские сестры, а также родственники и друзья психически больных людей.

Существуют ли какие-то особые принципы, методы, подходы в работе специалистов, которые занимаются психосоциальной реабилитацией лиц с тяжелыми психическими расстройствами?

Все занимающиеся реабилитацией пациентов с психическими расстройствами специалисты проходят обучение, которое включает освоение специальных методов и методик. Работа реабилитолога сложная, длительная, творческая. В ее основе лежат следующие принципы:

· оптимизм в отношении достижения результата;
· уверенность в том, что даже незначительное улучшение может привести к положительным изменениям и повысить качество жизни пациента;
· убежденность в том, что мотивация к изменению своего положения может возникать не только благодаря специальным реабилитационным мероприятиям по отношению к больному, но и за счет его собственных усилий.

Что еще, кроме развития полезных навыков, способно помочь пациенту в восстановлении функциональных возможностей?

В начале лекции мы говорили о комплексном подходе к реабилитации. Еще раз перечислим аспекты, которые важны для человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием:

· улучшение семейных взаимоотношений;
· трудовая деятельность, в том числе переходное (промежуточное) трудоустройство;
· расширение возможностей общения, что достигается участием в клубной деятельности и других специальных программах;
· социально-экономическая поддержка;
· достойное жилье, в том числе его защищенные формы.

Что может сделать семья для психосоциальной реабилитации больного?

В настоящее время доказана важная роль семьи в психосоциальной реабилитации пациента с тяжелым психическим заболеванием. Это предполагает выполнение ею разных функций. Прежде всего, следует сказать, что родственников пациентов необходимо рассматривать как союзников в лечении. Они не только должны многому научиться, но и сами зачастую владеют большим объемом знаний и опыта - это вносит значимый вклад в процесс реабилитации. Для врача родственники могут быть ценным источником информации о состоянии больного, порой они больше, чем специалисты, осведомлены о некоторых аспектах его заболевания. Часто семья выполняет роль связующего звена между больным и системой оказания психиатрической помощи. Родственники помогают другим семьям, в жизнь которых вторглось психическое заболевание, советом, делятся собственным опытом решения проблем. Все это позволяет говорить о том, что родственники больных являются и учителями, и просветителями для других семей и даже профессионалов.

Важнейшей функцией близких является уход за больным человеком. Родственникам следует учитывать, что лучше всего больные шизофренией чувствуют себя, если в доме существует определенный порядок, правила и постоянные обязанности для каждого члена семьи. Нужно постараться установить режим, соответствующий возможностям больного. Родственники могут помогать больным в привитии навыков личной гигиены, аккуратного одевания, регулярного и аккуратного приема пищи, а также в правильном приеме лекарственных препаратов, контроле побочных эффектов медикаментов. Со временем можно поручать больному какие-то работы по дому (мытье посуды, уборка квартиры, уход за цветами, за домашними животными и др.) и вне дома (покупки в магазине, посещение прачечной, химчистки и др.).

Участие семьи в программах психиатрического просвещения - еще один ее важный вклад в психосоциальную реабилитацию больного родственника. О важности семейного психиатрического просвещения уже говорилось в предыдущих лекциях. Напомним еще раз, что знание основ психиатрии и психофармакологии, умение разбираться в симптомах болезни, освоение навыков общения с больным человеком в семье дают реальную возможность снизить частоту обострений заболевания и повторных госпитализаций.

Защита прав пациента. Члены семей могут внести существенную лепту в борьбу со стигмой и дискриминацией, а также в совершенствование законодательства в отношении психически больных людей и членов их семей. Однако для этого родственники должны действовать совместно, организованно: создавать группы поддержки и организации потребителей помощи. В таком случае они не только обретут поддержку людей, столкнувшихся с аналогичными проблемами, но и станут силой, с которой будут считаться и профессионалы, и властные структуры, ответственные за предоставление качественной психиатрической и социальной помощи.

Кроме того, работая в команде, родственники больных сами могут проводить программы психосоциальной реабилитации - досуговые, терапию праздниками, просветительские для населения с целью снижения стигматизации и дискриминации больных, а объединившись с профессионалами, - реализовывать образовательные программы в области психиатрии, профессионально-обучающие, по развитию социальных навыков и многие другие.

Почти в половине регионов России пациенты, родственники больных и профессионалы создали группы поддержки, общественные организации, которые проводят активную работу по психосоциальной реабилитации непосредственно в сообществе, опираясь на его ресурсы, вне стен больниц или диспансеров. Следующий раздел лекции посвящен вкладу общественных форм помощи в психосоциальную реабилитацию пациентов и членов их семей.

Общественные формы помощи

Цели и задачи общественных организаций

Потребители психиатрической помощи - пациенты и члены их семей длительное время воспринимались как пассивные участники процесса оказания помощи. В каких видах помощи больной нуждается, определяли профессионалы, не признавая в лечении потребностей и собственных желаний самих пациентов и их родственников. В последние десятилетия положение изменилось, что связано с развитием движения потребителей медицинской и в том числе психиатрической помощи, созданием ими общественных организаций.

На протяжении уже длительного времени во многих странах значимость вклада общественного движения в развитие психиатрической службы, в проведение программ психосоциальной реабилитации не вызывает сомнений.

