План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия полезные ископаемые. Конспект занятия по экологии «Полезные ископаемые Урала

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия полезные ископаемые. Конспект занятия по экологии «Полезные ископаемые Урала

Возраст: средняя группа (4-5 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о неживой природе (Социально-коммуникативное развитие)
  2. Продолжать знакомить с профессиями – шахтер (Познавательное развитие)
  3. Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении (Познавательное развитие)
  4. Продолжать обсуждать информацию о предметах, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения (Речевое развитие)
  5. Способствовать развитию любознательности (Речевое развитие)
  6. Дать понятие новых слов – недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные камни. (Речевое развитие)
  7. Формировать навыки культуры слушания музыки (Художественно-эстетическое развитие)
  8. Совершенствовать двигательные умения (Физическое развитие)

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Методы и приемы: наглядные - иллюстрации, просмотр коллекции натуральных камней, просмотр фотографий драгоценных камней, словесные - беседа, рассказ, загадки, практические – прослушивание музыки.

Материалы и оборудование: иллюстрации, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней, диск со звуками моря.

Предварительная работа: чтение хакасской сказки «Почему замолчали горы» , дидактические игры «Отыщи такой же камень» , «Узнай на ощупь» , семейный просмотр мультфильмов «Гномы и горный король» , «Серебряное копытце» .

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе накопилась целая коллекция камней. Часть этой коллекции я привезла с моря, где отдыхала летом, многие из вас также были на море и на память об отдыхе привезли камни и принесли в детский сад. Кто из вас был на море? Что там видели? (ответы детей) . Хотите услышать шум моря? Сейчас я включу музыку, вы закроете глаза, будете внимательно слушать и представите картинку, которую вам она подскажет. (Дети слушают)

Что вы услышали, какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы детей) .

Давайте еще раз послушаем музыку, слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга?

Воспитатель: На подносе лежат морские камни, возьмите их в руки, какие они на ощупь? (ровные, круглые, гладкие) .

Воспитатель: Да, такими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода отбивает их края. И они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь возьмите камушки с другого подноса, положите рядом с морскими. Потрогайте их, что можно сказать о них? Какие они? (шероховатые, неровные, с острыми углами) .

Воспитатель: Так чем же отличаются морские и речные камушки? (Ответы детей) Сравните их по прочности (дети испытывают камни на прочность и делают вывод об их твердости) .

Воспитатель: Вы знаете, откуда взялись камни? (предположения детей) . Наша планета, необъятная прекрасная Земля, хранит много тайн. Хотите познакомиться с тем, что хранится внутри Земли?

Под землей существует целый мир! Да еще какой! Посмотрите (воспитатель предлагает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов) . А как вы думаете, откуда произошли пещеры, как они образовались? (Предположения детей)

Эти пещеры сделала вода, Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода может быть такой сильной и такой могучей. Она может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер.

Воспитатель: (обращает внимание на бусы из натурального камня, фото драгоценных камней) ). Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке. Это матушка Земля с помощницей водой создали такие чудеса. Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (воспитатель демонстрирует янтарь, дети рассматривают) Что вы можете сказать о нем? Хотите потрогать этот драгоценный камень и узнать его историю?

Воспитатель: Янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку. Как вы думаете, что произойдёт, если какое-то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) , смола - липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя. Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём. А как же янтарь попал в море?. Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег. Как красивые украшения дарят их на день рождения.

Воспитатель: (показывает кусок каменного угля) Ребята, как вы думаете, этот камень может служить украшением? Пусть он некрасивый, пачкает руки, но его ценность и польза для человека очень большая. Это каменный уголь. Он хорошо горит, используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Хранится уголь под землей, поэтому называется полезным ископаемым. Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые» ? (Ископаемые - потому что нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят большую пользу для людей) . Почему называют уголь каменным? (потому что он твердый) В кладовой Земли, кроме каменного угля, хранится еще много полезных ископаемых, все они относятся к неживой природе. О них будем говорить в следующий раз. Вам интересно узнать, как добывают каменный уголь? Тогда нам придется отправиться в горы.

Физкультминутка

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево
В центре круга соберемся
И на месте повернемся

Мы тихонечко присядем
И немножечко приляжем
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо
А потом пойдем мы прямо
Шли мы шли и до гор дошли.

Воспитатель: Добывают каменный уголь в карьерах, если залегает неглубоко, или в шахтах, если запасы находятся глубоко. (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций) . Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами, горняками (почему?) . Работа шахтёров очень трудная и опасная. Шахтеров все уважают за их силу, мужество.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие по недрам нашей Земли, узнали про полезные ископаемые. Кто первый отгадает загадку: «С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом, чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать. Под землёю огоньки - это в шахте горняки. Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей) . О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? (Ответы детей) . А как называются камни, из которых делают украшения? (Ответы детей) .

Придумайте, каким значком вы изобразите каменный уголь, янтарь (воспитатель предлагает детям нарисовать значки)

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Задачи :

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф) .

Показать их применение в жизни человека .

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны ; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно-эстетическое развитие » , «Речевое развитие » , «Познавательное развитие » .

Воспитатель :

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам,

Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель : Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Воспитатель :

Хотите послушать?

Воспитатель :

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь - разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Воспитатель :

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей .

Воспитатель : В виде полезных ископаемых .

Воспитатель : Почему полезных ?

Ответы детей .

Воспитатель : Почему ископаемых ?

Ответы детей .

Воспитатель : Потому что приходится много земли ископать , чтобы добыть то, что для нас на земле полезно .

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Воспитатель :

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг :

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель :

Гранит - полезное ископаемое . Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей .

Воспитатель : Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени : даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

ИЗВЕСТНЯК

Воспитатель :

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела :

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Воспитатель : Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов : белый, серый, желтый, розовый, «персиковый» , серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей .

Воспитатель : Известняк - важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Воспитатель :

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель : Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей .

Воспитатель : Применение природного песка – широчайшее!

Воспитатель :

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель : Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей .

Воспитатель : Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве : для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Воспитатель :

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Воспитатель :

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей .

Воспитатель : Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Воспитатель :

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

Воспитатель : Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей .

Воспитатель : Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Воспитатель :

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Воспитатель : Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей .

Воспитатель : Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

Воспитатель :

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель : Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей .

Воспитатель : Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Воспитатель :

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте : что же это?

Воспитатель : Нефть - это важное полезное ископаемое . Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей .

Воспитатель : Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых , которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос : а точно ли они полезны ?

Ответы детей

Воспитатель :

Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

Разлив нефти

Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель : Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить . А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым ?

Ответы детей .

Воспитатель :

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые . На это уходят тысячи лет.

Итог занятия :

Ребята, наше занятие подошло к концу . Вот вы придете , сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей .

Анализ занятия воспитателем

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, партновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:

Дети, поздоровайтесь с гостями.

Дети здороваются. В зал вносят посылку. Воспитатель вскрывает посылку. Внутри записка и небольшая коробочка.

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Капельки». Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка».
На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста.

С уважением, Крот.»

Воспитатель:

Что же находиться в коробке? (открывает её)

Дети:

Полезные ископаемые.

Воспитатель:

Почему они так называются?

Дети:

Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель:

Какие три вида полезных ископаемых вы знаете?

Дети:

Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель:

Какими способами их добывают?

Дети:

Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Воспитатель:

Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке.

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу приносит гранит?

Дети:

Он используется в строительстве.

Воспитатель:

Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод -
Там меня нагреют. Вот
Такие вот продукты:
(Не конфеты и не фрукты)
Керосин, бензин, мазут...
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?

Дети:

Воспитатель:

Что изготавливают из нефти?

Дети:

Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель:

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу он приносит людям?

Дети:

Это топливо.

Воспитатель:

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

Дети:

Воспитатель:

Для чего она используется?

Дети:

Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Воспитатель:

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу он приносит?

Дети:

Это топливо и удобрение.

Воспитатель:

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.

Дети:

Известняк.

Воспитатель:

Где используется известняк?

Дети:

Используется в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

Дети:

Воспитатель:

Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи...

Дети:

Это руда.

Воспитатель:

Что делают из железной руды?

Дети:

Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель:

Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Дети:

Он притягивает железные предметы.

Воспитатель:

Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Дыхательная гимнастика «Крылья»

Вместо рук - большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья!


1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки

Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание

Покачаемся слегка,
А под нами облака.

Исходное положение – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох)
2 – наклон влево – «кач» (выдох)

Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох)
2 – исходное положение (выдох)
3 – повернуться влево (вдох)
4 - исходное положение (выдох)

Мы хлопком встречаем Солнце,
Светит людям пусть в оконца.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох)
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)
3 – развести руки в стороны (вдох)
4 – исходное положение (выдох)

Мы представим, что мы пчёлы,
Пчёлы в небе – новосёлы.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох)
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)

Приземление

Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора!