Примечателен факт, что общественное движение в психиатрии за рубежом было инициировано одним из ее потребителей - Клиффордом Бирнсом (США), который сам долгое время являлся пациентом психиатрической больницы. Вокруг этого человека, еще в начале прошлого столетия объединились известные американские врачи, представители общественности, чтобы добиваться для психически больных лучших условий лечения и ухода. В результате такой совместной деятельности в 1909 г. был образован Национальный комитет психической гигиены.

В Канаде, США, Англии, Японии, Австралии, Индии и многих других странах пациенты и их родственники удовлетворяют часть своих потребностей через многочисленные неправительственные - общественные организации потребителей помощи, в том числе национальные. Значительных успехов в объединении пациентов и их семей добилось, например, Всемирное товарищество по поддержке лиц, страдающих шизофренией (World Fellowship for Schizophrenia and Allied Disorders).

В России до 1917 г. существовали общественные формы попечительства душевнобольных, к основным задачам которых относились привлечение населения к оказанию благотворительной помощи, обеспечение психиатрических учреждений средствами от пожертвований и др. Наибольшая активность развития таких форм помощи пришлась на период земской медицины, когда создавались ночные и дневные приюты, ночлежные дома, открывались бесплатные столовые для обездоленных, организовывались патронажные формы обслуживания душевнобольных.

В современной России деятельность общественных организаций потребителей психиатрической помощи активизировалась лишь в последние 10-15 лет, но уже к концу 90-х годов прошедшего столетия насчитывалось несколько десятков организаций, работающих в сфере психического здоровья. В 2001 г. была создана общероссийская общественная организация инвалидов по причине психических расстройств и их родственников «Новые возможности», основной целью которой является оказание практической помощи таким инвалидам, улучшение их положения в обществе. На сегодняшний день в рамках этой организации функционирует более 50 региональных отделений, членами которых являются, главным образом, пациенты и их родственники.

Анализ деятельности разных региональных общественных организаций, работающих в сфере психического здоровья, показал, что цели многих из них схожи - это интеграция в общество лиц с нарушениями психического здоровья посредством их социально-психологической и трудовой реабилитации, защита их прав и интересов, изменение образа психически больного человека в обществе, взаимная поддержка психически больных и их семей, помощь в кризисных ситуациях, предупреждение инвалидизации вследствие психического заболевания. Иными словами, деятельность общественных организаций направлена на то, чтобы повысить качество жизни психически больных и их родственников.

Общественные организации обеспечивают также возможность общения, обмена опытом, развития чувства сопричастности: родственники больных видят, что они не одиноки, что таких семей очень много.

Функциями общественных объединений являются:

· создание групп само- и взаимоподдержки;
· проведение групповой развивающей работы с пациентами разного возраста, досуговых программ;
· организация мастерских живописи, декоративно-прикладного искусства, театральных студий, летних лагерей отдыха;
· проведение обучающих семинаров для родственников, а также для специалистов, работающих с психически больными.

Во многих организациях разработаны интереснейшие методики, накоплен богатый опыт работы.

Зарубежный опыт показывает, что в ряде стран движение потребителей значительно повлияло на политику в области психического здоровья. В частности, возросла занятость людей с расстройствами психического здоровья в традиционной системе психиатрической помощи, а также в других социальных службах. Например, в Министерстве здравоохранения провинции Британская Колумбия (Канада) на должность директора по альтернативному лечению был назначен человек с психическим расстройством, который теперь может оказывать значительное влияние на политику в области психического здоровья и соответствующие службы .

Защита прав психически больных является важной задачей многих общественных организаций и в нашей стране. Известно, что в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрена специальная статья - № 46 «Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи». В самой этой статье закона и в комментарии к ней отмечена важность деятельности общественных объединений и для больных, и для психиатрических учреждений, определена обязанность администрации этих учреждений оказывать содействие представителям общественных организаций, предоставлять им необходимую информацию, отмечено право общественных организаций на обжалование в суде действий лиц, нарушивших права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. Введено право представителей общественных объединений быть включенными в состав различных советов, комиссий психиатрических учреждений, органов здравоохранения, создаваемых для контроля за качеством помощи психически больным, условиями их содержания, совершенствования форм работы психиатрических служб. Отмечена важность совместной деятельности общественных организаций и государственных психиатрических учреждений по привлечению внимания средств массовой информации, органов здравоохранения, правительственных кругов и общества в целом к современным проблемам психиатрии, изменению негативного образа психически больных и психиатрических учреждений.

По мере активизации движения потребителей помощи правозащитная функция должна получить развитие в плане лоббирования интересов психически больных и членов их семей среди законодателей, политиков, общественных деятелей, и работа с ними должна быть постоянной.

Другой аспект правозащитной деятельности общественных организаций потребителей помощи может быть связан с защитой самих психиатрических учреждений, когда им, например, грозит сокращение финансирования.

Роль профессионалов

Мы видим ее в инициировании родственников и самих пациентов для создания общественных организаций или групп поддержки. Именно профессионалы могут сыграть важнейшую роль на этапе становления таких организаций.

В последующем профессионалы должны оказывать организации помощь в развитии деятельности - постоянно консультировать лидеров ее или групп поддержки по вопросам образования в области психиатрии, в том числе правовым аспектам.