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох)
2 – наклон вперед с одновременным опусканием.

Воспитатель:

Вот мы и в волшебной стране магнитов.

Опыты:

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование:

Емкость с водой,
5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
Магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок.
Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод:

Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель:

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование:

Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
Заготовки для машинок (дно, крыша),
Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
Ножницы и скотч (можно клей и кисти),
Магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
Установить автомобили на старте.
Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта:

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод:

Поле магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель:

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование:

Кусочек пенопласта в виде лодочки,
Портновская игла для мачты,
Цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
Магнит,
Миска или таз с водой.

Ход опыта:

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод:

Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель:

Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

Два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу.
Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта:

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель:

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Воспитатель:

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вы узнали? Что вам больше всего понравилось? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка).

Воспитатель:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Воспитатель:

Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.

Организация: МБДОУ ДС/КВ №134

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

  • Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами (каменный уголь, нефть, соль)
  • Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
  • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
  • Развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
  • Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Материал: Глобус, карта, коллекция полезных ископаемых, модели использования полезных ископаемых (нефть, уголь), материалы для проведения опытов (сухое горючее, уголь, нефть, соль, лупы, пипетки, колбы)

Предварительная работа:

  • чтение сказок: "Полезные ископаемые", "Сказка об угольке", "Данило-мастер".
  • игры "Путешествие по глобусу", "Геологи".
  • моделирование, экспериментирование, сбор коллекции минералов.

Воспитатель приглашает детей пройти в группу и сесть на ковер (на середине ковра находится глобус),

Ребята, что это?(Глобус).

Что он изображает?(модель Земли)

Какого он цвета?(разноцветный)

Что отмечено на глобусе коричневым цветом?(горы)

Коричневый цвет везде одинаков?(нет). Почему?(где темнее, там горы высокие и т.д.)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми, которые человек добывает в горах и недрах земли. Горы образовались за многие миллионы лет, они образовались из остатков животных и растений, поэтому в горах и недрах земли встречаются полезные ископаемые. (Воспитатель убирает глобус, показывает карту). Что это?(карта). Да, верно. Карта тоже модель нашей земли. Вот тоже горы (показ). Посмотрите, на этой карте есть еще и разные черные значки. Эти значки показывают где, какие полезные ископаемые находятся.

Скажите, кто занимается поиском полезных ископаемых и расставляет эти значки? (геологи). Вот геологи подари ли нам коробочки с полезными ископаемыми. Давайте пройдем и рассмотрим их. (Дети подходят к столам и рассматривают, трогают полезные ископаемые. Воспитатель обращает внимание на каменный уголь. Берет в руки и предлагает детям рассмотреть его).

Какого цвета каменный уголь? (черный)

Какой он на ощупь?(твердый, шершавый)

Пахнет или нет?

Знаете, ребята, уголь хотя и твердый, но он легко может раскрошиться при ударе (воспитатель показывает как уголь крошится).

Уголь еще и какой?(хрупкий).

Скажите, а кто добывает каменный уголь?(шахтеры).

Где добывают его?(в шахтах)

А зачем нужен каменный уголь человеку?(ответы детей)

Давайте проверим, хорошо ли горит и выделяет тепло каменный уголь? (опыт: поджигаем уголь, дети наблюдают за его горением, затем воспитатель предлагает подержать руки над огнем).

Что ощутили? (тепло)

Мы знаем, как человек использует уголь. Давайте выложим модель, как и где человек использует каменный уголь. (дети подбирают картинки где используется каменный уголь и выкладывают модель)

Посмотрите, вот еще одно полезное ископаемое (показ нефти). Дети подходят к столу.

Как вы думаете, что это? (нефть). Да, верно это нефть. Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков животных и растений, которые жили многие миллионы лет назад.

Нефть-это камень?(жидкость)

Какого цвета?(черная)

Давайте понюхаем ее. Есть ли запах? (есть). Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким запахом.

Скажите, где добывают нефть? (в недрах земли).

Как называют тех людей, что добывают нефть?(нефтяники).

Нефтяники строят буровые вышки(показ иллюстраций) и добывают нефть.

Как вы думаете, для чего человеку нужна нефть?(ответы детей).

Да, верно, нефть как и уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Давайте попробуем.(воспитатель наливает в воду нефть, дети наблюдают, что происходит с нефтью).

Если нефть попадает в море, океан, то она загрязняет воду и все живое при этом погибает. (Воспитатель наливает немного нефти в блюдце и поджигает. Дети наблюдают, что происходит. Ставят ладони над огнем.

Нефть хорошо горит и выделяет энергию. Ребята скажите зачем человеку нужна нефть? (делать из нее бензин, керосин, солярку, смазочные вещества и т.д.).

А как человек должен обращаться с нефтью?(аккуратно, чтобы не загрязнять атмосферу). Вот сейчас я посмотрю, что вы знаете о том, как человек использует нефть. Вот у меня схема - модель, попробуйте дополнить ее теми картинками, где изображено как человек использует нефть (дети выкладывают и дают пояснения, почему выбрали именно эту картинку).

У нас есть еще один минерал. (в колбе соль).

Как вы думаете, что это? (соль). Почему она оказалась среди полезных ископаемых (ее добывают из недр земли). Каким цветом соль? (белая). Как вы думаете, она твердая как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель берет комок соли, слегка нажимает на него и он рассыпается).

Что произошло? (соль рассыпалась)

Какая соль? (сыпучая)

Возьмите свою чашечку с солью. Понюхайте соль. Запах есть? (да, но не сильный). Возьмите лупу и рассмотрите соль через нее. (дети рассматривают).

Из чего состоит соль? (из крупинок, кристалликов).

Как вы думаете, соль растворяется в воде? (да).

Воспитатель берет стакан с водой и добавляет в нее соль. Дети наблюдают, что происходит.

Что произошло с солью? (растворилась). Как вы думаете, вода какой стала? (соленой). Давайте попробуем. (воспитатель пипеткой капает по капельки на язык).

Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, сыпучая, состоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.

А человеку зачем соль? (ответы детей). Ребята я вас приглашаю пройти на ковер. (дети усаживаются). Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми, назовите их? (ответы детей). Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? Я хочу прочитать вам сказку о том, как вели спор полезные ископаемые, а вы послушайте и определите, кто из них самый важный.(Воспитатель читает сказку из книги "Мир вокруг нас". Вопросы после чтения).

О чем спорили полезные ископаемые? (кто из них самый важный)

А как вы думаете, кто из них главный? (они каждый по своему главный).

Верно, все полезные ископаемые по своему важны для человека. Ведь без них невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет, и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.

Список используемой литературы

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
  2. «Юный эколог», С.Н. Николаева – М.: Мозаика - Синтез, 199
  3. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду, А.И. Иванова. Человек.-М, 2007
  4. Мир вокруг нас, Географический атлас для детей, 1991.

Драгоценные металлы, нефть, газ, уголь добываются в земле. Однако мало кто слышал о нескольких интересных фактах, которых не увидишь в школьных учебниках. Представляем вашему вниманию небольшую подборку интересных фактов о полезных ископаемых.

Платина

Несмотря на свой высокий титул королевы металлов, платина была оценена намного ниже серебра. Причиной этого стала тугоплавкость платины и невозможность чеканки из нее монет.

В ХІХ веке на казначейском дворе России скопилось много платины, которую добывали на Урале. Из нее решили сделать монету, стоимость которой была между серебром и золотом. Монета стала популярной, ее охотно принимали не только в России, но и за рубежом.

В 1843 году был найден самый большой платиновый самородок весом в 9 килограмм 635 грамм. До наших дней он не дошел, так как был переплавлен.

Золото

Золото заслужило звание самого гибкого металла. Ученые доказали, что из одной лишь унции золота можно свит нить длиною в 80 км.

Золота в мире добыто не так уж много — если его сложить вместе, получится куб размером приблизительно как школьный спортзал.

В древнем Перу в столице Куско были дома, которые облицовывались золотой фольгой. Так что золотой город — это не легенда, он существовал на самом деле. Остатки такой «штукатурки» можно увидеть в музейных экспозициях.

Поток золота и серебра из Америки стал причиной обесценивания денег, что стало одной из причин упадка экономики Османской империи, которая не имела такого мощного источника драгоценных металлов. Финансовые трудности были одной из причин приостановки экспансии исламского государства в Европу, так что открытие Америки послужило «вторым фронтом» против турецкой экспансии.

Чистое золото в порошкообразном виде имеет красный цвет. Тонкую пластину можно выковать до такой толщины, что она станет полупрозрачной и будет иметь зеленый оттенок.

Первой теорией о происхождении нефти было то, что нефть – есть моча китов. Изначально «черное золото» собирали с поверхностей водоемов. Только много позже нефть стали добывать из недр Земли с помощью нефтяных вышек и насосных станций.