Профессионалы могут также помочь в составлении стратегических планов организации. Крайне полезной помощью профессионалов общественным организациям потребителей может быть выпуск газет, буклетов, пособий для семей психически больных.

Таким образом, развитие общественного движения потребителей психиатрической помощи становится важным звеном в современной системе психиатрической помощи, способным удовлетворить многие потребности психически больных, их положение в обществе, снизить бремя болезни, улучшить качество жизни пациентов и членов их семей.

Деятельность общественной организации
«Семья и психическое здоровье»

Все авторы настоящего пособия являются членами общественной организации Центр социально-психологической и информационной поддержки «Семья и психическое здоровье», которая получила юридический статус 6 июня 2002 г. Инициаторами ее создания являются сотрудники отдела организации психиатрических служб Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук и родители пациентов, страдающих психическими расстройствами.

В 1996 г. была открыта, фактически первая в Москве, социально-психологическая школа для поддержки семей психически больных, которая составила основу нашей будущей организации. Таким образом, официальной регистрации предшествовал шестилетний период деятельности, за который накоплен большой опыт работы в области психосоциальной реабилитации людей с психическими расстройствами и их родственников.

В настоящее время членами нашей организации являются не только профессионалы в области психического здоровья, но и люди, имеющие проблемы с психическим здоровьем, их родственники и друзья.

Общественное движение обращает внимание властей на наиболее актуальные проблемы, заставляет искать способы их решения. Участие в работе общественной организации способствует формированию активной гражданской позиции у пациентов с психическими заболеваниями и членов их семей, стимулирует к поиску путей улучшения своего положения в обществе.

Почему мы назвали свою организацию «Семья и психическое здоровье»?
В этом названии отражены две основополагающие ценности нашей жизни - семья и психическое здоровье.

Психическое здоровье имеет большое значение для благополучия отдельных людей, обществ и стран. Оно неразделимо с физическим здоровьем и оказывает огромное влияние на культурный, интеллектуальный, творческий, производственный и обороноспособный потенциал любой нации. Роль семьи в жизни человека, страдающего психическим расстройством, огромна. Семья раньше врача сталкивается с психической болезнью - в самой ранней стадии, и может способствовать или противодействовать ее раннему распознаванию и эффективному лечению.

Семья обеспечивает больному человеку уход и эмоциональную поддержку, чего зачастую не могут дать профессионалы.

Хорошие отношения между членами семьи - залог благоприятных условий для выздоровления, реабилитации и выполнения медицинских рекомендаций.

В семье каждый ее член подвержен влиянию со стороны других и сам в свою очередь влияет на них. Если в семье что-то не ладится, это может препятствовать ее нормальному функционированию. Поэтому одна из основных задач, которые мы ставим перед собой, - это социально-психологическая и информационная поддержка семьи, а также гармонизация семейных взаимоотношений.

Мы воспринимаем свою организацию как большую и дружную семью, каждый член которой готов заботиться о других и прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Поэтому членами нашей организации могут стать не только люди, у которых есть проблемы с психическим здоровьем, но и их семьи, друзья, а также врачи, педагоги и психологи, музыканты и художники. Наше понимание семьи не ограничивается ближайшим окружением больного - оно включает и тех, кому небезразлична судьба людей с проблемами психического здоровья.

Цель нашей организаци и - повышение качества жизни семей с проблемами психического здоровья посредством преодоления их социальной отчужденности, вовлечения в жизнь общества, формирования активной гражданской и жизненной позиции.

Основные направления деятельности организации

1. Социально-психологическая и информационная поддержка.
2. Психиатрическое просвещение.
3. Психосоциальная реабилитация.
4. Проведение программ по уменьшению социальной стигматизации и дискриминации людей с психическими расстройствами и членов их семей.
5. Участие в развитии общественного движения в психиатрии.
6. Выпуск научно-популярной литературы по проблемам психиатрии и психического здоровья.
7. Проведение конференций и семинаров по проблемам психического здоровья для профессионалов и потребителей психиатрической помощи.

В нашей организации проводятся следующие программы.

1. Для пациентов с проблемами психического здоровья:

· тренинги по развитию навыков общения. Цель - развитие и совершенствование навыков общения и уверенного поведения в повседневной жизни;

· образовательная программа по психиатрии. Цель - предоставление знаний в области психиатрии, обучение своевременному распознаванию болезненных проявлений и контролю за ними, осознание необходимости раннего обращения за помощью;

· тренинги социально-бытовых навыков. Цель - развитие навыков независимой жизни в обществе, в том числе самообслуживания, домоводства, навыков повседневной жизни;

· арт-терапия . Цель - развитие личности, активизация фантазии и творчества;

· групп-аналитическая психотерапия. Цель - развитие уверенности в себе, овладение навыками гармоничной жизни с другими людьми, повышение устойчивости к стрессу.

В Центре «Семья и психическое здоровье» работают изостудия, мастерская декоративно-прикладного искусства, музыкальная студия. Осуществляется лечебно-консультативная помощь с целью коррекции лечения.

Результаты комплексной работы с пациентами свидетельствуют о развитии личности, выработке адекватной стратегии совладания с болезнью, формировании ответственности за свое социальное поведение, восстановлении нарушенных социальных контактов и повышении социальной компетентности.