Нефть — органического происхождения, она образовывалась из вымерших существ. Только это были не динозавры и не млекопитающие, а морской планктон, который был в древних морях в больших количествах.

В начале ХХ века в России на месторождениях возле города Баку добывалось около половины нефти мира. Еще одним важным нефтяным регионом была Галиция (Западная Украина). Возле галицийских городов Борислав и Дрогобыч нефть залегала практически у поверхности — ее добывали с помощью колодцев, вынимая на поверхность с помощью ведер.

Уголь – самое распространенное ископаемое в мире. Углем топиться большинство загородных домов и домов, находящихся в сельской местности. Но, несмотря на такую популярность, добывается уголь сложно: из 20 м торфяного слоя, находящегося под значительным давлением, образуется лишь двухметровый пласт угля. Для сравнения: если торф залегает на глубине 6 км в естественных условиях, то угольный пласт — не более полутора метров.

Из угля можно делать обычный бензин и керосин. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс, но в годы Второй мировой войны таким образом поступали немцы, которым нефти не хватало для обеспечения армии топливом.

Обжигая дерево без доступа воздуха, можно получить древесный уголь, который дает большую температуру горения и может использоваться для выплавки железа и в кузнечном деле.

Обсидиан

Обсидиан – очень прочный камень с высокой плотностью. Он образуется, главным образом, из вулканической магмы. Другое название этого камня – вулканическое стекло. Его в древности использовали люди для изготовления орудий труда и оружия.

Археологи обнаружили доказательства того, что самые первые хирургические инструменты были изготовлены именно из вулканического стекла.

Из этого материала делали оружие ацтеки. Они нанизывали острые обсидиановые пластины на плоские палки, делая что-то наподобие мечей.

Малахит

Кто не слышал сказ Бажова «Малахитовая шкатулка»? Малахит красив сам по себе – радужно-зеленый, переливающийся полудрагоценный камень. Из него делают украшения и красивые поделки.

Малахит — это медная руда, из него выплавляют этот красный металл. Медь — это единственный металл, не дающий искр при трении.

Самый массивный камень весил 1,5 тонны. Он был преподнесен императрице Екатерине II, а позже занял почетное место в музее Горного института в Питере.

Серебро

Серебро в древние времена применяли для лечения открытых ран. Ведь, как известно, серебро обладает бактерицидными свойствами. Вокруг самой раны клали особые пластины из серебра, после чего она без проблем заживала.

Добыча серебра в Южной Америке, которую проводили испанцы, проводилось в больших масштабах. Это привело к значительному падению цены на этот металл. В античные времена соотношение цены золота и серебра было 1 к 10, сегодня же за один грамм золота дают около ста грамм серебра, то есть за два тысячелетия серебро подешевело к золоту в десять раз.

Алмаз

Парадокс: его считают твердым минералом, однако если ударить по нему молотком со всей силы, то он может расколоться на мелкие части. Это связано скорее с наличием микротрещин, нежели с непрочностью материала.

Сегодня большинство алмазов, которые продаются в ювелирных магазинах, искусственного происхождения. Из изготовляют из углеродной смеси при высоких температурах и одновременном высоком давлении.

Большинство алмазов в природе черного цвета, они дешевы и идут на изготовление абразивных инструментов, например, наждачной бумаги. Черные алмазы для потребностей промышленности также делают искусственным путем.

Торф

Ученые выяснили, что торф — отличный консервант. В слоях торфа сохраняются останки животных и предметы быта, что позволяет ученым узнавать все больше подробностей о жизни древних людей и животных.

Торф — отличное удобрение. Но только его нельзя применять в чистом виде, так как растение может не прижиться. В качестве удобрения его добавляют в обычную землю и тщательно перемешивают.

Торфяники часто загораются. Такие пожары трудно потушить, кроме того, возникает опасность образования полостей под землей вследствие выгорания подземного торфа. В эти полости могут провалится люди и техника.

Соль

Это еще один самый распространенный минерал. Однако в пищу используют всего 6% соли. Еще 17% ее уходит на посыпание дорог при гололеде, а остальные 77% — на промышленные нужды.

В средние века соль очень ценилась, так как это был единственный пищевой консервант, который позволял делать запасы продуктов на зиму.

В IX веке соленую селедку ели только бедные жители, так как рыба горчила. После того, как люди догадались вынимать жабра перед солением, рыба получила отличный вкус и стала востребованной всеми слоями населения.

Соль в организме человека задерживает воду, поэтому из-за этого продукта может резко подняться артериальное давление.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top