2. Для родственников пациентов:

· программа психиатрического просвещения. Цель - информационная поддержка, формирование партнерских отношений с медицинским персоналом. Предоставляются знания о психических заболеваниях и их лечении, проводится обсуждение особенностей общения с психически больным членом семьи, а также ознакомление с современной системой психиатрической, социальной и правовой помощи;
· групп-аналитическая психотерапия. Цель - развитие навыков решения семейных проблем, снижение стресса, связанного с наличием у члена семьи психического заболевания, выявление собственных потребностей, повышение удовлетворенности жизнью. Занятия проводятся опытными психотерапевтами и психологами;

· психологическое консультирование (индивидуальное и семейное). Цель - улучшение психологического состояния родственников, оказание им эмоциональной поддержки.

3. Для семьи в целом:

· досуговая программа. Цель - улучшение досуга, гармонизация семейных взаимоотношений. Регулярно проводятся праздничные концерты, тематические музыкальные вечера, которые по традиции заканчиваются семейным чаепитием. В подготовке и проведении программы активное участие принимают все члены организации.
· просветительская программа «Москвоведение по субботам». Цель - развитие личности, улучшение досуга и отдыха. В программу входит посещение музеев, выставочных залов, проведение экскурсий по Москве.

Завершая лекцию, посвященную вопросам психосоциальной реабилитации, следует еще раз подчеркнуть неоценимый вклад этого направления в восстановление психически больных людей, активизацию их гражданской и жизненной позиции, а также в улучшение качества жизни членов их семей.

Цит. «Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда»: доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001.

Инвалидность подразумевает, что у её обладателя диагностированы хронические проблемы со здоровьем, то есть присутствует травма или сложное заболевание. Причём данные состояния ограничивают жизнедеятельность человека, социальную активность. Что касается детей-инвалидов, они, как правило, не способны контролировать свои реакции и поведение из-за серьёзных умственных, психоневрологических и/или физических отклонений от нормы. Самообслуживание, общение со сверстниками для них тоже затруднительно, а обучение и дальнейшая работа порой даже неосуществимы. Учитывая всё это, государство создаёт различные возможности для реабилитации детей с инвалидностью. Далее раскроем тему подробней.

Понимание и направления реабилитации детей-инвалидов

По оценкам специалистов в РФ зарегистрировано более 600 000 несовершеннолетних с рассматриваемым статусом. При этом ежегодно цифра увеличивается из-за нездоровья молодых родителей, социально-бытовых проблем, плохой экологической обстановки и по иным причинам. Поэтому для обеспечения условий, в которых дети-инвалиды смогут жить максимально полноценно с учётом своих особенностей и ограничений, создана система по реабилитации.

Реабилитация, фактически, это комплекс мер, призванных помочь травмированным или больным гражданам с ограниченными возможностями здоровья, чтобы у них появилась возможность учиться, быть занятыми на работе, нормально жить и полноценно участвовать в жизни социума. Условно реабилитация делится на :

Медицинскую - здесь речь идёт о мероприятиях, которые должны уменьшить влияние патологии-провокатора инвалидности на организм;

Физическую - подразумевается исправление, восстановление или компенсация утраченных физ. возможностей организма за счёт адаптивной и лечебной физкультуры;

Психологическая - состоит в комплексе особых мер, с помощью которых создаётся психологическая среда, чтобы инвалиду было комфортно жить в обществе и в целом;

Социальная - элемент психологической направленности, способствующий самостоятельности человека с ОВЗ, его адаптации в социальном плане;

Профессиональная - в данном случае имеется ввиду обеспечение лицам с инвалидностью конкурентоспособного образования и развитие навыков проф. деятельности для трудоустройства.

Перечисленные действия для ребёнка-инвалида в полной мере могут быть реализованы только на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и плана со всеми актуальными направлениями в них. ИПР выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

В стандартной программе (с 2005 года) указана информация о ребёнке-инвалиде, выявленном у него заболевании, установленной степени ограничений и о группе инвалидности. Здесь прописаны также виды и объёмы, порядок и сроки осуществления реабилитационных мероприятий медицинской, физической, психолого-педагогической направленности.

В последнем случае подразумевается :

Получение ребёнком-инвалидом дошкольного и школьного образования;

Психолого-педагогическую работа с целью коррекции соответствующих нарушений;

Предоставление для обучения необходимого материально-ресурсного оснащения.

Патронаж семьи и, если требуется, консультирование родителей по вопросам адаптации больного ребёнка (и не только), оказание психологической поддержки;

Законы РФ о реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день в социальной гос. политике тематика адаптации и комплексной реабилитации детей инвалидов занимает одно из приоритетных мест. Во многом это объясняется интеграцией в мировое сообщество, где соблюдение свобод и права людей с ОВЗ давно является признаком цивилизованного общества и нормой. Кроме того, не стоит забывать об увеличении числа больных детей.

В любом случае в РФ реабилитационные мероприятия проводятся с опорой на Декларацию о правах ребёнка и Декларацию о правах инвалидов ООН. В обозначенных документах зафиксировано право не достигших совершеннолетия инвалидов на экономическое и социальное

обеспечение удовлетворительных условий жизни. Им гарантированы психологическая и медицинская поддержка, возможности учиться, проявлять свои способности и готовиться к трудовой деятельности.

Плюс, реабилитация и соцзащита детей с ОВЗ базируются на Конституции РФ и Федеральных законах «О социальной защите инвалидов РФ», «Об основных гарантиях прав ребёнка», «Об образовании», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в РФ». Дополнительно рассматриваемую тему регулируют специальные указы Президента страны и федеральные целевые программы, созданные для оказания социальной помощи лицам с ОВЗ, улучшения условий их жизни.

Социальная реабилитация детей-инвалидов

Чтобы ребёнок с инвалидностью имел представления об обществе, его ценностях, культуре, принятых нормах поведения, в целом развился, получил образование, был воспитан правильно, умел взаимодействовать с окружающими, разработан комплекс мер по социальной реабилитации. Благодаря различным мероприятиям дети с ОВЗ также должны стать более самостоятельными, освоить бытовую ориентацию и самообслуживание.

А так как дети-инвалиды в основном изолированы от сверстников, не могут или с большими трудностями посещают объекты исторического и культурного наследия, главной задачей социальной реабилитации становится организация среды и пространства, где ребёнок сумеет развить и проявить заложенные умения, окажется вовлечённым в общение с другими детьми, с окружающим миром.

Следует принять во внимание, что в реабилитации несовершеннолетних инвалидов должно активно развиваться не только медицинское направление. Конечно, терапия заболеваний и их профилактика жизненно необходимы, однако это не должно способствовать обособлению детей с ОВЗ в отдельные школы по признакам проблем со здоровьем. Хотя долгие годы имела место практика помещения инвалидов не только в спецшколы, но и в закрытые лечебные учреждения, санатории и тд, сегодня с помощью соцреабилитации стремятся интегрировать особенных детей в одно пространство со здоровыми, чтобы преодолеть неприятие, страх, комплексы и способствовать раскрытию потенциала.

Для более успешной интеграции инвалидов уделяют внимание :

Облегчению и улучшению условий их быта за счёт использования бытовых приборов и технических средств;

Созданию особых условий для практического взаимодействия в социуме;

Восстановлению и развитию физ. возможностей;

Реализации их творческих способностей;

Организации пространства и досуга, чтобы было комфортно посещать музеи, культурные мероприятия, развивающие центры и тд;

Психологической поддержке, актуальной как для детей-инвалидов, так и для их родителей, родственников.

Рассмотренные виды деятельности призваны помочь ребёнку с инвалидностью и его близким влиться в общественную среду, стать её частью.

Реабилитация детей-инвалидов в домашних условиях

Если родители желают, чтобы их ребёнок проходил реабилитацию дома, первым делом нужно посоветоваться с лечащим врачом. Не лишними будут консультации с психоневрологом и педагогом. Мед. специалисты и педагоги должны исследовать состояние инвалида, а также дать оценку его физическим и интеллектуальным возможностям, зафиксировать степень ограничений и развития моторики.

По итогу формируется индивидуальная программа занятий, причём на начальном этапе допустимо выполнения большей части заданий совместно с обычными задачами по уходу за ребёнком. Например, в процессе повседневной заботы можно развивать у детей-инвалидов навыки самообслуживания, самостоятельности, способствуя параллельно его физическому развитию.

Важно, чтобы надомные занятия радовали ребёнка и в то же время являлись успешными. Для достижения этих целей эксперты советуют придерживаться следующих принципов :

Давать небольшие задания;

Развивать сохранные функции с помощью комплекса упражнений;

Чередовать виды деятельности, избегая однообразия и монотонности;

Новые задачи перемежать с простыми и освоенными, чтобы после приложения усилий ребёнок мог немного расслабиться;

Оценивать достигнутые результаты положительно, поощряя ребёнка и при необходимости оказывая поддержку (если он не может сделать что-то сам);

Придерживаться скорректированного педагогом, составленного минимум на две недели плана.

При всех преимуществах домашней реабилитации родителям следует подготовиться к капризам ребёнка-инвалида, его нежеланию выполнять задания и к другим возможным трудностям.

Реабилитационные центры для детей-инвалидов

Восстановительные мероприятия в комплексе, то есть по требуемым направлениям, реализуются в специальных реабилитационных центрах. В них есть все условия для социальной, педагогической, физической и медицинской реабилитации ребёнка с инвалидностью.

Ещё здесь предоставляется помощь психологического характера членам семьи несовершеннолетнего с ОВЗ. К примеру, родителей консультируют, обучают методам воспитания, вводят в круг поддержки и общения с такими же людьми

Ключевыми задачами центра являются всесторонняя реабилитация детей-инвалидов, их социальная адаптация детей, создание подходящей среды и благоприятного климата (в семье, между детьми). В реабилитационных центрах за дело берутся квалифицированные специалисты, начиная от врачей и заканчивая тренерами. Это гарантирует реализацию индивидуальных способов работы с каждым ребёнком-инвалидом.

Плюс, в подобных центрах проводят культурно-просветительские, культурные, спортивные и другие мероприятия с учётом особенностей учащихся. Нередко к участию приглашают родителей и здоровых детей, что позволяет всем вовлечённым в процесс обрести уникальный опыт общения и не только.

После оформления инвалидности гражданин или его представитель получает на руки индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Этот документ разрабатывают эксперты бюро медико-социальной экспертизы.

Абилитация и реабилитация инвалидов направлены на компенсацию нарушенных функций организма и возвращение человека в социум. Не все лица с хроническими заболеваниями знают, обязательно ли следовать рекомендациям, указанным в программе, какие виды помощи можно получить бесплатно, кто отвечает за исполнение программы.

Что такое абилитация и реабилитация

В федеральном законе (ФЗ) № 181 от 1995 года под названием «О социальной защите инвалидов…» даны понятия абилитации и реабилитации. Реабилитация для инвалидов – деятельность, направленная на полное или частичное восстановление способности к всевозможным видам деятельности (здоровье, быт, профессиональная сфера). Абилитация – процесс формирования ранее отсутствующих навыков в различных сферах.

К основным направлениям этой деятельности относят:

  • меры медицинской реабилитации;
  • профессиональную помощь инвалидам;
  • социальные меры реабилитации;
  • физкультурно-оздоровительные меры.

Реабилитацию осуществляют различные подразделения: медицинские учреждения, центры занятости, филиалы социальной защиты, школы, техникумы.

Правильный подход к восстановительным мероприятиям включает оснащение инвалидов нужными техническими средствами реабилитации, создание возможности беспрепятственного доступа к различным объектам инфраструктуры, транспорту, предоставление полной и актуальной информации по интересующим вопросам.

Своевременная реабилитация помогает восстановить функции организма

Инвалиды и члены их семей должны знать о своих правах, иметь возможность добраться до учреждений, где оказывают помощь, и без лишних усилий встраиваться в социум. Для более полного изучения вопроса восстановления инвалидов российские специалисты изучают опыт зарубежных коллег из стран, создавших комплексные программы реабилитации (Германия, Швеция, Польша).

Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

Карта ИПРА разрабатывается на тот срок, на который человеку определяют инвалидность: от 1 или 2 лет, детям – до 14 или 18 лет. Если лицу установлена группа без переосвидетельствования, то ИПРА оформляется на неопределенный срок. При необходимости инвалид может быть повторно направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для ее коррекции. Этот вопрос решает лечащий врач по месту жительства.

Рекомендации в реабилитационной карте разрабатываются индивидуально. Однако объем и виды мероприятий, указанные в конкретной программе не могут быть меньше того федерального перечня, который гарантирован всем инвалидам. Восстановлением лиц с хроническими заболеваниями занимаются только профессионалы с опытом работы и соответствующим образованием.

По приказу Минздрава РФ № 1705н от 2012 г лица и организации обязаны отвечать квалификационным требованиям и постоянно подтверждать свою пригодность к труду. Гражданин уполномочен самостоятельно решать, какими именно средствами, видами помощи, консультаций из предложенных экспертами он будет пользоваться.

Инвалид может применять самостоятельно приобретенные устройства (велотренажеры, кресла, слуховые аппараты) и в ряде случаев получать компенсацию за потраченные деньги. Также он может прибегать к услугам проката, если то или иное устройство необходимо на непродолжительное время.

В ИПРА указывают не только план реабилитационных мероприятий и технические средства, которые инвалид получит бесплатно, но и те, которые можно приобрести за деньги или заказать в организациях любой формы собственности. Например, пациенту рекомендовано эндопротезирование сустава. Операция возможна не только по квоте за счет ОМС, но и за полную стоимость в любой выбранной клинике.

Однако инвалиду не следует рассчитывать на проведение бесплатного лечения в другой стране (Германии, Израиле), если он может получить подобную помощь на территории РФ. Если больному полагается тот вид помощи или услуги, который предоставляют бесплатно, он приобретет ее за полную стоимость и сможет подать документы на возмещение затрат. Порядок выплаты компенсации, сумма определяется индивидуально


Образец заявления о предоставлении компенсации

Получить консультацию о возможности приобретения тех или иных видов технических средств, медицинской помощи, получения услуг можно в местном фонде социального страхования (ФСС). Выполнение реабилитационных мероприятий является обязательным для указанных в программе местных и федеральных организаций, независимо от их формы собственности. Контроль за этим возложен на ФСС.

Перечисленные в ИПРА средства, методы и условия лечения, а также другие виды помощи имеют вид рекомендаций. Если инвалид откажется от предложенных методов, то учреждения, отвечающие за исполнение, освобождаются от своих обязанностей. Пенсионер может заполнить отказ в письменной форме в самом бюро МСЭ или просто проигнорировать назначения.

В случае невыполнения инвалидом рекомендаций по восстановлению здоровья, при очередном переосвидетельствовании эксперты могут отказать в установлении группы без дальнейшего переосвидетельствования. Причина этого кроется в невозможности оценить эффективность реабилитационных мероприятий.

Медицинские меры

Медицинская реабилитация инвалидов включает в себя получение медикаментозной терапии, физиолечения, обеспечение необходимой частоты плановых госпитализаций в стационары, назначение и выполнение различных операций, направление в профильные санатории. Этот вид помощи граждане получают в соответствии с программой государственных гарантий субъектов РФ, источником финансирования чаще является федеральный бюджет.

При невозможности обеспечения каким-либо видом медицинской реабилитации по ОМС следует обратиться в фонд социального страхования и узнать о возможной компенсации расходов. Получение лекарственных средств, санаторно-курортного лечения бесплатно возможно при сохранении за инвалидом право на так называемый набор социальных услуг или соцпакет. При необходимости больные, их родственники могут уточнить информацию о санаториях для проведения выездной реабилитации в сети Интернет.

Так на сайте Департамента труда и социальной защиты (ДСЗН) города Москвы есть актуальные для 2019 года сведения об услугах с указанием названий центров, их коечной мощности.

Хронический больной выписывает поддерживающую терапию в поликлинике (диспансере) по месту жительства. Лечащий врач отслеживает его состояние и направляет на плановое лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Там больному назначают не только лекарственные препараты, но и могут порекомендовать и выполнить:

  • массаж;
  • физиотерапию;
  • лечебную физкультуру;
  • бальнеолечение.

В некоторых организациях во время стационарного лечения на основании ИПРА разрабатывают маршрутный лист инвалида и указывают в нем выполненные и рекомендуемые мероприятия. После выписки инвалид получает на руки эпикриз из отделения с указанием срока, объема терапии, наличия или отсутствия эффекта от применяемых методов. Врач по месту жительства изучает выписки и корректирует план реабилитации.

При необходимости пациенту выписывают комиссионное направление на получение высокотехнологичного лечения в условиях медицинских центров федерального значения. Так, лиц с заболеваниями нервной системы, соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата направляют в Новокуйбышевский оздоровительный центр.

Инвалиды по слуху могут рассчитывать на установку имплатнов улитки в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Эта возможность особенно важна для детей с нейросенсорным типом тугоухости. Своевременная дорогостоящая операция помогает такому ребенку расти без отставания в психическом развитии и впоследствии стать полноценным гражданином социума.


Лица с хроническими тяжелыми болезнями почек и нарастающей недостаточностью проходят гемодиализ, позволяющий сохранить жизнь

Если больному оформлена группа инвалидности на 1 или 2 года, за 2 месяца до очередного переосвидетельствования медицинская организация, в которой он получает основную помощь, готовит отчет для ФСС. В нем указывают его паспортные данные, объем и условия (стационар, поликлиника) выполнения реабилитационных мероприятий. После оформления отчеты с печатями организации централизованно отправляют в фонд социального страхования.

Для лиц с бессрочной инвалидностью такие документы готовят и отсылают сразу после установления нетрудоспособности.

При очередном переосвидетельствовании МСЭ получает информацию:

  • об объеме лекарственной помощи в течение установленного периода;
  • о количестве плановых и экстренных госпитализаций;
  • о выполненных реконструктивных операциях;
  • о полученном санаторно-курортном лечении.

Также врач, оформляющий документы в МСЭ, указывает подробную информацию об отказе больного от госпитализаций, приема терапии, нарушениях режима. Это помогает более полно оценить эффективность реабилитации инвалида и решить вопрос о назначении других методов лечения.

Технические средства

Перечень необходимых для обеспечения инвалидов технических средств реабилитации указан в Приказе Минтруда № 998н от 09 декабря 2014 года. В этом же документе можно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к их использованию в каждом отдельном случае. Согласно Приказу 998, к техническим средствам реабилитации (ТСР) относят различные устройства и приспособления, помогающие компенсировать утраченные или нарушенные жизненные функции инвалида.

Обеспечение этим видом помощи осуществляет ФСС за счет федерального бюджета. При необходимости возможно привлечение финансирования из других источников.

Следует знать, что технические средства передают инвалидам для безвозмездного и бессрочного использования. При выходе из строя следует обратиться к врачу по месту жительства для направления на МСЭ и выдачи нового ТСР или провести ремонт. Списание пришедшего в негодность приспособления происходит при участии лица из ФСС с заполнением акта.

Для лиц с заболеваниями опорно-двигательной, нервной системы с нарушением функции передвижения полагаются различные виды кресел-колясок, каталок, трости, ходунки, опоры, поручни, устройства, помогающие в одевании и захвате предметов. Для компенсации функции утраченных конечностей в ИПРА включают протезы (кроме зубных), ортезы. Этой же группе пациентов могут порекомендовать: специальную обувь, реабилитационные костюмы и одежду для инвалидов.

При сложностях в перемещении по квартире инвалидам выписывают кресла с туалетным оснащением. Для лиц с нарушением зрения полагаются тактильные трости, глюкометры, тонометры, термометры, смартфоны, телефоны, персональные компьютеры с речевым выходом, устройства для чтения незрячими инвалидами «говорящих» книг.


Также к ТСР относят специально обученных собак-поводырей с компенсацией на содержание и оплату ветеринарных услуг до 17000 рублей в год

Инвалиды с тугоухостью или глухотой получают слуховые аппараты с вкладышами, сигнализаторы звука со световым или вибрационным оповещением, телевизоры с функцией телетекста. При необходимости этой группе лиц предоставляют услуги сурдопереводчика. Для лежачих больных выписывают противопролежневые и ортопедические матрацы, подушки. Лицам с недержанием бесплатно выдают гигиенические средства – адсорбирующее белье и подгузники.

При наличии стомы инвалид получает моче- и калоприемники. При оформлении ИПРА на инвалида 1 группы или ребенка-инвалида в месяц полагается до 90 единиц гигиенических средств. В зависимости от индивидуальной потребности для больного с нарушением контроля мочеиспускания и дефекации можно выбрать оптимальное соотношение подгузников и пеленок, например 30 и 60, 45 и 45 (рекомендуемые значения должны быть кратны 5, по количеству средств в упаковке).

Для лежачего пациента МСЭ предлагает от 30 единиц адсорбирующего белья. Инвалид и его семья могут самостоятельно приобретать товары для облегчения ухода и жизнедеятельности по рекомендации специалиста. Инвалиду полагается компенсация на изготовление и ремонт ТСР. В 2019 г планируется увеличение финансирования и расширение списка ТСР.

Важно! С 2015 года эндопротезы исключены из списков ТСР: их относят к медицинским средствам реабилитации. Поэтому при нуждаемости в них лица, признанного инвалидом бессрочно до декабря 2014 года, требуется оформление новой индивидуальной программы реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов считают их социализацию. Даже лица с хроническими заболеваниями могут проходить обучение и трудоустраиваться. Профессиональная реабилитация – это:

  • получение специальности;
  • помощь в трудоустройстве;
  • адаптация в производственных условиях.

Первичное получение профессии инвалидами с детства происходит в различных условиях. Для лиц с заболеваниями органов слуха, зрения, психическими расстройствами рекомендуют специализированные школы. В старших классах подростки получают начальное профессиональное образование в соответствии со своими возможностями. Затем они могут трудоустраиваться или продолжать обучение вместе со здоровыми людьми или в училищах для инвалидов.

Рекомендации по направлению на ту или иную профессию выдает реабилитолог МСЭ после прохождения медицинской психолого-педагогической комиссии (ПМПК). Эти сведения также указывают в ИПРА. Они служат основанием для поступления в учебное заведение.


Порой родители особенных детей негативно относятся к направлению на ПМПК. Важно представлять себе, что прохождение комиссии может открыть двери к получению образования и трудовой занятости

Лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте, также выдают профессиональные рекомендации. По направлению МСЭ их определяют на бесплатное обучение новым специальностям. При необходимости инвалиды могут повторно пройти профессиональные курсы и получить новую квалификацию.

Последующее трудоустройство возможностями возможно благодаря совместной деятельности социальной защиты, центров занятости населения, организаций разных форм собственности. Так, некоторые негосударственные компании берут на работу инвалидов и получают за это материальную компенсацию. Рабочие места оснащают специальной мебелью и оборудованием.

Возвращение к труду не всегда происходит гладко. Инвалид переживает, как его могут принять в коллективе, испытывает сложности с началом деятельности после длительного перерыва, не всегда может справляться с режимом и выполнением плана. Это требует работы с психологом для получения мотивации и поддержки.

Социальная реабилитация

Помощь в возвращении в общество и разработка методов обучения навыкам самообслуживания возможны благодаря социальной реабилитации инвалидов. В нее входят:

  • социально-бытовая реабилитация;
  • социокультурная реабилитация;
  • социально-психологическая реабилитация;
  • социально-педагогическая реабилитация.

Некоторым инвалидам требуется специальное обучение навыкам самообслуживания и помощь по обустройству квартиры в соответствии с имеющимися ограничениями здоровья. При необходимости обучения лиц навыкам гигиены, применению технических средств говорят о социально-бытовой реабилитации. Она будет необходима для людей с ограничениями в передвижении, инвалидов по психическому заболеванию.

Социокультурная реабилитация включает комплекс мероприятий, направленных на создание правильного досуга инвалида, обеспечение его общения с окружающими. Она заключается в организации групповых занятий, просмотров фильмов, спектаклей, поездок на экскурсии, посещения выставок, музеев, обеспечение инвалидов аудиозаписями, книгами со шрифтом Брайля.

В ряде случаев этот вид деятельности осуществляют некоммерческие общественные организации. Они изыскивают возможности бесплатного посещения мероприятий в определенные дни или занимаются поиском спонсоров для приобретения материалов и поездок.К методам социально-психологической реабилитации относят работу с психологом или психотерапевтом.

Она помогает пациентам:

  • выявить «слабые места» и реабилитационный ресурс инвалида;
  • перестать относиться к себе как к бесполезным калекам;
  • снизить риск пассивного поведения при стрессах;

Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.

Реабилитация детей-инвалидов – что это?

Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.

Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.

Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.

Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики. В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов. Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).

Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:

  • медицинская;
  • социальная;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • физическая.

Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.

Медицинская

Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов. Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка. Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.

Социальная

Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:

  • подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
  • развитие физических и духовных задатков;
  • создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
  • улучшение условий проживания;
  • формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
  • организация досуга;
  • проведение мероприятий развлекательного характера;
  • полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.

Проблема адаптационной политики в нашей стране заключается в том, что она выстраивает себя на модели инвалидности, которую можно назвать медицинской. Это ослабляет социальный статус ребенка, формирует барьер между здоровыми и больными детьми, в той или иной степени ведет к изоляции.



Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов. Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности. Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.

Психологическая

Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых. Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию. Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.

Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:

  • точечная психологическая помощь;
  • консультации;
  • беседы;
  • психологические тренинги;
  • ролевые игры.

Осведомленность родителей увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка-инвалида.

Комплексная

Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.

Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.

Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования. Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка. Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:

  • социальный работник;
  • психолог;
  • врач по реабилитации.

Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей. Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая. Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.

Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).

Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра

Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил. Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра. Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).

Заключение

Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top